VI С'езд советов Союза ССР.

ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР.
Доклад предсовнаркома т.Молотова VI-му С'езду советов.

подготовка интервенции против Советского союза.
        Бешеные антисоветские кампании, организуемые по одному плану во всех капиталистических странах, являются лучшим подтверждением этого.
        Начиная с осени 1929 года и по настоящий день, капиталистическое окружение сравнительно быстрым темпом проходит последовательные стадии подготовки нападения на СССР. Эта подготовительная работа идет по разным направлениям.
        При этом роль II интернационала заключается в прямом пособничестве буржуазии, в пособничестве, прикрываемом перед рабочими фразами о "нормальных" отношениях с СССР. Суд над меньшевиками-интервенционистами в Москве полностью разоблачил эту контрреволюционную, насквозь антипролетарскую роль II интернационала.
        В плане подготовки новой атаки на СССР буржуазия уделяет исключительное внимание специальной подготовке общественного мнения. Для этой цели руководители антисоветских кампаний за границей пользуются такими лозунгами, которые могли бы служить для прикрытия классовой сущности подготовляемой против СССР войны. В расчете на религиозные предрассудки, особенно среди крестьянства, был выдвинут антисоветский лозунг насчет "угнетения религии". Так был организован антисоветский "крестовый поход" во главе с папой римским.
        Провал "крестового похода" привел организаторов антисоветской кампании к лозунгам о так называемом "советском демпинге" и "принудительном труде" в СССР.

А. О "СОВЕТСКОМ ДЕМПИНГЕ".
        Лозунг борьбы против "советского демпинга" имеет целью создать враждебное отношение к СССР в крестьянских и рабочих массах капиталистических стран. Развал капиталистического хозяйства и свою беспомощность в преодолении этого развала буржуазия старается скрыть любыми способами и свалить вину с больной головы на здоровую. Поэтому буржуазная пресса из кожи лезет вон, чтобы раздуть опасность ввоза советских товаров, продаваемых за границей будто бы по особо низким ценам. Она делает при этом вид, что не замечает смешного положения, в которое она попадает.
        Вчера еще буржуазная пресса во всем мире изо дня в день распространяла систематическую ложь о развале советского хозяйства, о крахе промышленности и сельского хозяйства в Советском союзе, руководимом большевиками. Сегодня ей приходится распространять новую ложь, но уже с противоположной точки зрения. Сегодня буржуазная пресса почти всех направлений пытается доказать своим озадаченным читателям, что Советский союз настолько быстро поднимает свое хозяйство, что создается угроза от ввоза дешевых советских товаров в капиталистические страны. И та и другая ложь свидетельствует о низкопробности приемов этой прессы. В конце-концов этими приемами враждебная СССР буржуазия побивает сама себя.
        Легко понять однако, что к пользованию такими средствами прибегают "не от хорошей жизни". Классовый инстинкт буржуазии начинает создавать уже тревогу. Ею начинает овладевать паника.
        Между тем элементарные факты о советской внешней торговле полностью разоблачают смысл антисоветской кампании о "демпинге" из СССР.
        В мировом экспорте Россия в 1913 г. составляла всего около 3,5 проц. Кажется, немного. Но пока мы не достигли и этого удельного веса. Так, в 1930 году наш удельный вес в мировом экспорте составлял всего лишь 1,9 проц. Значит, даже по сравнению с незначительным удельным весом в прошлой мы имеем теперь почти в два раза меньший удельный вес нашего экспорта в мировом обороте. В балансе отдельных стран ввоз из советского союза колеблется в 1929г. от 0,5 проц. по Англии, Италии и Франции, до 2,6 проц. - по Германии. Спрашивается, что же это у капиталистов за хозяйственная система, которая может быть внезапно разрушена и подорвана от нашего экспорта, занимающего столь скромное место?
        К сожалению, и в абсолютных цифрах наш экспорт значительно ниже довоенного. Против 1,5 млрд. рублей экспорта в России в 1913 году наш экспорт составил в 1930 году всего около 1 млрд. рублей, т,-е. на 500 миллионов рублей меньше. Между тем в 1913 году никто не кричал о том, что экспорт царской России является причиной возникновения и усиления капиталистических кризисов.
        Смехотворность об'яснений кризиса влиянием "советского демпинга" можно еще подчеркнуть такими фактами. Кризис свирепствует в таких отраслях европейской и американской промышленности, в отношении которых наша страна не только не является экспортером, но является немаловажным импортером.
        Можно ли, в самом деле, всерьез говорить в слиянии "советского демпинга" на стальную промышленность, переживающую исключительный упадок? Ведь СССР не вывозит, а ввозит металл. Но, может быть, "советским демпингом" можно об'яснить кризис машиностроительной промышленности в Америке и Европе? Здесь ведь кризис все больше углубляется. Однако известно, что только Советский союз увеличивает из года в год импорт оборудования и из Европы, и из Америки. Но, может быть, катастрофическое сокращение автомобильной промышленности можно объяснить "советским демпингом"? Не смехотворно ли это, особенно в момент, когда нам приходится еще прибегать к усиленному ввозу автомобилей из-за границы?
        Число таких примеров можно было бы увеличить во много раз. Достаточно однако сказать, что из всех стран мира СССР является единственной страной, которая не только не сократила, но, напротив, значительно расширила свой импорт в последний год капиталистического кризиса.
        Этим я вовсе не хочу сказать, что мы не расширяем нашего экспорта или что отказываемся расширять его в дальнейшем. Напротив, мы увеличиваем наш внешний товарооборот и для расширяющегося с каждым годом импорта мы должны итти на увеличение экспорта наших товаров. Это лежит в плоскости обоюдных выгод. Но, может быть, господа капиталисты хотели бы в лице СССР иметь своего покорного данника и диктовать Советскому союзу свои условия или разделить нашу страну на сферы влияния между империалистами? Однако СССР - не колония для капиталистов. (Аплодисменты). Советский союз не похож и на страну в роде буржуазно-помещичьей Румынии, выработавшей специальную "пятилетку" по неограниченной распродаже своих железных дорог и природных богатств под видом широких концессий для иностранного капитала.
        Крупных землевладельцев, помещиков и кулаков за границей приводит в бешенство то обстоятельство, что прошло то время, когда Советский союз вынужден был ввозить хлеб. Теперь мы его вывозим, и успехи нашего социалистического строительства в сельском хозяйстве дают основания надеяться на то, что вместе с дальнейшим улучшением внутреннего снабжения мы сможем увеличивать эту экспортную статью. А что касается выгодных цен, то уж позвольте кого угодно заверить, что в торговых отношениях с иностранными капиталистами об интересах первого в мире пролетарского государства мы не забудем. (Аплодисменты). Но, с другой стороны, у страны Октябрьской революции нельзя отнять того важного для величины стоимости производства товаров преимущества, что она освободилась от содержания паразитических классов - помещиков (уничтожение абсолютной ренты) и капиталистов (их прибыли и сверхприбыли). Впрочем Октябрьский путь никому не заказан, никому не запрещен. (Шумные аплодисменты).
        Таким образом фальшь антисоветской кампании о "демпинге" разоблачается простыми фактами. Пытаясь свалить на "советский демпинг" беды и все последствия мирового экономического кризиса, наши враги запутываются вконец, теряя последние остатки доверия в массах. Смысл же этой кампании только в одном, - не стесняясь в средствах и приемах, создать враждебное настроение против СССР, подготовить нападение на Советский союз.
        Видя, что начатая кампания о "советском демпинге" явно проваливается, наши враги пытаются подкрепить ее новым фальшивым аргументом. Для этого им потребовалась гнуснейшая ложь о "принудительном труде" в Советском союзе.

Б. О "ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ТРУДЕ".
        Для того, чтобы сделать хоть сколько-нибудь правдоподобной по внешности кампанию против "советского демпинга", буржуазная пресса трубит о том, что Советский союз продает за границей свои товары якобы по особо дешевым ценам и что это потому возможно для СССР, что там будто бы применяется "принудительный труд".
        В таком случае займемся вопросом о том, что представляет собой труд в СССР и в капиталистических странах. Уж если говорить о принудительном труде, то где же в самом деле он существует - в СССР или в капиталистических странах?
        Начну с принципиальной стороны вопроса.
        К. Маркс в следующих словах характеризовал положение рабочего класса при капитализме:

"С общественной точки зрения класс рабочих является такой же принадлежностью капитала, как и мертвый рабочий инструмент... Римский раб был прикован цепями, наемный рабочий привязан невидимыми нитями к своему собственнику, но только этот собственник не отдельный капиталист, а класс капиталистов" (К. Маркс, "Капитал", т. 1, стр. 557).

Или вот другая яркая характеристика капиталистического общества, данная Марксом:

"Только форма, в которой выжимается добавочный труд из непосредственных производителей - рабочих, отличает экономические общественные формации, например общество, опирающееся на рабство, от общества наемного труда". (К. Маркс, "Капитал", т. I, стр. 169).

Основоположники научного социализма, Маркс и Энгельс, дали исчерпывающий анализ системы капиталистического строя и полностью доказали, что:

"Для буржуазии настоящее положение дела, несравненно выгоднее, чем старое рабство: она может когда угодно отказать своим рабочим, не теряя при этом вложенного капитала, ибо вообще труд обходится ей гораздо дешевле, чем обошелся бы труд рабов", (Ф. Энгельс).

Эти последние слова взяты из появившейся в 1844 году книги Энгельса "Положение рабочего класса в Англии". Но разве они хоть в какой-либо степени потеряли свое значение и для настоящего момента? Напротив, капитализм пошел еще дальше в деле эксплоатации рабочих.
        Следует еще и еще раз напомнить и слова Маркса о положении крестьян при господстве капитализма:
        "Буржуазное общество высасывает у крестьянина кровь из его сердца и мозги из его головы и бросает все это в котел капитализма, этого нового алхимика".
        Нужно ли доказывать, что и эти слова Маркса, сказанные несколько десятков лет назад, находят и теперь на каждом шагу свое подтверждение, где в деревне господствуют капиталист, помещик и кулак.
        Нечего уже говорить о том, что в колониях Франции, Англии, Соединенных штатов, Бельгии и Голландии на ряду со всеми видами капиталистического рабства во многих случаях еще сохраняется прямое рабовладение, вплоть до продажи и купли отдельных людей и целых семей.
        Буржуазная печать распространяет бессовестную ложь о "принудительном труде" в СССР, но она предпочитает замалчивать подлинные факты рабства наемных рабочих и трудящихся крестьян в странах капитализма. Однако, несмотря на все ее усилия, правда пробивается наружу. Перед рабочими и широкими массами трудящихся вообще все больше раскрывается рабский характер капиталистической системы и на ряду с этим - освободительное значение советского строя, созданного Октябрьской революцией. В невыгодное дело ввязалась капиталистическая пресса со своей кампанией о "принудительном труде". Оскандалится она на этом деле вконец!
        Причины капиталистического рабства давно вскрыты. Как известно, эти причины заключаются в том, что при буржуазном строе средства производства захвачены капиталистами, а рабочие их лишены, что и ставит рабочих в рабскую зависимость от капиталистов. Другое дело при советском строе, пример чего мы имеем в нашей стране. В СССР труд свободен. Советский союз добился этого, отняв средства производства у капиталистов и изгнав последних из страны. В СССР рабочие работают не на капиталистов, а на себя. Этим на деле сбрасывается капиталистическое рабство и освобождается труд в стране, где средства производства уже не в руках капиталистов, а в распоряжении народа.
        Перейдем к конкретным фактам.
        а) О безработице. Очевидно для буржуа факт невиданной безработицы с 30 -35 млн. выброшенных на улицу рабочих является доказательством "свободного труда" при режиме капитализма. Но рабочие капиталистических стран, переживая ужасы неслыханной и все растущей безработицы, прекрасно знают, что это и есть самое худшее угнетение, для трудящихся, что это и есть обречение на голод десятков миллионов семей.
        Очевидно также, что для буржуа факт ликвидации безработицы в Советском союзе нужно всячески скрыть от рабочих и во всяком случае изобразить, как результат всеобщего принуждения к труду в СССР. Но рабочие капиталистических стран с каждым днем все больше узнают действительную правду о Советском союзе, и даже отсталым из них становится ясным, что ликвидация безработицы в СССР есть прямое последствие успешного развертывания социалистического строительства в рабочем государстве.
        б) О рабочем дне. Несмотря на наличие огромной безработицы, капиталисты и теперь ведут усиленное наступление на рабочий день, стремясь к его максимальному удлинению. Рабочие в капиталистических странах теперь могут только мечтать о том, чтобы отстоять 8-часовой рабочий день, где этого они добились раньше.
        А вот факты о действительном положении с рабочим днем.
        Начну с горняков. В Англии труд углекопов на конвейерах фактически нередко достигает 9-10 часов при принятом в прошлом году парламентом увеличении рабочего дня на подземных работах до 7 1/2 часов. Рабочий день подземных рабочих в угольной промышленности САСШ, по данный 1929 года, достигает 9 1/2 - 9 3/4 час. С конца прошлого года в Японии установлен 10-часовой рабочий день для горняков на подземных работах. Два слова о текстильщиках. В начале прошлого года, в Италии законом допущено удлинение рабочего времени в текстильной промышленности без каких-либо уточнений и ограничений. В Германии, по "отчетам фабричных инспекторов за 1930 г.", в ряде отраслей текстильной промышленности и в предприятиях, занятых производством одежды, установлен фактически 15-16-часовой рабочий день.
        Нечего и говорить о том, что в колониях господа капиталисты не стесняются по части удлинения рабочего дня. Так, отчет главного инспектора труда в Индии отмечает, что рабочий день индийских рабочих фактически достигает 14-15 часов вместо 10 часов, установленных для Индии Вашингтонской конференцией 1919 года.
        Таковы условия "свободного" труда при капиталистах. Так дело обстоит с рабочим днем в странах капитала.
        Сопоставим эти факты с положением в СССР. Если в капиталистических странах рабочие могут только мечтать об удержании завоеванного кое-где 8-часового рабочего дня, то у нас мы имеем обратное явление. В СССР проводится уменьшение 8-часового рабочего дня до 7-часового, и притом не только с сохранением, но и с одновременным дальнейшим повышением зарплаты в соответствии с коллективными договорами. В этом году промышленность Советского союза в основном заканчивает переход на 7-часовой рабочий день. Для ряда категорий рабочих, например для горняков на под'емных работах, в некоторых отраслях химической промышленности и т.д. у нас давно введен 6-часовой рабочий день. Как все это похоже на "принудительный труд" рабочих в СССР!
        Нужно добиваться, чтобы рабочие за границей как можно шире узнали об этих фактах.
        в) О заработной плате. Господа капиталисты ведут сейчас усиленное наступление на заработную плату. Известный экономист Ю. Кучинский высчитал, что германский рабочий за 1930 г. потерял вследствие безработицы и полубезработицы по меньшей мере 12 млрд. марок, т.-е. 6 млрд. рублей. По подсчету американского буржуазного статистического агентства "Стандарт статистикс К°", а также журнала "Анналист"), рабочие в Соединенных штатах Северной Америки потеряли в зарплате в течение 1930 г. по меньшей мере 1 млрд. долларов в месяц, т.-е. 2 млрд. рублей. За весь 1930 г. потери северо-американских рабочих в зарплате составят таким образом 12 млрд. долларов, т.-е. 24 млрд. рублей. Подобные же цифры можно было бы привести и в отношении других капиталистических стран. Не правда ли, как все это похоже на "свободу" труда при капитализме?
        Совершенно противоположное явление мы имеем в СССР. За время мирного социалистического строительства не было такого года, чтобы зарплата рабочих Советского союза падала. Наоборот, у нас с каждым годом заработная плата рабочих поднималась, поднимается она дальше и в этом году. Только за два истекших года пятилетки фонд зарплаты рабочих и служащих в Советском союзе поднялся с 7,8 млрд. рублей до 12,5 млрд. рублей, т.-е. поднялся на общую сумму в 4.7 млрд. рублей. В 1931 г. фонд зарплаты против 1930 г. увеличивается еще на 2.860 млн. рублей. Что бы ни говорили об этих фактах господа капиталисты и их пресса, рабочие всего мира согласятся с нами, что такой под'ем зарплаты в СССР имеет место только потому, что здесь у власти стоит рабочий класс.
        г) О социальном страховании и улучшении быта рабочих. Ни в одной капиталистической стране не существует социального страхования рабочих целиком за счет государства. В богатейшей капиталистической республике Сев. Америки буржуазия до сих пор вовсе отказывает рабочим во введении какого-либо государственного страхования. В САСШ насчитывается до 10 млн. безработных, а по словам американского сенатора Каравей, в САСШ ежедневно от голода умирает одна тысяча человек ("Дейли телеграф" от 3 февраля). И однако там не существует хоть какого-нибудь государственного страхования от безработицы, Это ли не царство вольного труда?
        Зато в Советском союзе, несмотря на ликвидацию безработицы, фонды государственного страхования рабочих (по болезни, беременности, инвалидности и др.) растут из года в год. За истекшие два года пятилетки фонд социального страхования у нас возрос с 930 млн. до 1.514 млн. руб. Если же взять все виды государственной финансовой помощи для улучшения бытовых и культурных условий жизни рабочих в СССР (социальное страхование, отчислении от прибылей, бесплатные коммунальные услуги, жилищное строительство, просвещение, здравоохранение, общественное питание), то только за истекшие два года пятилетки соответствующие государственные фонды для рабочих и служащих поднялись с 3.372 млн. до 6.571 млн. р., т.-е. на 3.199 млн. руб. И наконец за один 1931г. размер только этих фондов настолько повышается, что достигает 9.699 млн. руб., т -е. только за один год повышается дополнительно на 3.128 млн. руб. Сколько бы после этого ни вопила продажная пресса за границей о "принудительном" труде в СССР, ни один рабочий, знающий эти факты, ей не поверит. Мы уверены, что скоро даже отсталые рабочие в капиталистических странах будут издеваться над этой беспардонной ложью.
        д) Об отношении к труду. В СССР неуклонно растет трудовой энтузиазм в массах и все шире развертывается социалистическое соревнование среди рабочих, а теперь и среди колхозников в деревне. Свыше половины всех рабочих уже участвует в соревновании. Число ударников, героев труда, растет. Не ясно ли, что это - плод свободного труда. Другое дело у капиталистов. У них отсутствует трудовой энтузиазм среди рабочих. И может ли быть иначе, если подневольный характер труда рабочих при капитализме сказывается буквально на каждом шагу? Ясно, что труд рабочих, свободных от гнета капитала, как небо от земли, отличен от подневольного труда пролетариев при господстве капиталистов.
        е) О коренном различии. В конце-концов не трудно разглядеть, в чем заключается действительная основа коренного различия в условиях труда СССР и капиталистических стран. Эта основа заключается в том, что у нас власть - в руках рабочих, а в капиталистических странах власть - в руках эксплоататорсиих классов. К этому вопросу - к вопросу о власти - и ведет рабочих поднятая капиталистической прессой антисоветская кампания о "принудительном труде".
        Таковы факты о положении рабочих в капиталистических странах и в СССР. Достаточно того, чтобы рабочие за границей знали эти факты, чтобы клевета о принудительном труде в СССР разлетелась вдребезги. Факты ярко подчеркивают противоположность капиталистической системы системе строящегося социализма, при чем эта противоположность целиком против капитализма, целиком в пользу социализма.
        Не пожалеют ли теперь господа капиталисты, что они ввязались в это дело? Кампания о "принудительном труде", начатая с антисоветскими целями, уже поворачивается своим остреем против капиталистического рабства. Тем хуже для капиталистов. Тем лучше для дела рабочих.
        Но буржуазная пресса особенно изворачивается во лжи насчет условий труда в наших северных районах, на лесозаготовках. Нагорожена куча выдумок и клеветы о "принудительном труде" в этих районах. При участии многих видных деятелей буржуазии в Англии, Франции и Америке идет кампания против ввоза советского леса и др. на том основании, что якобы это - продукты "принудительного" труда и будто именно продукты труда заключенных. Все это конечно прикрывается соображениями "высокой" морали. При этом отчасти по невежественности, но главным образом из-за сознательного извращения фактов условия труда различных категорий населения СССР толкуются продажной прессой вкривь и вкось.
        С этой точки зрения следует признать весьма уместным то, что сделало правительство Англии. Оно издало специальную книгу "Избранные документы действующих законов о труде в Союзе советских социалистических республик" и тем самым дало возможность, по крайней мере желающим, ознакомиться с действительными фактами. Но так как эта книга содержит подлинные хотя и специально подобранные, выдержки из советского законодательства о труде, то черносотенная "Морнинг пост", вдохновительница многих антисоветских выступлений, прямо упрекает английское правительство в том, что оно издало книгу, которая не имеет практически никакой ценности", - очевидно потому, что она не дает материала для клеветы о "принудительном" труде в нашей стране.
        С другой стороны, якобы по побуждениям "высокой морали", в прошлом году в Соединенных штатах С. А. с большой поспешностью принят специальный закон против ввоза иностранных товаров, произведенных "при помощи труда заключенных, или принудительного труда, или законтрактованного труда, обусловленного угрозой карательных санкций". А теперь таможенно-финансовая комиссия палаты представителей дополнила этот закон поправкой, направленной против ввоза иностранных товаров, "добытых, произведенных, сфабрикованных, транспортированных, перенесенных, погруженных или разгруженных при помощи принудительного труда или обусловленного санкциями законтрактованного труда". Эти законодательные меры враги СССР хотят с особой энергией использовать против Советского союза по вопросу о советском экспорте леса, конечно всемерно прикрываясь соображениями морали. Все лицемерие американских капиталистов раскрывается однако одной "невинной" оговоркой, которая имеется в конце указанной поправки таможенно-финансовой Комиссии. Здесь говорится: "Однако эти предписания не должны иметь применения ко всякого рода товарам, изделиям, предметам торговли, хотя бы они были добыты, произведены, сфабрикованы, транспортированы, перенесены, погружены или разгружены с помощью труда заключенных или принудительного труда, или законтрактованного труда, обусловленного угрозой карательных санкций, которые не производятся или не фабрикуются в САСШ в количествах, достаточных для удовлетворения потребительского спроса в САСШ". Ясно, что капиталистов САСШ интересуют не условия труда, а возможность конкуренции для их товаров.
        По поводу этой "антиморальной" поправки даже буржуазная газета "Нью-йорк ворлд" иронически замечает, что "отвращение к товарам, произведенным принудительным трудом, четко ограничивается пределами наших потребностей. Если же внутреннее производство достаточно, мы немедленно выдвигаем высокие моральные принципы".
        Как видно, между "высокой моралью" и высокой прибылью у американского буржуа различия не существует.
        Поскольку ворохи газет распространяют за границей ложь о принудительном труде и о труде заключенных в СССР в лесной промышленности, надо особо остановиться на тех фактах, которые могут дать картину действительного положения в северных районах. Сразу же я замечу, что на лесозаготовках, о которых так много пишут за границей, у нас теперь занято в этом сезоне 1.134 тыс. человек, при этом все они работают на условиях обычного свободного труда, и труд заключенных не имеет никакого отношения к лесозаготовкам.
        Однако мы никогда не думали скрывать того факта, что труд заключенных, здоровых и способных к труду, у нас применяется на некоторых коммунальных и дорожных работах. Мы делали это раньше, делаем теперь и будем делать впредь. Это выгодно для общества. Это полезно для преступников, ибо приучает к труду и делает их полезными членами общества. В ряде северных районов, о которых так много пишут теперь в буржуазных газетах в связи с кампанией о "принудительном труде" в СССР, у нас действительно на некоторых работах применялся и применяется труд заключенных. Но приводимые дальше факты с полной очевидностью устанавливают, что труд заключенных и здесь не имеет никакого отношения в продуктам нашего экспорта.
        Отметим об'екты работ этих заключенных.
        По Карелии уже проведен трудом заключенных тракт Кемь-Ухта протяжением 208 километров и, кроме того, тракт Парандово-Кикш-озеро на расстояние 190 клм. Нельзя не признать, что это нужные для страны работы.
        Особое значение имеет развертывающееся теперь в Карелии строительство Беломорско-Балтийского канала. Этот канал, протяжением в 914 км, включая в свою цепь Ладожское и Онежское озера, должен соединить Балтийское море и Белое море. Проведение его связано с производством больших работ по рытью долины и углублению озер и речных долин. В данный момент ведутся работы к районе Выг-озера. Нашей задачей является в течение ближайших двух лет закончить это строительство.
        Так обстоит дело с работами заключенных в Карелии.
        Какой бы вой ни поднимала буржуазная пресса за границей, мы не откажемся от этих работ и от применения труда заключенных в этом строительстве. Пусть и труд заключенных идет на пользу народов СССР.
        В Северном крае нами также ведется ряд дорожных и строительных работ трудом заключенных. Так, в Северном крае проводится тракт Сыктывкар-Ухта длиною в 313 км, при чем пройдено уже 160 км. Тракт проводится в Ухтинский район, где ведутся разведывательные работы по нефти. Кроме того, в Северном крае проводится трудом заключенных железная дорога Сыктывкар-Пинюг длиною 305 км. Эта дорога со всеми необходимыми для нее искусственными сооружениями строится также трудом заключенных. Пройдено полотна 97 километров. Эти работы могут сыграть большую роль в поднятии нового нефтеносного района. Для хозяйственного под'ема этих районов, да и для всего Советского союза введение в действие нового нефтяного района, Ухтинского, будет иметь большое значение.
        Всего на этих работах во всех указанных районах занято около 60 тысяч человек.
        Могу еще добавить несколько слов об условиях труда и быта заключенных в этих районах. Продолжительность рабочего дня установлена во всех лагерях заключенных в 8 часов. При получении обеспеченного пайка и вообще достаточного снабжения и, кроме того, ежемесячного получения от 20 до 30 руб. на руки они имеют нормы труда, не превышающие выработку вольного рабочего. Лагеря представляют собой поселения людей, свободно, без охраны, передвигающихся и работающих на территории соответствующего строительства.
        Здесь развернута культурно-воспитательная работа, получаются книги и журналы. Профессионально-техническим образованием например только в Северном районе осенью 1930 года было охвачено около десятка тыс. человек. К позору для капитализма многие и многие тысячи безработных позавидуют сейчас условиям труда и жизни заключенных в наших северных районах. Это горькая правда, и о ней должны знать рабочие за границей.
        Как видите, никакого отношения к лесозаготовкам и вообще к экспортным продуктам "принудительный труд" и вообще заключенные у нас не имеют. Этого не сможет опровергнуть никакая антисоветская кампания и в том числе антисоветская кампания о "принудительном труде".
        Басням о "принудительном" труде в СССР пора наконец положить конец. Мне кажется, в этом могут принять участие и представители тех государств, а также представители тех иностранных газет, которые имеются в СССР. Конечно попытки, делаемые за границей к назначению особых государственных комиссий по "обследованию" положения в СССР, как всегда заявляло советское правительство, неприемлемы. Эти попытки неприемлемы потому, что осуществление таких намерений несовместимо с суверенитетом государства, поскольку они имеют односторонний характер. Только государство господствующее могло бы навязать государству подчиненному такое одностороннее предложение. Ни одно свободное и суверенное государство не пойдет на такое одностороннее "обследование". Однако имеющиеся в Москве представители иностранных государств и представители иностранной печати пользуются у нас свободой передвижения и они могут, если они этого хотят, лично убедиться в том, сколько гнусной лжи распространяется за пределами нашей страны о "принудительном труде" в СССР. Если в этом у кого-нибудь из них есть необходимость, то при поездках на места они могут убедиться в том, что работа по экспортным товарам, хотя бы по тому же экспортному лесу, не имеет никакого отношения к труду заключенных и следовательно вообще не имеет отношения к какому-либо принудительному труду. Они при этом убедятся также в том, что в СССР на деле проводится принцип, провозглашенный Октябрьской революцией и сформулированный еще в "Декларации прав трудящихся", принятой V Всероссийским с'ездом советов 10 июля 1918 года:

"Российская социалистическая федеративная советская республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест!". (Аплодисменты).

Принцип "не трудящийся да не ест" в корне противоположен буржуазным порядкам. Там, наоборот, не трудящиеся из господствующих классов пользуются всеми благами мира, а действительные труженики живут впроголодь или прямо лишаются куска хлеба. У капиталистов в моде теперь, при громадном росте безработицы, другой принцип: "трудящийся да не ест". В нашей же стране проводится пролетарский принцип, означающий обязанность трудиться и для тех, кто раньше принадлежал к господствующей верхушке богачей. Какой из этих принципов больше нравится рабочим - давайте спросим их самих, давайте спросим их об этом в любой стране. Если есть в этом необходимость, мы согласны на началах равноправия пойти на то, чтобы любые делегации иностранных рабочих, выбранные самими рабочими, приехали к нам ознакомиться на месте с условиями труда в нашей стране. Кому же интересоваться условиями труда в нашей или в другой стране, как не самим рабочим? Пусть предоставят эту возможность иностранным рабочим те, от кого это там зависит. Мы только требуем, чтобы на основах равноправия такого же рода возможности были предоставлены со стороны иностранных государств и рабочим нашей страны. (Аплодисменты). Мы заранее заявляем, что окажем полное содействие к опубликованию всех без исключения материалов, полученных нашими и иностранными рабочими в результате такого обследования у нас и в капиталистических странах. (Аплодисменты).
        Мы сомневаемся, пойдут ли на это предложение те, которые теперь клевещут о "принудительном труде" в СССР. Их целью не является установление правдивых фактов. Их задача - создать враждебное отношение к СССР и подготовить нападение на Советский союз.

В. О ПОДГОТОВКЕ ИНТЕРВЕНЦИИ ПРОТИВ СССР.
        О подготовке интервенции свидетельствует не только указанные антисоветский кампании, но и ряд других фактов. Предвестником интервенции являются также и те шаги по организации экономической блокады, число которых все умножается.
        Кампания против ввоза советских товаров ведется с исключительным бешенством. Приведенные уже факты с изданием специального закона и поправки к нему в Америке, а также усиленный напор в эту сторону со стороны консерваторов в Англии свидетельствуют об этом. Особенно же торопливыми в этом отношении являются выступления против нас во Франции. Стоит только напомнить о декрете 3 октября 1930 года, чтобы подтвердить это. Как известно, эта агрессивная антисоветская линия Франции проводится по ее же инициативе и в некоторых других государствах. Смысл этой агрессивной политики может быть только один: организация экономической блокады СССР.
        Откровенные империалисты во Франции и в Англии уже не стесняются прямо говорить об экономической войне против СССР. Так, выпущенное недавно в Англии обращение "Союза защиты торговли", во главе которого стоит небезызвестный лорд Брентфорд (Джойнсон Хикс), прямо говорит о необходимости "единого фронта в экономической войне против общего врага - коммунизма". Организация экономической блокады является в настоящих условиях важнейшим моментом подготовки интервенции против Советского союза.
        Крупнейшую роль в создании антисоветского фронта играет так называемый "европейский комитет", возникший по инициативе французского министра иностранных дел Бриана, для создания блока европейских государств против Советского союза. Упорное сопротивление Бриана и представителей зависимых от Франции государств приглашению СССР на майскую конференцию по так называемому "изучению мирового кризиса" показало, что у руководителей "европейского комитета" имеется определенное стремление превратить эту организацию в штаб подготовки антисоветского нападения. Несмотря на двусмысленные толкования сделанного Советскому союзу приглашения об участии в специальной конференции "европейского комитета", советское правительство сочло необходимым все же его принять, дабы на месте выяснить, каковы планы и намерения этой организации и какой должна быть позиция его представителей на этой конференции. Насколько руководители "европейского комитета" во главе с Брианом и теперь стремятся проводить свою работу без посторонних" глаз и прежде всего без СССР, видно из того, что ни в одну из 3-х подкомиссий, ведущих сейчас подготовительную работу к майской конференции "европейского комитета", представители Советского союза не были приглашены. Тем больше большевистской зоркости и выдержки должны проявить наши представители на майской конференции. Тем с большей энергией мы будем разоблачать все антисоветские подкопы, для которых стараются теперь использовать и "европейский комитет".
        Для того, чтобы показать, как под прикрытием фраз о разоружении ведется упорная работа по подготовке новых империалистических войн и вооруженного нападения на СССР, следует остановиться на итогах работ подготовительной комиссии конференции по разоружению. Несмотря на все попытки советской делегации добиться действительного сокращения вооружений, комиссия в своей работе - если в данном случае уместно употребить слово "работа" - исходила из другого, исходила из того, чтобы словами о разоружении прикрыть бешеный рост вооружений.
        За время 4-летнего существования подготовительной комиссии вооружения капиталистических государств не только не сократились, но значительно возросли. За время столь длительного существования комиссии по разоружению опасность новых империалистических войн не только не сократилась, но наоборот, возросла. Подготовительная комиссия в общем и целом пошла по тому пути, куда ее толкала французская делегация, представлявшая наиболее воинственные в данный момент империалистические круги Европы. Впрочем эта позиция Франции, не имеющая ничего общего с интересами действительного мира, была целиком поддержана и со стороны Великобритании, и со стороны Соединенных штатов. Особенной же активностью и усердием в деле отклонения каких бы то ни было предложений, клонящихся к уменьшению существующих вооружений, отличились польская и румынская делегации. В отличие от других делегаций, японская вообще не скрывала своего откровенно отрицательного отношения к сокращению вооружений. Позицию Италии в основном определяло стремление оказаться с неменьшими вооружениями, чем вооружения любой другой континентальной державы, т.-е. Франции. Особую позицию в подготовительной комиссии занимала Германия, справедливо напоминавшая о том, что запрещение вооружения Германии в свое время было провозглашено как начало всеобщего разоружения, но о чем в настоящее время не любят вспоминать представители господствующих в Европе империалистических держав.
        Итоги работ последней сессии подготовительной комиссии по разоружению, выраженные в составленном ею проекте и об'яснительном докладе, сводятся к отказу от всякого ограничения одних видов вооружения и к оправданию сохранения и увеличения других видов вооружения. Полным издевательством над самой идеей разоружения является принятое по предложению американской делегации решение, дающее право каждому государству, когда оно само признает наличие обстоятельств, угрожающих его "безопасности", превышать установленные конвенцией нормы вооружений, лишь уведомляя об этом прочих участников конвенции, которые, естественно, в свою очередь не преминут воспользоваться этим обстоятельством для увеличения собственных вооружений.
        Все это заставило советскою делегацию решительно отмежеваться от работ подготовительной комиссии и выступить с открытым разоблачением полной безрезультатности в деле разоружения деятельности подготовительной комиссии.
        Совет Лиги наций созывает наконец в феврале 1932 года международную конференцию по разоружению, в отношении которой также не может быть никаких иллюзий у тех, кто действительно стремится к разоружению и к всеобщему миру. Известно, что когда нужно договориться об увеличении вооружений, то для этого почти-что рядом с комиссиями "по разоружению", и во всяком случав "не мешая" их работе, собираются конференции в роде лондонской морской конференции или, как это делается теперь, ведутся тайные дипломатические переговоры и этим путем разрешают все нужные дела такого рода. Подготовка новых империалистических войн от этого по всем данным отнюдь не затрудняется и отнюдь не замедляется.
        Что касается СССР, то он может участвовать в конференции по разоружению лишь постольку, поскольку эта конференция действительно будет стремиться к разоружению или по крайней мере к существенному сокращению вооружений. При этом мы можем лишь предупредить капиталистические государства, что мы не позволим им ни до конференции, ни на самой конференции навязывать нам решения и соглашения, установленные в нашем отсутствии и без нашего участия.
        Безрезультатность всех происходивших до сих пор комиссий и совещаний буржуазных стран по вопросу о разоружении и фактически происходящий быстрый рост новых вооружений во всех империалистических государствах свидетельствуют о том, что эти государства вовсе не заинтересованы в действительном укреплении дела мира, что с их стороны делается все для того, чтобы подготовить и развязать новые империалистические войны. Острие и здесь направлено, как это каждому видно, против Советского союза.
        В той же Франции открыто и систематически русские белогвардейцы ведут теперь усиленную кампанию за об'явление войны против СССР. Всем известна помещенная прошлым летом в "Возрождении" статья В. Рябушинского "Необходимая война". Теперешний белоэмигрант Рябушинский был когда-то директором Окуловской писчебумажной фабрики, был одним из воротил Московского банка, выполнял обязанности выбранного московского купеческого сословия и др. в том же роде. Московским, да и не только московским рабочим хорошо известны купцы Рябушинские, крупнейшие капиталисты. Теперь дела Рябушинских плохи. Теперь им не остается ничего другого, как звать к скорейшему нападению на СССР. Как настоящий купец В. Рябушинский и войну против СССР рассматривает прежде всего с точки зрения наживы для капиталистов. В статье "Необходимая война", где имеется в виду война против Советского союза, он пишет об этой войне:

"Нет в мире предприятия, которое было бы хозяйственно более оправдываемым, более рентабельным, чем освобождение России. Затратив один миллиард рублей, человечество получит доход не менее чем в 5 миллиардов, т.-е. 500 проц. годовых и с перспективой дальнейшего возрастания прибыли ежегодно еще на 100- 200 проц.
        Где найти дело лучше?"

Так промотавшийся купец Рябушинский "глубокомысленно" рассуждает о "человечестве", имея в виду "человечество" купеческого звания, и своими пустяковыми подсчетами соблазняет иностранных капиталистов к нападению на СССР.
        Совсем недавно, в начале этого года, мы читали также хвастливее заявление стоящего во главе белогвардейских военных частей за границей генерала Миллера. Этот генерал открыто болтает в печати о своих планах:

"Мы готовы начать войну. Мы ждем только благоприятной международной обстановки и финансовой помощи, которая несомненно придет от одной из держав, желающих свержения большевиков".

Нет нужды доказывать, что глупенькое генеральское хвастовство стоит весьма дешево. Но характерно, что все эти "бывшие люди" - Рябушинские, Миллеры и К° - находят сейчас для себя приют в той самой Франции, о которой теперь нельзя не говорить, когда взвешивается вопрос об угрозе миру, в особенности об угрозе мирному развитию нашего Союза.
        Что вопрос об интервенции против СССР стоит теперь не как вопрос отдаленного будущего достаточно показали нам те разоблачения, которые стали широко известны в связи с недавним судебным процессом "Промпартии" в Москве. Из показаний непосредственных пособников иностранных интервентов и парижского Торгпрома со всеми его Нобелями, Рябушинскими, Коноваловыми, Денисовыми, Гукасовыми и проч. известно, что интервенция подготовлялась уже на 1930 год и во всяком случае не позже чем в 1931 году. Это же теперь подтвердили на процессе меньшевиков-интервенционистов Громан, Суханов; Шер и др. Таким образом подготовка интервенции велась и продолжает проводиться именно теперь, именно в наши дни.
        Расчеты врагов оказались ошибочными. Их дела в связи с кризисом страшно ухудшились. Наши дела в связи с успехом пятилетки, наоборот, значительно улучшились. Мощь СССР за последние годы сильно поднялась. Мы продолжаем ее поднимать и теперь, продолжаем при этом укреплять нашу Красную армию и знаем хорошо, что с каждым днем мы становимся сильнее. (Аплодисменты).
        Вспомним однако что уже, не дожидаясь 1930-31г., нас открыто провоцировали на войну. То нападение на нас, которое имело место летом 1929 года на Китайско-Восточной железной дороге, было несомненно одним из пробных шаров. Уже тогда враги начали прощупывать наши силы штыком. Ни у кого не может быть сомнений, что это было нападение не только со стороны тех или иных китайских генералов, но и со стороны стоящих за их спиной гораздо более могущественных иностранных империалистических держав. Тогдашнее нападение на СССР потерпело крах. Рабоче-крестьянская Красная армия оказалась на высоте положения. (Аплодисменты).
        Дальнейшей работой по под'ему социалистического хозяйства и по укреплению обороноспособности страны при решительной неуклонной борьбе за всеобщий мир и за мирные условий развития Советского союза мы должны укрепить наши позиции, сделать их неприступными для врагов. (Аплодисменты).

3. ОТНОШЕНИЯ СССР С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ И НАША БОРЬБА ЗА МИР.
        По сравнению с периодом V с'езда советов в отношениях капиталистических стран к. СССР наметился перелом в сторону усиления открытой враждебности. Это, как я уже говорил, вытекает из изменившегося соотношения сил - СССР и капиталистического окружения. Однако, несмотря на усиление открыто интервенционистских настроений в господствующих буржуазных слоях капиталистических государств, СССР успешно вел борьбу за мир. Опираясь на растущую поддержку в рабочих массах капиталистических стран, на рост экономической мощи и обороноспособности страны, советская власть укрепляла свои международные позиции и несомненно добилась в этом отношении немаловажных результатов.
        При наличии того, что общая и основная тенденция капиталистического окружения в его отношении к Советскому союзу определялась растущей ненавистью к социалистическому государству и нарастанием страха перед нашими успехами, нельзя однако не видеть разницы в отношении отдельных стран к Советскому союзу. Если при всем своем стремлении к укреплению дела мира Советский союз не мог добиться улучшения отношений с отдельными странами, как Франция, не говоря уже о Польше, то, с другой стороны, провал консерваторов на последних парламентских выборах привел к смене правительства в Англии и сделал возможным восстановление нормальных дипломатических отношений между СССР и Великобританией. Интересы социалистического строительства неразрывно связаны с укреплением мирных отношений с другими государствами и с развитием хозяйственных отношений между СССР и этими странами. Эти задачи, задачи укрепления мирных отношений и развития экономических связей с другими государствами и были неизменно действительными основами политики советской власти в течение всего истекшего периода. Мировой кризис не только обострил и углубил старые противоречия, но и выявил новые. Если кризис толкает господствующие капиталистические группы в одних странах к тому, чтобы ценой любых искусственных мер, а именно, таможенных тарифов, запрета ввода товаров и пр., отгородиться от советского экспорта, то в других странах и особенно в тех, откуда импорт в СССР значителен, не может не быть тенденций к укреплению хозяйственных отношений с СССР. В одних капиталистических странах открыто начинают брать верх попытки удушения советского экспорта, попытки организации экономической блокады и подготовки вооруженного нападения на Советский союз. Вместе с тем в других странах, нуждающихся в советском сырье и особенно в рынке для экспорта своих товаров, продолжают жить и отчасти развиваться стремления договориться с СССР по ряду хозяйственных вопросов. Мировой кризис ни в какой мере не ведет к смягчению действительных противоречий внутри капиталистического лагеря. Следовательно и попытки создания единого фронта против СССР не могут и теперь не натыкаться на значительные затруднения. В своей борьбе за всеобщий мир, в своей борьбе за укрепление мирных отношений с другими странами советская власть не раз уже доказала свою последовательность и исключительную выдержку. Эту политику Советский союз будет проводить и дальше, памятуя о том, что укрепление всеобщего мира - в интересах не только рабочих и трудящихся нашей страны, но и трудящихся всех стран. Лишь в кратких словах я остановлюсь на наших взаимоотношениях с отдельными странами.
        Начну с Германии.
        Последние два года прошедшие с момента V с'езда советов, могут быть разделены на два периода. Первый период обнимает собой конец 1929 и начало 1930 года. В своем докладе с'езду советов я не могу обойти молчанием того факта, что, к глубочайшему нашему сожалению, германские правительственные и общественные круги оказались в отмеченный мною первый период

Все Известия

Главлит: