Слава нашему великому народу, народу-победителю!
Слава творцу нашей победы - великому Сталину!

МИНСК

Настал долгожданный день
        3 сентября. (По телефону от корр. "Известий").
        Весть о выступлении по радио товарища Сталина молнией пронеслась по всей республике и проникла в самые отдаленные ее уголки.
        Вчера у репродукторов на улицах и площадях Минска огромные толпы народа слушали любимого Сталина. Сегодня, несмотря на то, что 3 сентября об'явлено нерабочим днем, почти все коллективы рабочих столицы собралась на свои предприятия. Везде возникли стихийные митинги.
        Многолюдный митинг состоялся на заводе, где директором тов. Ястреб. Выступил стахановец тов. Юшкор. Он сказал:
        - Весь советский народ с воодушевлением слушал слова вождя о том, что разбитая наголову и окруженная со всех сторон вооруженными силами Об'единенных наций Япония признала себя побежденной и сложила оружие. Настал долгожданный день мира во всем мире. Теперь, в дни мирного строительства, мы еще крепче сплотимся вокруг партии Ленина-Сталина.
        Новыми производственными успехами решили отметить день победы над Японией железнодорожники Минского узла.
        Необыкновенный трудовой под'ём царит в колхозах Белоруссии. Колхозники Хойнинского, Логойского, Белыничского и других районов решили в честь победы над Японией досрочно выполнить план хлебопоставок и направили сегодня на приемочные пункты большие красные обозы с хлебом.

РИГА

Радость трудящихся Латвии
        С раннего утра улицы латвийской столицы заполнились трудящимися. На центральную площадь массами стекались рабочие, служащие, красноармейцы, школьники. Десятки тысяч рижан пришли отпраздновать окончание второй мировой войны.
        Общегородской митинг трудящихся в ознаменование победы над Японией открыл председатель исполкома Рижского городского Совета тов. Деглав.
        Председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР тов. Кирхенштейн поздравил трудящихся Латвии с победоносным окончанием войны против Японии и выразил горячую благодарность победоносной Красной Армии, под водительством великого Сталина освободившей мир от немецких и японских поработителей.
        Председатель Совнаркома республики тов. Лацис сказал:
        - Латвия дважды перенесла тяготы войны с немецкими захватчиками, поэтому для латвийского народа особенно радостна весть о победоносном завершении войны. Перед нами стоит огромная задача - не только восстановить наше народное хозяйство, но и обеспечить дальнейший его расцвет.
        Под бурные аплодисменты участники общегородского митинга послали приветственное письмо Генералиссимусу И.В. Сталину. Посланы также приветствия маршалу Советского Союза тов. Василевскому и адмиралу тов. Юмашеву.
        После митинга на площади состоялся большой концерт. Вечером в садах и парках города начались народные гулянья.

КИШИНЕВ

Конец японской агрессии
        Тысячи людей с утра заполнили улицы молдавской столицы. Демонстранты несут громадные портреты Генералиссимуса И.В. Сталина, знамена, красные полотнища с цитатами из обращения вождя в народу.
        В центре города у Триумфальной арки состоялся общегородской митинг. На трибуне - секретарь ЦК КП(б) Молдавии тов. Салогор.
        - От имени Центрального Комитета коммунистической партии большевиков Молдавии и правительства республики приветствую и поздравляю трудящихся Молдавии с днем всенародного торжества, с праздником Победы над Японией, - говорит оратор. - Япония разделила судьбу Германии. Она разгромлена, поставлена на колени силами Об'единенных наций. Для народов всего мира наступил долгожданный мир. Наступил конец второй мировой войны.
        Тов. Салогор призывает трудящихся Молдавии отдать все свои силы восстановлению народного хозяйства республики, разрушенного оккупантами. Он провозглашает здравицу в честь героической Красной Армии и Военно-Морского Флота, в честь народа-победителя, в честь великого Сталина. Могучее "ура", овации, восторженные крики, музыка долго гремят на площади.
        Работник искусства тов. Лысенко в своем выступлении на митинге призывал вечно чтить память тех; кто кровью своей вернул человечеству счастье, обеспечил победу над темными силами агрессии.
        С огромным воодушевлением участники митинга приняли приветственную телеграмму Генералиссимусу И.В. Сталину. Принято приветствие главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке маршалу Советское Союза тов. Василевскому.
        После митинга на площадях и в парках города состоялось народное гулянье.

Размер: 42,0kB, 450x373x100dpi

Вчера столица нашей Родины - Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского флота, одержавшим победу над Японией.
Фото С. Гурарий.

В час мира
        А. ТВАРДОВСКИЙ.

Все в мире сущие народы,
        Благословите светлый час!
        Отгрохотали эти годы,
        Что на земле застигли нас.

Еще теплы стволы орудий
        И кровь не всю впитал песок,
        Но мир настал. Вздохните, люди,
        Переступив войны порог.

Да, верить можно, верить нужно,
        Что правда есть, - на том стоим;
        И что добро не безоружно:
        Зло на коленях перед ним;

Что будет мир желанный в силе
        И нас с детьми переживет.
        Недаром Сталин и Россия -
        Его надежда и оплот.

МОСКВА

Сталин привел нас к победе
        Обращение товарища Сталина к народу вызвало в Москве всеобщее ликование. Слова великого вождя о том, что наступил долгожданный мир для народов всего мира, наполнили сердца советских людей гордостью и счастьем. Горячо откликнулись на выступление товарища Сталина рабочие столичных предприятий. 2 сентября всюду проходили массовые митинги, собрания, беседы.
        Автозавод имени Сталина - гигант автомобильной промышленности, У репродукторов в цехах собрались все, кто в этот день работал на заводе, - рабочие, инженеры, служащие. Речь вождя слушают с величайшим вниманием.
        После выступления товарища Сталина в цехах завода - литейном, арматурном, коробки скоростей и других - состоялись митинги. Литейный цех №2. Выступает инженер тов. Коваленко:
        - Сердце каждого из нас полно гордости и счастья за свою родину, за свой народ-победитель, за своего родного и великого Сталина. Кончилась вторая мировая война, кончились страдания всего человечества. Слава Сталину!
        Секретарь партбюро цеха тов. Коробков провозглашает здравицу в честь великого организатора победы Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина.
        Единогласно, под долго не смолкающие аплодисменты принимается резолюция:
        - Мы, рабочие, инженеры и техники завода имени Сталина, в тяжелых, условиях Великой Отечественной войны отдавали все свои силы на вооружение Красной Армии, на общее дело победы. Наша продукция помогла Красной Армии успешно громить фашистских захватчиков. Клянемся Вам, дорогой отец и учитель, что мы не пожалеем сил для того, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные врагом нашей стране.
        В литейном цехе завода "Динамо" имени Кирова выступил сварщик тов. Волков.
        - Наш дорогой Иосиф Виссарионович Сталин поздравил нас с великой победой, - сказал он. - Победа поистине всемирная! Это достигнуто ценой больших испытаний. Но тяжелые годы остались позади. Мы можем теперь посвятить свои силы мирному созидательному труду. Нас ждут грандиозные работы по осуществлению нового пятилетнего плана развития народного хозяйства.
        С большим под'емом прошли митинги на 1-м подшипниковом заводе. Слово взял здесь слесарь тов. Левков.
        - Слава нашему вождю, учителю и другу великому Сталину! Его умелая рука крепко держала штурвал советского корабля. Это он привел нас к полной победе - сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт о безоговорочной капитуляции.
        В День Победы площади и центральные улицы Москвы были переполнены ликующим народом. Десятки тысяч трудящихся столицы собрались на Красной площади. На площадях имени Свердлова, Пушкина, Маяковского, Манежной тысячи москвичей слушали произведения любимых писателей, поэтов. С импровизированных трибун перед народом выступали крупнейшие мастера сцены. В парках культуры и отдыха состоялись массовые народные гулянья.
        В рабочих районах - во дворцах культуры и клубах состоялись вечера массовой самодеятельности и концерты.

Слово вождя
        Максим РЫЛЬСКИЙ. г. КИЕВ. (По телефону).
        В обращении Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина к народу, нашему советскому народу, есть такие слова: "Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня". Я принадлежу к людям поколения, которое помнит Цусиму и падение Порт-Артура. Маленьким мальчиком я прислушивался к разговорам взрослых. Никогда я не забуду слов о героизме наших солдат, о предательстве царских генералов, о позорной слабости царского правительства. Между народом и правительством стоял тогда знак непримиримого противоречия. Горько, непонятно было поражение громадной России, нанесенное ей Японией.
        Сегодня мы живем не в царской России, а в великом Советском Союзе, не в противоречии, а в полном и радостном согласии находятся у нас народы Союза с нашим правительством и ведущей нас партией большевиков, с гениальным нашим вождем товарищем Сталиным. Когда победоносно закончилась нынешняя война с гитлеровской Германией, наши взоры были обращены на восток, к Японии, которая с непонятным и отвратительным упорством угрожала миру всего мира, и не только угрожала - она нарушала этот мир упорно, постоянно. Современные самураи отдали все силы одной цели - убивать и угнетать. Передовые страны мира понимали опасность и жуть нынешней Японии и боролись с ней. В этой борьбе благородную свою руку подал им Советский Союз. Творить и освобождать, - таков наш девиз. Руководимые этим великолепным и великодушным девизом, мы, люди России, Украины, Белоруссии, всех братских республик, великой семьи советской, нанесли смертельный удар Японии. Совершено дело великой исторической справедливости.
        В мудрых словах товарища Сталина, обращенных к нашему народу, выражено все, что переживают сегодня все честные сердца. Наступил долгожданный мир для народов всего мира. Что может быть выше, что может быть радостнее! Мир - это значит: золотые нивы, плодоносные, сады, цветение науки, искусства, техники, любовь и красота. Мир - это значит: восстановление Днепрогэса, воскресение Ленинграда, Киева, Минска, это значит: наука, идущая на пользу человечеству, песни, звучащие на радость человечеству, труд, дающий человечеству счастье Мир - это победа человечности. Ведь не просто военную победу празднуем мы сегодня, не просто победу одной силы, мы празднуем победу света и добра над силой мрака и зла.
        В обращении товарища Сталина есть такие слова: "Наш советский народ не жалел сил и труда во имя победы". Да, наш народ показал чудеса самоотверженности, боевого и трудового героизма, смелости и мудрости. Угрозу на Западе и угрозу на Востоке смел он, наш народ, не шутя и не играя, а в результате огромного напряжения своих сил. Иосиф Сталин привел его к победе, которая открывает новую эру в жизни человечества. Мы произносим теперь слово Порт-Артур, как символ гордости, мощи и радости. Наша гордость, наше могущество, наша радость - это наш народ, это наш великий Сталин. Слава же им, бессмертная слава!

Наша победа
        Константин ФЕДИН.
        Запад и Восток очищены от туч. Вечерняя и утренняя зори впервые за многие десятилетия светят нам спокойными красками надежд. Мы можем мирно отходить ко сну, уверенные, что утро ждет нас столь же миролюбиво. Наш труд уже не подвергнется насилию, наше жилище не будет осквернено врагами, наши дети встретят любовь, заботу, ласку матери, внимание, помощь, науку отца.
        Этим свободным вздохом облегчения наш народ обязан своим лучшим людям. Храбрейшие и сильные, великодушнейшие и умные отдали себя на защиту отечества и принесли ему безопасность, могущество, славу. В дни побед мы склоняем голову перед памятью отважных, своею кровью оградивших честь и будущее Советского государства, жизнь и бессмертие его братских наций. В дни побед мы приносим земной поклон благодарности Красной Армии, которая из тяжких испытаний вышла несравнимо более могучей, чем в них вступала.
        И в эти дни мы еще и еще раз славим народного вождя и отца наших побед - Сталина!
        Нам предстоят годы труда на восстановление потрясенной войной кровли, на излечение ран, на создание новой большой жизни.
        Будем ковать орудия мира, как ковались нами орудия войны во имя мира. Враги уничтожены. Путь расчищен. Восход и закат простирают лучи спокойствия над нашим трудом. Мы сильны. И мы полны уверенности, что советский народ вечно будет хозяином своего счастья.

КИЕВ

Да здравствует мир во всем мире!
        2 сентября, как всегда в воскресные дни, на улицах города било много народа. Вдруг среди обычных радиопередач послышались знакомые позывные. Все бросились к ближайшим репродукторам. Когда диктор возвестил, что по радио выступит товарищ И.В. Сталин, люди у репродукторов замерли в ожидании. И вот в глубокой тишине прозвучали слова:

"Товарищи!
        Соотечественники и соотечественницы!"

С глубочайшим вниманием, стараясь не проронить ни одного слова, слушали киевляне речь вождя. У людей светлели лица, блестели глаза.
        Товарищ Сталин возвестил о победе над Японией, об окончании второй мировой войны. Великая радость охватила всех. Даже незнакомые пожимали друг другу руки, поздравляли с долгожданной счастливой вестью.
        Повсюду слышалось:
        - Победа! Победа!
        - Да здравствует мир во всем мире!
        На предприятиях украинской столицы, там, где шла в этот день работа, состоялись беседы и митинги.
        На митинге трудящихся дневной смены на второй городской электростанции бригадир углеподачи тов. Варелко в своем выступлении заявил:
        - Иосиф Виссарионович Сталин поздравил нас с великой победой, с успешным окончанием войны, с наступлением мира во всем мире. Мы, советские люди, шлем сыновнюю благодарность товарищу Сталину, под мудрым водительством которого наша родина вышла победительницей из тяжелой борьбы. Обещаем любимому вождю трудиться еще самоотверженней, чтобы цвела наша прекрасная родина, чтобы стала она еще более крепкой и могущественной.
        На митинге рабочих консервного завода выступил старый слесарь тов. Булавка.
        - Товарищи, кончилась война! - с глубоким волнением произнес он. - Мы победили! Радости столько, что ее и не выскажешь сразу. Разгромлена Германия. Разгромлена Япония. Как хорошо сказал Иосиф Виссарионович: "Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня". Я - человек старого поколения. Я знаю, как тяжело было русскому сердцу пережить горечь поражения в 1904 году. И вот наступил день расплаты! Наши воины вновь на Южном Сахалине, на Курильских островах. Теперь мы крепко стали на Тихом океане.
        - Для меня, - продолжал тов. Булавка, - сталинские слова привета и поздравления особенно дороги. Два моих сына находятся на Дальнем Востоке. От имени моих сыновей и от своего имени приношу горячую благодарность Иосифу Виссарионовичу Сталину, вдохновившему всю Советскую страну на беззаветный труд, а наших сынов - на боевые подвиги.

Днем 3 сентября многие киевляне посетили могилы защитников родины на Аскольдовой могиле.
        Во второй половине дня на стадионах "Динамо" и имени Н.С. Хрущева состоялись футбольные матчи и легкоатлетические выступления. Затем на стадионах появились оркестры и начались массовые гулянья.
        Крещатик вечером превратился в огромную танцевальную площадку. Улицы были залиты светом прожекторов. В садах и парках играли оркестры, выступали лучшие артистические силы столицы. Работали кинопередвижки.
        Поздно вечером празднество закончилось фейерверком.

ЛЕНИНГРАД

Великий праздник
        Вот он пришел, радостный час окончательной победы над агрессивной Японией.
        Как только раздались первые слова обращения великого Сталина к советскому народу, весь Ленинград замер в напряжении. Тысячи ленинградцев с затаенным дыханием слушали речь вождя - у репродукторов на улицах и площадях города, на предприятиях, в учреждениях, в учебных заведениях. И, когда товарищ Сталин закончил говорить, люди в радостном волнении пожимали друг другу руки, поздравляли с победой, с наступлением долгожданного мира. В течение буквально нескольких минут город празднично украсился алыми флагами победы. На заводах и фабриках возникли многолюдные митинги, на которых трудящиеся славили нашу могучую родину, нашу героическую Красную Армию и великого полководца Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина.
        - В этот радостный час победы над исконным нашим врагом, агрессивной Японией, мы с первыми словами любви и привета обращаемся к вдохновителю и организатору нашей победы - великому Сталину, - заявил выступивший на митинге Кировского завода знатный сталевар тов. Тимошенко.
        Горячо и активно прошли многолюдные митинги на Ижорском металлургическом заводе Пришедший на митинг прямо от мартена сталевар Гаврилов сказал:
        - Четыре месяца назад советский народ праздновал великую победу над фашистской Германией. Теперь мы празднуем победу над другим агрессором - Японией. Этими историческими победами мы прежде всего обязаны нашему родному и любимому вождю и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину.
        - Слава нашему Сталину, слава!
        Многолюдные митинги состоялись на заводе "Большевик", "Красный выборжец", имени Карла Маркса, на кораблях Краснознаменной Балтики, в соединениях. и частях Ленинградского военного округа. И повсюду раздавались пламенные слова ленинградцев:
        - Да здравствует наша могучая социалистическая родина! Да здравствует наша героическая Красная Армия! Слава творцу наших побед великому Сталину!

Сегодня город Ленина выглядел особенно торжественно. Повсюду развевались алые флаги. Были расклеены большие плакаты с отпечатанным красной краской текстом обращения товарища И.В. Сталина к народу. Ленинградцы снова и снова перечитывали знаменательные, глубоко радующие слова великого вождя, поздравляли друг друга с исторической победой, с наступлением долгожданного мира.
        Вечером тысячи ленинградцев заполнили театры, кино, клубы, дворцы культуры. Лучшие артисты приняли участие в концертах в честь победы над Японией.
        Народные гулянья состоялись в Центральном парке культуры и отдыха имени Кирова и в других районах города.

ВЛАДИВОСТОК

Советское Приморье торжествует
        Советское Приморье. Поздний вечер Множество людей у радиорепродукторов Стало известно, что будет выступать Иосиф Виссарионович Сталин.
        И вот звучит знакомый родной голос Все замерли в напряженном внимании Отчетливо доносится каждое слово:
        "Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны.
        ...Япония... терзала наш народ, грабила советский Дальний Восток.
        ...Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции".
        Звучит заключительная фраза:
        "Пусть здравствует и процветает наша Родина!"
        Раздается "ура". Люди в восторге поздравляют друг друга, пожимают друг другу руки, обнимаются.
        Лейтенант в толпе у репродуктора провозглашает здравицу в честь товарища Сталина. На груди у лейтенанта два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, медали. Это Георгий Дымов, летчик-гвардеец, героически дравшийся в Севастополе, громивший немцев на их собственной территории, а теперь - заместитель командира эскадрильи штурмового авиационного полка, участвовавшего в освобождении Южного Сахалина от японских захватчиков. Героя-летчика наперебой обнимают, целуют...
        Над бухтой Золотой Рог с кораблей, которые только-что прибыли из корейских портов, летят вверх цветные ракеты.
        - Победа! Мир во всем мире!
        Эти слова на устах у воинов, у всех трудящихся Советского Приморья.
        Владивосток ярко иллюминован. На улицах все время слышны песни. В парках тоже царит веселье. Вместе с населением города празднуют победу экипажи кораблей, отличившихся в боях против самураев.
        Далеко за полночь продолжались во Владивостоке торжества по случаю знаменательной, исторической победы.

3 сентября тысячи трудящихся города и военных моряков собрались на площади перед зданием Дома Советов на митинг, посвященный Празднику Победы над Японией.
        Участники митинга горячо приветствовали появление на трибуне секретаря Приморского краевого комитета партии тов. Пегова. Упоминание имени Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина каждый раз встречалось овациями и восторженными криками "ура".
        Слово предоставляется командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Юмашеву. Участники митинга встречают тов. Юмашева продолжительными аплодисментами. Он говорит о том, что Тихоокеанский флот заслужил благодарность великого Сталина. Многие из кораблей флота за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с японскими империалистами, удостоены высокого звания гвардейских.
        Здравица в честь великого вождя и полководца Генералиссимуса И.В. Сталина, провозглашенная адмиралом Юмашевым, покрывается восторженными аплодисментами и тысячеголосым "ура".
        Участники митинга приняли приветствие творцу наших побед товарищу И.В. Сталину.
        После митинга в городе возобновились народные гулянья.

Все Известия

Главлит: Б 15575