Критика и библиография

О массовой литературе по займам и сберкассам.
        В.А. ПОПОВ.
        Эпштейн. "Займы и сберкассы в пятилетке". Гиз. 1930г. Т. 100.000 экз.
        Трудин. "Советские займы в деревню"; Сельколхозгиз. 1931г. Т. 25.000 экз.
        Яковлева. "Мобилизуем все средства на выполнение пятилетки в 4 года". Огиз "Московский рабочий" - книжка-копейка. 1930г. Т. 1.500.000 экз.
        Брюханов. "Нужны ли нам займы". Огиз "Московский рабочий" - книжка-копейка. 1930г. Т. 1.500.000 экз.
        Аболин. "Сберегательные кассы на селе". Госфиниздат СССР. 1930г. Т 550.000 экз.
        Альбац - Масляненко. "Молодежи о госзаймах". "Молодая гвардия" 1930г. Т. 10.000 экз.

Вопросы выполнения финансового плана, мобилизации средств являются в настоящее время чрезвычайно актуальными в требуют широкой популяризации их в массах. Это обстоятельство вызвало значительное количество популярной литературы по этим вопросам, выпущенной за последний год: общая сумма тиража указанных выше изданий достигает цифры свыше 8,5 млн. экз. Таким образом со стороны количественной - по числу названий, по размерам общего тиража дело с печатной популяризацией вопросов займа и сберкасс обстоит как будто благополучно. Что касается качественной стороны этой литературы, то приходится констатировать, что почти в каждом издании есть значительные промахи.
        Основной вопрос, это - приспособленность брошюр к предполагаемому потребителю их - массовому читателю. Брошюры тт. Брюханова, Яковлевой, Аболина и Трудина рассчитаны на массового читателя. Брошюра т. Трудина не совсем может удовлетворить многомиллионного крестьянского читателя. Если учесть об'ем ее, то невольно возникает вопрос: в состоянии ли рядовой читатель-крестьянин одолеть эту брошюру по специальному вопросу, само значение которого для него еще неясно? Брошюру т. Трудина можно было бы сжать за счет значительного сокращения таких глав, как "Госзаймы в капиталистических странах" (5 стр.), "Какие займы выпущены советским правительством" (11 стр.) и т.д.
        Брошюры тт. Яковлевой, Брюханова, Аболина в отношении их об'ема вполне доступны для массового читателя, но именно этот незначительный размер обязывает авторов дать сжатое и в то же время доступное изложение основных вопросов данной темы. В этом отношении брошюра тов. Брюханова наиболее удовлетворительна. Брошюра тов. Яковлевой по своей теме ("Мобилизуем все средства на выполнение пятилетки в четыре года") охватывает займы, сберкассы, паенакопление в кооперации. Краткость брошюры не позволяет подробно в интересах читателя останавливаться на каждом из этих каналов мобилизации средств населения. Первые 8 страниц брошюры из 16 содержат удачное изложение вопроса о значении мобилизации средств населения для выполнения пятилетки, вторая же часть дана очень кратко.
        Брошюра т. Аболина предназначена исключительно для крестьянского читателя. Вначале автор говорит о личной пользе для крестьянина хранить свои деньги в сберкассе, затем переходит к вопросу о значении привлечения свободных средств через сберкассы для социалистического строительства и после снова возвращается к отдельным частным вопросам о займах и о деятельности сберкасс. Целесообразнее было бы вопрос о политическом значении привлечения трудовых сбережений в сберкассы осветить в самом начале брошюры.
        Совершенно особо должны быть отмечены брошюры тт. Эпштейна и Альбац-Масляненко.
        Брошюра т. Эпштейна по своему об'ему конечно не может рассчитывать на массового читателя. Ее можно рассматривать как пособие для докладов. Но и в этом случае она, содержит в себе слишком много материала общего характера, является громоздкой и не вполне пригодна даже как справочник для докладчика. Если считать брошюру тов. Эпштейна пособием для работников сберкасс, особенно для новых кадров, то тогда в ней должна быть значительно сокращена общая часть, занимающая треть книги (стр. 1-36). где автор говорит о темпах индустриализации, главнейших показателях пятилетки, различиях в индустриализации СССР и капиталистических стран и т.д.
        Брошюра тт. Альбац-Масляненко "Молодежи о госзаймах" тоже принуждает молодого читателя осилить 72 страницы текста, из которых 56 страниц говорят о политическом и экономическом значении наших займов, что можно было бы изложить короче и более четко. В брошюре нет четкости, она перегружена материалом, имеющим косвенное отношение к трактуемому вопросу.
        В итоге приходится сделать вывод, что в издании популярной литературы по госкредиту и сберкассам не было продуманного плана, благодаря чему важнейшая кампания мобилизации средств населения не получила достаточного и удовлетворительного освещения в массовой популярной литературе.
        Наркомфину необходимо организовать редакционный центр, который должен взять на себя функции просмотра этой литературы.
        Кроме того, было бы очень полезно подвергнуть каждое издание такого рода тщательной проработке выдвиженцами из рабочих и крестьян, которых сейчас достаточно в финансовом аппарате. Они смогут помочь издательствам и авторам найти верные формы изданий, понятных и доступных массовому читателю.

Официальный отдел

Действия и распоряжения правительства Союза ССР.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
        ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА И СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР
        о выселении из помещений, принадлежащих органам транспорта, посторонних транспорту лиц и о переселении работников транспорта.

Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
        1. Органам Народного комиссариата Путей сообщения и Народного комиссариата водного транспорта предоставляется право выселять в административной порядке во всякое время года из помещений, принадлежащих транспорту, лиц, не имеющих отношения к транспорту или потерявших с ним связь.
        Право административного выселения распространяется как на помещения в строениях, расположенных на землях, предоставленных транспорту, так и на помещения в строениях, расположенных на землях городских или на землях иного назначения, независимо от того, на каких основаниях эти строения и помещения предоставлены транспорту (закрепление, право застройки, аренда).
        2. Органы транспорта не обязаны предоставлять выселяемым другую жилую площадь.
        3. Местные советы обязаны выселяемым рабочим, служащим и другим категориям трудящихся предоставлять годную для жилья площадь по существующим в данной местности нормам. Точный перечень категорий трудящихся, которым должна быть предоставлена другая жилая площадь, устанавливается законодательством союзных республик.
        4. Местные советы не обязаны предоставлять жилую площадь тем выселяемым, которые прекратили работу на транспорте без согласия администрации или уволены за нарушение трудовой дисциплины или в связи с совершенном преступления.
        5. При выселении военнослужащих и их семей соблюдаются правила, предусмотренные кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных рабоче-крестьянской Красной армии и их семей.
        6. Выселение трудящихся (ст.ст. 8 и 4) производится по истечении месячного срока со дня об'явления им о выселении независимо от того, будет ли им предоставлена местным советом в указанный срок жилая площадь, или нет.
        Выселение лиц, принадлежащих к нетрудовым элементам, производится по истечении 7 дней со дня об'явления им о выселении.
        7. Органы транспорта при выселении трудящихся, имеющих право на получение жилой площади от местного совета (ст. 3), обязаны предоставлять транспортные средства или бесплатный проезд по железнодорожным и водным путям как самому выселяемому, так и членам его семьи, состоящим на его иждивении, и бесплатный провоз домашних вещей в количестве не свыше 240 кгр. на главу семьи и 80 кгр. на каждого иждивенца.
        8. Органам транспорта предоставляется право переселения в административном порядке рабочих и служащих транспорта в тех случаях, когда переселение это вызывается необходимостью предоставить помещение в районе работы тем работникам, которым по характеру выполняемой работы необходимо проживать в этих помещениях (работа, связанная с движением поездов и судов, охрана пути, имущества, грузов и т.п.), или когда переселение вызывается необходимостью использовать излишки жилой площади. При переселении органы транспорта обязаны предоставлять необходимую для этого рабочую силу и транспортные средства.
        9. Принудительное выселение и переселение производятся: а) из помещений на землях, предоставленных транспорту, - администрацией органов транспорта; б) в остальных случаях - милицией или сельским советом по заявлению органов транспорта.
        10. Круг должностных лиц транспорта, которым предоставляется право давать распоряжения о выселении пли переселении, устанавливается Народным комиссариатом путей сообщения и Народным комиссариатом водного транспорта по соглашению с центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов по принадлежности.
        11. Правительствам союзных республик предлагается в месячный срок внести в свое законодательство изменения, вытекающие из настоящего постановления.

Председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР М. КАЛИНИН.
        Зам. председателя Совета народных комиссаров Союза ССР В. КУЙБЫШЕВ.
        Секретарь Центрального исполнительного комитета Союза ССР А. ЕНУКИДЗЕ.
        Москва, Кремль, 18 февраля 1931г.,
        № 56/102.

Кампания по контрактации еще не стала
важнейшей частью подготовки к большевистскому севу
и борьбы за колхозный прилив.

Широким развертыванием политической массовой работы,
беспощадным отпором кулацкой агитации - обеспечим своевременное заключение
договоров с поставщиками.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ СЛАБОГО ХОДА КОНТРАКТАЦИИ И СОРТООБМЕНА?
        НА СОВЕЩАНИИ В "ИЗВЕСТИЯХ ЦИК СССР И ВЦИК.
        Широким развертыванием политической массовой работы, беспощадным отпором кулацкой агитации - обеспечим своевременное заключение договоров с посевщиками.
        В чем причины слабого хода контрактации и сортообмена?
        Как сообщил член правления Хлебоцентра т. Поспелов, на 1 марта системой Хлебоцентра законтрактовано по Союзу из 35 млн. га зерновых, масличных и бобовых культур 2.567 тыс. гектаров (6,8 проц.).
        Из всех краев и областей лишь один Крым дает 68 проц. контрактации. Затем идет Украина - 22,5 проц., Башкирия - 14 проц., Н.Волга - 11 проц. В остальных областях законтрактовано ничтожное количество - 1-2 проц., а в Ленинградской, Западной, Ивановской и Уральской обл., в Сев. крае, Западной Сибири, Казакстане и ДВК не законтрактовано ни одного га.
        Такое же положение с контрактацией льна и конопли. Тов. Егоров (Льноцентр) сообщил, что, по сводке на 1 марта, долгунца законтрактовано 0,79 проц. плана. льна-кудряша - 1,95 проц., конопли (на волокно) - 3,51 проц.
        Представитель Союзтабака т. Мацюк считает неблагополучным положение и с контрактацией табака и махорки, хотя контрактация этих культур началась еще с осени: на 1 марта желтых табаков законтрактовано 80 проц., махорки - 55 проц. Контрактация особо отстает в новых районах. Происходит это потому, что табак попрежнему остается беспризорной культурой. На местах некому руководить не только контрактацией табаков, но и основными мероприятиями по обеспечению посевов.
        С контрактацией сахарной свеклы, как выяснилось из сообщения представителя Свеклоцентра, положение наиболее благополучно. На 20 февраля план контрактации свеклы выполнен на 92,8 проц. Здесь контрактация так же начата была с осени.
        В чем причина столь слабого хода контрактации?
        Из сообщений отдельных организаций выяснилось, что в центре с проработкой материалов по контрактации особой задержки не было, хотя все же и здесь 3-4 дня потрачено лишних. Основной причиной слабого хода контрактации докладчики признали чрезвычайную задержку материалов в краевых и областных центрах.
        Во многих районных организациях вместо боевой массовой работы царит обломовщина. Образец оппортунистического отношения к контрактации проявили организации Полянского района Н. Волги. Полянский район довел до сведения Крайполеводсоюза, что в райне контрактация яровых протекала во время контрактации озимых, когда были заключены договоры и с единоличниками, и с колхозниками. "Теперь мы считаем нецелесообразным проводить кампанию вторично и просим разрешить переписать договор", - пишут в край Полянские оппортунисты.
        Контрактация льна и конопли наталкивается на ряд особых препятствий. Лен и конопля, даже в основных по этим культурам районах, часто отодвигаются на второй план. В Ленинградской например области из 36 районов 17 сократили посевные площади льна. То же в Московской и Ивановской областях. Материалы по контрактации льна и конопли не вышли еще на местах из недр канцелярий. До сих пор не установлены центром места строительства новых заводов по переработке льна. Это также создает трудности в контрактации.
        Есть ли в настоящее время угроза выполнению планов контрактации? Хлебоцентр и Наркомснаб СССР, на который возложено общее руководство кампанией, настроены чрезвычайно оптимистически. Представитель НКснаба тов. Женьер готов даже оправдать безобразную волокиту, имевшую место в областных центрах.
        - Опыт проведения контрактации в прошлом, - говорит он, - свидетельствует, что по крайней мере месяц нужен на местах для "раскачки". Кампания по контрактации раньше 1 марта вообще не могла развернуться.
        Представители НКснаба и Хлебоцентра забыли о том, что кампания по контрактации в этом году началась на месяц позже, чем в прошлом, что контрактация только тогда может дать необходимые производственные результаты, если договор заключен до начала сева. Нам нужны не бумажки, а действительные договоры с Посевщиками, заключение которых сопровождается массовой раз'яснителъной работой, договоры, гарантирующие точное выполнение заказа государства. Об этом напомнил представителям Хлебоцентра и НКснаба тов. Зиновьев (Союзхлеб).
        Медленное развертывание контрактации вообще и товарно-сортовой контрактации в частности (6.3 проц.) непосредственно отражается на ходе сортообме-на. Тут положение создалось угрожающее, - таково общее мнение всех участников совещания.
        На 1 марта план сортообмена выполнен всего лишь на 5,5 проц., при чем и южные районы, на-днях начинающие сев, чрезвычайно отстали.
        На совещании приводился ряд якобы об'ективных причин, тормозящих сортообмен. В их числе фигурируют частое изменение на местах планов сортообмена, низкое качество зерна в ряде мест, отсутствие в колхозах средств на выплату разницы в ценах на сортовое и рядовое зерно, составляющей до 2 руб. 50 коп. на центнер, транспортные неурядицы и т.д. На самом же деле слабый ход сортообмена об'ясняется в первую очередь недостаточной раз'яснительной работой вокруг этого важнейшего реконструктивного мероприятия, недооценкой его значения. Отсюда - слабая мобилизация средств внутри колхозов, отсюда - ссылки на транспорт, тогда как лишь 6 проц. общего фонда сортовых семян требуют межкраевых перебросок, а подавляющая часть находится в пунктах обмена.
        После этой основной причины действуют уже другие, тоже отнюдь не об'ективные. Башнаркомзем например в течение короткого времени 16 раз менял план. Северный Кавказ, несмотря на целый ряд категорических распоряжения из центра но желает вывезти из пределов края кукурузу для Н.Волги, Нижняя Волга в свою очередь не дает Сев. Кавказу семян бобовых. И тот, и другой края забросали НКснаб телеграммами об отсутствии семян.
        Эти причины надо устранить, но изо всех сил надо ударить также по недооценке сортообмена. Мы не можем допустить, чтобы сильнейшее орудие повышения урожайности оказалось использованным не целиком.
        Общее впечатление совещания таково, что аппарат Союзхлеба, Хлебоцентра и др. кооперативных центров работает недостаточно четко, оперативного руководства местами почти нет, хотя оно крайне необходимо, поскольку и в контрактации, и в сортообмене мы сталкиваемся с явно оппортунистической волокитой и бюрократизмом, грозящими во многом свести на-нет производственное и политическое значение этих мероприятий. Местные краевые и областные органы, особенно в южных районах, должны обеспечить в кратчайший срок перелом на местах.

Размер: 23,6kB, 450x421x100dpi

Участники совещания (слева направо): т. Поспелов (Хлебоцентр), т. Егоров (Льноконоплеводцентр), т. Смирнов (Свеклоцентр), внизу - т. Мацюк (Союзтабак).

ИЗ 68 РАЙОНОВ ТОЛЬКО 10 ПРИСЛАЛИ СВОДКИ.
        САМАРА, 7 марта (По телеф. от наш. корр.). Целый ряд районов - Чапаевский, Кучко-Еланский и др. - только сейчас приступает к развертыванию широкой массовой работы вокруг контрактации. Заключение договоров по контрактации должно было начаться с 1 марта. 5 марта ожидалась первая сводка. Однако отношение к контрактации настолько халатно, что из 68 районов сводки прислали только 10. Судя по сводкам, практическая работа по контрактации только начинается. Предварителъные итоги дают охват контрактацией 8-9 процентов предполагаемой площади.
        По нарядам Наркомзема и Наркомснаба край должен получить с Украины 57 тыс. центнеров семенной кукурузы, но до сих пор ни одного вагона семян не отгружено. В крае же семян кукурузы совершенно нет. На складах Союзхлеба имелось около 1 тыс. центн. кукурузы, но вследствие скверного хранения эти семена сгорели и для посева не годятся. Необходимо отгрузить семена кукурузы возможно скорее, так как в ближайшие недели по южным районам края, где намечается массовый сев кукурузы, наступает распутица, которая может сорвать доставку семян к сроку.

"СНАЧАЛА КОЛЛЕКТИВИЗИРУЕМ, А ПОТОМ ЗАКОНТРАКТУЕМ".
        ВОРОНЕЖ, 7 марта. (По телегр. от наш. корр.). На 1 марта план контрактации в области выполнен всего на 4,9 проц. при чем 107 районов из 155 не законтрактовали еще ни одного га.
        Основная причина отставания заключается в том, что районные и даже областные организации, как облснаб, Колхозсоюз, Полеводсоюз недооценивают значения контрактации. Еще не покончено с оппортунистической ставкой на очередность - "сначала коллективизируем, а потом законтрактуем". Рыльские районные работники глубокомысленно рассуждают, что контрактация мешает коллективизации. В некоторых районах пытаются оттянуть контрактацию под тем предлогом, что единоличники идут в колхозы, придется перезаключать договоры.
        Почти повсеместно недостаточна массовая работа. Есть районы (Мало-Архангельский например), еще не начавшие популяризации обращения ЦК и СНК. бездействуют в большинстве случаев и сельсоветы. Сначала они ссылались на отсутствие бланков, теперь бланки получены, но дело не движется. Неудовлетворительно проходит контрактация даже на массивах МТС. Как правило, недопустимую пассивность в деле контрактации проявляют сахкомбинаты, хотя контрактация свеклы не закончена. Проверка работы в комбинате им. Карла Либкнехта например показала, что не только рабочими, но и завкомом еще не проработано обращение ЦК. В район не послано для работы ни одного человека.
        Опыт работы Опьховатского и Дрязгинского р-нов, перевыполнивших свои планы контрактации, говорит, что областной план может быть выполнен полностью и в срок.

БЕЗОБРАЗНАЯ ЗАДЕРЖКА.
        Бригада "Известий ЦИК": Я. АРОНОВ ("Красный треугольник"), Н. Маркова ("Большевичка"), А. НИКОНОВ ("Скороход"), Л. ЯКУШЕВСКИЙ ("Пролетарская победа").
        ЛЕНИНГРАД, 7 марта, (По телеф.). 7 февраля облисполком утвердил план контрактации, а к 1 марта районы должны были начать работу по доведению плана до колхоза и села. Эти сроки были нарушены по вине облснаба и облзу, которые только 14 февраля распределили контрольные цифры по районам и выработали инструкцию по контрактации. Однако даже 3 марта в облзу не знали, когда отправлены в районы контрольные цифры по контрактации посевов.
        Как происходили кустовые совещания и районные конференции по контрактации, в Ленинграде совершенно неизвестно, так как ни представитель облзу, ни представителя других организаций в этих совещаниях не участвовали. Раз'яснительяая работа вокруг контрактации не развернута. Контрольные цифры механически приняты районами, поэтому ни один район не выдвинул встречного плана, а, наоборот, в облзу поступают с мест заявления о "чрезмерной напряженности" заданий. Так Бологое нашло чрезмерным план контрактации ячменя, а Волхов не принял задания по контрактации овса.

ПРОИЗВОДСТВО МОЩНЫХ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫХ АППАРАТОВ.
         БРЯНСК, 5 марта. (Роста). Завод "Красный Профинтерн" начал вырабатывать электросварочные аппараты мощностью в 440 ампер. Это является крупным техническим достижением, так как ГЭТ брался наладить изготовление таких аппаратов не раньше чем через полтора года. При помощи новых аппаратов можно сваривать листы толщиной до 20 мм.

ИЗВЕЩЕНИЯ.
        СЕГОДНЯ.
        МОСПС СОВМЕСТНО С МОССОВЕТОМ (в пом. кино Колосс) созывают торжеств. собрание, посвящ. Международн. Коммунистическому Дню (8 марта) 1) Д-д о междунар. женском коммунистическом дне - 8 марта; 2) рапорта женских ударных бригад; 3) Художеств. часть. Бил. получать по райкомам ВКП. - Начало в 18 час.

КЛУБ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО (Мясницкая, 7). Состоится д-д т. Эратова "О нов. путях в сел. хозяйстве". Приглашаются делегаты с'езда советов, научные работники, проф. и хоз. работники. Д-д организуют ИТО, Наркомзем СССР совместно с бюро рационализации Академии сел.-хоз. наук им. Ленина и группой по борьбе с потерями Госплана РСФСР - в 19 час.

ДОМ ПЕЧАТИ. Рабоче-крест. корреспондент. суд над печатной газетой "Мартеновка". Состав суда тт. Гарелик, Куляпко, Данилов - в 19 час.

Размер: 26,2kB, 700x323x100dpi

Все Известия

Главлит: