ПОБЕДА ТРУДА, НАУКИ, РАЗУМА

ТВОРЦАМ "ВОСТОКА" - СЛАВА
        БЫВАЮТ моменты в жизни народов и государств, когда они предстают перед историей, словно на экзамене. И история - судья нелицеприятный - выносит о них свое суждение по их свершениям. Такой момент переживаем мы сейчас.
        Триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли, совершенный летчиком-космонавтом СССР Юрием Алексеевичем Гагариным, его феерический прыжок к звездам с необыкновенной силой подчеркнул величие творческого гения нашего народа, широту его замыслов и смелость устремлений, его клокочущую энергию.
        Путь нашей страны в стремительную высь начался в Октябре семнадцатого, когда великий Ленин проложил курс на социалистическую революцию, на строительство коммунизма, на превращение нашей Родины в страну могучую, передовую, свободную, где широко развернут свои силы миллионы и миллионы талантливых людей из народа. Этим курсом твердо и неуклонно шла и идет коммунистическая партия - вдохновитель и организатор всемирно-исторических побед Советского Союза. И сегодня мы имеем все основания с гордостью заявить: социализм открыл космическую эру!
        Да! Именно социализм создал благодатные условия для развития производительных сил страны, для невиданного расцвета нашей Родины, для торжества передовых, смелых, дерзновенных идей, рожденных в Советской стране, претворенных в жизнь миллионами.
        Вчера весь наш народ, все честные люди земли с гордостью слушали волнующие слова Никиты Сергеевича Хрущева на Красной площади:
        - Народы Советского Союза празднуют свою новую победу, победу труда, науки и разума. Она достигнута народами нашей страны в упорном и напряженном труде. Советские люди прошли великий путь борьбы за подъем народного хозяйства, за развитие техники, науки и получили достойное вознаграждение, завоевав приоритет в запуске корабля-спутника с человеком в космос. Этот бессмертный подвиг, выдающееся свершение будет жить в веках как величайшее достижение человечества.
        Эти слова звучат как итог пройденного нашей страной под руководством партии Ленина пути, как ответ истории, экзаменующей две соревнующиеся общественно-политические системы.
        В космическом корабле "Восток" сконцентрированы несокрушимая воля, творческая энергия и упорный труд всего народа, всех советских людей - строителей коммунизма. Воля, энергия и труд нашего героического рабочего класса, вышедшей из народа интеллигенции, колхозного крестьянства - всех трудовых людей.
        В дни всеобщего ликования ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР горячо поздравили всех ученых, конструкторов, техников, рабочих, все коллективы и организации, участвовавшие в успешном осуществлении первого в мире космического полета человека.
        - Советские ученые, инженеры, техники, рабочие, - говорится в этом историческом документе, - своим упорным и самоотверженным трудом открыли путь человеческому гению в глубины мирового пространства. И они сделали это во имя мира на Земле, во имя счастья всех народов.
        Ключи к глубинам мирового пространства ковал рабочий класс Советского Союза. Денно и нощно. Без устали. Самоотверженно, геройски, вопреки всем трудностям. Наш народ, вдохновленный Коммунистической партией, отдавал себе ясный отчет в том, что только социалистическая индустриализация, преимущественное развитие тяжелой индустрии обеспечат стране условия для мощного подъема всей ее экономики, для неуклонного повышения материального благосостояния всех трудящихся.
        За годы Советской власти производство средств производства в нашей стране увеличилось в 103 раза. Усилиями, мужеством и отвагой рабочего класса выплавка стали в СССР выросла по сравнению с 1913 годом примерно в 15 раз, добыча нефти - в 16 раз, производство электроэнергии чуть ли не в 150 раз, а выпуск металлорежущих станков - в 102 раза.
        В стране созданы десятки новых отраслей промышленности, сотни современных производств, без которых нет гармонично развитой тяжелой индустрии. И в этом тоже огромная заслуга рабочего класса, технической интеллигенции, вышедшей из народа и кровно с ним связанной. Они много сделали для того, чтобы страна наша во всем была независима, чтобы ей не приходилось ни к кому ходить на поклон.
        Первый в мире летчик-космонавт Ю.А. Гагарин, штурмуя космос, знал эту могучую силу миллионов своих собратьев по труду, чувствовал тепло их сердец. Он был уверен в успехе потому, что снаряжал его в путь свой брат - рабочий, техник, инженер. Товарищи по классу, единомышленники по партии, плечом к плечу борющиеся за мир на Земле, за торжество светлых идеалов коммунизма.
        Когда, затаив дыхание, мы внимали вестям с космического корабля "Восток", когда сердца замирали от счастья, что ставший ныне легендарным Юрий Гагарин благополучно приземлился в заданной точке, мы восторгались вместе с тем и всей сложнейшей техникой, что безукоризненно и надежно сработала. И мысленно обращали слова глубокой признательности в адрес тех, чей светлый разум и благородный труд создали, построили, смонтировали и отладили космодром, всю гамму приборов и аппаратов, всю сложную систему агрегатов, что в состоянии оказалась вынести человека за пределы Земли, а потом невредимым доставить его в условленное место. Этим замечательным мастерам своего дела, "золотым рукам" миллионы советских людей шлют свой низкий поклон.
        Мы гордимся тем, что в науке, технике и производстве у нас появился свой, советский, почерк. Он прослеживается все чаще и чаще. И на часах, первых часах, оказавшихся в звездной выси, и на гигантских турбинах и блюмингах, и на системах, обеспечивающих надежный выход человека в космический мир. Отличный, разборчивый почерк!
        Широкой основой для величайшего подвига современности, которым гордится наша Родина, да и весь мир, явились ускорение технического прогресса и гигантские успехи, достигнутые Советским Союзом в области подготовки инженерно-технических кадров.
        По последним статистическим данным, число дипломированных инженеров, занятых в народном хозяйстве СССР, почти в два раза превышает число дипломированных инженеров, занятых в хозяйстве США. Точнее: в СССР 1.080.000 таких инженеров, в США - 525 тысяч. Разрыв стал особенно ощутимым за последние десять лет. Всех же специалистов с высшим образованием к концу минувшего года в нашей стране насчитывалось свыше трех с половиной миллионов, почти в 25 раз больше, чем было в дореволюционной России.
        Социалистическое государство, уверенно и смело идущее по пути, указанному великим Лениным, дало выход на широкое поле советского индустриального и колхозного строительства мечтам и планам многих ученых, инженеров и техников, которые в условиях царской России не могли и помышлять о приложении ума и рук своих.
        Армия талантливых наших специалистов, опираясь на заботу, внимание и помощь Коммунистической партии и Советского правительства, уверенно двигает вперед дело технического прогресса. Они идут своими, непроторенными путями в решении сложных задач, смело выдвигают из своей среды новых, все более даровитых конструкторов, великолепных организаторов, умело сочетающих размах и деловитость, смелость замысла с точностью исполнения, полет фантазии и предельную пунктуальность. Его величество рабочий класс, наша славная интеллигенция высоко несут знамя технического прогресса. Они не остановятся на достигнутом, их воля не ослабнет в борьбе за достижение новых и новых успехов в науке, технике и производстве.
        Слава человеку труда, совершающему беспримерные подвиги мужества, отваги, творчества. Слава всепобеждающему гению народа!

Размер: 37,4kB, 450x358x96dpi

В президиуме пресс-конференции, посвященной успешному осуществлению первого в мире космического полета советского человека на корабле-спутнике "Восток".
Фото С.Смирнова и В.Толстикова.

УТРО НОВОЙ ЭРЫ
Пресс-конференция, посвященная успешному осуществлению первого в мире космического полета человека в космическое пространство

Четвертый день новой эры. Четвертый день, как сам человек, прорвавшись через все заслоны, выставленные природой, вышел в космос.
        Все накопившееся за эти дни у миллионов людей любопытство, всю жажду услышать из уст первого космонавта рассказ о виденном словно принесли с собой в Дом ученых тысячи советских и зарубежных журналистов, ученых, общественных деятелей, дипломатов, где была устроена первая пресс-конференция о первом космическом полете.
        Тысячи глаз, сотни фотообъективов, десятки кино- и телекамер устремились на сцену, на Юрия Гагарина, когда он, окруженный учеными, появился перед собравшимися. Люди поднимаются с мест и стоя аплодируют герою. Забегая вперед скажем, что за два часа, которые заняла эта встреча, они еще не раз вставали и рукоплескали, чтобы выразить свой восторг человеком, победившим космос, отдать ему дань высшего уважения.
        Пресс-конференцию открыл президент Академии наук СССР академик А.Н. Несмеянов.

Выступление А.Н. Несмеянова
        12 апреля 1961 года в СССР впервые в истории был выведен на орбиту спутника Земли космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
        Космический корабль был оборудован всем необходимым для безопасного полета космонавта и благополучного его приземления. Многие системы корабля были задублированы. На борту находились приборы, позволявшие пилоту в любое время точно определять свое местоположение на орбите. С космонавтом непрерывно поддерживалась двухсторонняя радиосвязь как во время подготовки корабля на старте, так и во время полета.
        Следует подчеркнуть исключительное мужество, выдержку и самообладание пилота-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. В ночь перед полетом, как это было предписано ему врачами, Юрий Алексеевич крепко спал и был разбужен за несколько часов до полета. Пульс его равнялся 70-75 ударам в минуту во все время подготовки полета и после старта ракеты. Он шутил и своим бодрым настроением укреплял уверенность в успехе полета. Когда ему сообщили, что подается команда на запуск ракетных двигателей, он весело воскликнул: "Ну, поехали!"
        В процессе выведения корабля на орбиту, когда работали мощные ракетные двигатели и космонавт испытывал воздействия перегрузок вибраций и шума, даже в этот напряженный период полета космонавт Юрий Алексеевич Гагарин непрерывно передавал все необходимое не только о своем самочувствии, но и о работе систем кабины корабля. После прохождения плотных слоев атмосферы, когда космонавт увидел Землю, он передал: "Красота-то какая!"
        В дальнейшем во время полета Юрий Алексеевич вел непрерывную связь с Землей. В 9 часов 52 минуты, пролетая над Южной Америкой, он сообщил: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо". В 10 часов 15 минут, пролетая над Африкой, Юрий Алексеевич передал: "Состояние невесомости переношу хорошо".
        В 10 часов 25 минут была включена тормозная двигательная установка космического корабля, и корабль вместе с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе. В 10 часов 55 минут советский корабль "Восток." совершил благополучную посадку.
        Вое в этом подвиге символично: и то, что первым космонавтом явился советский человек, и то, что первый космический корабль, на борту которого совершил полет Юрий Алексеевич Гагарин, назван "Востоком", и также то, что полет совершен утром. И это утро стало утром новой эры.
        Отныне навеки день 12 апреля 1961 года будет связан с подвигом, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Весь полет вокруг Земли был совершен за 108 минут, и эти минуты потрясли мир.
        Культура человечества имеет длинную сказочно удивительную историю. Каждый ее подвиг, будь то создание первых знаков письменности, или создание первых паровых машин, или первое кругосветное путешествие, все это даты, когда человечество поднималось на новую ступень, утверждая силу прогресса и созидания. Не всегда эти подвиги осознавались сразу, шла ожесточенная борьба старого с новым, и чем революционнее было событие, открывавшее дорогу в будущее, тем острее ему сопротивлялось прошлое.
        На пороге двадцатого века, никем не признанный, гениальный Циолковский впервые указал человечеству дорогу к звездам. В его работах были заложены научные основы космонавтики, науки, один из самых блистательных триумфов которой мы отмечаем сегодня.
        Сбылись слова Константина Эдуардовича Циолковского: "Земля - колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели".
        Юрий Алексеевич Гагарин, первый пилот-космонавт, прошел большой и напряженный путь подготовки. Это была необычная система подготовки - глубоко научная.
        Огромный труд завершился первым в истории космическим полетом.

Дорогой Юрий Алексеевич!
        От имени президиума Академии наук СССР я приветствую Вас, замечательного советского человека, Колумба космоса. (Продолжительные аплодисменты, зал стоя приветствует Ю.А. Гагарина).
        Пройдут века, но Ваше имя будет всегда напоминать людям о величайшем подвиге, который совершили советские ученые, конструкторы и Вы лично, осуществив первый полет человека в космическое пространство. (Аплодисменты).
        Вы явили всему человечеству пример мужества, отваги и геройства во имя служения человечеству!

Открыв пресс-конференцию, посвященную исторической дате в жизни народов всего мира - первому полету человека в космос, - академик Несмеянов предоставляет слово Герою Советского Союза майору Юрию Алексеевичу Гагарину.

Выступление Ю.А. Гагарина
        Дорогие товарищи, уважаемые гости!
        Многие интересуются моей биографией. Как я читал в газетах, нашлись несерьезные люди в Соединенных Штатах Америки, дальние родственники князей Гагариных, которые считают, будто я какой-то их потомок. Должен их разочаровать. Они поступили просто, мне кажется, несерьезно и несолидно. Я простой советский человек. Родился 9 марта 1934 года в семье колхозника. Место моего рождения - Смоленская область. В моей родословной нет никаких князей. Родители мои были до революции крестьянами-бедняками. Старшее поколение моей семьи - дедушка и бабушка - также были крестьянами-бедняками, и никаких в нашем роду князей не было. (Аплодисменты). Итак, придется разочаровать самозванных родственников из Америки. (Смех. Аплодисменты).
        Учился я в школе, учился в ремесленном училище в Люберцах Московской области. Затем поступил в Саратовский индустриальный техникум по специальности формовщика-литейщика.
        Но давнишняя моя мечта была стать летчиком. И завершая учебу в техникуме в 1955 году, я одновременно окончил Саратовский аэроклуб. После этого был принят в Оренбургское авиационное училище, которое окончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. Служил я в одной из частей Вооруженных Сил Советского Союза.
        По моей убедительной просьбе я был включен в состав кандидатов в космонавты Советского Союза. Отбор этот прошел и, как видите, я стал космонавтом. (Аплодисменты).
        Прошел соответствующую подготовку, которая разработана нашими учеными. О ней подробно рассказал президент Академии наук. Подготовку прошел успешно, технику изучил хорошо и был готов к космическому полету.
        Я очень счастлив, безмерно благодарю нашу партию, наше правительство, что мне доверили этот полет. Я совершил его во имя нашей Родины, во имя героического советского народа, во имя Коммунистической партии Советского Союза и ее ленинского Центрального Комитета. (Аплодисменты).
        Перед полетом чувствовал себя очень хорошо, превосходно. Была полная уверенность в успешном исходе полета. Наша техника очень надежна, и я, все мои товарищи, ученые, инженеры и техники - никто не сомневался в успехе.
        В полете самочувствие также было превосходное. На активном участке, при выведении на орбиту, действие перегрузок, вибрация, шум и другие факторы космического полета не влияли гнетуще на мое состояние. Я мог плодотворно работать, согласно той программе, которая была задана на полет. А после выведения на орбиту, когда отделилась ракета-носитель, появилась невесомость. Вначале это чувство было несколько непривычным, хотя я и раньше, до этого испытывал кратковременное воздействие невесомости. Но вскоре я к этому состоянию привык, освоился с ним и продолжал выполнять программу.
        По моему субъективному мнению, воздействие невесомости не влияет на работоспособность организма, на выполнение физиологических функций.
        Работая в полете, я принимал пищу, пил воду, непрерывно поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам, как телефонным, так К телеграфным, наблюдал за окружающей обстановкой, за работой оборудования корабля, докладывал на Землю и записывал наблюдения и другие данные в бортжурнал и на магнитофон.
        Самочувствие в течение всего периода невесомости было отличное.
        Затем по программе полета дана была команда на спуск. Корабль был соответствующим образом скорректирован - включилась тормозная установка, и скорость полета уменьшилась. Произошел спуск на Землю, и я с радостью встретил на Земле

ШАХТЕРСКИЙ МАЯК
        КАРАГАНДА, 15 апреля. (ТАСС). Своим маяком казахские угольщики по праву считают коллектив участка В.А. Митрофаненко на шахте № 31 в карагандинском бассейне, где достигнута самая высокая в стране месячная производительность труда рабочих в лаве - 484 тонны угля на одного горняка. Благодаря этому в марте-апреле здесь установлен мировой рекорд использования комбайна "Донбасс", которым за 30 рабочих дней выдано около 49 тысяч тонн топлива.

РЕШАЮЩЕЕ ВРЕМЯ
        Труженики сельского хозяйства! - проносится над полями первомайский Призыв ЦК КПСС. - Дальнейший неуклонный подъем сельского хозяйства - важнейшее условие построения коммунизма. Боритесь за выполнение решений январского Пленума ЦК КПСС!
        И великая борьба за урожай, достойный третьего года семилетки, развертывается в стране. Посевные работы идут в двенадцати союзных республиках.
        К началу второй декады апреля колхозы и совхозы засеяли яровыми культурами свыше 11,5 миллиона гектаров, в том числе 1,6 миллиона гектаров пшеницей. Это на 6,2 миллиона гектаров больше, чем год тому назад. Важно отметить, что за вторую пятидневку апреля засеяно свыше 5 миллионов гектаров.
        Раньше обычного начали сев яровых культур хлеборобы Украины. Они посеяли уже около 4,5 миллиона гектаров - в три раза больше, чем за этот период прошлого года. Погодные условия и хорошие запасы влаги в почве благоприятствуют развитию озимых хлебов. Рожь и на больших участках пшеница в республике вышли в трубку.
        Первый миллион гектаров засеян яровыми в Казахстане. Идут полевые работы в Целинном крае. По миллиону гектаров засеяли хлеборобы Ростовской и Сталинградской областей.
        Всходы ранних колосовых культур появились на полях Северного Кавказа, южных районов Украины и Нижнего Поволжья.
        В разгаре полевые работы в центрально-черноземной зоне страны, в таких областях, скажем, как Воронежская, Липецкая. К весенней пахоте приступили механизаторы совхозов Приангарья и основных районов Иркутской области. На две недели раньше обычного начали сеять просо хлеборобы Актюбинской области.
        500 тысяч гектаров хлопчатника посеяли колхозы и совхозы среднеазиатских республик.
        Почти в пять раз больше, чем в прошлом году, посеяно до 10 апреля сахарной свеклы.
        Хорошо растут нынче травы. На Украине, в Молдавии, на юге Белоруссии и на Северном Кавказе высота травостоя клевера, люцерны и эспарцета достигает 10 сантиметров, а в Молдавии, в Херсонской и Одесской областях - даже 15 сантиметров. В большинстве районов Средней Азии высота люцерны достигла 20-45 сантиметров, а на юге Узбекской и Туркменской ССР - 50-60 сантиметров.

Все Известия

Главлит: Б 00773