КОСМОС В ПОДАРОК ПЛАНЕТЕ
ПРИНЕС СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК!

Окончание речи Н.С. ХРУЩЕВА
фундаменты новых домен и строили шахты, когда мы бросили всему миру крылатые слова: пятилетка, индустриализация, электрификация, коллективизация, всенародная грамотность, сколько было надутых "теоретиков", которые пророчили, что лапотная Россия не сможет стать величайшей индустриальной державой. Где сейчас эти горе-пророки?!
        Мы не были Иванами, не помнящими родства. Все лучшее, что было создано передовыми людьми нашей страны, мы использовали на благо народа. Социалистическое государство дало выход на широкое поле советского индустриального и колхозного строительства мечтам и планам многих ученых, инженеров и техников, которые в условиях царской России не могли и помышлять о приложении ума и рук своих.
        Теперь, когда мы стоим возле человека, совершившего первый космический рейс, мы не можем не вспомнить имени русского ученого-революционера Кибальчича, мечтавшего о полетах в космос, которого казнило царское правительство. Мы не можем не вспомнить и не отдать дань памяти Менделееву и Жуковскому, Тимирязеву и Павлову, многим другим великим ученым, имена которых связаны с выдающимися подвигами советского народа.
        Мы с особым уважением вспомним сейчас о Константине Эдуардовиче Циолковском, ученом-мечтателе, теоретике космических полетов. (Аплодисменты).
        Мечта о покорении Космоса - действительно величайшее из величайших мечтаний человека. Мы гордимся тем, что эту мечту, эту сказку сделали былью советские люди. (Аплодисменты).
        Гражданин Советского Союза - это звучит гордо. Было время, когда за рубежом, да некоторые люди и внутри страны с пренебрежением отзывались о нас. Но еще тогда Владимир Маяковский с гордостью говорил:

"Читайте, завидуйте,
        Я - гражданин Советского Союза".

(Продолжительные аплодисменты).
        С какой силой звучат эти слова сегодня. Каким глубоким смыслом наполнены они!
        Но эта гордость исходит не из того, что мы отказываем другим народам и странам совершить нечто подобное. Мы - интернационалисты. Каждый советский человек воспитан в духе социалистического патриотизма, и вместе с тем он щедро готов делиться своим научным богатством, своими техническими и культурными знаниями со всеми, кто готов жить с нами в мире и дружбе. (Аплодисменты).
        Советские рабочие, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция горды тем, что нам, трудящимся бывшей царской России, выпала великая честь под руководством бессмертного вождя рабочего класса Владимира Ильича Ленина, партии коммунистов совершить Октябрьскую социалистическую революцию. (Продолжительные аплодисменты).
        Это - подвиг, равного которому не было и нет в истории. Рабочему классу, народу надо было проявить огромное мужество и смелость, глубокое понимание своих целей и задач, чтобы пойти на этот подвиг. Рабочий класс не побоялся никаких трудностей. Он совершил величайшую революцию, взял власть в свои руки в стране, которая была экономически отсталой, полти сплошь неграмотной, народ которой был задавлен царизмом и капитализмом.
        И вот в тех условиях, когда, казалось бы, надо было мечтать не о высоких делах сегодняшнего дня и будущего, а думать о том, как покончить с войной, как залечить раны, которые кровоточили во всем организме бывшей России, гениальный Ленин с непоколебимой уверенностью говорил о неизбежности победы социализма, коммунизма. Он принимал меры к прекращению империалистической войны путем революции, путем победы рабочего класса, установления диктатуры пролетариата, революционного освобождения всех народов нашей страны.
        Настойчиво и неутомимо Ленин разъяснял, что только при полном раскрепощении людей от капиталистического рабства, только тогда, когда народ действительно станет свободным, когда все материальные и духовные возможности, все силы смогут быть направлены на пользу трудящихся, наступит новая эра в истории человечества. (Аплодисменты).
        Великий подвиг российского рабочего класса, народа нашей страны, которые во главе с партией коммунистов свершили Октябрьскую социалистическую революцию, войдет в века, как вдохновляющий пример революционного творчества народа.
        Социализм раскрыл перед нашей Родиной широчайшие просторы для ее развития. За 43 года Советской власти в прошлом неграмотная Россия, о которой некоторые говорили с неуважением, считая ее варварской страной, прошла грандиозный путь. Теперь наша страна первой создала корабль-спутник, первой вырвалась в космос. Разве это не ярчайшая демонстрация подлинной свободы самого свободного из свободных в ми-ре народа - советского народа! (Бурные аплодисменты).
        Создав все условия для взлета и успешной посадки корабля-спутника, мы показали, на что способен народ, если он становится действительно свободным, раскрепощенным в политическом и экономическом отношении. Действительно свободными странами являются не те страны, в которых богатые свободно эксплуатируют тех, кто не имеет куска хлеба, и называют это "свободным миром", а те страны, в которых все люди труда, все народы имеют возможность пользоваться всеми материальными и духовными благами.
        Завоевание нами космоса - это замечательная веха в развитии человечества. В этой победе - новое торжество ленинских идей, подтверждение правильности марксистско-ленинского учения. В этой победе человеческого гения воплотились и нашли свое наглядное выражение славные результаты всего того, чего достигли народы Советского Союза в условиях, которые создала Октябрьская социалистическая революция. Этот подвиг знаменует новый взлет нашей страны в ее поступательном движении вперед, к коммунизму. (Продолжительные аплодисменты. Возгласы: "Ура!").
        Перед всем миром мы с гордостью и непоколебимой уверенностью заявляем, что, успешно осуществив начатое в 1917 году Октябрьской революцией строительство социализма, мы уверенно и смело идем вперед по пути, указанному великим Лениным, - к построению коммунизма. Мы говорим, что в мире нет такой силы, которая могла бы свернуть нас с этого пути. Победа будет за нами, и это самая благородная, самая светлая победа. (Продолжительные аплодисменты). Она не приводит к господству одной группы людей над другой, к господству одной страны над другой страной или группой государств, одной нации над другими, а приносит блага всем людям мира. (Аплодисменты).
        Движение народов к коммунизму, благородное стремление людей к этой великой цели не может быть умалено или приостановлено. Это движение приобрело огромную, необоримую силу, и нет таких преград, которые могли бы приостановить этот великий процесс развития человечества. Советский народ, народы социалистических .стран, народы всего мира, в том числе и народы тех государств, которые еще не добились своей победы, но упорно борются за торжество прогресса над эксплуатацией и угнетением, победят, воздвигнут светлое здание коммунизма. И это будет великим благом человечества, венцом его непрерывного развития. (Аплодисменты). Товарищи! В этот час мы приветствуем ученых мира, для которых космический полет - большая радость и большое счастье. Советская наука развивается в тесной связи со всей мировой наукой.
        Полет космического корабля "Восток" - это, так сказать, первая советская ласточка в космосе. Она взлетела к небу вслед за многими нашими спутниками и кораблями. Это - закономерное следствие гигантской научной и технической работы, которая проводится в нашей стране по овладению космическим пространством.
        Мы будем продолжать эту работу и впредь. Все новые и новые советские люди по неизведанным маршрутам полетят в космос, будут изучать его, раскрывать и дальше тайны природы и ставить их на службу человеку, его благосостоянию, на службу миру. Мы подчеркиваем - на службу миру!
        Советские люди не хотят, чтобы ракеты, которые с такой поразительной точностью выполняют заданную человеком программу, несли смертоносные грузы.
        Мы еще раз обращаемся к правительствам всего мира - наука и техника шагнули так далеко и способны совершить по злой воле такие разрушения, что надо принять все меры к разоружению. Всеобщее и полное разоружение, под самым строгим международным контролем - путь к установлению прочного мира между народами. (Бурные аплодисменты).
        Когда мы запустили первый спутник, нашлись недалекие деятели в заокеанской стране, которые не поверили в это. Ну что ж, бывают такие недальновидные и недальнозоркие люди. Теперь можно, как говорится, и потрогать человека, который вернулся к нам прямо с неба! (Аплодисменты).
        Позвольте мне еще раз крепко обнять Вас, дорогой наш Юрий, передать через Вас горячий привет Вашим товарищам по труду и подвигу. (Никита Сергеевич Хрущев крепко обнимает товарища Гагарина и целует его. По площади проносятся бурные аплодисменты. Раздаются возгласы: "Да здравствует Коммунистическая партия!", "Слава Гагарину!", "Ура!").
        Вы прославили Союз Советских Социалистических Республик. Родина-мать не забудет Вашего подвига и сохранит на страницах своей истории Ваше имя. (Аплодисменты).
        Мы гордимся, что первый в мире космонавт - это советский человек. Юрий Алексеевич рос и воспитывался в советской школе, принимал деятельное участие В общественной жизни, был активным комсомольцем. Он - коммунист, член великой партии Ленина! (Бурные аплодисменты).
        Мне приятно сообщить, что Президиум Верховного Совета СССР присвоил Вам высокое звание Героя Советского Союза. (Бурные, продолжительные аплодисменты, возгласы:"Ура!", "Слава Герою Гагарину!").
        Вам первому присваивается также славное звание "Летчика-космонавта СССР". (Бурные аплодисменты).
        В ознаменование первого в мире космического полета человека в Москве будет установлен бронзовый бюст Героя и учреждена памятная медаль. (Бурные аплодисменты).
        Я сердечно поздравляю родителей Юрия - Анну Тимофеевну и Алексея Ивановича Гагариных за то, что они вырастили и воспитали такого замечательного сына, который прославил своим подвигом нашу Родину. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Приношу горячее поздравление жене Юрия Алексеевича - Валентине Ивановне, замечательной советской женщине. Ведь она знала, что Юрий Алексеевич отправляется в космическое пространство, и не отговаривала его, поддержала, всем сердцем напутствовала своего мужа, отца двух маленьких детишек, на великий подвиг. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Ведь никто не мог дать полной гарантии, что проводы Юрия Алексеевича в космический полет не являлись для него последними. И вот мужество, понимание всего значения этого беспримерного полета говорят о большой душе Валентины Ивановны. (Продолжительные аплодисменты). Да, это настоящая советская женщина. Вспомните, с какой теплотой и любовью писали о русских женщинах Некрасов, Пушкин и другие наши писатели. А русские женщины - это теперь все женщины Советского Союза. Валентина Ивановна показала свой большой характер, свою волю и высокое понимание советского патриотизма. (Продолжительные аплодисменты).
        Товарищи! Народы Советского Союза празднуют свою новую победу, победу труда, науки и разума. Она достигнута народами нашей страны в упорном и напряженном труде. Советские люди прошли великий путь борьбы за подъем народного хозяйства, за развитие техники, науки и получили достойное вознаграждение, завоевав приоритет в запуске корабля-спутника с человеком в космос. Этот бессмертный подвиг, выдающееся свершение будет жить в веках как величайшее достижение человечества. (Бурные аплодисменты).
        Но успехи не должны расслаблять нашу волю, упорство, стремление к дальнейшему
        подъему народного хозяйства, к развитию науки и техники. Задачи создания прочной материально-технической базы коммунизма, намеченные XXI съездом Коммунистической партии, - грандиозные задачи. Они имеют огромное историческое значение. Выполнением семилетнего плана и достижением в результате этого нового подъема всей нашей экономики, науки и техники мы обеспечим такие условия, когда превзойдем уровень экономики самой развитой капиталистической страны - Соединенных Штатов Америки - и умножим свои преимущества в развитии науки и техники.
        Выполнение семилетнего плана приблизит нас к тому, что мы переступим высший рубеж достижений капиталистического мира и вырвемся, как мы вырвались сейчас в космос, вперед в развитии всей нашей экономики, в удовлетворении запросов народа. Материальные и культурные потребности советских людей будут удовлетворяться полнее, чем это могут обеспечить самые развитые страны капиталистического мира.
        Вот почему, товарищи, новые большие успехи не должны расслаблять волю, стремление к лучшему использованию всех наших возможностей в развитии науке и техники. Необходимо поставить все на службу народа, чтобы успешно решить задачу, выдвинутую нашей партией по дальнейшему развитию промышленности, всего народного хозяйства страны.
        Особенно большие задачи стоят перед сельскими коммунистами и комсомольцами, перед колхозниками и колхозницами, перед рабочими совхозов, перед всеми тружениками сельского хозяйства. Мы должны поднять сельское хозяйство на такой уровень, чтобы оно постоянно шло в ногу с промышленностью.
        Весна является решающим временем в сельскохозяйственных работах. А в третьем году семилетки мы особенно должны показать свои возможности в подъеме сельского хозяйства. Все работники сельского хозяйства должны приложить максимум усилий к тому, чтобы сельское хозяйство полнее удовлетворяло растущие потребности народа.
        Товарищи! Много замечательных страниц в книге истории нашей Родины. Эту книгу пишут своим трудом, своим вдохновением, талантов, упорством и мужеством миллионы советских людей.
        Пусть здравствуют и процветают наши замечательные советские люди, творцы новой жизни, творцы коммунизма! (Бурные аплодисменты).
        Пусть здравствует и процветает наша социалистическая Родина - страна, в которой Великий Октябрь начал новую эпоху развития человечества! (Бурные аплодисменты).
        Слава великому вождю и основателю Коммунистической партии и социалистического Отечества Владимиру Ильичу Ленину! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Возгласы: "Ура!").
        Гений Ленина освещает наш путь к коммунизму, вдохновляет нас на новые подвиги во имя мира и счастья всего человечества! (Бурные аплодисменты).
        Да здравствуют народы Советского Союза - строители коммунизма! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Возгласы: "Слава!", "Ура!").

Размер: 26,2kB, 204x450x96dpi

Торжественное шествие на улице Димитрова в Москве.
Фото С. ПАНОВА и Ю. ШАЛАМОВА.

ПРИЕМ В КРЕМЛЕ
        Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР устроили вчера в Большом Кремлевском дворце прием в честь выдающегося подвига ученых, инженеров, техников и рабочих, обеспечивших успешное осуществление первого в мире полета человека в космическое пространство, в честь первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
        Большой Кремлевский дворец был свидетелем многих незабываемых встреч. Но такой встречи здесь еще не было.
        На широкой парадной лестнице, ведущей в Георгиевский зал, гостей встречают юноши и девушки в белых костюмах, У них в руках огромные букеты живых цветов.
        В Георгиевский зал направляются те, кто своим умом и своими руками создали космический корабль-спутник "Восток", члены Президиума Верховного Совета СССР, министры СССР и РСФСР, председатели Государственных комитетов, члены и кандидаты в члены Центрального Комитета КПСС, Маршалы Советского Союза, руководители партийных и советских организаций Москвы и Московской области, представители трудящихся, видные деятели науки, культуры и искусства, представители общественных организаций.
        Незадолго до начала приема в Большой Кремлевский дворец входят Никита Сергеевич Хрущев, герой-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, его жена Валентина Ивановна, отец и мать.
        Звучат фанфары. Сводный хор и симфонический оркестр исполняют финальный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин". Не успела смолкнуть величавая музыка М. Глинки, как под сводами Большого Кремлевского дворца зазвучала песня "К дальним планетам" композитора С. Туликова.
        Н.С. Хрущев, Ю.А. Гагарин проходят в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.
        Появление в Георгиевском зале товарищей Л.И. Брежнева, Н.Г. Игнатова, Ф.Р. Козлова, А.Н. Косыгина, О.В. Куусинена, А.И. Микояна, Н.А. Мухитдинова, Н.В. Подгорного, Д.С. Полянского, Е.А. Фурцевой, Н.С. Хрущева, Н.М. Шверника, П.Н. Поспелова, Д.С. Коротченко, Я.Э. Калнберзина, А.П. Кириленко, К.Т. Мазурова, В.П. Мжаванадзе, В.В. Гришина, Г.И. Воронова, члена Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова, летчика-героя Ю.А. Гагарина, его супруги, матери и отца собравшиеся встречают бурными, продолжительными аплодисментами.
        Среди гостей - были первый секретарь Центрального Комитета Монгольской народно-революционной партии, председатель Совета Министров МНР Ю. Цеденбал, главы правительственных делегаций Китайской Народной Республики, заместитель председателя Госплана Гу Чжо-синь, министр внешней торговли КНР Е Цзи-чжуан, парламентская делегация Ливии во главе с сенатором Ахмедом Рафик Махдави.
        На приеме присутствовали главы дипломатических представительств, аккредитованные в Советском Союзе, многочисленные советские и иностранные корреспонденты, представители духовенства.
        Гости окружают Н.С. Хрущева и Ю.А. Гагарина. Каждый стремится передать поздравление первому в мире космонавту - гражданину Советского Союза.
        Оглашаются Указы Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания Героя Советского Союза и звания Летчика-космонавта СССР.
        Георгиевский зал дворца наполняется криками "ура!" и бурными аплодисментами. Оркестр исполняет торжественный марш.
        Л.И. Брежнев, вручая Ю.А. Гагарину орден Ленина и золотую медаль Героя Советского Союза, отмечает, что ему доставляет удовольствие выполнить такое приятное поручение. Л.И. Брежнев указывает, что Юрий Гагарин совершил необычайно великий подвиг. Этот подвиг является символом того светлого, возвышенного, что несет советскому народу коммунизм.
        От имени Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета, Министров СССР тов. Брежнев сердечно поздравляет Ю.А. Гагарина с высокой правительственной наградой.
        Он прикрепляет к мундиру первого в мире летчика-космонавта орден Ленина и Золотую Звезду Героя. Оркестр исполняв Государственный гимн Советского Союза. Председатель Президиума Верховного Совета СССР по-отечески обнимает и целует летчика-космонавта. Вновь в зале звучат продолжительные аплодисменты.
        Я бесконечно тронут вниманием нашей партии, правительства, всего советского народа, которое оказано мне, говорит в ответном слове Ю.А. Гагарин. Я горжусь этим подвигом, который совершил во славу советского народа.
        Герой-космонавт благодарит партию и народ и заверяет, что он готов выполнить любое задание. "Служу Советскому Союзу!" - заканчивает свою речь Гагарин.
        Председатель Президиума Верховного Совета СССР от имени всех присутствующих вновь крепко обнимает и целует Гагарина. К герою подходят Н.С. Хрущев, Ф.Р. Козлов, К.Е. Ворошилов, маршал Р.Я. Малиновский. Вновь товарищ Н.С. Хрущев сердечно поздравляет Юрия Гагарина, совершившего свой героический подвиг.
        Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ф.Р. Козлов, К.Е. Ворошилов, Р.Я. Малиновский сфотографировались с героем-космонавтом, его женой, матерью, отцом, сестрами и братьями.
        К присутствующим обращается Никита Сергеевич Хрущев. Он говорит, что советский народ гордится беспримерным подвигом Юрия Гагарина. Этот подвиг показывает величие, расцвет советской науки и техники. Товарищ Н.С. Хрущев заявляет, что этот подвиг не приводит к господству одной страны над какой-либо другой страной. Он направлен на дело мира. Только при осуществлении всеобщего и полного разоружения можно обеспечить мир во всем мире, говорит глава Советского правительства и добавляет, что СССР будет рад подписать соглашение о разоружении и покончить с гонкой вооружений. Глава правительства СССР выражает уверенность, что недалеко то время, когда будут осуществляться межпланетные сообщения. Он провозглашает тост за торжество разума, гения человека, за первого летчика-космонавта Юру Гагарина, за ученых, инженеров, техников, рабочих, усилиями которых был создан, запущен и благополучно возвращен на Землю космический корабль с человеком на борту.
        Дуайен дипломатического корпуса шведский посол Ральф Сульман выразил искренние поздравления Председателю Совета Министров Н.С. Хрущеву и всему советскому народу по случаю грандиозного достижения советской науки и техники. День, когда был осуществлен первый в мире полет человека в космос, был историческим днем для всего человечества. Имя майора Гагарина будет навеки связано с открытием человечеством пути в межпланетное пространство, в другие миры, сказал он. Шведский посол подчеркнул, что первый полет в космос является началом новой эры в развитии человечества.
        Ю.А. Гагарина, создателей космического корабля-спутника "Восток" приветствовали: от имени рабочих Москвы - токарь завода "Красный пролетарий" Н.М. Кузьмин, от имени колхозников Подмосковья - председатель сельскохозяйственной артели имени Сталина Воскресенского района Герой Социалистического Труда В.Ф. Люкшин, от имени молодежи столицы - руководитель бригады коммунистического труда фабрики имени Фрунзе Валентина Петрищева, от имени интеллигенции - писатель Леонид Соболев.
        Главный маршал авиации К.А. Вершинин, приветствуя героя-космонавта, сказал: Мы гордимся своим славным воином, который выполнил большую историческую задачу.
        Все речи прерывались бурной овацией всего зала. Провозглашались здравицы в честь первого героя-космонавта Ю.А. Гагарина, в честь советского народа, Коммунистической партии и Советского правительства.
        Снова выступает Н.С. Хрущев. Он заявляет, что имя Юрия Гагарина - первого в мире советского летчика-космонавта всегда будет жить в веках.
        Н.С. Хрущев говорит, что этот первый космический полет является достоянием всего человечества.
        Глава Советского правительства сообщает, что все участники создания космического корабля-спутника "Восток" будут представлены к высшим правительственным наградам. Он предлагает тост за создателей корабля-спутника.
        Для участников приема, прошедшего в исключительно теплой, сердечной, братской обстановке, был дан большой концерт силами мастеров искусств столицы. (ТАСС).

Размер: 35,0kB, 450x371x96dpi

Салют в честь победителей космоса.
Фото И. ГРИЧЕРА.

ЗДРАВСТВУЙ, ЮРИЙ!
        (Окончание. Начало на 1-й стр.).
        Пионеры подходят с огромными букетами живых цветов и вручают их Юрию Гагарину, руководителям Коммунистической партии и Советского правительства, родным и близким героя.
        Н.С. Хрущев представляет майора Гагарина Председателю Совета Министров Монгольской Народной Республики Ю. Цеденбалу.
        Тесный строй дипломатов. Наверное, быстрее облететь на космическом корабле все страны мира, чем пожать руки их московских представителей, протянутые навстречу "человеку с неба"...
        Н.С. Хрущев и Ю.А. Гагарин проходят вдоль рядов москвичей. Отовсюду слышатся ликующие возгласы, крики "ура". Юрий, чуть смущаясь, отвечает на приветствия. Так улыбаются обычно близким друзьям в минуты семейного торжества.
        Н.С. Хрущев, Юрий Гагарин и его жена садятся в голубой открытый "ЗИЛ-111", украшенный гирляндами роз. Кортеж машин направляется к Москве. Путь его лежит через широкие проспекты, заполненные народом, к Красной площади, на которой Юрий Гагарин побывал за несколько часов до отъезда к месту старта космического корабля "Восток". Сегодня он придет сюда как человек, подвиг которого стал бессмертным, стал примером мужества, отваги и геройства во имя служения человечеству.
        В те минуты, когда вся Москва ждала героя-космонавта, когда собравшиеся на Внуковском аэродроме взглядом искали на горизонте самолет, что доставит Юрия Гагарина, с вертолетной станции поднялись в воздух винтокрылые машины. На борту комфортабельных "МИ-4" находился необычный груз. Тысячи пестроцветных листовок с портретом пилота космического корабля, со словами привета нашему славному современнику, ко всем участникам небывалого подвига взяли летчики, чтобы разбросать их в весеннем небе Москвы. Одна из "стрекоз" подняла над центральными площадями, окраинными улочками, парками, новыми кварталами жилых домов вашего корреспондента.
        Вот винты-крылья бросили машину ввысь. За штурвалом И. Сухомлинов - в прошлом авиатор-фронтовик. Второй пилот - А. Стибунов.
        Сказать, что столица с птичьего поле- та видна, как на ладони, значит ничего не сказать. Вчера мы видели гигантскую карту праздничной столицы, карту одухотворенную и незабываемую. Из переулков в улицы, из улиц в магистрали текли колонны демонстрантов.
        Вот мы пересекли черту Центра столицы - Садовое кольцо. В полдень вчерашнего дня оно стало алым ожерельем города - столько людей с флагами и транспарантами вышло на эту магистраль.
        Наконец вертолет повис над набережной возле Кремля. Тут разлилось настоящее половодье. И в этот людской разлив пилоты бросают и бросают листовки.
        Вертолет идет над Москвой, оставляя за собой пестрый шлейф крылатых вестников победы.
        ...В десять часов к перрону Ярославского вокзала подошел пассажирский скорый из Владивостока. Весть о запуске человека в космос застала пассажиров в пути. На остановках весь поезд простаивал в очередях за свежими газетами. Люди считали часы и минуты, оставшиеся до столицы. Но поезда, к сожалению, не обладают космическими скоростями.
        У привокзального киоска "Мосгорсправки" №144 с самого раннего утра очередь. Сотни приезжих. Один вопрос: "Как побыстрее проехать до Красной площади?".
        На Ленинском проспекте, улице Димитрова, улице Серафимовича стояли по два-три часа, чтобы не пропустить волнующего момента, когда проследует машина с тем, кого с нетерпением ждала эти дни столица. Напряженное ожидание. Тишина, готовая вот-вот взорваться. Казалось, этот взрыв ликования неминуем. При появлении вдали торжественного кортежа улица ухнула, будто сотни людей вздохнули разом. Но вот когда машина, в которой ехали Никита Сергеевич Хрущев, Юрий Алексеевич Гагарин и его жена Валентина Гагарина, приблизилась, все замерло. Эта тишина была величественна. Люди снимали шапки.
        Показались башни древнего Кремля. Он весь залит весенним солнцем, ярко сверкают его звезды. Со всех четырех сторон к Кремлю и прилегающим к нему площадям и улицам идут люди, идут со знаменами, лозунгами, с портретами героя-космонавта, цветами. По стечению народа этот день может сравниться лишь с первомайскими и октябрьскими праздниками.
        Не раз собирался народ за многовековую историю русской земли у стен древнего Кремля. Он шел сюда в минуты радости и печали, черпал здесь силы в годы испытаний, ликовал в часы великих свершений. Здесь не раз отстаивались честь и свобода России.
        На Красной площади первое социалистическое государство отмечало свои первые победы. Тут, у подножия Мавзолея, упали бесславные знамена поверженной фашистской империи. Не раз у стен Кремля, на Красной площади делалась история. История человечества.
        И сегодня на Красной площади история сторожит секунды. Час торжества назначен на 14 часов 30 минут. Но с утра на площади, преображенной праздничным нарядом, гудит народ.
        Сколько дерзновенных мечтаний было доверено за века Красной площади!
        ...Здесь три века назад безвестный мужик при замершем от дива народе, прикрепив к своим рукам "слюдяны крыле", хотел полететь, как птица. Но упал, так и не поднявшись в небо. И был русский Икар за свою затею, как рассказывает история, "бит батоги".
        Шли годы и столетия. За то, чтобы заглянуть в космос, лучшие люди боролись и силой разума и твердостью руки. Народоволец Кибальчич мечтал о полете к далеким мирам и мастерил метательные снаряды, чтобы карать земных тиранов. Одним из таких снарядов был убит царь Александр II. В тюрьме, ожидая казни, Кибальчич составлял схему реактивного летательного аппарата.
        Великий Октябрь зажег стартовые огни по дороге в космос. Первый после революции свободный полет аэростата состоялся отсюда, с Красной площади, более 40 лет назад. Аэронавты, спустившись на землю, послали донесение Владимиру Ильичу Ленину, полное гордости за свою молодую Родину и счастья исполненного долга.
        "Спустившись из заоблачных интернациональных владений на землю РСФСР после первого свободного полета в свободной России в честь II конгресса III Интернационала, первые красные аэронавты, - говорилось в донесении, - пламенно приветствуют вождей международного пролетариата. Красный стяг поднят на высоту 5 тысяч метров".
        Тогда, сорок лет назад, рапорт великому вождю посылали первые советские аэронавты, а сейчас Красная площадь замерла, слушая по радио, как на Внуковском аэродроме рапортует руководителю нашей парши и правительства Н.С. Хрущеву первый советский космонавт. Но, чтобы это случилось, еще немало потребовалось титанических усилий, немало подвигов.
        Здесь, на ликующей сегодня площади, у Кремлевской стены вечным сном спят отважные советские стратонавты, участники одного из самых выдающихся полетов в стратосферу, - П.Ф. Федосеенко, А.Б. Васенко, И.Д. Усыскин. Они заглянули в стратосферу, поднявшись на стратостате "Осоавиахим-1" на высоту 22.000 метров. Герои погибли при спуске, но собранный ими богатый научный материал вернулся к людям. В тот же год на русской земле родился человек, которому было суждено забраться в такие выси, которые трудно представить себе наяву. Родился Юрий Гагарин.
        Красная площадь ждет. На фасаде ГУМа слова "Вперед, к победе коммунизма". По сторонам на кумачовых полотнищах начертано: "Да здравствует созданная Лениным славная Коммунистическая партия Советского Союза!", "Да здравствует великий советский народ - строитель коммунизма!". На древней кремлевской стене, как всегда в дни больших торжеств, - гербы СССР и союзных республик. Вдоль ГУМа - металлические мачты с флагами союзных республик.
        Золоченые стрелки часов на Спасской башне приближаются к половине третьего. И вот на площади раздались горячие аплодисменты, возгласы "ура". Это собравшиеся встречают поднявшихся на трибуну Мавзолея товарищей; Л.И. Брежнева, Н.Г. Игнатова, Ф.Р. Козлова, А.Н. Косыгина, О.В. Куусинена. А.И. Микояна, Н.А. Мухитдинова, Н.В. Подгорного, Д.С. Полянского, Е.А. Фурцеву, Н.С. Хрущева, Н.М. Шверника, П.Н. Поспелова, Д.С. Коротченко, Я.Э. Калнберзина, А.П. Кириленко, К.Т. Мазурова, В.П. Мжаванадзе, Г.И. Воронова, В.В. Гришина, члена Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова.
        Вместе с руководителями партии и правительства - герой-космонавт майор Ю.А. Гагарин, его родители, жена.
        Овация не стихает в течение нескольких минут. Присутствующие на митинге от имени всего советского народа желают ученым, рабочим, инженерам, техникам новых успехов в освоении космического пространства.
        Митинг трудящихся города Москвы, посвященный великой всемирно-исторической победе советского народа - успешному осуществлению первого в мире космического полета Юрия Алексеевича Гагарина, по поручению Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР открывает член Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Ф.Р. Козлов.
        Ф.Р. Козлов предоставляет слово первому в мире космонавту майору Ю.А. Гагарину.
        Ровный, мягкий голос, простые, сердечные слова. Но в этот миг словно слышишь и другой голос, прозвучавший здесь же, на Красной площади, 1 мая 1933 года по радио:
        "...Я точно уверен в том, что и моя другая мечта - межпланетные путешествия, - мною теоретически обоснованная, превратится в действительность. 40 лет я работал над реактивным двигателем и думал, что прогулка на Марс начнется лишь через много сотен дет. Но сроки меняются. Я верю, что многие из вас будут свидетелями первого заатмосферного путешествия...".
        Тысячу раз прав оказался великий ученый, отец космонавтики Константин Эдуардович Циолковский! Да, меняются с каждым годом сроки штурма космоса, стремительно приближаясь к нынешним дням. И сегодня все затаив дыхание слушают донесение, которое принес советскому народу первый космонавт...
        Затем слово предоставляется Первому секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председателю Совета Министров Союза ССР товарищу Никите Сергеевичу Хрущеву.
        ...На трибуну Мавзолея поднимаются дети с букетами цветов и вручают их руководителям Коммунистической партии и Советского правительства, Юрию Гагарину, его родителям и жене.
        К микрофону подходит маленькая девочка - ученица третьего класса 404-й школы Оля Прудникова. Она сообщает, что по решению Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина Юрий Гагарин принят в почетные пионеры и записан в Книгу почета пионерской организации. Под гром аплодисментов девочка подходит к летчику и повязывает ему алый галстук.
        Ф.Р. Козлов объявляет митинг закрытым. Торжественно звучит Гимн Советского Союза.

* * *

Повязанный красным галстуком, он стоит на гранитной трибуне Мавзолея, а но площади идут и идут люди. Они скандируют его имя, несут его портреты. Плывут перед Юрием Гагариным лица, тысячи лиц. Он видел недавно шар Земли и бесконечное небо, густо посыпанное звездами. Но эти тысячи восторженных лиц были самым большим чудом, которое видел за свою жизнь первый космонавт. Ради людей своей страны, ради честных, настоящих людей всей планеты он совершил путешествие на своем космическом корабле.
        Демонстранты несут цветы и, срывая шляпы, размахивают ими. Пожилая женщина, жадно рассматривая его лицо, все повторяет: "Как хорошо мне сегодня". Студенты кричат: "Юра, возьми нас в космос". А напротив Мавзолея через всю стену протянут стяг с портретом великого вождя. Ленин - имя его священна уже не только на планете Земля. Простой русский парень со Смоленщины с этим именем в сердце ринулся в космос. Ленин - в Октябре семнадцатого года. Ленин - и в апреле шестьдесят первого. А может быть, полет первого космонавта начался еще тогда, в 17-м году? Да, он был тогда предрешен, этот полет. Свидетелем этого стала Красная площадь. Москвичи демонстрировали преданность великим идеям коммунизма, которые проложили путь советскому народу в космос.
        Юрий Гагарин благодарит людей своей страны, людей, которые послали его в космос и которые ждали его на Земле.
        - Спасибо, - он прикладывает руки к сердцу.
        - Спасибо, - он поднимает сплетенные руки над головой.
        - Спасибо, спасибо, спасибо... - он словно пожимает руки всем, кто идет по площади.
        Рядом с Юрием Гагариным - Никита Сергеевич Хрущев. Рядом - вожди страны и ее полководцы. Коммунист Гагарин, майор Гагарин, космонавт Гагарин стоит с ними на трибуне Мавзолея. Идут часы, а Красная площадь по-прежнему ликует.
        Репортаж вели: Т. Агафонова, Б. Ба-зунов, М. Блатин, Я. Голованов, Н. Ерем-ченко, Ю. Зерчаниной, Н. Колесникова, К. Никифорова, С. Русакова, С. Соловейчик.

Встречу героя видела вся Европа
        Как рассказал вчера нашему корреспонденту заместитель главного инженера Московского телецентра В. Бисикалов, репортаж о встрече Ю. Гагарина в Москве ретранслировался через Ленинград и Таллин в Хельсинки. Через столицу Финляндии проходит так называемая линия "Евровижэн", связывающая телецентры многих стран Европы. Передачу из Москвы принимали Прага, Берлин, Стокгольм, Копенгаген, Брюссель и другие столицы Европы. Впервые такая передача была проведена в Англии.
        Хорошее качество изображения позволило миллионам европейцев своими глазами увидеть волнующие эпизоды замечательной встречи первого космонавта в Москве.

И он взлетел
        Борис СЛУЦКИЙ.

Фронт проходил по Гжатскому району.
        Дома района были сожжены,
        Сады - порублены. Среди детей,
        Среди мальчишек Гжатского района,
        Голодных и бездомных, жил тогда
        Гагарин Юра - первоклашка.
        Мы,
        Бойцы, сержанты, офицеры.
        Лежавшие в снегу под Гжатском,
        Мы точно знали: первый космонавт
        Живет под Гжатском.
        Знали: он голодный,
        Бездомный мальчик.
        Знали: Гитлер лично
        Распорядился вбить его в снега,
        Загнать под лед,
        Чтоб не глядел на звезды,
        Чтобы не рос, не вырос, не взлетел.
        Мы знали - и решили обеспечить
        Полет.
        И космонавт взлетел.

Дважды революционер
        А. ЧЕРНЯК, кандидат исторических наук.
        ЛИКУЕТ столица космонавтов, приветствуя первого из людей, который осмелился шагнуть в неизведанные волны мирового океана. Родина славит тебя, победитель космоса! И вот в этот радостный, небывалый день мы вспоминаем о человеке, чья жизнь оборвалась в возрасте 27 лет. Да, когда сердце Николая Кибальчича перестало биться, ему было столько лет, сколько сейчас Юрию Гагарину, первому летчику-космонавту...
        1881 год. Март... Официальный Петербург в глубоком трауре: "В бозе почил государь император Александр II благословенный". Сырую и темную камеру тюрьмы для особо важных государственных преступников беспрерывно меряет шагами узник: шесть шагов вперед, шесть назад. Он подходит к стене и поспешно набрасывает на ее замшелой поверхности какие-то схемы и формулы. Его дни сочтены, и он это хорошо знает, но с момента ареста и до самой казни он думает лишь о своих чертежах и записках.
        Имя этого человека - Николай Иванович Кибальчич...
        Если бы он мог перенестись в наше время и узнать о величайших достижениях Советской страны в области завоевания космоса, он, вероятно, был бы единственным человеком свое-го времени, который не очень удивился бы этому: его чертежи и записки оказались проектом реактивного летательного аппарата - прообраза современных космических ракет.
        По иронии судьбы проект, в основе которого лежало стремление освободить человечество от власти земного притяжения, был разработан Кибальчичем в камере смертника.
        "Находясь в заключении, - писал он, - за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными-специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству..."
        Его проект был похоронен в секретных архивах. И лишь после Великой Октябрьской революции он был опубликован в печати.
        80 лет прошло с того дня, как был казнен Н.И. Кибальчич. Огромна разница между его элементарным проектом реактивного воздухоплавательного прибора и советским космическим кораблем. Но всемирно-исторические победы нашей науки и техники в области завоевания космоса - торжество той идеи, у истоков которой стояли Н.И. Кибальчич и К.Э. Циолковский.

РЕПОРТАЖ СО СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ
КАПИТАНЫ КОСМОСА
Продолжение. Начало см. в "Комсомольской правде" от 14 апреля с.г.

Ольга АПЕНЧЕНКО. (Наш спец. корр.).

Размер: 41,9kB, 328x450x96dpi

Я люблю тебя, жизнь!
        ЮРА, - как-то спросили его, - а если бы тебе задали вопрос, кто из вас должен полететь в космос первым? Что бы ты ответил?
        - Я бы сказал: "Я очень хочу лететь первым. Но выбирайте самого достойного".
        Самым достойным признают его. Но он еще не верит в это.
        - Ну, что ты мне говоришь!.. Первым будет другой... - разубеждает Юрий.
        - Давай поспорим, - предлагаю я. - Если полетишь ты, привезешь мне гостинец из космоса. (Он любит раздаривать гостинцы. Карманы у него вечно набиты яблоками, конфетами).
        Незадолго до старта начальник вызвал ребят к себе и вручил каждому удостоверение космонавта. И вот оно у него на ладони.
        "Удостоверение №01" - стоит на нем, и я уже твердо говорю:
        - С тебя гостинец!
        "Я очень хочу лететь первым..." Многие знали об этой его мечте, он ее особенно и не скрывал. Как-то он записал мне в блокнот любимые строчки из песни:

Я знаю, друзья, караваны ракет
        Помчатся вперед от звезды до звезды,
        На пыльных тропинках далеких планет
        Останутся наши следы...

ГАГАРИН очень хорошо смеется. В этом смехе столько от мальчишки, задиристого, искреннего... Он умеет радоваться жизни.
        Сейчас часто спрашивают: какой он? Прежде всего - очень большой жизнелюб! Сколько лабораторий и цехов он прошел во время тренировок, и в каждую дверь он входил с доброй, хорошей шуткой. И люди настраивались на его "волну". Он приносил им хорошее настроение, от которого лучше работалось. Как мальчишка, радовался он каждому удачному мячу в баскетболе, радовался даже просто хорошей погоде, метко сказанному слову, хорошему человеку. Он мог после тренировки подхватить лаборантку и вместе со стулом перенести ее в соседнюю комнату.
        А что с ним делалось, когда запускали очередной космический корабль! Он весело комментировал, изображал все в жестах, а потом копировал радистов-поисковиков:
        - Т-т-т-т-т-т-т-т... Сейчас там самая работа, - добавлял он.
        Когда одного из психологов спросили, почему именно Гагарина надо послать первым, тот ответил:
        - Он любит жизнь. И сразу всплыл в памяти разговор инженеров, участвующих в тренировках космонавтов:
        - Американцы считают, что для космонавта самый подходящий возраст восемнадцать - двадцать один год. В этом возрасте меньше всего, дескать, дорожат жизнью...
        - А мне кажется, вообще нельзя посылать в космос человека, который не дорожит жизнью...
        - Но все-таки придется рисковать ею...
        - По-моему, из этого риска живым выйдет только тот, кто очень дорожит жизнью, кто очень любит ее...
        Люди, готовившие к полету Юрия Гагарина, знали, как он дорожит жизнью, знали, что ему еще очень много в жизни надо совершить - слетать на Венеру, на Марс... Прилететь и рассказать о них Земле. И все было сделано, чтобы сохранить космонавту здоровье, жизнь, обеспечить благополучное возвращение. Вот почему так внимательно осматривал его врач перед стартом, давал советы, по-дружески наставлял его. Вот почему люди, готовившие ракету к старту, ночами не слали, когда что-нибудь не ладилось. Двое суток не уходили инженеры и рабочие из монтажного цеха, когда не очень точно работала связь: может быть, от нее как раз и зависит жизнь этого человека...
        - Бояться будешь? - спросил его друг.
        - Я же живой человек - просто и искренне ответил он.
        Трудно поверить, что нашелся бы человек, который, не боясь, сел бы в кабину первого корабля, отправляющегося в космос. Абсолютно бесстрашных людей вообще не существует. Но есть нечто большее, чем бесстрашие. И люди, провожавшие Юрия Гагарина, были этому свидетелями: все так же спокойно смотрели его глаза, только чуть крепче были сжаты губы.
        Он шел на неизвестное, был первооткрывателем. А первооткрывателей всегда ждут всякие неожиданности. Он был готов к любой, даже самой страшной неожиданности.
        А до старта...

ВОТ Юрий читает "реквием" Роберта Рождественского и находит строчки:

Ведь еще, живет на свете очень старенькая мама.

А его мама даже и не знает, что он сейчас на полигоне и готовится сесть в ракету.
        Перед вылетом на запуск он пеленал ребенка. Жена Валя ушла в магазин и оставила на него двух дочек - двухлетнюю Леночку и месячную Галинку. Он собирал вещи, но, едва услышав детский плач, бежал к кроватке.
        - Ну как же ты так, опять, да? - Он пеленал ее в который раз и разговаривал с маленькой дочерью:
        - Непорядок, непорядок. Отцу надо лететь в космос, а дочь безобразничает...
        Он брал Галю на ладонь и заботливо согревал. И вдруг засмеялся.
        - Тук, тук, тук! - он почувствовал, как бьется сердце его ребенка.

ОДНАЖДЫ ему привезли письмо от жены. Вот он читает его:
        "Здравствуй, дорогой Юрок! У нас здесь все нормально, о нас не беспокойся. Правда, тяжеловато мне, но ничего. Дочка чувствует себя пока нормально, спокойнее по сравнению с Леной в тысячу раз. Очень, Юрочек, скучаю по тебе. Очень хочу тебя видеть, поговорить с тобой. Вот, кажется, и все. До свидания. Крепко-крепко тебя целую. С приветом Валя, мама, Лена, Галинка".
        Никто не знает, о чем он думал, когда до старта остались считанные часы. Но на людях Юрий оставался абсолютно спокойным. Он даже пел песни. Вот включили магнитофон, и Юрий подпевает:

- Я люблю...

Любопытна история этой магнитофонной записи.
        - Что мы с собой возьмем на полигон из музыки? - заспорили как-то космонавты.
        - Частушки! - шутит один.
        - Хор Пятницкого, - предлагает другой.
        - Арию Канио из оперы "Паяцы". Юрий долго молчал, а потом предложил:
        - Песню "Я люблю тебя, жизнь"! Друзья продолжали называть любимые произведения:
        - Арию Руслана "О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями..."
        А он твердил свое: - "Я люблю тебя, жизнь"!!

КАК-ТО рассказали Юрию об авторе текста этой песни Константине Ваншенкине.
        ...Это было на Тверском бульваре, в общежитии Литинститута, вскоре после войны. Жизнь свела сюда вчерашних солдат - Константина Ваншенкина, Владимира Солоухина, Александра Шебалина и их друзей. Они пришли в институт прямо с войны, отложили ружья и стали писать стихи. Они очень любили жизнь, эти солдаты. Вышла первая - общая книжка их стихов. Они радовались, как дети... О чем писали вчерашние солдаты в стихах? О садах, о любимой, о родном крае, о матери... Потому бесстрашно и яростно воевали они, что любили жизнь.
        Сегодня на старте стоит Юрий Гагарин - тоже, как солдат. Он очень любит жизнь, и это делает его больше чем бесстрашным.
        И он продолжает напевать свою любимую песню:

Я люблю тебя, жизнь,
        И надеюсь, что это взаимно.

Размер: 36,7kB, 434x450x96dpi

До старта осталось совсем немного. На Гагарине уже костюм космонавта. Он едет к межпланетному кораблю...

Размер: 32,0kB, 450x351x96dpi

Через несколько минут корабль уйдет в космос...
(Снимки из вечернего выпуска "Известий" за 14 апреля с.г.).

Ю.А. ГАГАРИН - заслуженный мастер спорта СССР
        За выдающееся в истории человечества достижение - космический полет на корабле-спутнике "Восток", установление первых мировых рекордов в космическом пространстве Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР присвоил майору Гагарину Юрию Алексеевичу почетное звание "Заслуженный мастер спорта СССР".

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 02216