Культура туркменского народа
        АИТ КУЛИ ГЕЛЬДЫЕВ, депутат Верховного Совета Союза ССР.
        Недавно на последней странице одной из республиканских газет появилась семистрочная заметка: "К 15-летию Туркмении закончат учебу в школах ликбеза последние 163 неграмотных колхозника и колхозницы Кизыл-Арватского района".
        Еще несколько лет назад такое событие вызвало бы в республике громкий резонанс. Ликвидация неграмотности в целом районе, безусловно, послужила бы предлогом для торжественных речей и ярких статей в прессе. Сейчас, зарегистрировав это достижение, мы переходим к очередным делам.
        Расцвет народного хозяйства республики открыл богатейшее перспективы развития национальной по форме, социалистической по содержанию культуры Советской Туркмении.
        Мне пришлось однажды побывать в колхозе "Дайхан Бирлешик", выросшем на землях некогда угнетенного нуждой и невежеством аула Каушут-Бент. Там, где стояли войлочные кибитки дайхан, высятся новые дома, читальня, школы, заканчивается строительство колхозного театра. Неуклонно богатея, колхоз в нынешнем году сводит свой баланс с доходом в 5 с лишним миллионов рублей. Вместе с экономическим укреплением хозяйства росла культура колхозников.
        На юге и севере, на западе и востоке республики, в горных аулах Копет-Дага, в зеленых оазисах Хорезма, в отдаленном Керкинском районе и песках Кара-Кума видны ростки новой, социалистической культуры.
        Кто не знает в Туркмении орденоносца Мурадова Сахат, бывшего пастуха аула Гяурс Ашхабадского района? Пребывание в советском детском доме, учеба в педтехникуме выковали из Мурадова способного педагога, чуткого руководителя коллектива, активного общественника. Myрадов продолжает упорно работать над собой. Недавно он самостоятельно изучил русский язык. Теперь с огромным интересом изучает в подлиннике русскую литературу. Биография Мурадова типична для большинства, наших педагогов, число которых, к слову сказать, увеличилось по сравнению с 1914 годом в 26 раз.
        Безграмотность больше не держит в железных тисках аулы и колхозы. Нет больше прежнего Туркменистана - края сплошной неграмотности, края, в котором число умеющих читать и писать доходило до 0,7 процента. 80 проц. туркмен стали грамотными.
        Трудно проводить параллель между прошлым и настоящим моей родины. Культурные запросы трудящихся настолько выросли, что мы стали переводить на туркменский язык Сервантеса, произведения Горького, Пушкина, Шекспира, Виктора Гюго. Туркменские театры, имеющие в репертуаре большой выбор национальных пьес, выступают с пьесами Гольдони, Лопе-де-Вега. Наши народные поэты - рядовые колхозники Дурды Клыч и Ата Салих с гордостью носят ордена Советской страны. Слава их гремит по всей республике. А ведь совсем недавно наследством даже туркменских классиков владели буквально единицы.
        Мало правдоподобным звучит теперь рассказ о прежней жизни в аулах. Народ был настолько закабален, что не знал хорошей песни и не имел собственного танца. Изредка в аулы, лежащие по пути караванов, заходили бродячие певцы - бахши. Это было праздником. Послушать пение собиралось все население... за исключением женщин. Адат не разрешал женщине не только петь, но и слушать песни. Во время выступления бахши они не должны были выходить из своих кибиток.
        Теперь в республике работают 8 государственных и межрайонных колхозных театров, создан национальный ансамбль. Среди 500 бахши, поющих аулам радостные песни, - десятки женщин. Сейчас бригада писателей и композиторов пишет первую туркменскую оперу. Мы поставим ее в 1940 году. За исполнителями остановки не будет. Кадры артистов уже готовятся. Свыше 1.500 детей дайхан и рабочих учатся в специальной оперной студии, в семи музыкальных школах, в драматическом училище.
        Когда-то в туркменских аулах часто можно было услышать поговорку: "Мы идем пешком за хорошей жизнью, а она убегает от нас на резвом коне". Сейчас говорят иначе: "Свое счастье мы догнали на железных конях - тракторах". Действительно, за 15-летие самостоятельного государственного существования туркменский народ добился всего того, что веками скрывали ханы, баи и царские колонизаторы.
        Приведу несколько цифр. В 1911 году на народное образование было ассигновано 17.000 рублей, в 1924 году - 2.447.000 рублей, а в нынешнем году - 226 миллионов рублей. За годы сталинских пятилеток в республике построено 195 новых школ, организовано 617 клубов, работают 254 киноустановки. Прекрасными дворцами высятся здания научно-исследовательских институтов.
        Огромны успехи Туркмении на фронте культурного строительства! Этой победы наш народ добился под руководством коммунистической партии и советского правительства. Согреваемые повседневными заботами учителя и вождя - великого Сталина, народы Советской Туркмении поднимут культуру своей родины к новым, раньше недосягаемым вершинам.

Юбилейная сессия Верховного Совета Туркменской ССР
        АШХАБАД, 23 ноября. (По телеф. от соб. корр.). На зеленых улицах Ашхабада ярко выделяются пестрые национальные костюмы народов СССР. В столице солнечной Туркмении сегодня можно встретить чабана-човдара из пустыни Кapa-Кум, писателя орденоносного Азербайджана, знатную хлопкоробку ферганского колхоза, белорусса, башкира. Гости с'ехались из разных концов Советского Союза, чтобы вместе с туркменским народом отпраздновать знаменательную дату - 15-летие образования Туркменской ССР.
        Радость сияет на лицах гостей. Они горды за успехи, достигнутые братской республикой. Дайхане из Геок-Тепинского района уже успели рассказать о стахановских урожаях в колхозах района, дающих государству в среднем около 28 центнеров египетского хлопка с гектара. Депутат из Ташауза поделился достижениями на фронте культуры - в ташаузских колхозных библиотеках собраны десятки тысяч различных книг.
        Ростки новой социалистической жизни можно наблюдать на каждом шагу.
        Колхоз-миллионер "Большевик" выстроил новый поселок. В нем свыше полусотни больших зданий, электростанция, театр на 250 мест. Ашхабадская киностудия выпустила на экран прекрасный документальный полнометражный фильм "Туркменистан". Потомственный пастух Курбан Сопиев заведует кафедрой языка в республиканском институте. Вступают в эксплоатацию новые колхозные электростанции, открываются клубы, детские ясли.
        В Туркмении, где еще недавно дайхане говорили: "от бедности не умрешь, но не улыбнешься", жизнь стала счастливой и зажиточной. В нынешнем году доход колхозов республики от одного только хлопка превышает 340 миллионов рублей.
        Всенародное празднество, посвященное 15-летию Туркменской ССР, открылось сегодня вечером юбилейной Сессией Верховного Совета. Сессию открыл председатель Верховного Совета Туркмении депутат т. Бердыев. Избрав в почетный президиум членов Политбюро ЦК ВКП(б), Сессия под бурные овации всех присутствующих приняла приветственную телеграмму товарищу Сталину.
        С докладом о достижениях республики за 15 лет выступил председатель Совнаркома Туркменской ССР тов. Худайбергенов. С огромным вниманием Сессия выслушала приветствие Президиума Верховного Совета СССР. Прибывшие на празднество делегации братских республик приветствовали туркменский народ. С речью выступил председатель Президиума Верховного Совета Узбекистана т. Ахунбабаев.
        Сессия послала приветственную телеграмму товарищам Молотову, Калинину, Ворошилову и Андрееву.
        Завтра заседание Сессии продолжается.

Размер: 34,3kB, 450x365x100dpi

Молодые ковровщицы ученицы Туркменской республиканской коврово-художественной школы комсомолки Овадан Баллыкова (слева) и Дурдыгозель Умурлиева.
Фото Г.Гер.

Последняя кибитка
        Н. САРЫХАНОВ. Перевел с туркменского А. Аборский.
        Комек Ага не думал, что придется так рано вставать. Он полагал, что можно выспаться, попить чаю, а потом уже пойти к прорабу. С утра не предстояло никаких особых забот. Хлопок колхоз собрал весь до последней коробочки и рассчитался с государством. Вчера Комек Ага прочитал в табеле о своих трудоднях и подытожил доходы. Есть на что начать новую жизнь в настоящем доме.
        ...Долго тянется зимняя ночь. Резкий холод тревожит спящих в кибитке. Комек Ага ворочается на кошме, кутается в одеяло. Но от ветра спасения нет. Ночь чернеет в дымоходе, и, кажется, ей и ветру не будет конца. Старая Огуль Терек, жена, давно не спит. Пропели петухи, но утро еще не наступило. Старуха, ежась от холода, поднялась с кошмы. Наощупь, в темноте подошла к порогу и толкнула незапертую дверь.
        - Баи, ба-а! Вот тебе утро, вот тебе погода, - зашептала она, оглядываясь вокруг.
        Недаром говорят: в зимнем дне сорок перемен. "Быть дождю", - подумала Огуль, перебирая про себя приметы к непогоде. Ее охватывало тяжелое чувство, понятное только жителям дырявых кибиток. Начинался дождь. Нахохлившееся небо посыпало аул тоскливыми мелкими брызгами. Схватив еще не успевшую намокнуть траву для очага, старуха поспешно вернулась в кибитку.
        - Отец, - зашумела она, - ты спишь?
        Комек Ага, промычав что-то сквозь сон, повернулся на другой, бок. Жена подступила к нему ближе и приподняла край одеяла.
        - На дворе зима, небо в темных тучах. Дождик начался. Как же мы теперь? Давно прошу - надо купить кошму, законопатить крышу и всю кибитку починить. Тогда мы еще сможем потерпеть. А сейчас?..
        Комек Ага начал одеваться. Лицо его было сурово. Тяжелым взглядом он смотрел вверх на седой клочок неба, проглядывавший сквозь задымленный потолок кибитки.
        - Давай чарыки, жена. Чарыки с портянками, - негромко попросил он. - Иду к прорабу, буду говорить о новом доме. А ежели что - к самому председателю пойду.
        Старуха посмотрела, вслед мужу, потом подошла к очагу и стала отгребать на середину обгоревшие стебельки травы. Костер между камнями невесело тлел, свежая трава дымилась. Глаза старой женщины покраснели от невыносимого чада.
        Огуль Герек прожила в этой кибитке пятьдесят лет. С детства привыкла она склоняться над дымным очагом. Кибитку ей отказала на смертном одре мать и, умирая, велела беречь родной угол. Пусть жилище это, - говорила мать, - будет для вас очагом счастья, рожайте детей, растите их, копите богатство и ее, кибитку, храните. Она - знак благополучия.
        - Колхоз нам отстраивает новый дом, - размышляла Огуль Терек. - Там будет три комнаты, и дым пойдет по трубе. Чистота, белые стены. Мы будем жить лучше, чем жил Аман Бай, который весь наш аул Санашик считал своим аулом, а всех нас - своими слугами. Но в кибитке остается завещанное счастье. От кибитки все удачи. Тут я родила троих детей... Они уехали в большие города, теперь про них говорят, что это ученые, уважаемые люди.
        Старуха протерла пальцем слезящиеся от дыма глаза и продолжала думать о матери, о светлом доме, o кибитке, принесшей за долгую жизнь много горя, но озарявшейся по временам сиянием тихой семейной радости. Раньше не было в ауле ни одного дома, кроме байского: кругом стояли такие вот жалкие, темные, похожие на трупы издохших куриц, выброшенные в пустыню, кибитки. Но в этих кибитках, точно в хилом очаге, тихим вечным огнем тлела жизнь. Что бы там ни было, кибитку она не бросит. Да, будем жить в новом доме, но шалаш этот она поставит рядом с ним.
        В полдень возвратился Комек Ага. Намокший, усталый, но необычно веселый.
        - Ну, жена, - торжественно сказал он, - где ты? Тьфу, пропасть, не видать ничего, чад сплошной. Ты, мать?
        - Где же мне быть, как не тут, - откликнулась Огуль Терек. Комек Ага шагнул от порога к очагу, слегка наклонился и отыскал в дыму свою старуху.
        - Радуйся, - громко об'явил он. Огуль Терек по жестам старика догадалась, что хочет он сказать. Но она живо припомнила все передуманное за сегодняшнее утро: смерть матери, завещание, рождение детей...
        - Дом готов. Помучались, хватит.
        - Достроили? Неужто правда? И полы, и стеклянные окна? Что-то мне не верится.
        - Поверишь, - торжествовал Комек Ага. - Когда я рассчитаюсь с этой хижиной, тогда поверишь. Собирай вещи, будем переезжать. Переедем, и ты увидишь, что случится с этой дряхлой развалиной.
        - Ага, теперь уже дряхлая стала, - неожиданно всполошилась старуха. - Уже развалиной называешь! Забыл, наверное, как у нас в первый брачный год даже шалаша из травы не было.
        Помнишь то время, когда ты батрачил у Аман Бая? Забыл? Теперь кибитка дряхлая! Разбогател? Кончилась бедность и память у тебя ослабела?
        Комек Ага сидел и никак не мог понять, чего хотела жена. Она усердно выкрикивала свои возражения, но уловить их смысл было трудно. Огуль Терек говорила:
        - Кибитка - она была опорой нашего семейного счастья, всей жизни. Скажи, что ты надумал сделать с кибиткой?
        - Сжечь ее до-тла, - кратко ответил Комек Ага. - И чтобы пепел ветром разнесло по степи.
        Решительный вид мужа поколебал старуху в справедливости ее желания. Она, конечно, и раньше не возражала против нового дома. Еще летом неоднократно приходилось гнать старика к председателю колхоза и к прорабу, чтобы Комек торопил их с достройкой дома.
        Старуха завидовала своим соседкам, перебравшимся за реку, в новый поселок. Сейчас она хотела, чтобы старик позволил ей взять родовую кибитку и поставить возле нового дома. И Огуль Терек призналась в этом мужу. Она высказала все, что передумала за сегодняшнее утро.
        - Кибитку надо спалить, - еще раз произнес колхозник. - Это я надумал давно. Позапрошлой осенью мы получили на колхоз полтора миллиона дохода. Помнишь, я принес домой 12.000 чистыми деньгами?
        - Как же, по двадцатке все деньги были.
        - Ну вот, в тот вечер мы на собрании решили выстроить поселок, поставить баню и клуб. Возвращаясь домой, я твердо решил: как будет готов дом, кибитку спалю до последней тряпки. А у тебя выходит, что тут счастье сплошное. Поглядишь же - убожество, нужда, теснота, вонь, зимой ветер. Эх, жена...
        - Да я ни словечка не вымолвила против хорошего дома, - оправдывалась Огуль Терек. Но старик не слушал ее.
        За ворот халата Огуль Терек упала сверху холодная капля воды. Женщина не шелохнулась. Капли одна за другой падали ей на спину, на шею. Комек Ага осмотрел на жену и потрогал старуху за рукав.
        - Эге, хозяйка! Вода за шиворот льется...
        Огуль Терек подняла вверх глаза, и муж заметил, что она плачет.
        - Что с тобой, Огуль Терек?
        Он и сам волновался. Комек Ага был охвачен какими-то странными новыми чувствами. Сейчас он впервые за 30 лет назвал жену по имени. Она плачет. Он осторожно перевел ее на сухое место и посадил на сундук.
        - Чего ты плачешь, что ты беспокоишься так? Тяжело тебе, нехорошо?
        Огуль Терек не отвечала. Потом она вытерла полой халата слезы и тихим голосом заговорила:
        - Хорошо мне, радостно на сердце. Волнуюсь я и спорю с тобой, и плачу - все это от радости... У нас и у наших детей будет настоящий дом. У нас будет счастливый очаг.
        - Вот и хорошо, - отвернувшись куда-то в угол и не показывая лица, прошептал старый колхозник.

Женщины моей родины
        Огуль Мурад СЕЙД-КУЛИЕВА. Депутат Верховного Совета Туркменской ССР.
        Тяжелой и мрачной, была участь женщины в дореволюционной Туркмении. В воспоминаниях наших матерей и в песнях бахши мы часто слышали рассказы о горькой, несправедливой доле женщины-туркменки, покорной рабыни мужа и адата.
        В прежние годы для женщины был доступным единственный труд - тканье ковров. Тысячи затворниц сидели за деревянной основой, изготовляли прекрасные текинские ковры, которые с охотой раскупались на отечественных и заграничных рынках. Покупатели не знали, сколько горячих слез впитали в себя изделия искусных ковровщиц.
        В старинной туркменской пословице говорилось: "Как бы дворняжке не бегать - не стать ей тази (гончая). Как бы женщина не училась - не бывать ей кази (судья)".
        В наши дни эта пословица потеряла свой прежний смысл. Слово "женщина" произносится в Туркмении с гордостью и почетом. Немало среди женщин-туркменок стало врачей, педагогов, руководителей районов, судей, научных работников, многие награждены орденами.
        Как непохожа судьба комсомолки Огуль Нияз Туляевой на судьбу ее неграмотной матери. Рядовая туркменская девушка Огуль Нияз родилась в семье чернорабочего Джебелских соляных промыслов. Окончив семилетку, Огуль Нияз посвятила себя служению народу. Она воспитывала детей в детских садах, преподавала в школах, вела большую общественную работу в аулах и колхозах. Родина оценила заслуги верной дочери своего народа - волей тысяч дайхан и рабочих Огуль Нияз избрана, депутатом Верховного Совета Туркменской ССР. Девушка оправдала доверие, и вскоре после выборов ей поручили ответственную работу - назначили заместителем прокурора республики.
        Раскрепощение женщин дало моей цветущей родине новую огромную силу. Всем в республике известны имена талантливой писательницы Таушан Эсеновой, автора прекрасных пьес, даровитой артистки туркменского театра имени Сталина Сурай Мурадовой, способных педагогов-орденоносцев Чарыевой, Овезовой и Шамурадовой, награжденной медалью "За трудовую доблесть". Рядом с ними работают тысячи других талантливых женщин-туркменок, чьи имена сейчас произносятся с гордостью.
        Вместе с Айна Курбановой мы несколько лет тому назад работали на текстильной фабрике. До прихода на производство Айна знала голодные годы в ауле Ходжа-Кала, читала только по складам. Фабрика пробудила в ней жажду знаний. Быстро промелькнули годы за партой комвуза. Из учебного заведения Айна вышла крепким большевиком, способным организатором. Она успешно работала председателем райисполкома, а сейчас руководит Наркоматом социального обеспечения.
        Не менее красочна судьба другой работницы - мотальщицы шелковой фабрики Эне Яримовой. Пожилой женщине, обремененной детьми и заботами о семье, доверили большую работу - руководить ковровым союзом. А в союзе больше 7.500 женщин ковроткачих. Яримова не хуже опытного хозяйственника принялась налаживать дело. В день выборов в местные Советы ковроткачихи обещают выполнить годовой план. Они дадут на 5.000 метров ковров больше, чем в прошлом году.
        Ярко сияет над цветущей Туркменией солнце сталинской национальной политики. Его благодатные лучи оплодотворяют богатые урожаями земли, множат ростки культуры, помогают нашим женщинам расти и развиваться. Среди женщин сейчас 2.843 члена аулсоветов, горсоветов и райисполкомов, 50 депутатов Верховных Советов. 118 женщин-туркменок работают председателями колхозов и их заместителями, 6 возглавляют райисполкомы, а 21 - аулсоветы.
        Как же не воздать хвалу творцу счастливой жизни - великому Сталину!

ПЯТНАДЦАТЬ СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ
        А. ХУДАЙБЕРГЕНОВ, председатель Совнаркома Туркменской ССР.
        В праздничный наряд оделись города и аулы солнечной Туркмении накануне всенародного торжества - пятнадцатилетия образования Туркменской Советской Социалистической Республики. Радостно встречает этот день счастливая Туркмения. Горячая любовь к партии Ленина-Сталина живет в сердцах трудящихся нашей республики, никогда не забывающих, что только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила туркменский народ от векового гнета и приобщила его к братской семье советских республик.
        Народные богатства и географические особенности Туркмении всегда привлекали любителей легкой наживы, хищников разных мастей. Землю туркмен топтали полчища хивинских ханов, с огнем и мечом проходили по оазисам дикие орды бухарских эмиров, слезами и кровью обагряли поля вольнолюбивых дайхан войска русского царя.
        Хорошо известна в Туркмении пословица: "От хорошего человека остается имя, от плохого человека - дурной пример". Хищная политика русского самодержавия доказала, насколько верна эта мудрая поговорка народа. "Действовать против текинцев, - писал в одном из своих докладов царскому правительству генерал Гродеков, - нужно так, как действовали против иомудов туркестанские войска в 1873 г., т.-е. беспощадно истребить все попадающееся на пути... Это будет одно из самых человеколюбивых дел нашего императора... Туркмены - это черное пятно на земном шаре, это стыд человечества, которое их терпит".
        Судя по этому докладу, легко представить, как относились колонизаторы к туземному населению. В 1913 году, например, на содержание царских чиновников было израсходовано 300 тысяч рублей - ровно в четыре раза больше, чем было вложено во все народное хозяйство страны.
        Тяжело и безрадостно жилось трудящимся до революция в порабощенном Туркменистане. Рядом со сказочной роскошью правителей в аулах царили темнота, невежество, бесправие и национальное унижение. Число грамотных туркмен составляло 0,7 процента.
        Женщин среди грамотных совершенно не было.
        Несмотря, однако, на непосильный гнет, на издевательства поработителей, в нищих кибитках туркменского народа никогда не умирала надежда на лучшее будущее, не гасли мечты о свободной жизни. Известный классик туркменской литературы поэт Махмут Кули в одном из своих произведений пророчески писал:

Не плачь, бедняк.
        В нас сила льва живет!
        Во прах тиран
        Пред нами упадет...

Пророчество сбылось. Настала новая жизнь. Советская власть и партия большевиков указали народам Туркмении путь к радости и счастью. Новым, прекрасным содержанием наполнилась жизнь в аулах и городах моей родины после революции. Яркими красками расцвела эта жизнь.
        В приветствии I с'езду коммунистической партии Туркменистана товарищ Сталин писал: "Приветствую партийный курултай Туркменистана с воссоединением разрозненных ранее частей туркменского народа в единую Советскую Республику; не сомневаюсь, что партийные и советские работники Туркменистана выполнят задачу вовлечения туркменских трудящихся масс в дело строительства новой советской жизни".
        Окрепнув на фронтах гражданской войны и в ожесточенных битвах с наемниками капитала - буржуазными националистами, троцкистами и другими врагами народа, туркменский народ выполнил указание вождя и за 15 лет превратил свою республику в неприступный форпост социализма на Востоке.
        Велики итоги побед, которые одержала Туркменская республика за это время под руководством коммунистической партии и великого кормчего советской земли товарища Сталина. В Туркмении не было своей индустрии, ее создали в рекордно короткий срок. За годы сталинских пятилеток в нашей республике возникли новые отрасли промышленности - нефтеобрабатывающая, озокеритная, серная, текстильная, пищевкусовая, стекольная.
        В сердце пустыни Кара-Кум, у холмов Дарваза, выросли мощные серные заводы. Давно было известно о существовании каракумской серы, немало смельчаков и авантюристов тщетно пыталось завладеть этим богатством. Но пустыня покорилась только большевикам, которые начали планомерно разрабатывать ее недра. В нынешнем году уже 5 сентября - за четыре месяца до срока - серные рудники выполнили годовой план.
        В 1932 году началось промышленное освоение огромных залежей мирабилита в Кара-Богаз-Голе, о которых в свое время писал Владимир Ильич Ленин. Мощная нефтяная база создана в Небит-Даге. Сейчас в республике начинается разработка местных углей, которыми богата земля у подножья горы Кугитанг.
        Свыше 90 процентов всей промышленной продукции Туркмении производится теперь на фабриках и заводах, построенных за последние 10-15 лет. О мощности этих предприятий можно судить хотя бы по тому, что Н.-Чарджоуский хлопкоочистительный завод дает больше продукции, чем вырабатывали в 1916 году все существовавшие тогда 29 хлопкозаводов.
        Грандиозны успехи и сельского хозяйства Туркмении. Широкая межа делила наши земли на две неравные части: царский двор, ханы, баи, помещики-колонизаторы и царские сатрапы владели 80 процентами всей орошаемой земли, а бедняцким хозяйствам, составлявшим 65 процентов всех хозяйств, принадлежало лишь 9 процентов поливной площади. Уделом бедняков было голодное, безотрадное существование В архивах сохранились следы тех мрачных времен. В 1914 году в Мервском уезде было 3 процента дайханских хозяйств, не имевших посевов, а через два года таких хозяйств уже стало 12,3 процента. Такими же темпами шло обнищание крестьян по всей Туркмении.
        Можно ли проводить параллель между прошлым и настоящим нашей республики? В Советской Туркмении 99 процентов дайханских хозяйств коллективизированы. Благодаря заботам большевистской партии, союзного правительства и лично товарища Сталина дайхане обеспечены земельными угодьями и водой, в их распоряжении тысячи тракторов, комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин. Общая посевная площадь по сравнению с 1913 годом увеличилась почти на 100 тысяч гектаров, а посевы хлопка - почти в два с половиной раза.
        Чудесное развитие сельского хозяйства Туркмении и рост благосостояния дайхан можно иллюстрировать рассказом об одном из наших рядовых колхозов.
        Девять лет назад в песках Кара-Кума организовался колхоз им. 8 марта. Землю, отведенную колхозу, крестьяне называли "кара-ой" - черное урочище. Она не сулила богатых урожаев, - их надо было завоевывать. В первый и второй годы колхозники с трудом собирали по полтора центнера хлопка с гектара. Но дайхане не сдавались. Они научились по-большевистски преодолевать трудности и одержали победу в борьбе с природой. В прошлом году урожай хлопка в колхозе им. 8 марта уже достиг 40 центнеров с гектара, а в нынешнем будет собрано на 2 центнера больше.
        Много интересного можно рассказать и о колхозе им. Сталина Марыйского района, который рассчитывает собрать в этом году около 60 центнеров хлопка с гектара, и о колхозе "Дайхан Бирлешик", и о десятках других коллективных хозяйств, окрепших и расцветших благодаря мудрой политике коммунистической партии и советского правительства. Колхозный строй дал возможность резко повысить урожайность хлопковых полей: за последние пятнадцать лет сбор урожая сырца в Туркмении возрос почти в 5,5 раза. Славное пятнадцатилетие своей республики колхозы Туркмении встречают крупной победой - досрочным выполнением планов хлопкосдачи государству.
        Большое развитие получило у нас также животноводство. В колхозах республики имеется теперь 1.894 товарных животноводческих фермы. Неплохих результатов добились мы и в области шелководства.
        В аулах, разбросанных среди песков пустыни Кара-Кум, в Хорезмском оазисе или в цветущей долине Мургаба, - всюду сказываются блестящие результаты побед советского строя. Проснулись скованные вековым рабством творческие силы народа, который бодро и радостно строит свою счастливую жизнь. Навсегда уничтожены в Туркмении нищета и байская кабала. Из года в год растет благосостояние колхозников: в 1932 году доход колхозов был равен 51,5 млн. рублей, а в прошлом году он уже составил 405 млн. рублей, т.-е. увеличился в восемь раз.
        Неузнаваемо изменился облик колхозов и аулов, зажиточной и счастливой становится жизнь колхозной семьи. В сберегательной кассе аула Каушут Бент хранится около 1,5 млн. рублей сбережений колхозников. Удивляться этому не приходится: годовой доход одной семьи в колхозе "Дайхан Бирлешик" этого же аула составил в прошлом году в среднем 16 тысяч рублей. Заработки отдельных семей были еще выше. Семья колхозника Ходжа Пош заработала 34.934 рубля, около двух тонн пшеницы и 70 килограммов меда. В колхозе "Большевик" Вайрам-Алийского района в нынешнем году предполагается выдать на трудодень по 25 рублей, по два килограмма зерна, по 210 граммов меда и разные другие продукты.
        Экономический расцвет Туркменской республики создал блестящие возможности для роста культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию. Царизм, ханы и баи высокой стеной отгородили народ от культуры и знаний. До революции в сельских местностях Туркмении было всего 26 школ, да и то преимущественно религиозных, в которых вместо преподавания грамоты отравляли сознание учащихся различными божественными премудростями. На народное образование расходовалось в год едва ли 15 копеек на душу.
        Когда же наш народ с установлением советской власти получил право на образование, он с огромной жадностью взялся за учебу. Сейчас в Туркмении 1.336 школ, из которых 1.183 в сельских местностях. В колхозах Сталинского, Каахкинского, Геок-Тепинского и других районов открыты школы-десятилетки. В нынешнем году на нужды народного просвещения ассигновано в триста раз больше средств, чем отпустило царское правительство в 1911 году.
        Глубоко внедряется культура в аулах и колхозах Туркменской республики. Колхозники Ташаузского района, например, приобрели за десять месяцев нынешнего года на 124 тыс. рублей литературы, 573 патефона, 45 тысяч пластинок, 540 репродукторов, 813 велосипедов, 3.500 часов и т.д. Вместо двух библиотек, существовавших в Туркмении до революции, сейчас население обслуживают 554 библиотеки, имеющие 865 тысяч книг. В одних только аулах организовано 522 клуба, Культурные потребности трудящихся удовлетворяют восемь государственных и межрайонных колхозных театров, 254 киноустановки. Когда-то для покупки почтовой марки дайханину приходилось ехать за 50-100 километров. Теперь в республике открыты 202 почтово-телеграфных учреждения. Сорок городов и районных центров телефонизированы.
        Не менее значительны достижения Туркмении и в области здравоохранения. Вместо невежественных знахарей-табибов, калечивших народ, в республике работает свыше двух тысяч медицинских работников. В десятки раз увеличилась сеть лечебных учреждений. "Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия, - могли обеспечить такую славную победу. Партия коммунистов может поздравить себя, так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех национальностей нашей необ'ятной родины".
        Так писал великий Сталин в своем приветствии героическим туркменским конникам, совершившим легендарный переход Ашхабад-Москва. В мудрых словах вождя отражаются колоссальные успехи, достигнутые народами непобедимого Советского Союза, в том числе и народом счастливой Туркмении за 15 лет.
        При помощи великого русского народа, под руководством коммунистической партии бывшая царская колония - Туркменистан вышел в ряды передовых республик СССР. Под знаменем партии Ленина-Сталина он уверенно идет вперед к новым победам, к сияющий вершинам коммунизма.

Утверждено Советом Народных
Комиссаров Союза ССР

Постановление Главного Комитета Всесоюзной
Сельскохозяйственной Выставки

от 23 ноября 1939 года.

О дополнительных условиях по животноводству для участников
Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки в 1940 году.

В целях дальнейшего развертывания социалистического соревнования между колхозами и колхозными животноводческими фермами за выполнение Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 8 июля 1939 года "О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах" Главный Комитет Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки устанавливает следующие дополнительные условия по животноводству для участия колхозов и колхозных животноводческих ферм на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке в 1940 году:

ПО КОЛХОЗНЫМ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИМ ФЕРМАМ.
        Предоставить право участия на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке в 1940 году тем животноводческим колхозным фермам крупного рогатого скота, овцеводческим (козоводческим) и свиноводческим, которые добились показателей по продуктивности не ниже установленных Постановлением Главного Комитета Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки от 16 февраля 1939 года и кроме того укомплектовали к 1 января 1940 года поголовье скота на фермах не менее минимума коров, овцематок и свиноматок, установленного Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 8 июля 1939 года с зачетом в состав маточного поголовья телок, ярок и молодых свинок, переходящих в состав взрослого маточного поголовья к концу 1940 года.

ПО КОЛХОЗАМ.
        Предоставить право участия на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке колхозам, достигшим одного из следующих условий:
        а) добившимся к 1 января 1940 года организации 3-х животноводческих ферм: одной - крупного рогатого скота, другой - овцеводческой (козоводческой) и третьей - свиноводческой с доведением поголовья коров, овцематок и свиноматок до минимума, установленного на конец 1940 года;
        б) выполнившим к 1 июля 1940 года задание по поголовью скота, установленное для них на конец 1942 года;
        в) организовавшим в 1939 году не менее 2-х животноводческих ферм: крупного рогатого скота и овцеводческую (козоводческую) или свиноводческую, с поголовьем коров, овцематок и свиноматок в этих фермах не менее установленного Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 8 июля 1939 года;
        г) имевшим в 1938 году одну животноводческую ферму и добившимся продуктивности скота не ниже показателей, определенных Главвыставкомом, а в 1939 году дополнительно организовавшим вторую ферму с поголовьем на l января 1940 года не менее минимума поголовья, установленного Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 8 июля 1939 года.
        ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ.

ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ В МЕСТНЫЕ
СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

На предвыборных собраниях столицы
        Вчера на предприятиях и в учреждениях столицы на предвыборных собраниях продолжалось выдвижение кандидатов в депутаты Московского городского и районных Советов.
        Собрание коллектива Малого театра выдвинуло кандидатом в депутаты Московского Совета народного артиста РСФСР художественного руководителя театра орденоносца И.Я. Судакова.
        3.200 человек, присутствующих на собрании орденоносного станкозавода им. Орджоникидзе, решили выдвинуть кандидатом в депутаты Московского Совета знатного фрезеровщика страны депутата Верховного Совета СССР И.И. Гудова.
        Работающие на "фабрике эндокринных препаратов выдвинули на своем собрании кандидатом в депутаты Московского Совета наркома здравоохранения СССР тов. Митерева. В Октябрьский районный Совет выдвинуты стахановки тт. Кузовлева и Грабина.
        Общее собрание работников Комиссии Советского Контроля при СНК СССР единодушно выдвинуло кандидатом в депутаты Свердловского районного Совета Николая Семеновича Соколова - заместителя председателя Комиссии Советского Контроля.
        Коллектив Московского завода шлифовальных станков обсудил и выдвинул кандидатами в депутаты Московского Совета трех своих лучших товарищей: слесаря-стахановца орденоносца т. Воинова, стахановца т. Николаева и активистку-домохозяйку т. Калинину.

Верный сын партии
        Более 650 рабочих, служащих, инженеров и техников первого, второго и третьего механических, автоматного, инструментального и корпусного цехов 1-го Государственного часового завода им. С.М. Кирова собралось в заводской столовой на предвыборное собрание.
        Начальник цеха комсомолец тов. Паперник предлагает выдвинуть кандидатом в депутаты Московского городского Совета по избирательному округу № 1193 тов. Александра Николаевича Поскребышева, члена ЦК ВКП(б), депутата Верховного Совета СССР.
        Тов. Паперник подробно знакомит собрание с биографией тов. Поскребышева.
        - Тов. Поскребышев, - говорит он, - родился в 1891 году в селе Успенском (ныне Кировская область) в семье безземельного крестьянина. С юных лет тов. Поскребышев начал трудовую жизнь. С 1917 года он - в рядах большевистской партии. За продолжительную образцовую и самоотверженную работу в аппарате руководящих органов ВКП(б) Александр Николаевич награжден орденом Ленина.
        Кандидатуру тов. Поскребышева горячо поддерживают рабочий-стахановец тов. И.В. Осин и начальник цеха тов. Н.В. Мороховец.
        Собрание единодушно постановило: выдвинуть кандидатом в депутаты Московского городского Совета депутатов трудящихся по избирательному округу № 1193 товарища Поскребышева Александра Николаевича, 1891 года рождения, члена ВКП(б) с 1917 года, члена ЦК ВКП(б), депутата Верховного Совета СССР. (ТАСС).

Комиссар сталинской школы
        К. ТАРАДАНКИН. ПОЛОЦК, 23 ноября. По телеф. от спец. корр.
        Серпуховского ткача Петра Ефимовича Смокачева империалистическая война загнала в окопы, и здесь он впервые услышал жгучее слово большевистской правды. Оно глубоко запало в сердце молодого рабочего. После войны Петр Смокачев вернулся на родную фабрику и рабочие за честность, за прямоту единодушно избрали его председателем фабзавкома.
        Работы увлекательной, трудной и благородной было много. Но Смокачева тянет на фронт. Солдат революции, он хочет с винтовкой в руках сражаться против врагов советской власти и уходит в Красную армию рядовым бойцом. Скоро командование оценило его организаторские и пропагандистские способности. Смокачева выдвигают комиссаром бригады, С тех пор, вот уже двадцать два года, он с достоинством и честью носит высокое звание политического работника Красной армии. Сейчас он - член Военного совета Белорусского Особого военного округа.
        Скромность и героизм, чуткость и требовательность, большевистская принципиальность, безграничная любовь к родине, в народу, к родному Сталину - таковы основные качества комиссара Красной армии. И этими качествами наделен комиссар Смокачев.
        Трудящимся Белоруссии имя тов. Смокачева стало особенно широко известно в дни, когда красноармейские части Белорусского фронта выполняли великую освободительную задачу, порученную им партией и правительством.
        Руководя политической и культурной работой в действующих частях Красной армии, тов. Смокачев помогал временным управлениям освобожденных городов организовывать торговлю и питание, налаживать учебу в школах -решать все вопросы общественной жизни и быта на освобожденной земле.
        Таков кандидат полоцких учителей в депутаты Витебского областного Совета депутатов трудящихся.

На селе
        Каждая кандидатура обсуждается глубоко и всесторонне
        ГОРЬКИЙ, 23 ноября. (По телеф. от соб. корр.). В сельские Советы Горьковской области будет избрано 20.834 депутата, в поселковые - 739 депутатов. Кандидатами в депутаты этих Советов выдвигаются колхозники-стахановцы, представители сельской интеллигенции, передовики новой деревни, пользующиеся всеобщим уважением и доверием.
        Каждого кандидата все избиратели прекрасно знают и по производству, и по общественной работе, и в быту. Неудивительно поэтому, что на многих предвыборных собраниях горячо обсуждаются намеченные кандидатуры. Охотно подчеркивая хорошие качества выдвинутых кандидатов, выступающие в прениях указывают и на недостатки в их работе и в поведении. Уровень критики и самокритики порой бывает настолько высок, доводы против кандидата настолько основательны, что участники собрания признают необходимым отвести кандидатуру и заменить ее более достойной.
        В Арзамасском районе на предвыборных собраниях были отведены и заменены 26 кандидатур. На одном из собраний в Протопоповском колхозе обсуждалась кандидатура колхозницы Пырковой. Выступавшие отмечали, что Пыркова не проявила себя на общественной работе и что есть более достойные кандидаты. Например, неоднократно премированный садовод П.М. Мошкова.
        На собраниях колхозников Ивановского района было отведено 23 кандидатуры. Так, кандидатура секретаря Троицкого сельсовета т. Зеленцовой не была поддержана на собрании колхозников колхоза им. Ворошилова потому, что она совершенно не участвует ни в колхозной работе, ни в жизни колхоза. Вместо нее была выдвинута кандидатом в депутаты сельсовета звеньевая т. Сухарева.
        Обсуждая кандидатуры в депутаты сельских Советов, колхозники считаются не только с участием кандидатов в колхозной жизни, но и с тем, как они борются за общегосударственные интересы. Когда обсуждалась, например, кандидатура председателя одного из сельсоветов Семеновского района т. Галаничевой, выступающие говорили:
        - Тов. Галаничева не принимает решительных мер против председателей отстающих колхозов, не выполняющих плана хлебозаготовок. Ей надо учесть этот недостаток, тогда она лучше будет справляться с работой председателя сельсовета.

Все Известия

Уполномоченный Главлита: Б-5479