ример значительно возрос пробег паровоза, он достиг 160,7 км., хотя задание особого квартала по пробегу паровоза (170,5 км.) недовыполнено. В отношении коммерческой скорости задание выполнено на 85,8 проц.
        У нас на Самаро-Златоустовской железной дороге созданы две сквозные бригады в депо и одна транспортная сквозная бригада; это дало хорошие результаты. В отношении сквозной бригады с нашей дороги взяли опыт другие дороги.
        Как мне помнится, с Московско-Казанской железной дороги приезжали на нашу за опытом работы сквозной. Эта бригада у нас охватывает 2.000 чел. При помощи ее нам удалось выявить зарвавшихся бюрократов, которые мешали увеличению пропускной способности поездов, мешали выполнению нашего промфинплана. Этого самого администратора, который не знал своих обязанностей, не знал, нужно ли менять скат или нет, - вот его при помощи сквозной бригады удалось снять с нашего производства и проводить туда, куда ему следовало итти .
        Сквозная бригада, работающая в депо, насчитывает 47 человек. За 11 дней они должны были выпустить 61 паровоз, а выпустили 64 паровоза. На каждые 11 паровозов по плану должно было быть затрачено 546 рабочих дней, а затратили всего 380 дней, т.-е. сэкономили 238 дней, - это дала бригада в количестве 47 человек на 64 паровоза.
        Лучших показателей работы нам удалось добиться путем ударничества и соцсоревнования.

Речь тов. Грядинского
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА.

"ВЫПОЛНИТЬ В СРОК ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ПО СОЗДАНИЮ ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОЧЕГАРКИ".

Первую часть своей речи тов. Грядинский посвящает характеристике общих успехов социалистического строительства в нашей стране, указывая между прочим, что успехи пятилетки являются не только успехами рабочего класса Советского союза, но и всего международного пролетариата. Эти успехи естественно вызывают злобную ненависть международной буржуазии.
        - Темпы нашего строительства, - продолжает тов. Грядинский, - должны быть не только выдержаны, но и еще больше усилены. Бесспорно потому, что тяжелая индустрия попрежнему должна занимать центральное место в развертывании нами промышленности. Здесь перед нами стоят огромнейшие задачи и в первую очередь по обеспечению промышленности тем "хлебом", каким является для нее металл. Поэтому урало-кузнецкая проблема является вопросом развертывания нашей тяжелой индустрии. Задача создания Урало-Кузнецкого комбината имеет в виду создание новой металлургической базы на основе уральской руды и сибирского угля. За отчетный период мы только приступили к развертыванию Урало-Кузнецкого комбината. Мы имеем огромнейший размах в развитии металлургических предприятий на Урале. Но это только начало. Мы должны расширить плацдарм уральской металлургии. Сейчас у нас на Урале и в Сибири строятся два важнейших гиганта, являющихся основанием всего комбината, - Кузнецкий и Магнитогорский заводы. Для того, чтобы создать комбинат, т.-е. соединить вместе с уральской рудой сибирский уголь, мы должны так построить хозяйство Урала и Сибири, чтобы они друг друга дополняли, чтобы развертывание уральской металлургии встречало соответствующее развертывание работ по сибирскому углю и наоборот. Без этого комбинирования уральской руды и сибирского угля урало-кузнецкая проблема неразрешима.
        В связи с этим выдвигается, как важнейшая на ряду со строительством Кузнецкого и Магнитогорского заводов, задача нового шахтного строительства в Кузнецком бассейне. Кузбасс в этом году должен дать 7.200 тыс. тонн угля, а к концу пятилетки - около 24 млн. тонн. Обеспечить это колоссальное развертывание угледобычи мы сможем, если начнем более быстро, чем сейчас, развертывать новое шахтное строительство. Утроить, учетверить то, что мы имеем сейчас, можно только при условии быстрого строительства новых шахт, при условии их механизации.
        Механизация угледобычи в Кузбассе может обеспечить развертывание уральской металлургии и постройку не только Кузнецкого завода, но и других заводов в самой Сибири. Поэтому сейчас же необходимо ставить вопрос о развертывании ряда заводов, способствующих механизации угледобычи, и в первую очередь вопрос о форсировании постройки завода горного оборудования. Без постройки этого завода нам не добиться быстрых необходимых результатов.
        На ряду с вопросами угледобычи требует разрешения транспортная проблема. Без нового железнодорожного строительства мы не вывезем из Сибири то, что имеем. Без железнодорожного строительства никак не соединить эти два важнейших района. Уже сейчас при добыче до 7 млн. тонн нам трудно вывозить уголь, так что вопросы нового железнодорожного строительства являются в разрешении урало-кузнецкой проблемы важнейшими.
        Кроме того, бесспорно необходимо, чтобы обратно с Урала к нам за углем не шли пустые вагоны. Отсюда возникает вопрос, и он должен быть разрешен, о постройке, помимо Кузнецкого, второго металлургического завода на Урале. Так стоит вопрос в отношении урало-кузнецкой проблемы.
        Далее тов. Грядинский указывает, что отстает выполнение заказов на оборудование заводов Урало-Кузнецкого комбината, распределенных между заводами Москвы, Харькова, Ленинграда.
        - Мы обращаемся с трибуны с'езда к рабочим этих городов, - говорит тов. Грядинский, - с предложением создать комиссии проверки выполнения заказов для Кузнецкого бассейна, чтобы мы могли выполнить в срок возложенное на нас правительством обязательство по созданию второй союзной кочегарки. Тов. Молотов сказал, что мы своевременно создали комиссии исполнения, - это правильно. Нам необходимо добиться того, чтобы выносимые вами решения выполнялись своевременно. Комиссии исполнения, мне кажется, нужно поставить в такое положение, чтобы они были действительно комиссиями, следящими за выполнением важнейших решений по нашему хозяйственному строительству. Но надо опасаться превращения комиссий исполнения в жалобные комиссии, ибо уже имеются тенденции всякую неполадку нести в комиссию исполнения.
        В заключение тов. Грядинский заявил, что он поддерживает предложение тов. Кадацкого о хозяйственной связи отдельных областей и районов, предложив в свою очередь еще несколько уточнить экономическое районирование Союза с тем, чтобы еще более придать каждому краю, каждой области соответствующий хозяйственный характер.

Речь тов. Шалашовой
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА "КРАСНЫЙ ПАХАРЬ", СОЛНЦЕВСКОГО РАЙОНА, ЦЧО.

"НАША КРАСНАЯ АРМИЯ НАМ БЛИЗКА И ДОРОГА,
И МЫ О НЕЙ ВСЕГДА ПОМНИМ".

- Товарищи, я хочу сказать так. как сумею. Товарищ Молотов говорил о Красной армии и одобрял ее. Нам, женщинам, нельзя здесь об этом умолчать. Наша Красная армия нам близка и дорога, и мы о ней всегда помним.
        - Как на местах относятся к Красной армии? Мы знаем, что Красная армия состоит из хороших, крепких, здоровых бойцов, что она является украшением нашего советского государства, что Красная армия произошла от хорошего, крепкого и здорового корня, - заявляет колхозница Шалашова под шумные аплодисменты с'езда.
        - Была армия и в старое время. Она не была украшением страны, она только защищала буржуазию. А вот сейчас наши красные командиры и красноармейцы присутствуют здесь на с'езде. Ведь это все наши братья и сыновья, которые обсуждают вместе с нами все важнейшие вопросы. Вот это и есть наше достижение, - говорит тов. Шалашова под новые аплодисменты.
        - Крестьянка не может разговаривать по-ученому, она говорит то, что у ней на душе. Какую пользу мы получаем на местах от красноармейцев? Они являются руководителями в наших колхозах, они работают по ликвидации неграмотности, разве это не достижение? Каждая мать с радостью провожает сына в Красную армию, потому что он возвращается оттуда большим человеком. Красноармейцы нам пишут, они интересуются нашей работой, мы, матери красноармейцев, тоже пишем своим сыновьям, рассказывая им, что мы делаем на местах. Этим мать как бы говорит: я тебя люблю и работаю вместе с тобой.
        - В прежнее время, - говорит т. Шалашова, - мать плакала, отправляя сына в армию. А теперь она с радостью отпускает его, потому что красноармеец - наша гордость. Я жалею, что у меня только 2 сына, а не 8 человек, - продолжает т. Шалашова. - Каждая женщина-колхозница знает свою обязанность, как нужно готовить сына в Красную армию. Мы должны не только вырастить ребенка, мы должны заботиться о том, чтобы он ходил в школу, чтобы он был в комсомольских рядах и чтобы он, поступая в Красную армию, был на пороге к коммунизму. Тогда наши достижения будут еще больше.
        Тов. Шалашова обращается к с'езду с просьбой обеспечить семьи красноармейцев большими льготами и создать условия, при которой матери могли бы растить здоровое поколение, смену теперешней Красной армии.

Речь тов. Зимина
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО КРАЙИСПОЛКОМА.

"ВО ВТОРУЮ ПЯТИЛЕТКУ СОЗДАДИМ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
ТРЕТЬЮ ИНДУСТРИАЛЬНУЮ БАЗУ СОЮЗА ССР".

- Два года, прошедшие со времени последнего Всесоюзного с'езда советов, были годами решительного наступления социалистических элементов в нашей стране. Эти 2 года протекали в обстановке действительно обостренной и все обострявшейся классовой борьбы, решительного сопротивления капиталистических элементов. Они протекали в обстановке преодоления оппортунистических элементов внутри коммунистической партии и преодоления вредительства в советском аппарате. За эти годы правильность линии партии, проводимой советским правительством, правильность линии против оппортунистов, которые об'ективно тащили нас назад, к реставрации капиталистических отношений, нашли подтверждение в тех успехах, которые имеют место в развернутом социалистическом нсатуплении как в области промышленности, так и в области сельского хозяйства.
        - Не случайно, что именно теперь особенно растет кампания бешеной клеветы на Советскую страну, кампания ненависти против страны Советов Рост этой ненависти отображает испуг капиталистических классов перед нашим строительством и пятилеткой. Первое время, когда они еще смеялись над пятилеткой, когда они еще не считали ее реальной, тогда не было такой сконцентрированной ненависти, не было такой бешеной подготовки к интервенции, которая ведется сейчас.
        Тов. Зимин отмечает, что эта ненависть лучше, чем что-либо другое, доказывает правильность руководства коммунистической партии. Переходя к басням буржуазии о "принудительном груде" в СССР, т. Зимин говорит:
        - Можно не сомневаться, что ни одна капиталистическая страна не примет вызова, который бросил здесь т. Молотов об обоюдном обследовании труда с тем, чтобы все факты этого обследования были широко опубликованы. Они этого вызова не примут, так как боятся правды, которая разоблачит ложь и клевету капиталистических стран.
        Против нас ведется кампания о "принудительном труде". Я прочту выдержку из напечатанной за границей книги одного немецкого литератора Отто Гейлера, который, проехав с Карской экспедицией через Ледовитый океан и по Сибири, описал свои впечатления.
        Вот что он писал:
        "Люди были веселы в порту Игарка. Кто думает, что Сибирь не больше чем колония для преступников - глубоко ошибается. Тут стоит класс против класса.
        Каждый рабочий порта Игарки знает за что он борется Он знает цифры и трудности Это именно и грандиозно на этой шестой части света и особенно потрясает в такой заброшенной местности, на границе Арктики.
        Для кого тут строят? Кто тут приказывает, кто наводит порядок? Человек, стоящий по пояс в воде, копает вечно замерзшую землю, чтобы тут была построена электростанция, при помощи которой через три или четыре года будут работать полдюжины фабрик. Этот человек работает для себя. Идея тут гонит, вдохновляет, заставляет соревноваться. 20 тыс. стандартов досок должны быть приготовлены для экспорта из сибирской пихты.
        Норденшельд в 1877 г. встретил в Дудинке русского купца Сотникова, которого назвал владельцем всей округи, каждый житель которой в той или иной степени зависит от него". Сотников был один из тех, которые в Северной Сибири становились миллионерами за счет туземцев и отчасти и за счет ссыльных. Русские купцы имели среди коренного населения своих, так сказать, собственных самоедов или собственных тунгусов - отсюда и название тунгусники, которые были у них в долгу, как в шелку. Они обязаны были за данный им в кредит товар давать меха, рыбу и слоновую кость . Можно себе легко представить, особенно если учесть, что русские купцы и их служащие, главным образом бывшие уголовные ссыльные, эту торговлю украшали водкой.
        Теперь Дудинка не та. Правда, семья Сотниковых не совсем нежно выселена оттуда.
        Сегодня в Дудинке большая радиостанция, она же и почтовая станция для всех маршрутов, которые ведут отсюда в тундру. В Дудинке конечно имеется и кооператив, имеется новая красивая школа".
        Заканчивается книга следующими строками: "Америка и Сибирь".
        Ведется соревнование, которое не знает себе подобных. Третий год пятилетки. Он принесет цифры, означающие новую эпоху. Цифры, которые бьют Америку.
        Нет сомнения в том, кто победит в этих состязаниях. Мы должны знать. что там, где когда-то казак правил нагайкой, создается другая Америка. Америка без лицемерии и притворства без Моргана и обезьяньего процесса, без Уолстрит и электрического стула.
        Свобода, которую Европа когда-то искала по ту сторону океана, имеется, но по ту сторону Уральских гор. Свобода трудящегося человека, свобода творчества; она не может быть на современной границе человеческой истории выше, чем в Союзе советских республик".
        Далее тов Зимин продолжает: - Вот еще одно свидетельство наблюдателя, который действительно об'ективно подошел к тому, что делается в нашем Союзе, каковы условия труда даже в такой отдаленной окраине, как Восточная Сибирь и Туруханский район. Останавливаясь на хозяйственных проблемах Восточной Сибири, т. Зимин заявляет, что разрешение Урало-Кузнецкой проблемы положит начало быстрому разрешению задачи индустриализации на Востоке.
        - Мы в Восточной Сибири имеем все условия для того, чтобы теперь уже поставить вопрос о подготовительных работах к созданию на Востоке во второй пятилетке третьей индустриальной базы. Эта база имеет величайшие в мире возможности по огромному потенциальному количеству электроэнергии на р. Ангаре. Проблема Ангарстроя, это - проблема создания - станции, дающей энергию во много раз дешевле любой электростанции мира.
        Громадные запасы угля, цветных и черных металлов, огромные богатства лесов, широкая возможность развития химической промышленности и добычи нефти, бензина, керосина, - таковы те основы, на которых получит свое развитие 3-я индустриальная база Советского союза на Востоке.
        Тов. Зимин считает необходимым теперь уже поставить вопрос о значительно большем развитии ряда местных отраслей хозяйства Восточной Сибири, имеющих общесоюзное значение. Из 7 копей, которые там имеются, работают только 2. Между тем эти районы имеют запасы угля, превышающие залежи Донецкого бассейна. Они расположены по линии железной дороги и в случае осложнений военного характера вполне обеспечивают бесперебойную работу транспорта. Останавливаясь на природных богатствах Восточной Сибири тов. Зимин отмечает, что наша электропромышленность ощущает нужду в слюде, которая импортируется из-за границы, между тем как в Восточной Сибири имеется слюда.
        - При вложении в эту промышленность 5 млн. рублей мы можем полностью не только перекрыть импорт слюды и покрыть наши внутренние потребности, но и работать на экспорт.
        В заключение т. Зимин останавливается на вопросах военной опасности. - Мы на Востоке на наших границах имели первую пробу сил, выразившуюся в событиях на КВЖД. В этих событиях Красная армия показала свою мощь. Быстро разгромив врага, Красная армия задержала начало общей интервенции, ибо империалисты убедились, что нас голыми руками не возьмешь.
        - Мы должны еще с большим вниманием отнестись к задачам укрепления обороноспособности нашей страны и Красной армии, еще большее внимание обратить на все то, что способствует обороне страны в каждом крае, как бы далеко от границы он ни был.
        - Мы знаем, что министр Франции Бриан обеспокоен опасностью коммунизма в Европе. Ему не спится. Он думает бессонными ночами о той опасности, которая нависла в связи с экономическим кризисом в буржуазных странах, нависла в связи с победой коммунизма. Действительно призрак коммунизма бродит по Европе. Слова Коммунистического интернационала оправдываются.
        - Мы можем оказать: пусть г-н Бриан не спит. Сколько бы он ни думал бессонными ночами, ему не удастся проведением плана интервенции поколебать в трудящихся веру в мировую пролетарскую революцию. Социализм во всем мире победит.

Размер: 16,1kB, 249x450x100dpi

Делегат с'езда НИК. ШАТУНОВ (Башкирия). Рабочий Уфимского паровозо-ремонтногозавода с 42-летним трудовым стажем. Член ЦИК.
Зарисовка Н.И. Кравченко.

Речь тов. Копылова
        ШАХТЕР-УДАРНИК КРИВОРОЖСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ РУДНИКОВ, УССР, БЕСПАРТИЙНЫЙ.

"ВСЕ НАШЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - ПОД ШИРОКИЙ НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ".

- В тот момент, когда мы напрягаем все свои силы на разрешение задач социалистического строительства, на выполнение пятилетки в четыре года, вредители всех мастей стараются сорвать его. И в нашем Криворожском бассейне оказалась вредительская организация. Вредители готовили интервенцию в 1930 г. Но это им не удалось.
        Следствие, которое ведется по делу криворожских вредителей, несомненно вскроет всю их подноготную, все их планы. Но для того, чтобы бороться с ними, и для того, чтобы выполнить пятилетку в четыре года, нужна еще большая бдительность, нужно поставить все наше строительство под еще больший контроль рабочего класса. Рабочий класс при помощи органов ГПУ сумеет осуществить этот контроль.
        Я хотел еще остановиться на вопросе коллективизации. Из доклада тов. Молотова и на практике мы видим, что основная часть зерна дается социалистическим сектором.
        Мы видели, как "левые" загибщики коллективизировали крестьянские хозяйства в конце 1929 и зимой 1930 гг. Статья тов. Сталина крепко ударила по их работе, и они тогда подумали: ведь неправильно делали. Если бы ЦК партии не предостерег своевременно в смысле "левого" загиба, то это безусловно было бы наруку нашим врагам. Мы имеем по Криворожью 85 проц. коллективизации. Но это не такие колхозы, какие были у нас в 1929 году. Нет, сейчас наши колхозы крепкие. Они безусловно уже являются опорой партии и советской власти, идут вместе с пролетариатом.
        Сейчас нужно сказать, что самая важная работа, это - массовая, потому что кулак окончательно еще не порешен. Безусловно в планах интервентов кулак играл немаловажную роль. Но на сегодняшний день нужно оказать со всей серьезностью, что он нам сейчас не страшен. Бедняк и середняк поняли основную, генеральную линию партии и пошли непоколебимо за крупным коллективным хозяйством.
        В связи с открытым вредительством я предлагаю нашим правительственным органам обратить внимание на то, чтобы подобрать кадры лучших геологов и бросить их на выявление новых залежей угля в Криворожье. Одновременно с этим мы должны во всю ширь готовить кадры специалистов из числа рабочих, выдвигать старых рабочих, которые непрерывно десятки лет работали под землей, на руководящую работу. Руда, это - сырье, в котором нуждаются и домна, и транспорт, и вся промышленность.
        Последний момент, на который я хочу обратить внимание нашего с'езда, это - весенная посевная кампания. Работая на селе как 25-тысячник, посланный с производства, я должен сказать, что нами проделана огромная раработа . Но еще больше предстоит сделать. Мы безусловно должны будем оправдать посылку нас, пролетариев, на село. Перед нами стоит задача организации труда, перед нами стоит задача правильного распределения труда, перед нами стоит задача отказаться от поденщины и перейти на сдельную работу, на ударную, которая даст нам большие результаты и больший эффект, чем тот, который мы получили в истекшем году.

Речь тов. Антипова
        НАРОДНЫЙ КОМИССАР ПОЧТ И ТЕЛЕГРАФОВ СССР.

"СВЯЗЬ - ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТОК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА".

- Хозяйство связи является весьма узким местом, которое тормозит работу всех остальных организаций. Тов. Куйбышев на сессии ЦИК указывал, что здесь дело у нас обстоит очень плохо, и те наметки, которые даются планом, недостаточны. На с'езде также указывалось, что и по об'ему, и по качеству работа связи не отвечает тем требованиям, которые сейчас к ней пред'являются.
        Я хочу указать на те причины, которые привели к ухудшению работ связи, и на те мероприятия, которые мы намечаем для того чтобы в ближайшее же время работу связи улучшить. Многие недостатки об'ясняются нашим плохим планированием, нашей плохой работой. Первая пятилетка связи предусматривала слишком незначительные темпы развития обмена, что привело к неверным проектировкам и по рабочей силе, и по всему хозяйству. То, что сейчас обмен в несколько раз превышает наметки первого плана, создает весьма большие трудности. Мы предполагали по первому варианту пятилетки, что нам не потребуется увеличивать количество работников. Однако после составления второго варианта нам пришлось весьма основательно увеличивать число работников. Вместо 120 тыс. в 1929 г. на 1 января 1931 г. мы имели уже 170 тыс. Мы получили неквалифицированных работников, которые принесли к нам недисциплинированность, расхлябанность, нежелание работать. Мы не сумели всю эту новую массу сразу поставить в рамки жесткой пролетарской дисциплины. Отсюда - целый ряд явлений, связанных с расхлябанностью, с разгильдяйством, граничащим с вредительством, и т.п. Это - первая основная причина, которая привела к ухудшению работы.
        Вторая причина, это - ослабление внимания наркомата, к вопросам эксплоатации . Вся эксплоатация в связи с децентрализацией руководства аппаратом передавалась на места, и внимание наркомата к каждодневным эксплоатационным вопросам было недостаточно. Это привело к тому, что вопросы эксплоатации остались в загоне. Сейчас наркомат соответствующим образом перестроился как по линии эксплоатации, так и по линии подготовки кадров. Мы развернули 25 техникумов, три вуза и колоссальную систему курсов, чтобы быстро повысить квалификацию вновь пришедших кадров.
        Но наша работа зависит не только от нас, а от целого ряда других организаций. Взять хотя бы транспорт. Нерегулярный приход поездов путает все расписание, установленное нами. Когда поезда приходят не во-время , это создает такое настроение: чего торопиться, все равно поезд опаздывает. К тому же 15 проц. почтовых вагонов у нас выбывает из строя во время пути из-за плохого ремонта. Наконец целый ряд поездов НКПС сейчас отменил, и мы не в состоянии теми вагонами, которые имеются, отправить даже наши газетные посылки.
        На работу, связанную с доставкой газет, я должен указать особо. Здесь на нас очень много нареканий. Картина такая, что свыше 50 проц. газет всех издательств опаздывают к поездам, и мы вынуждены отправлять их на следующий день. Вот сводка за два месяца "Кооперативная жизнь" опоздала к поездам на 45 проц, "Труд" - на 80 проц., "Экономическая жизнь" - на 89 проц, "3а индустриализацию" - на 98 проц., "Комсомольская правда" - на 80 проц., "Правда" - на 80 проц. За последние дни февраля и первые дни марта опоздание достигло 100 проц. по целому ряду газет. Но не только это тормозит нашу работу. Мы произвели подсчет, хватает ли получаемых нами от издательств газет для удовлетворения всех подписчиков. И оказалось, что "Труда" за 7 дней мы недополучили 650 тыс. экз., "Постройки" за 4 дня - 400 тыс. экз., "Коммунистического просвещения" за 4 дня - 300 тыс. экз., "Кооперативной жизни" за 3 дня - 120 тыс. экз. Следовательно, мы не могли дать подписчикам 1 500 тыс. экз. Это безобразное состояние приводит к полной дискредитации всей нашей работы, ибо подписчик не знает, кто виноват, - говорит, почта не доставляет, а вот полтора миллиона экземпляров недополучено.
        Наконец еще одна причина - невнимательное отношение к корреспонденции населения и наших учреждений.
        Вот я взял на выборку несколько писем: адрес - Москва, НДК 1, Москва ОКС, Москва, Всесоюзному совету, п/отдел госторговли, Москва, иностранный отдел, сектору учета, Всесоюзному об'единению, наконец сегодня получили письмо с таким адресом: Управлению обороны страны. (Голос с места "Это понятно"). Так как вес этого письма был несколько тяжеловатый, мы, создав комиссию, вскрыли его, и оказалось 95 руб. золотом. Поскольку это на оборону страны, то против таких писем мы не возражаем. Однако письма с адресами, как "НДК 1", ежедневно через московский почтамт проходит 40 тыс., а таких, как Всесоюзному об'единению, неизвестно какому, ежедневно 4 тыс. А ведь это письма наших государственных учреждений. Нужно со всем этим повести решительную борьбу.
        В отношении перспектив положение тяжелое. По плану мы должны закончить строительство ряда автоматических телефонных станций на 150 тыс. номеров. Мы бились за 120 тыс. Госплан дал 80, а теперь нам говорят - 25 тыс. к концу года. По радио мы получили 30 проц. заявок. В этом году с тех заводов, где делалась раньше аппаратура, наши заказы снимаются. Между тем за время революции мы не построили ни одного завода. Бились ли мы за новые заводы? Бились. Но до сих пор никакой разработки проектов. Пока мы не построим новых заводов, никакого серьезного расширения связи быть не может. Эти заводы надо построить. Они не потребуют больших средств. А мы из-за плохой связи теряем миллионы.
        По плану на 1931 г. мы намечаем такие мероприятия, которые дадут нам правильную бесперебойную работу существующих средств связи. Расширение низовой сети будет очень незначительным. Мы обеспечим связью районы с областными центрами. Но связь районов с сельсоветами будет пока еще весьма слабой, и тут я обращаюсь к делегатам с'езда, чтобы советы вопросами связи занимались не только тогда, когда не доходит та или иная телеграмма, а каждый день.

Речь тов. Кузоятова
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МАРИУПОЛЬСКОГО ГОРСОВЕТА.

"ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ ВЗЯТЬСЯ ЗА РАЗРЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА".

Останавливаясь в начале своей речи на тех колоссальных достижениях, которые имеет страна Советов благодаря последовательному проведению генеральной линии партии, тов. Кузоятов говорит:
        - Я хочу остановиться на одном моменте, это - вопрос дальнейшего роста и развития нашей тяжелой промышленности. Безусловно базой для построения социализма и развития целого ряда производств являются уголь и металл. Правительство идет по правильной линии, уделяя топливу и металлу исключительное внимание. На ряду с созданием второй металлургической и угольной базы сейчас правительство уделяет большое внимание старым металлургическим и угольным районам, реконструируя существующие предприятия и закладывая новые.
        Мы, работники на местах, должны с максимальной эффективностью уметь использовать те резервы, которыми располагают наши металлургические предприятия. Я хочу указать на один завод, находящийся на юге Украины, это - завод им. Ильича в Мариуполе. Завод может переработать и прокатать 1.044 тыс. тонн металла, а он сейчас перерабатывает около 600 тыс. тонн металла и производит на своих мартеновских печах 540 тыс. тонн стали. Если не расширять производства стали, то завод будет недогружен на 504 тыс. тонн проката. Между тем завод этот катает чрезвычайно нужный для страны металл, металл для судостроения и труб, требующихся для нефтяной промышленности и Донбасса. Тов. Кузоятов предлагает особое внимание обратить на керченские руды в соединении с донецким углем.
        - На стыке водных и железнолорожных путей на Азовском побережье можно развить богатую металлургическую промышленность, которая даст чугун дешевле целого ряда других заводов. Для разрешения вопроса о загрузке завода им. Ильича и использования этих руд в Мариуполе намечалась постройка большого металлургического завода "Азовсталь", которая сейчас временно приостановлена. Мы считаем, что эту временную консервацию безусловно нужно снять.
        Тов. Кузоятов отмечает, что при переработке керченских руд получаются отходы так называемого томас-шлака, которые являются ценным для сельского хозяйства удобрением. Постройка "Азовстали" в Мариуполе покроет дефицит завода им. Ильича. Целесообразность такого строительства при наличии готового оборудования достаточно очевидна. Поэтому тов. Кузоятов просит ВСНХ принять все меры к тому, чтобы проектировка и самое строительство не были задержаны.
        В дальнейшем тов. Кузоятов останавливается на вопросах водного транспорта.
        - Наши партийные и правительственные органы приняли решение проводить дальнейший экспорт главным образом на наших судах. Из практики работ Мариупольского порта мы видим, что экспортное промышленное сырье и топливо перевозятся главным образом на судах иностранных. Если подсчитать, сколько мы теряем на этом валюты, станет очевидным необходимость всемерного форсирования судостроения в нашей стране. Это позволило бы нам иметь свой транспорт, которым мы могли бы располагать в любое время года для экспорта наших товаров.
        Тов. Кузоятов выдвигает вопрос о постройке судостроительного завода на Азовском побережье. Этот завод будет иметь экономическую базу в лице металлургической и топливной промышленности Донбасса.

Размер: 35,8kB, 275x450x100dpi

Делегат с'езда ЛЕОНТИЙ ШУЛБАЕВ, охотник. Зап.-Сиб. край, район Горной Шории.
Зарисовка Н.И. Кравченко.

Речь т. Тер-Габриэляна
        ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СНК АРМЕНИИ.

"ОТСТАЛАЯ АГРАРНАЯ АРМЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ПЕРЕДОВОЙ
ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ".

- Товарищи, до того, как дать краткую характеристику осуществления пятилетки в Армении, я хотел только несколько слов сказать о том, что собою представляла 10 лет назад Армения. Это была страна, доведенная до крайней степени обнищания, без всякой промышленности и с совершенно разрушенным сельским хозяйством, с количеством сирот около 50 тыс.
        За 10 лет совершенно восстановлено хозяйство. По капитальным вложениям мы в 1931 г. пятилетку заканчиваем в 3 года. Из 264 млн. руб. капитальных вложений, предусмотренных по пятилетке, мы тратим в 1931 г. 250 млн. Как осуществляется национальная политика в области народного хозяйства окраинных республик, а в частности в Армении?
        Рост продукции промышленности по Союзу в 1931г. предусмотрен на 43 процента, а в Армении - 45 процентов.
        Безработных, так же, как и по всему Союзу ССР, в Армении нет. Наоборот, есть опасения, что в связи с теми темпами, которые взяты, с теми средствами, которые будут вложены в народное хозяйство Армении, мы будем иметь даже недостаток рабочей силы. Это - ответ нашим врагам, которые говорят о том, что Армения сейчас чуть ли не голодает.
        В результате вложения больших средств в отсталые районы бывшей Российской империи мы имеем колоссальный рост, гигантский рост промышленной продукции. Совершенно отсталая сельскохозяйственная страна в начале пятилетки имела продукцию сельского хозяйства в 74 процента и продукцию промышленности - в 26. В 1931г. продукция сельского хозяйства составит 56, промышленности - 44 процента. В следующем году это соотношение еще резче меняется: в 1932 г. отсталая аграрная страна становится индустриально-аграрной.
        Достаточно указать на один крупнейший фактор - наши энергетические возможности. В 1934 году на душу населения в Армении падет столько же электроэнергии, сколько в Швеции.
        Что касается народного образования, то в 1931г. мы охватим школой полностью 95 процентов детей школьного возраста и переростков.
        Тов. Тер-Габриэлян подчеркивает, что одним из слабейших участков в Армении является работа связи. После ликвидации округов связь с районами приобретает особо важное значение. Тов. Тер-Габриэлян просит правительство Союза ССР обратить внимание на усиление связи не только в Армении, но и по всему Закавказью. В заключительной части своей речи он заявляет:
        Вместе с этими достижениями мы имеем слабые участки. Это - транспорт, рельсовый и безрельсовый. Здесь мы отстаем. Мы имеем отставание и по линии жилищного строительства. Достаточно сказать, что Эривань, столица Армении, до войны насчитывал 25 тыс. жителей, а после войны и всяких разрушений, когда жилищное хозяйство пришло в упадок, мы сейчас в этом городе имеем 93 тыс. населения. Естественно, что никакие обычные вложения не могли нам помочь выпутаться из этого положения, и сейчас, даже к концу пятилетки, мы будем иметь не рост, а уменьшение общей кубатуры жилищной площади.
        - Я хочу с этой трибуны заявить всем нашим врагам, в особенности европейским империалистам, которые часто спекулировали на крови армянского народа, которые и теперь, будучи выгнаны железной метлой рабочих и крестьян, не прочь спекульнуть на армянской крови, - я хочу заявить им, что советская Армения теперь не одинока, она находится в системе великой республики труда, она находится под защитой рабоче-крестьянской Красной армии СССР.
        С помощью этой армии мы сможем дать отпор всем тем, кто попытается вновь пролить кровь трудящихся Армении.

Речь тов. Пылаева
        (ЛЕНИНГРАД).

"ЛЕНИНГРАДЦЫ НЕ ЗАБЫВАЮТ О СВОЕЙ ПОЧЕТНОЙ ЗАДАЧЕ
ПОМОГАТЬ НОВЫМ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЙОНАМ СТАТЬ НА НОГИ".

- Я считаю необходимым еще раз подчеркнуть, что линия союзного советского правительства была правильной и практическая работа его имела грандиознейшие достижения.
        Достаточно вспомнить хотя бы 2-3 основных момента. Только благодаря правильной политической линии советскому правительству удалось растянуть мирную передышку до нынешнего, 1931 года. В то время как империалисты всех стран ставили себе конкретные задачи окончить эту передышку либо в 1928, либо в 1929 или в 1930 гг., когда империалисты делали все для того, чтобы сорвать мирное строительство в нашей стране, эта правильная политическая линия обеспечила невиданные темпы индустриализации и огромные достижения в смысле превращения в самый кратчайший срок нашей аграрной страны в индустриальную.
        Подчеркивая правильность генеральной линии партии, тов. Пылаев говорит:
        - Все это сделано несмотря на то, что в течение последних 2 лет были известные правые загибы со стороны отдельных членов Совнаркома СССР и право-"левацкие" загибы со стороны некоторых членов Совнаркома РСФСР. Это мешало и тормозило наше строительство.
        Тов. Пылаев, переходя к задачам Ленинградской области, отмечает:
        - Перед Ленинградской областью стоят очень большие, тяжелые и в то же время почетные задачи помогать новым промышленным районам стать на ноги. Этого ленинградцы никогда не забывают.
        Останавливаясь на росте ленинградской металлопромышленности и указывая, что она выполнила программу 1929-30 г., а также и программу особого квартала на 95-97 проц., тов. Пылаев жалуется на то тяжелое положение, в которое попала область из-за плохого снабжения углем и чугуном.
        - Нам нужно угля 300 вагонов, а бывали такие дни, когда мы получали по 47-48 вагонов в день. По-настоящему мы должны были бы закрывать некоторые предприятия, но благодаря внутренним комбинациям в великом комбинате - в Ленинграде - нам удалось выходить из положения. Нужно сказать, что даже днепровские заказы, свирские заказы и заказы по судостроению, турбиностроению и тракторостроению у нас находятся в очень тяжелых условиях.
        Тов. Пылаев отмечает, что благодаря этому "узкому месту" ленинградская промышленность недовыполнила программы первых месяцев 1931 года.
        - Я обращаюсь к представителю Кузбасса тов. Грядинскому и другим: помогите ленинградскому пролетариату сейчас чугуном, железом, углем, и мы сможем выполнить и перекрыть заказы и для вас, и для других машиностроительных предприятий.

ВЧЕРА НА С'ЕЗДЕ.

Утреннее заседание 10 марта.
        Прения по докладу правительства продолжаются. Представителей краев и республик на трибуне сменяют ударники-рабочие и колхозники, представителей далеких окраин Севера - делегаты Таджикистана, Узбекистана, Закавказья.
        Окраинные республики рапортовали о блестящих победах пролетариата и крестьянства в бывших царских колониях, о достижениях, ставших возможными благодаря четкому проведению в жизнь ленинской национальной политики.
        Узбекистан, о котором говорил т. ТУРСУН ХОДЖАЕВ, - страна хлопка - далеко оставил позади довоенный уровень. Посевная площадь под хлопком например еще в прошлом году перекрыла на 53 проц. довоенный уровень. К 5 марта в Узбекистане коллективизирован 51 проц. бедняцко-середняцких хозяйств, в то время как по наметкам пятилетки в 1932 г. процент коллективизации должен был немногим превышать 20.
        Таджикистан - страна, в которой при эмирате насчитывалось 99 проц. неграмотных и не было ни одной школы, сегодня имеет тысячи школ и сотни средних учебных заведений. - Мы, - говорил тов. МУМИН ХОДЖАЕВ, - при помощи союзного правительства отпускаем колоссальные средства на просвещение.
        В прошлом году обобществленный сектор сельского хозяйства Таджикистана дал 50 проц. валовой продукции хлопка.
        Чрезвычайно убедительно прозвучало также выступление представителя ЗСФСР тов. МАМУЛИЯ, нарисовавшего картину бурного хозяйственно-культурного роста национальных республик, об'единенных в федерацию советского Закавказья.
        - Против 740 млн. руб., намеченных по пятилетке, мы вложили в основные отрасли народного хозяйства 920 млн. руб., - говорит тов. Мамулия. - Рост цензовой промышленности составляет 51 проц. против общесоюзных 45.

* * *

Речи рабочих-ударников и колхозников сжаты и конкретны. В них неумолимыми фактами отметается клевета о "принудительном труде" в СССР.
        Тов. АНАНЧЕНКО (Сталино) - шахтер, проработавший 15 лет в забое, говорит о механизации Донбасса:
        - Дореволюционный Донбасс, это - кустарный Донбасс, Донбасс, рассчитанный на ручную силу. В 1913 г., в год наибольшего развития угольной промышленности, Донбасс имел 1.200 шахт которые давали 23 млн. тонн угля. Новый Донбасс, наш, имеет в 1930 г. 270 шахт, которые дали 39 млн. тонн угля. На 1931 г. добыча угля намечена в 56 млн. тонн. Эта цифра требует от донецкого горняка колоссального напряжения.
        Краснознаменец-колхозник тов. БОРИСЕНКО (Западная область) рассказывает о своем колхозе.
        - В наш колхоз как только он организовался, вошло в марте 1930 г. 120 хозяйств из общего количества 600. В громадных трудностях, при наличии 100 дворов лишенцев пришлось начать нам свою работу. Сейчас же у нас в колхозе 202 двора. Мы выполнили план хлебозаготовок на 110 проц., план по картофелю - на 100 проц. Но несомненно мы перевыполнили бы задание еще больше, если бы у нас были хорошие дороги.
        На трибуне тов. АНИСИМОВА - делегатка ЦЧО - низовой сельский работник.
        - Сельсовет, - говорит она, - должен руководить всей работой на селе. Но он успешно будет справляться со своей задачей, если своевременно будет получать руководство. Для этого необходимо улучшить живую связь сельсовета с райисполкомом.
        Горячий привет от рабочих и работниц Златоуста передает с'езду ударница тов. БЕЛОУСОВА.
        - Рабочие и работницы Златоуста, - сказала она, - просили передать с'езду и председателю Совнаркома тов. Молотову, что мы с энтузиазмом боремся за социализм, что мы каждую минуту готовы стать грудью на защиту СССР от всех империалистов.
        Северный край явился в последнее время об'ектом "обстрела" со стороны империалистов. О нем говорил тов. КОМИССАРОВ.
        - Северный край добился учетверенных темпов развития лесной промышленности.
        - Позволительно спросить, - продолжает тов. Комиссаров,- можно ли было добиться таких успехов в столь отсталой промышленности, какой является лесная, на основа рабского труда? Суть этих обвинений рабочие и лесорубы Северного края прекрасно поняли.
        Однако, как указывает далее тов. Комиссаров, успехи в области лесной промышленности вовсе не означают, что уже все сделано. Вопросы механизации должны быть поставлены в центр внимания.
        С'езд о громадным интересом заслушивает речи представителей отдаленных районов СССР. В этом отношении особенно ярки выступления тт. ТУРОКА, ВОЛИНА и САФРОНОВА.
        Тов. ТУРОК рассказывает о Сахалине, который в 1930г. праздновал пятилетие советизации. На 1 января 1929г. удельный вес социалистического сектора составлял 29 проц., на 1 января 1931г. - 60, а при выполнении программы 1931г. достигнет 90 проц. Каждая отрасль промышленности здесь дает рост в течение года на 200-500 проц. Самая острая проблема Сахалина, это - проблема человека. Недостаток рабочей силы в свою очередь выдвигает проблему наибольшей механизации развертывающихся на острове видов промышленности.
        Встреченный аплодисментами тов. ВОЛИН, делегат Туруханского края, от имени остяков, самоедов и вотяков благодарит советское правительство и Комитет Севера за то, что они много заботились о малых народностях Севера, за то, что обеспечили образование национальных округов и районов на крайнем Севере.
        Тов. САФРОНОВ рассказывал с'езду о достижениях социалистического строительства в советской Якутии и подробно остановился на развитии золотопромышленности в Алдане.
        Тов. ПОЛЯКОВ (Украина) говорит: "Мы заканчиваем в будущем году Днепрострой, однако подготовка речного флота и фарватера Днепра не двигается с места.

* * *

Тов. ВОЛОДЬКО, останавливаясь на культурно-хозяйственных успехах Белоруссии, подчеркивает, что эти достижения выбивают у наших врагов, в особенности у польского фашизма и его разоблаченной агентуры в Белоруссии - национал-демократов, последние надежды, последние козыри на развал советской Белоруссии. На с'езде с большой речью выступил встреченный продолжительными аплодисментами тов. Емельян Ярославский.
        Кроме того, на утреннем заседании в прениях выступали тт. КОЗЛОВ (ЦЧО), ГРИНЕВИЧ (Иваново-Вознесенская область), ТИМОНЮК (Ленинград), ФРАНКФУРТ (Кузнецкстрой).

Вечернее заседание 10 марта.
        Руководящие работники республик и областей, рабочие и колхозники, выступившие на вечернем заседании, дополняют доклад тов. Молотова новым рядом фактов о победах, одержанных на фронте социалистического строительства.
        Делегат ВАСИЛЬЧЕНКО (колхозница Северного Кавказа) заявляет:
        - Наши колхозы в этом году вышли в весеннюю посевную кампанию подготовленными на 100 проц. Мы обеспечены семенами, кормами и машинами. Но если сельское хозяйство машинизируется, то имеющееся в нашем крае рыбное хозяйство задерживается в своем развитии вследствие недостаточной механизации. В нашем районе много рыбы, но мы не имеем возможности сохранять даже получаемый улов - нет холодильников, и часть улова портится. В наших рыбацких колхозах наблюдаются частые случаи вредительства - порчи моторов на баркасах. Это дело рук кулака. Мы заверяем с'езд, что ликвидируем кулака и возложенные на нас задачи выполним. Тов. РАДЬКОВ (колхозник БССР) говорит:
        - В прошлом году было много неполадок с подготовкой к севу. Мы готовились к посеву картофеля, а накануне сева получали распоряжение сеять пшеницу. Эти неурядицы влияли на некоторых колхозников, они поддавались кулацкой агитации и уходили из колхоза. В этом году мы изжили неполадки, и единоличник - бедняк и середняк - убеждается в преимуществе колхоза. Начался новый приток в колхозы. Кулак, радовавшийся раньше неполадкам, теперь увидел, что его надежды на развал колхозов не сбываются, и он стремится из всех сил внести разлад в колхозную среду. Но мы растем, растут новые заводы и фабрики, мы становимся сильнее.
        - Умирающий капитализм, - заявляет в своей речи председатель Совнаркома БССР тов. ГОЛОДЕД, - хочет продлить свое существование интервенцией против СССР. Особые надежды капитализм возлагает на польскую буржуазию.
        Тов. Голодед цитирует ряд цифр из иностранной буржуазной печати, подтверждающих, как широко практикует Польша систему демпинга во внешней торговле.
        Остановившись далее на внутреннем положении БССР, т. Голодед указывает, что за три года пятилетки капитальные вложения в промышленность республики составляют 179 млн. руб., или 75 проц. всех вложений за пятилетку. Численность рабочего класса возросла до 461 тыс., а пятилеткой намечалось 360 тыс. Больше 20 проц. бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств об'единено в колхозы. Начато строительство новых 25 МТС.
        Предкрайисполкома ЦЧО тов. РЯБИНИН отмечает, что на всех прошлых с'ездах представители ЦЧО выступали с жалобами и требованиями.
        - На VI с'езде, - говорит он, - мы можем выступить иначе. Если два года назад наша область занимала последнее место в развитии культурного строительства и первое место по количеству неграмотных, то сейчас 97 проц. детей охвачено школой и свыше 1.300 тыс. сидят в школах ликбеза и ликвидируют свою неграмотность. ЦЧО превращается в индустриально-аграрную колхозную область. 41 проц. крестьянских хозяйств организовано в колхозы. Больше половины товарной продукции сельского хозяйства в этом году будут давать совхозы и колхозы. ЦЧО имеет все возможности развить у себя строительную промышленность, которой будет снабжать не только ЦЧО, но и другие области. Если мы разрешим проблемы использования курских магнитных железняков и усилим разведку каменного угля, тогда встанет вопрос о создании на основе курских железняков и угля новой угольной металлургической базы в СССР. Тов. ИСАЕВ (Казахстан) заявляет: - Казахстан при поддержке пролетариата СССР от феодализма, минуя капитализм, идет к социализму. В то же время в капиталистических странах и в колониях - национальное угнетение, рабский труд и рабовладельчество.
        Тов. Исаев приводит ряд цифр, иллюстрирующих рост народного хозяйства и культуры советского Казакстана .
        В области коллективизации и сельского хозяйства весь пятилетний план уже в этом году выполнен на 303 проц., в области совхозного строительства пятилетний план выполнен на 449 проц.
        Делегат УРАЗБЕКОВ (Киргизия) рассказывает с'езду о достижениях, которые одержал Киргизстан. В ранее отсталой стране выстроены новые заводы, посевная площадь увеличилась в два раза против довоенного времени, хлопковые посевы увеличились в пять раз, коллективизировано 28 проц. крестьянских хозяйств, значительно выросла грамотность населения. Но для дальнейшего развития сельского хозяйства необходимо обратить серьезнейшее внимание на орошение и оказать этому делу содействие.
        Делегат Башкирии тов. ЯГУДЕВ указывает, что в БАССР 33 проц. крестьянских хозяйств коллективизировано. На полях работают комбайны и тракторы. Кроме развития сельского хозяйства, Башкирия имеет все возможности стать страной металла благодаря огромным залежам железной руды.
        - 27 тысяч пролетариев Магнитогорска, - заявляет тов. ГУГЕЛЬ, - творят дело создания металлургической базы. Неуклонное проведение генеральной линии партии обеспечивает осуществление в намеченный срок строительства Магнитогорского гиганта.
        Тов. ЮЙ ХЕ-ТЯН (шахтер Дальнего Востока) выступает с приветствием на китайском языке.
        - Царское правительство на восточных рабочих смотрело, как на рабов. Советская власть сделала восточных рабочих равноправными гражданами СССР. Мне восточные рабочие поручили заявить, что если СССР будет угрожать мировая буржуазия, то они готовы стать в первые ряды защитников отечества мирового пролетариата.
        Кроме того, на вечернем заседании выступили тт. КОЛЬЦОВ (центр) и БРЫКОВ (Ср. Волга).

ПОПРАВКА.
        В № 68 "Известий ЦИК СССР и ВЦИК" от 10/III в прениях по докладу правительства Союза ССР по ошибке напечатано "Речь Кругликова", надо читать "Речъ Трупикова". В Заметке "Вокруг с'езда" в перечислении ораторов, выступавших на вечернем заседании, напечатано "Балашова. (ЦЧО)", надо читать "Шалашова (ЦЧО)".

Все Известия

Главлит: