Прения по докладу М.З.Сабурова - Директивы
XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану
развития СССР на 1951-1955 годы

Речь тов. Косыгина

Товарищи! В отчетном докладе Центрального Комитета нашей партии тов. Маленковым показаны всемирно-исторические победы, которых добился Советский Союз, и поставлены перед партией и страной грандиозные задачи дальнейшего движения по пути постепенного перехода от социализма к коммунизму.
        Под руководством нашего любимого вождя и учителя - великого Сталина наша партия, советский народ за истекшее с XVIII съезда ВКП(б) время прошли славный героический путь. Вооруженная учением Ленина-Сталина, партия победоносно провела народы нашей Родины через суровые испытания Великой Отечественной войны. В невиданно короткий срок наша страна залечила тяжелые раны, нанесенные войной, и добилась исключительных успехов в осуществлении разработанной товарищем Сталиным величественной программы строительства коммунизма.
        Новый гениальный труд товарища Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" указывает партии и советскому народу путь к полной победе коммунизма в нашей стране. Товарищ Сталин учит нас, что основным экономическим законом развития нашего общества является "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники".
        Партия, Правительство, лично товарищ Сталин неустанно проявляют повседневную заботу о неуклонном улучшении материального положения трудящихся нашей страны, о всемерном расширении производства товаров широкого потребления.
        В нашей стране проведена громадная работа но развитию всех отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства для максимального удовлетворения непрерывно растущих материальных и культурных потребностей советского народа.
        Мудрая сталинская политика партии обеспечила мощное развитие в стране тяжелой индустрии и социалистического сельского хозяйства и на этой базе - всестороннее развитие всех отраслей легкой промышленности и непрерывное увеличение выпуска предметов массового потребления.
        Созданы крупные текстильные, трикотажные, швейные, меховые, обувные и кожевенные предприятия, оснащенные современной техникой. Развиваются новые отрасли промышленности по производству искусственного и синтетических волокон, заменителей кожи, дубильных экстрактов и по первичной обработке лубяных культур. За последние годы построено и реконструировано на базе новой техники много крупных предприятий легкой промышленности. Устаревшее малопроизводительное оборудование заменяется машинами и агрегатами совершенной конструкции. За послевоенный период в легкой промышленности установлено свыше 170 тысяч новых станков и машин. Реконструкция предприятий направлена в первую очередь на обеспечение систематического сокращения трудовых затрат на единицу выпускаемой продукции и улучшение технологического процесса производства путем дальнейшей механизации и автоматизации процессов производства, введения конвейеров и сокращения количества переходов в производстве.
        Возьмем, к примеру, хлопчатобумажную промышленность. Еще недавно хлопчатобумажная промышленность работала на старых малопроизводительных мюльных машинах, являющихся отсталыми в техническом отношении. Теперь взамен их установлены высокопроизводительные новые прядильные машины. Новые прядильные машины занимают в четыре раза меньшую площадь, а производительность веретен больше мюльных на 60 - 65 процентов. С установкой на. прядильных фабриках нового оборудования сокращается с 12 до 6 количество основных машинных операций (переходов).
        На ткацких фабриках производится замена старых механических станков на автоматические, что позволяет повысить производительность труда ткачей в полтора - два раза.
        Коренные изменения произошли в технической оснащенности предприятий трикотажной промышленности. Реконструируется на базе новой техники промышленность искусственного волокна. Разработана новая технология этого производства, в результате выпуск искусственного волокна увеличился в 4,5 раза по сравнению с 1940 годом.
        Переведено на конвейерно-поточную систему большинство предприятий обувной, швейной, трикотажной, меховой и кожгалантерейной отраслей промышленности. Это позволило превратить их в крупные механизированные отрасли легкой промышленности и повысить производительность труда на реконструированных предприятиях в обувной промышленности на 20 проц., в меховой до 40 проц. и в швейной на 30 процентов.
        В результате успешного восстановления и дальнейшего развития всех отраслей легкой промышленности достигнут и значительно превзойден довоенный уровень производства тканей, обуви, трикотажа и других изделии. В 1952 году выпуск продукции легкой промышленности будет выше довоенного на 43 проц., в том числе: шерстяных тканей на 60 проц., трикотажных изделий свыше 60 проц., шелковых тканей в 2,8 раза.
        Совершенно иную картину мы наблюдаем в капиталистических странах. Перевод промышленности на осуществление навязанной американскими империалистами военной программы и подчинение экономики капиталистических стран интересам американских монополий привели к резкому сокращению гражданской промышленности, уменьшению выпуска товаров широкого потребления, консервации многих предприятий, росту безработицы и резкому сокращению покупательной способности трудящихся.
        Возьмем, к примеру, английскую текстильную промышленность, которая, кстати сказать, не так давно была самой развитой и держала в своих руках почти все основные рынки сбыта текстильных товаров.
        В 1951 году производство хлопчатобумажных тканей в Англии по сравнению с довоенным временем уменьшилось на 40 процентов. За послевоенные годы мощность текстильных предприятий по хлопчатобумажным веретенам сократилась на 28 проц., а по ткацким станкам на 24 процента. Большое количество текстильных фабрик находится в консервации. Действующие фабрики работают на старом оборудовании. Достаточно сказать, что в английской промышленности в настоящее время имеется около 70 проц. мюльных малопроизводительных старых прядильных машин, которые, как известно, из нашей промышленности уже полностью выброшены.
        За последние годы в английской хлопчатобумажной промышленности число рабочих сократилось на 26 процентов. Не меньший кризис переживает и английская шерстяная промышленность. Мощность шерстяных ткацких фабрик сократилась на 30 процентов. Увеличиваются и без того большая нищета и безработица среди многочисленного отряда рабочих текстильной промышленности Англии.
        Большой застой наблюдается в шелковой промышленности Франции, где рабочая неделя сокращена до 20 - 24 часов. В текстильной промышленности Норвегии текстильные фабрики работают два - три дня в неделю. В Турции после решения турецкого правительства о разрешении ввоза американского текстиля закрылось до 50 текстильных фабрик, и рабочие выброшены на улицу.
        В то время, как в капиталистических странах отрасли производства мирной продукции свертываются, все больше сокращается выпуск товаров гражданского ассортимента, непрерывно падает потребление населения и ухудшается материальное положение трудящихся, у нас, в Советском Союзе, из года в год неуклонно растет производство предметов широкого потребления, систематически снижаются цены и улучшается материальное благосостояние советского народа.
        Выполняя указания Партии, Правительства, лично товарища Сталина о неуклонном увеличении производства товаров легкой промышленности и повышении качества выпускаемой продукции, работники легкой промышленности в послевоенные годы провели значительную работу по перестройке промышленности в целях расширения ассортимента, улучшения качества, повышения сортности и улучшения внешнего оформления выпускаемых изделий. Воспитанные партией Ленина-Сталина, новаторы производства легкой промышленности своей творческой инициативой вызвали замечательное движение
        рабочих и инженерно-технических работников за выпуск продукции отличного качества, за экономное использование сырья и материалов и снижение себестоимости на каждой производственной операции.
        Легкая промышленность добилась известных результатов в улучшении качества продукции и расширения ассортимента изделий. Но у нас в этом деле еще имеется много серьезных недостатков, которые мы обязаны устранить.
        Тов. Маленков в своем докладе отметил, что на предприятиях легкой промышленности еще велик выпуск продукции пониженной сортности. Указание тов. Маленкова на то, что в ряде отраслей промышленности нарушается государственная дисциплина в отношении качества выпускаемой продукции, целиком относится к легкой промышленности, ко многим ее предприятиям.
        Большую работу требуется провести также по ликвидации недостатков в швейной промышленности. Мы должны в ближайшее время еще больше расширить производство швейных изделий, поднять качество пошива и улучшить дело моделирования. У нас слабо развита швейная промышленность в восточных районах, на Урале и в Средней Азии. Мы вынуждены продукцию швейной промышленности завозить в эти районы, что нельзя признать нормальным. Нужно в пятой пятилетке в большинстве областей создать швейные предприятия и сократить до минимума дальние перевозки швейных товаров.
        Наши хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные ткани, трикотажные изделия, обувь являются прочными и добротными. Однако у ряда выпускаемых изделий страдает внешняя отделка. Если еще недавно многие изделия легкой промышленности являлись дефицитными, то в настоящее время большая часть этих изделий имеется в продаже в достаточном количестве. Это еще больше обязывает нашу промышленность систематически улучшать работу, перестраивать ее на новый, лучший ассортимент, на выпуск более красивых, добротных товаров, чтобы полностью обеспечивать возрастающие требования советского потребителя. Поэтому в ближайшее время должна быть проведена большая работа в отделочных производствах и обеспечено резкое улучшение качества отделки всех изделий легкой промышленности.
        Во всех отраслях текстильной промышленности увеличивается выпуск тканей ярких расцветок и прочного крашения. Дело дальнейшего улучшения качества продукции и расширения ассортимента требует организации выпуска ряда новых красителей, главным образом особо прочных красителей и ярких цветов. Необходимо также освоить производство ряда новых химических продуктов, придающих тканям свойство несминаемости, водостойкости и безусадочности, улучшающих качество тканей, и значительно расширить
        производство сырья для выработки синтетических волокон.
        Мы должны обеспечить коренное улучшение работы сбытовых организаций лег кой промышленности, добиться своевременной и равномерной поставки товаров во все области, края и республики. Совместно с торгующими организациями надо поставить более широко изучение запросов потребителей на товары и своевременно перестраивать промышленность на выработку нужных потребителю изделий.
        Новый пятилетний план предусматривает коренную реконструкцию всех отраслей легкой промышленности, оснащение их новейшей техникой, более широкую автоматизацию и агрегирование машин, дальнейшее повышение скоростей оборудования Непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники является основным условием успешного развития промышленности. Нам нужны не вообще машины, а машины самой передовой техники, которые отвечали бы требованиям дальнейшего роста производительности труда, обеспечивали бы возможность изготовления на этих машинах более сложного и ценного ассортимента продукции, чтобы эти машины еще больше облегчали труд рабочего на производстве. Не всем этим требованиям отвечают отдельные машины, поставляемые в настоящее время машиностроительными заводами.
        Стоящие перед легкой промышленностью задачи по дальнейшему улучшению качества продукции и повышению производительности труда настоятельно требуют, чтобы машиностроительные заводы выполняли своевременно планы освоения производства новых образцов машин и серийного их выпуска.
        Необходимо коротко остановиться на вопросах обеспечения легкой промышленности некоторыми видами сырья.
        Благодаря исключительно большому вниманию товарища Сталина к созданию мощной сырьевой базы для легкой промышленности наше социалистическое сельское хозяйство обеспечивает потребности в сырье всех отраслей легкой промышленности.
        Советское хлопководство идет по пути дальнейшего подъема, увеличивая из года в год сбор хлопка. В текущей пятилетке предусматривается дальнейший большой рост производства хлопка-сырца.
        Однако нельзя пройти мимо вопросов, связанных с очисткой хлопка-сырца. Министерство хлопководства плохо занимается работой хлопкоочистительной промышленности, которая уже теперь не справляется в положенные сроки с очисткой всего заготовленного хлопка-сырца. Мне кажется, т. Юсупов напрасно представляет дело очистки хлопка, как трудно разрешимую проблему. Технически этот вопрос давно решен. Наш хлопок - самый лучший в мире как по длине, так и по тонине. Но дело в том, что т. Юсупов, Министерство хлопководства по-настоящему не организовали работу по очистке хлопка на заводах. Качество очистки хлопка за последние два года ухудшилось, и текстильным фабрикам систематически поставляется хлопок с крайне большой засоренностью, что снижает качественные показатели работы промышленности.
        Министерству хлопководства необходимо коренным образом улучшить работу хлопкоочистительных заводов, а также обеспечить дальнейшее увеличение заготовок хлопка высших сортов, расширение производства тонковолокнистого хлопка и усиление селекционной работы в направлении, прежде всего, выращивания новых скороспелых высокоурожайных сортов хлопчатника, особенно для новых районов хлопководства.
        В ряде областей и республик до последнего времени недооценивали важности развития льноводства, о чем свидетельствует неудовлетворительное состояние льноводства в ряде льносеющих районов. Даже в таких областях, как Костромская, Смоленская, Ярославская, которые имеют крупную льняную промышленность и являются большими потребителями льноволокна, льноводству не уделяется достаточного внимания. План заготовок льна в этих областях не выполняется, в связи с чем пред приятия льняной промышленности поставлены в тяжелые условия работы.
        Низкая товарность льноводства обусловливается, главным образом, большими потерями льна на всех стадиях уборки и первичной обработки. Большие потери урожая являются результатом позднего проведения уборочных работ, которые, как правило, проводятся в последнюю очередь по сравнению с другими культурами. В ряде областей лен перестаивает на корню и теряет свои качества. Потери урожая связаны также с относительно низким уровнем производительности труда в льноводстве из-за недостаточной механизации уборочных работ.
        Правительством предоставлены колхозам большие льготы, повышены заготовительные цены, увеличен отпуск минеральных удобрений. Проводятся мероприятия по механизации работ по возделыванию льна и его первичной обработке.
        Партийные, советские и сельскохозяйственные организации льносеющих областей и республик должны добиться значительного расширения посевных площадей, повысить товарность льноводства минимум в два - три раза, резко поднять средний номер волокна и тресты.
        Поступление сырья для кожевенно-обувной промышленности увеличивается с каждым годом. Ресурсы кожевенного сырья могли быть значительно увеличены, если бы лучше велась борьба с потерями в сельском хозяйстве и в заготовительных организациях.
        В течение ряда лет низкосортное кожевенное сырье в общих заготовках составляет очень большой удельный вес; свыше 25 проц. кожевенного сырья поступает с дефектами вследствие неправильной съемки шкур с животных, 20 проц. поражены молью и кожеедом. Из-за неудовлетворительных условии хранения значительное количество кож крупного рогатого скота поступает с повреждениями от овода и клеща. Это снижает возможности получения высокосортных кож и наносит большой ущерб колхозам и государству.
        Неблагополучно обстоит дело и с консервированием кож от подворного убоя животных, где преимущественно применяется так называемый пресно-сухой способ консервирования. Кожевенное сырье, консервируемое мокро-соленым способом, обеспечивает хорошее качество кож. Поэтому необходимо широко рекомендовать колхозам и колхозникам отказаться от применения пресно-сухого способа консервирования и обеспечить консервирование кож только солью. Необходимо в ближайшее время перейти повсеместно на убой скота скотоубойными пунктами, что обеспечит повышение качества кожевенного сырья, резко улучшит дело консервирования, хранения кожевенного сырья и ликвидирует имеющиеся большие потери.
        Вопросы обеспечения сырьем легкой промышленности должны рассматриваться в тесной связи с планом выпуска изделий в ассортименте. Начало такой работы положено в хлопководстве, где ежегодно план сорторайонирования посевов хлопчатника является по существу заказом промышленности социалистическому сельскому хозяйству. Такая же практика должна быть распространена на поставки легкой промышленности льноволокна, кожевенного и другого сельскохозяйственного сырья.
        "В докладе т. Сабурова изложена конкретная программа развития народного хозяйства СССР на период 1951-1955 гг. Исходя из заданий, предусматриваемых в проекте директив по новому пятилетнему плану, среднегодовой прирост продукции по легкой промышленности должен составлять, примерно, 11 процентов. Будет выпущено больше, чем в 1950г., тканей хлопчатобумажных на 61 проц., льняных - на 76 проц., шерстяных - на 54 проц., обуви кожаной - на 55 проц., трикотажных изделий - на 90 процентов.
        Задачи, поставленные в новой пятилетке перед легкой промышленностью, ярко отражают сталинскую заботу о дальнейшем росте материального благосостояния советского народа.
        Расширяющаяся сырьевая база для шерстяной промышленности позволит в текущей пятилетке резко увеличить выпуск тканей для изготовления костюмов и паль-то, женских платьев; увеличивается выпуск тканей с жаккардовыми рисунками. Расширяется производство особо прочных шерстяных тканей с капроновым волокном.
        Быстро растет производство шелковых тканей в широком ассортименте. В 1952г. шелковых тканей будет произведено более чем в три раза против выпуска 1940г., а в 1953г. будет выпускаться таких тканей более чем в пять раз. Увеличивается выпуск пестротканных и бархатных тканей.
        Созданная по указанию товарища Сталина новая отрасль народного хозяйства - промышленность искусственного волокна в этой пятилетке увеличит производство в 4,7 раза против 1950г. и почти в 11 раз по сравнению с 1940 годом.
        В пятой пятилетке будут заложены основы для развития производства других новых видов синтетических волокон, обладающих более высокими качественными показателями.
        В новой пятилетке осуществляется строительство большого количества хлопчатобумажных, шелковых, швейных, трикотажных, кожевенных, обувных предприятий и заводов искусственного волокна. Объем капиталовложений увеличивается почти в два с половиной раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. Только по плану сверхлимитного строительства будет строиться и реконструироваться около 750 предприятий.
        По указанию товарища Сталина в этой пятилетке создаются новые крупные текстильные центры в Камышине, Энгельсе, Барнауле, Краснодаре, Херсоне и Сталинабаде. В результате этого произойдут серьезные сдвиги в размещении текстильной промышленности. Производство хлопчатобумажных тканей еще более приблизится к источникам сырья и районам потребления готовой продукции. По своей мощности большинство этих комбинатов будет значительно превышать любое существующее в мире текстильное предприятие. Например, Камышинский хлопчатобумажный комбинат будет вырабатывать в сутки около одного миллиона метров высококачественных тканей. Новые предприятия по технической оснащенности, по запроектированному ассортименту будут самыми передовыми. Они будут выпускать в массовом количестве наиболее ценный ассортимент различных тканей.
        С огромным воодушевлением работники легкой промышленности трудятся над претворением сталинского плана создания в нашей стране изобилия предметов потребления и с честью выполнят задачи, поставленные товарищем Сталиным.
        Товарищи! Величественные победы, одержанные советским народом, убедительно демонстрируют коренное превосходство социалистической системы хозяйства над капиталистической системой.
        Советское государство проводит мирную политику и продолжает неуклонный подъем народного хозяйства, непрерывно улучшает материальное благосостояние трудящихся. Народы Советского Союза, сплоченные вокруг партии Ленина-Сталина, с еще большим трудовым и политическим подъемом будут бороться за мир, за быстрейшее осуществление начертанной великим Сталиным грандиозной программы построения коммунизма.
        Да здравствует партия Ленина-Сталина - организатор и вдохновитель великих побед советского народа!
        Да здравствует гениальный вождь и учитель, наш дорогой и любимый товарищ Сталин! (Продолжительные аплодисменты).

Открытие 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
        НЬЮ-ЙОРК, 14 октября. (ТАСС). Утром 14 октября в Нью-Йорке открылась 7-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание было посвящено обычным официальным церемониям. После того, как председатель 6-й сессии Генеральной Ассамблеи Падилья Нерво (Мексика) открыл заседание, с приветственными речами выступили мэр города Нью-Йорка Импеллитери, американский делегат Уоррен Остин, генеральный секретарь ООН и Падилья Нерво.
        НЬЮ-ЙОРК, 14 октября. (ТАСС). После того, как закончились приветственные речи, Падилья Нерво назначил мандатную комиссию в составе представителей Бельгии, Бирмы, Ливана, Новой Зеландии, Панамы, Парагвая, Швеции, Советского Союза и Соединенных Штатов.
        Затем Генеральная Ассамблея избрала министра иностранных дел Канады Пирсона председателем 7-й сессии Генеральной Ассамблеи. Делегации СССР, УССР, БССР, Польши и Чехословакии голосовали за представителя Индии, который был выдвинут в качестве кандидата на этот пост.

События в Корее
        Сообщение Главного командования Народной армии
        ПХЕНЬЯН, 14 октября. (ТАСС). Главное командование Народной армии Корейской Народно-Демократической Республики сообщило 14 октября:
        За истекший день на фронтах особых изменений не произошло. Соединения корейской Народной армии совместно с частями китайских народных добровольцев на отдельных участках фронта вели бои местного значения.
        Зенитные части Народной армии и стрелки - охотники за вражескими самолетами сбили 5 и повредили 2 самолета противника.

Протест генерала Нам-Ира против зверств американской военщины
        ПЕКИН, 13 октября. (ТАСС). Как уже сообщалось, 7 октября на острове Кочжедо американцы ранили 16 корейских и китайских военнопленных, а 11 октября - еще четырех.
        Корреспондент агентства Синьхуа передает из Кэсона, что глава корейской и китайской делегации на переговорах о перемирии генерал Нам Ир заявил сегодня американской стороне по этому поводу протест. Он указал, что американцам никогда не удастся уйти от серьезной ответственности за зверства над военнопленными, что является военным преступлением.

Центральное телеграфное агентство Кореи о срыве
американцами переговоров о перемирии в Корее

ПХЕНЬЯН, 14 октября. (ТАСС). Центральное телеграфное агентство Кореи передало статью о срыве Соединенными Штатами переговоров о перемирии в Корее. В статье говорится, что переговоры о перемирии, продолжавшиеся 15 месяцев, прерваны американцами на неопределенное время. Срыв американской делегацией переговоров перед самым открытием сессии Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствует о том, что он был заранее подготовлен. Заявления Кларка и Ачесона, сделанные ими на пресс-конференции, и одностороннее объявление Гаррисоном в Паньмыньчжоне бессрочного перерыва в переговорах говорят о том, что в Вашингтоне была заранее намечена дата срыва переговоров.
        Несмотря на то, что наша делегация внесла на заседание 8 октября конструктивное предложение, направленное на достижение соглашения, глава американской делегации Гаррисон не обратил на него ни малейшего внимания и выступил с заранее подготовленной злопыхательской речью, а затем покинул зал заседаний. Нет сомнения, что американские агрессоры, прикрывающие свои агрессивные цели флагом ООН, попытаются использовать на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи послушную им машину голосования для одобрения планов расширения агрессии, попытаются оправдать саботаж американской делегации на переговорах.
        Внося 28 сентября свое так называемое "новое предложение", которое фактически ничем не отличается от старых предложений, американцы заранее знали, что оно не будет принято нами. Поэтому Гаррисон выступил на заседании 8 октября с заранее подготовленным заявлением, направленным на срыв переговоров. Одновременно с этим Кларк и Ачесон пытались ввести в заблуждение общественное мнение, заявив, что перерыв в переговорах вызван нашим отказом принять новое предложение американцев. Следует отметить, что американцы обошли молчанием содержание нового предложения главы нашей делегации генерала Нам Ира, направленного на разрешение вопроса о военнопленных.
        Вопрос ясен, указывает агентство. Мир не устраивает американских агрессоров, стремящихся расширить войну. Отсюда тактика затягивания и срыва переговоров, которая применялась Гаррисоном. Заявление Ачесона о том, что перерыв в переговорах о перемирии на неопределенное время является "верным шагом на пути в достижению перемирия", выдает с головой американских поджигателей войны. Перерыв в переговорах является действительно "верным шагом", но только не к заключению перемирия, а к срыву переговоров, к продолжению и расширению войны.
        О планах продолжения войны в Корее свидетельствует также заявление министра обороны США, который в будущем хочет возложить, всю тяжесть войны на лисынмановскую армию и войска других сателлитов США.
        Политика Вашингтона, указывает в заключение Центральное телеграфное агентство Кореи, преследует целью расширение войны в Корее. Поэтому легко понять, почему американские поджигатели войны сорвали переговоры о перемирии в то время, когда оставался неразрешенным лишь один вопрос о военнопленных, когда до подписания перемирия оставался лишь один шаг.

Газет "Юманите" о подготовке новых провокаций во Франции
        ПАРИЖ, 14 октября. (ТАСС). Газета "Юманите" опубликовала сегодня сообщение, с котором говорится:
        "Мы информированы, что правительство... подготавливает новые меры против руководителей партии. Органы охраны безопасности территорий (ДСТ) активно изготовляют фальшивые документы, чтобы "оправдать" провокацию и аресты, которые намерено произвести правительство. В частности, готовятся новые провокации, чтобы приступить к арестам коммунистов - членов парламента".
        Эти мероприятия, указывает газета, направлены к тому, чтобы дать возможность правительству продолжать "антирабочую и антинациональную политику, главной целью которой в настоящее время являются: ратификация боннского и парижского соглашений; легализация вооружения Западной Германии; введение двухлетнего срока военной службы; предоставление территории Франции в распоряжение иностранных войск; блокирование заработной платы, пособий и пенсий".

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРОВОКАЦИИ В ТУНИСЕ
        ПАРИЖ, 14 октября. (ТАСС). Как сообщает газета "Юманите", 11 октября французская полиция произвела многочисленные обыски на квартирах членов Тунисской коммунистической партии и профсоюзных активистов. Газета отмечает, что очевидной целью обыска в Тунисе является новая провокация, связанная с пресловутым "заговором", раздутым во Франции.
        "Юманите" пишет также, что секретариат Коммунистической партии Туниса опубликовал вчера коммюнике, в котором разоблачает репрессии французских колониальных властей.

Международный шахматный турнир
        В 18-м туре шахматного турнира в Стокгольме быстрой ничьей закончилась партия советских шахматистов Геллера с Таймановым, а также встреча Петросяна со Стейнером (США).
        Исключительно напряженно протекала партия лидера турнира гроссмейстера Котова с венгерским гроссмейстером Сабо. В сицилианской защите Сабо, играя белыми, предпринял очень острую атаку позиции короля Котова. Венгерский гроссмейстер пожертвовал фигуру, и казалось, что Котову будет трудно защититься. С необычайным хладнокровием советский гроссмейстер отразил сильные угрозы противника, а затем сам перешел в контратаку. Партия отложена с большими шансами на победу у Котова.
        Барца (Венгрия) выиграл у Голомбека (Англия), Пахман (Чехословакия)-у Вайтониса (Канада), Санчес (Колумбия) - у Штольца (Швеция).
        Остальные партии не окончены.
        Сегодня состоится доигрывание отложенных партий.

* * *

В семнадцатом туре шахматного турнира после недолгой борьбы закончились вничью встречи советских шахматистов Котова с Геллером и Тайманова с Петросяном, а также партии Штольц (Швеция) - Натанович (Югославия).
        Стейнер (США) не сумел реализовать свое большое преимущество против Штальберга (Швеция), и партия неожиданно закончилась вничью. Сабо (Венгрия) выиграл у Барца (Венгрия).
        Тонко маневрируя, Авербах (СССР) переиграл югославского гроссмейстера Глигорича и выиграл одну за другой две пешки. В отложенной позиции советский мастер имеет все шансы на победу. Остальные партии также отложены.

* * *

В минувшую субботу состоялось доигрывание отложенных в пятнадцатом и шестнадцатом турах партий. Молодой московский мастер Петросян уверенно реализовал свое преимущество в окончании и выиграл у Сабо. Тайманов одержал победу над Санчесом. Гроссмейстер Геллер четко использовал свой материальный перевес и выиграл у Барца.
        Вничью закончились встречи Стейнер - Матанович и Вайтонис - Пильник. Унцикер выиграл у Принса. Голомбек проиграл Принсу, а Санчес - Стейнеру.

Вся Комсомолка

Главлит: Б 03739
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова