Речь товарища К.У. ЧЕРНЕНКО
        (Окончание. Начало на 1-й стр.)
заторской работой, сделать понятными и доступными широким массам трудящихся. Он любил людей. Он умел доверять людям.
        Леонид Ильич был человеком исключительного мужества. Он доказал это не только в Великую Отечественную, которую прошел от первого до последнего дня. Мужество не изменяло ему на всем жизненном пути. И он высоко, очень высоко ценил в каждом товарище смелость, принципиальность, стойкость при любых испытаниях.
        Быть рядом с Леонидом Ильичом, слушать его, воочию ощущать остроту ума, находчивость, жизнелюбие - это была школа для всех нас, кому выпало счастье работать с ним рука об руку.
        Леонид Ильич Брежнев оставляет нам драгоценное наследство. Наша 18-миллионная партия едина и сплочена. Советский народ беззаветно верит в мудрость партии. Нормами нашей жизни стали требовательность и уважение к кадрам, нерушимая дисциплина и поддержка смелых полезных инициатив, нетерпимость к любым проявлениям бюрократизма и постоянная забота о развитии связей с массами, о подлинном демократизме советского общества.
        Беречь и развивать этот стиль руководства, дорожить всем, что завещал нам своим словом и делом Леонид Ильич, - наш долг перед его памятью, наш долг перед партией и страной. Прочным залогом того, что так будет, служит руководящее ядро партии, ее Центральный Комитет, Политбюро, сформировавшееся при решающем участии Леонида Ильича.
        От имени Политбюро я хочу выразить глубочайшую убежденность, что наш Пленум продемонстрирует перед всей страной, перед всем миром, что партия твердо пойдет дальше ленинским курсом, который на современном этапе четко и полно выражен в решениях XXIII-XXVI съездов КПСС. Внутренняя и внешняя политика нашей партии, в разработку и осуществление которой громадный вклад внес Леонид Ильич Брежнев, будет проводиться уверенно, последовательно и целеустремленно.
        Нашими ориентирами были, есть и будут благо народа и сохранение мира на земле.
        У нас есть развернутая; хорошо взвешенная социально-экономическая программа. Экономика должна быть экономной. Такова установка партии. А это означает техническое перевооружение индустриального и аграрного секторов, совершенствование управления и, конечно, улучшение организации труда, рост его производительности. На этой базе будет неуклонно развиваться экономика нашего государства, повышаться благосостояние народа. На этой же базе будет крепнуть обороноспособность страны.
        У нас есть широкая, конкретная Программа мира для восьмидесятых годов. Она отвечает чаяниям народа. Разрядка, разоружение, преодоление конфликтных ситуаций, устранение угрозы ядерной войны - вот задачи, которые мы ставим перед собой. Мы хотим надежной безопасности для себя, для своих друзей, для всех народов мира.
        Дорогие товарищи!
        Все мы, очевидно, сознаем, что крайне трудно восполнить урон, который причинила нам кончина Леонида Ильича, Сейчас вдвойне, втройне важно вести дела в партии коллективно. Дружная, совместная работа во всех партийных органах, обеспечит дальнейшие успехи как в коммунистическом строительстве, так и в нашей деятельности на международной арене.
        Политбюро ЦК КПСС, обсудив создавшееся положение, поручило мне предложить Пленуму избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС товарища Андропова Юрия Владимировича. Думаю, нет нужды рассказывать его биографию. Юрий Владимирович хорошо известен в партии и стране как самоотверженный, преданный делу ленинской партии коммунист, как ближайший соратник Леонида Ильича.
        За плечами у Юрия Владимировича разносторонняя деятельность в области внутренней и внешней политики, идеологии. Был он и комсомольским вожаком, и крупным партийным работником, и дипломатом. Немало труда им вложено в укрепление социалистического содружества, в обеспечение безопасности нашего государства.
        Леонид Ильич высоко ценил марксистско-ленинскую убежденность, партийность, широкий кругозор, его выдающиеся деловые и человеческие качества. Все члены Политбюро считают, что Юрии Владимирович хорошо воспринял брежневский стиль руководства, брежневскую заботу об интересах народа, брежневское отношение к, кадрам, решимость всеми силами противостоять проискам агрессоров, беречь и укреплять мир.
        Юрию Владимировичу присущи партийная скромность, уважение к мнению других товарищей и, можно сказать, пристрастие к коллективной работе. Политбюро единодушно считает: товарищ Андропов достоин доверия Центрального Комитета, доверия партии.
        Дорогие товарищи! Склоняя свои головы перед светлой памятью Леонида Ильича, мы торжественно обещаем, что будем неустанно продолжать нашу созидательную работу. Все, что не успел совершить Леонид Ильич, что наметила под его руководством партия, будет сделано.

НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ
        Л. ПОПОВ, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.
        Как и вся страна, сейчас в трауре наш Звездный городок, где не раз бывал Леонид Ильич Брежнев и где всегда чувствовали его заботу и поддержку. Леонид Ильич Брежнев сыграл выдающуюся роль в развитии советской космонавтики. Он непосредственно осуществлял партийное руководство космическими коллективами в самую героическую - начальную пору освоения космоса. Леонид Ильич прикреплял Золотую Звезду Героя Советского Союза первому космонавту планеты - Юрию Гагарину. Он вручал высшие награды нашей страны большинству космонавтов. Когда последний раз в Кремле проходила эта торжественная церемония, Леонид Ильич Брежнев, вручая высокие награды Родины Светлане Савицкой, Александру Сереброву и мне, сказал:
        "Была пора, когда, люди задавались вопросом, что практически дают космические исследования. Теперь такого вопроса нет. Астрономия, служба погоды, медицина, биология, сельское хозяйство, металлургия и многие, многие другие сферы приложения ума и рук человека нуждаются в данных, которые можно получить только на космических орбитах. Затраты на космос начинают окупаться с лихвой".
        И в этом огромная заслуга не только всех тружеников космической отрасли, но и лично Леонида Ильича Брежнева.
        Горько сознавать, что его нет уже с нами. Но память о Леониде Ильиче Брежневе всегда будет жить в сердцах космонавтов. И мы никогда не забудем его.
        На состоявшемся 12 ноября Пленуме ЦК КПСС была дана заслуженно высокая оценка многогранной деятельности Леонида Ильича Брежнева. Его дело будет достойно продолжено. Советские космонавты также приложат все силы, чтобы выполнить его заветы, и будут самоотверженно трудиться на благо нашего народа.

ВЕЛИКИЙ ПРИМЕР ДЛЯ НАС
        Мубина КОЛЖАНОВА, Герой Социалистического Труда, депутат Московского районного Совета народных депутатов г. Алма-Аты, рабочая комбината имени 50-летия образования СССР.
        Чувства невосполнимой боли и утраты переживаем мы, советские люди. Перестало биться сердце верного ленинца, великого интернационалиста и борца за мир во всем мире, человека, чьи дела и неутомимая энергия всегда были связаны с думами и чаяниями всего народа, дорогого Леонида Ильича Брежнева.
        Вся его жизнь явилась примером беззаветного служения партии, Родине. На какой бы участок коммунистического строительства его ни направляла партия, Леонид Ильич был для всех нас образцом целеустремленности и стойкости. Он всегда умел зажечь людей энтузиазмом, вовремя поднять их дух, поддержать верную инициативу.
        История и современность навсегда спаяли его героическую ратную и трудовую судьбу и с биографией нашей республики. В нелегкие годы освоения целинных земель Леонид Ильич Брежнев возглавлял партийную организацию Казахстана. Он был в первых рядах битвы за большой казахстанский хлеб, преобразование нашего края, наметившееся в горячее время подъема целины и в последующие годы. На историческом XXVI съезде партии Леонид Ильич отмечал, что Казахстан переживает период настоящего расцвета экономики и культуры. И это мы зримо ощущаем в наших трудовых буднях.
        Нашим ответом на Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР к Коммунистической партии, к советскому народу будет дальнейшее повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Самоотверженным трудом под руководством ленинской партии, вооружившей нас поистине величественной программой коммунистического созидания, мы, рабочие, обеспечим выполнение планов и социалистических обязательств текущего года и всей пятилетки. Все советские люди большой дружной многонациональной семьей живут и трудятся под знаменем вечного и непоколебимого единства партии и народа.

От комиссии по организации похорон Леонида Ильича БРЕЖНЕВА

Комиссия сообщает, что похороны Леонида Ильича Брежнева состоятся в понедельник, 15 ноября, в 12 часов дня на Красной площади.

Размер: 38,5kB, 700x167x100dpi

Бесконечен поток трудящихся к Дому Союзов.

СТРАНА ПРОЩАЕТСЯ С Л.И. БРЕЖНЕВЫМ
        Спец. корр. "Известий", Москва. Колонный зал Дома Союзов, 12 ноября.
        Глубокой скорбью отозвалась в сердцах всех советских людей весть о кончине Леонида Ильича Брежнева. Ушел из жизни верный продолжателе великого дела Ленина, пламенный патриот, выдающийся революционер и борец за мир, крупнейший политический и государственный деятель современности. Перестало биться сердце, целиком и безраздельно отданное людям, бессмертному делу Октября, идеалам коммунизма.
        Вся жизнь Леонида Ильича Брежнева являлась примером высокой партийности, большевистской принципиальности, скромности и человечности. Он был близок и дорог всем советским людям.
        В трауре вся наша страна, в трауре ее столица. Повсюду на улицах и площадях Москвы приспущены красные флаги, окаймленные черными лентами.
        Дом союзов. На фронтоне здания - в траурном обрамлении портрет Л.И. Брежнева. 12 ноября здесь, в Колонном зале, на высоком постаменте среди цветов был установлен гроб с телом покойного.
        Отдать последний долг Л.И. Брежневу пришли участники Пленума Центрального Комитета КПСС. В скорбном молчании они прощаются с Леонидом Ильичом.
        В почетный караул становятся товарищи Ю.В. Андропов, М.С. Горбачев, В.В. Гришин. А.А. Громыко, Д.А. Кунаев, Г.В. Романов, Н.А. Тихонов, Д.Ф. Устинов, К.У. Черненко, В.В. Щербицкий, Г.А. Алиев, П.Н. Демичев, В.И. Долгих, Т.Я. Киселев. В.В. Кузнецов, Б.Н. Пономарев, Ш.Р. Рашидов, М.С. Соломенцев, Э.А. Шеварднадзе. М.В. Зимянин, И.В. Капитонов, К.В. Русаков.
        Затем руководители Коммунистической партии и Советского государства подходят к жене, другим членам семьи покойного. Они выражают им свои глубокие соболезнования, В 13 часов открывается доступ для прощания с Леонидом Ильичом Брежневым трудящимся Москвы. Нескончаемым потоком через Колонный зал, задрапированный красно-черными полотнищами, идут рабочие, служащие, представители партийных, советских и общественных организаций, колхозники и рабочие совхозов Подмосковья, студенты, учащиеся, деятели науки и культуры.
        Они проходят в скорбном молчании. Звучат траурные мелодии.
        Над изголовьем покойного приспущены алые полотнища знамен. У постамента, на котором установлен гроб, - множество венков и цветов. Здесь- .венки от ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, МГК КПСС и исполкома Моссовета, Министерства обороны СССР, других организаций, трудовых коллективов, от родных и близких.
        У постамента на бархате - высокие награды Родины, которыми отмечены выдающиеся заслуги Леонида Ильича Брежнева перед Коммунистической партией и Советским государством, его большой личный вклад в победу в Великой Отечественной войне, в восстановление разрушенного хозяйства, укрепление экономического и оборонного могущества Страны Советов, его великий вклад в дело сохранении мира на земле. Среди наград - четыре медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, Золотая медаль "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда, орден "Победа", восемь орденов Ленина, два ордена Октябрьский Революции, два ордена Красного Знамени, другие ордена и медали.
        Здесь же - награды братских социалистических стран, других государств, которых Л.И. Брежнев удостоен за заслуги перед коммунистическим, рабочим и национально-освободительным движением, в борьбе за безопасность пародов.
        Через каждые три минуты, меняется почетный караул. В траурной вахте у гроба - передовики производства, партийные и советские работники, видные деятели науки и культуры, военачальники, представители общественности.
        В зал вносятся венки от ЦК компартий. Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных республик, крайкомов партии и крайисполкомов, обкомов партии и облисполкомов, министерств и ведомств, общественных организаций. Велика утрата, велико горе советских людей. Многие из пришедших в Колонный зал лично знали Леонида Ильича, который всегда был в гуще народа, постоянно проявлял заботу о человеке труда.
        Идут ветераны партии. Более 50 лет назад Л.И. Брежнев стал членом КПСС. За эти годы он прошел путь от рядового члена партии до Генерального секретаря ЦК КПСС. С его неутомимой теоретической, политической и организаторской деятельностью неразрывно связано дальнейшее развитие и укрепление Коммунистической партии Советского Союза. Л.И. Брежневу принадлежит неоценимая заслуга в восстановлении, упрочении и развитии ленинских норм партийной жизни и принципов руководства, укреплении связей партии с массами.
        Нескончаем людской поток. Идут рабочие заводов, фабрик, строек, работники учреждений столицы, научных и проектных организаций. Тысячи к тысячи москвичей отдают дань глубокого уважения памяти человека, чья многогранная деятельность, личная судьба неотделимы от важнейших этапов в истории нашей социалистической Родины.
        - Из славной, дружной семьи металлургов вступил пятнадцатилетним юношей в трудовую жизнь Леонид Ильич Брежнев, - сказал в беседе с нами старший инженер экспериментального завода, при институте "ЦНИИчермет" П. Гордиенко. - В большом и сильном коллективе металлургов прошел Леонид Ильич рабочую закалку. И в последующие годы он уделял особое внимание становлению и дальнейшему развитию советской металлургии - одной и5 основ экономической и оборонной мощи государства. Это внимание постоянно ощущал и наш коллектив, принимавший активное участие в создании и совершенствовании новейших технологий на всех крупных металлургических заводах страны. Советские металлурги считают своим первостепенным долгом неустанно трудиться над претворением в жизнь планов, которые разработала партия под руководством Леонида Ильича.
        - В этот скорбный час я вспоминаю годы, когда мне посчастливилось быть в числе тех, кто осваивал целинные земли. Это была великая битва за большой казахстанский хлеб. А в том, что она выиграна, что земли Казахстана сегодня являются одной из главных житниц страны, огромная заслуга Леонида Ильича Брежнева. Он показывал образцы умелой организации, пример дружной коллективной работы. С массами трудящихся его всегда связывали кровные неразрывные узы, - говорит ударник коммунистического труда, наладчик А. Даниловцев. - Всем самым светлым, прекрасным в нашей жизни мы обязаны родной Коммунистической партии, делу которой отдал без остатка свою жизнь Леонид Ильич Брежнев.
        Идут через Колонный зал трудящиеся Бауманского района. Много раз они избирали Л.И. Брежнева депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.
        - Леонид Ильич горячо заботился о нуждах москвичей, о всестороннем и гармоничном развитии столицы, - говорит главный специалист института "Энергосетьпроект" А. Чиханов. - Исходя из ленинского завета о том, что Москва должна быть примером для всей страны, Леонид Ильич выдвинул на XXIV съезде партии задачу превращения столицы в образцовый коммунистический город. Москвичи все сделают для осуществления этой задами.
        ...В скорбном молчании идут люди разных поколений - ветераны партии и труда, участники Великой Отечественной войны, люди, поднявшие нашу Родину к вершинам созидания. Идет и молодежь - для нее жизнь Л.И. Брежнева служит примером того, как надо любить свою Родину.
        Говорит Ярослав Чудновский, сотрудник кафедры термодинамики и теплопередач, член комитета комсомола МВТУ имени Баумана:
        - Идеалы, которым посвятил свою жизнь Леонид Ильич, будут воплощаться в самоотверженном труде все новых поколений. Молодежь Страны Советов выполнит все задания Коммунистической партии.
        - В Обращении ЦК, КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР к Коммунистической партии, к советскому народу выражены наши общие мысли и чувства, - говорит вице-президент Академии художеств СССР, народный художник СССР Ф. Решетников. - Мы никогда не забудем Леонида Ильича Брежнева, так много сделавшего для развития экономики, науки и культуры нашей страны, укрепления ее обороноспособности. Мы не забудем его внимание, заботу о развитии художественного творчества.
        Говорит писатель П. Проскурин:
        - Человечество понесло огромную утрату: ушел из жизни настоящий коммунист-ленинец, политический и общественный деятель мирового масштаба Леонид Ильич Брежнев. Всю свою энергию, силы он отдал партии, народу, борьбе за мир. Предметом его постоянной заботы было развитие литературы и искусства. Мы, советские писатели, глубоко скорбим вместе со всем народом, и, прощаясь с Леонидом Ильичом, вместе со всем народом с оптимизмом смотрим в будущее. Под руководством ленинской партии мы будем всегда верно служить делу коммунистического строительства, бороться за сохранение прочного мира. Непоколебимое единство партии и народа было и остается источником нашей несокрушимой силы.
        Идут представители Советских Вооруженных Сил. Ветераны и молодые воины склоняют головы перед светлой памятью Л.И. Брежнева, который с исключительным мужеством сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны от первого ее дня до последнего, который так много сделал для укрепления оборонной мощи Советского государства на посту Председателя Совета обороны СССР.
        - Советские воины, - сказал офицер-танкист Э. Павлов, - как и весь наш народ, понесли тяжелую утрату - перестало биться сердце солдата, комиссара ленинской школы, прошедшего дорогами войны от первого до последнего ее дня. Известно, как заботился о Вооруженных Силах Леонид Ильич Брежнев на посту Председателя Совета обороны СССР. Воины всех родов войск будут и впредь зорко стоять на страже мирного труда советского народа, еще теснее сплотят свои ряды вокруг боевого штаба партия - ленинского ЦК.
        Идут видные деятели науки, работники научных институтов и конструкторских бюро. Они отдают дань глубокого уважения Леониду Ильичу Брежневу за неоценимый вклад в научно-технический прогресс страны, создание могучей материально-технической базы развитого социализма, освоение космоса.
        - Имя Леонида Ильича неразрывно связано с борьбой за мир в наш напряженный ядерный век, - говорит старший инженер Главного управления ремонтно-строительных организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР В. Пронина. - Все советские люди хорошо знают, какой огромный личный вклад внес Леонид Ильич Брежнев в то, что вот уже почти четыре десятилетия над нашей страной сияет чистое мирное небо. Мой отец воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, он много рассказывал о том, какая она страшная - война. Еще большее бедствие принесла бы человечеству война ядерная. И мы верим, что дело мира, за которое неустанно боролся при жизни Леонид Ильич, восторжествует. Знамя мира - в надежных руках партии.
        До глубокого вечера шли тысячи и тысячи людей к Колонному залу Дома союзов. Трудящиеся столицы, всей страны воздают дань безмерного уважения памяти выдающегося руководителя Коммунистической партии и Советского государства.
        Коммунисты, все советские люди заверяют, что жизнь и деятельность Леонида Ильича Брежнева всегда будет для них вдохновляющим примером верного служения КПСС, Советскому государству. Они горячо одобряют решение Внеочередного Пленума ЦК КПСС и полны решимости на Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР к Коммунистической партии, к советскому народу ответить самоотверженным трудом во имя выполнения планов коммунистического строительства.

ПОДВИГ ВСЕЙ ЖИЗНИ
        Вадим КОЖЕВНИКОВ, Герой Социалистического Труда, секретарь правления Союза писателей СССР.
        Мы понесли тяжелую утрату. Нет с нами больше Леонида Ильича Брежнева. Настоящего человека ленинского типа. С пламенным сердцем большевика-ленинца.
        Жизнь Леонида Ильича принадлежала партии и была целиком отдана служению народу. За этот исторический период, когда Леонид Ильич находился у руководства нашей партии и государства, наша страна, по признанию глав многих государств нашей планеты, стала одной из самых могучих держав мира. И это могущество ее обозначилось тем, что мы вступили в новый исторический период - общества развитого социализма. Это - одна из тех вершин, которых мы достигли в этот исторический период.
        Леонида Ильича нет с нами, но созданное с его участием приумножило творческие силы нашего народа, увенчалось гигантскими созиданиями, отразилось плодотворно в жизни каждой советской семьи. Мне, как писателю, особенно близка, воодушевляюще близка тетралогия Леонида Ильича Брежнева - "Малая земля", "Возрождение", "Целина", "Воспоминания". Эти повествования посвящены героическому подвигу нашего народа. В них раскрывается и душа нашего народа, и яркие истинные образы настоящих коммунистов. Как яркой личности. Как человека преданного служению народу, понимающего душу каждого словно свою собственную.
        Образ Леонида Ильича будет нам примером, как нужно жить, как нужно работать, как нужно служить своему народу, любить людей.
        Наш народ еще больше сплачивается вокруг ленинского Центрального Комитета партии, его Политбюро и мужественно переносит эту потерю, уверенно зная, что в рядах коммунистов выкованы люди ленинского типа, которые достойно продолжат дело, которому Леонид Ильич посвятил свою жизнь!..

НАШЕ ПУТЕВОДНОЕ ЗНАМЯ
        Камиль ЯШЕН, Герой Социалистического Труда, народный писатель Узбекистана.
        Очень трудно, невозможно смириться с этим. Ушел из жизни выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства, выдающийся политический деятель современности, бесконечно дорогой нам, советским людям, всем гражданам социалистических стран, прогрессивному человечеству, верный ленинец, стойкий борец за дело мира во. всем мире, слава и гордость нашего народа Леонид Ильич Брежнев.
        Горько было читать скорбные строки, поведавшие миру об этой утрате, скорбью переполнено сердце. И в то же время не покидает мысль о том, какую же прекрасную и величественную жизнь прожил Леонид Ильич! Ведь благодаря неустанной деятельности ленинского ЦК КПСС и руководимого им Политбюро ЦК КПСС, благодаря мудрой политике Советского государства мир все эти годы торжествовал на планете, обретало силу и могущество, крепло наше социалистическое содружество.
        Социализм и мир - неразделимы. Партия и народ, вооруженные величественной программой коммунистического строительства, подъема народного благосостояния, будут и впредь делать все, чтобы сохранить мир на земле. Я не раз был свидетелем того, как в разных странах, на международных конференциях писателей Азии и Африки, люди восторженно и благодарно воспринимали слова обращенных к ним сердечных приветствий Леонида Ильича Брежнева. Он был надеждой народов. Они сердцем воспринимали его отеческую заботу о расцвете прогрессивной литературы, несущей великое слово правды народам освободившихся стран в борющихся за свою свободу, независимость, за социальный прогресс.
        Он был другом, наставником деятелей многонациональной советской литературы. Его мысль, его горячее сердце продолжают жизнь в наших делах, думах, стремлениях!

Все Известия

Главлит: Б 01085