ГРАЖДАНИН СССР - ГЕРОЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

НОВАЯ ЭРА
        Константин ПАУСТОВСКИЙ.
        ЖИЗНЬ человечества делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счет нового времени на своей старой и все же доброй Земле.
        12 апреля 1961 года возникла новая эра в жизни человечества. Простой русский человек с прекрасной фамилией майор Гагарин вернулся из космоса.
        12 апреля 1961 года - день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.
        Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше - в гений человечества. Эта вера теперь оправдана до конца, какие бы трудности еще ни ожидали нас на жизненном нашем пути.
        Миллиарды сердец бьются сейчас напряженно и взволнованно. Все мысли прикованы сейчас к судьбе мужественного человека - за минуту до этого его почти никто не знал.
        Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей простодушной прелести и наивности, то полет Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.
        Сейчас я невольно вспомнил, как еще гимназистом бежал ранним киевским утром под прохладными цветущими каштанами на ипподром за городом, где был назначен первый в нашем сухопутном киевском мире полет авиатора Уточкина.
        Я помню все: солнце, как бы омытое росой, доброе и спокойное лицо Уточкина в десяти метрах надо мной, и слезы, внезапно брызнувшие из глаз стоявшей вблизи меня молоденькой и красивой женщины. Это была очень любимая киевской молодежью актриса Пасхалова. Военный оркестр играл почему-то под сурдинку вальс "Дунайские волны".
        И вот - невиданный скачок от этого идиллического андерсеновского полета до могучих воздушных кораблей, и, наконец, порыв, полет, уход в космос, в те пространства Вселенной, где человек соприкасается с вечностью. Наше поколение - счастливое. Оно перенесло великие муки и победы и дожило до появления новой величайшей эры. Оно счастливо этим и счастливо еще и тем, что к его представлению о великолепии мира прибавилась еще одна черта - бесстрашный, спокойный, уверенный полет советского человека в космос.
        Гагарин приземлился. Мы все счастливы, поздравляем его с величайшей мирной победой в истории Земли и желаем ему всех величайших благ, доступных человеку.

РАСЧЕТЫ НАДЕЖНЫ, ТЕХНИКА ПРЕВОСХОДНА
        Х.М. АБДУЛЛАЕВ, лауреат Ленинской премии, президент Академии наук Узбекской ССР.
        Наверное, Юрий Гагарин волновался. Но в одном он был абсолютно уверен: расчеты и техника надежны. Они созданы и сделаны советскими учеными, инженерами, рабочими, людьми многонациональной Советской страны. Приятно сознавать, что в этом событий, которое навечно войдет в историк" человечества, есть доля разума и труда ученых и Советского Узбекистана.

МОСКВА ЛИКУЮЩАЯ
        В. ПОЛЯКОВ.
        В НАРОДНЫЙ праздник превратился этот весенний апрельский день. В каждый дом, в каждую семью вошло сообщение об успешном полете и благополучном возвращении из космоса на Землю человека. И этот человек наш, советский. У всех на устах ныне имя, первого летчика-космонавта Юрия Гагарина.
        Забурлили, закипели улицы столицы. Но как только голос диктора, начинал радиопередачу о космическом полете, движение приостанавливалось. Люди, затаив дыхание, с волнением ловили каждое слово.
        Красная площадь. Гремит музыка. Сюда, к стенам древнего Кремля, первыми пришли студенты Московского университета. Они принесли, в своих сердцах радость и восторг по поводу беспримерного космического полета советского человека.
        Звучат песни. Кружатся хороводы. Задор молодежи передается взрослым. М.Ф. Юбошников, забыв о своих семидесяти шести годах, пускается в пляс.
        Среди студентов оказался и однофамилец Гагарина. Молодого парня поднимают в воздух десятки рук. Его подбрасывают в воздухе.

В цехах заводов и фабрик, в учреждениях, школах, вузах, на стройках - всюду праздничное настроение. Всюду горячо и взволнованно говорят о феноменальном событии - первом в мире космическом полете.
        Мастер-новатор И. Зверев завода "Динамо" сказал:
        - Свершилось! Человек поднялся в космос, чтобы положить начало новому наступлению на тайны Вселенной. Мы, рабочие "Динамо", как и вся трудовая Москва, гордимся триумфальными достижениями советских ученых, инженеров и рабочих. Мы восхищаемся мужеством Юрия Гагарина, первого космонавта. Достижения наших ученых в освоении космического пространства вдохновляют нас на новые трудовые успехи, на подвиги во имя коммунизма.
        В редакцию "Известий" непрерывно звонят по телефону. Москвичи восторгаются, поздравляют, выражают радость и гордость по поводу еще одной замечательной победы советского народа.
        Со всех концов страны идет в редакцию поток поздравительных телеграмм. Их шлют целые коллективы, ученые и рабочие, колхозники и артисты, военнослужащие и пионеры. Содержание телеграмм одно: "Взволнованы! Восхищены! Горды! Слава советской Родине!".

ПРАЗДНИЧНЫЙ НЕВСКИЙ
        ЛЕНИНГРАД, 12 апреля. (По телеф. от соб. корр.). Этого события ждал весь мир. И вот оно свершилось! Советский человек Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос.
        Как только радостная весть была объявлена по радио, на Невском проспекте, где находится ленинградское отделение "Известий", наступило праздничное оживление. Проходят колонны школьников, студентов, трудящихся города. "Ура первому покорителю космоса Юрию Гагарину!", "Да здравствует Советская Родина!", "Да здравствует КПСС!".

ТОВАРИЩ НАШ
        Б. ДУБРОВИН.

Пусть дышится Гагарину легко,
        Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...
        Никто и никогда так далеко
        Не отрывался от родной планеты.
        Он мужеством Отчизны наделен,
        Он бросил неизведанному вызов.
        Никто и никогда еще, как он,
        Вдруг всей Земле не становился близок.
        Товарищ наш вернулся полный сил!
        Он - высший взлет штурмующего века...
        Сердца народов он объединил
        Великой гордостью за человека!

Размер: 32,7kB, 197x450x96dpi

Москва. Красная площадь.
Студенты пишут поздравительную телеграмму Юрию Алексеевичу Гагарину.
Фото А. Егорова и В. Сметанина.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА-ТИТАНА
        Любомир ДМИТЕРКО.

Давно людина мрiяла про крила.
        Вiки. Тисянолiття. Кожен птах
        Будив у н?й заздрощi .
        Безсила
        Була вона з Землi прокласти шлях
        У небо загадкове i незнане.
        Де - нею створений – всесильний бог
        В зенiт виводив сонце полумъяне,
        Свiтив ночами зоряний чертог.
        Да, на планетi вiдбулася змiна -
        Шляхи проклавши у космiчнiй млi -
        Могутнiсть бога здобула людина
        И залежним стало небо вiд Земли

По существующей традиции поэты обычно заканчивают публицистические выступления стихами. Я вынужден нарушить, эту традицию, Произошло поистине эпохальное событие. Человек (по-украински - "людина") впервые за многовековую историю земного шара шагнул в космическое пространство. О таких событиях можно говорить только стихами.
        Тысячелетиями люди. верили, что земля зависит от неба, что Вселенной управляет бог. Мы, советские люди, не только теоретически, но и практически доказали обратное: небо принадлежит земле, Вселенная - человеку.
        Слава тебе, советский человек! Ты - по силе и могуществу - равен богам. Ты осуществил мечту всех времен и народов. Ты воплощаешь черты, которыми древние наделяли богов, полубогов и легендарных героев: мудрость Зевса, силу Геракла, смелость Прометея, дерзновенный порыв Икара. А главное - ты гордо держишь в руке могучий светильник, сохраняющий тепло и пламя Великого Октября. В этом - твоя непобедимая сила.
        Слава тебе, человек-титан!

ОКЕАН РАДОСТИ
        ПИСАТЕЛИ ГРУЗИИ. ТБИЛИСИ.
        Мы стали свидетелями беспримерного подвига. Сообщения, принесенные на крыльях радиоволн, с затаенным дыханием слушал весь мир. Простые и строгие, будто высеченные из вечного камня, слова проникали в сердце, рождая океан радости и гордости за свою могучую Родину и народ, который сделал сказку былью. Легенда, миф, извечные таинственные слова утратили свой первозданный волшебный смысл. Их поглотили более емкие и глубокие по содержанию - воля и героизм.

ГЕНИАЛЬНО!
        Иван ПЫРЬЕВ, кинорежиссер, народный артист СССР.
        Известие о стремительном полете Юрия Гагарина ошеломило меня. Я твердо верил, что советский человек первым полетит в космос, первым будет на Луне, на других планетах.
        Привет герою из героев! Привет и поздравления советским ученым, инженерам, рабочим, чей коллективный гений сделал возможным такой полет.

РАБОТАЮТ ВСЕ РАДИОСТАНЦИИ...
        В. БЕЛИКОВ.
        Этими словами начались 12 апреля экстренные выпуски последних известий московского радио. Для передачи сообщений об этом беспримерном событии потребовалась четкая и напряженная работа большого коллектива радиожурналистов, дикторов и техников.
        Комсомольско-молодежная смена Центральной аппаратной московской дирекции радиосвязи и вещания, руководимая старшим инженером Ольгой Демченко, мгновенно соединилась по диспетчерской связи с радиовещательными станциями, расположенными по всей нашей стране, и подключила их к аппаратной "Дома радио" на Пятницкой улице в Москве.
        Все было готово для "выхода в эфир" сообщения необычайной важности. Высокая честь прочитать его была доверена одному ил лучших дикторов советского радио. В 10 часов 02 минуты весь мир услышал хорошо знакомый голос Юрия Борисовича Левитана, взволнованно и торжественно читавшего сообщение ТАСС.
        Как только первый экстренный выпуск закончился и микрофон был выключен, Ю.Б. Левитан прямо в студии поделился своими мыслями и чувствами с корреспондентом "Известий".
        - Много раз, - сказал он, - за последние годы мне доводилось читать сообщения об успешных .запусках советских спутников и космических кораблей. Раз от разу у меня росла надежда и вера, что недалек день, когда придет долгожданная телеграмма о полете советского человека в космос. И вот этот день настал!
        Признаюсь, что никогда за долгую работу диктором, я не испытывал такого волнения, как в тот момент, когда мне передали страницу с сообщением ТАСС. Я буквально бегом устремился в студию, поздравляя всех, кто встречался мне, с великой победой. Безгранично счастлив, что пионером космоса стал наш современник и соотечественник Юрий Гагарин!
        Первое сообщение о полете советского космонавта еще звучало в эфире, а телефонная станция московского радио словно захлебнулась от лавины телефонных звонков - тысячи людей непрерывно звонили в редакцию, прося передать хоть несколько слов о переполнявших их чувствах гордости и счастья за родную страну. Многие из этих откликов были тут же записаны и вошли в выпуски последних известий.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ
        Владимир ОРЛОВ, лауреат Ленинской премии.
        ОСУЩЕСТВИЛАСЬ вековая мечта человечества: советский летчик майор Юрий Гагарин шагнул в космос, горделиво пронесся в межпланетном пространстве. Радиотелеметрические и телевизионные системы наблюдали за состоянием космонавта в полете. Сам майор Гагарин в радиограммах из космоса извещал земных друзей, что чувствует себя хорошо. И, наконец, спуск, приземление. Первый человек, побывавший в космосе, снова на родной земле. Свершился подвиг, сделавший явью дерзновенные прогнозы русской научной мысли - от пророческих чертежей революционера Кибальчича, ожидавшего казни в царском застенке, до математических формул Циолковского, уравнений могучих, трогательных и странных, отпечатанных в бедной калужской типографии, где тогда еще не было математических шрифтов, - лебединые шеи интегралов в выражениях полета ракеты заменялись в них русскими буквами "И".
        Взята еще одна, самая высокая ступень триумфальной лестницы нашего, отечественного первенства в реализации идеи полета, лестницы, у начала которой находятся и первые полеты Крякутного на наполненном горячим дымом воздушном шаре, и первые полеты Можайского на пыхтящем белыми клубами пара прототипе современного самолета.
        Коллективный разум, коллективные руки советских людей оказались способными на новый величавый акт творения, по размаху превзошедший безудержную фантазию античных и библейских мифов. Человеческое деяние вторглось в сферу, относившуюся священным писанием к безраздельной компетенции бога. За какие-нибудь два с половиной года советские люди - коммунисты и атеисты - наяву повторили мифический календарь со" творения мира. Лишь недавно минули первые дни творения, когда люди, бросив вызов богам, сами создали новую твердь - небольшое, независимое небесное тело - искусственный спутник Земли. На нем создали далее все, что необходимо для жизни: свет и воздух, пищу и тепло; заселили его растениями и животными, примитивными и сложными, маленькими и большими. Наконец, наступил наивысший, все венчающий день творения - день шестой! - на искусственной планете появился человек.
        Человек воцарился на искусственной планете и впервые ощутил великое безмолвие космоса, заглянул изумленными очами в до странности плоское, лишенное стереоскопической глубины межпланетное пространство, и увидел острые звезды и слепяще яркий, яростный диск солнца на угольно-черном небе и выпуклый бок Земли, прикрытый овчинами облаков. Земной шар был рядом с летчиком, поворачивался на глазах, как обыкновенный глобус. Сутки бешено ускорили свой бег: день и ночь сменялись с сорокаминутной частотою.
        Давно ли считалось фантастическим название романа Жюля Верна "Вокруг света в 80 дней"? А сегодня не в фантазии, а наяву советский космонавт за один лишь вылет совершил кругосветное путешествие! "Вокруг света за полтора часа" - вот вполне реальный, даже деловой подзаголовок летописи его полета.
        Американцы любят прихвастнуть количеством мелких спутников, запущенных в околоземное пространство. Но в науке количество опытов ценно лишь тогда, когда рождает новое качество. Если опыты множатся, а новое рождается туго, возникает подозрение, что наука повторяет .сама себя, начинает буксовать, топтаться на месте.
        Сила советской науки в том, что каждый бросок в космос знаменует собою качественно новое достижение. Штурм космоса ведется у нас единым, ритмичным, неуклонным восходящим движением.
        Когда-нибудь, когда на земле поуменьшится число охотников подчинять величайшие мирные достижения науки человекоубийственным целям, мир узнает все подробности о всей сумме научных и технических средств, позволивших встать на новую высокую ступень освоения космоса. А пока лишь вольная кисть воображения рисует исполинскую ракету, метнувшую тяжелый космический корабль, и перед умственным взором возникает как бы колокольня с пламенным хвостом жар-птицы, плавно возносящаяся вверх - богатырская звонница русской славы.
        Но, пожалуй, даже самое пылкое воображение неспособно представить себе гениально-остроумную технику, обеспечивающую спуск космического корабля, его безопасное приземление. Ведь при помощи минимума средств, которыми располагает космический корабль, надо погасить сумасшедшую космическую скорость и свести ее до нескольких метров в секунду, чтобы гарантировать безопасность посадки. Надо обладать секретом поистине волшебной уздечки, способной укротить бешено мчащееся космическое тело, и спокойно провести сквозь воздушную броню Земли, и не дать ему сгореть, испариться, рассеяться в прах, как сгорают метеорные камни, вторгающиеся в атмосферу. История науки показывает, какой ценой достигается преимущества в овладении силами природы: решают дело не только смелость и неожиданность выдумки, но и огромное превосходство во многих областях наук, причудливо переплетенных друг с другом.
        Старинным мореплавателям, дерзнувшим плыть за океан, рисовались не только действительные, но и мнимые опасности. На краю океана им виделись смыкающиеся скалы, раздавливающие суденышки, как скорлупки, чудились морские змеи, глотающие корабли. Неведомые опасности рисовались и перед путешественником, перешагивающим границу космического пространства. Говорили о космических снарядах-метеорах - и не только о потоках больших камней, но и об отдельной маленькой крупинке, потому что даже горошинка, летящая столь стремительно, при столкновении с ракетой может произвести такие же разрушения, как несколько килограммов взрывчатки.
        Говорили о космических излучениях - и не только о потоках частиц, нарушающих химизм обмена веществ в живой клетке настолько, что возникает лучевая болезнь, но и об отдельной космической частице, которая, поразив тончайшие отделы клетки, ведающие наследственностью, может вызвать мутации в потомстве. Конечно, мутации могут быть полезными и вредными, но полезную мутацию вызвать так же трудно, как выстрелом случайной дробинки исправить давно остановившиеся часы.
        Поэтому перед тем как лететь человеку, советские спутники, вооруженные телеметрической аппаратурой, как саперы миноискателями, буквально "прочесали" космическое пространство, и люди убедились, что многие опасности перекочевали в разряд мнимых, таких же, как древние смыкающиеся скалы или змеи, глотающие корабли. Десятки и сотни миллионов километров налетали советские спутники и ни разу не столкнулись с метеором. Обнаружилось также, что сами первичные космические лучи безобиднее, чем ливни атомных частиц, вызванные ими в атмосфере. Бледнеют и расступаются пугающие тени. Человек бесстрашно заглядывает в звездные бездны как покоритель и властелин.
        Человек преодолел "физические барьеры" на пути в мировое пространство, пересилил мировое тяготение и сопротивление атмосферы. Но остался еще один неизведанный барьер, пролегающий внутри нас, через все элементы нашего организма. Перенесет ли человеческое тело условия заатмосферного пространства? Устоит ли? Выдержит ли?
        Иностранные публикации по вопросам биологии и физиологии полета свидетельствуют, что человеческое тело подвергалось жесточайшим допросам с пристрастием. Человека подвергали воздействию грандиозных ускорений, при которых удельный вес его крови становился равным удельному весу ртути, а суммарный вес всего тела - весу крупного быка. Нам запомнилось (с иностранных фотографий), как меняется лицо летчика под воздействием чрезмерных ускорений. Нижняя губа отвисла, кожа как бы поползла с лица, над глазами нависли железные веки Вия. Одна физическая закономерность определяла характер этих изменений: под воздействием ускорений кожа стала тяжелей свинца, мягкость тканей при этом осталась прежней...
        Да простят меня физиологи, но в потоке зарубежных исследований разнообразных порогов между жизнью и смертью мне почудилась знакомая тенденция капитализма разрешать экономические и технические проблемы - даже если дело идет об овладении космосом! - главным образом за счет человека. Сэкономить горючее, металл и электронику за счет человеческой крови, мышц и нервов, довести человека до порога, выжать все, что он может дать, - вот он старый капиталистический принцип! Чем дряхлее становится капитализм, чем бессильнее он перед проблемами, которые свободно решает социалистический мир, тем все больше будет расплачиваться человек за хромающую кибернетику, калорийность горючего, слабость двигателей ракет.
        "Все для человека!" - давно провозгласила советская социалистическая наука. И в труднейшую, героическую эпоху покорения космоса она не отступает от этого священного принципа. Ей чужды суета и вредная спешка, ей чуждо тщеславие пустого рекордсменства. Советский человек полетел в космос лишь тогда, когда была создана и сто крат проверена кабина с нормальными условиями существования, когда была отработана надежная система взлета и посадки.
        Усилия советской авиационной медицины натравлены были на решение этой благородной человеколюбивой цели.
        Идет день шестой, когда вновь создаваемые миры в межпланетном пространстве заселяются человеком и на них создаются условия жизни, условия не худшие, чем на родной Земле. День шестой продолжается...
        Ну, а что будет в день седьмой?
        В день седьмой, если верить библии, господь бог попросил отдохновенья, чтобы любоваться делами рук своих.
        Но наше коммунистическое вдохновенное творчество не знает отдохновения, и нам чуждо праздное любование делами рук своих.
        Советские люди вышли на космический простор. Планомерный штурм космоса продолжается.

Все Известия

Главлит: Б 00583