Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского союза

Продолжение доклада товарища Н.С. ХРУЩЕВА

хлопка-сырца - до 5,7-6,1 миллиона тонн, или на 30-39 процентов больше, чем в 1958 году;
        сахарной свеклы - до 70-84 миллионов тонн, или на 40-55 процентов больше, чем в 1958 году;
        семян масличных культур - до 5,5 миллиона тонн, или на 10 процентов больше, чем в 1958 году;
        льноволокна - до 580 тысяч тонн, или на 31 процент больше, чем в 1958 году;
        картофеля - до 147 миллионов тонн против 86 миллионов тонн в 1958 году;
        овощей - в размерах, полностью удовлетворяющих потребности населения;
        плодов и ягод - увеличить не менее чем в 2 раза,
        винограда - не менее чем в 4 раза по сравнению с 1958 годом;
        мяса (в убойном весе) - не менее чем до 16 миллионов тонн, или в 2 раза по сравнению с 1958 годом;
        молока - до 100-105 миллионов тонн, или в 1,7-1,8 раза больше, чем в 1958 году;
        шерсти - примерно до 518 тысяч тонн, или в 1,7 раза больше, чем в 1958 году;
        яиц - до 37 миллиардов штук, или в 1,6 раза больше, чем в 1958 году.

Главной линией в земледелии на ближайшие годы остается и впредь всемирное увеличение производства зерна, как основы всего сельскохозяйственного производства. За последние годы производство зерна увеличивалось преимущественно за счет расширения посевных площадей. Освоение новых земель у нас будет проходить и дальше, однако в меньших размерах, чем до сих пор, и оно не даст большого увеличения валовых сборов зерна, так как значительные площади будут отводиться под технические культуры и пары.
        Теперь, когда колхозы и совхозы располагают квалифицированными кадрами, оснащены современной техникой, имеют возможность своевременно и доброкачественно проводить сельскохозяйственные работы, больше вносить органических и минеральных удобрении, проводить посевы сортовыми семенами, созданы все условия для того, чтобы в ближайшие годы повсеместно поднять урожайность зерновых культур в среднем на три-четыре центнера с гектара и тем самым выполнить и перевыполнить установленные контрольными цифрами задания но валовому сбору зерна.
        В области животноводства в предстоящем семилетии главной задачей является увеличение производства мяса, молока, шерсти и яиц. Это должно быть достигнуто за счет резкого увеличения поголовья всех видов скота, птицы, кроликов на колхозных и совхозных фермах, повышения продуктивности животноводства.
        Надо еще более настойчиво укреплять кормовую базу, прежде всего за счет увеличения производства кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, накопления белковых кормов, таких, как клевер, люцерна, викоовсяные смеси, горох, люпин и другие культуры, применительно к особенностям той или иной зоны. Нужно всерьез заняться соей, которая представляет большую ценность как продовольственная, техническая и кормовая культура.
        По валовому производству молока и масла наша страна вышла на первое место в мире. В течение ближайших лет мы не только догоним, но и значительно превзойдем Соединенные Штаты Америки по производству этих продуктов на душу населения. Вместе с тем предстоит провести большую работу по использованию всех резервов и возможностей, чтобы увеличить производство мяса в 2,5-3 раза, значительно перевыполнить предусматриваемое на семилетие задание и претворить в жизнь выдвинутый передовыми колхозами и совхозами страны призыв - догнать Соединенные Штаты по производству продуктов животноводства на душу населения.
        Такие высокие темпы роста сельскохозяйственного производства основаны на огромных преимуществах социалистической системы хозяйства, возросшей мощи нашей индустрии, поставляющей все необходимые материально-технические средства для ведения крупного механизированного сельскохозяйственного производства.
        За семилетие сельскому хозяйству должно быть поставлено более миллиона тракторов, около 400 тысяч зерновых комбайнов, большее количество различных машин, механизмов и оборудования. Энерговооруженность колхозного и совхозного производства увеличится почти в два раза.
        К концу семилетия будет в основном завершена электрификация всех колхозов, а электрификация совхозов будет закончена значительно раньше. Потребление электроэнергии на селе возрастет почти в четыре раза; это даст возможность сократить издержки производства сельскохозяйственной продукции более чем на 19 миллиардов рублей, сделать огромный шаг вперед в дальнейшем развитии культуры и улучшении быта колхозной деревни.
        Одна из наиболее сажных задач в сельском хозяйстве - повышение производительности труда и снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции. Надо обеспечить значительный рост валовой продукции при уменьшении затрат труда и средств на ее производство.
        Теперь, когда колхозы окрепли, поднялась их техническая оснащенность, выросли кадры, имеется все необходимое для того, чтобы в течение семилетия резко поднять производительность труда и снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.
        Наша машиностроительная промышленность будет оснащать сельское хозяйство еще лучшими машинами, которые позволят колхозам и совхозам получать больше продукции при меньших затратах труда и средств. В этих целях надо ускорить работы по созданию систем машин для комплексной механизации возделывания хлопчатника, сахарной свеклы, картофеля, овощей и других культур.
        Нам нужно ликвидировать отставание в механизации трудоемких работ в животноводстве, значительно увеличить транспортные средства, создать тягачи, быстроходные тракторы, различные прицепы и саморазгружающиеся тележки. Настало время решить проблему производства комбикормов, организовав строительство государственных и межколхозных комбикормовых заводов. Следует увеличить производство мелиоративной техники, средств механизации погрузочных и разгрузочных работ, а также машин для заготовки торфа, извести и других местных удобрений.
        Вместе с тем необходимо наиболее производительно использовать имеющийся в колхозах и совхозах машинно-тракторный парк, поднять изготовление запасных частей до размеров, удовлетворяющих потребность в них колхозов и совхозов, всемерно улучшать работу по ремонту машин.
        Товарищи! Обсуждение вопросов сельского хозяйства на декабрьском Пленуме ЦК с участием председателей колхозов, директоров совхозов, механизаторов, специалистов и ученых, руководителей партийных и советских органов со всей очевидностью показало, что каждая республика, край, область и район, каждый колхоз и совхоз имеют большие возможности для увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
        Постановление декабрьского Пленума ЦК широко обсуждалось на пленумах ЦК коммунистических партий союзных республик, краевых и областных комитетов партии, на собраниях партийного и сельскохозяйственного актива, где не только были одобрены принятые решения, но и на основе проведенных подсчетов и учета возможностей приняты обязательства, особенно по увеличению производства продуктов животноводства.
        Колхозники, рабочие совхозов, специалисты сельского хозяйства в ходе обсуждения решений Пленума вскрывают такие резервы, умелое использование которых позволит выполнить и перевыполнить задания по производству зерна, мяса и других продуктов как по срокам, так и по объемам.
        Сейчас уже имеются первые ласточки, которые предвещают нам хорошее лето. Например, по Рязанской области приняты обязательства уже в нынешнем году увеличить по сравнению с 1958 годом производство мяса в колхозах и совхозах в 3,8 раза, по Ставропольскому краю - в 2,5 раза, по Ростовской области - в два раза. По Московской области приняты обязательства довести в 1959 году производство мяса в целом по области до 70 центнеров на сто гектаров сельскохозяйственных угодий и дать государству мяса в 2 раза больше, чем в 1958 году. Краснодарский край обязался произвести в текущем году мяса по 84 центнера на сто гектаров и увеличить общее производство мяса в колхозах и совхозах края за год более чем в 2,5 раза.
        Съезды компартии Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, краевые и областные партийные конференции, обсуждая контрольные цифры и решения декабрьского Пленума ЦК, наметили конкретные мероприятия по резкому увеличению производства сельскохозяйственной продукции в ближайшие годы. Съезд компартии Украины горячо поддержал инициативу передовых колхозов, совхозов и районов республики - в ближайшие пять лет довести производство мяса (в убойном весе) не менее чем до 100 центнеров на сто гектаров земли и тем самым внести свой достойный вклад в выполнение выдвинутого передовыми колхозами призыва догнать США по производству мяса. На съезде компартии Белоруссии принято решение в текущем году увеличить производство мяса в колхозах и совхозах в два раза.
        Можно надеяться, что те, кто берет такие обязательства, умеют хорошо считать и выполнять взятые обязательства. Долг партийных организаций - хорошо организовать людей в борьбе за достижение поставленной цели.
        Следует подчеркнуть, что обязательства увеличить производство в несколько раз еще не отражают всех имеющихся у нас возможностей. Вклад каждой республики, края, области, района, колхоза и совхоза в борьбу за выполнение выдвинутого передовыми колхозами и совхозами призыва догнать США по производству мяса и других продуктов сельского хозяйства надо оценивать в расчете на сто гектаров земли.
        Решающим условием использования возможностей для дальнейшего развития всех отраслей сельскохозяйственного производства являются умелый подбор и правильная расстановка кадров, прежде всего председателей колхозов, директоров совхозов, бригадиров, заведующих фермами, которые способны сплотить, организовать массы и повести их за собой.
        Теперь в колхозах и совхозах, бригадах и на фермах проходит разработка конкретных планов увеличения производства продукции сельского хозяйства на 1939-1965 годы. Коммунистическая партия всегда рассматривала составление хозяйственных планов как творческое дело народных масс. Надо помочь колхозам и совхозам составить такие планы, в которых полностью учитывались бы все возможности для дальнейшего подъема общественного хозяйства и увеличения производства сельскохозяйственных продуктов.
        Можно не сомневаться, что наше славное колхозное крестьянство, работники совхозов, специалисты приложат все силы для того, чтобы семилетний план в области сельского хозяйства был не только успешно выполнен, но и перевыполнен. (Продолжительные аплодисменты).

Капитальное строительство и размещение производительных сил
        Товарищи! Основой высоких темпов расширенного социалистического воспроизводства являются капитальные вложения: в новое строительство и реконструкцию предприятий. В предстоящем семилетии объем государственных капитальных вложений составит около двух триллионов рублей. Если учесть еще строительство за счет нецентрализованных средств, капитальные вложения колхозов, а также жилищное строительство за счет средств населения, то общий объем капитальных вложений будет выражаться в сумме, близкой к трем триллионам рублей. Это значит, что за семь лет будет вложено примерно столько средств, сколько было вложено за все годы Советской власти. (Бурные аплодисменты).
        Высокими тешами будет развиваться капитальное строительство в промышленности. При росте объема капитальных вложений в целом по народному хозяйству в 1,8 раза капитальные вложения в промышленность возрастут примерно в два раза по сравнению с прошлым семилетием.
        Капитальные вложения в отдельные отрасли промышленности, строительную индустрию и в транспорт характеризуются следующими данными (в миллиардах рублей в сопоставимых ценах):

Объем капитальных вложений государства и колхозов в сельское хозяйство составит около 500 миллиардов рублей, то есть превысит объем вложений за прошлые семь лет почти в два раза.
        Планом предусматривается осуществление мероприятий по коренной реконструкции, расширению и техническому перевооружению предприятий, обновлению и модернизации оборудования, что во многих случаях даст возможность со значительно меньшими денежными и материальными затратами и быстрее, чем при строительстве новых предприятий, решить задачу увеличения выпуска продукции.
        Чтобы полнее использовать природные ресурсы восточных районов страны, имеется в виду в предстоящем семилетии свыше 40 процентов всех капитальных вложений направить в эти районы.
        Огромные средства выделяются на жилищное и культурно-бытовое строительство. На жилищное и коммунальное строительство только за счет государственных средств будет израсходовано за семилетие 375-380 миллиардов против 214 миллиардов рублей за предыдущие семь лет; на строительство школ, больниц и других культурно-бытовых и медицинских учреждений направляется более 80 миллиардов рублей против 46 миллиардов. Большие средства вкладываются в строительство школ-интернатов и детских учреждений.
        Для того, чтобы успешно справиться с намечаемым объемом капитальных работ во всех отраслях народного хозяйства, мы должны и дальше продолжить курс на индустриализацию строительства, превращение строительного производства в механизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из крупноразмерных элементов и узлов, изготовляемых на заводах.
        В целях быстрейшего перехода на индустриальные методы строительства следует широко внедрять такие высокоэффективные процессы, как вибропрокатные и кассетные способы производства, железобетонных панелей. Крупнопанельные дома имеют несомненные преимущества. В расчете на тысячу квадратных метров жилой площади в крупнопанельных жилых домах, построенных из деталей, изготовленных кассетным методом, трудоемкость производства конструкций в три с лишним раза меньше, чем в домах с кирпичными стенами. Затраты труда на строительство вдвое меньше.
        Важно отметить, что расход цемента в крупнопанельных долах не превышает расхода цемента, идущего на строительство домов с кирпичными стенами, а расход металла даже несколько меньше. Дома, собранные из таких панелей, в два раза легче кирпичных.
        С развитием крупнопанельного домостроения достигаются не только высокие технико-экономические показатели в строительстве жилых домов, но и вдвое сокращаются затраты на создание производственной базы. Преимущества крупнопанельного домостроения полностью могут быть реализованы только при налаженном массовом производстве деталей на заводах и при серийном монтаже домов на площадке. Поэтому планом предусматривается довести в 1965 году объем крупнопанельного строительства до 25 миллионов квадратных метров жилой площади в год.
        В настоящее время продолжаются также примышленные испытания оборудования, отработка технологии, проведение экспериментальных и проектных работ по различным прокатным методам производства тонкостенных предварительно напряженных панелей. Применение таких панелей дает возможность распространить крупнопанельные конструкции на промышленное, гидротехническое и другие виды строительства, где требуются большие пролеты и нагрузки.
        Наряду с увеличением объемов производства железобетонных конструкций надо шире внедрять наиболее экономичные предварительно напряженные и тонкостенные конструкции, а также изделия из легкого бетона. Такие конструкции требуют на 40-50 процентов меньше металла и существенно облегчают вес зданий. Очень прогрессивным также является применение в строительстве асбестоцементных конструкций и деталей.
        Широкое развитие производства железобетона и новых строительных деталей из него, наличие мощных подъемных средств дают возможность совершенно по-иному решать теперь вопрос об устройстве крыш, то есть не делать их так, как они делались до настоящего времени, с применением специальной кровли, а совмещать кровлю с железобетонным перекрытием. На практике это уже проверено - имеется немало домов, построенных с совмещенными перекрытием и кровлей. Надо широко внедрять новые методы строительства крыш, позволяющие экономить металл и обходиться без ремонта. Может быть, придется принять специальное постановление, в котором следовало бы установить сроки осуществления этого мероприятия, имея в виду побудить в конце концов и консерваторов работать по-новому.
        Дальнейшая индустриализация строительства требует резкого увеличения выпуска цемента и повышения его качества. Прирост производства цемента за семилетие составит около 50 миллионов тонн, что почти равно современному уровню производства его в США. Планом предусматривается также увеличение выпуска других строительных материалов, особенно теплоизоляционных, материалов и изделий на базе пластических масс и синтетических смол, увеличение выпуска санитарно-технического оборудования.
        Чтобы удовлетворить нужды строительства в материалах и конструкциях, необходимо в первую очередь развивать строительную индустрию и промышленность строительных материалов. Надо решительно покончить с неправильной практикой создания при каждой стройке своих, зачастую полукустарных производственных баз; следует организовать районную систему предприятий строительной индустрии для удовлетворения нужд строительства экономического района или узла сосредоточенного строительства.
        Необходимо продолжать работу по укрупнению мелких строительных организаций и дальнейшую их специализацию, что позволит значительно ускорить и удешевить строительство. Вопросы снижения себестоимости и улучшения качества строительно-монтажных работ по-прежнему остаются главными в строительстве. Планом предусматривается снижение себестоимости строительства за семилетие в целом не менее чем на 6 процентов и снижение стоимости жилищного строительства на 14 процентов против 1958 года.
        Надо, товарищи, покончить с порочной практикой распыления средств по многочисленным стройкам и концентрировать капитальные вложения, материальные и людские ресурсы на наиболее важных и пусковых объектах. Нельзя начинать новые стройки без достаточной подготовки к ним, без законченных проектов, необходимой строительной базы и других условий, обеспечивающих быстрое строительство. Очень важно, чтобы наши плановые и хозяйственные органы тщательно и расчетливо подходили к использованию капитальных вложений в народное хозяйство.
        Небывалый размах строительства в предстоящем семилетии требует, чтобы мы с особым вниманием отнеслись к размещению производительных сил.
        XX съезд партии указал на необходимость энергичного вовлечения в хозяйственное использование огромных сырьевых и энергетических ресурсов восточных районов. Это указание успешно осуществляется. Развертываются работы по созданию третьей металлургической базы в Сибири и Казахстане, строятся крупнейшие в мире гидроэлектростанции на Ангаре и Енисее. Закрепляются успехи в освоении целинных и залежных земель.
        Контрольные цифры предусматривают дальнейший шаг вперед в решении этих задач. В 1905 году удельный вес восточных районов в добыче угля вырастает до 50 процентов, в производстве стали - до 48 процентов, меди рафинированной - до 88 процентов, алюминия - до 71 процента, цемента - до 42 процентов, выработке электроэнергии - до 46 процентов, вывозке древесины - до 52 процентов, производстве бумаги - до 32 процентов. Развивается химическая промышленность, нефтепереработка, цветная металлургия.
        Гигантские масштабы нового строительства внесут серьезные изменения в экономическую карту восточных районов. Создание новых мощных промышленных узлов: Кустанайского, Павлодарско-Экибастузского, Ачинско-Красноярского, Братско-Тайшетского и других - даст огромный толчок развитию производительных сил Востока страны.
        Создание новой зерновой базы на Востоке страны позволило приступить к коренной перестройке сельскохозяйственного производства в ряде республик и областей и более разумному использованию богатых природно-экономических условий для увеличения производства продуктов земледелия и животноводства.
        Если раньше, например, мы вынуждены были заготавливать хлеб по всей стране, то в настоящее время создана возможность пока не производить закупок хлеба в северо-западных районах РСФСР, Прибалтийских республиках, во многих районах Белоруссии и Полесья Украины. Эти районы будут специализироваться теперь на производство молока, бекона и технических культур, для чего там имеются наиболее благоприятные условия. Конечно, в дальнейшем, когда эти районы получат в необходимых количествах минеральные удобрения под зерновые культуры, повысят урожайность и поднимут производство зерна, оно там будет даже дешевле, чем в других областях и республиках. Тогда станет выгодно производить закупку хлеба и в этих районах.
        Мы теперь получили возможность сократить, а в дальнейшем, с развитием производства зерна в других районах страны, совсем обойтись без закупок зерна в республиках Закавказья и Средней Азии с тем, чтобы развивать здесь более высокими темпами такие ценнейшие культуры, как хлопок, чай, цитрусовые, виноград, фрукты и другие.
        Районы Украины, Северного Кавказа и Центральных черноземных областей длительное время являлись основной житницей страны. Теперь за счет некоторого сокращения зернового хозяйства они получили возможность специализировать колхозы и совхозы в направлении развития животноводства и технических культур, в особенности сахарной свеклы.
        Всемерно развивая производительные силы Востока нашей страны, надо в полной мере использовать имеющиеся возможности расширения производства в районах Европейской части СССР. Здесь особый упор берется на лучшее использование и расширение мощностей действующих предприятий, земельных угодий, мобилизацию внутренних резервов, развитие специализации районов, рационализацию хозяйственных связей.
        В предстоящем семилетии значительно укрепляются сырьевая и энергетическая базы Европейской части Союза. Богатейшие месторождения нефти и газа дают возможность перестроить топливный баланс и прекратить завоз сюда угля за тысячи километров из Кузбасса и Караганды.
        На основе нефтяного и газового сырья предусматривается создание мощной промышленности органического синтеза во многих районах, особенно в Поволжье. Нефтеперерабатывающая промышленность развивается во всех основных экономических районах Европейской части СССР. Намечается широкое использование железных руд Курской магнитной аномалии и Криворожского железорудного бассейна, на базе которых получит дальнейшее развитие черная металлургия Центра и Юга страны. Значительно возрастает использование гидроэнергетических ресурсов Волги, Днепра и других рек в связи с пуском Сталинградской, Кременчугской и других гидроэлектростанций.
        Намечается также более полное использование природных и трудовых ресурсов в сельском хозяйстве путем улучшения специализации сельскохозяйственного производства по зонам, его интенсификации, значительного повышения урожайности всех сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Вблизи крупных промышленных центров будут созданы мощные базы пригородного хозяйства по производству овощей, молочных и других продуктов питания для населения этих центров.
        Задачи развития народного хозяйства страны в предстоящем семилетии выдвигают необходимость улучшения планирования народного хозяйства. Наше планирование должно предусматривать дальнейшую специализацию и комплексное развито хозяйства как республик, так и крупных экономических районов.
        Создание экономических административных районов сделало более рациональными хозяйственные связи как в самих районах, так и между ними и дало стране значительный экономический эффект. Но имеет место и неправильное, местническое понимание комплексного хозяйства как замкнутого хозяйства. Необходимо решительно бороться с проявлениями подобного рода антигосударственных тенденций.
        Советский Союз - это многонациональное социалистическое государство, основанное на дружбе равноправных народов, объединенных единой волей и стремлением неуклонно двигаться вперед, по пути коммунистического строительства. В наших планах ярко выражена ленинская национальная политика, обеспечивающая широкие возможности для всестороннего развития экономики и культуры всех народов. (Аплодисменты). Это находит свое новое подтверждение и в контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959- 1965 годы, предусматривающих огромный рост хозяйства всех советских республик, В каждой республике развиваются прежде всего те отрасли хозяйства, для которых здесь имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия.
        В тезисах о контрольных цифрах изложены основные показатели, характеризующие развитие народного хозяйства всех союзных республик. Они нашли поддержку и полное одобрение трудящихся этих республик.
        В семилетнем плане предусматривается, с одной стороны, наиболее эффективное использование ресурсов республики и, с другой стороны, обеспечивается правильное сочетание интересов отдельных республик и Советского Союза в целом. Планом намечается укрепление межреспубликанских экономических связей и расширение социалистического разделения труда. Содружество социалистических наций является источником роста сил и могущества многонационального социалистического государства. Наша партия, воспитывая массы в духе пролетарского интернационализма, всегда вела непримиримую борьбу как против великодержавного шовинизма, так и против местного национализма.
        Задача состоит в том, чтобы еще шире развернуть воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма. Коммунистическая партия видит свою священную обязанность в том, чтобы неустанно крепить дружбу народов - основу могущества и непобедимой силы Советского Союза. (Продолжительные аплодисменты).

* * *

Товарищи! Осуществление планов развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта, выполнение строительной программы в предстоящем семилетии возможны при условии значительного роста уровня техники и повышения производительности общественного труда - главного источника расширенного социалистического воспроизводства и накопления, основы подъема жизненного уровня трудящихся.
        В течение семилетия производительность труда в промышленности в расчете на одного работающего должна вырасти на 45-50 процентов, в строительстве - на 60-65 процентов, на железнодорожном транспорте - на 34-37 процентов, в совхозах - на 60-65 процентов, в колхозах - примерно в два раза. С учетом сокращения продолжительности рабочего дня часовая выработка увеличится еще больше. За счет повышения производительности труда в 1965 году будет получено три четверти прироста промышленной продукции.
        В связи с развитием общественного производства еще выше поднимется значение экономии материальных и трудовых затрат. Требуется максимальная мобилизация внутренних резервов народного хозяйства. За семилетие издержки производства в промышленности, строительство, на транспорте и в совхозах должны быть снижены примерно на 850 миллиардов рублей. Что означает эта цифра? Это почти половина объема государственных капитальных вложений на семилетие.
        Успешное выполнение плановых заданий неразрывно связано с необходимостью значительного улучшения экономической работы во всех областях хозяйственной деятельности.
        В нашей стране, где источником накоплений для расширенного воспроизводства являются внутрихозяйственные накопления, особое значение приобретает борьба за строжайший режим экономии. Партия всегда указывала на необходимость ведения хозяйства наиболее рациональными методами. Сейчас, когда каждый процент снижения издержек производства выражается колоссальной цифрой, превышающей 12 миллиардов рублей, а в конце семилетки - 21 миллиард рублей в год, борьба за снижение себестоимости, за режим экономии приобретает особо важное значение.
        Поэтому речь идет о том, чтобы организовать действительно всенародный поход против всяких проявлений бесхозяйственности, расточительства, нерадивого отношения к народному добру. Необходимо повысить ответственность руководителей за улучшение всех качественных показателей деятельности предприятий, строек, особенно за снижение себестоимости и повышение качества продукции. Надо и дальше укреплять хозяйственный расчет в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве.
        При составлении семилетнего плана предусматривалось, чтобы он мог быть выполнен без перенапряжения. Почему это сделано? Потому что при очень напряженном плане не исключается его выполнение по отдельным позициям, некоторые отрасли хозяйства могут не получить в необходимых размерах сырье, материалы, оборудование, а это может повлечь за собой простои предприятий и, следовательно, недоиспользование производственных мощностей, простои рабочих со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это то, что экономисты называют диспропорциями.
        Семилетний план составляется таким образом, чтобы не допустить этого. Перевыполнение плана даст возможность создать дополнительные резервы и получить сверхплановые накопления. Таким образом, создаются благоприятные условия для ритмичной работы предприятий и лучшего использования оборудования. В результате ритмичной работы не будет простоев предприятий, будут лучше использованы рабочая сила, оборудование, будет исключена недогрузка предприятий. Следовательно, будет расти производительность труда, заработки рабочих будут более устойчивыми.
        Это создает хорошие условия для планомерного развития всех отраслей народного хозяйства. Но, конечно, если любой план пустить по воле волн, на самотек, то он не будет выполнен. Надо мобилизовать усилия всего народа - рабочих, инженеров, техников, ученых, служащих, колхозников, работников совхозов на выполнение и перевыполнение семилетнего плана. (Аплодисменты).
        А что означает в наше время перевыполнение народнохозяйственного плана хотя бы на один или два процента?
        Известно, что в последний год первой пятилетки (1932 год) один процент прироста промышленной продукции составлял в современных ценах около 800 миллионов рублей, в 1959 году составит более 11 миллиардов рублей, а в 1965 году один процент прироста промышленной продукции по плану превышает 19 миллиардов рублей. Если, например, среднегодовые темпы роста промышленного производства, намеченные семилетним планом (8,6 процента), будут ежегодно перевыполняться на один процент, то это даст возможность получить в 1965 году дополнительно продукции более чем на 130 миллиардов рублей, а в целом за семь лет более 440 миллиардов рублей. Если же среднегодовой прирост продукции будет выше плана на два процента, то дополнительный выпуск промышленной продукции составит за 1965 год более 265 миллиардов рублей, а в целом за семилетие - более 900 мил-

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 01640