ИЗМЕНЕНИЯ В УСТАВЕ ВКП(б)
Доклад секретаря ЦК ВКП(б) тов. Н.С.Хрущева
(Окончание. Начало см. в "Комсомольской правде" от 14 октября").

Размер: 23,0kb; 300x423x100dpi
        Практика показывает, что одних разъяснений значения критики недостаточно. Будет совершенно правильным записать в Уставе, что член партии обязан развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения, бороться против парадного благополучия и упоения успехами в работе. Надо взять под защиту Устава членов партии, выступающих с критикой недостатков в работе, оградить их от зажимщиков критики. Тот, кто тормозит развитие самокритики, глушит критику, подменяет ее парадностью и восхвалением, недостоин высокого звания члена партии.
        В этой связи надо сказать, что среди части коммунистов имеет место вредное мнение о том, что члены партии не должны сообщать в руководящие партийные органы о недостатках в работе. Нередко можно встретить факты, когда ответственные работники препятствуют коммунистам вскрывать перед руководящими партийными органами неблагополучное положение дел на том основании, что это якобы мешает им в работе. Есть еще среди руководящих работников вельможи и бюрократы, которые считают, что низовые работники не имеют права и не должны сообщать в вышестоящие органы о недостатках в работе. Отдельные руководители даже становятся на путь преследования людей, которые сообщают в руководящие партийные органы, в Центральный Комитет партии о недостатках в работе. Понятно, что партия обязана повести беспощадную борьбу с такими сановниками.
        Сейчас в Уставе записано, что член партии имеет право обращаться с любым заявлением в любую партийную инстанцию, вплоть до Центрального Комитета. Как видно, этого недостаточно. В Уставе следует указать, что член партии не только имеет право, но и обязан сообщать в руководящие партийные органы вплоть до Центрального Комитета о недостатках в работе, невзирая на лица, а в отношении тех, кто мешает члену партии выполнять эту обязанность, в Уставе необходимо записать, что такие лица должны строго наказываться, как нарушители воли партии.
        Большим злом являются также получившие распространение среди части коммунистов факты сокрытия правды от партии, нечестного и неправдивого поведения в отношении к партии.
        Некоторые работники, как об этом свидетельствуют вскрытые Центральным Комитетом и Правительством факты, пытаются лукавить перед партией и государством, становятся на путь обмана, укрытия от государства имеющихся в их распоряжении материальных средств. Это говорит о том, что еще не искоренена до конца антигосударственная практика, когда .узковедомственные интересы ставятся выше интересов государства, интересов партии
        Отдельные работники пытаются приукрасить положение дел, занимаются очковтирательством, приписками к отчетам о выполнении планов.
        Встречаются руководители, которые нарушают или обходят советские законы и выпускают продукцию некомплектно, низкого качества, выдают ее за первосортную, нанося тем самым большой вред государству и интересам потребителей.
        Ясно, что партия не может терпеть в своих рядах обманщиков, ибо такие люди своими преступными действиями подрывают доверие к партии, морально разлагают ряды коммунистов. Недаром в народе говорят: "Кто охоч лгать, того нельзя за друга принять". Нужно разоблачать, выводить на чистую воду и строго наказывать обманщиков, освобождаться от них. Партийные организации обязаны, вместе с тем, воспитывать коммунистов в духе правдивости и честности, строгого соблюдения интересов партии и государства.
        Учитывая сказанное выше, предлагается записать в Уставе, что член партии обязан быть правдивым и честным перед партией, не допускать сокрытия и искажения правды и что неправдивость коммуниста перед партией и обман партии являются тягчайшим злом и несовместимы с пребыванием в рядах партии.
        Следует также предусмотреть в Уставе, что член партии обязан соблюдать партийную и государственную тайну, проявлять политическую бдительность, что разглашение партийной и государственной тайны является преступлением перед партией и несовместимо с пребыванием в ее рядах.
        Необходимость такого дополнения диктуется тем, что среди коммунистов довольно широкое распространение получили проявления политической беспечности и ротозейства, факты разглашения партийной и государственной тайны. Многие работники, обольщаясь хозяйственными успехами, забывают указание партии о необходимости всемерно повышать бдительность. Нужно всегда помнить о капиталистическом окружении, о том, что враги социалистического государства пытались и будут пытаться засылать в нашу страну свою .агентуру для подрывной работы. В своих гнусных целях враждебные элементы стремятся пробраться на различные посты в партийных, государственных и хозяйственных организациях и использовать людей беспечных, болтливых, не умеющих хранить партийную и государственную тайну.
        Партийные организации обязаны решительно покончить с проявлениями политической беспечности, воспитывать коммунистов в духе строжайшего сохранения партийной и государственной тайны. Высокая политическая бдительность коммунистов, непримиримая борьба против каких бы то ни было происков враждебных элементов являются важным условием дальнейшего укрепления нашей партии и Советского государства. Каждый коммунист должен помнить, что бдительность необходима на любом участке и во всякой обстановке. Решающим условием успешного выполнения политических и хозяйственных задач является правильный подбор, расстановка и воспитание кадров на всех участках партийного и государственного строительства. В результате проведенной партией работы состав руководящих кадров значительно улучшился. Однако было бы ошибкой полагать, что в этом важном деле не имеется недостатков. Нужно признать, что во многих партийных, советских и хозяйственных организациях большим злом является порочный подход к подбору кадров, когда этот подбор осуществляется не по деловым и политическим соображениям, а по признакам приятельских отношений, личной преданности, землячества и родства. Там, где собирается семейка своих людей - приятелей, родственников или земляков, - неизбежно создается тихая заводь, стремление взаимно укрывать недостатки, возникает круговая порука.
        Имеются факты, когда руководители отдельных организаций и ведомств в угоду семейственности и приятельских отношений берут под защиту провалившихся работников и переставляют их с места на место в ущерб интересам дела. Отдельные руководители проявляют беспринципное поведение, когда лицам, провалившимся и снятым с занимаемых ими постов, выдают положительные, хвалебные характеристики и тем самым содействуют в устройстве их на другую ответственную работу.
        Нарушение партийных принципов подбора кадров приводит к засорению аппарата отдельных предприятий и учреждений недостойными работниками, жуликами и проходимцами, создает благоприятную почву для разного рода злоупотреблений. . Некоторые руководители организаций, вместо строгого соблюдения требований партии о правильном подборе кадров по политическим и деловым качествам, стремятся к тому, чтобы окружить себя угодниками, подхалимами, неспособными людьми, а честных, болеющих за дело работников, борющихся с недостатками, выживают. Понятно, что такой подбор работников ничего общего не имеет с принципами, установленными нашей партией, и наносит ущерб партии.
        Задача состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень работу по подбору кадров во всех звеньях партийного, государственного и хозяйственного аппарата, повысить ответственность руководителей предприятий, организаций и учреждений за правильный подбор работников.
        В Уставе необходимо указать на обязанность членов партии неуклонно проводить указания партии о правильном подборе кадров по их политическим и деловым качествам и записать, что нарушение этих указаний, подбор работников по признакам приятельских отношений, личной преданности, землячества и родства, несовместимо с пребыванием в партии.
        Включение в Устав партии этих новых пунктов об обязанностях членов партии отражает собой рост политической зрелости и активности коммунистов, свидетельствует о широком развитии внутрипартийной демократии, составляющей отличительную особенность развития нашей партии. Эти дополнения направлены на еще больший подъем самодеятельности партийных масс. Они вызовут новую активность коммунистов и явятся важным средством повышения всей организационной и политической работы партийных организаций с тем, чтобы имеющиеся в руках партии и государства материальные и духовные силы и средства были использованы с наибольшей эффективностью для ускорения темпов продвижения нашей страны к коммунизму.
        Дальше необходимо остановиться на дополнениях о порядке рассмотрения вопросов об исключении из партии коммунистов, если они являются членами выборных руководящих партийных органов. Предлагается установить, что первичная партийная организация не может принимать решения об исключении из партии коммуниста, если он является членом ЦК Компартии Советского Союза, ЦК Компартии Союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома и райкома партии.
        Вопрос об исключении члена ЦК Компартии Союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома, райкома партии из состава партийного комитета или из членов партии должен решаться на пленуме соответствующего комитета, если пленум двумя третями голосов признает это необходимым.
        Предлагается записать, что вопрос об исключении члена ЦК Компартии Советского Союза из состава ЦК или из членов партии решается съездом партии или в промежутках между съездами - Пленумом ЦК Компартии Советского Союза большинством двух третей членов Пленума ЦК. Исключенный из ЦК автоматически заменяется кандидатом в члены ЦК в порядке, установленном съездом при выборах кандидатов в члены ЦК.
        Эти дополнения говорят о том, что ответственность членов партии, избранных в руководящие партийные органы, как перед коммунистами, избиравшими их, так и перед соответствующими партийными комитетами повышается.
        Партийные организации в качестве меры партийного взыскания переводят отдельных членов партии в кандидаты, но эта мера взыскания не определена в уставном порядке. Предлагается записать в Уставе, что в необходимых случаях в качестве меры партийного взыскания парторганизации могут переводить члена партии в кандидаты на срок до одного года.

О правах членов партии
        Наша партия всегда придавала и придает большое значение .последовательному проведению в жизнь внутрипартийной демократии. В своей внутренней жизни Коммунистическая партия строго сочетает принцип централизации с выборностью всех руководящих партийных органов, их подотчетностью и сменяемостью.
        В существующем Уставе в первом пункте параграфа о правах членов партии записано, что член партии имеет право участвовать в свободном и деловом обсуждении на партийных собраниях или в партийной печати практических вопросов партийной политики. Определение в Уставе прав членов партии свободно и по-деловому обсуждать вопросы партийной политики является неотъемлемым правом каждого члена партии, вытекающим из внутрипартийной демократии. В этой связи следует сказать, что упомянутая формулировка несколько сужает и неточно определяет права членов партии, ограничивая их участием в обсуждении практических вопросов партийной политики. Поэтому предлагается параграф Устава о правах членов партии изложить в следующей редакции:
        "Член партии имеет право:
        а) участвовать в свободном и деловом обсуждении на партийных собраниях или в партийной печати вопросов партийной политики;
        б) критиковать на партийных собраниях любого работника партии;
        в) избирать и быть избранным в партийные органы;
        г) требовать личного участия во всех случаях, когда выносится решение, о его деятельности или поведении;
        д) обращаться с любым вопросом и заявлением в любую партийную инстанцию вплоть до ЦК Коммунистической партии Советского Союза".

О кандидатах в члены партии
        Остановлюсь на дополнениях к главе Устава о кандидатах в члены партии.
        Согласно Уставу, все лица, желающие вступить в партию, проходят кандидатский стаж, необходимый для того, чтобы ознакомиться кандидату с программой, Уставом, тактикой партии и обеспечить парторганизации проверку личных качеств кандидата.
        Эти требования многие партийные организации выполняют неудовлетворительно, плохо помогают кандидатам в подготовке к вступлению в члены партии и не занимаются проверкой их личных качеств. Поэтому кандидатский стаж нередко превращается в пустую формальность и у значительной части кандидатов растягивается на ряд лет.
        В некоторых партийных организациях забывают о кандидатах партии, не вовлекают их в активную общественно-политическую жизнь, предоставляют кандидатов самим себе и фактически снимают с себя ответственность за их воспитание.
        Среди кандидатов с просроченным стажем есть немало товарищей, которые хорошо работают на предприятиях, в колхозах и учреждениях, участвуют в общественной жизни, занимаются в кружках по изучению истории партии и повышают свой идейный уровень. Но вследствие невнимания партийных организаций к этим людям они продолжительное время остаются кандидатами.
        С другой стороны, имеется немало примеров, когда партийные организации, убедившись в том, что кандидат по своим личным качествам не может быть принятым в члены партии, тем не менее не решают о нем вопроса.
        Партия не может мириться с этими недостатками. Следует улучшить работу партийных организаций с кандидатами, а также повысить ответственность самих кандидатов за прохождение кандидатского стажа с тем, чтобы кандидатский стаж был для вступающего в ряды партии школой партийного воспитания и закалки.
        В связи с этим необходимо в главе Устава "Кандидаты в члены партии" указать, что партийная организация обязана помогать кандидатам подготовиться к вступлению в члены партии. По истечении кандидатского стажа парторганизация должна рассмотреть вопрос на партийном собрании о кандидате в члены партии. Если кандидат партии не смог достаточно проявить себя по причинам, которые парторганизация признает уважительными, первичная парторганизация может продлить ему кандидатский стаж на срок не более одного года. В тех же случаях, когда за время прохождения кандидатского стажа выяснилось, что по своим личным качествам кандидат партии недостоин быть принятым в члены партии, партийная организация принимает решение об исключении его из кандидатов партии.
        Такое дополнение будет способствовать улучшению работы с кандидатами.

О высших органах партии
        Перехожу к вопросам о высших органах партии.

О СРОКАХ СОЗЫВА СЪЕЗДОВ ПАРТИИ И ПЛЕНУМОВ
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПАРТИИ

Целесообразно установить следующие сроки созыва съездов партии и пленумов Центрального Комитета: очередные съезды предлагается созывать не реже одного раза в четыре года, а пленумы Центрального Комитета - не менее одного раза в шесть месяцев.

О ВСЕСОЮЗНЫХ ПАРТИЙНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ

В предлагаемом проекте Устава не включены положения о Всесоюзных партийных конференциях.
        В нынешних условиях нет надобности созывать Всесоюзные партийные конференции, так как назревшие вопросы партийной политики могут обсуждаться на съездах партии и на пленумах Центрального Комитета.

О ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПОЛИТБЮРО В ПРЕЗИДИУМ
ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПАРТИИ

В проекте измененного Устава предлагается преобразовать Политбюро в Президиум Центрального Комитета партии, организуемый для руководства работой ЦК между пленумами.
        Такое преобразование целесообразно потому, что наименование "Президиум" более соответствует тем функциям, которые фактически выполняются Политбюро в настоящее время.
        Текущую организационную работу Центрального Комитета, как показала практика, целесообразно сосредоточить в одном органе - Секретариате, в связи с чем в дальнейшем Оргбюро ЦК не иметь.

О РЕОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ
В КОМИТЕТ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОМ
КОМИТЕТЕ ПАРТИИ

В Уставе, принятом XVIII съездом, на Комиссию Партийного Контроля возлагались задачи: контролировать исполнение решений партии и ЦК ВКП(б) парторганизациями и советско-хозяйственными органами, проверять работу местных партийных организаций, привлекать к ответственности виновных в нарушении программы, Устава партии, партийной дисциплины.
        Контроль за исполнением решений партии и проверка работы местных партийных организаций сосредоточены в Центральном Комитете, так как контроль и проверка являются неотъемлемой и важнейшей частью партийного руководства. Нужно повысить роль органов партийного контроля в деле борьбы с нарушениями партийной дисциплины и фактами неудовлетворительного выполнения коммунистами своих обязанностей. Поэтому целесообразно реорганизовать Комиссию Партийного Контроля в Комитет Партийного Контроля при Центральном Комитете партии. Надо также создать в республиках, краях и областях институт уполномоченных Комитета Партийного Контроля, независимых от местных партийных органов.
        На Комитет Партийного Контроля следует возложить проверку соблюдения членами и кандидатами партии партийной дисциплины, привлечение к ответственности коммунистов, виновных в нарушении программы, Устава партии, партийной и государственной дисциплины, привлечение к ответственности нарушителей партийной морали - встающих на путь обмана партии, проявляющих нечестность и неискренность перед партией, клеветников, бюрократов, за бытовую распущенность и другие проступки.
        Предлагается также возложить на Комитет Партийного Контроля рассмотрение апелляций на решения местных партийных органов об исключении из партии и партийных взысканиях.

Об уточнении в Уставе задач местных партийных организаций
        Товарищи! Период, истекший после XVIII съезда, характеризуется дальнейшим укреплением местных партийных организаций, улучшением всей их деятельности.
        Успешное решение новых задач по строительству коммунистического общества неразрывно связано с дальнейшим повышением всей организационно-партийной и политической работы, с делом усиления идейной закалки, теоретической вооруженности членов партии и воспитания трудящихся в духе высокой коммунистической сознательности.
        Учитывая возрастающие требования к местным партийным организациям, а также имея в виду, что их задачи и функции, как показала практика, в существующем Уставе отражены неполностью, следует внести в соответствующие параграфы Устава необходимые дополнения.
        Прежде всего, надо записать, что ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, окружкомы, горкомы и райкомы партии обеспечивают неуклонное выполнение директив партии и направляют деятельность местных советских и общественных организаций через партийные группы в них.
        Претворение в жизнь решений партии и ее директив было и остается первостепенным долгом и обязанностью партийных организаций, основой их деятельности. Необходимо, чтобы эти задачи были отражены в Уставе партии.
        Далее, следует отразить в Уставе задачи партийных организаций в деле развертывания партийной критики и самокритики и воспитания коммунистов в духе непримиримого отношения к недостаткам в работе партии и государства.
        Партия вменяет в обязанность каждому коммунисту развивать самокритику и критику снизу, выявлять недостатки в работе и добиваться их устранения. Это налагает на парторганизации еще более высокие требования. Как и во всяком деле, так и в развитии критики не может быть самотека. Партийные организации обязаны возглавить растущую активность коммунистов, воспитывать членов партии, чтобы они непримиримо боролись за устранение недостатков и таким путем добивались всемерного улучшения работы всех наших партийных, государственных, хозяйственных и общественных организаций.
        Определение в уставном порядке этих задач вытекает из необходимости покончить с недооценкой критики и самокритики, являющихся важнейшим средством развития внутрипартийной демократии, укрепления связей партийных организаций с массами.
        Большое место в жизни партийных организаций занимает работа по коммунистическому воспитанию трудящихся и марксистско-ленинской подготовке членов партии.
        Перед партийными организациями стоит задача - обеспечить решительный подъем всей идеологической работы, систематически повышать и совершенствовать идейно-политическую подготовку кадров всех звеньев партийного и государственного аппарата. Это тем более необходимо, что во многих партийных организациях существует недооценка идеологической работы и пропаганда марксизма-ленинизма организована все еще неудовлетворительно.
        Необходимо быстрее покончить с недооценкой идеологической работы. Следует записать в Уставе, что задачей местных партийных организаций является руководство делом изучения марксизма-ленинизма членами и кандидатами партии и контроль за усвоением ими минимума знаний в области марксизма-ленинизма, организация работы по коммунистическому воспитанию трудящихся.
        Дальше в проекте Устава предлагается предусмотреть, что в обкомах, крайкомах, ЦК компартий союзных республик создаются секретариаты. Практика показывает, что секретариаты целесообразно создать в интересах более оперативного рассмотрения текущих вопросов и лучшей организации проверки исполнения. Чтобы не допускать подмены секретариатами бюро, следует сократить число секретарей до трех и обязать секретариаты о принятых ими решениях докладывать соответственно бюро обкома, крайкома, ЦК компартии союзной республики.
        Предлагается также записать в Уставе, что обком, крайком и ЦК компартии союзной республики систематически информирует Центральный Комитет и в установленные сроки представляет ЦК отчет о своей деятельности. Это необходимо в целях своевременного исправления недостатков в работе местных парторганизаций и. для обеспечения учета положительного опыта в их работе.

О сроках созыва пленумов комитетов местных организаций партии
        Рекомендуется предусмотреть следующие сроки созыва пленумов комитетов местных организаций партии: пленум ЦК компартии союзной республики, крайкома, обкома партии созывается не реже одного раза в два месяца; пленум окружкома партии - не реже одного раза в полтора месяца; пленум горкома, райкома партии - не реже одного раза в месяц.
        Установление названных выше сроков созыва пленумов вызывается необходимостью приближения руководства местных партийных органов к жизни партийных организаций. Это повысит роль и активность членов партийных комитетов в решении задач, стоящих перед партийными организациями, будет способствовать дальнейшему развитию внутрипартийной демократии, развертыванию самокритики и критики снизу и усилению контроля за выполнением директив партии и решений местных партийных организаций.
        Таковы основные изменения и дополнения к Уставу Коммунистической партии, которые Центральный Комитет представляет на рассмотрение настоящего съезда.
        Проект измененного Устава широко обсуждался в первичных парторганизациях, на конференциях, съездах компартий союзных республик.
        Обсуждение повсеместно проходило при огромной активности партийных масс и полной свободе критики. Проект измененного Устава встречен с глубоким удовлетворением и единодушно одобряется всеми коммунистами, всеми партийными организациями.
        Широкое обсуждение проекта Устава, высказанные при этом замечания, поправки и дополнения говорят о том, что все коммунисты проникнуты большой заботой о дальнейшем укреплении партии и повышении ее боеспособности.
        Внесение предложенных Центральным Комитетом изменений и дополнений в Устав партии будет способствовать повышению организационной работы во всех партийных организациях и партии в целом.
        Товарищи!
        Славный путь борьбы и побед прошла наша Коммунистическая партия. Пол ее руководством пароды Советского Союза построили социалистическое общество и своими всемирно-историческими победами демонстрируют перед всем миром преимущества социалистической системы хозяйства над капиталистической, оказывая огромное влияние на укрепление лагеря мира, демократии и социализма, на сплочение всех миролюбивых народов против поджигателей новой войны.
        Наша партия своим беззаветным служением Родине снискала безграничное доверие, любовь и преданность советского народа. Сила нашей партии - в неразрывной связи с широкими массами трудящихся. Из этого животворного источника партия черпает энергию для новых побед. Выражением глубоких связей партии с массами и безграничного доверия к политике и руководству партии служит все возрастающая политическая и трудовая активность рабочих, крестьян и интеллигенции нашей страны.
        С огромной энергией советские люди осуществляют грандиозные планы дальнейшего развития промышленности, социалистического сельского хозяйства, науки и культуры советского общества. По всей нашей необъятной стране ведется гигантская созидательная работа, строятся новые заводы и фабрики, крупнейшие электростанции, прокладываются новые каналы, сооружаются оросительные системы. Все более широкий размах приобретают работы по преобразованию природы.
        Наше социалистическое государство, с честью выдержавшее все испытания, стало еще более прочным и могущественным. Еще сильнее укрепились морально-политическое единство советского общества и дружба народов.
        Коммунистическая партия мобилизует свои силы и поднимает миллионные массы рабочих, крестьян и интеллигенции на выполнение еще более грандиозных планов хозяйственного и культурного строительства.
        XIX съезд Коммунистической партии, заслушав и обсудив отчетный доклад секретаря ЦК ВКП(б) товарища Маленкова о работе ЦК ВКП(б), единодушно одобрил политическую линию и практическую работу Центрального Комитета партии.
        XIX съезд нашей партии вооружает партию и советский народ величественной программой работ по строительству коммунистического общества. Поставленные съездом партии задачи открывают широкие перспективы нового мощного подъема экономики и культуры, значительного роста материального благосостояния советского народа. Выполнение этих задач явится крупным шагом на пути постепенного перехода нашей страны от социализма к коммунизму.
        Успешное решение поставленных задач потребует много сил и энергии. Товарищ Сталин учит, что победа не приходит сама, что ее нужно завоевать в упорной борьбе, в преодолении препятствий и трудностей, которые встречаются на нашем пути. Партия еще больше сплачивает свои ряды, еще выше .поднимает звание и значение члена партии, роль и ответственность каждого коммуниста, каждой партийной организации в борьбе за дело партии, за дело коммунизма.
        Принимаемый съездом Устав партии - это документ огромной организующей и мобилизующей силы. Он явится важным средством усиления идейного воспитания коммунистов, кадров партии и государства в духе ленинизма, дальнейшего развертывания внутрипартийной демократии, критики и самокритики. Устав поднимет на новый, более высокий уровень организаторскую работу партии.
        Вооруженная всепобеждающим учением марксизма-ленинизма. Коммунистическая партия еще теснее сплачивает миллионные массы трудящихся нашей страны под великим знаменем Ленина-Сталина. (Бурные аплодисменты).
        Да здравствует могучая Коммунистическая партия, уверенно ведущая советский народ к новым победам, к торжеству коммунизма! (Продолжительные аплодисменты).
        Да здравствует мудрый вождь партии и народа, вдохновитель и организатор всех наших побед товарищ Сталин! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Все встают).

Вся Комсомолка

Главлит: Б 03739
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова