Борьба за советы

Кулаки почти полностью вытеснены
        Вл.Ж.
        Выборная кампания развертывается почти на всей территории Союза. И когда просматриваешь богатый материал, которым полны столбцы всей советской печати, то создается твердое впечатление, что вокруг перевыборов в этом году образовалась атмосфера большой политической камлании.
        На выборы идут, особенно на селе, не для того только, чтоб выполнить равнодушно свой гражданский долг, но потому, что видят в этом важнейшее в данный момент общественное дело, затрогивающее кровные интересы борющихся сторон. А стороны эти, резко разграниченные по своим интересам, выявились в настоящей кампании почти повсеместно. Середняки почти незаметны, примыкая в подавляющей части к бедноте и образуя вместе с нею один фронт.
        Конечно, проявление активности и той, и другой стороны пестро и далеко не везде одинаково. Но, как правило, можно считать, что "тон" выборной "музыки" дается пролетарским элементом села: там, где он проявляет активность, кулачество начинает опасаться, как бы его окончательно не вытеснили из совета, и тогда проявляет очень стойкую энергию, при которой все средства считаются хорошими.
        Не менее ярко сказывается активность борющихся в выборной кампании сторон за право обладания избирательным правом. Мы уже отмечали однажды, как бедняцко-середняцкие элементы села влияли на избирательные комиссии в смысле строгой проверки списков лиц, лишенных избирательных прав, требуя решительной линии по отношению к торговцам, б. полицейским и т.п. И характерными в этом отношении являются та энергия и настойчивость, с которой пролетарии села и города, неправильно лишенные прав, добиваются их восстановления. По сведениям центральной избирательной комиссии, в Москву, в целях такого восстановления приезжали лично и за свой счет отдельные крестьяне, не добившиеся этого у себя в волости, в том числе двое крестьян из далекого Казакстана, кустарь-одиночка из Пскова и, т. д. Ясно, что советский пролетарий уразумел огромное значение и ценность для него избирательного права, и готов за него бороться до конца.
        Также важно отметить отношение бедноты к праву быть избранным в совет. Быть избранным, работать в совете - это значит забросить работу по хозяйству. Это легко для кулака, имеющего батраков, но трудно для бедноты. Но, как сообщает сибирский корреспондент. беднота сознает, что надо выбрать свой совет. У нее растет здоровая классовая "тяга к власти".
        Ясно, что этим и обусловлены те итоги выборов, о которых сообщают сейчас телеграфные сводки. Они таковы: по 955 переизбранным в РСФСР сельсоветам явка избирателей составила 47,7%, превысив прошлогоднюю явку; число избранных партийцев и комсомольцев - 15,1% против 9,9% прошлого года. На Украине, несмотря на совпавшие с перевыборами морозы и тесноту помещений (что отмечено для тех округов, в которых уже началась кампания), процент явки все же даже выше отмеченного и достигает 49. Результаты выборов таковы, что кулаки вытеснены почти полностью, ибо среди новых членов 60% составляют незаможники и батраки, 30-35% - середняки и 5% - сельская интеллигенция (учитель, агроном и т.д.).
        Отмеченные итоги дают картину ярко выраженной, - ярче, чем в былые годы, - классовой борьбы за советы, борьбы здоровой, ибо она, во-первых, сплотила вокруг пролетарского ядра города и седа все элементы, экономически и социально могущие быть привлеченными к советскому строительству, во-вторых, резко противопоставила пролетарский блок всем непролетарским сдоям в селе.
        А что борьба эта плодотворна уже сейчас и обещает значительное оздоровление и укрепление советского аппарата на местах в дальнейшем, об этом говорят приведенные выше итоговые цифры.

Новое германское правительство
        Берлинер. (От нашего берлинского корреспондента).
        Подписан декрет о сформировании нового германского правительства из представителей партии центра, народной партии и партии националистов (дейтш-национале) . У власти, таким образом, оказались самые крайние реакционеры и представители крупного капитала. Новое правительство, состоящее из четырех националистов, трех членов партии центра и трех представителей от народной партии, является открытым вызовом всему трудящемуся населению Германии.
        Весть о сформировании правительства, в котором портфель министра внутренних дел предоставлен заведомому черносотенцу типа Маркова 2-го иди Пуришкевича, произвела удручающее впечатление на рабочие круги. Теперь уже даже и социал-демократическим рабочим, продолжавшим до сих пор верить своим вождям, стало ясно, что приход этой черной реакции подготовлен только предательской деятельностью их социал-демократических вождей.
        Нынешнее правительство имеет в рейхстаге (в парламенте) абсолютное большинства Соотношение сил правительственных партий и оппозиции следующее:

Правит. партии:
        Немецкие националисты - 110
        Центр - 69
        Народная партия - 511
        Баварская народн. парт. - 191
        Партия хоз.-нац. о'бед. - 21
        ИТОГО: - 270

Оппозиция:
        Социал-демократы - 131
        Коммунисты - 45
        Демократы - 82
        Фашистские монархисты (фелькише) - 15
        ИТОГО - 223

Компартия зовет весь германский пролетариат к созданию единого фронта борьбы! Фронт реакции уже сформировался, очередь за рабочим классом, - он должен немедленно приступить к созданию единого пролетарского фронта!

По Союзу ССР

Помощь безработным
        18 миллионов рублей ассигновано в этом году на трудовую помощь безработным. - 58 миллионов рублей будет выдано пособий по безработице. - Через общественные работы пройдет 75 тысяч безработных. - 25 тысяч безработных будут переобучены. - По сверхброне разместят 10 тысяч подростков.
        На оказание трудовой помощи безработным в текущем году Совнарком СССР ассигновал 8.100.000 рублей. На эти же цели, помимо того, 5 миллионов рублей отпускает Цустрах и около 5 миллионов рублей будут отпущены из местных средств союзных республик. На пособие по безработице Соцстрах наметил израсходовать по всему Союзу около 58 миллионов рублей.
        На общественных работах будет занято ежедневно в среднем до 25 тысяч человек, а так как состав безработных будет периодически меняться, то в течение сезона через общественные работы будет пропущено около 75 тысяч безработных. Расширяемая сеть существующих и новых трудовых коллективов займет еще 30 тысяч безработных.
        Значительно расширяется натуральная помощ безработным. Ночлежными домами и общественным питанием будет обслужено до 18 тысяч человек. Безработные будут пользоваться льготами при проезде по железнодорожным и водным путям, городские безработные, переезжающие на новое местожительство по месту работы, будут получать скидку с тарифа в в размере 50%, а безработные, едущие на сезонную работу, - 35%.
        Для размещения в промышленных предприятиях будут обучены и переобучены 25 тысяч неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. По сверхброне будет размещено по предприятиям до 10 тысяч безработных подростков.

Общественные работы в предстоящем сезоне будут развернуты не только по линии благоустройства городов, но и по линии различных работ в промышлености и на транспорте. Соответствующее распоряжение по НКПС уже дано, а в ближайшее время будет дано и по линии промышленности.

Размер: 32,4kb,190x450x100dpi

Памятник товарищу Артему

В Харькове, против дома горсовета, на площади Шевелева будет строиться памятник известному революционеру тов. Артему, погибшему при крушении аэро-вагона 24 июля 1921г.
        Памятник предполагается выстроить к 10 годовщине Октября.

Помощь беспризорным детям
        Наркомздрав предложил здравотделам принять участие в организации медицинской помощи беспризорным детям на транспорте. Как известно, из'ятие с транспорта беспризорных детей и подростков возложено на органы просвещения на транспорте. Дети первоначально будут помещаться в вагоны-теплушки, затем в приемники, а отсюда переводиться в учреждения отделов народного образования.

На борьбу с сусликами
        Площадь, зараженная сусликами, определяется в 12 миллионов гектаров (гектар около десятины). В текущем году будет отработано от сусликов 1 миллион гектаров, главным образом в районах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Казакстана .

Приезд т.Раковского
        Вчера в Москву прибыл полномочный представитель СССР во Франции т. Раковский.

Памятник тов.Нетте
        В воскресенье, 6 февраля, в 12 час. дня, на Ваганьковском кладбище состоится открытие памятника т. Теодору Нетте, - геройски погибшему 5 февраля 1926 года в Латвии при защите дипломатической почты СССР.

За бесхозяйственное управление домами
        СНК РСФСР признал необходимым установить, что должностные лица государственных учреждений, предприятий и кооперативных организаций, которым поручено управление национализированными и муниципализированными домами, а также домами, принадлежащими на праве собственности или на праве застройки кооперативным организациям (управляющие домами, завед. домами, коменданты и т.п.) в случаях бесхозяйственного управления домами, кроме гражданской ответственности перед учреждениями, предприятиями и организациями за происшедшие в результате бесхозяйственного отнесения к домам убытки, подлежат также уголовной ответственности (по ст.128 Уголовного Кодекса).
        В том же об'еме несут гражданскую и уголовную ответственность за бесхозяйственное управление домами выборные члены домоуправлений и наемные управляющие муниципализированных домов, находящихся в аренде у жилищно-арендных кооперативных товариществ и жилищных товариществ.

Перевыборы сельсоветов в Московской губернии
        По данным губернской избирательной комиссии на 29 января из общего количества 194 волостей Московской губернии перевыборы сельсоветов начались в 134 волостях и закончены в 16 волостях.

КТО ПРОШЕЛ В СОВЕТЫ
        Всего переизбрано 4.458 членов сельсоветов, из них мужчин - 3.752, женщин - 704. Число мужчин по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 0,5 %, членов и кандидатов ВКП(б) избрано 355 чел. - уменьшение против прошлого года на 1,4%; членов и кандидатов ВЛКСМ - 335, увеличение на 1,7%; беспартийных - 661 чел., что составляет уменьшение на 0,3%.
        По социальному составу члены сельсоветов распределяются следующим образом: крестьян-земледельцев - 3.775 чел., что дает увеличение против прошлого года на 1,9%; с.-х. рабочих, батраков, домашних работниц - 38 чел., - увеличение на 0,7%; прочих рабочих - 270 чел.; кустарей-ремесленников - 151, учителей, врачей, агрономов - 96 чел.
        Прочих служащих - 129 чел.

КОГО ВЫБРАЛИ В СЕЛЬСКИЕ РЕВИЗИОННЫЕ КОМИССИИ
        Из вновь избранных 2.336 членов сельских ревизионных комиссий: мужчин - 2.028; женщин - 308; членов и кандидатов партии 137 чел.; членов и кандидатов ВЛКСМ - 158 чел.; беспартийных 2.041.
        По Социальному составу крестьян-земледельцев - 1.071 чел.; сельскохозяйственных рабочих, батраков, домашних работниц - 17 чел.; прочих работниц - 132 чел.; кустарей-ремесленников - 82 чел.; учителей, врачей, агрономов - 253 чел.; прочих служащих - 151 чел.

Партийная жизнь

Перевыборы советов и задачи организаций
        Б.Д.
        Июльский пленум ЦК и ЦКК в своей резолюции "об итогах перевыборов советов" настойчиво подчеркнул, что необходимо "улучшить постановку учета, в частности статистику итогов избирательных кампаний, под углом зрения более правильной оценки классовых элементов и классовых тенденций, обнаружившихся в ходе и результатах перевыборов".
        Это постановление пленума обязывает парторганизации к тщательному и всестороннему выявлению действительной картины хода перевыборов и их результатов, учтя те недочеты, которые были допущены в этом отношении в прошлую перевыборную кампанию. Наши парторганизации должны проследить, чтобы сведения, которые даются в отчетности по советской линии, наиболее полно, наиболее правильно отражали фактическое положение на месте. Тогда партия после окончания перевыборов будет иметь исчерпывающие данные для политической оценки результатов кампании по всему Союзу Республик.
        Отчетность же по партийной линии должна по преимуществу: а) освещать моменты партруководства и степень проведения лозунгов партии; б) выявлять настроения, критику требования масс с привлечением к этой работе самого широкого круга партийцев как в городе, так и в деревне; в) давать политическую оценку хода и результатов перевыборов в данной местности.
        На практике перевыборов советов особенно необходимо самым тщательным образом проверить, на-сколько уяснена политика партии в деревне низовыми сельскими парторганизациями: привлечение беспартийного актива, организация бедноты и батрачества, практическое проведение блока бедноты с середняками, отказ от методов командования, навязывания кандидатур, изживание моментов хвостизма, отказа от руководства и т.д. Факты, иллюстрирующие эти моменты, должны быть внимательно зафиксированы.
        Существеннейшей задачей партийной информации является изучение настроений широких масс рабочих и крестьян, их критики, их требований. Поэтому необходимо проявлять самое внимательное отношение к выступлениям в прениях, к вносимым (даже не принимаемым) предложениям, к подаваемым на собраниях запискам. Партийные докладчики должны быть широко оповещены, что записки должны сохраняться и направляться в партком для изучения. Составление сводок выступлений, предложений и записок окажет парторганам значительную помощь в деле выявления настроений и требований широких масс.
        На основе обширного материала, собранного по советской и партийной линиям, партия в целом и отдельные организации на местах смогут сделать ряд выводов направленных к улучшению работ по оживлению и укреплению советов, по исправлению недочетов госаппарата, содействуя тем самым делу развития советского демократизма.

Хозяйственные вопросы ближе всего
        Свой.
        Не совсем густо предвыборное собрание на ст. Сухиничи-Гл. М.-К.-В.: из 763 избирателей явились на собрание лишь 142 ч. Правда, отчет горсовета заслушивается уже вторично.
        Надо сказать, что в нынешнюю кампанию перевыборов наши партийные, комсомольские и профсоюзные организации достаточно подготовились.
        Собрание проходит все же очень оживленно. Интересуются вопросом, кто имеет право выбирать. По докладу горсовета много вопросов (до 40 записок). Наиболее жгучие вопросы о местном хозяйстве.
        Говорят о недостаточной борьбе с лесопорубщиками , - местная роща почти вся вырублена.
        - Для развития торговли горсовету необходимо позаботиться о дорожном строительстве, так как дороги никуда негодны.
        - Надо электрифицировать станцию.
        - Все еще плохо состояние городской больницы, мала школьная сеть.
        - Нет женщин в горсовете, их надо вовлечь в предстоящие перевыборы.
        Для выработки наказа избирается комиссия.

Избирательная канитель
        Карандаш.
        Пришло время перевыборов сельсовета Троицкого поселка при ст. Поклевской Пермской. Собрания проводились по районам. Провели собрание текстили, мелкие организации тоже провели. Осталось дело только за железнодорожниками.
        6 января было назначено собрание, заранее вручены избирательные повестки. С 5 час. до 9 ждали избирателей, не дождались. Собрание не состоялось.
        7 января предместкома с утра бегал со списком по квартирам, на работу, каждому об'являл под расписку, чтобы являлся к 6 часам. Явились снова только 43 чел., - пришлось собрание снова распустить.
        9 января местком созвал делегатское собрание, пришли тоже не все. Каждому делегату было поручено привести на следующий день по 5 избирателей.
        10 вместо 5 час. собрались в 8 час. 88 чел. из 217 избирателей. Собрание кое-как провели.
        Почему не приходили на перевыборное собрание? Ответы самих избирателей: "Я в карты играл", "У меня гости были" и т д.
        Ну а наше мнение таково: главная вина парт и профорганизаций, которые не раз'ясняли всей важности и серьезности кампании перевыборов советов. Они по шаблону подошли к кампании перевыборов советов.

Активность рабочих на все 100%
        П.Подлузский.
        21 января по Жилевской волости: начаты выборы советов. Первым выборным собранием было собрание железнодорожников ст. Жилево Ряз.-Ур.
        Наказ, рекомендованный парторганизацией, полностью одобрен. К нему было внесено несколько добавлений: добиться постройки школ-семилеток в более населенных крестьянских пунктах; При наличии в районе ВИК'а семи профсоюзов добиться постройки межсоюзного клуба; расширить и приблизить медицинскую помощь к крестьянам, и т.д.
        Участвовали в выборах 68 проц. избирателей. Этот процент понижен главным образом за счет служащих и их жен; активность же и участие рабочих - почти на все 100 проц.

Андрэ Обин - французский пионер

Пионеры за рубежом

В.
        Двенадцатилетний пионер Андрэ Обин на-днях приговорен парижским судом к 9 годам исправительного дома за продажу коммунистического журнала "Эксплоатируемый". В приговоре говорится, что "преступника" необходимо из'ять из семьи, которая не сумела "воспитать" его достойным образом.
        В исправительном доме, где собираются "перевоспитать" Андрэ, существует каторжный режим. Андрэ Обин держался в высшей степени мужественно на суде и спокойно встретил приговор. Этот суровый приговор буржуазная печать об'ясняет необходимостью повести решительную борьбу с распространением революционных идей среди подрастающего поколения.

Первый всеавстрийский конгресс пионеров
        К.Томанн. (От нашего австрийского корреспондента).
        В Вене открылся первый конгресс австрийских пионеров; После выбора президиума был оглашен ряд приветствий от многочисленных пионерских организаций Австрии и других стран. Первое слово получил представитель германских пионеров; после него выступил представитель японских пионеров. В его интересном докладе отчетливо выявилось, как сознательно японские пролетарские дети относятся к китайским событиям.
        С особенным вниманием конгресс выслушал доклад пионера Рихарда о его поездке в СССР. (Рихард - член первой пионерской делегации в СССР).
        Первый пункт единогласно принятой резолюции гласит: каждый красный пионер берет на себя обязательство неустанно бороться за освобождение рабочего класса. В резолюции выражен горячий протест всех пролетарских детей против буржуазной школы.
        Конгресс постановил в ближайшее время приступить К изданию пионерского журнала и углубить работу среди пролетарских детей.

Хроника партучебы
        Из своих
        Партшколы на ст. Сухиничи гл. М.-К.-В. работают слабо. До сих пор политшкола I ст. не работает еще, а во II ст., которая хотя и pаботает, посещают занятия не больше 50% слушателей.
        Бюро должно подтянуть отстающих товарищей, а райкому не мешало бы заглянуть в ячейку.

Комсомолец.
        В комсомольской ячейке ст. Унеча Западной ребята почти не посещают занятий и не интересуются учебой. Может-быть, отразилось то, что укомплектование школ было недостаточно внимательное: некоторые вторую зиму посещают одни и те же группы, хотя проверки и не было; может-быть и потому, что вообще дисциплина в ячейке далеко не на высоте.

На хлебозаготовительном фронте
        Как проходили хлебозаготовки.-Чем об'ясняется успех кампании.-Цены на хлеба.
        Вл.Сарабьянов
        Как проходили хлебозаготовки в этом году?
        Остановимся прежде всего на количественной стороне дела.
        С начала кампании по декабрь включительно было заготовлено лишь 336 млн. пудов. Значит, в этом году хлебозаготовки на одну треть (на 34%) превышают прошлогодние.
        Успех, как мы видим, значительный.
        Haдo также подчеркнуть тот факт, что в этом декабре масса заготовленного хлеба почти равна ноябрьской, тогда как в прошлом году в декабре хлебозаготовки заметно сократились. Если весь прошедший период на 34% превышает по заготовкам прошлый год (за те же месяцы) то в в декабре 1926г. куплено хлеба на 79% больше.
        Невольно встает вопрос, чем именно об'ясняется столь хороший ход кампании, превысивший планы?
        Прежде всего укажем на главную причину: товарные излишки хлеба в этом году значительно больше прошлогодних.
        Если в 1925-26г. их было на 394 млн. рублей (по довоенным ценам), то в 1926/27г. их - на 577 млн. руб., то-есть на 46% больше.
        Другая причина лежит в сельхозналоге. Отовсюду сообщают, что сроки внесения последнего очень много содействовали развитию хлебозаготовок в первом квартале текущего года.
        По СССР к 1 января 1927 г: фактически поступило сельхозналога на 240,5 млн. рублей. От прошлого года в деревне едва ли могли сохраниться более или менее значительные, суммы, и, чтобы уплатить 240 млн. рублей, крестьяне должны были продавать продукцию своего хозяйства, прежде всего хлеб.
        По СССР на 1 января собрано налога 80% годовой суммы. Главными заготовительными, районами являются Украина, Северный Кавказ и Поволжье с Сибирью. По РСФСР и УССР, включающим в себе указанные районы, поступило сельхозналога на 222 млн. руб., то-есть почти вся посоюзная сумма.
        К будущей хлебозаготовитёльной кампании влияние сроков внесения налога будет учтено, и в этом отношении мы обеспечим благоприятный исход заготовок в 1927-28г.
        Третьей причиной значительного превышения закупок хлеба в этом году является, конечно, большая обеспеченность рынка промышленными товарами, чем в 1925/ 26г. Стоит перечесть несколько номеров газет за оба периода, чтобы убедиться, сколь острый товарный голод был при прошлогодних хлебозаготовках и как сравнительно благополучно обстоит дело теперь.
        Тогда крестьяне жаловались на отсутствие и ситца, и железных изделий, и сахара, и спичек, и множества других товаров, а теперь иные из них уже перешли в группу достаточных, а дефицитные товары можно счесть по пальцам.
        И немудрено: промышленность продолжает увеличивать свое производство, и в истекших октябре- декабре изготовлено на 24% больше, чем за те же месяцы 1925/ 26г. Тогда крестьянин дожидался появления промышленных товаров, чтобы сразу, продав хлеб, купить нужный городской товар. Теперь нет надобности дожидаться, так как большинство товаров на рынке имеется.
        Имеется, наконец, четвертая, продолжает увеличивать свое про- шего хода хлебозаготовок, это - устойчивость червонца и некоторое повышение его покупательной способности. В 1925 и в январе-апреле 1926г. эта последняя падала, что было видно по росту розничных цен. С мая 1926г. червонец начинает подниматься, и крестьянин уже не боится свой хлеб превращать в деньги.
        Как мы видим, на ход хлебозаготовок оказали влияние целых четыре крупные причины и множество других, о которых мы ничего не сказали, чтобы не разменивать внимания читателя на мелочи.
        Второй центральный вопрос хлебозаготовок, это - цены.
        В прошлом году они были так высоки, что пришлось резко сократить вывоз хлеба за границу из-за убыточности, а к весне цены еще более возросли. В нынешнем году цены стоят вполне приемлемые и для заготовителей, и для производителей, а в декабре они продолжают оставаться на ноябрьском уровне, тогда как в 1925/26г. и в 1924/25г. в декабре они сильно поднимались.
        Опять приходится задать вопрос: чем вызвано это обстоятельство?
        Первый ответ, конечно, следующий: сильно увеличилось предложение хлеба, возросла и конкуренция между крестьянами.
        Вторая причина - спрос на хлеб в этом году не был таким острым, как в 1925/26г.
        Это вызвано было целым рядом обстоятельств, из которых отметим относительное сокращение денежной массы и заготовительного аппарата. Денежная масса в миллионах рублей была:
  Окт. Ноябрь.
1925г. 1247 1287
1926 1417 1401
        Товарная масса возросла гораздо сильнее, чем денежная, масса, увеличившаяся за год только на 9%.
        Но если денег в сравнении с товарами становится меньше, то и спрос на товары ослабляется. Немудрено поэтому, что хлебозаготовители в этом году уже не дрались друг с другом за каждый воз зерна.
        Да и мы сами приложили много усилия к устранению конкуренции между государственными и кооперативными заготовителями.
        В прошлом году конкуренция принимала безобразные формы, число ссыпных пунктов не соответствовало массе заготавливаемого хлеба.
        Теперь здесь проделана большая работа, число ссыпок сильно уменьшено, количество заготовляющих органов сокращено, и на хлебном рынке уже нет прошлогодней насыщенности атмосферы. Понижению хлебных цен заметно содействовало и снижение розничных цен на промышленный товар. Кооперация некоторые изделия удешевила процентов на 8-10-12 и даже больше; по всем товарам удешевление достигает процентов шести.
        Это не могло не способствовать понижению хлебных заготовительных цен.
        На примере хлебного рынка мы с удовлетворением можем показать, что наше хозяйство, наши навыки в работе, весь наш аппарат в течение одного года очень заметно выросли.
        Мы учимся на своих ошибках, мы учитываем собственный опыт и уже через год ставим дело так, что оно сильно отличается от того, что было год тому назад.
        Ну, конечно, всех ошибок в такой короткий срок не изживешь, и мы в эту заготовительную кампанию допустили немало неправильностей, которым не должно быть места в будущей хлебозаготовительной кампании.

Путь нашей партии
        "Народнический социализм"
        Печатается по пятницам
        А.Богдасаров.
        Революционному рабочему движению в России предшествовал так называемый народнический социализм.
        "Освобождение" крестьян (в 1861 году) от крепостной зависимости не могло удовлетворить ни крестьянство того времени, ни разночинную интеллигенцию, ни тем более рабочих, хотя число последних было слишком невелико.
        "Освобожденные" крестьяне лишены были лучших частей земли, которые перешли в помещику (отрезки).
        Они принуждены были вносить выкупные платежи, и это не могло не способствовать пролетаризации крестьян. Целыми группами крестьяне шли в город в поисках насущного хлеба.
        Реформа 1861 года не могла удовлетворить также и разночинную интеллигенцию, которая больше всего испытывала гнет царского самодержавия. Фабричные рабочие, которые не были еще организованы и крепки в своем классовом сознании, не могли быть довольны своим полуголодным существованием в фабрике-казарме.
        Все это недовольство трудящихся масс должно было вылиться в форму общественно-политического движения, идеологами которого оказалась разночинная народническая интеллигенция. Народнический социализм 60-80 годов прошлого столетия, несмотря на расплывчатый и неопределенный характер целей своих и задач, полон героических эпизодов своего развития, и не раз в истории нашей партии вставал вопрос о том, отказываемся ли мы от прошлого революционного наследства.
        Достаточно вспомнить наше отношение к Желябову, Софье Перовской, Степану Халтурину и к целому ряду революционных деятелей того времени, чтобы ответить на то, что наша партия не отказывается от наследства прошлого революционного движения 60-70-80 годов.
        Героическая и славная борьба народников и народовольцев этой эпохи составляет одну сплошную революционную цепь вместе с борьбой рабочего класса, который, поняв свои исторические задачи, начал организовывать свои революционные ячейки и наметил новые цели революционной борьбы, новую программу и новую тактику.
        Уже "южно-российский союз рабочих", организованный в Одессе в 1875 году, ставил себе целью: 1) пропаганду идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов, 2) об'единение рабочих Южно-Российского края, 3) подготовку к будущей борьбе с установившимся экономическим и политическим порядком.
        Союз был строго конспиративной организацией, члены которого обязаны были вносить ежемесячные взносы в 25 коп. и каждый из них "во всякое время и при всяких обстоятельствах обязан быть готовым жертвовать собою ради спасения союза".
        Союз пытался открывать свои отделения в разных городах. Одно отделение открыто было в Ростове-на-Дону.
        Союз просуществовал около года. Он был разгромлен царскими жандармами, многие его деятели арестованы, но оставшиеся члены продолжали деятельность "южно-российского союза" в Киеве.
        Несколько позже, в 1878 году, в Питере организовался "северно-русский рабочий союз" под руководством рабочего Степана Халтурина и Виктора Обнорского.
        Последний был активным членом "южно-российского союза рабочих" и перенес в "северно-русский союз" организационный опыт и программные принципы "южно-российского союза". В программе "северно-русского рабочего союза" имеются пункты о том, что союз по своим задачам "примыкает к социал-демократической партии Запада".
        Целью является организация рабочих, свержение самодержавия, уничтожение земельной собственности, организация труда на основе передачи рабочим орудий производства.
        Правда, программы южно-российского и северно-русского рабочих союзов отличаются еще своей неопределенностью, запутанностью взглядов социал-демократических с народническими, но здесь уже нет того противопоставления социализма политической борьбе, которое наблюдалось у народников, у революционеров-бунтарей и против которого так яростно восставал Плеханов в своей брошюре "Социализм и политическая борьба", a также в программе "Группы освобождения труда".

Весь Гудок

Главлит: