ЗА РУБЕЖОМ

        УСПЕШНЫЕ АТАКИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ВОЙСК
        Обзор военных операций в Испании
        По телеграммам ТАСС.
        Последние официальные республиканские сводки свидетельствуют о том, что на северном фронте республиканские войска парализуют наступательные действии мятежников.
        По последним сообщениям, 9 мая после полудня республиканские войска, поддержанные танками и артиллерией, захватили на бискайском фронте значительную часть территории, оставленной ими 8 мая. В частности республиканцы заняли снова два гребня возвышенности Сольюве. 9 мая вечером в этом районе продолжался ожесточенный бой. Дождливая погода препятствует действиям авиации.
        Корреспондент французской печати, присутствовавший при операциях в районе Сольюве, следующим образом рисует ход боев: после двухчасового обстрела республиканских позиций артиллерией авиация мятежников зажигательными бомбами подожгла сосновые леса на склонах горы. Затем на дорогу, ведущую из Бермео в Мунгия, выступила моторизованная колонна мятежников, имевшая во главе 16 танков, из них 5 тяжелых. Энергичными действиями республиканских динамитчиков с заранее приготовленных вдоль дороги позиций продвижение танков было приостановлено. Корреспондент мог ясно различить итальянский флаг, нарисованный на танках. Пулеметным и ружейным огнем республиканские войска приостановили продвижение 2.500 солдат из итальянской бригады "черных стрел", после чего сами перешли в контратаку.
        Сильная атака противника была отбита республиканцами также в секторе Гипускоа.
        В Бильбао, как сообщает английская печать, в ответ на обращение коммунистической партии, призывавшей к мобилизации всего населения города на работу по обороне, тысячи людей, не состоящих в рядах войск, записываются в рабочие батальоны для рытья окопов и возведения укреплений вокруг города.
        На центральном фронте республиканские части продолжают продвижение к югу от реки Тахо. В результате предпринятой атаки республиканские части вытеснили противника с его позиций. Мятежники понесли большие потери.
        Мятежники начали эвакуцию важной в стратегическом отношении деревни Когольюдо, в 35 километрах к северу от Гвадалахары.
        На южном фронте следует отметить бомбардировку республиканской авиацией казарм и завода военного снаряжения в Кордове. Казармы полностью разрушены. Повреждены также железнодорожные линии в районе Кордовы.

        * * *

        Испанская республиканская печать публикует ряд документов, захваченных у итальянцев на бискайском фронте. Эти документы - приказы по бригаде "черные стрелы" - свидетельствуют о том, что фашистское командование не уверено в своих солдатах. Один из этих приказов, озаглавленный "Предосторожность против коммунистических покушений", отмечает, что "в районе открыто присутствие подозрительных лиц. Произведены попытки взорвать динамитом железнодорожную линию, имеются разрывы телеграфной и телефонной сети. Дабы избежать этого, охрана штабов должна всегда бодрствовать: офицерам всегда быть при оружии".


        АГИРРЕ - ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ БАСКСКОЙ АРМИЕЙ

Размер: 46,0kB, 349x450x100dpi

         ЛОНДОН, 10. Как передают из Бильбао, там опубликован декрет о назначении главы баскского правительства Aгирре главнокомандующим баскской армией.


        ВСТРЕЧА генерала ПОСАС В БАРСЕЛОНЕ
        ПАРИЖ, 10. Французская печать передает из Барселоны о восторженной встрече, оказанной населением каталонской столица генералу Посас, назначенному испанским правительством на должность командира 4-й дивизии и выполняющему функции советника по делам обороны в каталонском правительстве.
        Генерал Посас сделал журналистам следующее заявление: "Я не подхожу с предвзятой мыслью ни к одной организации, какой бы она ни была. Я лишь против фашистов. Что касается реорганизации каталонской армии, я намерен осуществить единство командования. Армия должна быть и будет антифашистской".


        ПРЕДАТЬ СУДУ ТРОЦКИСТСКИХ ПРОВОКАТОРОВ В ИСПАНИИ
        ТРЕБОВАНИЕ ОБ'ЕДИНЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
        ВАЛЕНСИЯ, 9. Газета "Требаль" - орган объединенной социалистической партии Каталонии - требует предания суду троцкистов, спровоцировавших недавние столкновения в Барселоне. "Нельзя допустить, - пишет газета, - чтобы провокаторы продолжали свою подрывную деятельность".
        ВАЛЕНСИЯ, 10. "Аора" - орган федерации об'единенной социалистической молодежи - сегодня в передовой статье снова требует роспуска троцкистской организации "ПОУМ" и молодежной троцкистской организации не только в Каталонии, но и во всей Испании. Газета указывает, что участие в беспорядках отельных анархистских групп свидетельствует о том, что троцкисты проникли и в Национальную конфедерацию труда, а также в организацию анархистской молодежи.


        КОРОТКО
        По всем школам Германии министр просвещения издал приказ о проведении противовоздушной "пробной тревоги". День "тревоги" назначен на 3 июня и совпадает с неделей "Противовоздушной обороны".
        Отменен очередной рейс второго германского дирижабля "Граф Цеппелин" в Южную Америку впредь до окончания следствия .о причинах гибели дирижабля "Гинденбург",
        Японские контрабандисты погрузили вблизи Гонконга на японскую канонерскую, лодку 30 больших ящиков китайских медных монет. Канонерка отбыла в неизвестном направлении.
        Поздними заморозками 8 мая на севере Японии сильно повреждены тутовые насаждения площадью свыше 10 тыс. акров. В Корее ураганом унесено свыше 60 рыбачьих лодок. Погибло более 100 рыбаков.
        Американская авиационная фирма "Тайлор Эйркрафт Компэни" недавно испытывала в эксплоатационных условиях работу однолопастного пропеллера.


        ДУРАНГО - ГОРОД-МУЧЕНИК
        Е.ШАРОВА.
        Фашисты обильно сеют сейчас смерть в горах Басконии, где небольшой героический народ басков, об'единившись в едином порыве, борется против фашистских варваров и иностранных интервентов.
        Недавно немецкие самолеты разгромили старинный город басков - Дуранго. Через несколько дней весь мир облетело страшное известие о гибели древней столицы басков, города памятников - Герники.
        Об ужасах бомбардировки беззащитного баскского города Дуранго рассказывает брошюра, выпущенная недавно в Париже франко-испанским комитетом1). В книжке приводится рассказ делегатов религиозных общин Англии. Побывав в Дуранго, они лично убедились в бесчеловечности "христолюбивого" воинства Гитлера и Муссолини. В этой маленькой книжке помещено несколько фото. Они ярче любых слов говорят о варварстве фашистских людоедов XX века.
        Книжка называется "Дуранго - город-мученик".
        Нельзя без волнения читать описание ужасов истребления мирного населения этого городка.
        ...Оштукатуренные известью домики. Обсаженные тамарисками улички. Старый рынок. Старые церкви, часовни и монастыри. Таким был маленький городок Дуранго, который, несмотря ва близость фронтов гражданской войны, долго оставался, мирным и спокойным.
        Десять тысяч человек населяли этот маленький провинциальный городок. В городе большой районный рынок. Почти все мужчины -- на фронте. Те, которые остались в городе, работали на фабриках и на полях. В городе можно было видеть лишь женщин и детей - целые группы беспризорных детей-сирот, пришедших сюда из всех уголков баскского государства искать пристанища.
        31 марта когда 40 немецких аэропланов появились над Дуранго, женщины городка были в церкви или на рынке, мужчины - на фабриках и на полях, а дети играли на улицах и площадях.
        Воздушная бомбардировка началась внезапно. Это была одна из самых яростных бомбардировок, имевших место за время гражданской войны в Испании. 3а несколько дней до этого папа - глава католической церкви - посмел неодобрительно высказаться о национал-социалистском зверином расизме, под флагом которого арийские изуверы уничтожают всех инакомыслящих. Гитлеровским летчикам было приказано ответить на эту папскую энциклику (осуждение) жестокой расправой с беззащитным католическим населением баскских городов. Это была месть народу, который с первого дня гражданской войны честно и безраздельно стал на сторону законного правительства Испанской республики и единого народного фронта.
        Интервенты решили покончить с этим народом любой ценой и любыми средствами и как можно скорее. Первой жертвой был избран Дуранго.
        Чтобы осуществить свое страшное задание, летчики Третьей империи избрали час обедни. И они не просчитались.
        Бомбы в 50 и 100 килограммов вначале упали на приходскую церковь Саита-Мария как раз в тот момент, когда аббат Морилья вел богослужение. Бомбы взорвались у самого алтаря. Изуродованное тело священника в пышном облачении, судорожно сжимавшего в руке чашу, было найдено позже под грудой развалин. Десяток бомб был сброшен на колледж иезуитов. Одновременно были уничтожены многочисленные рабочие дома, еще три церкви и часовня. Таков был итог первой немецкой бомбардировки. Но это еще не все.
        После полудня в этот же день немецкие аэропланы снова появились над Дуранго. На сей раз жители пытались спастись бегством. Слишком поздно. Гитлеровские аэропланы расстреливали их из пулеметов.
        С воздуха фашистские изуверы видели, что с появлением самолетов жители Дуранго в панике стали покидать город. И вот, закончив свои кровавые действия в городе, немецкие аэропланы бросились вдогонку за ними. Старцы, женщины и дети беспощадно обстреливались из пулеметов, уничтожались гранатами.
        Вскоре по тревожному зову в Дуранго из Бильбао (расположенного в 42 километрах) примчалась моторизованная милиция. Она оказала первую помощь обезумевшей толпе. С помощью гражданского населения баскские милиционеры и пожарная команда собирали и перевязывали раненых, извлекали трупы из-под груды развалин, подбирали изуродованные человеческие тела, тушили пожары, возникшие после разрыва бомб. Их печальная и трудная paбота не была еще закончена, когда через день - 2 апреля - новая эскадрилья немецких аэропланов появилась над городом. Новый налет был столь неожиданным, что никто не сумел найти себе убежище. Многие дома города были окончательно разрушены, измельчены в порошок. Две близлежащие деревни - Эллирис и Очандиано - постигла та же участь. Покончив с Дуранго, гитлеровская авиация столь же безжалостно истребила мирное население - старцев, женщин и детей - этих деревень.
        После трехдневной воздушной бомбардировки от Дуранго осталась лишь груда развалин. В городе было подобрано свыше 300 убитых и 2.500 раненых.
        Дуранго теперь - только название, - пишут делегаты английских общин в книге "Дуранго - город-мученик". - Но это название показывает фашизм в действии, показывает всю его дикость, всю его подлость, всю его низость.
        Дуранго - лишь только название. Но это название останется напоминанием для всего передового человечества.
        Таков фашизм, против которого сражается испанский народ. Священный долг всех тех, кто еще достоин звания человека, - сделать все возможное, чтобы помешать вторжению фашизма - этого позора нашей эпохи!".
         1) Durango - ville martyre. Edite par le Comite Franco-Espagnol. Paris. April. 1937.


Размер: 40,2kB, 450x313x100dpi

Одна из бесчисленных жертв Фашистской бомбардировки Дуранго.


Размер: 40,8kB, 450x424x100dpi

        При первом калийном руднике в Соликамске организован образцовый детский сад. На снимке: ребята в зеленом уголке детского сада.
Фото БЕРЛАНДА (Союзфото).


        ЗАБЫТЫ 600 ЧЕЛОВЕК
        И.ВОФСИ. г.Пермь, КамГЭС.
        На строительство Камской гидроэлектростанции как-то из Челябинска приехал татарский национальный театр. На одну из его постановок попал случайно секретарь комитета комсомола строительства Латкин. Зал театра был переполнен молодежью.
        В антракте Латкин, присмотревшись к публике, обнаружил, что среди собравшихся много незнакомых. Этих людей он не видел на концертах и постановках русских театров, не встречал их и на собраниях. Татары и башкиры пришли в театр посмотреть пьесу на родном языке.
        Латкин поразился: "Много, оказывается, нацменов на стройке. Надо с ними что-то делать...". Это неожиданное прозрение секретаря комитета не отразилось, однако, на дальнейшей работе комсомола КамГЭСстроя.
        Между тем на строительстве около шестисот молодых татар и башкир. Многие из них совершенно не понимают русского языка. Большинство говорит по-русски с трудом. Вести работу с этой молодежью можно только на ее родном языке. Однако среди комсомольских пропагандистов и агитаторов стройки нет ни одного татарина или башкира, ни одного человека, понимающего татарский язык. Отсюда ясно, почему заброшена массово-политическая работа комсомола среди национальной молодежи строительства. Для татарской молодежи не создали ни одного кружка политучебы. Нет ни одного самодеятельного коллектива. Даже газеты на татарском языке клуб и парткабинет строительства не выписывают.
        Некогда профорганизация строительства содержала специального работника среди нацменов. В комитете комсомола "слышали, что Шайхалисламов что-то такое делает в третьем бараке", где живут татары, что ему помогают комсомольцы Пахутдинов и Нигматов.
        Отчужденность от национальной молодежи помешала тогда комитету комсомола вникнуть в существо работы Шайхалисламова и его активистов-комсомольцев. Они были предоставлены самим себе. Этим воспользовался бывший секретарь парткома КамГЭС троцкист Перевозчиков, постаравшийся удушить даже те слабые попытки развернуть культурную работу среди нацменов, какие имелись на КамГЭС. Перевозчикову помогал в этом председатель стройпрофкома Бакланов.
        По их вине прекратила существование единственная на КамГЭС татарская библиотека-передвижка, имевшая довольно большой круг постоянных читателей. Эти же люди способствовали развалу татарского драмкружка. Перевозчиков запретил проводить татарский праздник Сабантуй, к которому нацмены долго и усердно готовились. Бакланов отказался дать денег, чтобы выкупить прибывшую на строительство художественную литературу и учебники на татарском языке, и т.д. Культурную работу среди нацменов окончательно свернули, когда стройком профсоюзов уволил "по сокращению штатов" Шайхалисламова. Активисты разбрелись, а комитет комсомола даже не заметил, как в татарских бараках и общежитиях прекратилась пропагандистская и агитационная деятельность комсомола, как заглохли татарские кружки художественной самодеятельности.
        Не было случая, чтобы комитет комсомола собрал молодых татар, башкир, марийцев. Не бывало также, чтобы он отдельно собрал и побеседовал с нацменами-комсомольцами, попытался выявить среди них актив для работы с нацменовской молодежью. Комитет комсомола не интересовался жизнью, работой и учебой молодых нацменов. Неудивительно, поэтому, что секретарь комитета комсомола Латкин не заметил того, что в конторе строительства отказываются разговаривать с татарами, когда они подают заявления, написанные по-татарски, и требуют от них, чтобы заявления были переписаны по-русски. Не обратил внимания Латкин и на вредные, шовинистические разговоры о том, что татары, якобы, предпочитают учиться по-русски и поэтому им не нужны ни литература на национальном языке, ни специальные кружки по ликбезу.
        В комсомольской организации КамГЭС нацмены засчитываются одиночками. Ни одного из них нет в комсомольском активе стройки. А среди принятых за последние два месяца в комсомол нет ни одного молодого татарина, башкира, мордвина или марийца. Под предлогом незнания языка и "обособленности", с которой, якобы, держат себя нацмены, комитет комсомола отгородился глухой стеной от значительной части молодежи строительства. Национальная молодежь оказалась вне влияния комсомольской организации строительства.
        Руководители комсомола КамГЭС не понимают своей главной обязанности - работать со всей молодежью строительства, возглавлять ее политическую активность, особенно сейчас, в период подготовки К выборам в советы по новой Конституции СССР. Но спрашивается, как они смогут возглавлять активность национальной молодежи, руководить ею, если они ее даже не знают?


        ВЫСОКОГОРНОЕ ШОССЕ К ОЗЕРУ РИЦА
        ТБИЛИСИ, 10. По новой шоссейной дороге, ведущей к высокогорному озеру Рица в Абхазии, прошло уже свыше 200 автомобилей. Дорога проходит по ущельям нескольких рек и поднимается на высоту до 900 метров над уровнем моря. Это - одна из живописнейших горных дорог во всем Закавказье. С полотна дороги открываются чудесные виды на снежные вершины гор и водопады.


        НАУКА и РЕЛИГИЯ
        Э.КОЛЬМАН.
        Единственно общее, что имеют друг с другом наука и религия, состоит в том, что религия так же, как и наука, создана людьми. Обе они - и наука и религия - являются произведениями общественной жизни человека. Но тут же мы подмечаем и глубочайшую разницу между содержанием науки и религии. Они вытекают из прямо противоположных установок и преследуют прямо противоположные вели.
        Наука возникла из потребностей борьбы человеческого общества со стихийными силами природы. Познать мир, чтобы им овладеть, - цель науки. Верно отразить действительность, вскрыть ее законы, предвидеть дальнейшее развитие, воздействовать на силы природы и подчинить их себе - вот какие задачи ставит себе наука. И она решает их в различные исторические эпохи в зависимости от того, насколько экономика и техника дают ей средства для познания природы и насколько господствующие массы нуждаются в результатах науки для укрепления своего благосостояния и положения.
        Религия возникла и развивается из чувства бессилия, придавленности человека перед лицом стихии. В первобытном, доклассовом обществе - это бессилие дикаря перед природой. В классовом обществе - это придавленность трудящихся - рабов, крепостных, пролетариев и полупролетариев - гнетов эксплоатации, ужасами голода, войн, безработицы. Религия, в отличие от науки, представляет собой превратное, фантастическое отображение действительности. Создавая иллюзию неземного счастья, она пытается отвлечь угнетенных от борьбы против их угнетателей, усыпить их. Религия, как говорил Маркс, является поэтому "опиумом для народа" или, по словам Ленина, "родом духовной сивухи".
        Таким образом, наука и религия в корне непримиримы, до конца враждебны друг другу. "Религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке", - говорит товарищ Сталин.
        Вся история науки и религии подтверждает это. На всех ступенях развития общества религия играла реакционную роль. Иногда делаются попытки "смягчить" это положение разговорами о том, будто религия заменяла первобытному человеку научное мировоззрение, а религиозное движение в прошлом, якобы, содействовало освободительному движению (например, в крестьянских войнах XVI века). Обе эти "теории", восходящие к Каутскому, Богданову, Бухарину и другим лжемарксистам, грубо искажают действительность. Предрассудки и суеверия никогда не играли прогрессивной роли. Первобытный человек верил, что боги, духи, волшебные силы управляют грозой, ветром, приливами и отливами и др. Чтобы умиротворить духов и богов, он приносил им жертвы. Эта вера первобытного человека лишь препятствовала ему познать истинную сущность естественных явлений и подчинить их себе. Крестьянские войны в Германии, восстание гёзов в Нидерландах, английская революция XVII века проходили под религиозными лозунгами. Но внутренней сущностью этой борьбы всегда была борьба классов. Борьба религиозных течений, разыгрывавшихся на поверхности, только мешала развитию народного движения и неизбежно приводила к половинчатым соглашениям, закрепляющих порабощение масс и тормозящем общественный прогресс.
        Противонаучно, реакционно религия выступает во всех формах - в самых грубых, неприкрытых, и в самых утонченных. Костры, пытки, травля и гонения деятелей науки, подкуп и подлоги, сожжение научных книг и отравление сознания масс утонченным религиозным дурманом в виде различных идеалистических философских систем - вот что веками применяла и применяет до сих пор религия в своей борьбе с наукой. Чем более утонченны эти средства, тем они вреднее. "Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные "идейные" костюмы идея боженьки", - писал Ленин Горькому 1) в период реакции, когда часть русской интеллигенции ушла от политики к мистицизму, к "богоискательству" и "богостроительству", к "ученой" поповщине,
        Совершенно очевидно, что религия, непримиримая с наукой, во всех своих формах абсолютно непримирима и с научным мировоззрением - с марксизмом-ленинизмом. Более того: марксизм-ленинизм немыслим без непримиримой борьбы с религией, всякого рода суеверием, мистицизмом, всегда являющимися орудием реакции и классового порабощения. Вот почему коммунистическая партия и ленинский комсомол организуют широкую научно-просветительную работу и антирелигиозную пропаганду, вот почему сталинская Конституция особо признает свободу антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами.
        Именно теперь, когда попы, так же как и другие нетрудовые элементы, получили, избирательные права, нам особенно нужна развернутая и правильно поставленная антирелигиозная пропаганда. У нас, в стране социализма, уничтожены эксплоатация человека человеком, неуверенность в завтрашнем дне, неизбежная в капиталистическом обществе с его бесплановым производством и потреблением. Этим самым из-под религии навсегда выбита основная ее опора. Однако это вовсе не значит, будто религиозные предрассудки исчезнут в массах сами собой. Капиталистическое окружение вовне и остатки разбитых эксплоататорских классов внутри СССР используют религиозные организации для своих контрреволюционных целей, стараются через них вовлечь отсталые слои трудящихся в свои сети. Но даже тогда, когда трудящиеся - и таких большинство - рвут свои связи с религией, нужна еще длительная упорная работа, чтобы из равнодушия к религии у людей вырос сознательный атеизм, чтобы вместо отвергнутого ложного религиозного мировоззрения выковалось материалистическое мировоззрение, единственно верное, научное.
        Чтобы успешно вести антирелигиозную пропаганду, необходимо прежде всего помнить слова Ленина: "Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения" 2). Ясно, что брань, голая насмешка, издевательства, административный произвол не только не превратят верующих в безбожников, но, наоборот, могут лишь озлобить их и укрепить в них религиозные суеверия.
        Антирелигиозная работа должна быть гибкой, разнообразной по содержанию, должна знакомить массы с самыми различными областями жизни. На исторических фактах и примерах современных событий необходимо показывать, что религия всегда служила интересам эксплоататоров, всегда отвлекала трудящихся от революционной борьбы. На примерах из естественных наук необходимо показывать вздорность и реакционность религиозной картины мира. На тысячелетней борьбе религии против науки нужно показать бессилие религии, ее обреченность.
        Понятно, что для того, чтобы именно так вести антирелигиозную пропаганду, чтобы учить других, надо самим учиться. В противном случае антирелигиозник не сумеет правильно и убедительно ответить на те многочисленные вопросы, которые ему будут задаваться. Откуда взялся мир? Произошел ли человек от обезьяны? Есть ли на луне жизнь? и т.д. и т.п. К сожалению, в наших школах вопросам антирелигиозной пропаганды и началам научного мировоззрения - космогонии, эволюционной теории - уделяется ничтожно мало внимания и даже в биологических вузах изучение дарвинизма введено лишь недавно. К нашему стыду, очень многие ячейки безбожников самораспустились, а комсомольские организации, которые, согласно своей программе, должны терпеливо раз'яснять молодежи "вред суеверия и религиозных предрассудков, организуя с этой целью специальные кружки и лекции", бездействуют в этом отношении. Какова та сумма естественно-научных знаний, которые должны найти самое широкое распространение в пропаганде безбожия? Это как-раз те достижения науки, которые религия наиболее усердно, не щадя средств, отрицала и попирала, те громадные открытия, завоевания природы, которые дали самые мощные толчки прогрессу человеческой мысли. Попы, ксендзы, пасторы, муллы и раввины утверждают, что мир был создан руками или голосом божьим из ничего, в шесть дней, и что это случилось несколько тысяч лет назад, для нашего удобства, жителей земли - центра вселенной. Лишь в об'емистой книге можно рассказать о страданиях тех ученых, которые на протяжении полуторы тысячи лет смели выступать против какого-либо из пунктов этого утверждения....
        Шарообразность земли считалась ересью, за защиту которой в XIV веке во Флоренции был сожжен па костре знаменитый астроном Чекко д'Асколи. Лишь двести лет спустя, после того, как Магеллан в 1519 году совершил первое кругосветное путешествие, церковь отказалась от невежественной выдумки о том, что земля плоская, a над нею "твердь небесная".
        С ocoбой яростыо обрушались религиозники на тех, кто отрицал центральное положение земли во вселенной, а тем самым и религиозный взгляд на положение человека: "Человек сотворен ради бога, а все-лениая сотворена ради человека; поэтому человек помещен в центре вселенной, чтобы он мог сам служить и чтобы ему могли служить.
        В 1500г. Николай Коперник впервые высказал мысль, что не солнце и планеты вращаются вокруг земли, а, наоборот, земля вместе с планетами вращается вокруг солнца. Но его труд, излагающий это учение, появился лишь 43 года спустя, как раз в день смерти Коперника, избежавшего тем самым казни. 7 января 1610 года Галилео Галилей открыл своим телескопом четырех спутников планеты Юпитер, горы и долины на луне, а позднее пятна на солнце и фазы планеты Венера (т. е. чередование форм, как у луны). Тем самым он дал неопровержимое доказательство правильности учения Коперника. Тогда бешенство попов всех исповеданий достигло пределов. Под угрозой пыток инквизиция вынудила Галилея подписать отречение: "Я, Галилей, 70 лет отроду, находясь в темнице, коленопреклоненный перед вашими священствами, имея перед глазами святое евангелие, которого я касаюсь своими руками, отвергаю, проклинаю и презираю заблуждение и ересь, содержавшиеся в утверждении о движении земли".
        За гениальную догадку о вечном круговороте материи, о возникновении звезд из туманностей, о множественности солнц и планет во вселенной инквизиция сожгла в 1600 году молодого итальянского ученого, приверженца учения Коперника, Джордано Бруно. За защиту учения Галилея семь раз подвергался пыткам Фома Кампанелла. Даже на Ньютона, который считал себя верующим, церковь обрушилась за то, что, открыв закон всемирного тяготения, он "лишал бога непосредственного действия его трудов, приписываемого ему священным писанием, и передал это действие материальному механизму".
        Запретив книги, содержащие все эти "вредные мысли", изгоняя вплоть до середины XVIII века из католических и протестантских университетов учение Коперника, религиозники все же в конце концов были вынуждены сложить оружие перед наукой в этом вопросе. В 1835 году они из'яли из списка запрещенных книг произведения, защищающие теорию движения земли вокруг солнца. Мракобесы вынуждены были отступить перед ослепительным блеском истины. Но они не сдались. Цер- (продолжение на 3-й, отсутствующей странице - S.N.Morozoff)
         1) Ленин. Собр. соч., т. XVII, стр. 82.
         2) Ленин. Собр. соч., т. XXIII, стр. 285.

В номере
Вся Комсомолка
Главная страница

Главлит:           
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff