Советский народ вписал вчера в свою историю еще одну славную страницу.
На основе действительной свободы и действительной демократии он избрал
верховный орган власти первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян.

Да здравствует Сталинская Конституция!
Да здравствует Верховный Совет СССР!

Великий праздник советского народа
        Вчера граждане Союза Советских Социалистических Республик выбирали верховный орган своей власти. Наша могущественная родина, цветущая страна социализма, на основе Сталинской Конституции - самой передовой, самой демократической в мире - выбирала Верховный Совет самой могучей, самой авторитетной в мире власти. Народы нашей родины с величественной силой сталинского единства масс изъявили свою священную волю, вписав в бюллетени имена своих избранников, своих посланцев в Верховный Совет СССР.
        И это были, как сказал товарищ Сталин, "не просто выборы". Это был "действительно всенародный праздник наших рабочих, наших крестьян, нашей интеллигенции. Никогда в мире еще не бывало таких действительно свободных и действительно демократических выборов, никогда! История не знает другого такого примера". Это были "наиболее свободные выборы и наиболее демократические в сравнении с выборами любой другой страны в мире".
        День 12 декабря 1937 года войдет в историю человечества, как незабываемая дата великого торжества советского, социалистического демократизма. Он войдет, этот знаменательный день, в историю нашей родины, как грандиозная, еще невиданная по своим масштабам, демонстрация политического и морального единства свободного советского народа, его нерушимой сплоченности вокруг своей партии, самой могучей, самой авторитетной в мире, партии Ленина - Сталина, вокруг своего любимого Сталина, мудрого продолжателя великого дела Ленина.
        Во всех уголках необъятной советской земли, во всех в буквальном смысле слова, в городах и селах - от солнечном Юга до ледовых зимовок Арктики, на морских кораблях и пограничных заставах, везде, где живут и трудятся счастливые советские люди, - везде одинаково сильно и радостно звучала вчера дивная симфония всенародного торжества. Многомиллионное советское крестьянство впервые участвовало в выборах верховного органа власти на равных правах с рабочим классом. И выборы проходили по всей стране в обстановке сотрудничества рабочих, крестьян интеллигенции, в обстановке взаимного их доверия и взаимной дружбы.
        Поистине беден человеческий язык, чтобы выразить высокие чувства, какими жила, дышала вчера вся наша страна! Какой всеобщей искренней радостью полна была вчера столица! Какой политический подъем демонстрировали вчера москвичи! Но в этот день даже Москве нелегко было соревноваться на первенство с другими городами Союза. Единый в своих чувствах весь советский народ, во всех городах, во всех селах, везде шел к избирательным урнам одной дружной семьей, с невиданным подъемом, с предельной организованностью. По предварительным данным избирательных комиссий, в голосовании участвовало не менее 95 проц. избирателей. Такой активности даже в нашей стране никогда не бывало!
        В этом единстве, в этой организованности - великая и могучая правда нашей свободной, социалистической жизни. В них - ярчайшая иллюстрация к незабываемым словам сталинского напутствия, с каким советские люди шли вчера на выборы. Эти чувства народа, такие же простые и глубокие, как слова товарища Сталина, ярко показали, что "у нас социализм не просто строится, а уже вошел в быт, в повседневный быт народа".
        В нашей стране руководят работой люди из народа. Великому и бессмертному, создающему все земные богатства, все блага жизни, вершащему судьбы истории, - ему, народу, принадлежит вся полнота власти в нашей стране. И наш народ, не раз уже показывавший всему миру могучую силу своего политического и морального единства, вчера продемонстрировал ее еще раз в небывалых, исключительных размерах.
        11 декабря на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы товарищ Сталин говорил:
        "Я бы хотел, товарищи, чтобы вы влияли систематически на своих депутатов, чтобы им внушали, что они должны иметь перед собой великий образ великого Ленина и подражать Ленину во всем.
        Функции избирателей не кончаются выборами. Они продолжаются на весь период существования Верховного Совета данного созыва. Я уже говорил о законе, дающем право избирателям на досрочный отзыв своих депутатов, если они сворачивают с правильной дороги. Стало быть, обязанность и право избирателей состоят в том, чтобы они все время держали под контролем своих депутатов и чтобы они внушали им - ни в коем случае не спускаться до уровня политических обывателей, чтобы они - избиратели внушали своим депутатам - быть такими, каким был великий Ленин.
        Неугасимо сияют в советском народе ленинские идеалы. Советский народ вчера снова выступил перед всем миром, как великий коллективный политический деятель, умело и мудро решающий исключительной важности и всемирно-исторической значимости государственное дело, показывая тем самым прямой и ясный путь борьбы и побед всему трудящемуся человечеству.
        Ему, народу присущи замечательные черты характера великого Ленина, как Ленину присущи замечательные черты великого русского парода. Эти черты - высокие достоинства политического деятеля ленинского типа со всей полнотой воплощены в лучшем сыне народа, его вожде, творце социалистической Конституции, в первом кандидате в депутаты Верховного Совета СССР - товарище Сталине.
        Радостный и счастливый, уверенный в своих силах, могущественный советский народ дружно провел вчера выборы Верховного Совета СССР. Эти выборы "укрепят сильнейшим образом мощь Советского Союза, поднимут еще выше советскую власть, прославят великое знамя Ленина - Сталина в глазах трудящихся всех стран" (Молотов).

Сообщение Центральной избирательной комиссии
по выборам в Верховный совет СССР

Вчера, 12 декабря, по всей стране происходили выборы депутатов в Верховный Совет СССР. Население показало огромную активность и организованность. Выборы начались ровно в 6 часов утра. По сообщениям окружных избирательных комиссий всюду к 16 часам проголосовало огромное большинство избирателей.
        В 12 часов ночи выборы закончились. Участковые и окружные избирательные комиссии приступили к подсчету итогов голосования в Совет Союза и Совет Национальностей.
        13 декабря Центральная избирательная комиссия будет иметь возможность сообщить о депутатах, избранных в Совет Союза и Совет Национальностей по СССР. По предварительным данным по городам и областям СССР приняло участие в голосовании не менее 95 проц. избирателей.
        ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ВЫБОРАМ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ

РАСПРАВА БЕЛГРАДСКОЙ ПОЛИЦИИ С ДЕМОНСТРАНТАМИ, ПРИВЕТСТВОВАВШИМИ ДЕЛЬБОСА
        ЖАК САДУЛЬ.
        ПАРИЖ, 12 декабря. (От соб. корр. "Известий" по телефону). Сегодня Дельбос прибыл из Бухареста в Белград. Как на промежуточных станциях в Югославии, так и в самом Белграде его встречали толпы демонстрантов с возгласами: "Да здравствует Франция!", "Да здравствует демократия!", "Долой фашизм!", белградская полиция усмотрела в этом крамолу и принялась разгонять демонстрантов. Мужчины и женщины падали, пораженные ударами полицейских дубинок и сабель. Во многих пунктах, однако, демонстрантам удалось прорваться через полицейские кордоны. Несколько тысяч человек приветствовали французского министра около памятника Благодарности Франции, но были снова рассеяны полицейскими дубинками. По последним сведениям, двое демонстрантов убиты и несколько сот ранены. Здесь отмечают, что в Югославии, как и в Румынии, население сохраняло все свои симпатии к Франции и идеям коллективной безопасности, несмотря на то, что правительства договариваются с германским и итальянским фашизмом.

РАЗГОН ПРЕДВЫБОРНЫХ СОБРАНИЙ В РУМЫНИИ
        БУХАРЕСТ, 12 декабря. (ТАСС). Сегодня в одном из бухарестских кинотеатров, находящихся в рабочем квартале, должно было состояться собрание, созванное национал-центристской партией в связи с предстоящими 20 декабря выборами в румынский парламент. Кинотеатр, а также прилегающие к нему улицы были заполнены антифашистски настроенными массами.
        Собрание, однако, не могло состояться, так как прибывшие крупные полицейские отряды начали разгонять всех собравшихся. При этом полиция пустила в ход дубинки и слезоточивые и удушливые газы. В виду срыва собрания участники его направились колоннами по главным улицам города к королевскому дворцу. Однако там они были встречены крупными жандармскими отрядами, не подпустившими демонстрантов ко дворцу.
        В демонстрации участвовало свыше 15 тысяч человек. Демонстрация проходила под лозунгами: "Долой фашизм!", "Долой правительство Татареску", "Против войны, за жир, за демократию". В настоящее время в Бухарест стянуты крупные жандармские и полицейские силы.

Размер: 61,2kB, 700x450x100dpi

Товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов голосуют в 58-м участке Ленинского избирательного округа г.Москвы.
Фото П.Трошкина.

В избирательном участке №58
        С шести часов утра 12 декабря в участке № 58 Ленинского избирательного округа г. Москвы можно было видеть рабочих, служащих, командиров Красной армии, их жен и родственников, пришедших осуществить свое избирательное право. Большой красивый зал клуба им. Свердлова в Кремле украшен цветами. Один за другим избиратели подходят к столам, за которыми сидят члены участковой комиссии, получают бюллетени, направляются в одну из кабинок, опускают бюллетени в урны. Среди избирателей - брат Владимира Ильича Ленина - Дмитрий Ильич Ульянов, Надежда Константиновна Крупская. Товарищ Чубарь пришел с женой, матерью и ребенком.
        В 6 час. 50 мин. вечера в помещение избирательной комиссии пришли товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Ежов. Товарищ Сталин "подходит к столу. Иосиф Виссарионович здоровается с членами комиссии, получает конверт и бюллетени и направляется в кабину № 3, выходит, заклеивая на ходу конверт, опускает его в урну.
        Товарищ Молотов направляется в кабану № 5, товарищ Ворошилов - в кабину N° 2, товарищ Ежов - в кабину № 4...
        Голоса поданы. Сталин вместе с Молотовым, Ворошиловым, Ежовым заходит в отремонтированный зал клуба, осматривает его и направляется к выходу. В 8 час. 40 мин. вечера приходит товарищ Калинин. Он предъявляет документ, удостоверяющий его личность, получает бюллетени и идет в кабину №3...

Москва, Сталинский Избирательный округ.

Жизнь, как она есть
        Евг. КРИГЕР.
        Что же это такое? Что случилось с людьми? Как рассказать об этом, чтобы все, все донести до газетного листа и не нарушить случайным напыщенным словом простую, великую правду этого дня? Как будто люди переродились. Как будто ушли в далекое прошлое все мимолетные повседневные огорчения, неизбежные в жизни, в быту каждого человека. Как будто характеры переменились, брюзга стал романтиком, старики обрели юность, немощные-силу, неопытные-мудрость и знание жизни.
        Но к чему растроганные предисловия? Вперед, в город, в жизнь, в гущу событий. Там все будет ясно и без пространных объяснений. Вот площадь в городе - площадь Журавлева. Ночь. Подъезд 19-го избирательного участка в округе, где баллотируется кандидатура Сталина. Люди, стоящие с 4 часов ночи. Почему они пришли так рано? Ведь впереди - 18 часов. Каждый успеет опустить в урну конверт с именами избранников, это-дело нескольких минут. Нет, люди просыпались ночью, одевались наспех, приходили сюда. Кто эти люди? Рабочие. Домохозяйки. Люди в картузах и в фетровых шляпах. Чернорабочие и научные работники. Юноши и старики. Все чувствуют одно и то же.
        В 5 часов из участка вышли приветливые люди, поздравили всех с праздником, пригласили войти внутрь: на улице холодно. Одного из пришедших подхватили под руки, он был стар и немощен, его почти не было видно из-под воротника шубы. Он всем кивал головой и улыбался.
        В 5 часов 55 минут в первую комнату внесли микрофон. Поэт Александр Жаров, ведущий передачу по радио, в последний раз просматривал ее план. Смущенно улыбающиеся люди уговаривали не торопиться группу первых избирателей, готовых прорваться в комнату. Какая-то женщина расплакалась, ей показалось, что она оставила дома паспорт и ей не придется первой опустить в урну конверт с бюллетенями. Паспорт отыскался, она успокоилась, вытерла слезы, улыбнулась. Надежда Иосифовна Усатюк, домохозяйка, стояла в первом ряду, лицо ее было серьезно, она не могла справиться с собой, она не хотела нарушать порядок, но инстинктивно подвигалась ближе к столам, на которых лежали бюллетени.
        Столы покрыты красным. На шестах возле столов крупные надписи: "Стол справок", "Председатель избирательной комиссии Юряев". Дальше - алфавитные группы. Стол "АБВ". Стол "ГДЕЖЗИ". Шесть таких столов.
        В 6 утра все пришло в движение. Нестройный гул голосов донесся из дальних помещений, где стояли уже сотни людей. Председатель избирательной комиссии 19-го участка Юряев сказал в микрофон:
        - Внимание! Говорит 19-й избирательный участок Сталинского избирательного округа. На Спасской башне часы бьют шесть. Товарищи избиратели, прошу приступить в голосованию.
        Люди, стоявшие с поздней ночи, бросились к столам. Через несколько секунд товарищ Горелов вошел в кабину. Вот у него в руках бумажный конверт. Молодой еще человек, он хотел бы положить в этот конверт историю своей жизни, рассказать о том, как страна год за годом растила его, как она сделала его тем, что он есть, как партия воспитала в нем лучшие человеческие качества - волю к борьбе, преданность своему классу, готовность пожертвовать собой за дело народа. Все это он хотел бы написать и запечатать в конверт. Но этого не нужно. Есть одно имя, в котором воплотились чувства, волнующие молодого человека. Товарищ Горелов берет тонкий листок бумаги с именем Сталина. Это имя расскажет все. Горелов присоединяет к первому бюллетеню второй - с именем Булганина и выходит из кабины. Опускает конверт в избирательную урну. И... остается на некоторое время здесь, в этом доме. Он не может уйти сразу, он счастлив, он не хочет сразу возвращаться домой. Новые и новые конверты опускаются в урну, все смотрят весело друг на друга и не могут, не могут расстаться.
        Муж и жена пришли с фотоаппаратом. Муж снял жену возле стола с бюллетенями. Жена сняла мужа; возле избирательной урны. Ушли, довольные удачей. Тоже - память. Тоже - на всю жизнь. Мать пришла с мальчуганом лет восьми. Мать поздравили с праздником. У мальчугана спросили шутя:
        - За кого голосовал?
        - За Ленина и Сталина.
        Он был прав, этот мальчик. Здесь голосовали за Ленина и Сталина, за партию большевиков.
        Так было во всех 110 избирательных участках этого округа. Это был праздник. Рабочие Электрозавода, завода "Мастяжарт", заводов им. Фрунзе, им. Лепсе, фабрики им. Балакирева ходили радостные, возбужденные, будто у каждого были именины, будто весь народ был именинником. В больницах, в родильных домах к избирательным урнам шли все, кто мог двигаться. Во всех избирательных участках Измайлова в 6 часов утра зажжены были елки. В 39-м участке на Соколиной горе вертелась на улице карусель.
        В 85-м участке на Нижнее-Красносельской улице в 6 ч. 30 м. утра сменилась в детской комнате вторая очередь малышей, ожидавших родителей. За столиками сидели девочки и мальчики, играли. Это было похоже на обычный семейный дом. Выборы стали на 18 часов неотъемлемой частью человеческого существования со всем его теплом, детскими играми, с материнской заботой о малышах. В залах ожидания стояли букеты с живыми цветами. Это была наша жизнь, как она есть.

Ленинград

Радостное единство
        Борис ЛАВРЕНЕВ.
        ЛЕНИНГРАД, 12 декабря. (По телеф. от спец. корр.). До революции это была одна из самых заброшенных окраин имперской столицы. Тонувшие в грязи домишки, мрак, нищета. Три церкви и три кабака, где рабочие, доведенные до отчаяния эксплоатациеи, оставляли последние гроши. Неузнаваем теперь Володарский район. Много сил и внимания отдавал ему незабвенный друг рабочего класса родной Мироныч. Так же заботится о росте и счастье района преемник Сергея Мироновича Кирова - товарищ Жданов. Нет церквей и нет кабаков. Но выросли на залитых светом улицах десятки новых домов, растут новые корпуса заводов и фабрик. Три дома культуры имеет Володарский район. Новые школы. Красавец-мост перекинулся через Неву.
        У Дома культуры им. Ленина светло, как днем. Ровно в 6 часов утра распахиваются двери. Избиратели устремляются к столикам, где уже сидят со списками члены комиссии. Комнаты убраны цветами, копиями с известных картин советских художников. Заботливые руки сделали все, чтобы создать настоящий уют, светлое и праздничное настроение. Занавес из пестрой ткани отделяет комнату, где выдаются бюллетени, от помещений для тайного голосования.
        В 37-м участке первой получает бюллетени семья старого пролетария, начальника мастерской завода "Большевик" Константина Карловича Сиркен. Тов. Сиркен пришел голосовать вместе с женой и сыном, лейтенантом морской авиации. Все они празднично одеты, приятно взволнованы. Семья скрывается за занавесом и затем появляется запечатанными конвертами у избирательного ящика. Тщательно и бережно опускаются конверты в прорезь ящика. Дело серьезное. Страна голосами миллионов избирает свое правительство, в каждый голос тут на счету.
        Страна знает, за кого голосовать. Только вчера народы Советского Союза с горячим волнением и вниманием слушали речь Иосифа Виссарионовича Сталина. Каждый запомнил его простые теплые, мудрые слова, его советы избирателям.
        Товарищи Калинин и Жданов всей своей жизнью, своей самоотверженной борьбой за счастье трудящихся доказали, что они чувствуют свою ответственность перед миллионами. Избиратель знает, что у товарищей Калинина и Жданова слово никогда не расходится с делом, что оба они являются стойкими, целеустремленными революционерами, железными большевиками, отдающими себе ясный отчет в том, за что бороться и как бороться.

Ташкент

День жатвы
        Н. МАРКЕВИЧ.
        ТАШКЕНТ, 12 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Идущее с востока солнце поднимается здесь на три часа раньше, чем над Москвой.
        Ровно в шесть часов утра по местному времени председатель участковой избирательной комиссии 72-го участка Ташкентского-Ленинского избирательного округа товарищ Колбасников подошел к дверям переполненной комнаты ожидания и сказал:
        - Граждане избиратели! На основании "Положения о выборах" объявляю подачу голосов открытой.
        И в комнату, где стояли столы с бюллетенями, хлынул человеческий поток. В числе первых мы увидели старика-профессора и чету пенсионеров, красноармейца, приведшего старушку мать, и молодого студента-первокурсника.
        - Что так рано? - спросили мы студента.
        - Нетерпенье испытываю вдвойне,- сказал он. - В первый раз голосую: мне восемнадцать лет, к тому же я сам - агитатор и мне нужно спешить на свой участок.
        В чайханах, на вокзале, в трамвае, на базарах люди спрашивали друг друга:
        - Были? прашиваемый, понимая, о чем идет речь, отвечал, как правило, утвердительно.
        Утром в помещение 104-й участковой избирательной комиссии Ташкентского - Сталинского избирательного округа приехал Лазарь Моисеевич Каганович. Он предъявил удостоверение на право голосования. Опустив в урну конверт с бюллетенями и осмотрев избирательный участок, Лазарь Моисеевич покинул помещение, сопровождаемый приветствиями собравшихся избирателей.
        На земляных заборах и кибитках старого города - флаги и плакаты. У освещенных подъездов участковых комиссий еще затемно стояли толпы.
        Сегодняшний день был итогом многодневной агитационной работы. В кибитки к женщинам-узбечкам шли женщины-агитаторы. По Махаля - населенным узбеками кварталам - проходили джарчи (глашатаи), чья задача - убедить сограждан в необходимости выполнить гражданский долг.
        Весь город переживал праздник. Ровно в двенадцать часов ночи председатель участковой избирательной комиссии объявил подачу голосов законченной. Он предложил остаться в комнате только членам избирательной комиссии и тем представителям, которые имели специальные полномочия. За столом заняли свои места председатель, его заместитель, секретарь и 8 членов комиссии. Секретарь произвел регистрацию.
        Затем опечатываются оставшиеся бюллетени. Члены комиссии вносят три огромные, украшенные гербами Узбекской республики избирательные урны. Наступает торжественный момент подсчета голосов.
        При подсчете голосов, кроме членов комиссии, присутствовали три представителя куйбышевского райкома партии, два федставителя комсомольской организации Индустриального института и представители печати, в том числе ваш корреспондент.
        Этот солнечный, по-весеннему теплый день был больше похож на день, когда собирают жатву. Партия и советская власть позвали гражданина страны социализма к избирательным урнам, и он пришел - гордый, счастливый, радостный. В течение многих лет росли у него верность к партии и любовь к родине. И сегодня партия и советская власть собирали богатейшую жатву

Ереван

ГОЛОСОВАЛИ ЕДИНОДУШНО
        И. ЛАШЕЕВ.
        ЕРЕВАН, 12 декабря, (пo телеф. от спец. корр.). Рано ожили улицы столицы Советской Армении. Особенно большой прилив избирателей в ранние часы был на участках Ереванского - Сталинского округа, где баллотируется в депутаты Совета Национальностей Анастас Иванович Микоян.
        - Я пришел на 31-й участок задолго до шести часов, чтобы отдать свой голос товарищу Микояну, которого я помню, как организатора революционного движения среди алавердских рабочих, - говорил нам, выйдя из помещения избирательного участка, стахановец - начальник 1-го строительного участка завода "СК" им. Кирова тов. Абовян.
        - Я гостила в Москве у брата, - сказала врач 3-й поликлиники тов. Азатян. - Отпуск еще не кончился, но я поспешила в Ереван, чтобы отдать свой голос товарищу Микояну, за кандидатуру которого я сама агитировала еще на предвыборном собрании.

Ашхабад

ЗА ВЕРНЫХ СЫНОВ НАРОДА
        АШХАБАД, 12 декабря. (ТАСС). День выдался яркий, солнечный. На празднично украшенных улицах Ашхабада с, раннего утра людно и весело. Избиратели идут к урнам. Задолго до начала голосования избирательные участки Кара-Богаз-Гола заполнились народом. В клуб водников, где установлены урны для голосования, первыми пришли женщины из казахского аула. Отдав детей в ясли, они получают бюллетени с именами кандидатов - товарища А. А. Андреева, и стахановца Бесихана Кенжебекова - и торжественно входят в кабины. Избиратели отдаленных аулов приехали еще накануне. В 6 часов утра прибыли автомашины с избирателями аулов Ахча, Куйма и Кенберли.

Москва, Молотовский избирательный округ

Народ выбирает
        Бор. АГАПОВ.
        Молотовский избирательный округ - большой. От площади Ногина до села Карачарово, более 130 избирательных участков. Площадь Ногина, Время к полночи. В клубе Наркомтяжпрома, где поместился 6-й избирательный участок, - последние приготовления. В детской комнате оправляют платьица кукол, в буфете- салфетки на вазах с пирожными. В комнате дежурящих, заваленной шубами и флагами, то и дело хлопает дверь. С беспокойством врываются и втискиваются люди. Девушка не нашла себя в списках. Она плачет и умоляет выяснить.
        В полумраке вестибюля, у входа почтенный человек сидит, уткнув нос в воротник. Кажется, он спит.
        - Соломон Давыдович, уже поздно, идите домой, приходите к шести.
        - Я должен выбирать первым, - говорит он.
        Через три часа он по-прежнему сидит в кресле. Кажется, время не движется вокруг него.
        - Идите же, вам надо поспать, Соломон!
        - Нет, я буду выбирать первым!
        - Но почему? Ведь в избирательном ящике все равно перемешаются все конверты? Зачем это вам?
        - Моя фамилия - Герцик, - говорит он. - Я часовщик. Я знаю, что такое время, не учите меня. Раньше было одно время, теперь - другое время. Я не пойду спать. Вы знаете, как я спал в то время? Я спал, и рядом со мной лежали штанишки и рубашечки моих детей. Чтобы я мог найти их, если будет погром. Три дня в неделю был базар, и три дня в неделю был погром. Вы бывали в Елисаветграде? Нет? Так пусть вам расскажут, что такое еврейский погром. Теперь мои дети - настоящие люди. А если бы за их учение я должен был платить? Разве Даня поступил бы в консерваторию? Разве Циля была бы старшим техником на железной дороге? Разве Сусанна была бы инспектором безопасности? Нет, я должен выбирать первым.
        Его непреклонность убеждает всех. Его оставляют в покое. Ровно в шесть утра он, его жена и дочь первыми подходят к столику избиркома.
        - Час добрый, - говорит часовщик, опуская конверт в ящик.

* * *

31-й участок-возле Курского вокзала. Здесь главенствует Аэрофлот: его дома - рядом. Выборы идут с невероятной скоростью, все организовано блестяще. Пропеллеры на рукавах летчиков мешаются тут с красными галстуками и значками пионеров. Тут - школа, и Пушкин, птички, танки смотрят с детских рисунков на стенах. Пионеры встречают избирателей, они провожают их, когда, ослепленные юпитерами кинохроники, те не знают, куда двинуться. Здесь голосует семья Чкалова, здесь голосует Байдуков; профессор живописи Юон и буфетчица театра Мейерхольда Соколова, столяр Мартынов и учительница Ранге один за другим подходят к столикам. Ранге взволнована. Ее зовут Мария-Тереза, а в списках она значится: Марья Семеновна. Это вызвало недоумение. Ее усадили в кресло, успокоили, выяснили все в пять минут...
        - Все в порядке, Мария-Тереза Семеновна, - говорит летчик, вручая ей паспорт.
        ...Уже светает. По улицам гремят оркестры, восседающие на грузовиках, розовое небо отсвечивает в стеклах новых домов, флаги полощутся в нем, толпы народа спешат по тротуарам, по мостовым, процессии детворы движутся с лентами лозунгов под задорный треск барабанов...
        Вот, наконец, и Карачарово. Самый дальний участок - 131-й.
        Это - особый участок. Он расположен в центре Калининского городка, возле завода "Фрезер". Тут все избиратели - с одного предприятия. По аллее елочек, воткнутых в снег, под арками, украшенными хвоей, сквозь толпы шумящей и поющей молодежи мы пробираемся к новой с иголочки школе. Празднично она шумит, принимая гостей. Здесь все - друзья. Избирательная комиссия во главе с орденоносцем-председателем - лучшие люди завода - стахановцы; инженеры, отличники встречают избирателей рукопожатиями и приветствиями.
        - Плановики пришли!
        - Здорово, шлифовка!
        - Здоров, Николай Константинович!
        Рабочие приходят с семьями. Старые кадровики - в валенках, в новых пиджаках, в свитерах, многие с орденами - торжественны и радостны. Они оглядывают все убранство хозяйским глазом, обмениваются тихими замечаниями.
        Исаевы пришли вчетвером: сам Андрей Тимофеевич, слесарь 6-го разряда, жена его Людмила Борисовна, бабушка Пелагея Андреевна и маленький Исаев, который будет выбирать лет через девять. Пелагея Андреевна всю жизнь прожила в деревне, в жестокой нищете, и на выборах она впервые.
        - Ну, а в государственную думу вы не выбирали, Пелагея Андреевна?
        - В какую это, думу, милый?
        - А их целых четыре было до революции.
        Она машет рукой:
        - Что ты, родной, не слыхали мы про такую думу. И сколько деревень кругом ни было, никто никогда не слыхал.
        - А про Верховный Совет знаете?
        - Она теперь все знает, - говорит молодой Исаев с гордостью.
        К столу подходит взволнованная женщина.
        - Меня еще не открепили?
        - Ваша фамилия?
        - Наскидова Нина Петровна. Я должна была уехать в Тбилиси...
        - Нет, вы числитесь.
        - Слава богу! А то уж я совсем было уехала, да задержалась. Боялась, что не придется выбирать.
        Другая женщина. Шаль, Шуока, нерусское лицо.
        - Шомиедина Сабира - говорит она.
        - Пожалуйста, товарищ Шомиедина. Вы порядок голосования знаете?
        Она мотает головой, смущенно улыбается, говорит что-то, чего никто не понимает.
        - Татарка, - заключают рядом.
        - Кто же у нас по-татарски-то говорит? - затрудняется член избиркома.
        Сразу возле вырастают пионеры. Будто они только этого и ждали.
        - Сейчас приведем! - кричат они. - Розка знает!
        Девочка-татарка прибегает, радостная, что может помочь. Они быстро сговариваются, и Сабира скрывается в кабинке.
        - Вот письмо получил вчера, - говорит Тарасов.
        "Москва 109. Улица Фрезер, 3, квартира 13. А.С. Тарасову.
        Милый папа! И мама. Завтра 12 декабря. Идите выбирать В.М. Молотова и Н.А. Булганина. Это наши лучшие люди. Мила".
        И обратный адрес: Школа № 439.
        Народ все прибывает. Нетороплива выходят из школы проголосовавшие. Древнюю старушку осторожно усаживают в автомобиль. Кряхтя, она валится на сиденье.
        - Что ж вы, бабушка, -- говорит ей шутя кто-то, - себя не жалеете? Сидели бы дома. Ведь и так людей полным-полно.
        Старушка смотрит молодыми глазами и, отдышавшись, говорит строго:
        - И-и, батюшка! Рубль без копейки - неполный рубль.

Минск

С одной мыслью, с одним желанием
        МИНСК, 12 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Город проcнулся в 4 часа утра: К шести он оживлен, как в большой праздник. Всюду гремят оркестры. Тысячи людей спешат к избирательным урнам c одной мыслью, с одним желанием - первыми проголосовать за друга и соратника товарища Сталина, за первого маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова.
        ... 49-й избирательный участок. Здесь в половине шестого собралось уже больше 100 человек. У четырех столов вырастают очереди. И, когда стрелки часов показали шесть, Ольга Абрамовна Нестерова получила избирательный бюллетень и первая опускает его в урну.
        ... 48-й избирательный участок. С первого до третьего этажа на ступеньках лестниц стоят избиратели. Многие сидят в читальне. И здесь голосование началось ровно в шесть утра. Но к этому времени на участке было 400 избирателей.
        Город ликует. Избиратели 31-го участка собрались на выборы рано. К домам подходили оркестры, избиратели быстро собирались, и с песнями и музыкой направлялись к избирательному участку. В 6 часов 30 мин. на избирательном участке было свыше 300 человек. В ожидании голосования люди не скучали. Они танцевали, пели, веселились.
        Всюду, куда ни глянь, - поток людей. Все спешат к избирательным участкам. Друзья, сослуживцы, встречаясь на улице, в трамвае, только и говорят о том, как и где выборы организованы, о том, как они выполнили свой гражданский долг.

Все Известия

Главлит:
Полоса подготовлена:  Б.В.Косарев