VI С'езд советов Союза ССР.

ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР.
Доклад предсовнаркома т.Молотова VI-му С'езду советов.

захваченными волной антисоветского "крестового похода", создавшего на время угрозу делу укрепления и развития советско-германских отношений. Однако с середины 1930 года в отношениях СССР и Германии наступает известный благоприятный перелом, который я и отмечаю с удовлетворением. Основная линия германской внешней политики по отношению к СССР за последнее время является линией дружественного сотрудничества и дальнейшего укрепления отношений, которые выдержали ряд испытаний на протяжении 9 лет и которые, по нашему глубокому убеждению, могут и должны развиваться далее в обоюдных интересах и в интересах поддержания всеобщего мира. Пребывание в Москве делегации крупнейших руководителей германской промышленности является лишним доказательством того понимания, которое обнаруживают руководители Германии в вопросе о важности и ценности советско-германского экономического сотрудничества. Позвольте выразить уверенность в том, что пребывание этой делегации и ее переговоры непосредственно с руководителями советской промышленности принесут плодотворные результаты и укрепят еще больше фундамент наших экономических отношений.
        Наши взаимоотношения с Италией за истекшие два года развивались нормально и в общем благоприятно. По линии торговых отношений мы имеем здесь известный сдвиг в лучшую сторону. Заключенное летом прошлого года (2 августа) соглашение, по которому итальянское правительство принимает на себя гарантию долгосрочных кредитов, по заказам наших государственных органов в Италии, создало предпосылки для значительного расширения наших закупок в Италии. Это соглашение в меньший срок, чем предполагалось раньше, уже выполнено и даже перевыполнено. Вместе с тем в Италии мы наблюдаем значительный интерес к ряду предметов нашего экспорта, как нефть, хлеб, уголь, лес и др. Опыт развития наших экономических связей с Италией является лучшим доказательством возможности и обоюдной выгодности торговых сношений между СССР и капиталистическими странами даже при полной противоположности социально-политических систем.
        Оживление советско-итальянских отношений сделало целесообразным установление личного контакта для обмена мнений между комиссаром иностранных дел тов. Литвиновым и итальянским министром иностранных дел господином Гранди. Так как наибольшей угрозой мира в настоящее время является создание антисоветского блока капиталистических держав, то всякое сближение СССР с какой-либо страной, а тем более с такой значительной, как Италия, не может не служить делу мира.
        За истекший период отношения между СССР и Турцией продолжали укрепляться. Это нашло свое отражение в поездке в Турцию заместителя наркоминдела тов. Карахана в декабре 1929г. и в подписании в Ангоре советско-турецкого протокола о продолжении еще на два года действия Парижского пакта между СССР и Турцией. В дополнение к условиям Парижского соглашения, ангорский протокол расширил обязательства сторон, установив их взаимное обязательство не вступать в переговоры с государствами, соседними с другой страной, без уведомления этой последней и не заключать с этими государствами соглашений без согласия другой стороны. Посещение тов. Тевфик Рушди-беем СССР в 1930 году явилось дальнейшим расширением личного контакта между руководителями внешней политики СССР и Турции и новым доказательством дружественных отношений между обоими государствами.
        Экономические и культурные отношения между Турцией и СССР продолжали развиваться. За истекший период начались переговоры по заключению советско-турецкого торгового договора, который будет подписан в ближайшее время. Таким образом мы имеем общее укрепление дружественных отношений между Турцией и СССР и расширение их в ряде областей практического сотрудничества.
        Сегодня получена телеграмма из Ангоры о состоявшемся вчера подписании советско-турецкого соглашения. По этому соглашению обе стороны обязуются предупредить друг друга за 6 месяцев о вновь заказанных или заложенных военных судах для Черноморского флота. Разумеется, подобные соглашения отнюдь не заменяют наших предложений о разоружении, но в данном случае соглашение является лишним доказательством взаимного доверия обеих стран.
        В наших отношениях с Великобританией со времени последнего с'езда советов произошли, как я уже говорил, крупные изменения. Провал консерваторов на выборах в 1929 году был вместе с тем провалом их внешней антисоветской политики. Как СССР, так и Великобритания заинтересованы в развитии своих экономических отношении. И мы уже имеем в этой области известные успехи. За первый же нормальный для наших взаимоотношений год - 1929-1930 г. - советский импорт из Англии возрос с 9.912.000 ф. ст. предыдущего года до 15.395.000 ф. ст., т.-е. более чем на половину. Мы имеем основания и для дальнейшего развития наших экономических отношений с Великобританией.
        Надо также отметить как положительный факт, что в настоящее время в Лондоне заседает смешанная советско-английская комиссия экспертов, занимающаяся проверкой и подсчетом взаимных материальных претензий.
        Однако мы не можем не считаться с тем обстоятельством, что английский парламент и часть английской прессы являются ареной непрекращающихся ярко враждебных СССР выступлений. Со стороны определенных кругов, особенно консервативной партии, делается все для того, чтобы добиться срыва советско-британских отношений. Советское правительство не может не предупредить с'езд советов о том, что необходимо особенно внимательно следить за развитием положения в Англии, ибо там во главе антисоветской кампании и движения по подготовке к интервенции стоят влиятельнейшие руководители консервативной партии и бывшие члены английского правительства. Осуществление стремления этой партии и этих людей вернуться снова к власти несомненно поставит на карту дело всеобщего мира, так как в лице этих империалистических кругов Англии нельзя не видеть прямых организаторов новой интервенции против СССР, прямых организаторов новой мировой войны.
        Наши отношения с Японией продолжают нормально развиваться в сторону дальнейшего упрочения дружбы и необходимого взаимного понимания, основы которых заложены Пекинским соглашением.
        Я с удовлетворением отмечаю тот факт, что за годы, прошедшие с момента подписания соглашения, и в частности за последние два года, не зарегистрировано ни одного политического конфликта между СССР и Японией. Вместе с тем торговые связи между нами значительно развились, уже сейчас больше чем в четыре раза превышая размер довоенной торговли Японии с царской Россией.
        Возникшие, в частности на почве проведения в жизнь рыболовной концессии, спорные вопросы разрешились, - и мы уверены, что будут разрешаться в дальнейшем, - в духе дружбы и в строгом соответствии с договорами. Отдельным попыткам узко корыстных предпринимательских групп игнорировать конвенции и советское законодательство советская власть естественно давала должный отпор.
        Взаимное уважение к интересам стран и строгое соблюдение договорных обязательств должно быть базой дальнейшего развития наших дружественных отношений.
        За отчетный период наши дружественные отношения с Персией не подверглись изменениям. Особо отмечу, что мы уже приступили к переговорам о заключении советско-персидского торгового договора, что будет также способствовать укреплению наших отношений.
        В отношении с Афганистаном советское правительство неизменно стояло на позиции укрепления дружественных отношений и независимости Афганистана. В настоящее время наши взаимоотношения с Афганистаном развиваются вполне нормально. Особо отмечу развитие наших экономических отношений с Афганистаном, систематически расширяющихся. В порядок дня поставлен вопрос о подписании торгового договора, необходимость чего осознана и признана обеими сторонами. Мы имеем все основания рассчитывать на дальнейший рост и укрепление наших всесторонних связей с Афганистаном.
        На отношениях с Францией мне уже пришлось остановиться выше, а также недавно этот вопрос был освещен в моем докладе на сессии ЦИК Союза. С тех пор не произошло существенных изменений. Особая роль руководящих кругов Франции в антисоветских кампаниях последнего периода достаточно широко известна. Исключительную враждебность антисоветских выступлений французского правительства можно было бы иллюстрировать одним из последних интервью Бриана. По сообщению "Матэн", Бриан будто бы отказывается пока от поста председателя совета министров, дабы, оставаясь министром иностранных дел, сосредоточиться на борьбе против большевизма, так как "Бриана ужасает мысль, что, пользуясь очень серьезным экономическим кризисом, большевизм может полностью завладеть миром". ("Матэн", 26 янв.).
        На ряду с этим за последние два года во Франции создаются исключительные затруднения для работы нашего торгпредства и хозорганов. Я имею в виду хорошо известные нашей общественности антисоветские судебные процессы по искам всяких темных личностей, стекавшихся в Париж из разных стран и неизменно получавших от французского суда удовлетворение по своим дутым претензиями к нашим хозорганам. При этом французский суд не стеснялся опираться на явные подлоги и мошенничества со стороны истцов к Советскому государству.
        После всего сказанного выше нет необходимости останавливаться подробно на наших отношениях с Францией. К сожалению, приходится признать, что в области советско-французских отношений таится исключительно серьезная и тяжелая угроза делу всеобщего мира. Недаром наше предложение о заключении пакта о ненападении неизменно отклоняется французским правительством, как-будто устранение опасности нарушения мира не находится в плоскости интересов правительства Франции. И тем не менее мы готовы продолжать наши усилия по укреплению наших взаимоотношений, если заметим искреннюю готовность к улучшению советско-французских отношений также и со стороны Франции.
        Взаимоотношения между СССР и Польшей, к сожалению, все еще оставляют желать лучшего. Несмотря на принятие Польшей нашего предложения о подписании известного Московского протокола, делавшиеся советским правительством неоднократные попытки к укреплению советско-польских отношений не получили необходимого отклика. С другой стороны, как ее непосредственные соседи мы не можем не обращать внимания на то, что Польша на протяжении последних трех сессий подготовительной комиссии по разоружению настойчиво и активно участвовала в отклонении всех как советских, так и других предложений о действительном сокращении вооружений.
        В наших отношениях с прибалтийскими государствами - Латвией, Эстонией и Финляндией за последнее время мало-что изменилось. Можно лишь сказать, что враждебные Советскому союзу влияния иностранных крупных держав продолжают оказывать немалое давление на политику этих государств.
        Отношения с Литвой, а также Данцигом вполне нормальны и систематически улучшались.
        Наши экономические отношения со Швецией, Норвегией и Данией, а также Австрией развивались нормально.
        Греция является единственной балканской страной, находящейся уже с 1924 года в нормальных и дружественных отношениях с СССР. Поэтому я считаю нужным особо отметить факт развития и укрепления советско-греческих отношений за истекший с момента V с'езда советов период.
        Отмечу еще развитие наших отношений с Геджасом и Йеменом.
        Сейчас нет необходимости подробно останавливаться на наших отношениях с Китаем. Всем памятно, что последовательная и твердая политика мира, единодушно поддержанная трудящимися нашего Союза, помогла нам в короткий срок ликвидировать авантюру зарвавшихся китайских генералов и полностью разоблачить спровоцировавшие это нападение силы империализма, до самого последнего момента пытавшиеся сорвать мирную ликвидацию конфликта. Несмотря на эти попытки, нашедшие достаточно откровенное выражение в известной декларации американского, французского и английского правительств от 3 декабря 1929 года, советско-китайский конфликт был урегулирован непосредственными переговорами и подписанием Хабаровского протокола, восстановившего для СССР доконфликтное положение на КВЖД и в Манчжурии.
        Мы продолжаем надеяться на успешное завершение работ советско-китайской конференции и вместе с тем будем с величайшей бдительностью следить за махинациями наших врагов, разоблачая их провокаторскую и враждебную интересам народов СССР и Китая деятельность и сознавая необходимость быть готовыми к отпору всяким попыткам нарушить мир на Дальнем Востоке. (Аплодисменты).
        Из стран, с которыми СССР не находится в нормальных отношениях, следует упомянуть еще Северо-Американские соединенные штаты.
        Несмотря на непрерывный и значительный рост наших торговых отношений и особенно рост импорта в СССР из САСШ, здесь все больше растет роль авантюристических элементов буржуазии, с животной ненавистью относящихся ко всему советскому, ко всему пролетарскому. Достаточно указать на комиссию Фиша в американском парламенте, позорно прославившуюся своими невежественными и лживыми "обвинениями" против наших хозяйственных организаций, но выполняющую чье-то определенное задание о создании единого фронта с теми европейскими группировками, которые подготовляют экономическую блокаду и вооруженную интервенцию против СССР. Только бессилием правящих кругов в деле преодоления кризиса капитализма в САСШ и стремлением отвести от себя ответственность за огромные бедствия в рабочих массах можно об'яснить то положение, что всяким Фишам позволяют играть какую-то политическую роль в Америке.
        Поскольку однако антисоветская деятельность Фишей и К° доходит до фактического запрещения экспорта советских товаров в Америку, Соединенные штаты должны считаться с тем, что это неизбежно и немедленно отразится и на нашем импорте из Америки.
        Картина международной жизни была бы пожалуй неполна, если бы я не упомянул еще об одном государстве, которое до сих пор в нашем представлении больше сочеталось со средневековьем, чем с современной жизнью. Легко догадаться, что дело идет о Ватикане, пытающемся за последние годы активно вмешиваться в международную жизнь, - вмешиваться конечно в защиту капиталистов и помещиков, в защиту империалистов, в защиту интервентов и поджигателей войны. Давно уже известно, что католические патеры подбираются из людей, способных к разведывательной работе для генеральных штабов. Теперь эти господа проявляют особое усердие отнюдь не в молениях "о мире всего мира", а в организации антисоветских кампаний по заказу и за плату от господ капиталистов. Если во главе некоторых антисоветских кампаний за последнее время открыто становится сам папа римский, то понятно, что не трудно найти например в той же Англии для одной грязной антисоветской кампании епископа кентерберийского, а для другой - не менее гнусной политической кампании против республики рабочих и крестьян - епископа дергемского.
        К нам в руки случайно попал доклад неофициального агента Ватикана в Австрии г. Видалэ. Этот господин из бывших полковников австрийской армии развивает план созыва международного антибольшевистского конгресса в Вене, основной же целью этого агента папы является содействие в подготовке нападения на СССР. В указанном документе по этому поводу говорится:

"Борьба против меньшевизма означает войну, и война непременно произойдет... Поэтому не время и не место заниматься изучением вопроса, каким образом ее избежать, и тратить энергию на безнадежные мирные утопии".

Развив подробный хотя и довольно нелепый план антисоветской кампании, этот, с позволения сказать, политический деятель из австрийских полковников пишет:

"Если бы события развернулись настолько, что будет об'явлен экономический бойкот и проведены указанные политические мероприятия (разрыв сношений с СССР, пред'явление всяческих претензий с конфискацией советского имущества за границей и др.), неизбежным последствием этого явится борьба с большевизмом военными средствами".

В этом документе "глубокомысленные" расчеты ведутся на бывшие белые армии Врангеля и Юденича, а также на то, что "нетрудно будет набрать для этой цели из миллионов безработных, наводняющих в настоящее время Европу и Америку, достаточное число привыкших к войне старых солдат и предприимчивой молодежи"... А что касается сбора денежных средств, то главные надежды возлагаются на пожертвования "святейшего папы", а также на "пожертвования" "состоятельных лиц из дворянства крупных помещиков, финансистов и промышленников, высоких государственных деятелей", в числе которых особо перечисляются Черчилль, Фланден, Гайда, Чан Кай-ши и др.
        Вот чем занимаются агенты Ватикана. Вот какова роль "святейшего папы" в подготовке новой мировой бойни и нападения на СССР.
        На этом я кончаю обзор международного положения и взаимоотношений СССР с иностранными государствами.
        Итак, за отчетный период произошли значительные изменения в соотношении сил в международном масштабе. Самым важным при этом является тот несомненный факт, что в международных отношениях значительно поднялась роль Советского союза и при этом все острее вскрывается противоположность двух основных общественных систем - капиталистической системы и советского строя. С каждым днем растет международное значение СССР как страны освобожденного труда, как подлинной власти трудящихся, как подлинного оплота интересов укрепления всеобщего мира и освобождения рабочих от гнета капиталистических кризисов.
        Все это и вызывает растущую ненависть к Советской республике в империалистических кругах. Чем больше и решительнее СССР ведет борьбу за мир, все больше укрепляя вместе с тем экономические основы строительства социализма, тем лихорадочнее правящие круги агрессивной буржуазии развертывают подготовку к интервенции против СССР и к срыву всеобщего мира. Эта империалистическая политика метит в нашу пятилетку, и свою непосредственную задачу капиталистическое окружение видит в ее срыве какой угодно ценой.
        Основным лозунгом внешней политики Советского союза был и остается лозунг укрепления мира. С этим лозунгом родилась советская власть, за него она будет твердо бороться и впредь, мешая всем и всяческим попыткам иностранных интервентов, "Торгпромам" и их контрреволюционным агентам внутри нашей страны.
        Борьба за мирные условия развития Советского союза неразрывно связана с борьбой за всеобщий мир и следовательно неразрывно связана с делом укрепления братских отношений с другими народами. Борьба за мир в теперешних условиях непосредственно означает борьбу против развертывающейся подготовки антисоветской интервенции и ее империалистических вдохновителей. Мы открыто говорим трудящимся Советского союза и рабочим всех стран о нарастающей опасности для дела мира. Мы вместе с тем выражаем непоколебимую уверенность в том, что вооруженное нападение на СССР теперь означает главную опасность для тех, кто посмеет нарушить мир и напасть на Советский союз. (Бурные продолжительные аплодисменты).

Окончание доклада т. Молотова будет помещено в следующем номере.

ПРЕНИЯ ПО ОТЧЕТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР.

Речь тов. С.С. Каменева
        ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРКОМВОЕНМОРА.
        Прежде всего мне кажется, что напомнить о том, что Советский союз не является колонией для капиталистов, следует французскому генеральному штабу, который очевидно этого до настоящего времени никак понять не может. План интервенции, вскрытый процессом вредителей, несомненно прорабатывался французским генеральным штабом. Участие французского генерального штаба видно по всей той работе, которая велась в этом направлении в соседних нам государствах: в Польше, Румынии, в Черном море и в Балтике.
        Весь план интервенции напоминает интервенцию французов в 1918 и 1919 гг., но конечно соотношение сил в то время было несколько иное, французы выставили 100 тыс. солдат, поддерживаемых 60 военными кораблями. С нашей стороны были разрозненные части атамана Григорьева. Таким образом сила была несомненно на стороне интервентов.
        О том, как разыгрались события, лучше всего напомнить словами письма Андрэ Марти, которое он адресовал к маршалу Фошу:

"Жаль, господин маршал, что вы не присутствовали 6 апреля 1919г. при эвакуации Одессы, когда 19 артиллерийский полк, 2 саперный, 1 пулеметный полки вписали прекрасные страницы в историю революционного движения. Вы видели бы, как славная победоносная французская армия радостно уступала место красноармейцам, и могли бы любоваться прекрасным зрелищем, когда все войска дефилировали мимо здания одесского совета под пение "Интернационала", и вы сами, господин маршал, поступили бы, без сомнения, так же, как и все высшие чины вашей восточной армии, которые бросились спасаться частью на военные суда, частью в Аккерман, преследуемые пулями Лебеля..."

Дальше мы читать этой выдержки не будем, так как прекрасное письмо и вся книга "Под красным знаменем" всем хорошо известны. Но очевидно французский генеральный штаб этот момент забывает.
        Настоящую выдержку я привожу не в целях пророчества будущего, а лишь только как урок прошлого, который не следует забывать.
        Грядущие события будут выглядывать несколько иначе. На этом участке, по плану интервенции, предположены действия польских и румынских частей. Французскому генеральному штабу конечно лучше известно, насколько эти польские и румынские части будут крепче тех частей, которые посылались тогда Францией. Против них будет наша Красная армия, в боеспособности и боевой подготовке которой мы уверены, а также уверены в том, что в рядах польской и румынской армий найдутся свои Андрэ Марти, которые потом правдиво расскажут, как разовьются все события.
        Нам кажется, что этот план интервенции составлен с некоторым оптимизмом, который указывает, что угар французского генерального штаба, как штаба-победителя, до сих пор еще не исчез. А между тем из опыта империалистической войны мы прекрасно знаем, что никто так громко не кричал "караул" при неудачах, как это делал французский генеральный штаб. В плане же имеется много мест, по которым французскому генеральному штабу рано или поздно придется кричать "караул".
        Нелепой, опереточной частью плана нам кажутся расчеты на белогвардейскую армию. Белогвардейские формирования мы знаем по последним событиям на КВЖД. Мы видали, что это за бойцы. Но нам кажется, что харбинские вояки все-таки несколько воинственнее своих французских собратьев, которые занимаются лакейством и торгашеством, а это вряд ли способствует развитию воинской доблести. Каково убожество этих кадров, показывает уже то, что во главу белогвардейской армии выдвигаются такие фигуры, как генералы Миллер, Лукомский. Обе фигуры нам хорошо знакомы по гражданскому фронту. Миллер командовал северным фронтом, а Лукомский был в деникинском стане. Деятельность Миллера, как командующего, бесцветна, но как администратор и организатор Северной области он особенно прославился организацией Иокангской каторги, расстрелами подозреваемых в симпатиях к коммунистам товарищей и затем бегством на ледоколе "Минин". Других достоинств у этого генерала не видно. Жестокость нравов Иоканги даже врагами большевиков характеризуется, как нечто невообразимое.

"Если бы мне кто-нибудь рассказал о нравах Иоканги, то я бы ему не поверил, - пишет один из них в своих воспоминаниях о том, что там царит. - Но виденному собственными глазами нельзя не верить".

И, повторяю, это говорят очень близкие соратники Миллера, разделявшие его контрреволюционные настроения. Если дальше посмотреть, как аттестуется он своими соратниками, то мы видим два резко делящихся лагеря. Одни, бежавшие вместе о ним, характеризуют его как "отца родного", как "талантливого полководца". Но брошенные на произвол судьбы белогвардейцы характеризуют Миллера, как предателя, как абсолютно бесталанного чиновника, не любящего и боящегося фронта. Несмотря на всю противоречивость приведенных аттестаций, нам теперь представляется полная возможность установить правильную оценку этой "знаменитой личности". Его отеческие настроения хорошо определяются Иокангской каторгой и многочисленными расстрелами лиц, только подозреваемых в сочувствии большевикам. Кроме того, бегство его достаточно говорит о нем.
        Относительно его боевой доблести и талантов полководца мы должны сказать, что это было бесцветное командование. По призванию самих англичан северный фронт держался главным образом ими, и те части, которые сформировал Миллер при помощи англичан, были абсолютно не боеспособными. После ухода англичан, которые ушли под давлением рабочей партии в Англии, Миллер продержался только 4 месяца, после чего фронт был нами разгромлен. Во всяком случае, это - махровый контрреволюционер, несомненно большой интриган, несомненно утонченный палач и совершенно бездарная личность.
        Как он попал в командную тележку? Надо думать, что благодаря верноподданническим настроениям к французскому генеральному штабу, хотя раньше он был предан английскому. Роль, которую взял на себя Миллер, неопровержимо доказывает его врожденную склонность к предательству, продажности и садической жестокости.
        Генерала Лукомского мы знаем как тылового деятеля, со всеми присущими тыловому генералитету качествами: трусостью, шкурничеством, интриганством.
        Он оставил своему потомству достаточно большое наследство в двух томах. Если вы ознакомитесь с этими воспоминаниями, то, судя , по ним, это - летучая фигура, которая все время летает из одного пункта в другой, с одной должности на другую. Несмотря на то, что он ближайший соратник Корнилова, Деникина, Алексеева (с Корниловым и Деникиным он сидел в Быховской тюрьме и с ними вместе бежал), он получал командные должности, был начальником штаба у Корнилова и пом. командующего у Алексеева, но на очень короткое время, и затем выбрасывался из командной тележки, как совершенно ненужный и излишний баласт . Вот этот баласт сейчас французами поднят, очевидно как удобный груз для новой тележки белогвардейского стана.
        Лукомский оставил потомству очень об'емистые "воспоминания", напечатанные в "Архиве русской революции". По этим "воспоминаниям" его фигура выглядывает какой-то "летучей", постоянно путешествующей из города в город и перемещающейся с должности на должность.
        Между строк описания этих якобы безобидных путешествий проглядывают однако совершенно иные цели поездок, вскрывающие настоящее лицо этого белогвардейского деятеля. Он прежде всего разворачивает громадную кампанию по вербовке офицерства в добровольческую армию. Он связывается со многими контрреволюционными офицерскими группировками (харьковской, московской, киевской, был и в Царицыне), дает указания и инструкции о деятельности этим контрреволюционным организациям, входит в связь с организацией углепромышленников.
        Таким образом это - опытный шпион, вербовщик, - в этой деятельности он в конце-концов начинает занимать центральное место. В этих же поездках он ведет самые усиленные разговоры о призыве иностранцев для оказания "помощи", короче говоря, - об интервенции, является ярым сторонником французов в предвидении того, что империалистическая война, тогда еще не окончившаяся, должна закончиться победой Франции над Германией, и что посему с Францией нужно иметь дело, так как от нее может быть в будущем будет больше выгод.
        Когда он возвращается к своим патронам, то здесь любопытны моменты его возвращения, а еще любопытнее от'езды. Он всегда приезжает исключительно в выгодные моменты назреваемых интриг между белогвардейским командованием; в эту интригу включается и всегда из этой интриги выходит с исключительно выгодным для себя положением. Уезжает он всегда тогда, когда предвидится опасность и когда надо выпутываться из грязного дела. Таким образом это - типичный тыловой генерал, шкурник и трус, но одновременно опытный шпион, опытный организатор вредительских сил и опытный вербовщик. Неудивительно поэтому, что теперь - если его охарактеризовать еще дальше - он выходит в общем, извиняюсь за выражение, стопроцентной сволочью. (Смех. Аплодисменты). Тогда я не извиняюсь за выражение. (Смех. Аплодисменты). Это - стопроцентная сволочь, который в той паутине, которую сейчас плетет французский генеральный штаб, конечно, чрезвычайно для французского генерального штаба полезен. Одного только не учитываем французский генеральный штаб, что таким фигурам, как Лукомский и Миллер, показаться в Союзе нельзя. Они могут показаться только для того, чтобы уже найти здесь свой конец. (Аплодисменты).
        Следующий момент этого плана, это - надежды на пополнение белогвардейской армии бойцами. Ну, конечно рассчитывают на кулаков. Но в связи с нашей политикой ликвидации кулачества и в связи с ростом и укреплением социалистического сектора нашей деревни конечно эти формирования без всяких перспектив.
        Почему французский генеральный штаб опирается и придает еще известный удельный вес белогвардейщине? Надо думать, только потому, как это будет видно дальше, что наемников, нужных французскому генеральному штабу для проведения боевой части плана (войны), у французского генерального штаба повидимому нет.
        Следующая часть плана, которая останавливает на себе внимание, это - контрреволюционная деятельность, которую французский генеральный штаб развивает как раз в момент перед интервенцией.
        Здесь, мне кажется, особенно интересны три момента.
        Во-первых, чудовищные по своей преступности замыслы подготовки хозяйственного кризиса Союза ССР. Преступные инициаторы, а тем более исполнители такого рода замыслов с полным основанием могут себя считать непревзойденными во всей истории человечества. Изложенная часть плана интервеннции для французского генерального штаба была несомненно решающим участком всего плана.
        Второе, это - подыскание соответствующего человеческого материала. Ведь для выполнения этого плана категории лиц, из которых вербуются шпионы, сюда не подходят. Здесь нужен другой материал - специалисты, ученые, научные люди, которые могли бы проводить этот чудовищный план, которые могли бы занимать те места, откуда можно было бы проводить его.
        В значительной мере помощь проведению в жизнь этого намерения оказали белогвардейские контрреволюционные организации в роде "Торгпрома", которые имеются на территории Франции. "Торгпром" - от'явленные контрреволюционеры, которые работают по приказу своих вдохновителей.
        "Промпартия" и другие контрреволюционные организации, это - уже продукт части нашей интеллигенции и говорит он об очень глубоком разложении самого нутра этой группы лиц, среди которых мог вырасти такой злостный гнойник. Этот гнойник созревал не сразу, а медленно и в связи с обострением классовой борьбы.
        Вредители всех мастей своей работой пытались предрешить успех борьбы в пользу капиталистов. Такие настроения могли вырасти только на почве признания своего классового бессилия и глубочайшего разложения. Другая часть интеллигенции, которая переварилась в социалистическом котле, она вместе с рабочими и трудящимися заклеймила всю эту сволочь, которая включилась в контрреволюционную организацию, всю всю ту контрреволюционную сволочь, которая находится за границей. Но это негодование в равной степени направляется и по адресу французского генерального штаба, который работает с этим человеческим материалом.
        И наконец третий момент, когда вредительская часть плана обращается в свою противоположность, направляя свое острие на инициаторов, что происходит в результате наших процессов над вредителями, когда отыскиваются истинные виновники и вдохновители. В этой части исполнения своего плана французский генеральный штаб и его вдохновители оказались в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.
        Наконец разрешите остановиться на последней части плана - на выполнении самого плана войны. Тут два момента, которые чрезвычайно поражают.
        Первый момент, это - начало интервенции, которая мыслится французским генеральным штабом после какого-то эпизода на нашей бессарабской границе, чрезвычайно напоминает начало империалистической войны, когда гимназист Принципс в Сараеве стреляет в герцога Фердинанда, царская Россия заступается за интересы Сербии, в защиту Ав-стрии выступает Германия, - и разворачивается империалистическая война. Но нас спровоцировать не так легко. Мы придерживаемся политики мира. Мы не один раз показали, как мы относимся ко всем провокациям вызова нас на войну, и последние события на КВЖД особенно показали это.
        Второй момент выполнения, это - то, что решающая роль выпадает на польскую и румынскую армии. При всем признании "доблести" этих армий все же надо помнить, что это будет не простая интервенция, а развернется во всю ширь классовая война, война капиталистов с нами, с рабоче-крестьянским государством, и в этих условиях конечно и такая величина, как белогвардейщина Миллер-Лукомский, у французского генерального штаба имеет какой-то удельный вес. (Аплодисменты).

Размер: 46,5kB, 450x345x100dpi

Общий вид зала заседания.

Речь тов. Кадацкого
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА.

"МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЯ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА".
        - Истекшие два года нашей работы можно охарактеризовать, как годы неутомимой борьбы рабочего класса и трудящегося крестьянства за расширение промышленности, за социалистическую переделку сельского хозяйства и за вытеснение капиталистических элементов в нашей стране, - так начинает свою речь тов. Кодацкий (в тексте фамилия везде через "о"! - S.N.Morozoff), останавливаясь на достижениях пройденного этапа пятилетки.
        - Самым отрадным местом в выполнении пятилетнего плана является полная ликвидация безработицы. Ликвидировали ее накануне 3 года пятилетки, хотя и предполагали, что нам не удастся ликвидировать безработицу даже к концу 1932 года, - продолжает т. Кодацкий, переходя к "минусам" нашей работы.
        - Первое, что значительно тормозило наше развитие, это то, что нам приходилось выполнять план пятилетки в условиях, когда значительная часть наших предприятий и хозяйственных организаций была насыщена вредительскими элементами. Кроме того, вы знаете, что международная буржуазия, вначале скептически относившаяся к нашим планам, переменила фронт и всеми силами и средствами старалась мешать выполнению пятилетки внутри страны, а также вне ее путем блокады.
        - Оглядываясь на пройденный путь, можно сказать, что мы с честью выполнили задания партии и правительства.
        Чем мы обязаны выполнению пятилетнего плана, который вначале вызывал у многих неверие и скептическое отношение? - спрашивает тов. Кодацкий и отвечает:
        - Прежде всего - правильной генеральной линии партии. Она обусловила успехи нашего невиданного хозяйственного роста. Второе, это - энтузиазм рабочих масс и трудящегося крестьянства. Мы можем смело и гордо заявить, что пятилетка является не только планом правительства Советской страны, не только планом какого-нибудь ведомства, но что она действительно является народнохозяйственным планом, т.-е. планом рабочего класса и трудящегося крестьянства.
        - Мы можем с удовлетворением оглянуться на пройденный нами путь и на основе 2 лет работы смело и уверенно смотреть вперед, - заявляет тов. Кодацкий.
        Останавливаясь на недочетах работы в области промышленности, т. Кодацкий говорит, что для успеха третьего года пятилетки нужна не только мобилизация всех общественных сил и хозяйственных организаций на выполнение плана, но также и необходимо улучшить работу центрального аппарата. На конкретном примере Донбасса тов. Кодацкий критикует недочеты в деятельности центрального аппарата, выражающейся в недостаточной четкости планирования и регулирования.
        - Тов. Молотов привел здесь довольно яркий пример с письмами ленинградских рабочих. В чем зарыта собака? Почему ленинградские рабочие били тревогу? Дело в том, что иной раз наши планирующие и регулирующие организации, вводя новые основы механизации Донбасса и выписывая новые врубовые и др. машины, не создают необходимых предпосылок для правильной работы этих машин. Не были созданы ремонтные мастерские и механизация, на которую затрачена валюта, не дает нужных результатов.
        Тов. Кодацкий отмечает, что эти недочеты характерны и для автопромышленности, где также не созданы ремонтные мастерские; характерны они и для судостроения, которое приступило к развертыванию своей программы, не будучи обеспечено заказами и нужными материалами на металлургических заводах.
        - Эти 3 примера, - говорит т. Кодацкий, - доказывают, что наши планирующие организации не увязывают заботу отдельных отраслей промышленности нашей республики.
        Развивать без известной плановости хозяйство, тем более социалистическое, нельзя. Но мы должны отметить, что за последнее время в области централизации и планирования есть такие увлечения, которые приводят к тому, что места лишены необходимого маневрирования в деле развития тех отраслей хозяйства, в которых они особенно нуждаются.
        - Возьмем топливную промышленность. Когда мы, ленинградцы, кричим, что эту промышленность нужно очень сильно развивать, мы, не имея никаких возможностей маневрировать, не можем у себя так нажать, чтоб двигать вперед развитие топливной промышленности. Это убивает инициативу по развитию и использованию местных ресурсов и источников.
        Отдавая должное необходимости централизовать планы и по сельскому хозяйству, и по промышленности, мы считаем, что за последнее время эти планы вырабатываются в чрезвычайно централизованном виде, с недостаточным участием областных организаций.
        Приближая областные организации к составлению всех планов по промышленности, сельскому хозяйству и финансированию, мы тем самым обязуем их принимать большее участие в осуществлении этих планов.
        Останавливаясь на вопросах снабжения, т. Кодацкий предлагает предоставить Ленинградской области право связаться с той или иной областью, которая выполняет план снабжения Ленинграда.
        - Здесь будет известный хозяйственный контакт, взаимное хозяйственное обслуживание, минуя бюрократические, верхушечные организации. Но, разумеется, все это будет делаться в рамках плана, установленного в Москве.
        Тов. Кодацкий, затрогивая вопросы энергетики, отмечает, что за последнее время установился некий "прохладный" взгляд на строительство гидростанции в Ленинградской области.
        - Товарищи, в центре говорят, что постройка гидростанций в настоящих условиях тяжела для нас, так как требует больших средств.
        Тов. Кодацкий просит с'езд дать правительству соответствующие директивы по энергетике и, переходя к заключительной части своей речи, особо останавливается на вопросах обороны.
        - Вся наша работа, разумеется, может быть обеспечена тогда, когда мы будем твердо уверены, что нарушение наших границ той или иной капиталистической державой будет в должный момент отбито. Эту уверенность мы получили уже тогда, когда нас пытались слегка прощупать на Востоке. За последнее время каждому стало ясно, что сейчас нас собираются прощупать сильнее, чем это было на Дальнем Востоке. Поэтому вопрос обороны приобретает особо важное и исключительное значение.

Речь тов. Войцеховского
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КИЕВСКОГО ГОРСОВЕТА, УССР.

"ШИРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕСТНЫЕ ТОПЛИВНЫЕ РЕСУРСЫ.
        - Союзное правительство дало в докладе тов. Молотова исчерпывающую картину наших взаимоотношений с иностранными государствами, дало исчерпывающую картину достижений социалистического строительства и наметило конкретные задачи на будущее. Останавливаться особо на наших достижениях, по моему мнению, нет надобности: они каждому трудящемуся нашей страны известны. Мне кажется, что советы должны обратить сейчас особенное внимание на преодоление и ликвидацию тех "узких" мест, которые уже сейчас намечаются в нашем народном хозяйстве.
        Одно из таких "узких" мест представляет топливо. Если в ближайшее время те мероприятия, которые намечаются правительством и партией в этой области, не будут осуществлены, то прорыв на этом участке может дать рецидив во всем хозяйстве. И вот мне кажется, что организации, которые занимаются вопросами топливоснабжения, уделяют недостаточное внимание использованию местных топливных ресурсов. К таким ресурсам можно отнести торф и бурый уголь. На примере Украины мне известно, что та программа, которая намечается Украиной но бурому углю, урезывается здесь Союзуглем. То же самое и по торфу. Союз-торф намечает программу добычи торфа на Украине примерно в 800 тыс. тонн в то самое время, когда украинское правительство добивается увеличения этой программы до 1.400 тыс. тонн.
        Между тем залежи бурого угля, который, кстати, еще до сих пор не имеет определенного хозяина, у нас, на Украине, в районах Звенигородки, Пантаевки и Вышгородска, чрезвычайно богаты и могли бы с полным успехом как в промышленности, так и на транспорте заменить уголь. Вопросу использования бурого угля Союзуголь уделяет мало внимания. Переход же на местное топливо значительно освободил бы топливный баланс, так как вся легкая индустрия и частично транспорт могут быть переведены на торф и белый уголь, тем более, что западноевропейский опыт, опыт Германии например, показывает, что бурый уголь такого качества, как наш, с успехом заменяет антрацит и другие виды угля на транспорте и в промышленности.
        Второе "узкое" место, на которое следовало бы обратить большее внимание, это - пригородные огороды. Директивы ЦК партии и правительства ясны. На местах рабочая инициатива широко развернула сейчас это дело. Но места натыкаются здесь на некоторый бюрократизм наших местных кредитных учреждений. Когда вопрос сводится к тому, чтобы обеспечить своевременно кредитами организацию огородов, там говорят: это в кредитных планах не предусмотрено, изворачивайтесь сами, что хотите, то и делайте. Мне кажется, что комиссии исполнения немедленно должны заняться этим вопросом, так как несвоевременное обеспечение кредитами этого большого дела может сорвать выполнение плана организации огородов на площади в 300 тыс. га.
        В заключение тов. Войцеховский останавливается на вопросе о так называемом "принудительном труде" в СССР.
        - По вопросу о труде, - говорит он, - существуют две классовых правды - капиталистическая и пролетарская. С нашей точки зрения, классовый пролетарский труд является органической потребностью каждого трудящегося. Для рабочего и трудящегося крестьянина работа является вопросом чести. Для капиталистов, наоборот, труд является чем-то позорным, не относящимся к классу буржуазии. Мы считаем, что каждый рабочий и крестьянин должен работать, и поэтому у нас сейчас нет безработицы. И если стать на такую точку зрения, тогда будет каждому понятно, почему буржуазия кричит о "принудительном труде" в нашем Союзе. Мне же кажется, что соцсоревнование и ударничество - яркие показатели того, как относятся трудящиеся нашей страны к труду.
        Выполняя под руководством коммунистической партии пятилетку в четыре года, трудящиеся нашей страны покажут еще лучшие образцы преданности делу социализма.

Речь тов. Качалина
        УДАРНИК-МОНТЕР ДЕПО СТ. САМАРА, ОРГАНИЗАТОР СКВОЗНОЙ БРИГАДЫ В ДЕПО.

"Самаро-Златоустовская дорога работает так,
как не нужно работать железнодорожному транспорту".

- Товарищи, ряд выступавших здесь ораторов больше всего говорил об отдельных вопросах нашей промышленности, о металле и т.д., а также коллективизации сельского хозяйства нашей страны. Но ни один из выступавших не коснулся одного довольно серьезного и, по-моему, самого главного в настоящее время вопроса нашего народного хозяйства - вопроса о транспорте. Я имею в виду железнодорожный транспорт. Мне, как работнику железнодорожного транспорта, больше всего известно его положение, и я хочу сказать, что я наблюдаю на нашем железнодорожном транспорте.
        Ни для кого не секрет, что железнодорожный транспорт сейчас самое узкое место в нашем народном хозяйстве, самая отсталая его часть. Если мы допустим на минуту, что не будет четко работать наш железнодорожный транспорт; то что же будет с промышленностью и сельским хозяйством? Пусть хорошо будет работать колхоз, пусть также хорошо будет работать наша металлургическая, пусть угольная промышленность даст нам много угля, но если мы не сумеем этот уголь во-время доставить туда, куда следует, и доставить шахте то, что ей нужно, то большой процент работы этих отраслей промышленности несомненно будет потерян.
        Я хочу сказать о том, что наблюдается на Самаро-Златоустовской железной дороге. У меня имеется ряд цифр, которые говорят о том, что Самаро-Златоустовская железная дорога работает, так, как не нужно работать железнодорожному транспорту. Вот цифры простоя паровозов в ремонте и цифры больных паровозов за три месяца: в ноябре по нашему депо на ст. Самара паровозы в среднем стояли в ремонте 104 часа вместо заданных 72 час., в декабре - 78 час. Больных паровозов в октябре у нас стало на 6,5 проц. больше, в ноябре - на 6 проц., а в декабре - на 4,9 проц.
        Эти цифры говорят о неблагополучном положении на нашей дороге.
        Что требуется сейчас от транспорта? Транспорт в нашем государстве должен работать, как мозеровские часы.
        Работая четко, транспорт обеспечит выполнение промфинплана.
        Наша администрация нередко говорит нам: "Эти цифры показывают, что рабочий класс еще не умеет работать".
        Но я скажу, что эти цифры говорят больше не о неуменье рабочих, а о неуменье административно-хозяйственных организаций организовать массу так, чтобы она действительно работала по-боевому. Не секрет, что мы к XVI партийному с'езду преподнесли свою железную дорогу в довольно-таки неприглядном виде, - мы оказались на черной доске. И по сегодняшний день мы не можем выбраться из этого положения, не можем сняться с этого черного якоря. Само собой разумеется, что с такими цифрами мы еще продолжительное время не выберемся из этого положения.
        Что наблюдается со стороны нашей администрации? Я приведу некоторые факты, говорящие о том, что у нашей администрации нет должного отношения к своему делу. На нашем производстве в 1930г. была организована бригада-коммуна. Эта бригада взяла на себя ряд обязательств и дала реальные показатели своей ударной работы. А наш администратор так отнесся к нашей работе, что приходится думать - или просто он не хотел работать, или хотел вредить. Факт следующий: поступает паровоз в ремонт, поступает распоряжение менять скат, нужно паровоз гнать на под'емник. Начинают ремонтировать, в это время приходит второе распоряжение от администрации - скат оставить на месте, потому что нет того проката, который полагается. Мы знаем, что он полагается в 6,5 мм., а у него было 6,0 с десятыми, одной десятой нехватало , а этой десятой хватило бы не больше, чем, самое многое, на сотню-другую километров. Следует распоряжение дирекции - подкатить скат обратно, подкатывается обратно.
        Приходится тратить время на разборку и сборку готового паровоза, приходится опять опускать скат и дожидаться 8 суток его обточки.
        Однажды мы послали паровоз в Уфимские мастерские для среднего ремонта, приходит этот паровоз из ремонта и оказывается в том же состоянии, в каком был до ремонта, - все у него разбито. Значит сидящие в Уфе люди не следят за тем, за чем им нужно следить.
        То же в отношении запасных частей: если наше Самарское депо просит Уфимские главные мастерские прислать золотниковых втулок системы Шмидта, то они присылают золотниковые втулки системы Трофимова. Это говорит о том, что на железной дороге вредительство еще не изжито. А мы знаем, что вредительство есть и попытки его будут до тех пор, пока рабочий класс не ликвидирует окончательно нашего злейшего врага - кулачество и другие последние остатки класса капиталистов.
        Я хочу отметить не только недостатки, - у нас есть и достижения. На-

Все Известия

Главлит: