Партия выражает уверенность в том, что Ленинский комсомол, наша славная советская молодежь будут в первых рядах борцов за успешное осуществление семилетнего плана.
(Из доклада товарища Н.С. Хрущева на внеочередном XXI съезде КПСС).

Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза

ВЧЕРА В БОЛЬШОМ КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ

Утреннее заседание 30 января
        В столице нашей Родины, в Большом Кремлевском дворце, продолжает работу внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза - съезд строителей коммунизма.
        В обстановке полного единодушия, ленинской деловитости и принципиальности обсуждают делегаты доклад товарища Н.С. Хрущева о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы. Выражая мнение партийных организаций, делегировавших их на съезд, мнение всего советского народа, ораторы высказывают твердую уверенность в том, что задачи, поставленные партией перед страной на это семилетие, будут успешно претворены в жизнь.
        На утреннем заседании 30 января, открывшемся под председательством тов. Л.И. Брежнева, первым в прениях выступил тов. А.И. Гаевой (Днепропетровская партийная организация). Большие успехи в развитии народного хозяйства, науки, культуры, в повышении благосостояния трудящихся, достигнутые в нашей стране после XX съезда партии, подчеркнул он, еще и еще раз подтверждают преимущества социалистической системы перед капиталистической, свидетельствуют о неисчерпаемых силах, заложенных в недрах советского общественного и государственного строя. В свете исторических завоеваний и побед нашей партии и народа особенно ясно видно огромное значение решительных действий Центрального Комитета партии, разоблачившего и отбросившего прочь с нашего пути группу фракционеров и раскольников - Маленкова, Кагановича, Молотова, Булганина, Шепилова, пытавшуюся сорвать осуществление ленинского курса по всем важным вопросам внутренней и внешней политики. Партия и народ полностью одобрили действия ленинского Центрального Комитета.
        Останавливаясь далее на работе Днепропетровской партийной организации, развитии экономики области, тов. Гаевой говорит, что за период после XX съезда партии валовой выпуск промышленной продукции здесь увеличился на 35 процентов. Горняки Криворожского бассейна в минувшем году дали большую часть железной руды, добытой в стране. Развернута большая работа по внедрению новой техники, особенно в металлургической и горнорудной промышленности. В мартеновских печах и конверторах используется кислород.
        Большое внимание уделяется в области производству зерна и развитию животноводства. В 1958 году производство зерна выросло по сравнению с 1953 годом на 58 процентов. Подсчеты показывают, что колхозы и совхозы области смогут выполнить семилетку по производству продуктов животноводства за пять лет, увеличить производство мяса больше чем в 4 раза, молока - в 3 раза по сравнению с 1958 годом.
        За семилетие в развитие народного хозяйства области предусматривается вложить свыше 32 миллиардов рублей, значительно больше, чем в прошлом семилетии. Большая часть всех ассигнований пойдет на развитие горнорудной, металлургической и химической промышленности.
        XXI съезд не является очередным съездом нашей партии, на нем не заслушивался отчет Центрального Комитета, сказал в своем выступлении тов. М.А. Суслов. Однако в ярком, всестороннем и глубоком докладе товарища Хрущева освещены итоги деятельности партии и всего народа за период между XX и XXI съездами. За этот период страной одержаны всемирно-исторические победы во всех областях общественного хозяйства. Всем миром признаны блистательные успехи, достигнутые советской культурой, наукой и техникой, венцом которых являются советские спутники Земли и первая созданная человеком планета, вращающаяся вокруг Солнца. Советские искусственные спутники Земли и Солнца - это естественные и закономерные спутники социализма, полностью и окончательно победившего в нашей стране.
        Советский народ, сплоченный вокруг своей Коммунистической партия, достиг таких вершин, осуществил такие грандиозные преобразования, которые дают возможность нашей стране вступить теперь в новый важнейший период своего развития. Столь грандиозных планов история еще не знала, заявляет оратор. В течение семи лет Советским Союзом будет выпущено столько промышленной продукции, сколько было произведено ее за все годы существования советской власти, то есть за 41 год. Найдется ли человек, воображение которого не было бы поражено этими цифрами!
        Тов. Суслов отмечает далее, что семилетний план, вызвавший радость и восхищение у всех людей лагеря социализма, сильно встревожил капиталистический мир и, прежде всего, миллионеров США. Если раньше они обычно скептически встречали намерения нашего народа догнать и перегнать США по производству важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, то теперь они всерьез озабочены этими перспективами. Советские пятилетки, советские спутники Земли и Солнца и многое другое убедили даже безнадежно твердолобых врагов социализма: в Советском Союзе то, что сегодня записывается в план, завтра будет в жизни, заявляет оратор под аплодисменты делегатов.
        Тов. Суслов говорит о реальности величественного семилетнего плана, который разработан на глубоко научной марксистско-ленинской основе. Его выполнение обеспечивается достигнутым в стране высоким уровнем развития производительных сил, науки и техники, наличием большого отряда специалистов и квалифицированных рабочих, богатством природных ресурсов страны, невиданным еще морально-политическим единством советского народа, полного решимости под руководством партии идти к коммунизму. Все это является надежной гарантией того, что намеченный партией план великих работ будет выполнен и перевыполнен.
        Далее, оратор характеризует две фазы нового общества - социализм и коммунизм, подчеркивая их общие черты н различия. Тов. Суслов отмечает, что между низшей и высшей фазами коммунизма нет непреодолимых граней, социализм постепенно перерастает и коммунизм. Социализм в нашей стране достиг ныне такой степени зрелости, его преимущества раскрылись с такой силой и в таких масштабах, что теперь непосредственной задачей нашего общества стало строительство коммунизма. Однако этот процесс будет длительным, выходящим за рамки семилетки, хотя за количественными показателями семилетнего плана, за цифрами, не трудно увидеть качественное своеобразие нового периода. Семилетка сделает ясно зримыми и реально ощутимыми все основные черты коммунизма.
        М.А. Суслов говорит далее о необходимости поднять на новую ступень теоретическую работу в области общественных наук по вопросам, связанным с переходом от социализма к коммунизму. Внимание теоретиков в первую очередь должны привлекать такие вопросы, как осуществление при социализме и в период развернутого строительства коммунизма закона соответствия производительных сил и производственных отношений, сближение государственной и кооперативно-колхозной форм собственности, проблемы оплаты труда. Исключительное значение имеет вопрос о роли государства и его функциях в период развернутого строительства коммунизма.
        Тов. Суслов отмечает также, что на новом этапе строительства коммунизма значительно возрастет роль профсоюзов, комсомола и других массовых организаций, к которым постепенно будет переходить часть функций государственных органов. Однако возрастающая роль общественных организаций вовсе не ведет к умалению роли государственных иди хозяйственных органов Теоретически несостоятельными и практически вредными являются взгляды югославских ревизионистов, пытающихся принизить значение государства и государственных органов.
        Затем М.А. Суслов останавливается на гигантской работе, проделанной партией по коммунистическому воспитанию трудящихся, и дальнейших задачах, стоящих сейчас в этой области. Он подчеркивает особую важность воспитания коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, ибо это является главным показателем сознательности советского человека, его благородного морального облика, его преданности делу коммунизма. Оратор подчеркивает, что коммунистическое воспитание - это не только различные формы просвещения и пропаганды, а, главным образом, революционная практика, полное привлечение всех трудящихся к активному участию в общественном производстве, к решению всех, задач коммунистического строительству.
        Тов. Суслов указывает на ответственные задачи, стоящие перед печатью, литературой и искусством. Он отмечает, в частности, что пропагандистская и организаторская роль печати после XX съезда заметно возросла. Однако при всем этом нынешний идейный и литературный уровень многих газет и журналов нельзя признать удовлетворительным. Немало еде встречается скучных, бессодержательных статей и корреспонденции, немало издается ненужных и неинтересных книг и журналов.
        Чтобы литература и искусство оправдали свое высшее общественное назначение - поднимать народ на борьбу за коммунизм; необходима полная идейная ясность, непримиримая борьба против чуждых влияний, глубокая и тесная связь литературы и искусства с жизнью.
        Затем М.А. Суслов останавливается на успехах мировой социалистической системы, укреплении братских связей коммунистических партий и рабочих партий. Капитализму все труднее держать голову над водой, заявляет оратор. Недалек тот день, когда под тяжестью своих преступлений против человечества он пойдет ко дну, уступив место подлинно прогрессивному строю - социализму.
        Решения XXI съезда партии, говорит в заключение тов. Суслов, основанные на непобедимом учении марксизма-ленинизма, откроют новую эпоху в истории человечества, эпоху строительства коммунизма.
        Слесарь-монтажник строительства, атомного ледокола "Ленин" тов. В.И. Горбунов (Ленинградская партийная организация) передал горячий привет делегатам съезда от ленинградских судостроителей.
        Судостроители Ленинграда, говорит он, вместе со всем советским народом, не жалея сил, трудятся над построением коммунистического общества в нашей стране. В истекшем году они одержали большую победу, построив и оборудовав первоклассной техникой два новых танкера, водоизмещением по 16 тысяч тонн. Недавно со стапелей на воду спущен. гигантский танкер - флагман нефтеналивного флота водоизмещением в 40 тысяч тонн. Судостроители дали ему имя "Пекин" в знак сердечной дружбы с великим китайским народом.
        Выдающимся событием, сказал далее оратор, является сооружение в нашем городе первого в мире атомного ледокола "Ленин", олицетворяющего собой высокий уровень техники и развитие производительных сил страны, смелую мысль ее ученых, мирные устремления Советского государства.
        Тов. Горбунов затем остановился на обсуждении тезисов доклада тов. Н.С. Хрущева трудящимися Ленинграда, внесшими много предложений, направленных на быстрейшее осуществление задач семилетнего плана. Замечательный вклад в укрепление экономической мощи Родины сделали рационализаторы и изобретатели города. Они внесли почти 200 тысяч предложений, от внедрения которых получено свыше полумиллиарда рублей экономии.
        Для того, чтобы осуществить задачи, поставленные семилетним планом, говорит тов. Горбунов, надо много, упорно, и настойчиво трудиться, повседневно улучшать организацию производства, повышать качество проектирования. В этой связи, продолжает оратор, мне хотелось бы поставить ряд вопросов о том, что мешает ускоренному строительству отечественного флота.
        Тов. Горбунов отмечает, что конструкторские бюро судостроительной промышленности не всегда учитывают новые технологические процессы и передовые приемы труда, уже освоенные и широко применяемые на строительстве кораблей. Проектная документация зачастую запаздывает, она еще очень дорого обходится и имеет недостатки и недоработки. Оратор предлагает значительную часть работ по проектированию кораблей передать судостроительным заводам. Он ставит также вопросы - о создании специализированных предприятий по изготовлению для судостроителей крепежа, фитингов, инструмента, улучшения планирования Госпланом СССР работы судостроительных предприятий, лучшей кооперации между экономическими районами и другие.
        В заключение оратор от имени коллектива строителей первого в мире атомного ледокола "Ленин" заверяет делегатов съезда, что ленинградские судостроители сделают все необходимое для того, чтобы атомный ледокол вышел в свой первый рейс в сроки, установленные партией и правительством.
        - Мне, простой сельской женщине, выпало огромное счастье принимать участие в работе XXI Съезда партии, - говорит звеньевая колхоза имени Сталина Тернопольской области тов. Е.А. Долинюк.
        Она рассказывает о больших преобразованиях, которые совершились на территории области при советской власти. 20 лет прошло с тех пор, как воссоединились украинские земли. За это время все переменилось. Раньше в Тернопольском воеводстве насчитывались всего 52 школы, людям оказывали медицинскую помощь 11 больниц. Совсем не было средних и высших учебных заведений. А теперь, с гордостью говорит Е.А. Долинюк, у нас свыше тысячи школ, 14 техникумов, два института, более 100 больниц. Трудящиеся живут зажиточно и культурно. В каждом районе, в каждом селе построены новые дома, появились клубы, библиотеки.
        Особенно больших успехов мы достигли за последнее время, отмечает Е.А. Долинюк. Мы, колхозники, гордимся достижениями сельского хозяйства, задания семилетнего плана будут выполнены нами за 4-5 лет.
        Контрольными цифрами за семилетие предусматривается увеличить производство зерна и кормов. Тов. Долинюк сообщает, что в минувшем году ее звено выращивало кукурузу на площади сто гектаров. С каждого из 20 гектаров собрано по 207 центнеров зерна. С 80 гектаров собрано силосной массы по 1450 центнеров. Доход, полученный колхозом от кукурузы, выращенной звеном, составил более миллиона рублей.
        Меня и мое звено радует, заявляет оратор, что высоких урожаев этой культуры достигли многие звенья и колхозы нашей области. Но как в нашей, так и в других областях Украины есть колхозы и районы, где еще собирают низкие урожаи этой культуры. Мне кажется, что руководители этих колхозов и районов по-настоящему еще не взялись за изучение и внедрение передового опыта.
        Тов. Долинюк заявляет, что на 1959 год ее звено приняло обязательство собрать по 220 центнеров зерна кукурузы с гектара на площади 20 гектаров и по 1550 центнеров зеленой массы с гектара на площади 80 гектаров.
        С трибуны съезда, говорит в заключение знатная колхозница, я призываю всех тружеников сельского хозяйства - сейте кукурузу!
        Знатную колхозницу Украины сменяет на трибуне представитель соседней союзной республики тов. З.Т. Сердюк (Молдавская партийная организация). Отмечая в своей речи, что XXI съезд КПСС знаменует вступление СССР в новый, значительный период своей истории, он на ярких фактах иллюстрирует огромные перемены, происшедший в судьбе молдавского народа, в развитии его экономики и культуры.
        Американские и французские буржуазные экономисты, побывавшие в тридцатых годах в Бессарабии, предвещали гибель этого края, напоминает оратор. Но за пятнадцать лет мирного советского, строительства и менее чем за десять лет колхозного строя, благодаря неоценимой помощи и богатейшему опыту Российской Федерации, Украинской и других братских республик, бывшая Бессарабия преобразилась, говорит тов. Сердюк. Молдавская республика занимает важное место в производстве винограда, фруктов, консервов, сахара, продуктов животноводства, растительного и эфирного масел. С трибуны съезда мы рады доложить, что за три года после XX съезда партии объем промышленного производства увеличился на 60 процентов. В 1958 году произведено больше, нежели в 1955 году, продукции машиностроения в два раза и электроэнергии на 80 процентов, консервов - на 43 процента. Объем валовой продукции колхозов Молдавии с 1953 года возрос почти в два раза.
        Доклад товарища Н.С. Хрущева, контрольные цифры на семилетие, продолжает тов. Сердюк, являются дальнейшим творческим развитием ленинской национальной политики, проявлением заботы партии о подъеме экономики и культуры всех союзных республик. Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства Молдавии увеличится за семилетку более чем в два раза. Дальнейшее развитие получат ведущие отрасли промышленности - пищевая и легкая, возрастет удельный вес машиностроения, металлообработки, промышленности строительных материалов. Будет создана электротехническая промышленность. В строй вступят 140 новых промышленных предприятий. К концу семилетки республика будет производить на сто гектаров земли по 150 центнеров мяса и по 500 центнеров молока. Производство винограда и фруктов за это время возрастет в три раза и составит около двух миллионов тонн.
        Тов. Сердюк в заключение сказал, что партийные организации и трудящиеся Молдавии восприняли доклад Н.С. Хрущева на настоящем съезде как боевую программу своей дальнейшей деятельности.
        В утренние часы 30 января, как и в предыдущие дни, на съезде выступили представители зарубежных братских партий. Горячий, сердечный привет от имени Монгольской народно-революционной партии передо КПСС и советскому народу Первый секретарь Центрального Комитета МНРП тов. Юмжагийн Цеденбал. Выразив благодарность за приглашение делегации от МНРП на XXI съезд, оратор охарактеризовал огромное значение программы развернутого строительства коммунистического общества.
        Семилетний план СССР, сказал он, - это живое воплощение учения марксизма-ленинизма. План ярко демонстрирует преимущества социализма перед капитализмом. Нет никакого сомнения в том, что успешное выполнение семилетки и достижение намеченного уровня производительных сил СССР сыграют историческую роль в борьбе народов против угрозы новой войны, умножат силы мира и демократии, неизмеримо повысят все возрастающую силу воздействия социализма на весь ход мировой истории, на судьбы всего человечества.
        Тов. Ю. Цеденбал подчеркивает, что семилетний план развития народного хозяйства СССР с радостью встречен трудящимися Монголии. Они видят в нем программу роста несокрушимой мощи всего социалистического лагеря.
        Представитель МНРП останавливается на достижениях монгольского народа, который в исторически короткий срок преодолел былую многовековую отсталость и в настоящее время самоотверженно трудится над осуществлением задачи построения социализма в своей стране. Ю. Цеденбал высказывает признательность советскому народу, КПСС и ее ленинскому Центральному Комитету за братскую помощь. Монгольская народно-революционная партия, заявляет он, всегда училась, учится и неустанно будет учиться на богатом опыте Коммунистической партии Советского Союза.
        На трибуне - Генеральный секретарь ЦК Компартии Индонезии Дипа Айдит. Он передает приветствие съезду от имени полугора миллионов индонезийских коммунистов и более чем восьми миллионов избирателей, подавших свои голоса за Компартию.
        Великие успехи, говорят тов. Айдит, достигнутые Советским Союзом в развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры и науки, в области повышения материального благосостояния и жизненного уровня трудящихся, его успехи на международной арене в борьбе за мир и безопасность народов привели к росту авторитета Советского государства и Коммунистической партии Советского Союза, повысив вместе с тем авторитет рабочих и коммунистических партий во всех странах мира.
        Вы определили, продолжает тов. Айдит, свою основную задачу в настоящее время - догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны в производстве продукции на душу населения, Исходя из уже имеющегося опыта советского народа и Коммунистической партии, Советского Союза, можно с уверенностью сказать, что вас ожидают новые большие успехи.
        Уже сейчас можно представить, насколько велики и радикальны будут те перемены, которые произойдут в мире через семь а тем более через пятнадцать лет. Тогда достигнет новых успехов и мировое коммунистическое и рабочее движение.
        Тов. Айдит подчеркнул, что в Индонезии с каждым днем все более сплоченными и едиными становятся патриотические и демократические силы, борющиеся за окончательную ликвидацию колониализма.
        Свое выступление тов. Айдит заканчивает словами: "Вперед, к коммунизму!"
        Председательствующий тов. Л.И. Брежнев сообщает, что в адрес съезда поступили приветственные послания от Коммунистической партии Португалии и Прогрессивной партии трудового народа Кипра.
        После краткого перерыва в заседании председательствующий тов. И.В. Спиридонов предоставляет слово тов. Н.А. Мухитдинову. В такой многонациональной стране, как наша, говорит он, одним из важнейших условий успеха борьбы за победу коммунизма является последовательно проводимая интернационалистическая национальная политика. Гению В.И. Ленина, титанической работе партии, могучему русскому народу мы обязаны тем, что у нас в стране гармонично развиваются национальные отношения на основе принципов великого сотрудничества всех наций. Нашей стране чужды разделение национальностей на угнетающие и угнетенные, на эксплуатирующие и эксплуатируемые, на отстающие и передовые, на "исторические" и "неисторические".
        Более ста наций и народностей проживают в СССР и, равные в своих правах, они рука об руку трудятся, как члены одной великой семьи советского народа. Мероприятия, осуществленные партией за последние пять лет во всех отраслях внутренней и международной жизни, еще более обогатили теорию и практику национальной политики.
        На ярких примерах тов. Мухитдинов показал, как партия, Советское правительство помогли всем народам страны приобрести свою государственность, ликвидировать за короткий срок экономическую и культурную отсталость, превратить национальные окраины в высокоразвитые индустриальные республики.
        Претворяя в жизнь исторические решения XX съезда КПСС, партия и правительство приняли ряд мер по дальнейшему расширению прав союзных республик, местных советских и партийных органов. Это способствовало еще большему экономическому и культурному расцвету всех наций и народов, расширению суверенитета союзных республик, поднятию творческой инициативы и активности масс. Разгром антипартийной группы, участники которой проявляли элементы шовинизма и неверие в способность кадров национальных республик решать общегосударственные задачу содействовал дальнейшему укреплению дружбы между народами и сплоченности их вокруг Коммунистической партии,

Размер: 33,2kB, 450x360x100dpi

Кремль, 30 января 1959 года. В перерыве между заседаниями XXI съезда партии Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР товарищ Н.С. Хрущев беседует с группой делегатов, посланцев Калининской областной партийной организации.
Фото С. РАСКИНА.

Брошюра с текстом доклада товарища Н.С. Хрущева
        Государственное издательство политической литературы выпустило в свет брошюру с текстом доклада товарища Н.С. Хрущева на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января 1959 года "О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы".
        Брошюра издана миллионным тиражом.

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 01645