Положение в Финляндии
        ТАЛЛИН, 23 ноября (ТАСС). "Уус Эсти" опубликовала сообщение хельсинкского корреспондента о положении в Финляндии. Газета пишет о все растущих затруднениях в стране, вызванных мобилизацией запасных и другими военными мерами, проводимыми финляндским правительством для подготовки к войне с Советским Союзом под флагом якобы защиты своей независимости.
        "Уус Эсти" особенно подчеркивает, что "если со стороны Финляндии не будет проявлено никакой инициативы к выходу из теперешнего тупика, то тяжелое положение будет продолжаться".

Рост недовольства политикой финляндского правительства
        ХЕЛЬСИНКИ, 23 ноября. (ТАСС). Финляндская печать не в состояния скрыть мытарств трудящихся, вызываемых военными мероприятиями правительства.
        Во вчерашнем номере газеты "Суомен Пенвильелия" опубликовано письмо крестьянина Нюландской губернии. Он пишет:
        "У многих из нас в связи с мобилизацией резервистов в армию взят единственный в семье мужчина, и мы оказались в тяжелом положении. Полевые работы остались незаконченными. Большие затруднения возникли не только в мелких, но и в крупных крестьянских хозяйствах".
        Автор другого письма выражает возмущение по поводу плохой работы военной почты. Письма и продовольственные посылки, по его словам, не доходят до места назначения или задерживаются на несколько недель.
        Отец четырех мобилизованных резервистов рассказывает о том, что в провинции многие рабочие - плотники, маляры, штукатуры - остались без всяких средств к существованию. Многие строительные работы из-за недостатка средств и стройматериалов приостановлены. Жена одного резервиста сообщает:
        "Когда жена мобилизованного идет за обещанным пособием, то у нее сразу требуют удостоверение о бедности. Разве это не унизительно?"
        "Я хотел бы спросить, - пишет следующий автор, - почему постоянно повышаются цены как на отечественные, так и на заграничные продукты? Почему одни должны страдать, а другие наживаться?" Мать одного призывника заявляет, что тяжелое положение создалось не только в семьях резервистов.
        "Государственные чиновники, - пишет она, - в случае неоплаты счетов организуют принудительные аукционы. Приближается зима, следовало бы купить хлеба и запастись одеждой, а тут угрожают принудительным аукционом за невзнос квартплаты".
        Читатели сообщают также о фактах грубого произвола предпринимателей, отказывающихся платить сверхурочные за праздничные дни, в результате чего рабочие лишаются 12 проц. своего заработка.

Литовская печать о задачах нового кабинета
        КАУНАС, 23 ноября. (ТАСС). Вчера все литовские газеты поместили передовые статьи, посвященные новому кабинету министров.

"Лиетувос айдас" пишет:
        "Из факта изменения состава правительства не следует делать каких-либо серьезных выводов. Ни внутренняя, ни внешняя политика не изменится".

"Лиетувос жиниос" пишет:
        "Новый кабинет создан на принципе реального сотрудничества всех течений. Не должно быть предоставлено никаких привилегий и преимуществ какому-либо одному течению". Газета указывает на необходимость упорядочения финансов, организации управления в Виленском крае, разрешения вопроса о выборах самоуправления, проведения реформ в сельском хозяйстве и привлечения к работе в государственном аппарате представителей всех политических течений.

Предстоящее назначение Бизаускаса
        КАУНАС, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает Литовское телеграфное агентство, уполномоченным литовского правительства в Виленской области вместо Меркиса будет назначен вице-премьер Бизаускас.

Празднование 21-й годовщины литовской армии
        КАУНАС, 23 ноября. (ТАСС). Сегодня в Литве праздновалась 21-я годовщина литовской армии. Впервые в истории Литовской республики годовщина армии была торжественно отпразднована в Вильно, переданном Советским Союзом Литве.
        В Вильно состоялся парад литовской армии, в котором приняли участие все рода войск и около 70 самолетов. Парад принимали главнокомандующий литовской армией генерал Раштикис и командующий виленским корпусом генерал Виткаускас. Перед началом парада генерал Раштикис произнес речь, в которой отметил путь, пройденный литовской армией за прошедшие 21 год.
        В этот же день в Каунасе выступил с речью премьер-министр Меркис.

Военные действия в Китае
        По сообщениям корреспондентов ТАСС.
        НА ЮГЕ
        Десантные японские войска, продвигающиеся из провинции Гуандун к провинции Гуанси в направлении к Нанькину, встретили решительное сопротивление китайских войск, которыми командует генерал Бай Цзун-си. Ожесточенные бои происходят около Сяодуна. Не выдерживая натиска китайцев, японцы отходят к Фанчэну.
        Севернее Самшуя продолжаются бои около Лубао. В этих боях японцы потеряли 200 человек.
        К юго-востоку от Кантона японский отряд в 400 человек атаковал китайские позиции в окрестностях Шэньчуня. После боя, длившегося всю ночь, атакующие вынуждены были отступить.

НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ФРОНТЕ
        Небольшие операции отмечаются на юге провинции Хэнань и на северо-западе провинции Айьхуэй. Японский отряд в 500 чел. совместно с отрядом марионеточных войск атакует китайские позиции в Бочжоу. Китайцы оказывают упорное сопротивление, обе стороны несут большие потери.
        В восточной части провинции Чжэц-зянь китайские войска очистили от японцев Чжапу, расположенный на северном берегу Ханчжоуского залива. Переправившись через залив, китайцы окружили японские гарнизоны в городах Пинху и Цзиньшань.

НА СЕВЕРЕ
        Начиная с 15 ноября японский отряд под прикрытием огня артиллерии повел наступление на китайские позиции юго-восточнее Аньи. Атаки были отбиты. 18 ноября китайские части продвинулись к Гучэну (в 12 километрах севернее Тайпинсяня). 17 ноября отряд китайских партизан успешно провел внезапный налет на Тунчэн (на юге провинции Шаньси). Во время налета была уничтожена половина японского гарнизона, расположенного в Тунчэне. Казармы и склады оружия были сожжены. До прихода японских подкреплений партизаны, захватив двух японских пленных и большое количество вооружений, отступили к своим базам.

Китай на пути демократического развития
        ЧУНЦИН, 23 ноября. (ТАСС). Закончившийся на-днях шестой пленум ЦИК гоминдана вынес решение о созыве 12 ноября 1940 года Народного Собрания и установил сроки выборов депутатов в Народное Собрание. Вопрос о созыве Народного Собрания обсуждался уже на четвертой сессии национально-политического совета в сентябре 1939 года. Принятые IV сессией решения поставили вопрос о конституционном государстве и демократизации правительства в центр политической жизни страны. Сначала в печати, а потом и на собраниях обсуждался вопрос о развитии демократии в стране.
        В процессе работы VI пленума ЦИК гоминдана дискуссия по этому вопросу охватила крупнейшие города: Чунцин, Чанду, Гуйлинь, Куньмин и др. В настоящее время в Чунцине создана "Народная ассоциация содействия развитию конституционного правительства", объединяющая больше 200 представителей различных политических партий и групп, общественных и культурных организаций. Образована также "Женская ассоциация содействия развитию конституционного правительства" во главе с членом национально-политического совета Си Лэп. Эта организация об'единяет 200 представителей от 27 женских организаций. Такие же организации в ближайшие дни будут созданы в Чэнду и Гуйлине.
        После IV сессии национально-политического совета Чан Кай-ши создал специальный комитет по реализации предложений о демократизации правительства. В состав этой комиссии вошли 25 человек, которые возглавляются специальной тройкой: Вань Юань-бэй, Чжан Чжун-май, Чжоу Лань.
        В печати и на собраниях сейчас обсуждаются два вопроса: о выборах в Народное Собрание и о необходимости изменить проект конституции, принятый 5 мая 1936 г.
        VI пленум ЦИК гоминдана установил срок выборов депутатов до 30 июня 1940г.

Торговля США с Китаем и Японией
        НЬЮ-ЙОРК, 22 ноября. (ТАСС). Вашингтонский корреспондент "Нью-Йорк таймс" сообщает, что, по данным министерства торговли США, за первые три квартала этого года импорт США из Китая составил 40 млн. долларов, или на 7 млн. долларов больше, чем за соответствующий период прошлого года.
        Американский экспорт в Китай за три квартала этого года составил почти 35 млн. долларов, или почти на 8 млн. долларов больше, чем за соответствующий период прошлого года. Импорт США из Японии увеличился на 13 млн. долларов и составил почти 103 млн. долларов. В то же время экспорт из США в Японию сократился более чем на 17 млн. и составлял 155 млн.

Предстоящая встреча Абэ с князем Сайондзи
        ТОКИО, 23 ноября. (ТАСС). "Ници-Ници" сообщает, что в ближайшие дни премьер Абэ посетит советника императора князя Сайондзи, Премьер даст об'яснение Сайондзи по вопросам урегулирования китайского инцидента, международного положения и задач японской дипломатии, а также по вопросам усиления системы военного времени внутри страны.

Выступление Хор-Белиша в палате общин
        ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что вчера в палате общин выступил военный министр Хор-Белиша, сообщивший о ходе войны на суше.
        - Когда в последний раз я выступал в палате общин, - сказал министр, - мы имели во Франции 158.300 человек. С этого времени каждую неделю во Францию отправляется несколько тысяч человек. К весне будущего года они будут снабжены значительным количеством вооружений. Так будет продолжаться война до победы. Мы не смогли бы укомплектовать наши воинские части, посланные во Францию, без помощи территориальной армии.
        Наши войска прибыли во Францию значительно раньше и в большем количестве, чем в 1914 году: "Однако нельзя считать, что Англия сможет в течение ближайшего времени создать армию континентального масштаба. В Англии почти миллион человек проходит интенсивную военную подготовку.
        В английской части линии Мажино имеются французские войска, а во французской ее части - английские войска. Сектор, предоставленный сейчас английской армии, хотя и не может сравниться с основной системой линии Мажино, все же имел подготовленные заранее полевые укрепления. Задача, которая выпала на долю наших солдат после их прибытия, заключалась в том, чтобы расширить и улучшить эти укрепления. Эта задача, заявил Хор-Белиша, выполнена с успехом.
        На первой стадии своего пребывания во Франции английская экспедиционная армия ежедневно потребляла 500 тонн бензина. Во Францию будут направлены паровозы. Укладывается постоянный железнодорожный путь. Все же сейчас нужны машины, машины и еще раз машины. Мы уже послали во Францию свыше тысячи тонн запасных частей. Мы готовимся ко всяким неожиданностям. Помимо военнообязанных, которые были призваны, мы набрали свыше 85 тыс. добровольцев. Каждую неделю мы переводим в армию свыше 300 офицеров из резерва особого назначения. В заключение Хор-Белиша сказал, что эта война - война на выносливость.

РЕЧЬ САЙМОНА ПО РАДИО
        ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что английский министр финансов выступил вчера с речью по радио, в которой он, между прочим, заявил, что война уже обходится Великобритании по меньшей мере в 6 млн. фунтов стерлингов в день. Вооружение и содержание дивизии, находящейся на фронте, обходится почти в два раза больше, чем в прошлую войну. Стоимость линкора возросла в два или три раза, а стоимость самолета - от 3 до 7 раз по сравнению с 1918 годом. Даже повышенные налоги не в состоянии покрыть и половины того, что Англия расходует в нынешнем году.
        "Поэтому, - заявил Саймон, - мы должны изыскать дополнительные средства. Каждый из нас должен сделать все возможное для оказания помощи стране, сберегая все, что он может, и приобретая сертификаты или обязательства обороны".

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, английский министр финансов Саймон сообщил в палате общин, что для финансирования войны выпускаются сберегательные сертификаты достоинством в 15 шиллингов сроком на пять лет. Они заменят сертификаты, находящиеся ныне в обращении, но будут приносить более высокий доход. На ряду со сберегательными сертификатами выпускаются казначейские обязательства обороны достоинством в 5 фунтов стерлингов из 3 процентов годовых.
        Саймон заявил, что в виду высокого процента, приносимого этими обязательствами, никому не будет разрешено держать их больше чем на сумму в 1 тысячу фунтов стерлингов, а сберегательных сертификатов - на сумму в 500 фунтов. Саймон далее заявил, что доход от сберегательных сертификатов не будет облагаться подоходным налогом. Доход от казначейских обязательств будет облагаться налогом.

Заявление Эттли
        ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, Эттли вчера заявил в палате общин, что при возобновлении сессии парламента лейбористы потребуют созыва тайного заседания для обсуждения вопроса об улучшении организации снабжения.

ВОПРОСЫ В ПАЛАТЕ ОБЩИН
        ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, вчера на заседании палаты общин правительству был задан вопрос: каковы цели и об'ем англо-итальянского торгового соглашения? С ответом выступил парламентский заместитель английского министра иностранных дел Батлер. Батлер заявил, что это соглашение предусматривает создание совместного англо-итальянского комитета, который разработает ряд необходимых мероприятий по урегулированию товарообмена и установлению железнодорожной, морской и воздушной связи между двумя странами.

НОРВЕЖСКО-ГЕРМАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
        БЕРЛИН, 22 ноября. (ТАСС). Германское информационное бюро передает сообщение норвежского министерства иностранных дел о том, что в период с 16 по 21 ноября в Осло происходили предварительные торговые и политические переговоры между норвежской и германской делегациями. В переговорах обсуждалось, какое влияние может оказать военная обстановка на будущие торговые отношения между обеими странами. Обе делегации согласились на возобновление переговоров, как только будут рассмотрены возникшие в этой связи вопросы.

Война в Западной Европе
        БЕРЛИН, 22 ноября. (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что "на восточном берегу Мозеля, южнее Перль, отмечается деятельность неприятельской артиллерии всех калий-ров. На французской территории, южнее дороги Китцинген-Мандерн, противник продвинулся несколько вперед. Севернее Гриндорфа, в 10 км южнее Мерцига, артиллерийским огнем был рассеян стрелковый взвод неприятеля. На фронте между Мозелем и Рейном отмечается слабый огонь артиллерии. На Верхнем Рейне французы были вынуждены из-за половодья вывести часть своих войск из ряда укреплений".

БЕРЛИН, 23 ноября. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии:
        "Юго-западнее Пирмазенса одна неприятельская рота атаковала германские передовые позиции. Атака была отбита. Со стороны французов - значительные потери".

ПАРИЖ, 23 ноября. (ТАСС). Агентство Гавас передает следующее сообщение о военных действиях, опубликованное в Париже вчера вечером: "День был отмечен активностью авиации обеих сторон.
        За последние 3 дня одним и тем же миноносцем потоплено 2 подводных лодки противника, одна из которых была обнаружена морской авиацией".

ПАРИЖ, 23 ноября. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном сегодня утром в Париже, говорится: "Ночь прошла спокойно на всей линии фронта. На различных участках фронта наблюдалась артиллерийская перестрелка".

БРЮССЕЛЬ, 23 ноября. (ТАСС). "Пти паризьен" пишет во вчерашнем военном обзоре: Между Мозелем и Рейном активность военных операций незначительна. Разведывательные действия проходят в обычной форме. Артиллерия обеих сторон стремилась нащупать новое расположение частей противника. В районе к югу от Саарбрюкена артиллерия противника подвергла усиленному огню участок Форбаха. На участке к северу от Битше наши части также отвечали артиллерийским огнем. Вдоль Рейна немцы усилили меры предосторожности против возможного разлива рек, так как уровень воды продолжает повышаться.
        Что касается действий авиации, то день 20 ноября был очень спокойным. За исключением нескольких разведывательных операций германской авиации над нашими линиями и в северо-западных районах Франции, никаких других действий не наблюдалось".

Действия авиации
        БЕРЛИН, 23 ноября. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: "22 ноября в результате разведывательных полетов германской авиации над Францией и Англией, несмотря на сильный огонь истребительной авиации и зенитной артиллерии неприятеля, были добыты ценные сведения. В районе Седана (Франция) был сбит один французский самолет. Во время воздушного боя в районе территориальных вод Шетландских островов была обстреляна одна английская летающая лодка. Лодка загорелась.
        В пограничных районах имел место ряд незначительных стычек в воздухе, во время которых было сбито 4 французских истребителя. Около Фрейбурга (Германия) сделал вынужденную посадку германский самолет, преследуемый французским истребителем. 21 ноября над французской территорией произошел воздушный бой между 9 германскими и 7 французскими самолетами. Французские истребители были отогнаны. Это дало возможность нашим разведывательным самолетам производить дальнейшую разведывательную деятельность. Неприятельские самолеты, залетевшие на германскую территорию, держались в непосредственной близости от границы".

ПАРИЖ, 23 ноября. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном сегодня утром в Париже, говорится: "В течение вчерашнего дня мы сбили 5 истребительных самолетов противника, которые упали на нашу территорию. Кроме того, один разведывательный германский самолет, атакованный нашей истребительной авиацией над Гравелином (близ Калэ), упал на бельгийскую территорию. Мы потеряли один истребительный самолет".

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что 20 и 21 ноября английские самолеты совершили успешный полет над Франкфуртом, Штуттгартом, Гамбургом и Бременом.

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер, находящийся во Франции с английскими авиационными частями, сообщает, что английской и французской авиацией на западном фронте вчера было сбито шесть германских самолетов. Помимо этого, один германский самолет сбит огнем французской зенитной артиллерии. Один из сбитых германских самолетов упал на территории Бельгии. Со стороны английской авиации потерь нет. Французская авиация во время воздушных столкновений потеряла 2 самолета. Французские летчики, находившиеся на этих самолетах, выбросились на парашютах, при чем один парашют не раскрылся и пилот погиб. Три летчика, составлявшие экипаж германского самолета, сбитого огнем французской зенитной артиллерии, спустились на парашютах на французскую территорию и захвачены в плен. Один германский разведывательный самолет был сбит вблизи Нанси. Пилот, которому удалось спастись, захвачен в плен, судьба остальных членов экипажа неизвестна.

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщают английские газеты, вчера шесть германских бомбардировщиков произвели налет на Шетландские острова (группа островов, расположенных северо-восточнее Великобритании, в 180 километрах от северной оконечности Шотландии). Одна из сброшенных бомб попала в стоявший на якоре гидроплан, который сгорел. Команда гидроплана в числе шести человек спаслась. Германские самолеты безуспешно пытались бомбардировать курсирующий между островами почтовый пароход.
        По сообщению агентства Рейтер, вчера в районе юго-восточного побережья Англии были замечены германские самолеты. Один из них был сбит огнем английской зенитной артиллерии.

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как передает, агентство Рейтер по радио, вчера над устьем Темзы был замечен самолет противника. Зенитная артиллерия заставила вражеский самолет держаться на большой высоте. Затем самолет, преследуемый английским истребителем, спустился очень низко, пролетел над крышами домов и наблюдательным пунктом и скрылся из виду.

БРЮССЕЛЬ, 23 ноября. (ТАСС). "Суар" помещает сообщение из Амстердама, в котором говорится, что 21 ноября иностранные самолеты летали над голландской военно-морской базой Гельдер.

ПАРИЖ, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает агентство Гавас, сегодня в 11 часов утра германский самолет, пролетавший над Безансоном, был встречен французским истребителем и сбит недалеко от этого города.

Операции на море
        ЛОНДОН, 22 ноября. (ТАСС). Английское морское министерство сообщает, что около Исландии английский военный корабль захватил германский пароход "Берта Фиссер" водоизмещением 4.110 тонн. Германская команда, пытавшаяся потопить свой пароход, взята на борт английского военного корабля.
        Сегодня германские подводные лодки потопили три английских тральщика "Томас Хэнкинс" водоизмещением 276 тонн, "Си Свипер" - 329 тонн и "Дельфин" - 250 тонн. Команды всех тральщиков спасены.
        Три германских летчика, плававшие на поврежденной лодке, были подобраны 21 ноября английским пароходом и высажены в английском порту на восточном побережье.

ЛОНДОН, 22 ноября. (ТАСС). Английское морское министерство сообщает о гибели у восточного побережья Англии тральщика "Мастиф". Тральщик наскочил на мину. Один моряк из команды убит, пять пропали без вести.

ЛОНДОН, 22 ноября. (ТАСС). Официально об'явлено, что германский пароход "Рейнгольд" водоизмещением в 5.055 тонн, захваченный английским военным кораблем, 21 ноября прибыл под конвоем в порт Шотландии, имея на борту груз пшеницы.

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Английское морское министерство сообщает, что вчера около восточного побережья Англии наскочил на мину английский эсминец "Джипси" и затонул. Более 100 человек из команды эсминца спасено, 21 ранен и 40 пока еще не найдены.

ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Согласно опубликованному вчера в Лондоне официальному сообщению английского министерства экономической войны, английский морской флот захватил в течение недели с 12 по 18 ноября около 14 тысяч тонн товаров, как полагают, предназначенных для Германии; В числе этих товаров - 3.100 тонн нефтяных продуктов, 2.900 тонн хлопка, 1.500 тонн масличных семян, 1.200 тонн кофе, 1.100 тонн железной руды и металлов, 800 тонн масла и жиров, 600 тонн риса, 575 тонн кожсырья и кожи, 400 тонн дубильных материалов и 375 тонн фибры. В числе захваченных товаров имеются также химические продукты, шерсть, каучук, предметы продовольствия и машины. За первые 11 недель войны английским морским флотом всего задержано 441 тысяча тонн так называемых контрабандных товаров.

Германские пловучие мины
        БРЮССЕЛЬ, 23 ноября. (ТАСС). "Фигаро" помещает следующее описание германских пловучих мин.
        "Германские пловучие мины имеют сферическую форму, - пишет газета. - Они наполнены взрывчатым составом и взрываются действием электрического тока. Снаружи у мины имеются стеклянные трубки, прикрытые металлическими шапочками. Эти стеклянные трубки наполнены серной кислотой. Если при ударе какого-нибудь предмета о мину одна из стеклянных трубок сломается, то серная кислота попадает на электрические элементы, вызывая появление тока, создающего взрыв. Чтобы обезопасить выброшенную на берег мину, достаточно отвинтить стеклянные трубки".

Заявления английского и германского морских атташе в Токио
        ТОКИО, 23 ноября. (ТАСС). Агентство Домей Цусин сообщает по радио, что в связи с потоплением японского парохода "Терукуни-мару" английский и германский морские атташе в Токио вечером 22 ноября сделали по этому поводу заявления.
        Английский морской атташе указал, что в районе потопления "Терукуни-мару" потонуло 5 иностранных судов, 4 английских парохода и 4 минных тральщика, а также подчеркнул, что Англия разрешила навигацию для торговых судов после протраливания моря. Английский морской атташе в заключение высказал твердое убеждение в том, что "Терукуни-мару" стал жертвой мины, установленной германской подводной лодкой под покровом темной ночи.
        Германский военный атташе в своем заявлении категорически отрицает утверждение о том, что мина, на которую наскочил "Терукуни-мару", поставлена немцами. Он подчеркнул, что германское правительство полностью соблюдает международные правила минирования морей. В заключение германский морской атташе заявил, что Англия, особенно английский морской флот, должны принять на себя ответственность за безопасность плавания торговых судов нейтральных стран в английских территориальных водах, как и в территориальных водах английских колоний, которые также считаются военными зонами.

Отставка румынского правительства
        БУХАРЕСТ, 23 ноября. (ТАСС). Румынское телеграфное агентство сообщает, что румынский премьер-министр Аржетояну заявил об отставке правительства. Король принял отставку.
        Одновременно агентство сообщает, что сегодня вечером во дворце, созываются королевские советники для обсуждения создавшегося положения

Формирование нового румынского правительства
        БУХАРЕСТ, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает германское информационное бюро, сегодня румынский король совещался с членами королевского совета. Королевский совет поручая образование нового правительства Татареску. Татареску взял на себя сформирование нового правительства и совещался уже с бывшим министром иностранных дел Гафенку, бывшим министром юстиции Яманди и бывшим министром финансов Константинеску.
        Татареску возглавлял румынское правительство с 1934 по 1937 год. С 1938 года до лета 1939 года Татареску был посланником Румынии в Париже.

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН В РУМЫНИИ
        БУХАРЕСТ, 23 ноября. (ТАСС). Рост цен в Румынии как на импортные, так и на румынские товары продолжается. Румынская экономическая газета "Аргус" сообщает о состоявшемся собрании торговцев кожевенными изделиями, которые послали протест министерству национальной экономики. Они пишут, что за последнее время кожевенные фабрики чрезвычайно повысили цены на все кожевенные изделия. Так, цена на подошвы увеличилась на 70 проц. по сравнению с прошлым месяцем.
        Газета указывает также на новое повышение цен на шерсть, особенно на шерсть лучших сортов - "меринос" и др. Лишь за последнюю неделю цена на шерсть вновь поднялась на 10-15 проц. Вследствие нового вздорожания шерсти фабрики в свою очередь увеличили цены на ткани. В стране отсутствуют какие-либо запасы хлопка, перспективы импорта хлопка из-за границы ничтожны.
        За последнюю неделю сильно повысились также цены на строительный лес.
        Бюллетень Торговой палаты отмечает застой коммерческой деятельности, который объясняется резким сокращением закупок со стороны широких масс населения.

МОРСКАЯ БЛОКАДА И ТОРГОВЛЯ В НЕЙТРАЛЬНЫХ СТРАНАХ
        НЬЮ-ЙОРК, 22 ноября. (ТАСС). По сообщению агентства Юнайтед Пресс, Голландия, Бельгия и Дания встревожены английской угрозой блокировать экспорт в Германию. По сообщению агентства Юнайтед Пресс из Амстердама, в голландских политических кругах и в кругах судовладельцев решительно выступают против английской блокады. Однако сейчас еще не ясно, намерена ли Голландия заявить Англии официальный протест.
        По сообщению агентства Юнайтед Пресс из Брюсселя, в полуофициальных бельгийских кругах заявляют, что английская блокада окажет большое влияние на об'ем торговли нейтральных стран и может парализовать почти все судоходство в Северном море. Как сообщает агентство Юнайтед Пресс из Копенгагена, в кругах датских судовладельцев подобным же образом комментируют английскую блокаду.

БРЮССЕЛЬ, 23 ноября. (ТАСС). Вся голландская печать с тревогой отмечает намерения английского правительства усилить блокаду германского экспорта. Прекращение германского экспорта, идущего в значительной части через голландские порты, нанесет Голландии огромный ущерб. Голландская печать подчеркивает, что работа голландских портов уже катастрофически сократилась из-за блокады, установленной Англией и Францией.

ПАРИЖ, 23 ноября. (ТАСС). Агентство Гавас сообщает, что французское правительство приняло такое же решение, как и английское правительство, относительно мероприятий, направленных против германского экспорта.

ПРЕКРАЩЕНИЕ МОРСКОГО СООБЩЕНИЯ МЕЖДУ АНГЛИЕЙ И ГОЛЛАНДИЕЙ
        ЛОНДОН, 23 ноября. (ТАСС). Как сообщает амстердамский корреспондент агентства Рейтер, в настоящее время морское сообщение между Англией и Голландией полностью прервано. Полагают, что голландское правительство решило прекратить сообщение из-за опасности для судов наскочить на пловучие мины. В частности указывается, что пароход "Батавиер", отплывший из Роттердама в Лондон вчера утром, вскоре вернулся обратно.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
        Прибывший в Буэнос-Айрес (Аргентина) представитель английского министерства судоходства заявил, что Англия вскоре введет систему конвоирования английских и французских торговых судов, плавающих в южной части Атлантического океана.

В Кальяо (Перу) прибыл английский военный танкер "Орэндшлиф". В настоящее время на танкер грузятся продовольствие и горючее, предназначенные, очевидно, для английских крейсеров, плавающих в Тихом океане.

Посол США в Китае Джонсон 22 ноября выехал из Шанхая в Северный Китай с целью изучения условий жизни американских резидентов.

Импорт золота в США за последнюю неделю составил свыше 29 миллионов долларов.

80-летие эволюционного учения Дарвина

Выставка в Академии наук
        Академия наук СССР открывает специальную выставку, посвященную 80-летию со дня выхода в свет знаменитого труда Чарльза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора". В документах, фотоснимках, письмах и печатных трудах показаны основные этапы жизни и работы великого ученого.
        Особые стенды посвящаются высказываниям Маркса и Энгельса о "Происхождении видов", трудам популяризаторов дарвинизма в нашей стране и за рубежом. Широко показаны работы русских ученых - последователей Дарвина: Мечникова, Александра и Владимира Ковалевских, Тимирязева, Северцова, Мензбира и др.
        Большой интерес представляет редкая портретная галлерея современников Дарвина - его друзей и учеников.
        На выставке демонстрируются подлинные письма Дарвина, в том числе неопубликованная переписка с Владимиром Ковалевским, относящаяся к 70-м годам прошлого столетия. Здесь же показаны документы об избрании Чарльза Дарвина в члены-корреспонденты Российской Академии наук и об избрании его в члены Московского, общества испытателей природы.
        27 ноября открывается общее собрание Академии, посвященное 80-летию "Происхождения видов". (ТАСС).

В биологическом музее
        Сегодня" в 6 час. веч., в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва) состоится заседание, посвященное юбилейной дате.
        На заседании с докладом "Современные проблемы борьбы за дарвинизм" выступит акад. Б.М. Завидовский. Доклад "Роль Дарвина в разработке проблемы происхождения человека" сделает проф. Я.Я. Рогинский.

В Сухумском питомнике ВИЭМ
        Малярия у обезьян имеет много общего с этой болезнью у человека. Пользуясь этим, научный сотрудник отдела паразитологии ВИЭМ т. Экземплярская установила, где в организме больного скрываются возбудители малярии в промежутках между приступами. Оказалось, что в это время в крови они совершенно отсутствуют, но в небольшом количестве сохраняются в костном мозге.
        Для лечения обезьян, больных малярией, применялись хинин, акрихин, а также новое средство - хинет (продукт местного хинного дерева). С первых же дней лечения возбудители малярии совершенно исчезали из крови животного. Однако излечение не было полным и не избавляло от рецидивов. Значительно более успешным было систематическое применение этих средств с профилактической целью.

РЕКОРДЫ СОВЕТСКИХ АВИАМОДЕЛИСТОВ
        Вчера на заседании президиума авиационно-спортивной комиссии Центрального аэроклуба СССР им. Чкалова были утверждены 11 новых всесоюзных рекордов, установленных юными авиаконструкторами на состязаниях летающих моделей.
        Среди новых авиамодельных рекордов - скоростной полет схематической модели самолета конструкции крымского авиамоделиста А. Сибатулина. Модель летала со средней скоростью 102,78 километра в час. Такая же модель, конструкции авиамоделиста К. Кутлиева (Туркменская ССР), продержалась в воздухе 45 мин. 21,2 сек.
        Значительных результатов добились авиамоделисты по классу схематических моделей гидросамолетов. Со средней скоростью 55,8 километра в час летала модель ленинградского конструктора Б. Абрамова. Модель чкаловского авиамоделиста Г. Лавренко продержалась в воздухе 2 мин. 0,3 сек. Модель, сконструированная В. Григорьевым (Новосибирск), пролетела 722 метра.

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ "ХОВАНЩИНА"
        Творческий коллектив Государственного ордена Ленина академического Большого театр СССР закончил работу над новой постановкой оперы Мусоргского "Хованщина". Ее премьера будет показана завтра на сцене филиала большого театра.
        Спектакль поставлен режиссером В. Раппопорт. Дирижирует оперой народный артист СССР Л. Штейнберг. Оформление постановки исполнено по эскизам заслуженного деятеля искусств К. Юона. (ТАСС).

ЮБИЛЕЙ ГАЗЕТЫ "КРАСНЫЙ КАВАЛЕРИСТ"
        РОСТОВ-на-ДОНУ, 23 ноября. (По телеф. от соб. корр.). 25 ноября исполняется 20-летие красноармейской газеты Северо-Кавказского военного округа "Красный кавалерист". Газета родилась одновременно с Первой Конной армией и вместе с ней прошла ее славный путь борьбы и побед. На имя редакции "Красного кавалериста" получены многочисленные приветствия: от маршала Советского Союза тов. Буденного, армейского комиссара 1-го ранга тов. Щаденко, Героя Советского Союза тов. Папанина, писателя-орденоносца Лебедева-Кумача и др.

ТУРКМЕНСКИЙ КАРАКУЛЬ
        Туркменский каракуль известен далеко за пределами Советского Союза. Изумительные по красоте шкурки каракуля, выставленные на стэнде совхоза "Равнина" в Туркменском павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, заслуженно вызывали восхищение посетителей.
        Каракулеводство в Туркмении быстро развивается. Как сообщает "Туркменская искра", в 1930-31гг. в песках Кара-Кума были организованы каракулеводческие совхозы - "Уч-Аджи", "Равнина", "Красное знамя". К концу второй пятилетки в Туркмении было уже десять каракулеводческих совхозов, которые имели 246 тысяч овец и коз. В суровых песках развернулось большое строительство, - вырастали электростанции, жилые дома, клубы, бани, а также ветеринарные амбулатории, помещения для скота и т.д. На капитальное строительство в совхозах за вторую пятилетку было израсходовано 13.300 тысяч рублей.
        По-новому, на основе последних достижений науки, ведется теперь каракулеводство в Туркмении. В совхозах вместе с чабанами дружно работает около 120 высококвалифицированных специалистов. Только за годы второй пятилетки совхозы дали 425 тыс. шкурок каракуля (из них 75 проц. первого сорта). В нынешнем году совхозы Туркмении к 15-летию республики уже выполнили годовой план сдачи каракуля на 105 проц.
        В третьей пятилетке каракулеводческие совхозы будут превращены в образцовые социалистические предприятия. На капитальное строительство и механизацию в них за пятилетку будет израсходовано 20 млн. рублей.

УЛИЦА ИМЕНИ ЩУКИНА
        В целях увековечения памяти народного артиста СССР Б.В. Щукина президиум Московского Совета переименовал Большой Левшинский переулок в Москве, где жил покойный, в улицу имени Щукина.

ХРОНИКА
        Указом Президиума Верховного Совета СССР тов. Жемчужина П.С. освобождена от обязанностей Наркома Рыбной Промышленности СССР в связи с переходом на другую работу. (ТАСС).

Все Известия

Уполномоченный Главлита: Б-5479