ПЯТЬ ЧАСОВ С ЮРИЕМ ГАГАРИНЫМ
Репортаж наших специальных корреспондентов
с борта самолета "ИЛ-18" 75717

П. БАРАШЕВ, В. ПЕСКОВ. 14 апреля. Фото авторов.
        МЫ НЕ СПАЛИ всю ночь. Не могли сомкнуть глаз, как, наверное, не могли этого сделать миллионы людей в ту ночь. Завтра первый в мире космонавт Юрий Гагарин полетит в Москву, где его ждут москвичи, вся страна, весь мир. Мы почувствовали себя бесконечно счастливыми, когда поздно вечером получили разрешение быть на борту самолета, который доставит его в Москву.
        Еще рассвет не растаял над лесом, присыпанным легким и неожиданным в это весеннее утро снегом, а мы уже мчались к дому, где жил два эти дня космонавт.
        - Тише. Он отдыхает!.. - встретили нас в дверях. И мы поняли эту строгость. Сейчас где-то рядом отдыхает человек, сто восемь минут проработавший в космосе...
        Он вышел неожиданно. Будто помолодевший за ночь, свежий, сильный. Упруго шагнул через порог и опять крепко, как тисками, пожал всем руки.
        - Ну вот, сегодня в Москву...
        Но, прежде чем снова подняться на борт воздушного корабля, который доставит его в Москву из района приземления. Юрий Гагарин вышел на широкий откос, откуда виднелись разливы, лес в синей дымке. Минуту стоял молча, глядел на родную землю.
        ...Автомашины вырываются на широкое поле аэродрома, где застыла гигантская махина - "ИЛ-18".
        Летчики Борис Павлович Бугаев и Петр Михайлович Воробьев приглашают космонавта в свою (земную для него!) машину. Это опытные люди. Они водили воздушные корабли над нашей страной, пересекали Атлантику, ходили над Африкой и Азией. Сегодня страна доверила им первого своего человека, побывавшего в космосе...
        Поднимаемся на борт вслед за Юрием. Прежде чем включить двигатели, летчики, волнуясь, преподнесли ему скромный подарок - "модель того самого "ИЛа", на котором теперь космонавту предстояло проделать путь до Москвы. Рассаживаемся по местам, и вот уже вспыхивает надпись: "Просьба не курить, пристегнуться ремнями". Юрий глядит на эту надпись и чуть улыбается. Но порядок есть порядок. И он послушно под ласковым взглядом бортпроводницы Инны Давидовой застегивает ремень.
        - Товарищи, - говорит Инна Давыдова, больше всего обращаясь, конечно, к Юрию, - наш полет будет проходить на высоте 7 тысяч метров...
        И опять Юрий чуть-чуть улыбнулся. Семь тысяч метров... Еще позавчера он глядел на землю с высоты, трехсот с лишним километров.
        - Наша скорость, - продолжает бортпроводница, - 650 километров...
        Шестьсот пятьдесят километров - и 28 тысяч километров в час! Как сопоставить скорость этого первоклассного лайнера с той космической, которая уносила Юрия к звездам 12 апреля 1961 года?..
        На крыльях "ИЛа" крупными буквами надпись: "СССР". Это имя страны, ставшей самой могучей в мире за сорок с небольшим лет; страны, шагнувшей от сохи в космос. Внизу потянулись сплошные облака. Смотреть было не на что, и мы уже хотели было расспрашивать о полете, но пришел командир корабля и пригласил Юрия в кабину.
        - Хотите посидеть рядом?
        - С удовольствием! - по-мальчишески радостно воскликнул Юрий.- Мне это место дороже всего на свете.
        В 10 часов 50 минут по Москве Бугаев вышел из кабины:
        - Что на земле делается, братцы! Наш радист не может отбиться. Журналисты умоляют, требуют, просят хоть одно слово от Юрия. А вы знаете, - добавил он, - сейчас к Москве летят два самолета: наш, с востока, и "Ильюшин" №75716 с юга. На нем летит Никита Сергеевич Хрущев, чтобы встретить героя...
        Юрий выходит из кабины пилотов, снова садится у иллюминатора, и здесь мы начинаем разговор:
        - Какою вы видели Землю оттуда, из космоса?
        - Я видел ее в земном ореоле. Видите, вон там, - он показывает на горизонт, где белые облака переходили в сизоватую туманную дымку. - В космосе "земная голубизна переходит в темный цвет.
        - Вы видели звезды в полете?
        - Видел.
        - Какие?
        - Не успевал определять. Скорость-то какая, знаете... Звезды мелькали в иллюминаторе, как светляки.
        - А какой был иллюминатор у вашего корабля? Квадратный? Круглый?
        Юрий улыбнулся:
        - Хороший иллюминатор, очень хороший! Когда облака подо мной пропадали, я видел большие реки, леса, горы. Крупные города хорошо видно.
        - Африка такая же, как на глобусе?
        - Похожа. Глобусу можно верить! Человек свою Землю облазил здорово. Теперь вот космос... Когда я уходил на максимальное расстояние от Земли, она явственно приобретала форму шара.
        - Что вы чувствовали в это время, о чем вспомнили?
        - Вспоминал о многом. Вы же понимаете... О доме, о матери. Ребятишки у меня... Страну нашу огромную сверху увидел. О многом вспомнилось, многим спасибо хотелось сказать... В космосе я работал: надо было записывать показания приборов, отвечать Земле и слушать ее, надо было отстукивать ключом, а кроме того, следить еще за... своими вещами. Я находился в состоянии невесомости. Мои планшет и карандаш того и гляди могли "уплыть" куда-нибудь. Занятная штука: тяжелый планшет вдруг сам по себе повиснет в воздухе и плывет... Да что планшет! Ноги я поднял и без всякого напряжения опустил. Опустил, а они висят. Проделал то же с руками - и руки висят... Дышалось легко. Иногда я начинал петь. Так, для себя. Песни я и с Земли слышал. Для меня все время передавали музыку - песни о Москве, вальсы марши... Скучно не было. А потом голос с Земли напомнил: пора закусить.
        - Что вы ели?
        - Специально приготовленную пищу. Но и нашего русского хлеба попробовал в космосе.
        - Кто говорил с вами с Земли?
        - Точно пока не знаю.
        - Это был мужчина, женщина?
        - Мужчина. И очень хороший человек, голос его мне был так дорог... А вообще-то для лирики у меня не оставалось времени...
        - Кстати, по какому прибору следили за временем?
        - А вот по этим земным часам. - Юрий чуть отвернул рукав кителя и показал обычные штурманские часы производства 1-го Московского часового завода.
        - И как они после космоса?
        - Ходят секунда в секунду!
        - О чем вы подумали, когда получили сигнал о приземлении?
        - О том, что наступил самый важный момент...
        - Как встретила Земля?
        - Погода была отличная. Небольшая облачность, солнце, ветерок. И когда надо мной раскрылся парашют и я ощутил крепкие стропы - запел! Запел во весь голос, что называется - на всю Вселенную: "Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает"...
        Да. Родина слышала своего сына. Родина каждую минуту знала, где он находится, как себя чувствует. И вот сейчас она опять следит за его полетом. Но теперь уже домой, в Москву.
        Недалеко от столицы из облаков неожиданно вынырнула семерка реактивных истребителей. На глубоких виражах они разошлись, на секунду скрылись из виду, и вот они уже рядом с "ИЛом". По два - у крыльев, три - сзади.
        Мы видим улыбающиеся лица летчик ков. Юрий долго смотрел на них, махал им руками. Потом позвал бортпроводницу и протянул листок:
        - Попросите, пожалуйста, радиста передать от меня...
        И радист передал: "Друзьям летчикам-истребителям. Горячий привет! Юрий Гагарин..."
        Все буквально прилипли к иллюминаторам. И в тот самый миг, когда летчики услышали привет космонавта, они чуть-чуть покачали ему крыльями.
        Мелькнули подмосковные поселки внизу. На улицах и на шоссе - толпы людей. Они видят "ИЛ-18", окруженный семеркой истребителей. И даже если не слышат радио, понимают: летит он, герой космоса.
        И вот под крылом Москва. Сверху видно: людские реки на улицах. Алые флаги, знамена движутся к центру, на Красную площадь, к Кремлю. Потом мелькают башни Кремля, проносятся очертания зубчатой древней стены. Сколько видели седины Кремля, но такого... Не было на земле такого! Юрий прильнул к иллюминатору. Следы волнения, счастья на его лице, И нам показалось, что если бы он даже расплакался в эту минуту, люди бы поняли его слезы...
        - Юра, ты долго ждал этой минуты?
        - Совсем не ждал. Не думал, что мне придется...
        Скрылась Москва. Внуково. Ушли в облака истребители. Выпущено шасси. Мы не услышали легкого касания земли. Земля, как мать" ласково приняла в объятия своего Сына... Юрий оторвался от иллюминатора, выдохнул:
        - Ну, вот и дома...
        ...Самолет рулил туда, где возле здания аэропорта уже разлилось людское море. Сейчас, сейчас люди увидят Героя Юрия Гагарина, гражданина Союза Советских Социалистических Республик, вернувшегося на родную землю из далекого космоса...

Размер: 26,9kB, 450x312x96dpi

В Москву...

Размер: 55,0kB, 417x450x96dpi

- Аппетит у меня - космический...

Размер: 41,2kB, 348x450x96dpi

Это не лучшая "спортплощадка", но и тут можно проверить силу рук, зоркость глаз.

Размер: 27,7kB, 450x251x96dpi

Человек вернулся на Землю...

ПЕРВЫЕ МИНУТЫ
        Д. НОВОПЛЯНСКИЙ.
        В ОПУБЛИКОВАННОЙ вчера беседе с корреспондентами "Комсомольской правды" Юрий Гагарин тепло говорил о женщине-колхознице - первой из тех, кого он увидел, вернувшись на Землю: "Женщину зовут Анной. Отчество забыл, к сожалению. Если она прочтет газету, пусть сообщит и фамилию и отчество. Буду рад узнать..."
        И вот мы разговариваем с этой женщиной.
        - Я счастлива, - смущенно говорит она, - что человек, которым гордился весь мир, вспомнил обо мне, назвал свое имя. Мне посчастливилось увидеть героя в самый момент его возвращения на Землю. Я была в поле вместе с внучкой Риточкой. Человек на большом бело-красном парашюте пролетел мимо нас и опустился на землю в нескольких шагах. Сперва я растерялась, но человек в красном быстро поднялся и по-дружески подозвал нас к себе. Он сказал: "Я русский, советский!" Мы поздоровались, и я пригласила его выпить молока. Юрий Алексеевич улыбнулся, поблагодарил и спросил, далеко ли отсюда телефон. Мой муж лесник, в его распоряжении лошадь, телега, поэтому я сказала, что могу сейчас же отвезти летчика к телефону. Но не пришлось ему пересаживаться с космического корабля на телегу, потому что прибежали мужчины из первой бригады, наши трактористы, у которых имеется автомашина, а через несколько минут приехал специальный автомобиль. На прощанье космонавт сказал мне "спасибо" и спросил имя, отчество...
        Юрию Алексеевичу я на вид показалась лет тридцати пяти, а на самом деле мне сорок семь, сын у меня служит в армии, он немногим моложе Юрия. И еще поправка: вам вчера по ошибке сказали, что мое отчество Ивановна, -- я Анна Акимовна Тахгарова, татарка по национальности. Моей внучке Риточке - седьмой годик. Передайте Юрию Алексеевичу от меня, Анны Акимовны Тахтаровой, и внучки Риты большой привет и поклон.

МИР САЛЮТУЕТ СОВЕТСКОМУ ЗВЕЗДОЛЕТЧИКУ

"Нам придется снять шляпы перед русскими"
        НЬЮ-ЙОРК, 14 апреля. (ТАСС): Корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл передает из Сан-Антонио (штат Техас):
        13 апреля два пилота реактивных самолетов вышли из "космической кабины" после того, как они провели в ней тридцать дней. Один из них заявил, что он хотел бы совершить настоящий полет в космос, подобно русскому - Юрию Гагарину, но не без предварительной подготовки.
        Этими двумя пилотами являются капитан Рамон А. Хоринек, 28 лет, из штата Канзас, и старший лейтенант Гене Карлсон, 27 лет, из штата Северная Дакота. Это вторая пара пилотов военно-воздушных сил, которая провела месяц в стальной кабине авиационно-космического медицинского центра.
        Им сообщили с помощью специальной системы связи незадолго до того, как они вышли из кабины, что русские имеют настоящего космонавта.
        "Нам придется снять шляпы перед русскими, - сказал Карлсон. - Скоро мы полетим так же, как и они. При соответствующей подготовке я был бы счастлив совершить космический полет. Но я не хотел бы пытаться совершить его сейчас. Я думаю, что меня одолел бы страх".

Решительная победа
        КАИР, 14 апреля. (ТАСС). В специальной статье, посвященной первому космическому полету человеке, политический обозреватель газеты "Аль-Гумхурия" Мухаммед Махгуб пишет, что Советский Союз опередил США в развитии ракетной техники и исследовании космического пространства на 4-5 лет. Запуск в Советском Союзе человека в космос и успешное возвращение его на Землю означает "решительную победу Советского Союза над Соединенными Штатами в области управляемых ракет, победу, признаваемую самими Соединенными Штатами.

СССР снова впереди
        НЬЮ-ЙОРК, 14 апреля. (ТАСС). Газета "Нью-Йорк уорлд телеграм энд Сан" под заголовком "Новейшая граница человека" опубликовала редакционную статью, посвященную видающемуся подвигу советской науки и техники. "Русские осуществили ожидавшееся, - пишет газета. - Они вывели на орбиту вокруг Земли человека и благополучно вернули его обратно раньше нас. Значение их достижения неизмеримо. Это - одна из величайших побед в истории науки и техники, ибо она открывает путь к изучению космического пространства, Луны, планет и, когда-нибудь, возможно, даже звезд самим человеком.

Путь открыт!
        СТАМБУЛ, 14 апреля. (ТАСС). Советы, пишет сегодня в передовой статье газета "Ени Сабах", добились блестящей, величайшей Победы в истории человечества. Они открыли человеку путь в космос. Начиная с 1957 года, изумленный мир постоянно видит результаты русской науки и техники. Восторг, который был вызван выходом на орбиту первого спутника, не прекращается и сейчас. Наука и техника Америки все это время находились позади Советов и не смогли опередить их... Первым космонавтом стал советский офицер, и в космосе впервые прозвучала не американская, а русская речь.

Перспективы фантастичны
        ВЕНА, 14 апреля. (ТАСС). Сбылась вековая мечта человечества, пишет газета "Фольксштимме". Человек проник в космос. Поистине фантастичны перспективы, которые открыл первый полет человека в космос, для науки и техники, для человеческого гения. Мы, коммунисты, горды тем, что этот подвиг осуществлен в Советском Союзе. Этот, факт гарантирует, что это достижение науки будет использовано на пользу человечества, что оно будет служить целям мирного исследования. Этот успех советской науки и техники подтверждает превосходстве коммунизма.

Парижане говорят: Великолепно!
        Е. МАНЬЯН, французская журналистска. Париж, 14 апреля.
        День первый и второй космической эры. Сцены из жизни на земле.
        Место действия - улица, кафе, магазин, городской сад, зрительный зал. Париж.
        Время действия - 12-14 апреля 1961 года.
        Лица, принимающие участие в диалоге, - случайные прохожие, простые люди Парижа, интеллигенты, общественные деятели, отвечающие на вопрос, задаваемый вашим корреспондентом:
        - Не скажете ли вы свое мнение в связи с полетом первого советского человека в космос?
        Жан-Клод Эрвэ, 25 лет, садовник на Марсовом поле:
        - Хоть с некоторых пор все и ждали этого события и даже были уверены, что первый полет будет совершен именно в Советском Союзе, оно, тем не менее, поразило всех своей мощью. Великолепно! А Гагарин? Так это же Христофор Колумб наших дней.
        В кафе на улице Грэнель, № 212.
        Молодой рабочий:
        - Им удалось большое дело. Хотелось бы и мне быть если не на месте Гагарина (это страшновато), то хотя бы на месте одного из тех, кто после его славного подвига сможет подняться так же высоко.
        Хозяйка кафе, оторвавшись от чтения "Орор" (крайне правой газеты):
        - Я не коммунистка, но то, что они совершили, колоссально! Я прошу передать советским людям мои поздравления с успехом!
        Зрительный зал велодрома у Версальских ворот.
        Уральский ансамбль Осипова исполняет танец "Советский вымпел на Луне". И без того праздничное настроение - многие из зрителей явились на сегодняшний спектакль, не успев еще прийти в себя от ошеломляющей вести, - вспыхнуло, зажглось и понеслось над сводами зала бурей рукоплесканий.
        Рядом со мной сидит писатель Пьер Гамарра:
        - Это большая победа Советского Союза и народов. Но это победа не только науки, а также и поэзии, и гуманизма.
        Снова улица. Мадам Ивони, домохозяйка, жестом подзывает меня к себе: - Радость-то какая! Я всегда была уверена, что русские первыми это сделают. Перед таким подвигом - шапки долой и земной поклон людям, совершившим его! Скажите им от моего имени и мужа, как мы это говорили в дни Сталинграда, - большое, огромное спасибо!

Таль атакует
        А. ЛИЛИЕНТАЛЬ, международный гроссмейстер.
        Двенадцатой партией завершилась первая половина матч-реванша на первенство мира по шахматам. На этот раз белыми играл Таль. Впервые в этом соревновании Ботвинник избрал французскую защиту. Такой вариант уже встречался в прошлогоднем матче. Как известно, тогда выиграл Таль. Как же сложилась борьба теперь?
        На двенадцатом ходу экс-чемпион мира применил новое продолжение. В дальнейшем партия вступила в полосу больших осложнений. Чемпион мира временной жертвой ферзя перевел борьбу в сложное окончание с лишним качеством за пешку. Затем Таль вторгся своей ладьей в тыл противника. Вскоре положение черных стало безвыходным. Партия отложена.

Тур неожиданностей
        Вчера в девяти городах страны состоялись очередные матчи первенства страны по футболу среди команд класса "А".
        В Ереване местные спартаковцы со счетом 2:4 проиграли армейцам Москвы.
        Большой неожиданностью закончилась встреча в Харькове: московское "Торпедо" проиграло "Авангарду" - 1:2.
        Тбилисские динамовцы на своем поле одержали верх над спартаковцами Вильнюса. Результат 3:1. Вничью со счетом 1:1 закончился проходивший в Баку матч между "Нефтяником" и "Адмиралтейцем" (Ленинград).
        В Сталино встречались команды "Шахтер" и "Даугава". Со счетом 2:1 победили рижане. Такой же счет зарегистрирован в матче динамовцев Киева с минской командой "Беларусь" выиграли динамовцы.
        В Алма-Ате встречались команды "Динамо" (Москва) и "Кайрат". Никому из противников так и не удалось открыть счет. В итоге ничья - 0:0.
        Другой неожиданностью второго тура явилось поражение армейцев Ростова от московских железнодорожников. Игра, проходившая в Ростове, закончилась со счетом 1:0.
        Самый крупный счет этого тура был зарегистрирован в Кишиневе, где "Молдова" с результатом 5:0 победила ленинградский "Зенит".

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 02216