БОГАТЫРСКИЙ ПОДВИГ
ЛЮДИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ СЛАВЯТ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА

Размер: 34,3kB, 285x450x96dpi

Ворота открыты!
Рис. В. Фомичева.

ГОВОРЯТ ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ

БЕРНАРД ЛОВЕЛЛ,
        директор радиообсерватории в Джодрелл Бэнч.

- В настоящее время возможно провести различие между научными возможностями и мечтами. Мне кажется, что Америка тоже скоро выведет на орбиту человека с помощью своего проекта "Меркурий". Но для этого ей надо решить еще некоторые проблемы, в которых 90 процентов составляет проблема возвращения не столько из космического пространства, сколько само приземление. Россия поместит научное оборудование на Луну, возможно, уже в этом году. Нет никакого сомнения, что они могут это сделать Затем на Луне "приземлится" и человек. Русские намного лет впереди Америки в этом, отношении, поскольку они могут контролировать движение последних ступеней своих ракет. Ракеты будут посланы на Марс. Попытка достичь Венеры осуществляется, за ней последуют другие ракеты с оборудованием для исследования тайн двух планет. Вполне возможно, что на Марс и Вецеру научное оборудование будет доставлено в пределах пяти лет.
        ЛОНДОН, 15 апреля. (По телефону).

ЭЛЕН ЛАНЖЕВЕН, французский ученый
        Я не удивилась, узнав об этом необычайном событии. Нас всех подготовили к этому прежние успехи советской науки и техники. Трудно и, кажется, даже невозможно оценить сейчас историческое значение важнейшего этапа, который преодолен. Человечество с тех пор, как мы знаем его историю, может, вероятно, гордиться лишь тремя или четырьмя достижениями такого рода. Все человечество сейчас и в будущем будет испытывать признательность тем, кто принес ему такой поразительный успех: к советскому народу, его правительству, его инженерам и ученым.

ТЕТСУЗО ТАНИКАВА,
        профессор университета Хосеи (Япония).

Полет человека в космос - величайшая победа советской науки и техники. Советский Союз не случайно опередил все страны мира в изучении космического пространства. Эта блестящая победа вновь свидетельствует о величайших преимуществах социалистического строя, открывающего широчайшие перспективы перед развитием человеческого разума. Мы, японские ученые, страстно желаем, чтобы это достижение было использовано не в военных целях, не для разрушения цивилизации, а для дальнейшего прогресса человечества во имя мира и счастья всех людей.

ИТОГ ГРАНДИОЗНОГО ТРУДА
        Чжао ЦЗЮ-ЧЖАН, директор института геофизики Академии наук КНР.
        Советский Союз осуществил тысячелетнюю мечту людей о полете человека в космос. Космический полет человека - это не одинокая вспышка человеческого гения. Это - итог грандиозного труда и высокого уровня развития науки Советского Союза, ее авангардного места на Земле. Это - самое яркое и убедительное подтверждение той истины, что. только социализм раскрывает во всей полноте силу человеческого разума и создает условия для небывалого развития науки. Феноменальное достижение вашей страны говорит также о том, что советская наука уходит все дальше вперед, оставляя позади науку империалистических стран.

ЧУДЕСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
        Проф. ГУЛЬЕЛЬМО РЕГИНИ, директор Флорентийской обсерватории.
        ФЛОРЕНЦИЯ, 15 апреля. (По телефону).
        Юрия Гагарина вызывает огромное восхищение у всех итальянцев. Кажется невероятным, что спустя всего несколько лет после вывода на орбиту первого спутника советские ученые, инженеры смогли послать в космос человека, обеспечить его безопасный полет и благополучное возвращение на Землю.
        Об этом событии я и мои коллеги - исследователи космического пространства, съехавшиеся из многих стран во Флоренцию на симпозиум, неожиданно узнали в тот момент, когда собирались утром продолжить в этот день свою работу. Появившимся в прекрасном дворце Питти советским делегатам Благонравову и Масевич пришлось выдержать буквально атаку журналистов и ученых, которые обрушились на них, чтобы получить последние известия и подробности о чудесном эксперименте.
        Все мы полностью отдаем себе отчет об огромных усилиях, совершенных советскими коллегами, чтобы добиться такого результата.
        Космический полет человека вокруг Земли открывает новую эру и будет иметь, конечно, последствия, значение которых трудно сейчас оценить. Доказанная возможность присутствия человека в космосе открывает перед его исследователями совершенно новые пути, позволяет неизмеримо увеличить эффективность измерительной аппаратуры космических кораблей. На самом деле возможность непосредственного управления человеком этой аппаратурой сыграет решающую роль в тех случаях, когда бессильны автоматика и телеуправление. Поэтому трудно предсказать, какие именно и сколько научных проблем вскоре встанут на повестку дня и будут разрешены астронавтом в космической кабине, оснащенной современной техникой. Однако очевидно, что успех будущих исследований космоса в значительной мере обусловлен грандиозным экспериментом сегодняшнего дня.
        Известно, что одна из наиболее сложных и в то же время актуальных проблем касается характера и плотности зон ионизации вокруг нашей планеты. Об открытии третьей такой зоны говорил как раз на днях на симпозиуме доктор Грингауз. Известно, что аппаратура, установленная на искусственном спутнике, при пересечении им зон ионизации иногда по тем или иным причинам не дает точных, нужных нам ответов. Управление же человеком работой измерительных приборов, какими оснащен спутник, позволит получать точные научные данные, необходимые для безопасности будущих космических полетов. Еще более решающую роль будет играть человек при исследовании Луны и других небесных тел солнечной системы. Нет, например, сомнения в том, что удивительные сведения, собранные о Луне советскими учеными с помощью автоматической межпланетной станции, были бы еще более важными, если бы фотографирование и передача на Землю данных контролировались и регулировались рукой человека.
        Заканчивая, я хотел бы выразить на страницах газеты "Известия" свои чувства особого восхищения успехами советских ученых и инженеров, поздравить их с замечательным достижением, благодаря которому человечество совершило гигантский скачок вперед по пути к прогрессу, к миру.

Искренние поздравления
        Доктор М.А. ХАЛИЛЬ, пакистанский ученый.
        Россия заслужила поздравления. Она первая послала человека в космос и возвратила его живым и невредимым. Это еще одно доказательство великих достижений России в области, науки и техники.

РАДОСТЬ, ВОСТОРГ, ГОРДОСТЬ
        Иван МАЛЕК, вице-президент Чехословацкой Академии наук, академик.
        ПРАГА, 15 апреля. (По телефону).
        Это потрясающее событие! Величие его ни в коем случае не умаляется тем, что мы уже его ждали. В каждом из пас, в том числе к у нас, научных работников, событие это всколыхнуло горячие человеческие чувства. Великое свершение человека, свершение мирового значения наполнило нас радостью, восторгом и гордостью.
        Радость наша беспредельна потому, что человек, покинувший земные пределы, был советским человеком. Мы настолько были взволнованы и потрясены, что невозможно было думать о чем-либо другом, кроме как о подвиге героя космоса Юрия Алексеевича Гагарина.
        Триумф СССР не случаен. Наоборот, можно безошибочно провести прямую линию от Великой Октябрьской революции, которая указала человечеству путь к новой жизни и освобождению его от капиталистического гнета, до полета в космос, который знаменует открытие человеком пути во Вселенную. И еще одно вызывает у нас чувство большой гордости: в этом великом свершении сказался героизм людей социалистического общества.
        И наконец, безграничная радость наполняет наши сердца еще и потому, что новая победа советского народа одержана во имя мира, во имя лучшего будущего всего человечества.

"ДЕНЬ ГАГАРИНА" В СКАНДИНАВИИ
        Ю. ГОЛОШУБОВ.
        СТОКГОЛЬМ, 15 апреля. (По телеф. от соб. корр.). В редакции одной шведской газеты, считающей себя весьма порядочной и солидной, шел горячий спор. Спорили давно и бесплодно:
        - Сделать его шведским викингом и на этом положить конец, - воскликнули под конец они. Так и порешили. - А может, он от самого Рюрика. И мы прочли: "Герой Советского Союза №1 космонавт Юрий Гагарин, как предполагают, является по прямой нисходящей линии потомком варяга времен викингов Рюрика, который еще в 862 году прибыл на Ладогу и потомки которого положили в свое время начало "царствованию княжеского рода в древнем русском государстве".
        Писк из подворотни явно не удался. Вся эта галиматья, с серьезным видом преподнесенная газетой "Свенска дагбладет", не на шутку рассмешила шведов.
        Шведы и все скандинавы мысленно находятся сейчас в Москве. Отчет о московских торжествах и фотографии героя заполняют сегодня целые полосы газет. Вся шведская печать признает, что вчерашний день был "днем Гагарина" не только в Советском Союзе, но и в Швеции. "Величайший в истории народа праздник", "Москва ликовала и призывала к миру", "Хрущев говорил о победе дела мира в космосе и необходимости разоружения", - пишут газеты.
        Сегодня снова "день Гагарина" в Скандинавии. Прильнув, как и вчера, к телевизорам, они смотрят и слушают пресс-конференцию, и перед ними снова наш Юрий, простой, скромный, обаятельный. За этим героическим подвигом скандинавы ясно различают весь советский народ.

Имени первого космонавта
        ПРАГА, 15 апреля. (ТАСС). Как сообщает Чехословацкое телеграфное агентство, вчера на внеочередном заседании совета Брненского городского национального комитета было решено в ознаменование триумфального возвращения первого советского космонавта присвоить одной из улиц гор. Брно имя Юрия Алексеевича Гагарина.

АНГОЛА БУРЛИТ
        ЛОНДОН, 15 апреля. (ТАСС). Положение в португальской колонии Ангола продолжает оставаться напряженным. Переброска значительных подкреплений колониальных войск из метрополии, объявление мобилизации в самой Анголе, широкие карательные операции "прочесывания" в колонии не ослабили, размаха национально-освободительной борьбы анголезского народа, охватившей всю страну.
        За последнее время активизировались вооруженные выступления патриотов Анголы против полицейских сил и колониальных войск. Все северные районы колонии охвачены восстанием.

НАШЕГО ГЕРОЯ ПРИГЛАШАЮТ В США
        НЬЮ-ЙОРК, 15 апреля. (ТАСС). 14 апреля в 22 часа 30 минут по нью-йоркскому времени "Коламбиа бродкастинг систем" транслировала по телевизионной сети по всей стране триумфальную встречу в Москве героя космоса Юрия Гагарина.

ВАШИНГТОН, 15 апреля. (ТАСС). Член палаты представителей от штата Пенсильвания республиканец Джеймс Фултон через советское посольство в США передал советскому космонавту Юрию Гагарину поздравительную телеграмму следующего содержания: "Шлю мои сердечные поздравления и наилучшие пожелания Вам и советскому народу в этот грандиозный момент мировой истории и науки, вызванные Вашим успешным полетом в космос по орбите вокруг Земли. Это - достижение всего человечества, и мы, в Америке, признаем его как выдающийся шаг в прогрессе науки.
        Я уже попросил президента Соединенных Штатов пригласить Вас, первого человека, побывавшего в космосе, к нам в страну. Я уверен, что американский народ окажет Вам такой прием, который Вы заслужили своим успешным научным подвигом. Я считаю, что Ваша поездка принесет пользу делу улучшения отношений между советским и американским народами. Шлю Вам свои наилучшие пожелания".

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕЛЬЕТОН

НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
        М. СТУРУА.
        В НАШЕМ распоряжении имеются некоторые данные, позволяющие подозревать, что американская газета "Нью-Йорк геральд трибюн" знакома, хотя и слабо, с материалистическим взглядом на происхождение человека, сформулированным еще Фридрихом Энгельсом. На днях эта газета писала о том, что путешествия человека в космос "начались 600 тысяч лет назад, когда доисторические предки человека стали на задние лапы".
        Да, наш доисторический предок, перестав ходить на четвереньках, выпрямившись в спине, получил свободу рук, возможность трудиться, стать человеком. Расширился и его кругозор. Ведь до этого времени его глаза едва отрывались от земли...
        Но в нашем распоряжении имеются и другие данные, позволяющие не просто подозревать, а решительно утверждать, что в американской газете "Нью-Йорк геральд трибюн" подвиваются господа, у которых наблюдается обратный процесс. Их спины настолько согнулись от раболепия перед Желтым дьяволом, что они стали ходить на четвереньках. Соответственно сузился и их кругозор как умственный, так и нравственный.
        Наиболее остро эти атавистические явления проявляются у обозревателя "Нью-Йорк геральд трибюн" Дэвида Лоуренса. Этот джентльмен с повадками доисторического человека уже давно зарекомендовал себя в качестве отпетого антисоветчика. Сколько раз, давая отповедь его клеветническим измышлениям, мы говорили: "Умри, Дэвид, хуже не скажешь!". Но мы, видимо, недооценивали той космической скорости, с которой господин Лоуренс скатывался к состоянию питекантропа.
        И вот, наконец, докатился.
        В эти дни весь мир славит беспримерный подвиг Юрия Гагарина - первого космонавта, совершившего кругосветное путешествие в океане Вселенной на чудо-корабле "Восток". Весь мир славит Страну Советов, которой оказался по плечу этот богатырский подвиг. Весь мир говорит о том, что он был совершен во имя мира и счастья человечества, что он в конечном счете принадлежит всему человечеству.
        Иного мнения придерживается Дэвид Лоуренс. Став на четвереньки, он злобно лает со страниц "Нью-Йорк геральд трибюн": "Это ни в коем случае не величайшее достижение в мировой истории". Лоуренс договаривается до того, что объявляет полеты американских шпионских самолетов "У-2" над Советским Союзом более крупным достижением, чем космический полет Юрия Гагарина!
        Кажется невероятным, непостижимым, кощунственным, что в дни величайшего триумфа человеческого гения на нашей земле ходит человек, из-под пера которого могут выйти подобные строки. Но все дело в том, что человек сей ходит на четвереньках, что его взгляду, неизменно упершемуся в землю, недоступно небо. Да и вообще можно ли называть человеком того, кто ставит себя за рамки человеческой цивилизации.
        Есть мудрое персидское четверостишие под названием "Заколдованный круг". Содержание его таково; "Для глупого человека было бы лучше, если бы он молчал. Но для того, чтобы он так поступал, он должен быть умным".
        Не удалось вырваться из этого заколдованного круга не только Дэвиду Лоуренсу, но и некоторым другим гангстерам, а точнее, питекантропам пера. Вот один из них - корреспондент газеты "Нью-Йорк пост" Уильям Шэннон Он пишет, что космический полет Юрия Гагарина "не победа, а трагедия", которая "не может дать человечеству ни чувства гордости, ни утешения". Господин Шэннон зря говорит от имени человечества. Те, кто безутешен в своей ненависти к Советскому Союзу, не имеют с ним ничего общего. В свое время Шэннон написал книгу, озаглавленную "Трумэновская карусель". В ней была глава - "Пильтдаунские люди", посвященная некоторым наиболее закостенелым мракобесам типа Маккарти. Видимо, изучение их биографий не прошло безвредно для Шэннона. Заразившись, он даже пошел дальше их, минуя пильтдаунскую ступень, к питекантропу.
        Наконец, мы имеем дело с еще одной, наиболее опасной и зловредной формой атавистических явлений на Западе в ответ на полет космического корабля "Восток". Это - попытки использовать историческое достижение советской науки и техники для разжигания военной истерии, для оправдания дальнейшей гонки вооружений. Так, газета "Нью-Йорк уорлд телеграмм энд Сан" опубликовала на своих страницах интервью с известным авиационным экспертом Александром Северским, который заявил, что к концу будущего года "Россия будет готова стереть нас с лица земли, а первый космический полет человека - это чисто военное мероприятие на пути к осуществлению этой цели".
        В аналогичном духе проходило заседание специальной комиссии палаты представителей США по космическим проблемам, которое, если судить по сообщениям вашингтонских газет, весьма смахивало на пожар в сумасшедшем доме во время наводнения. Раздавались призывы к тотальной мобилизации, призывы "туже затянуть ремень" (само собой разумеется, имелись в виду рядовые налогоплательщики), призывы высадить десант... на Луне.
        Ах, уж эта Луна, объект раздраженного тявканья многих четвероногих! Шекспировский Отелло в последней сцене, пронзенный стрелами ревности, произносит такие слова:

"Влияние луны. Она, как видно,
        Не в меру близко подошла к земле
        И сводит всех с ума".

Ныне мы наблюдаем несколько иную картину. Врагов мира и прогресса сводит с ума то обстоятельство, что все дальше от Земли устремляется ввысь человеческая мысль, отмеченная печатью самого передового общества на нашей планете - социализма.
        Рожденный ползать - летать не может. Вот он и шипит, пытаясь отравить радость людям всех стран в день их величайшего праздника.

МИР ПРИВЕТСТВУЕТ, МИР ВОСХИЩАЕТСЯ

Председателю Совета Министров СССР
товарищу Никите Сергеевичу ХРУЩЕВУ

Москва

Советская наука одержала огромную победу. Советский человек проник в космос и возвратился невредимым на советскую землю. Удалось одно из самых смелых предприятий, которое когда-либо совершали люди. Под знаком социализма, строительства коммунизма мечта человечества стала былью. То, что совершил Колумб почти полтысячи лет назад, когда он открыл новую часть света, меркнет перед этим гигантским свершением, свидетельствующим о превосходстве той науки и техники, которая основывается на марксизме-ленинизме.
        Первый космический полет советского гражданина возвещает воем народам и государствам о новом соотношении сил в мире и о цели народов социалистической мировой системы - поставить науку на службу мирным интересам человечества. В этот исторический день - 12 апреля 1961 года мы, преисполненные радости, поздравляем Вас, дорогой товарищ Н.С. Хрущев, и весь советский народ с этим великим победоносным мирным свершением, и мы горды тем, что как граждане Германской Демократической Республики, как друзья и товарищи идем вместе с Советским Союзом вперед к счастливому будущему.

ВАЛЬТЕР УЛЬБРИХТ,
Первый секретарь ЦК СЕПГ и Председатель Государственного совета ГДР

БЕРЛИН, 12 апреля 1961г.

Председателю Совета Министров Союза
Советских Социалистических Республик
товарищу Н.С. ХРУЩЕВУ

Москва

Дорогой товарищ Хрущев!
        С большим воодушевлением и гордостью услышали мы, жители Германской Демократической Республики, волнующую новость об историческом подвиге советского народа. От имени всего нашего народа я поздравляю Вас, советских рабочих, техников и ученых с успешным осуществлением самой смелой мечты человечества - полетом человека в космос. Наше наивысшее уважение мужественному космонавту летчику майору Ю.А. Гагарину, подвиг которого навсегда войдет в историю. Старт и успешное приземление первого космического корабля с человеком на борту - это триумф советской науки и техники, целеустремленной систематической работы советских трудящихся под руководством их славной Коммунистической партии в деле успешного продвижения к коммунизму. Это новое замечательное доказательство превосходства социализма явится для всех трудящихся Германской Демократической Республики и для всех миролюбивых немцев стимулом к новым, еще большим усилиям в строительстве социализма в Германской Демократической Республике и укреплении мира в Германии и в Европе. Наша республика и ее население горды тем, что они являются другом могучего Советского Союза и ведут совместно с ним борьбу за мир, демократию и социализм, за применение в мирных целях огромных достижений науки, за дело мира и счастья человечества.

С социалистическим приветом,
Отто ГРОТЕВОЛЬ
Председатель Совета Министров Германской Демократической Республики

Председателю Совета Министров Союза Советских
Социалистических Республик

Москва

Мы с большим возбуждением и восхищением приняли волнующую весть о том, что впервые в истории советский корабль-спутник "Восток" с человеком, успешно завершив полет в космическое пространство, благополучно совершил посадку в заданном месте Советского Союза.
        В связи с этой исторической победой в области советской науки и техники я шлю Вам и в Вашем лице всему советскому народу, советским ученым, инженерам, техникам и рабочим, а также товарищу Гагарину, первому в мире космонавту, принявшему участие в осуществлении полета в космос, самые горячие поздравления и наивысшую славу.
        Настоящим запуском советского корабля-спутника "Восток", безмерно восхитившим народы всего мира, положено начало полетам человека в космическое пространство, о которых веками мечтало человечество. Эти блестящие исторические достижения советском науки в покорении космоса продемонстрировали могучую силу первейшей в мире советской науки и несравненное превосходство социалистического строя.
        Эти великие успехи, достигнутые в области советской науки и техники, не только являются победой советского народа, но и знаменуют собой победу всего социалистического лагеря и блестящий символ торжества социализма и коммунизма. Эти успехи также являются еще большим ударом по империалистам, бешено готовящимся к новой войне, и придают новую вдохновляющую силу народам всех стран, борющимся за мир, социализм и национальную независимость.
        Корейский народ радуется великим победам, достигнутым советским народом, как своим собственным, и питает чувство растущей гордости к тому, что он вместе с советским народом идет в великой семье социалистического лагеря.
        От всей души желаю Вам и всему советскому народу дальнейших новых успехов в славной борьбе за строительство коммунизма в вашей стране во имя мира и счастья человечества.

Председатель Кабинета Министров
Корейской Народно-Демократической Республики
КИМ ИР СЕН
ПХЕНЬЯН, 13 апреля 1961г.

Первому секретарю Центрального Комитета
Коммунистической партии Советского Союза
Председателю Президиума Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Республик
товарищу Леониду Ильичу БРЕЖНЕВУ

Москва

Весьма радостная весть о запуске космического корабля-спутника "Восток" с человеком на борту и его совершенно успешном возвращении на Землю наполнила неописуемым энтузиазмом сердца всего албанского народа. Это исключительное всемирно-историческое событие является выдающейся и славной победой передовой советской науки, беспримерным торжеством человеческого гения, очень важным шагом, открывающим великие перспективы в изучении и овладении космосом со стороны человека.
        Албанский народ, который связан с братским советским народом узами вечной дружбы, безмерно радуется этой поразительной победе великого Советского Союза и считает ее своей победой. Это невиданное событие знаменует собой выдающуюся дату в истории человечества; оно представляет собой великий вклад в сокровище мировой науки и техники, достижение всех стран могучего социалистического лагеря во главе с Советским Союзом, всего прогрессивного человечества. Оно является ярким выражением превосходства славной социалистической системы перед капиталистической.
        От имени албанского народа, Албанской партии труда, Президиума Народного собрания и правительства Народной Республики Албании мы шлем научно-исследовательским коллективам и институтам, славным талантливым советским ученым, инженерам, строителям, техникам и рабочим, всему братскому советскому народу, Коммунистической партии и правительству Советского Союза самые горячие поздравления и самые сердечные и братские пожелания новых, еще больших побед на благо великой родины Ленина, в интересах мира и прогресса человеческого общества, в интересах нашего общего славного дела - социализма и коммунизма.

Энвер ХОДЖА,
первый секретарь Центрального Комитета Албанской партии труда
Хадши ЛЕШИ,
председатель Президиума Народного собрания Народной Республики Албании
Мехмет ШЕХУ,
председатель Совета Министров Народной Республики Албании

ТИРАНА, 12 апреля 1961г.

Социалистических Республик

Москва

От имени народа и правительства Югославии и от своего имени поздравляю вас, советских ученых и весь советский народ с величественным успехом, которого добилась советская наука запуском человека во Вселенную и его успешным возвращением на Землю. Это событие означает новую эпоху в развитии человечества.

Иосип Броз ТИТО
БЕЛГРАД, 12 апреля 1961г.

Все Известия

Главлит: Б 00773