ОТЕЧЕСКАЯ ЗАБОТА ПАРТИИ
        Беседа почетного шахтера А.И. ЗВЯГИНА
        с молодыми горняками шахты №17-17-бис треста "Сталинуголь".

На шахте № 17-17-бис хорошо знают почетного шахтера Афанасия Ивановича Звягина. Полвека проработал он на донецких шахтах. Сотни тонн угля добыли из под земли его жилистые руки. Советское правительство по заслугам наградило старого шахтера - орден трудового Красного Знамени и три медали украшают его грудь.
        Сейчас Афанасий Иванович - пенсионер. Но не порывает он с родной шахтой. Горняки оказали ему большое доверие - выбрали своим депутатом в Сталинский городской Совет.
        Афанасий Иванович - частый гость в молодежном общежитии шахты. Любят молодые горняки слушать его рассказы о горняцком труде, о прошлом Донбасса. Бывалому шахтеру есть о чем рассказать молодежи.
        Вот и сегодня вечером Афанасий Иванович пришел в красный уголок общежития. Неторопливо разделся, одернул свой парадный, расшитый серебряными галунами мундир, степенно разгладил седые усы.
        - Был я на днях в нашем шахтерском клубе, слушал концерт самодеятельности, - так начал свой рассказ Афанасий Иванович, когда все уселись за длинным столом. - Вдруг заходит в клуб Павел Гусаченко - навалоотбойщик с нашей шахты. Волосы у парня взъерошены, ходит он по залу, всех задевает.
        Отзываю я его в сторонку. "Ты что же это! - говорю. - Люди сюда пришли культурно время провести, отдохнуть, а ты как себя ведешь? А еще шахтерский мундир носишь". А он мне отвечает: "Я на свои заработанные деньги выпил. Нам, шахтерам, как говорится, по старой традиции пить положено..."
        Сильно обидели меня эти слова. Парень он молодой, в шахтерскую семью пришел недавно, потому и говорит такое о шахтерах. Вот и решил я побеседовать с вами, кто такие есть шахтеры на земле и какие у них настоящие традиции.
        На шахту я еще мальчишкой пришел. Родители мои умерли, когда мне и десяти лет не было. Вот и пришлось самостоятельно себе хлеб добывать. Работал сначала на Карловском руднике - так раньше шахта №3-18 называлась. Был лампоносом, тормозным, а когда подрос немного, стал проситься в забой.
        Долго меня не принимали. Тогда порядок был такой: хочешь научиться шахтерскому делу - ставь магарыч начальству. А у меня в кармане ни гроша, и имущества всего была одна холщевая рубаха, что тетка мне подарила. Спасибо, шахтеры выручили - сложились по гривеннику, поставили за меня магарыч артельщику и штейгеру.
        Взяли меня на шахту саночником. Вы-то эти самые шахтерские санки только на картинке или в музее, может, видели, А сколько мне их на своем веку пришлось перетаскать! Бывало ползешь на четвереньках по лаве, тянешь их за собой. А они тяжелые. Пот глаза заливает, ничего перед собой не видишь. Каждую минуту то лоб о стойку в кровь расшибешь, то кожу на спине о кровлю сдерешь. И так каждый день от зари до зари. А вылезешь из шахты, и отдохнуть негде. О клубах, кинотеатрах или библиотеках и говорить нечего, не было их тогда на шахтах. Жили мы в земляных бараках, спали на нарах по двадцать человек в ряд Здесь же, в землянке, "баня" была устроена: в углу стояли чан с водой и кружка. Придешь с работы, выльешь на голову ковш воды - и помылся.
        Поработал я так с месяц, и сил больше нет. Пошел к хозяину за расчетом. А он и слушать меня не хочет. "Ты, говорит еще полтинник мне должен остался за харчи. Отработай, тогда уйдешь". Зарабатывали мы тогда очень мало. Да и те на руки не получали. Вместо денег хозяин выдавал нам чеки, по ним в лавке отпускали затхлую крупу, гнилую рыбу да водку.
        Так и остался я на шахте. Всю шахтерскую науку прошел. Был и вагонщиком, и коногоном, и забойщиком... Даже сейчас, как вспомню, мороз по спине проходит. Каторжная была работа. Не зря в старой шахтерской песне поется:

Шахтер в шахту опустился,
        С белым светом распростился:
        Прощай, белый свет,
        Или вылезу, или нет.

Шахтеры в большинстве были неграмотные, у нас тогда на всю шахту насчитывалось не более десятка таких, что расписываться умели. Трудились, как каторжные, жили в нищете, в грязи, никакой радости в жизни не видели. Вот и шли в кабак топить свое горе. Или ругались люто, драки затевали...
        Все это было. Но только не этим прославились шахтеры в народе. Какая же это традиция? Я так понимаю: шахтерские традиции - это то лучшее, что накопили шахтеры за много лет, чем гордится все шахтерское племя.
        На нас, шахтеров, и раньше простые люди всегда с уважением смотрели. А сейчас, когда народ стоит у власти, шахтеры в советской стране окружены всеобщей заботой и вниманием. На одной только нашей шахте более ста человек имеют ордена и медали за свой труд. Вся страна ежегодно празднует наш праздник - Всесоюзный день шахтера.
        Народ уважает нас за то, что делаем большое, нужное дело, добываем черное золото. Уголь - это настоящий хлеб промышленности, сказал В.И. Ленин. Верно, без нашего уголька ни одна отрасль промышленности не обходится. Паровоз по рельсам идет - это мы, шахтеры, его двигаем. Лампочка электрическая горит - это мы ее зажигаем; В домне чугун кипит - мы его плавим. Даже в парфюмерии и медицине наш уголь используется: из продуктов переработки угля делают туалетное мыло, духи, лекарства.
        Коммунистическая партия, Советское правительство по-отечески заботятся о шахтерах. Возьмите хотя бы нашу шахту. Добыча угля у нас механизирована. Помогают нам послушные горные машины и механизмы. Есть при шахте клуб, библиотека, замечательное общежитие, школа, заканчивается строительство Дворца культуры. Зажиточно, культурно живут наши шахтеры.
        Изменилась жизнь шахтера. Изменились и шахтеры. Ныне советские шахтеры - самые передовые, технически грамотные люди. На нас с завистью смотрят горняки Америки, Англии и других стран. К нам приезжают учиться угольщики дружественных государств - Китая, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. Большая это честь - носить высокое звание советского шахтера.
        И советские горняки дорожат этой честью. Вот уже много лет у нас в Донбассе существует славная традиция - в дни, когда шахта выполняет государственный план, на ее копре зажигается алая звездочка. Много таких звезд сияет в Донецкой степи. Умением трудиться, преодолевать все трудности в работе давно славятся горняки. Вспомните-ка, кто в годы социалистического строительства первым начал ломать все устаревшие нормы, удивив мир невиданной раньше производительностью труда? Алексей Стаханов, Мирон Дюканов, Никита Изотов... Донбасс - родина стахановского движения. Вам, молодому поколению шахтеров, это нужно всегда помнить.
        Много славных начинаний зародилось в Донбассе. И сейчас, когда советские люди строят коммунизм, армия горняков идет в авангарде. Достойно продолжили отцовские традиции молодые члены шахтерской семьи Василий Кучер, Ефим Стародубцев, Дмитрий Касьяненко, Николай Казаков. Своим стахановским трудом они умножают славу родного Донбасса.
        Все вы читали директивы XIX съезда родной Коммунистической партии по пятой пятилетке. Большие планы намечает наша партия на будущее. Перед угольщиками поставлена ответственная задача - увеличить за пятилетку добычу углей для коксования не менее чем на пятьдесят процентов. Все шахтеры единодушно решили досрочно выполнить почетное задание партии.
        Коммунистическая партия делает все для того, чтобы обеспечить трудовому народу счастливую и радостную жизнь. И советские горняки, как и весь наш народ, всегда и во всем следуют за партией, делают так, как учит она.
        Партия учила нас, как нужно бороться за свои права в годы царизма. Под руководством большевиков мы проводили первые забастовки, участвовали в революции 1905 года. В дни Великого Октября под руководством вождей пролетариата Ленина и Сталина горняки вместе со всем народом с оружием в руках сражались за власть Советов. Неувядаемой славой покрыли себя тогда донецкие отряды Клима Ворошилова и Александра Пархоменко. И позже, в годы тяжких испытаний, когда грянула Великая Отечественная война, славные традиции своих отцов приумножили дети шахтеров Краснодона, совершив свой бессмертный подвиг.
        И в мирном труде, и в дни сражений шахтеры всегда выступают единым, дружным отрядом, сплоченным вокруг Коммунистической партии, нашего отца товарища Сталина. В этом основа всех успехов нашей дружной шахтерской семьи.
        Записал беседу К. КОСТЕНКО. (Наш корр.).

ПОМОЩНИКИ УЧИТЕЛЕЙ
        А. РОЗДИН, учитель Козловской средней школы. Мордовская АССР.
        Комсомольцы Козловской средней школы Мордовской АССР активно помогают учителям в борьбе за глубокие и прочные знания учащихся, устраивают в школе читательские конференции, принимают участие в работе предметных кружков.
        Интересными были вечера, посвященные великим ученым Ломоносову и Павлову, творчеству Некрасова, Гайдара.
        Недавно в школе состоялся вечер, названный "Мы идем к коммунизму". Готовиться к вечеру помогали комсомольцам преподаватель истории И.А. Косырев и работники райкома комсомола. Ваня Губанов, Ваня Апаскин и их товарищи под руководством преподавателя математики А.В. Матвеевой приготовили диаграммы, отражающие успехи советского народа в борьбе за коммунизм. Несколько диаграмм было посвящено Козловскому району. Редакционная коллегия стенной газеты "За учебу" выпустила специальный номер.
        Доклад "Мы идем к коммунизму" сделала восьмиклассница Яковлева. Выступали на вечере и приглашенные гости. Агроном тов. Полещук рассказал о том, как колхозы Козловского района борются за изобилие продуктов, тов. Гунствин, механик МТС, - о том, как из года в год растет машинно-тракторная станция.
        О благородном труде педагога говорила преподавательница школы тов. Гвоздулина.
        Участники вечера прослушали литературно-музыкальный монтаж.
        В школе ученики создали музей. В двух его отделах - историческом и краеведческом - собраны десятки различных экспонатов, образцы местных полезных ископаемых, почв, гербарии.
        Кружки краеведческий и физиков выпускают рукописные журналы "Наш край" и "Юный физик". Кружковцы совершили несколько походов и экскурсий и по материалам походов составили карты. По инициативе комитета комсомола ученики озеленили школьный двор, построили изгородь. На усадьбе растут теперь березы и тополя.

Пропаганда гениального труда И.В. Сталина
        КИЕВ, 5 марта. (ТАСС). Сегодня в Киеве состоялось заседание президиума правления Общества по распространению политических и научных знаний Украинской ССР, на котором был обсужден вопрос о пропаганде труда И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР".
        Со дня опубликования работы товарища Сталина трудящиеся республики прослушали 10 тысяч лекций. Для чтения их привлекаются действительные члены Академии наук Украинской ССР, доктора и кандидаты экономических наук, преподаватели высших учебных заведений. Для лекторов городских и районных отделений общества организованы консультации, семинары.

* * *

ОРЕХОВО-ЗУЕВО, 5 марта. (ТАСС). Вчера текстильщики Ореховского хлопчатобумажного комбината имени Николаевой прослушали лекцию о пятом сталинском пятилетнем плане.
        На предприятиях города и района регулярно проводятся лекции и доклады о решениях XIX съезда партии. Пропаганду решений съезда и труда И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" ведут 660 пропагандистов, лекторов и докладчиков.
        Тысячи коммунистов и беспартийных изучают материалы съезда в сети партийного просвещения. В шести кружках организовано изучение гениального произведения товарища Сталина.
        Лекции, посвященные XIX съезду партии и труду товарища Сталина, читаются в городах Дрезна и Ликино-Дулево и в рабочих поселках торфопредприятий.

Сегодня в Жигулях
        КУЙБЫШЕВ, 5 марта. (Наш корр.). В письме товарищу Сталину строители Куйбышевской ГЭС писали в прошлом году: "На передовую линию фронта борьбы за коммунизм поставили Вы нас, товарищ Сталин, и мы, участники великой стройки сталинской эпохи, сознавая всю глубину ответственности за то высокое доверие, которое оказано нам, обещаем Вам, дорогой наш вождь и учитель, направить все наши силы, энергию и опыт не только на выполнение, но и на перевыполнение взятых нами обязательств".
        Осуществляя гениальное предначертание вождя, гидростроители проделали огромную работу. Выросли новые рабочие поселки и города. По обоим берегам Волги проложены железные дороги. Из котлованов гидростанции, шлюзов и водосливной плотины вынуты миллионы кубометров грунта. Началась укладка бетона в основание гидротехнического сооружения. Несмотря на трудности, вызванные зимними условиями, работы на стройке идут широким фронтом.
        Два дня назад на витрине появилось несколько "молний". Они сообщали, что сменное задание по выемке грунта из котлована гидроэлектростанции сегодня перевыполнено. Экскаваторщики Михаил Евец и Валентин Гулякин при плане 740 кубометров в смену вынули более чем по 1.000 кубометров грунта.
        - С честью выполним задание товарища Сталина, - говорят строители, отдадим все свои силы и знания, чтобы завершить сталинскую стройку - Куйбышевскую гидроэлектростанцию в срок!

НОВЫЙ ИНСТИТУТ
        КИШИНЕВ, 5 марта. (Наш корр.). При Молдавском филиале Академии наук СССР открылся Институт почвоведения, агрономии и мелиорации. В новом институте имеются отделы почвоведения, агрохимии, почвенной биологии, мелиорации и эрозийная станция. Научные работники института приступили к работам по борьбе с эрозией почв и использованию водных ресурсов для орошения садов и виноградников республики.

НА ВАХТЕ - ДИНАМОВЦЫ
        И. ШАТУНОВСКИЙ.
        На заводе "Динамо" имени С.М. Кирова много старых кадровых рабочих, ветеранов производства, прошедших вместе с заводом славный трудовой путь, тех, кто 7 ноября 1924 года встречал у себя на родном заводе дорогого гостя - Иосифа Виссарионовича Сталина. Это было время, когда от небольшого дождика текли крыши цехов и завод выпускал в месяц лишь несколько трамвайных моторов.
        "Желаю рабочим "Динамо", - написал тогда Иосиф Виссарионович в Красной книге завода, - как и рабочим всей России того, чтобы промышленность наша пошла в гору, чтобы число пролетариев в России поднялось в ближайший период до 20-30 миллионов, чтобы коллективное хозяйство в деревне расцвело и подчинило своему влиянию частное хозяйство, чтобы высокая индустрия и коллективное хозяйство в деревне спаяли окончательно пролетариев фабрик и тружеников земли в одну социалистическую армию..."
        Юноши и девушки из комсомольско-молодежной бригады Василия Юдашина начали работать на заводе уже в то время, когда претворились в жизнь вещие слова вождя, когда не полукустарные трамвайные моторы, а могучая техника для великих строек коммунизма выходит из заводских ворот...
        На всех пятнадцати шлюзах Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина безотказно работает сложная электротехническая аппаратура, изготовленная на заводе "Динамо". Заводской коллектив создал типовой проект шлюзового оборудования для многих гидросооружений пятой сталинской пятилетки. На днях динамовцы сдали новую партию электрооборудования для строителей Камской ГЭС. В первом квартале завод должен изготовить семьдесят шесть панелей и два центральных пульта управления. Динамовцы решили выполнить заказы досрочно.
        В эти дни рабочие завода работают с удвоенной энергией. Самоотверженно трудятся комсомольцы, молодежь. В якорном цехе вчера с утра работала комсомольско-молодежная бригада Василия Юдашина. Молодые динамовцы соревнуются с комсомольско-молодежной бригадой Фомина ленинградского завода "Электросила". Ленинградцы обязались выполнять месячное задание на 220 процентов, москвичи - на 225. В эти дни молодые динамовцы решили еще выше поднять производительность труда. Вчера только три часа прошло с начала смены, а токарь-скоростник бригады комсомолец Николай Усков, работая на двух резьбо-фрезеровочных станках, выполнил полторы дневных нормы. Его товарищи по бригаде Василий Лобачев и Валентина Чернецова завершили выполнение сменного задания.
        В обмоточно-изоляционном цехе трудовую вахту несет одна из лучших на заводе комсомольско-молодежная бригада намотчиц Веры Паршиной, прославившаяся в дни выполнения почетных заказов для строителей Волго-Дона. И сейчас бригада сдает продукцию только отличного качества. Несколько дней назад Вера Паршина получила Почетную грамоту Министерства электропромышленности. Вчера бригада работала над выполнением заказов для сталинских новостроек. Уже до обеденного перерыва девушки из бригады Веры Паршиной перевыполнили дневное задание.
        Необычайно коротким показался вчера динамовцам рабочий день. Не хотелось уходить от станков, оставлять рабочие места. После смены многие комсомольцы собрались в заводском комитете ВЛКСМ.
        Комсорг первого механосборочного цеха Николай Коряшкин рассказывает о новых обязательствах, которые приняли на себя молодые скоростники цеха. Члены заводского комитета рассматривают заявления о приеме в комсомол. Заявлений много.
        Заместитель секретаря заводского комитета комсомола Василий Аточкин читает заявление обмотчицы Рудневой:
        "Прошу комсомольскую организацию принять меня в члены ВЛКСМ. В трудные дни, постигшие нашу Родину, я хочу еще лучше трудиться и быть в рядах Ленинско-Сталинского комсомола..."
        А к работе уже приступила вечерняя смена. Со станков продолжает сходить могучая техника для строек коммунизма.
        Динамо - это сила в движении. Сила коллектива, - об этом говорит сегодня каждый рабочий-динамовец, - сила парода в его тесном сплочении вокруг Коммунистической партии. Сила народа - в его победном шествии к коммунизму.

ИТОГИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА
        В. ХААПСАЛ, секретарь Хаапсалуского райкома комсомола.
        Великий перелом произошел в эстонской деревне. Трудовое крестьянство республики бесповоротно стало на новый - широкий и светлый социалистический путь, указанный партией Ленина-Сталина.
        Еще совсем недавно в нашем районе, как и в других районах республики, поля были изрезаны на узкие полоски .крестьян-единоличников. Сейчас на этих землях раскинулись обширные колхозные поля. Мощные тракторы пашут землю. Никогда не виданные здесь комбайны убирают колхозные урожаи. Сейчас в вашем районе 28 укрупненных колхозов.
        Несколько лет назад бедняки и батраки маленького полуострова Ноаротси объединились в артель, назвав ее именем создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Сейчас колхоз имени В.И. Ленина - один из крупнейших в районе. Отлично обработанная и удобренная, земля полуострова из года в год дает высокие урожаи зерновых, картофеля, овощей.
        Большую помощь правлению артели в решении хозяйственных задач оказывают комсомольцы во главе со своим вожаком Валентиной Пыльд. Двадцать четыре члена ВЛКСМ работают на самых ответственных участках многоотраслевого хозяйства. Некоторые из них возглавляют полеводческие звенья и бригады, другие принимают активное участие в мелиоративных работах, третьи управляют машинами, заняты на животноводческих фермах. Замечательных успехов добилась в прошедшем сельскохозяйственном году молодежная бригада, руководимая А. Риибо. Молодые полеводы, применяя на своем участке передовую агротехнику, получили на так называемых "бедных" землях в два раза больший урожай зерновых, чем в 1951 году. С каждого гектара они собрали более чем по двадцать центнеров пшеницы. По 150-170 центнеров овощей с гектара собрали молодежные овощеводческие бригады.
        Уважением и почетом в колхозе пользуется агроном комсомолец Хейно Мяги. Он смело внедряет новые агротехнические методы обработки полей и ухода за посевами. До последнего времени на землях полуострова Ноаротси совершенно не велись травопольные севообороты. Молодой агроном с помощью комсомольцев проводит сейчас большую работу по переходу на травопольную систему земледелия. Много и упорно трудятся комсомольцы-мелиораторы. Более восьмидесяти гектаров земли уже отвоевано у болот.
        Сейчас юношей и девушек колхоза имени Ленина, как и всю колхозную молодежь района, вечерами можно видеть за книгами. Они учатся в сельскохозяйственных школах, на агротехнических курсах.
        Таких коллективных хозяйств, как колхоз имени Ленина, у нас в районе много. Высокие урожаи получают колхозники сельхозартели имени Сталина. Молодежная бригада Иоханнеса Сыера в прошлом году собрала по 23 центнера озимой пшеницы.
        С каждым годом растут доходы колхоза и колхозников. В колхозе сейчас ведется большое строительство. Недавно закончена постройка склада для хранения зерна, заканчивается сооружение нового скотного двора. Труд на фермах и в полеводстве все больше механизируется.
        Колхозная молодежь в ответ на отеческую заботу партии и правительства полна решимости с честью выполнить задачи, поставленные перед тружениками сельского хозяйства пятилетним планом.

СВЕРХДАЛЬНЯЯ, СВЕРХМОЩНАЯ...
        С. ГАРБУЗОВ. (Наш спец. корр.). Жигули-Москва.

ГЕРОИ ТРАССЫ

1.

На склонах горы Могутовой, у портала Куйбышевской гидроэлектростанции, встанут первые опоры линии электропередачи Куйбышев-Москва. Отсюда провода, несущие к сердцу нашей Родины ток напряжением в четыреста тысяч вольт, перебросятся через Жигули, пересекут территорию нескольких областей, протянутся над полями, лесами, многоводными реками.
        Чтобы линия электропередачи работала устойчиво, надо обеспечить полную синхронность во всех ее частях и звеньях: пятидесяти колебаниям, пятидесяти ударам пульса в минуту у начала передачи в Жигулях должно точно соответствовать такое же количество колебаний у конца ее - в Москве. Телемеханические устройства, разработанные советскими учеными, позволят добиться полной синхронности. Вся энергосистема будет работать в едином ритме, с одинаковой частотой. И в едином ритме, с высоким напряжением физических и духовных сил трудится в эти дни многотысячный коллектив, ее созидающий.
        Строители горды тем, что осуществляют задуманные товарищем Сталиным планы. На всем протяжении тысячекилометровой трассы кипит горячая работа, складывается своеобразный трудовой быт, каждый новый день рождает новые подвиги, выдвигает новых героев.

2.

Позвонили со станции. В адрес треста прибыли платформы с машинами. Какие машины? Дежурный замялся. Раньше он таких никогда не видел.
        Чтобы удешевить стоимость линии и облегчить труд строителей, решено фундаменты под промежуточными опорами делать не сплошными, монолитными, а набивными - роется прямо в грунте круглая, расширяющаяся книзу яма и плотно набивается бетоном.
        Но кто же отроет тысячи таких ям? Специальные буровые установки. Смонтированные на тракторе, они пробьются к любому пикету. Эти машины и прибыли на станцию, где расположился штаб строительно-монтажного треста.
        У платформы собрались инженеры, механики. С интересом разглядывают они невиданную машину - новинку советской техники. Кто же спустит ее с платформы, кто сядет за руль?
        Все взоры обращаются к невысокому коренастому крепышу, стоящему поодаль. Николай Силантьев не ожидает приглашения или приказа. Он поднимается на платформу, два раза обходит вокруг машины, потом залезает в кабину, развертывает инструкцию... Люди, стоящие внизу, переминаются с ноги на ногу, хлопают рукавицами. Но Силантьев не торопится. Только через полчаса командует он своим помощникам:
        - Вышибайте клинья!
        Вот так же снял Николай Силантьев с платформы первый полученный стройкой бульдозер и сразу, к удовольствию поселковых ребятишек, ни на шаг не отстававших от диковинной машины, стал расчищать заснеженную дорогу. Так же повел он первый на стройке скрепер. Испытал машину, а затем спланировал, выровнял площадку, на которой раскинулись теперь просторные улицы поселка строителей.
        Отец Николая - механик пристанционного элеватора - с детских лет привил сыновьям любовь в технике, уважение к машине. Природную сметку отца, перенятые у него навыки Николай умножил на знания, полученные в средней школе, затем на курсах водителей. Встречаясь с новой машиной, он не ограничивался усвоением инструкции. Старался вникнуть в замысел конструктора, понять душу машины.
        Вскоре с молодым механиком стали советоваться пожилые, умудренные годами и опытом товарищи. В районе его знали, уважали и как лучшего механика послали строить линию электропередачи - выполнять сталинское задание.
        Здесь-то, окруженный разнообразными машинами и механизмами, развернулся Николай в полную меру сил своих.
        - Самородок! - говорят о нем в тресте.
        А Николай усмехается, Много длинных зимних вечеров, а порой и бессонных ночей провел он над книгами, чертежами. Пытливо вслушивался в стук клапанов и говор шестерен, сопоставлял, сравнивал, накапливал опыт...
        Об этом хорошо знают многочисленные ученики Николая Силантьева - трактористы, экскаваторщики, с которыми он охотно делится накопленными знаниями. Хозяевами, командирами механизмов учит он их быть. "Не при машине, а над машиной - вот твое место", - часто повторяет Силантьев. И еще учит он своих товарищей трудиться честно, по-советски.
        Было дело, не хватало на стройке водителей землеройных машин. Этим решил воспользоваться один из экскаваторщиков. Он отрывал котлованы пяти метров в поперечнике вместо трех. "Меньше нельзя, земля осыпается", - утверждал он, требуя, чтобы ему оплатили дутые наряды.
        - Безобразие! - с презрением процедил сквозь зубы Силантьев.
        Вечером, когда смена заканчивала работу, он подозвал одного из своих учеников, тракториста Кияна Джабарова, и повел его к ожидавшему водителя экскаватору. Познакомив юношу с расположением и принципами действия рычагов, поворотного механизма, Силантьев спросил:
        - Осилишь?
        - Попробую, - ответил Джабаров. В конце недели он пригласил Силантьева к экскаватору:
        - Получается. Да вот ноги коротки, не достают до педалей, - и смутился.
        Вдвоем перестроили, опустили сиденье. Молодой экскаваторщик повел машину к пикету. Он отрыл котлован ровно трех метров в поперечнике.
        Силантьев стоял в стороне, будто все это его не касается. Только задорная улыбка играла в уголках сощуренных век.

3.

- Вы хотите познакомиться с настоящими героями трассы? Присмотритесь к нашим водителям, - говорит управляющий передовым на стройке трестом Михаил Кузьмич Симонов. - Шумливый, порой резкий народ. Зато душевный, смелый. Впрочем, что я расхвастался. Сами увидите.
        ....Над заснеженной дорогой, споря с говором мотора и свистом ветра, льется песня о золотых огоньках, скрывающихся в туманной морской дали. Поет молодой водитель. Опустив боковое стекло, он то н дело высовывает голову из кабины, вглядываясь в исчезающую под снегом колею.
        Метет поземка. Кажется, что может быть опасного в переливающихся по полю тоненьких струйках снега? Но вот снежинка зацепилась за снежинку, бугорок растет. Минута, другая - он уже превратился в бугор. Дорога "передута", как говорят на трассе. Надо отступить назад и с хода таранить преграду, а то и свернуть в сторону от колеи, полем объехать "передутое" место.
        Пустынно на дороге. Застигнутые непогодой машины остановились на деревенской улице. Лучше переждать, пока стихнет ветер, чем застрять где-нибудь в поле, И только один "газ", на полном ходу миновав деревню, вырывается на снежный простор, отбрасывая шлейф бело-розовой пыли.
        - Володя поехал, Галкин.
        - Галкин? Тогда за ним, по следу! - и водители заводят машины...
        Немногим более двадцати лет Володе Галкину. А выдержки, рассудительности - сорокалетнему в пору. Чужда ему столь любимая некоторыми шоферами безрассудная лихость. "Была не была!" - это не его стихия. Никто еще ее слышал, чтобы мотор галкинского "газика" стонал и выл, преодолевая препятствие. Никто не видел, чтобы машина его с хода врезалась в сугроб или "села на дифер" где-нибудь на размытой дождями полевой дороге.
        Завидев преграду, Галкин не поленится остановить машину, выйти из кабины, пощупать почву. Зато уж, когда сядет за руль, нажмет на стартер, - можете смело следовать за ним.
        Сначала молодой водитель подвозил щебенку в котлованам. Увидели руководители, на что он способен, оценили его талант и доверили важнейшее из важных - передвижной продуктовый ларек. Да, продуктовый ларек. На ста с лишним километрах раскинулись пикеты этого строительного управления, И как бы далеко от базы ни трудились бетонщики, монтажники, трактористы, - они должны во-время получить все необходимые продукты, ни в чем не терпеть нужды. Таков закон трассы. И обеспечивает его выполнение Володя Галкин.
        Желанным гостем появляется он на самых дальних точках, с веселой шуткой и звонкой песней, будто не лежат за спиной десятки километров бездорожья и многие часы единоборства с суровой стихией. Продавщица открывает ларек, а Володя рассказывает товарищам все новости трассы - и как далеко ушли монтажники из бригады комсомольца Александра Зайцева, и где уж теперь ладит опалубку уважаемый всей стройкой, неизменный победитель в социалистическом соревновании плотник Николай Андреевич Кочетков, и как идет подготовка к строительству Окского перехода, где восьмидесятиметровые опоры станут на огромных, как у железнодорожного моста, бетонных быках.
        Побывав у монтажников, Галкин ведет свою машину к расположенному в лесу бетонному заводу. Руководит заводом член комитета комсомола Николай Лексин. Надо передать ему пачку свежих газет, плакаты, бумагу и карандаши для "боевых листков".
        Разузнав о всех новостях, Дексин вручает Галкину объемистый пакет:
        - Передашь в комитет комсомола. Тут заявления от наших ребят, пожелавших в эти горячие дни стать комсомольцами...

4.

Бывает же, что вот так повезет!..
        Олег Буткевич держит в руках назначение и в третий раз перечитывает эту строчку: "В распоряжение Главволгоэлектросетьстроя".
        Еще в техникуме, сдавая выпускные экзамены, вычерчивая листы дипломного проекта, мечтал он попасть на одну из великих коммунистических строек. Мечтал и сам отгонял мечты, чтобы потом не испытать разочарования: "Туда многие стремятся, почему же именно меня должны послать?" Но послали лучших. В том числе - Олега...
        Повезло ему и вторично. Ближайшие начальники молодого специалиста оказались людьми знающими и чуткими. Они не опекали Буткевича, не подыскивали ему работы полегче. Наоборот. Задания Олег получал трудные, серьезные. Но, может быть, это и было самой лучшей помощью. Ничто так не окрыляет молодого человека, как доверие.
        До сих пор на строительстве линии устанавливались только промежуточные опоры, которые будут лишь поддерживать провода. Теперь настала пора ставить анкерные, на которых провода будут закрепляться. Промежуточная опора стоит на двух "ногах". Анкерная будет стоять на четырех. Как смонтировать такую громаду в полевых условиях, как поднять, чтобы не погнуть ни одной ноги? Подсказав путь, которым следует итти, старшие товарищи поручили все расчеты молодому технику.
        Олег перелистал груду книг, руководств. Прямого ответа на поставленную перед ним задачу нигде не было. Надо сочетать ряд приемов, приспособить их к полевым условиям... Узелок за узелком распутывается вся проблема. Длинные столбики расчетов сводятся к двум-трем цифрам. Верны ли эти цифры? Окончательное подтверждение дадут практика, опыт. Буткевич собирается на трассу. Вместе с монтажниками поднимет он первую анкерную опору и утвердит правильность своих расчетов.

* * *

Придет тот день, когда первый агрегат Куйбышевской гидроэлектростанции даст рабочий ток.
        - Перехожу на параллельную работу, - скажет по телефону диспетчер из Москвы. На пультах управления зажгутся сигнальные лампочки. Поток электрической энергии, идущий с берегов Волги, вольется в московскую сеть, разбежится ручейками по заводам, фабрикам, квартирам. Вступит в строй мощное опорное плечо единой высоковольтной сети - ЕВС - которая в недалеком будущем охватит всю Русскую равнину.
        И добрым словом отметит тогда наш народ славный труд строителей сети - водителей и монтажников, бетонщиков и верхолазов. И пожелает им новых успехов на новых, еще более мощных линиях.

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 00654