АФРИКА НАБИРАЕТ СИЛУ
        В. КУДРЯВЦЕВ.
        СОВСЕМ недавно представления людей в Европе и Америке об Африке были весьма расплывчатыми. Континент этот воспринимался как нечто цельное, разве что разделенное на цвета колоний соответствующих Империалистических держав.
        Последние годы и особенно 1960 год, вошедший в историю как "год Африки", покончили с этим явлением. События прошлого года раскрыли Африку для миллионов людей других стран. Они увидели, что в Африке есть разные страны и народы с самобытной историей и культурой. Африка перестала восприниматься как сплошной "черный континент". В 1960 году произошло самоутверждение независимых стран Африки, вышедших на международную арену. Голос независимых африканских стран смело зазвучал с трибуны Организации Объединенных Наций.
        Прошлый год явился "медовым месяцем" для многих стран Африки: происходило формирование их государственности, определялся путь их дальнейшего политического развития, устанавливались международные связи. Новые страны, получив тяжелейшее наследство от колониального режима, были поглощены своими внутренними проблемами. Казалось, раз завоевана национальная независимость, то основное дело сделано и пора вплотную заняться такими вопросами, как экономическое и культурное развитие. Этим хотели воспользоваться колонизаторы. Им было выгодно все африканские страны, вновь обретшие независимость, поставить на одну доску. Ведь так удобнее обманывать мировую общественность, прикрывая подлинно независимыми странами те страны, в которых под вывеской свободы они по-прежнему хозяйничали. К тому же внутренние дела, рассуждали колониальные политики, отвлекут новые страны, неопытные во внешних делах, от того, что творится за их границами.
        Но первыми, кто нарушил "медовый месяц" африканских стран, не дав им предаться своеобразному благодушию, оказались сами же колонизаторы. В их среде нашлось наиболее слабое звено - бельгийская колониальная империя. И это наиболее слабое звено колониализма в Африке не выдержало и потянуло за собою всю цепь. Мы говорим о конголезской авантюре бельгийских колонизаторов, в которой под флагом ООН приняли участие и другие колониальные хищники, имеющие интересы на африканском континенте.
        События в Конго заставили многие африканские страны по-новому осмыслить происходящее в Африке и вокруг нее. Агрессия колонизаторов против этой страны, зверское убийство руководителя конголезского народа Патриса Лумумбы и его соратников показали, что колонизаторы без боя не откажутся от своих привилегий в Африке, что они пойдут на любые преступления лишь бы сохранить баснословные барыши, получаемые от зверской эксплуатации африканских народов.
        Но сейчас нельзя безнаказанно осуществлять открытую агрессию. Это не проходит мимо внимания народов, повысивших свою бдительность в отношении поджигателей войны. При нынешнем соотношении сил на международной арене агрессия, как правило, оборачивается против самих же ее инициаторов.
        Так оно и происходит в Конго: колонизаторы стремились поработить конголезский народ, запугать другие народы, - и те, что обрели независимость, и те, что все еще находятся в угнетении, - а на деле усилили гнев африканских народов, их стремление к единству в борьбе против колонизаторов, способствовали им разобраться в том, где же независимость подлинная и где сна представлена как новая форма неоколониализма.
        Не нужно, понятно, оглуплять противника. В среде империалистов находятся люди, понимающие, что в нынешние времена лобовой атакой многого не добьешься. Поэтому они предпочитают обходные пути, стараются действовать не дубиной, а кошачьей ухваткой, чтобы на время спрятать когти. Так появляются разные варианты "помощи" слаборазвитым странам, "помощи" от тех, кто нажил и наживает миллиарды на эксплуатации этих стран, от тех, кто единственно виноват в слабом развитии их экономики. Усиливаются разговоры об обеспечении "демократического развития" бывших колоний, об опасности для них "коммунистической диктатуры", как будто не они, империалисты, а кто-либо другой держал африканцев в ежовых рукавицах, подобно тому, как до сих пор держат их в Южно-Африканском Союзе, Анголе, Мозамбике, Кении и многих других странах. Формируют "корпуса мира", как будто нет в нынешних и бывших колониях военных баз, корпусов войны в виде иностранных гарнизонов, ракетных и ядерных установок.
        От разговоров и философствования насчет вдруг проснувшегося сочувствия к "черным братьям" империалисты переходят к делам, насаждая в формально независимых государствах Африки формы и методы неоколониализма. Французские колонизаторы пытаются спасти свою африканскую империю путем гибкого приспособления своего "сообщества" к новым обстоятельствам на африканском континенте. Если раньше входящие в "сообщество" страны не имели самостоятельности в вопросах обороны, финансов и внешней политики и этими вопросами занималось правительство в Париже, то теперь "сообщество" переходит на договорные начала. Внешне равноправные договоры между суверенными государствами, одним из которых является Франция, а другим - африканское государство, закрепляют за Францией привилегии в экономике, военные базы с гарнизонами, позволяют держать советников и консультантов в армии, полиции и государственном аппарате. Это и есть одна из форм неоколониализма, создаваемых Парижем при помощи местных марионеток. Система договорных отношений была начата Францией в Камеруне, затем распространилась на страны Совета Согласия (Берег Слоновой Кости, Нигер, Дагомея и Верхняя Вольта), а теперь охватывает и остальные страны "франко-африканского содружества". С этой целью недавно в Яунде (Камерун) была основана "Африкано-мальгашская организация экономического сотрудничества", которую надо рассматривать как основу новой политической группировки стран в Африке под замаскированной эгидой Франции. Эта организация, по заявлению ее инициаторов, берет ориентир на Запад и будет связана с европейским "общим рынком". А это, в свою очередь, вовлекает участников новой группировки в орбиту НАТО.
        Все это, разумеется, разыгрывается по типовым неоколониалистским нотам: попытка, предпринятая в Яунде по сохранению в той или иной форме "франко-африканского сообщества", выдается ее пропагандистами за образец единства африканских народов. Спекуляция на естественном стремлении африканских стран и народов к единству в борьбе против колонизаторов разоблачается хотя бы таким фактом: от стран - участниц совещания в Яунде не было ни одного представителя на недавно происходившей в Каире Третьей конференции народов Африки (от Нигера и Камеруна там были представлены организации, лидеры которых вынуждены находиться в эмиграции). А, казалось бы, уж где ковать единство африканских народов, как не на конференциях, являющихся широким форумом общественности африканских стран. Ларчик открывается просто - подлинное единство народов Африки, о котором шла речь в Каире, нельзя путать с неоколонизаторской фальсификацией единства в Яунде.
        Не случайно поэтому конференция в Каире во главу угла своей деятельности поставила два вопроса: разоблачение неоколониализма и укрепление единства африканских стран. Рекомендации и решения конференции свидетельствуют о том, что неоколонизаторам не удается обмануть бдительность народов африканского континента. В этих документах, к сведению широкой общественности, прямо перечислены страны, занимающиеся насаждением неоколониалистических форм и методов империалистического господства: США, ФРГ, Англия, Франция, Бельгия, Южно-Африканский Союз и Израиль. Там же говорится, что проводниками неоколониализма, помимо непосредственных представителей империалистических держав, являются также местные марионетки, наиболее рьяно проявляющие себя в Конго. Это они на сборище в Тананариве разыграли по западным нотам комедию с созданием конголезской конфедерации, за которой скрывается выгодная колонизаторам балканизация страны, ведущая к ее ослаблению перед лицом империалистов.
        На Третьей конференции народов Африки были разоблачены преступные деяния колонизаторов в Конго и воздана должная критика руководству ООН в лице генерального секретаря Хаммаршельда.
        1960 год не вскружил голову африканским народам, как того хотелось бы сторонникам тонких методов колонизаторской практики. Народы Африки показали себя политически зрелыми и сумели распознать за личиной "друзей Африки" доподлинных душителей свободы и независимости африканских народов. Как писал в своем приветствии председателю четвертой сессии Совета солидарности народов Азии и Африки Н.С. Хрущев, "Предстоит еще тяжелая борьба, ибо силы реакции пока не сломлены. Главным оружием всего прогрессивного человечества являются солидарность и единство. Чем выше и крепче они - тем ближе победа".
        События показали, что в 1961 год народы Африки вступили с твердой волей к полной победе над колониализмом, какие бы изуверские и иезуитские формы и методы он ни применял в своих арьергардных боях на африканском континенте.

ЭКОНОМИКА США ТОПЧЕТСЯ НА МЕСТЕ
        НЬЮ-ЙОРК, 15 апреля. Корреспондент ТАСС В. Богачев передает: После резкого сокращения промышленного производства США в январе этого года американские экономисты торжественно объявили, что спад достиг своей низшей точки и что в ближайшие месяцы экономика страны войдет в полосу оживления. Однако январь в американской экономике оказался не последним месяцем спада, а началом периода затяжного застоя.
        В течение трех последних месяцев промышленное производство в Соединенных Штатах продолжает топтаться на месте. По опубликованным вчера данным федеральной резервной системы, в марте индекс промышленного производства составил 102 процента от уровня 1957 года, т.е. остался на чрезвычайно низком уровне.

ДОБРЫЕ ПЛОДЫ НЕЙТРАЛИТЕТА
        Е. ПРАЛЬНИКОВ.
        Весна в Вене начинается в апреле. Шесть лет тому назад апрель стал для австрийцев не только месяцем пробуждающейся природы, но и символом возрождающейся Австрии. 15 апреля 1955 года в Москве были успешно завершены советско-австрийские переговоры, положившие начало историческому повороту в судьбах Австрии.
        В результате советско-австрийских переговоров стало возможным подписание Государственного договора с Австрией. В коммюнике об итогах переговоров было впервые сформулировано то, что является сейчас основой всей государственной жизни страны, - положение о постоянном нейтралитете Австрии.
        Определенные круги на Западе долго и настойчиво стремились втянуть Австрию в агрессивные блоки и военные группировки. Были и внутри страны силы, активно поддерживающие эти планы. Провозглашение постоянного нейтралитета страны выбило у них почву из-под ног, избавило Австрию от незавидной роли младшего партнера в агрессивных блоках. Народ Австрии может спокойно жить и трудиться, знал, что ему гарантировано мирное развитие. Последовательное проведение Австрией политики нейтралитета имеет для ее народа особое значение в условиях роста агрессивности западногерманского империализма.
        Политика нейтралитета дает Австрии и большие экономические выгоды - страна избавлена от чрезмерных военных расходов и располагает благоприятными возможностями для развития экономических связей со всеми странами независимо от их политического и социального строя.
        Однако есть еще в Австрии силы, которым не нравится политика нейтралитета. Они понимают, что открыто поставить вопрос об отказе от прежнего курса и о включении Австрии в военные блоки - дело безнадежное. Поэтому они ищут обходные пути, чтобы заставить страну свернуть с пути нейтралитета.
        Австрийское правительство, возглавлявшееся канцлером Ю. Раабом, не уступило нажиму сил, пытающихся покончить с австрийским нейтралитетом.
        Новый канцлер Австрии А. Горбах подчеркнул решимость правительства следовать внешнеполитическому курсу бывшего канцлера Австрии Ю. Рааба, строго выполнять Государственный договор и соблюдать нейтралитет Австрии. Горбах заявил на пресс-конференции, что он придает большое значение укреплению дружеских отношений между Австрией и Советским Союзом, а также примет меры к улучшению отношений Австрии с соседними социалистическими странами.
        У Советского Союза сложились дружественные отношения с Австрией, в основе которых лежит принцип мирного сосуществования государств с различными социальными системами, невмешательства во внутренние дела друг друга, принцип равноправия сторон. Укреплению дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Австрией способствовала хорошая традиция обмениваться визитами государственных деятелей и парламентских делегаций. Советский Союз посетили президент Австрийской Республики Адольф Шерф, бывший канцлер Ю. Рааб и другие государственные деятели Австрии. Важным событием в истории советско-австрийских отношений явился визит в Австрию Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева.
        В шестую годовщину со дня окончания советско-австрийских переговоров советский народ искренне желает австрийскому народу успехов в мирном труде, в укреплении нейтралитета своей родины, в развитии дружественных отношений с другими государствами.

Размер: 35,7kB, 450x367x96dpi

В звездное небо летят разноцветные ракеты торжественного салюта. Сотни тысяч москвичей вечером 14 апреля заполнили просторные улицы и проспекты столицы, Красную площадь - место народных ликований.
Фото А. Егорова.

ТОЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОГО ВОЯЖА
        О. ЕНАКИЕВ, соб. корр. "Известий. БОНН, 15 апреля. (По телефону).
        ВАШИНГТОНСКОЕ турне Аденауэра связывали в Бонне с известными надеждами. Здесь не скрывали что канцлер приложит все свои усилия к тому, чтобы добиться от президента возрождения "плана Гертера", предусматривавшего превращение НАТО в "четвертую атомную державу" и фактически открывавшего западногерманской военщине доступ к атомному оружию. Надеялись, что президент займет "твердую" позицию по проблеме германского мирного договора и берлинскому вопросу. Намекали, наконец, на желательность восстановления той "сердечности" и "дружбы" в американо-западногерманских отношениях которые существовали в период пребывания у власти Эйзенхауэра и Даллеса.
        И вот визит подошел к концу. С чем же возвращается Аденауэр в рейнскую столицу? По словам прессы, в его портфеле нет безоговорочного согласия президента на превращение НАТО в "четвертую атомную державу", хотя партнеры по переговорам и восхваляли Атлантический блок, подчеркивая одновременно, что они и в дальнейшем будут заботиться об его "укреплении".
        Не добился канцлер намеченной цели и в области обсуждения проблемы мирного договора и берлинского вопроса.
        Чего канцлеру удалось, видимо, добиться в Вашингтоне, так это разделения сфер приложения "экономической помощи" слаборазвитым странам, то есть разделения сфер влияния. Согласно сообщениям газеты "Генераль анцейгер", Западная Германия "сосредоточит свои основные усилия на странах Южной Америки и Среднего Востока".
        Итак, результаты визита весьма скудные, и в Бонне не скрывают в связи с этим своего разочарования.

МАТЧ-РЕВАНШ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО ШАХМАТАМ
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Гроссмейстер Сало ФЛОР.
        Как хорошо быть зрителем на матче-реванше Таль - Ботвинник. Приходишь, занимаешь место в удобном кресле и наслаждайся спортивным и творческим конфликтом двух Михаилов.
        Мастер или гроссмейстер также имеет право сесть в кресло. Но, уверяю вас, что через две минуты подойдут болельщики и начнутся вопросы. Перед началом двенадцатой партии меня, например, спросили: "Ну, как можно считать, что Ботвинник уже не "экс" и что он уступает эту приставочку Талю?".
        14 апреля, когда внимание всего мира было приковано к величественной Красной площади, где Москва торжественно встречала героя космоса Юрия Гагарина, честно говоря, было не до шахмат.
        С опозданием в Театр эстрады попал главный арбитр матча-реванша Г. Штальберг. С некоторыми затруднениями добрался туда, еще один молодой человек. Он любезно просил постовых в центре: "Пропустите меня, пожалуйста, я опоздаю на матч, моя фамилия - Таль".
         - "Какой Таль?" - спросил постовой. - "Тот самый", - робко ответил чемпион мира. "А, тот самый, который проиграл три партии подряд?!". - "Да, это я; но если вы меня не пропустите, то я проиграю наверняка еще и четвертую".
         - "Ладно, идите!".
        Двенадцатая партия началась нормально. Таль, "конечно", сыграл 1. е2-е4. Первый же ход Ботвинника можно считать "сенсационным"! Он вспомнил про свою "первую любовь" - французскую защиту.
        В матчах со Смысловым Ботвинник неоднократно пострадал из-за этого дебюта, в результате чего переключился на защиту Каро-Канн. С Талем Ботвинник в прошлом году только один раз "говорил по-французски": в первой партии, которую с треском проиграл.
        Имея в кармане четыре лишних очка, можно играть "даже" французскую, шутили поклонники Ботвинника. До 12-го хода партия является копией прошлогодней встречи. На 12-м ходу Ботвинник отступил королем в ответ на шах противника. Это отступление и явилось отклонением от прошлогодней партии. Вскоре Ботвинник пошел на комбинацию с жертвой качества за пешку. Мысль его была интересна, глубоко задумана, однако "оформление" получилось неточным.
        Во второй части партии, собственно говоря, борьбы не было. Чемпион мира надежно заблокировал центр черных, Проходная пешка Таля не позволила черным и думать о каких-то активных действиях. Эту пешку Ботвинник на 28-м ходу выиграл, но дорогой ценой: Таль форсировал выгодные упрощения и отыграл пешку. После этого все было просто.
        Таль (белые) Ботвинник (черные)
        1. е4 е6 2. d4 d5 3. КсЗ Сb4 4. е5 с5 5. а3 С:с3+ 6. bс Фс7 7. Фg4 f5 8. ФgЗ Ке7 9. Ф:g7 Лg8 10. Ф:h7 сd 11. Крd1 Сd7 12. Фh5+ Крd8 13. Kf3 Ф:сЗ 14. Ла2 Кbс6 15. Лb2 Крс7 16. Лb5 Лh8 17. Ф:h8 Л:h8 18. Сb2 Ф:f3+ 19. gf Кg6 20. h4 Кg:е5 21. h5 Кf7 22. f4 Кd6 23. Лb3 Ке4 24. Кре1 Лh6 25. Се2 Се8 26. Лd3 Кf6 27. С:d4 К:d4 28. Л:d4 С:h5 29. Лd3 Лh7 30. Лdh3 Сg6 31. Л:h7+ К:h7 32. Лh6 Kf8 33. Лh8 Кd7 34. Лg8 Cf7 35. Лg7 Се8 36. Ле7 Крd8 37. Л:е6 Сf7 38. Лh6 Кре7 39. Сd3 Се6 40. Лh5 Кf6.
        В этом положении Таль записал свой 41-й ход.
        Утром 15 апреля Ботвинник сдал партию. Счет 7,5:4,5 в пользу экс-чемпиона.

НА ЛЕТНЮЮ ФОРМУ
        По приказу начальника гарнизона войсковые части, учреждения и военно-учебные заведения Московского гарнизона с 21 апреля переходят на летнюю форму одежды.

МИР ПРИВЕТСТВУЕТ, МИР ВОСХИЩАЕТСЯ

Центральному Комитету Коммунистической
партии Советского Союза

Москва

Сегодня утром, 12 апреля 1961 г., человечество вступило в новую эру. На борту спутника Юрий Гагарин, сын Советского Союза, только что совершил полет вокруг Земли и вернулся на нее живым и невредимым.
        Осуществив впервые полет человека в космос, родина социализма открыла путь к межпланетным путешествиям.
        Центральный Комитет Французской коммунистической партии с энтузиазмом приветствует эту великую победу советской науки и техники во имя мира, разоружения и прогресса. ЦК ФКП горячо поздравляет Коммунистическую партию Советского Союза, советских ученых, инженеров, техников, рабочих, первого космонавта, которые превратили в действительность вековую мечту людей оторваться от земного притяжения, и выражает чувства гордости, которые испытывают все коммунисты и все люди прогресса в связи с этой победой социализма.
        Немногим более трех лет отделяет это выдающееся достижение от запуска советскими учеными первого спутника. За эти три года советская наука и техника одержали значительные успехи, выдвинувшие их в авангард мировой науки и техники.
        Эти успехи во всех областях являются вкладом в мировую сокровищницу знания, открывают перед всем человечеством лучезарные перспективы в мирном соревновании между двумя системами. Социализм еще раз блестяще подтвердил свое превосходство. Постоянное развитие плановой экономики, значительные расходы на просвещение, культуру, научные исследования, постоянная помощь Советского правительства ученым, инженерам и техникам - вот что лежит в основе достигнутых успехов в завоевании космоса.
        Победа, завоеванная сегодня советской наукой и техникой, является победой рабочего класса, находящегося у власти и освобожденного от оков капиталистической эксплуатации и угнетения. Она придает всем людям мира еще больше сил и уверенности в их борьбе за разоружение, которое Советский Союз только что еще раз предложил. Эта победа предвосхищает то, "тем станет в ближайшем будущем коммунистическое общество, при котором, господствуя над силами природы, человечество свободно построит свое собственное счастье.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ФРАНЦУЗСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
ПАРИЖ, 12 апреля 1961г.

Господину Никите ХРУЩЕВУ
Председателю Совета Министров СОветского Союза

Москва

В день, когда человек одержал одну из величайших побед, я счастлив выразить Вам свое глубокое восхищение, а также восхищение народа Объединенной Арабской Республики этим замечательным свершением, которое осуществил советский народ и которое является победой всего человечества.
        Это новое достижение еще раз подтвердило значение тех самоотверженных усилий, которые прилагает великий советский народ под Вашим мудрым руководством перед лицом требований нашей эпохи.
        Я внимательно следил за подробностями полета первого человека в космос и его благополучным возвращением. Я не сомневаюсь в том, что перед всем человечеством отныне открываются широчайшие горизонты. Советскому народу всегда будет принадлежать честь первенства в смелом овладении тайнами неизведанного с дерзновенной смелостью, основанной на огромных возможностях науки.
        Подчеркивая, что это достижение представляет собой победу всего человечества, я имею в виду, что оно в то же время является победой дела мира. Это подтверждается тем, что Вы воспользовались этим случаем для того, чтобы выступить с новым горячим призывом к достижению соглашения о разоружении, которое явилось бы великой победой человечества и избавило бы его от страха перед опасностью превращения земли в арсенал оружия.
        В заключение выражаю Вам и вашему народу горячие поздравления лично от себя и от народа Объединенной Арабской Республики. Сердечно разделяю Вашу радость в этот знаменательный для Вас день.

Гамаль Абдель НАСЕР
13 апреля 1961г.

Его Превосходительству господину Н.С. ХРУЩЕВУ
Председателю Совета Министров СССР

Москва

Примите, господин Председатель Совета Министров, мои самые искренние поздравления по поводу великого достижения советской науки - первого полета человека в космическое пространство. Финский народ разделяет ту радость, которую советский народ испытывает по поводу этого поистине величественного события, открывающего новую эру в истории человечества.

Урхо КЕККОНЕН,
Президент Финляндской Республики

ХЕЛЬСИНКИ, 13 апреля 1961г.

Его Превосходительству г-ну Леониду И. БРЕЖНЕВУ
Председателю Президиума Верховного Совета СССР

Москва, СССР

От имени народа и революционного правительства Кубы и от моего собственного направляю правительству и советскому народу, его ученым и техникам послание с горячим поздравлением в связи с блестящим успехом, достигнутым в первом космическом полете человека. Грандиозный научный подвиг состоит не только в триумфе советского народа, но и всего человечества и показывает наличие безграничных возможностей для человеческого прогресса, если достижение разума и науки ставится на службу делу мира. Поэтому это научное событие является также победой сил мира и прогресса во всем мире и поражением сил, которые побуждают к войне и пытаются задержать историческое движение человечества.
        Народ Кубы приветствует великий научный подвиг и присоединяется к законной радости советского народа.
        Позвольте мне еще раз выразить Вам мое самое высокое уважение и дружественные чувства.

Освальдо Дортикос ТОРРАДО,
Президент Республики КУБА

ГАВАНА, 13 апреля 1961г.

Его Превосходительству
Председателю Президиума Верхвоного Совета СССР
Л.И. БРЕЖНЕВУ
Его Превосходительству
Н.С. ХРУЩЕВУ

Москва

От себя лично и от имени индонезийского народа направляю самые горячие поздравления и приветствия народам и правительству Советского Союза по случаю блестящего успеха, одержанного советскими учеными.
        Это восхитительное событие открывает не только новую эпоху в жизни человечества, но и новые перспективы для человеческой мысли и деятельности. Несомненно, что любое техническое достижение, а тем более такое значительное и поразительное, приводит к появлению новых проблем. Но я убежден, что одержанные вашим народом успехи в области техники будут полностью поставлены на службу прогресса и благосостояния людей, международного мира в целом. Это грандиозное техническое достижение делает мир меньше по своим размерам. Мысли людей должны быть направлены к еще более великим достижениям. Я выражаю надежду, что данная победа в области техники приблизит нас, людей, к новым победам в деле разрешения проблем человечества на нашей земле путем более широкого обмена мнениями и терпимого подхода друг к другу. Именно это необходимо для настоящего мира во всем мире. Я убежден, что блестящее достижение советских ученых в громадной степени будет содействовать осуществлению этих идей.

СУКАРНО,
Президент Республики Индонезии

ДЖАКАРТА, 13 апреля 1961г.

Господину Никите С. ХРУЩЕВУ

Москва

Ваш блестящий успех в посылке человека в космос и благополучном возвращении его на Землю является высшим достижением человеческого разума и мужества. Весь мир будет аплодировать этому великому шагу вперед в прогрессе человечества, который побудит все народы стремиться с новой энергией к миру, как это предусмотрено в Ваших мудрых и дальновидных рекомендациях о всеобщем и полном разоружении. Горячие поздравления и наилучшие пожелания.

Сайрус ИТОН,
КЛИВЛЕНД, ОГАЙО, США, 12 апреля 1961г.

Премьер-Министру ХРУЩЕВУ

Москва

Шлю самые сердечные поздравления по поводу исторического советского достижения, выразившегося в посылке человека в космос и обеспечении его благополучного возвращения.

Дж. Д. БЕРНАЛ,
Председатель Президиума Всемирного Совета Мира

ЛОНДОН, 12 апреля 1961г.

Все Известия

Главлит: Б 00773