БОРЬБА ОБОСТРЯЕТСЯ
        Революционные войска Китая снова одержали блестящую победу над контрреволюцией. По последним сообщениям, армия Сун-Чуан-Фана разбита кантонцами и отступает по всему фронту. Пока Сун-Чуан-Фан имел дело с местными войсками провинции Чжецзянь, перешедшими на сторону, революции, он теснил эти войска и продвигался на юг. Но как только подошли главке силы кантонцев, Сун-Чуан-Фан потерпел поражение. Единственная провинция к югу от Ян-Цзы-Цзяна, где еще находятся контрреволюционные войска, вскоре будет очищена, и кантонская армия подойдет вплотную к Шанхаю.
        Эта победа еще больше укрепит положение революционной армии и заставит империалистов, ведущих двойную игру уступок и угроз, пойти на дальнейшие уступки. В том, что иностранным империалистам во главе с Англией, придется пойти на весьма серьезные уступки, вплоть до полного отказа от какого-либо вмешательства во внутренние дела Китая, - в этом никто уже не сомневается. Политика империалистов направлена сейчас на то, чтобы путем таких уступок расколоть национально-освободительное движение.
        Партия Гоминдан, руководящая движением, впитала в себя представителей различных классов. Китайская буржуазия добивается уничтожения привилегий чужеземных торговцев и фабрикантов. Мелкобуржуазные слои ремесленников и интеллигенции ненавидят унизительный гнет насильников. Рабочие и крестьянские массы борются и против китайской и против чужой буржуазии. Уступки, на которые готовы итти империалисты, имеют целью создать союз иностранных империалистов с китайской буржуазией против рабочих и крестьян.
        Правая, буржуазная часть Гоминдана расположена к тому, чтобы принять предлагаемые уступки и подать руку империалистам. По некоторым сведениям, этот план находит сторонников и среди командного состава кантонской армии, принадлежащего по своему классовому происхождению к буржуазным элементам. Об этом можно судить по вмешательству военного командования в экономическую борьбу китайских рабочих против буржуазия. Дальнейшая политика партии Гоминдана будет, очевидно, зависеть от того, на какую сторону склонятся средние и мелкобуржуазные слои.
        Китайские революционеры, однако, не должны забывать, что сила кантонской армии заключается в той поддержке, которую она получала от рабочих и крестьян. В чисто военном отношении армии Чжан-Цзо-Лина, У-Пей-Фу, Сун-Чуан-Фа-на и других белогвардейских генералов, получающих деньги и оружие от империалистов, безусловно, сильнее. И все же эти армии неизменно терпят поражения. Переходы целых частей на сторону кантонцев - повседневное явление. Обратные переходы - на сторону контрреволюции - крайне редки. Все это объясняется тем, что рядовые солдаты революционной армии, в подавляющем большинстве рабочие и крестьяне, знают, что они борются за свое освобождение. Наемные же войска белых генералов проливают свою кровь за чуждое дело.
        Победы кантонской армии будут продолжаться только до тех пор, пока армия и массы преследуют одну и ту же цель. Разрыв между ними приведет к разгрому революции. Тогда все уступки, на которые охотно идут империалисты, будут взяты назад с лихвой, и на Китай будут наложены еще более тяжкие цепи.
        Мы поэтому с величайшим вниманием должны следить за той классовой борьбой, которая, повидимому, идет в рядах Гоминдана. Партии Гоминдана, возможно, придется совершить чистку от правых буржуазных элементов. Такую чистку уже приходилось проделывать раньше - до выступления кантонцев на север. Сейчас опять назревает надобность в укреплении революционного фронта. И чем скорее это будет произведено, тем больше будет уверенности в окончательной победе китайской революции.

Союз железнодорожников и перевыборы советов
        П.
        Все шире и шире развертывается кампания по перевыборам советов, захватывая широкие массы трудящихся. Вместе с тем враждебные нам группы проявляют все большую тенденцию к тому, чтобы оказать свое влияние на выборы, ибо эти группы прекрасно поняли и осознали, что, чем крепче будут советы - эти органы пролетарской диктатуры, тем труднее будет им делать свое дело, и наоборот: чем слабее будут советы, тем легче будет дышаться кулаку в селе и нэпману и торговцу в городе.
        Противопоставить этому напору кулака в селе и нэпмана-торговца в городе свое влияние в первую очередь должны профсоюзы. От того, как профсоюзы проведут свою подготовительную работу, в значительной степени будет зависеть и самый успех выборов. Директив сверху о том, как профорганизации должны вести свою работу, дано предостаточно.
        В частности, если взять наш союз, об'единяющий в своих рядах свыше миллиона трудящихся, то и здесь мы увидим, что таких директив было дано достаточно. Однако поступающие с мест сведения, правда, пока еще довольно скудные, заставляют сейчас еще раз заострить внимание на вопросе об участии наших союзных органов в выборах советов. Сведения эти говорят о том, что далеко не везде осознали еще значение советов и необходимость выбора в них наиболее выдержанных, наиболее честных и преданных советской власти трудящихся, рабочих и крестьян.
        Зачастую вопросам выборов в совет, отчетам членов совета и обсуждению наказов уделяется слишком мало внимания. Вопрос об участии, отчет о работе делегатов совета, наказ новому совету ставятся между прочим - в текущих делах. Между тем наш именно союз - союз железнодорожников - при надлежащем внимании и усилии мог бы и должен по существу оказать громадное влияние на результаты выборов. Значительное количество членов нашего союза очень тесно связано с селом; громадные кадры рабочих имеют постоянное местожительство в селах и деревнях. Ежедневно приезжая на работу в крупные центры, эти рабочие кадры в первую очередь должны быть использованы нашими профорганизациями для оказания влияния на результаты выборов в селах и деревнях, для противодействия проникновению и засилию кулацких элементов в советах. Ни в какой мере не зависимые от кулацких элементов, прошедшие суровую пролетарскую школу, получившие закалку в борьбе, эти рабочие лучше всего и успешнее всего смогли бы оказать помощь бедняцким и середняцким слоям при перевыборах советов. Но для всего этого в первую очередь необходимо, чтобы эти рабочие сами осознали необходимость проведения этой работы; профорганизации должны помочь этим рабочим в этом деле. На известный период времени наши месткомы и учкпрофсожи на вопросе об участии в выборах должны сосредоточить все свое внимание и свою работу. Клуб, красный уголок, стенгазета, кружок рабкоров - все должно быть использовано для проведения работы по разъяснению значения советов, необходимости участия в них, необходимости недопущения в них кулацких и нэпмановских элементов. В крупнейших городах - Ленинграде, Москве, Харькове, Киеве, Одессе и т.п. - железнодорожники также составляют значительную долю пролетарских элементов, и организованное их участие может оказать влияние на состав советов, не дать пролезть в советы ненужным, вредным элементам.
        В период перестройки всего нашего хозяйства, поднятия его на новые, невиданные еще в истории высоты, советы приобретают особо важное значение, и от того, каков будет состав этих советов и насколько они будут работоспособны, в значительной степени будет зависеть самый темп строительства нашего социалистического хозяйства. В своей статье "Один из коренных вопросов революции" т. Ленин еще в сентябре 1917г., до Октябрьской революции, уже предвидел роль и значение советов, когда писал:
        "Власть советам - это значит: радикальная переделка всего старого государственного аппарата, тормозящего все демократическое, устранение этого аппарата и замена его новым, народным, то-есть истинно демократическим аппаратом советов"...
        Сейчас вопрос о борьбе с бюрократическими извращениями в нашем аппарате имеет колоссальное значение, и успех этой борьбы также будет зависеть от состава и работы советов. Профсоюзы и советы под руководством коммунистической партии, опираясь на многомиллионные массы трудящихся, рабочих и крестьян, одни лишь в состоянии справиться с теми громаднейшими задачами, которые перед вами стоят.
        Все внимание выборам в советы, все внимание работе советов - вот лозунг, который профсоюзы должны претворить в жизнь.

Отовсюду
        Заключенные в тюрьме в Лонжо (Индо-Китай) совершили массовый побег. 68 беглецов пробираются в Китай. Из этого числа во время погони убито 11 и задержано 5.

Чехословацкая цензура запретила некоторые лекции, предназначенные для широковещания пражской организации "Рабочее Радио", в том числе лекцию "Что я видел в СССР" профессора Матезиуса. Совет организации опротестовал это постановление.

КИТАЙ В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ
БЛЕСТЯЩАЯ ПОБЕДА КАНТОНЦЕВ
Полное поражение армии Сун-Чуан-Фана
Она отступает в направлении к Ханьчжоу
ПО СООБЩЕНИЮ АМЕРИКАНСКОГО АГЕНТСТВА ИЗ ШАНХАЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЙСКА НАНЕСЛИ РЕШИТЕЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ АРМИИ СУН-ЧУН-ФАНА ПО ВСЕЙ ЛИНИИ ЧЖЕЦЗЯНСКОГО ФРОНТА. ВОЙСКА СУН-ЧУАН-ФАНА ОТСТУПАЮТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ХАНЬЧЖОУ.

Размер: 40,8kb,307x450x100dpi

О'Майли, английский представитель, ведущий переговоры с национальным правительством.

Не подпишут соглашения до ухода английских войск
        По сообщению из Шанхая, кантонский министр иностранных дел Чен заявил, что переговоры с англичанами по поводу концессий в Ханькоу фактически закончены и остается лишь подписать соглашение. Однако, по словам Чена, оно не будет подписано, пока английские войска не будут уведены из Шанхая.
        По сведениям из Шанхая, члены шанхайского муниципального совета - не-англичане - возражают против размещения английских войск в зданиях, являющихся международной собственностью. С другой стороны, китайская торговая палата Шанхая возражает против размещения английских войск в китайских зданиях.
        В виду этого постройка бараков для английских войск на территории международного поселка внезапно прекращена.
        Размещение, даже первых контингентов прибывших войск в принадлежащих англичанам помещениях оказывается неразрешимой задачей.

Письмо Чена английской рабочей партии и профсоюзам
        Об'единенный национальный совет английской рабочей партии и профсоюзов получил от Чена ответ на свое обращение. Чен указывает, что хотя национальное правительство и считало английские предложения неудовлетворительными и недостаточными, оно, тем не менее, выразило готовность обсуждать эти предложения в обстановке, свободной от устрашения; но продолжающееся сосредоточение английских войск в Китае делает такое обсуждение невозможным.
        "Если массовое сосредоточение вооруженных сил в Китае, - пишет Чен,- является выражением той психологии правящих кругов, которая вскормлена трупами убитых людей, то приходится опасаться, что расстройство английской торговли и промышленности может продолжаться ДО тех пор, пока английские рабочие не возьмут на себя задачу остановить упадок английской торговой деятельности на Дальнем Востоке, заменив государственное руководство консерваторов, построенное на империализме и войне, новым государственным руководством, построенным на мире и продуктивной работе".

Выкинуть Макдональда!
        ЦК английской компартии опубликовал заявление, в котором говорится:
        "С начала и до конца Макдональд делал все для того, чтобы усыпить бдительность рабочих и помешать им самостоятельно начать активную борьбу с угрозой войны. С начала и до конца Макдональд играл роль щита для английского правительства и пытался возложить ответственность за конфликт на китайское национальное правительство. С начала и до конца Макдональд говорил о китайских рабочих и крестьянах, ведущих неравную борьбу против рабства и лишений, не иначе, как только о "черни" и о "толпе".
        Поэтому Макдональд с начала и до конца действовал как верный защитник и союзник английского правительства.
        Коммунистическая партия призывает рабочих выкинуть вон этого друга капиталистов, принудить исполком рабочей партии отказаться от своей империалистической политики и открыто выступить против всякого рода интервенций, а также требовать увода всех военных и военно-морских сил из Китая. Коммунистическая партия призывает рабочих самостоятельно начать активные действия с целью предотвращения войны путем создания комитетов "Руки прочь от Китая" и путем прямого действия".

Обойдутся без него
        Председатель английского совета профсоюзов Хикс, занимавший пост председателя английского рабочего совета для защиты свободы Китая, вышел из состава последнего.
        Отставка Хикса является следствием той кампании, которую Макдональд ведет против английского рабочего совета для защиты свободы Китая.

Совещаются до седьмого пота
        Английское правительство вчера трижды совещалось о положении в Китае. Сообщают, что на этих совещаниях решено не менять политической линии в Китае и осуществлять военные приготовления по намеченному плану.
        По сведениям корреспондента газеты "Дэйли Экспресс", английскому представителю в Ханькоу посланы новые инструкции.

Обеспокоены
        Английское правительство обеспокоено ростом сочувствия к китайскому национально-революционному движению в странах Востока. Особенное значение при этом придается признакам намечающегося сближения между Кантоном, с одной стороны, и Афганистаном и Турцией - с другой. Официальные английские круги опасаются возникновения противоанглийского блока от Средиземного моря до Тихого океана.

На лондонской бирже
        На лондонской бирже настроение чрезвычайно вялое. Котировка большинства бумаг свидетельствует о глубоком влиянии китайских событий. Особенно сильно упали китайские бумаги, бумаги стальной и железоделательной промышленности и облигации.

Новый заем Чжан-Цзо-Лину
        Слухи о новом английском займе Чжан-Цзо-Лину подтвердились. Заем Чжан-Цзо-Пину предоставлен в сумме 5.000.000 фунтов стерлингов (50 миллионов рублей). Часть этой суммы уже переведена в распоряжение Чжан-Цзо-Лина с целью дать ему возможность немедленно же подготовиться к походу на юг.

Размер: 29,8kb,300x247x100dpi

Английские броневики

Размер: 34,8kb,242x450x100dpi

Белогвардейцы на службе Чжан-Цзо-Лина

На снимке - группа русских офицеров, сражающихся в рядах контрреволюционных китайских войск против революционной кантонской армии.

Размер: 26,3kb,381x450x100dpi

Для "чести флага"

Примо да Ривера заявил, что Испания будет соблюдать в Китае абсолютный нейтралитет. Крейсер "Лезо", по словам Примо де Ривера, послан в Китай для охраны проживающих там испанцев, а также для того, "чтобы испанский флаг присутствовал там, где развеваются флаги других держав".

При первой возможности перейдут
        Среди проживающих в Токио (Япония) индусов господствует мнение, что Англия не сможет провести в Индии мобилизацию для отправки в дальнейшем войск в Китай, ибо индусские войска при первой возможности перейдут на сторону национально-революционного движения в Китае.

Италия заодно с Англией
        Итальянские правительственные газеты "Трибуна" и "Джорналь д'Италия" выступили с заявлениями о необходимости немедленного активного участия Италии в совместной с Англией подготовке К возможной интервенции в Китае.
        "Трибуна" заявляет, что, отказавшись от особых прав, державы расчистили бы путь для китайского социализма, иными словами - сдались бы в вопросе мирового значения.
        "Джорналъ д'Италия" подчеркивает, что победа национального движения в Китае "находящегося под влиянием Москвы", создала бы угрозу всей Европе.

Римский папа - также
        В связи с событиями в Китае находившийся в Риме для доклада папе (духовный глава католиков) представитель его в Китае Константини срочно выехал в Шанхай.
        Подтверждается, что в беседе с английским министром Черчиллем пала высказал опасение, что уступки Китаю могут подорвать основу деятельности священников.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ

Опубликована декларация кантонского правительства
        В ней говорится, что стягивание английских военных сил в Шанхае есть акт принуждения, направленный, как против Китая, так и против китайского национального движения. Подписание соглашения об этих условиях было бы равносильно подписанию его под давлением силы. Такое соглашение не было бы действительным.
        "Национальное правительство вынуждено ждать пока кончится этот период давления, - говорится в декларации, - прежде, чем дать полномочия о подписании какого бы то ни было соглашения".

Отклики в Англии
        По сообщению английского телеграфного агентства, английское правительство рассматривает положение, создавшееся в результате развития событий в Ханькоу.
        "Совершенно очевидно, - гласит сообщение, - что переговоры принимают новый оборот вследствие внезапного изменения кантонским министром иностранных дел Ченом своей позиции".
        Второе чрезвычайное заседание правительства состоится 4 февраля.
        На этом заседании будет рассмотрен вопрос об изменении маршрута войск, находящихся на пути в Шанхай.
        Национальный объединенный совет английской рабочей партии и профсоюзов обсуждал полученную от Чена телеграмму.
        Днем Чемберлен, в присутствии Болдуина, принял депутацию от совета.
        Немедленно после этого свидания снова состоялось заседание национального совета, которое, после краткой дискуссии, было отложено на 4 февраля.

АНГЛИЯ И СССР

Как предупреждают рабочих
        Письмом в газету английской рабочей партии "Дэйли Геральд" Кук предупреждает английских рабочих, что консерваторы хотят добиться разрыва с СССР.
        "Совершенно ясно, - пишет Кук, - что английское правительство намерено, если только мы ему это позволим, порвать с СССР в отместку за помощь, оказанную рабочими СССР английским углекопам. Однако, английские углекопы, их жены и дети попрежнему будут доверять тем, кто помог им в тяжелую минуту".

Трезвые голоса
        Либеральная английская газета "Дэйли Ньюс" открыто высказывает неодобрение Уркварту за то, что он объединился с "безмозглыми крайними националистами", требующими разрыва с СССР.
        Газета указывает, что Советский Союза быстро восстанавливается и что Англия не может пойти на потерю торговли с СССР.
        "Кроме того, - пишет газета, - разрыв отношений с СССР не только не прекратит антианглийскую пропаганду, а скорее увеличит ее".

Привет соратнику!
        В Англии вышел первый номер нового коммунистического издания "Уоркерс Лайф" ("Жизнь Рабочего"), который должен заменить собой прекратившуюся еженедельную газету "Уоркерс Уикли" (издание "Уоркерс Уикли" прекратилось в виду наложения ареста на все имущество издательства за неуплату штрафа в 1.100 фунтов стерлингов, к которому была приговорена газета по одному из дел, возбужденных против нее в связи с забастовкой углекопов).
        Борьба против английского империализма будет одной из основных задач газеты. Первый номер "Уоркерс Лайф" свою первую полосу целиком посвящает китайским событиям.

С'ЕЗД ЧЕТЫРЕХСОТ
        В Стокгольме (Швеция) закончился с'езд четырехсот делегатов рабочих организаций, отказавшихся подчиниться директивам организационного комитета обвинительного конгресса транмелистов (отколовшиеся от компартии) и социал-демократов.
        С'езд постановил образовать норвежско-финско-русский комитет единства профдвижения.
        В центральный комитет, учрежденной съездом новой "рабочей партии единства" избраны 9 человек. Председателем ЦК избран Волан. С'езд закрылся после выступления представителя ВЦСПС Яглома.

Советские лыжники
        Советские лыжники, возвращаясь в СССР, выехали 2 февраля поездом из Осло (Норвегия) в Стокгольм (Швеция).

Олинь предан суду
        Латвийская военная прокуратура передала дело Олиня (главаря фашистского восстания в Вольмаре в январе 1927г.) военному суду. Олиню пред'явлено обвинение в попытке свержения существующего строя. По сообщению газет Олиню грозит смертная казнь.

ПО СТОПАМ МУССОЛИНИ

"Народники-селяне, - пишет газета литовских националистов "Лотува", - требуют, чтобы в парламенте была оглашена декларация нового правительства. Может ли правительство, взявшее власть в такой важный момент, дать парламенту возможность выразить ему недоверие? Правительство Вольдемараса получило свои полномочия от армии, а не от парламента. Поэтому было бы величайшим оскорблением армии, если бы правительство уступило требованиям народников-селян и допустило, чтобы парламент стал хозяином страны. Правительство не считает нужным иметь выраженное парламентским путем доверие народников-селян. Народники-селяне задумали свататься к власти в неподходящий момент. Им надо еще поучиться и присмотреться, - может быть они тогда многое поймут и откажутся от своих устарелых взглядов на демократию".

Снова смертные приговоры

2 февраля военно-полевой суд в Поневеже (Литва) приговорил коммунистов Стружаса, Казакевичуса, Алексиунаса к смертной казни. Коммунист Турла приговорен к 12 годам каторжных работ.

Забастовка протеста
        Часть бежавших в Венгрию австрийских фашистов, принимавших участие в убийстве рабочих в Бургенланде (Австрия), возвратилась из Венгрии. Все возвратившиеся фашисты арестованы и сознались в убийстве рабочих. В среду, в 11 час. утра, по всей Австрии проведена 15-минутная всеобщая забастовка протеста против убийства рабочих в Бургенланде.

Работают лишь 4 дня в неделю
        В Италии вследствие экспортных затруднений вызываемых хозяйственным кризисом, 100.000 ткацких станков (из общего числа 130.000) и 4 миллиона веретен (из общего числа 4.800.000) работают лишь 4 дня в неделю.

Весь Гудок

Главлит: