Одиннадцатый том сочинений В.И. Ленина
        Г.ТИХОМИРНОВ

1.
        Произведения В.И. Ленина, вошедшие в одиннадцатый том его Сочинений, относятся ко второму периоду первой русской революции (июнь 1906г.-январь 1907г.), когда после разгрома декабрьского вооруженного восстания 1905г. революционное движение пошло на убыль, а царское правительство начало организованный поход против революционных организаций, против рабочих, крестьян и передовой интеллигенции, применяя политику террора, карательных экспедиций, виселиц, погромов и массовых расстрелов.
        Под'ем революционной волны в летние месяцы 1906г., выразившийся в росте стачечного движения, в восстаниях матросов в Свеаборге и Кронштадте и в партизанских выступлениях крестьян против помещиков, являлся временным.
        Об'единенные силы правительственной и буржуазной реакции обрушились в первую очередь на пролетариат и на его революционный авангард - партию большевиков.
        Революция не могла подняться на высшую ступень. "Народ, т. е. широкие массы населения, - как указывал Ленин, - еще не дорос в массе своей до сознательной революционности к 1906-му году" (стр. 93).
        Ленин так оценивал внутреннее положение в стране:
        "С точки зрения развития всенародной революционной борьбы эта быстрая сама коротких "дней свободы" долгами месяцами бешеной реакции об'ясняется тем равновесием сил, которое установилось между борющимися с осени прошлого года. Самодержавие уже не в силах более управлять народом, народ еще не в силах действительно свергнуть с себя правительство погромщиков. Обе воюющие стороны стоят друг против друга подобно двум враждебным армиям, то временно отдыхая от борьбы и собираясь с силами, то бросаясь в новый бой с ненавистным врагом" (стр. 159).
        Обстановка была такова, что она вынуждала правительство заигрывать в I Государственной Думе с либеральной буржуазией, которая, испугавшись роста революционного движения, переметнулась в лагерь реакции. Куцое представительное учреждение, каким была I Дума, созванная в апреле 1906г., в которой главенствовала либерально-буржуазная партия конституционных демократов (кадетов), - это "просвещенное общество образованных предателей русской революции..." (стр. 220) - понадобилась царскому правительству для обмана широких масс трудящихся, и в первую очередь крестьянства, ждавшего от Думы разрешения вопроса о земле. Такое конституционно-демократическое учреждение, - показное перед буржуазной Европой, - нужно было царизму также для получения иностранного займа, а заодно и внутреннего займа, от русской буржуазии, под видом помощи голодающим. Без поддержки иностранных капиталистов царизм уже не мог справиться со своим народом, не мог задушить революцию.
        Ленин в статье "Заговоры реакции и угрозы погромщиков" вскрывает связь международной контрреволюции с царизмом. Французское буржуазное правительство предоставило русскому правительству при содействии кадетов крупный заем, а Германия и Австрия готовили вооруженные силы для вторжения в Россию.
        "История учит, - писал Ленин, - что господствующие классы всегда жертвовали всем, решительно всем: религией, свободой, родиной, если дело шло о подавлении революционного движения угнетенных классов" (стр. 87).

2.
        В обстановке наступающей реакции Ленин ставил перед партией задачи укрепления ее рядов, решительно отстаивая высокую идейную принципиальность, самостоятельность ее классовой линии. Вооружая партию и рабочий класс революционной теорией марксизма, Ленин обобщал опыт борьбы самих масс в революции, последовательно и неуклонно строил победоносную партию пролетариата, разоблачал оппортунизм меньшевиков, их предательство интеpecoв рабочего класса и трудящихся масс.
        После IV Соединительного с'езда РСДРП, состоявшегося в апреле 1906г. в Стокгольме, руководящие органы партии - ЦК и ЦО - очутились в руках меньшевиков, в силу того, что большевистские организации всего больше пострадали от разгрома. Если налицо и произошло формальное об'единение большевиков и меньшевиков на этом с'езде, то фактически существовали две партии. Большевики имели свой центр во главе с Лениным. Живя нелегально в Петербурге, Ленин непосредственно руководил всей деятельностью нашей партии.
        В "дни свобод" в ряды РСДРП вступило большое число мелкобуржуазной интеллигенции, которая стала опорой ее правого крыла - меньшевиков. Поэтому Ленин считал необходимым произвести ПЕРЕСТРОЙКУ партийных организаций на ином классовом фундаменте, за счет вовлечения в партию передовых рабочих, Ленин говорил, что необходимо "расширение впятеро и вдесятеро нашей социал-демократической партии, но только преимущественно и почти исключительно чисто-пролетарскими элементами и исключительно под идейным знаменем революционного марксизма" (стр. 322).
        В своей практической деятельности большевики опирались на пролетарские центры - Петербургский и Московский комитеты РСДРП, которые шли в авангарде революционных сил страны, осуществляя ленинскую тактику в период буржуазно-демократической революции.
        В своих статьях, публиковавшихся тогда в большевистских газетах "Вперед", "Эхо", "Пролетарий" и В отдельных брошюрах, Ленин обосновывает и развивает свой гениальный стратегический план гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции, изложенный им в книге "Два тактики социал-демократии в демократической революции". Статьи Ленина способствовали сплочению пролетарских кадров вокруг партии большевиков, учили их, как делать революцию, как руководить массами и уметь, учитывая реальную обстановку и соотношение борющихся сил, наступать первыми и отступать последними, сохраняя свои боевые кадры для нового натиска на самодержавие.
        В эпоху революции вопрос разрешается только силой, а сила рабочего класса, - в его организации, высокой сознательности. "Сила рабочего класса, - учил Ленин, - организация. Без организации масс пролетариат - ничто. Организованный, он - все" (стр. 286).
        Призванный быть гегемоном, вождем в буржуазно - демократической революции, "пролетариат может и должен быть передовым борцом за победу буржуазной революции, строго охраняя при этом свою классовую самостоятельность" (стр. 41). Но без союза с крестьянством пролетариат один НЕ может победить в революции. Определяя тактику пролетарской партии, Ленин исходил из классового характера и классового значения революции, из глубокого анализа опыта революционного движения масс на различных этапах революции, из соотношения классовых сил и анализа классовой основы различных партий, выступивших на арену политической деятельности.
        Ленин учил партию никогда не забывать за частными интересами рабочего класса его общих интересов, "за особенностями отдельных ступеней борьбы не забывать коренных задач всей борьбы в целом" (стр. 13).
        Меньшевики же приносили длительные и существенные интересы партии "в жертву ее минутным, проходящим, второстепенным интересам" (стр. 212). Проповедью беспартийного "рабочего с'езда" они растворяли партию в мелкобуржуазной массе. Ленин в ряде статей вскрывает зародыши "ликвидаторства" - этой последующей ступени подлого ренегатства меньшевизма.
        Логическим следствием оппортунизма меньшевиков в организационном вопросе явился их оппортунизм в вопросах тактики. В ряде статей - "Политический кризис и провал оппортунистической тактики", "Кризис меньшевизма" и др. - Ленин разоблачает предательскую тактику меньшевиков, считавших основной движущей силой в русской революции либеральную буржуазию, продававших "революционное первородство за чечевичную похлебку кадетского реформизма" (стр. 51).

3.
        Разгон I Государственной Думы наглядно показал массам всю ублюдочность "парламентаризма" в условиях царского режима, обнажил предательство либеральной буржуазии и ее сподручных - меньшевиков.
        В одиннадцатый том Сочинений входит изданная в июле 1906 года брошюра В.И. Ленина "Роспуск Думы и задачи пролетариата", в которой дана оценка этого политического события, определено содержание дальнейшей деятельности партии и намечены формы революционной борьбы. Здесь, как и в статье "Уроки московского восстания", Ленин прослеживает весь ход развития русской революции, показывает, как росло и развивалось революционное самосознание масс, которые на опыте борьбы убеждались, что без завоевания власти никакие конституционные свободы в рамках царизма не могут обеспечить трудящимся массам ни земли, ни воли. Только победоносное вооруженное восстание, - учил В.И. Ленин, - может дать власть трудящимся массам. Такое восстание может быть успешным, если оно будет всеобщим и единовременным. Обязательным условием успеха должны быть совместные действия рабочих, крестьян и солдат. Ленин указывает, что для достижения этого необходимо направить все силы агитации и пропаганды на раз'яснение "связи между той и другой формой борьбы, на подготовку условий, которые помогли бы слиться в один поток трем ручьям борьбы: рабочему взрыву, крестьянскому восстанию и военному "бунту" (стр. 101) Ленин указал в этой брошюре также и те формы организации масс, которые должны способствовать наиболее успешному достижению поставленной задачи низвержения самодержавия и доведения революции до победоносного конца. Октябрьская стачка и декабрьское вооруженное восстание дали невиданные до тех пор "органы массовой непосредственной борьбы" - Советы рабочих депутатов. Возникнув, как органы стачечной борьбы, "они превратились неудержимо, в силу развития событий и перехода от стачки к восстанию, - в органы восстания" (стр. 103).
        С гениальной прозорливостью Ленин предугадал великую историческую роль Советов рабочих депутатов в грядущей революции. Уже тогда Ленин намечал формы организации военной силы в виде отрядов; вооруженных рабочих для защиты революционных органов власти рабочего класса.
        Меньшевики, которые устами Плеханова отмежевались от декабрьского восстания, отравляли сознание рабочего класса, возведя в принцип политику соглашений с либеральной буржуазией.
        Две линии тактики особенно ярко сказались в период выборов во II Государственную Думу. Ленин определял тактику партии, исходя из самостоятельности классовой политики пролетариата. Рассматривая бойкот Булыгинской Думы как средство борьбы, Ленин указывал, что такой бойкот имеет значение только в период штурма. В период же спада революции тактическая линия заключалась в том, чтобы использовать оставшиеся легальные возможности для укрепления связей с массами, для повышения их сознательности, завоевания крестьянства на сторону пролетариата.
        Отстаивая полную самостоятельность партии при выборах во II Думу, большевики выдвигали тактику временного соглашения с трудовиками и социалистами-революционерами на последней стадии выборов, как партиями, за которыми шли тогда значительные слои крестьянства, настроенные революционно. Во время избирательной кампании во II Думу Ленин указывал, что "общее положение о необходимости союза пролетариата и революционного крестьянства..." (стр. 265) должно быть основой избирательной тактики. Меньшевики же пытались запугивать рабочий класс черносотенной опасностью, отстаивали идею блока с кадетами. Как кадеты в период I Думы выторговывали себе местечки в министерствах, попрошайничая в передних царской челяди, ведя переговоры за спиной народа, так меньшевики за спиной рабочего класса шли на поклон к кадетам, чтобы заполучить местечко во II Думе. Получалось два звена одной цепи предательства интересов трудящихся масс.
        Кадеты же шли на все способы обмана и шантажа, чтобы расстроить ряды пролетариата. Ленин говорил: "Кадеты начинают применять в России "английский" способ борьбы буржуазии с пролетариатом, борьбы не насилием, а подкупом, лестью. раз'единением, задабриванием "умеренных", проведением их в министры, в депутаты, в выборщики и т.п." (стр. 408).
        Вожди лейбористской партии в Англии после второй мировой войны, получив министерские местечки, не только пошли по стопам макдональдов, но и стали послушным орудием в руках американских миллиардеров, осуществляя во всей своей деятельности политику подавления демократических устремлений народов Европы и колониальных стран.
        В своих брошюрах "Социал-демократия и избирательные соглашения", "Социал-демократия и выборы в Думу" и в ряде статей Ленин раз'ясняет, в чем состоит сущность парламентской тактики революционной партии. Вместе с тем он бичует и разоблачает меньшевиков, идущих на поводу у буржуазии.
        Ленин подчеркивал, что марксисты никогда не зарекались от использования парламента, в известных условиях, при отсутствии непосредственной революционной ситуации, для завоевания частичных реформ, позволяющих облегчить положение рабочего класса и крестьянства, а также "как трибуны для агитации, для разоблачения истинного "нутра" политических партий и т.д." (стр. 122). Но вместе с тем, указывал Ленин, парламентская деятельность может проводиться только в сочетании с непарламентской борьбой, что борьба за реформы не должна затемнять классового сознания и отвлекать от основных задач, стоящих перед рабочим классом.
        Марксизм учит, писал Ленин, что "действительным двигателем истории является революционная борьба классов: реформы - побочный результат этой борьбы".
        Меньшевики и социал-демократические партии буржуазных стран возведи парламентаризм и реформизм в принцип своей деятельности, игнорируя классовую борьбу пролетариата. Парламентаризм и в настоящих условиях в США, Англии и Франции является придатком буржуазного государства, стоящего на защите интересов эксплоататорских классов. Ленин и Сталин разоблачили эту форму буржуазного демократизма. которая не устраняет сущности буржуазного строя, основанного на классовом угнетении.

* * *
        Борьба пролетариата может быть успешной лишь в том случае, если он полностью осознает свою авангардную роль в революции.
        Говоря о великой миссии рабочего класса, Ленин писал, что "рабочий класс, как и весь народ только при полной ее (революции - Г. Т.) победе могут настоящим образом, быстро, смело, свободно и широко взяться за решение основной задачи всего цивилизованного человечества: освобождение труда от гнета капитала" (стр. 263)
        Эту задачу выполнил героический пролетариат России в союзе с беднейшим крестьянством под руководством партии Ленина-Сталина в дни Великой Октябрьской социалистической революции.

Самур-Дивичинский оросительный канал
        БАКУ. 23 декабря. (По телеф. от соб. корр.). Незадолго до войны в Азербайджане была закончена одна из крупнейших народных строек - первая очередь Самур-Дивичинского канала. Канал протяжением в 109 километров питается водой из горной реки Самур, протекающей на границе Азербайджана и Дагестана. Он доходит до районного центра Дивичи и орошает обширный земельный массив, на котором расположены фруктовые сады, огороды и бахчи.
        Теперь начинается строительство второй очереди канала протяжением в 127 километров. Воды Самура, перерезав Апшеронский полуостров, дойдут до Баку.
        Вторая очередь Самур-Дивичинского канала даст возможность оросить свыше десяти тысяч гектаров земли. На этой площади будут созданы самое большое в Советским Союзе оливковое хозяйство с плантациями маслин, а также фруктовые сады, виноградники, огороды.
        Самур-Дивнчинский канал будет давать Баку и его нефтяным районам от десяти до двенадцати миллионов ведер воды в сутки.

Второй ежегодный отчет экономического совета при Трумэне
        ВАШИНГТОН, 23 декабря. (ТАСС). Экономический совет при президенте Трумэне опубликовал второй ежегодный отчет, в котором осторожно предупреждает о необходимости повысить покупательную способность широких масс перед лицом опасности экономического спада. Однако совет призывает полагаться на добровольное снижение цен. В докладе указывается, что нынешний "несколько ненормальный и, конечно, нестабилизированный тип производственной активности" вызван спросом на товары длительного потребления, накопившимся в период войны и довоенной депрессии, в частности, на товары широкого потребления. "Нынешнее производство также используется для военной подготовки и помощи другим государствам в таких масштабах, которые являются невиданными для подлинной экономики мирного временя". Однако, говорится далее в докладе, "было бы непредусмотрительным" не искать в настоящее время базы для "взаимно уравновешенных потребления и производства".
        Далее в докладе указывается, что ранее перепроизводство было связано исключительно с недостаточной покупательной способностью потребителей, при чем уровень жизни одной трети этих потребителей, несмотря на нынешний бум, является недостаточным. Поэтому совет заявляет, что центральная проблема заключается в необходимости "убедить" капиталистов расширить производственные возможности путем устранения страха перед "перепроизводством". Одновременно совет предупреждает, что простое, увеличение производства без повышения потребления лишь обострит проблему. Поэтому совет осторожно выступает против требования промышленников об удлинении рабочей недели. С другой стороны, совет возражает против того, чтобы правительство брало на. себя иные функции, помимо функций "координации". Совет утверждает, что, если будет продолжаться прежнее неустойчивой положение в частных предприятиях, масштабы проблемы окажутся слишком серьезными, чтобы правительство могло разрешить ее.

Требования английского национального комитета
цеховых старост машиностроительной промышленности

ЛОНДОН, 23 декабря. (ТАСС). Английский национальный комитет цеховых старост машиностроительной и смежных отраслей промышленности опубликовал план развития промышленности и обратился к цеховым старостам с просьбой поддержатъ его требования. Комитет цеховых старост требует сократить британские вооруженные силы до 500 тысяч человек с тем, чтобы высвободить рабочие руки для основных отраслей промышленности, составить план машиностроения, ввести строгий контроль над ценами, сохранить и увеличить продовольственные субсидии, обложить большим налогом прибыли и ввести ежегодный налог на капитал, отказаться от замораживания заработной платы и увеличить ее с тем, чтобы сохранить нормальный уровень жизни рабочего класса, несмотря на рост дороговизны.
        Требуя составления плана для промышленности, авторы этого документа пишут:
        "Наше будущее как нации состоит не в том, чтобы заполнять магазины Нью-Йорка, торгующие предметами роскоши, дорого стоящими безделушками, а в том, чтобы укреплять наши основные отрасли промышленности и производить товары, крайне необходимые для восстановления разоренных войной стран".
        Комитет требует также заключения долгосрочных торговых соглашений с Советским Союзом и восточно-европейскими странами.

Итальянское Учредительное собрание одобрило текст Конституции

РИМ, 23 декабря. (ТАСС). Учредительное собрание одобрило 453 голосами против 62 текст конституции Итальянской республики. Конституция будет оглашена главой государства 26 декабря и вступит в силу 1 января 1948 года. Одновременно с провозглашением конституции глава государства по рекомендации Учредительного собрания подпишет декрет об амнистии по неуголовным преступлениям.

Фашистская провокация в Триесте
        ТРИЕСТ, 23 декабря. (TACC). Как сообщает Триестинское информационное агентство (АТИ), вчера в 12 часов 30 минут дня во время демонстрации по случаю годовщины создания партизанской бригады в колонну бывших партизан и граждан города было брошено четыре гранаты, в результате чего было ранено 10 человек.
        Полиция вместо того, чтобы задержать террористов, напала на демонстрантов.

От'езд делегации советских партизан из Италии
        РИМ. 23 декабря. (ТАСС). Делегация советских партизан после пребывания в Генуе и Ливорно, где она встретилась с партизанским активом и присутствовала на приемах, устроенных в ее честь местными властями и ассоциацией партизан Италии, вернулась вчера в Рим. Сегодня делегация вылетела из Рима в Москву.

ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА
НЕМЕЦКОГО НАРОДНОГО КОНГРЕССА
        БЕРЛИН, 23 декабря. (ТАСС). 20 декабря состоялось второе заседание постоянного комитета немецкого народного конгресса за единство и справедливый мир. В опубликованном газетой "Нейес Дейчланд" коммюнике говорится, что комитет заслушал сообщение о ходе деятельности немецкого народного конгресса после срыва Лондонской сессии Совета министров иностранных дел. Председательствовавший Отто Нушке в своем вступительном слове подчеркнул необходимость нести в массы, во все слои немецкого населения, основные идеи немецкого народного конгресса: идеи единства и справедливого мира.
        С отчетами о народном движении за единство выступили следующие члены комитета: председатель ландтага земли Бранденбург Эберт, пастор Грюбер, министр юстиции земли Саксония профессор Кастнер, вице-председатель ландтага земли Тюрингия Рюккер, вице-председатель немецкого центрального управления сельского и лесного хозяйства советской зоны Штейцле, председатель ОСНП (Об'единение свободных немецких профсоюзов) Шлимме, Фивег, Цибольская - от центрального совета организации Свободная немецкая молодежь и Фридель Мальтер - от правления ОСНП. В своих отчетах они подчеркнули, что народный конгресс превратился во всенародное движение за национальное единство.
        Комитет призвал весь немецкий народ и все партии выступать против всяких планов расчленения Германии, за проведение народного референдума о единстве Германии. Решающей силой в вопросе о единстве, говорится в коммюнике, является ВОЛЯ немецкого народа.
        Постоянный комитет немецкого народного конгресса за единство и справедливый мир заслушал сообщение о выходе первого номера еженедельной газеты конгресса.
        Комитет принял обращение к немецкому народу.

ОБРАЩЕНИЕ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА
НЕМЕЦКОГО НАРОДНОГО КОНГРЕССА
        БЕРЛИН, 23 декабря. (ТАСС). Газета "Берлинер цейтунг" 22 декабря публикует обращение постоянного комитета немецкого народного конгресса за единство и справедливый мир, единогласно принятое на заседании 20 декабря, происходившем под председательством Отто Нушке. В обращении говорится:
        "Согласно посланию президента Трумэна англо-американская зона Германии должна быть включена в число 16 стран Западной Европы, присоединившихся к плану Маршалла. Из этого вытекает колоссальная угроза, что Западная Германия пойдет по особым государственным и экономическим путям и будет вовлечена в осуществление особых планов в Западной Европе. Присоединение к такого рода планам и комбинациям представляет смертельную опасность для всей Германии. Расчленение нашего отечества стало бы в таком случае совершившимся фактом...
        Перед лицом такой опасности постоянный комитет немецкого народного конгресса считает необходимым повысить национальное сознание всех немцев и, в частности, указать руководителям партий на ту ответственность, которую они несут перед Германией. Даже "временные мероприятия" явились бы первым шагом к расчленению Германии. Немецкому народу не должно быть отказано в праве решить вопрос о своем единстве путем проведения народного референдума. Германия не может быть расчленена, если против этого будет возражать весь немецкий народ. Ни одна конференция министров иностранных дел, ни одна сила в мире не в состоянии нас разделить, если мы хотим быть единым целым. Для этого необходимо прилагать все усилия и принести все необходимые жертвы. В этой борьбе за единство Германии и за справедливый мир немецкий народный конгресс призывает весь немецкий народ оказать ему поддержку в его деятельности".
        Воззвание подписали Гротеволь (социалистическая единая партия Германии), Лейтенант (либерально-демократическая партия) и Нушке (Христианско-демократический союз).

Германские сепаратисты за работой
        БЕРЛИН, 23 декабря. (ТАСС). Как сообщает "Берлинер цейтунг", премьер-министр Гессена Шток, являющийся членом социал-демократической партии Германии (СДПГ), заявил на собрании в Рюссельгейме, что "быстрейшее создание центрального управления для западных зон Германии, включая и французскую зону", необходимо. "Мы должны надеяться, - сказал Шток, - что наша страна будет союзом государств, опирающимся на земли". "Центральное управление западных зон" является, по словам Штока, необходимым также вследствие неудовлетворительной работы Экономического совета и проводимой отдельными землями о6'единенной зоны продовольственной политики.
        В руководящих кругах ХДС (Христанско-демократический союз) земли Нижней Саксонии подчеркивается, что федералисты в ХДС-ХСС (Христианско-социальный союз), а также СДПГ Южной Германии ведут переговоры о созданий западногерманского государства.
        О той спешке, с которой ведутся эти переговоры, свидетельствует заявление доктора Эбергарда - руководителя Бюро по вопросам мира в Штутгарте. Доктор Эбергард заявил, что составление проекта конституции этим бюро будет закончено 23 декабря.

Что происходит на процессе директоров
концерна Круппа в Нюрнберге
        БЕРЛИН, 23 декабря. (ТАСС). Как уже сообщалось, в третьем американском военном суде в Нюрнберге 8 декабря начался процесс военных преступников из концерна Круппа. На скамью подсудимых после долгих проволочек посажен руководитель этого концерна Альфред Крупп фон Болен унд Гальбах, а также 11 директоров концерна, в том числе Эдуард Гудремон, Эрих Мюллер, Фридрих Янзен, Карл Пирш и др. Главный американский обвинитель в Нюрнберге генерал Тейлор заявил в первый день процесса, что "Крупп и нацистская партия представляли собой прочный союз для ведения агрессивной войны". Тейлор обвинил Круппа и других в участии в заговоре против мира, в военных преступлениях и в преступлениях против человечности. Альфред Крупп и другие обвиняемые помогли Гитлеру подготовить и осуществить вероломное нападение на миролюбивые страны Европы. После начала войны главари крупповского концерна участвовали в разграблении оккупированных гитлеровской армией стран, в убийствах и порабощении мирных жителей. Более ста тысяч рабов из различных стран Европы было занято на предприятиях Круппа. За вторую мировую войну чистая прибыль Круппа составила около 2 млрд. марок. "Цель этого процесса, - заявил Тейлор, - состоит не в том, чтобы осудить производство оружия вообще, а в том, чтобы представить доказательства личной уголовной ответственности каждого обвиняемого в отдельности".
        После оглашения обвинительного заключения защитник доктор Кранцбюллер обратился к суду с просьбой допустить для защиты Альфреда Круппа представителя американской адвокатской конторы "Фолей энд Каролл", однако трибунал отклонил просьбу.
        В последующие дни на процессе происходило пред'явление обвинительных материалов. Обвинение доказало, что сидящие на скамье подсудимых руководители концерна Круппа, вопреки Версальскому договору, уже в 1919 году начали производить вооружение. В 1922 году под видом голландской фирмы Круппом было создано в Гааге конструкторское бюро по разработке новых типов подводных лодок. С 1925г. по патентам Круппа на заводах Бофорс в Швеции строились пушки, которые применялись гитлеровской армией во второй мировой войне. В 1926 году под видом тракторов Крупп строил танки. В 1930г. он приступил к конструированию управляемых ракет.
        Весьма странным были свидетельские показания английского генерала Джона Моргана, бывшего с 1920г. одним из руководителей союзнической контрольной комиссии в Германии. Согласно сообщению агентства Дена, Морган признал, что немецкое правительство маскировало свои военные расходы путем фиктивного завышения расходов на содержание рейхсвера. По словам Моргана, в рейхсвере по документам расход на одного солдата в десять раз превышал расход на одного солдата английской армии. В сообщении Дена ничего, однако, не говорится о том, какие меры принимал против этого Морган и другие западные "контролеры".
        В то время как на процессе продолжалось пред'явление обвинительных материалов, находящиеся в Нюрнберге американские адвокаты Эрл Каролл и Джон Парчелл продолжали добиваться права на защиту Альфреда Круппа. При этом они ссылались на то, что американский военный губернатор в Германии генерал Клей еще 30 апреля этого года дал им разрешение выступать В качестве защитников на процессах в Нюрнберге. 15 декабря Альфред Крупп вторично потребовал представить немедленно в его распоряжение американского защитника.
        Суд вторично отклонил ходатайство Круппа. В ответ на это Эрл Каролл подал жалобу в федеральный суд в Вашингтоне, а Отто Кранцбюллер сложил с себя полномочия по защите Круппа. Между тем обвинение настойчиво требует, чтобы процесс продолжался в соответствии с уставом Международного трибунала, а не по нормам американского судопроизводства. Перед лицом явного саботажа Альфреда Круппа и его защиты и под очевидным давлением извне суд принял решение отложить разбор дела военных преступников директоров концерна Круппа до 5 января 1948 года.

Все Известия

Главлит: Б 03797
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff