ИНСТИТУТ ГОТОВИТСЯ В ПУТЬ
        М. КУХТАРЕВ. Фото автора.

Размер: 32,7kB, 400x450x100dpi

В СВОЕМ ДОКЛАДЕ на XXI съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущев одобрил инициативу крупных советских ученых-академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева, Сергея Алексеевича Христиановича и Сергея Львовича Соболева, которые, выдвинув идею создания новых научных центров на востоке страны, выехали туда на постоянную работу.
        Мы побывали в Академии наук СССР и попросили рассказать, как здесь встречен почин известных ученых. Десятки ученых, специалистов в различных областях науки, собираются в дорогу. Среди них - член-корреспондент Академии наук СССР Николай Петрович Дубинин, член-корреспондент Академии наук Анатолий Васильевич Николаев. Едет туда и большая группа молодых специалистов. Готовится к отъезду весь коллектив Института экспериментальной биологии и медицины во главе с известным советским ученым доктором медицинских наук, профессором Евгением Николаевичем Мешалкиным.
        ...В институте обычный трудовой день. Профессор Е.Н. Мешалкин и один из его ближайших помощников - молодой ученый Александр Микаелян только что закончили сложную операцию. Спасена еще одна жизнь.
        Работа Евгения Николаевича в области хирургии сердца приобрела широкую известность в нашей стране. Профессор рассказывает:
        - Достижения наших физиков, химиков дали возможность глубоко проникнуть в понимание тех физических явлений, при которых происходят все жизненные процессы, по-своему регулировать их. Уже сейчас на основе достижений химии, физики, механики, электроники можно изучать отдельные жизненные явления и болезни человека. Советская наука ставит перед собой задачу дальнейшего похода за продление жизни человека, за искоренение болезней. Всю эту работу можно развернуть гам, где имеется хорошая научная база. Такая база и создается сейчас в Сибири. Пожалуй, нигде не будет более благоприятных условий для ученых: прекрасные природные условия, оснащенные по последнему слову техники лаборатории.
        - Надеемся, что мы окажем большую помощь тем энтузиастам, которые приедут строить,, новые индустриальные центры, - сказал в заключение Евгений Николаевич. В Институте экспериментальной биологии и медицины в основном работают молодые ученые. Троих из них вы видите на нашем снимке. Это кандидат медицинских наук Александр МИКАЕЛЯН, научные сотрудники института Георгий ФЕОФИЛОВ и Игорь ЖАКОВ.

В Президиум XXI съезда КПСС, товарищу Н.С. ХРУЩЕВУ
        Татарский обком КПСС. Татарский совнархоз.
        Нефтяники Татарии в предсъездовском соревновании открыли в Красноборском районе новое месторождение девонской нефти.
        Рады доложить, что первые дни работы исторического XXI съезда партии разведчики недр ознаменовали новыми победами. В районе Заинска разведочная скважина вскрыла девонский нефтяной горизонт мощностью 18 метров, что означает открытие нового крупного месторождения нефти. 27 января на берегу Камы между Елабугой и Бондюгой разведочной скважиной вскрыт нефтяной горизонт, что подтвердило наличие огромных запасов высококачественной девонской нефти в Нижнекамском районе.
        Каждое новое месторождение нефти умножает богатства нашей великой Родины, служит расцвету и укреплению ее могущества.
        Нефтяники Татарии полны твердой решимости бороться за успешное претворение в жизнь начертанных партией грандиозных задач развернутого строительства коммунистического общества..

Татарский обком КПСС
        Татарский совнархоз

Концерты, спектакли для делегатов
        Свои лучшие работы показывают в эти дни для делегатов и гостей XXI съезда КПСС артисты столичных театров, в концертных залах выступает известные исполнители - коллективы и солисты.
        В Кремлевском театре вчера состоялся большой концерт мастеров искусств Украины.
        В нем выражена горячая любовь украинского народа к родной Коммунистической партии, сделавшей жизнь Советской Украины и всех народов СССР счастливой и радостной.
        Артисты заслуженного ансамбля танца УССР приветствовали делегатов съезда, находившихся в зале, хлебом-солью и словами: "Слава тебе, родная КПСС!".
        На концерте присутствовали Н.И. Беляев, Л.И. Брежнев, Н.Г. Игнатов, А.И. Кириченко, Н.А. Мухитдинов, М.А. Суслов, Е.А. Фурцева, Н.С. Хрущев, Н.М. Шверник, Я.Э. Калнберзин, А.П. Кириленко, А.Н. Косыгин, К.Т. Мазуров, В.П. Мжаванадзе, Н.В. Подгорный, Д.С. Полянский.

Здесь выступал Ильич
        В Москве сохранилось много мест, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина. Владимир Ильич часто посещал фабрики и заводы, рабочие клубы столицы, выступая перед красноармейцами, молодежью. 13 мая 1920 года В.И. Ленин выступил с речью о международном положении на рабоче-красноармейской конференции Рогожско-Симоновского района в здании, где теперь помещается Московский театр драмы и комедии.
        В память об этом выступлении В.И. Ленина на здании Московского театра драмы и комедии установлена мемориальная доска. Вчера состоялось ее открытие. К двум часам дня перед зданием театра собрались старые большевики, трудящиеся Пролетарского района, учащиеся, представители общественности столицы. Под звуки Гимна Советского Союза падает белое шелковое покрывало. На темно-розовом граните - барельеф вождя. А надпись говорит о том, что в этом здании выступал Владимир Ильич Ленин...

Спутник в полете
        На 6 часов утра 31 января третий искусственный спутник совершил 3611 оборотов вокруг Земли.

ДУМЫ И ДЕЛА СВОИ МЫ СЪЕЗДУ ПОСВЯЩАЕМ
Патриотический почин молодых саратовцев

План становится законом
        А. СУКОНЦЕВ. (Наш спец. корр.). 3-й Государственный подшипниковый завод. г. Саратов.

"Можно не сомневаться в том, что героический рабочий класс, научная и инженерно-техническая интеллигенция, проявляя творческую инициативу, еще шире развертывая социалистическое соревнование, с успехом выполнят и перевыполнят задания семилетнего плана".
        (Из доклада товарище Н.С. Хрущева на XXI съезде КПСС).

ПО ПРОСТОРНЫМ цехам 3-го подшипникового завода можно ходить целый день - и все время будут попадаться новые станки-автоматы и целые автоматические линии, точные, умные машины и простые, но весьма ценные приспособления. Многое сделано руками заводских инженеров, рабочих-изобретателей, талантливых умельцев.
        Но завод растет, перестраивается. Не меняя общего рабочего ритма, целые цехи переезжают в новые помещения.
        Многие машины и у нас и в других странах крутятся на саратовских подшипниках. К концу семилетки завод будет давать продукции в два раза больше, чем сейчас. В два раза!
        На одном из недавних заседаний заводского комитета комсомола активисты пытались вспомнить, когда и где родилась идея: "Семилетку - в пять лет!". Но установить этого не удалось. Говорили так:
        - Ну как же, в нашем цехе, когда обсуждали контрольные цифры и план автоматизации, кто-то из ребят и предложил...
        - Да нет же, это было у нас на комсомольском собрании.
        - Почему у вас? Мы на бюро об этом говорили, - возражал третий.
        Так, очевидно, рождаются все добрые дела, все смелые начинания. А почин саратовцев действительно очень смел. Что они решили?
        Всем молодым рабочим добиться повышения производительности труда, запланированного на конец семилетки, к 1963 году - на два года раньше.
        Что такое производительность труда? Владимир Ильич Ленин учил, что это в последнем счете самое главное, самое важное для победы нового общественного строя.
        И вот в комитете комсомола собрались активисты - комсорги цехов, члены комитета, мастера, инженеры, рабочие, чтобы поговорить, посоветоваться, как всем вместе взяться за такое большое дело, с чего начать.
        Не на голом месте возникла эта инициатива. Полтора месяца назад комсомольско-молодежному коллективу, которым руководит Рудольф Шебалдов, одному из первых в городе присвоено звание бригады коммунистического труда. В этой бригаде каждый рабочий выполняет задание на 200-220 процентов. Прошло только полтора месяца, а сейчас на .заводе за это почетное и высокое звание борются уже пятьдесят бригад - более тысячи молодых рабочих и работниц. И их ряды растут день ото дня.
        Итак, соревнование за звание бригад, смей, участков коммунистического труда - вот главная гарантия того, что высокие обязательства будут выполнены. В дни, предшествовавшие XXI съезду КПСС, на заводе был окончательно разработан и утвержден план механизации и автоматизации производственных процессов на семь лет. Десятки новых автоматических и полуавтоматических линий, цехи-автоматы, дальнейшая механизация производственных процессов - вот что в этом плане. От автоматических линий, от цехов-автоматов - к заводу-автомату.
        Борьба за завод-автомат - это наше, комсомольское дело, решили молодые подшипниковцы. Чем раньше пустим мы в ход новые автоматические линии, тем больше уверенности в том, что выполним семилетку в пять лет.
        Секретарь заводского комитета комсомола Сергей Сафронов предлагает наметить и конкретные меры: установить шефство комсомола над внедрением в производство пяти автоматических поточных линий, двенадцати механизированных линий, пятнадцати механизированных транспортных линий и четырех сборочных конвейеров и модернизацией двухсот единиц другого оборудования.
        - Дело реальное, - говорит старший технолог цеха Сергей Захаров. - Предлагаю открыть кружки по изучению технической документации нового оборудования, чтобы заранее, до его ввода в эксплуатацию, изучить все, что надо. И еще: при комитете комсомола создать небольшую, но авторитетную комиссию по внедрению новой техники.
        - Предлагаю внедрить блочную наладку инструмента, - это говорит конструктор Леонид Рабинович и тут же берет листок бумаги, чертит, объясняет эту идею токарю Нине Крюковой.
        Из 4200 молодых рабочих на заводе 1200 - рационализаторы и изобретатели. Например, комсомолец Саша Мелков изобрел такой автооператор, с помощью которого каждый рабочий стал обслуживать по два станка - и условия труда улучшились, и производительность возросла.
        От молодых рабочих получено в прошлом году 1600 предложений. В результате их внедрения завод получил около полутора миллионов рублей экономии.
        Добиться, записано в плане комсомольской семилетки, чтобы каждый третий рабочий стал рационализатором. Устраивать целевые конкурсы, дни открытого приема предложений, когда комиссия на месте и в тот же день решает судьбу рационализаторского предложения. Внести в фонд семилетки только от внедрения рационализаторских предложений 10,5 миллиона рублей.
        - Дело серьезное, - поднимается мастер экспортного участка Ваня Янченко, - борьба за автоматизацию, новые рационализатору из рабочих. А ведь не секрет - многие из наших товарищей технически не очень грамотны, Нужно подумать об учебе. Правда, у нас многие учатся, но сейчас этого недостаточно.
        На заводе создан филиал Всесоюзного заочного политехнического института, в котором уже занимаются 450 человек. 60 из них в эти дни защищают дипломы и получают звание инженера. Среди них Шура Болдырева, Толя Перетрухин - член комитета комсомола и другие, 360 юношей и девушек учатся в машиностроительном техникуме, 400 - в трех вечерних школах.
        Но этого действительно мало. И Ваня Янченко предлагает записать:
        Добиться того, чтобы в течение 4-5 лет молодые рабочие ведущих профессий получили среднее или среднетехническое образование. К 1961 году каждый должен повысить разряд и освоить одну-две смежные профессии. Организовать при комитете комсомола кабинет технической культуры молодежи.
        В самый разгар обсуждения этих обязательств в комитет вошли двое рабочих из инструментального цеха - Степан Бусыгин и Александр Евсеев.
        - Мы услышали, что вы план семилетки утверждаете, - заговорил Бусыгин.
        - Не утверждаем, а только еще намечаем, - ответил Сергей Сафронов.
        - Всё равно. Дайте нам от нашего цеха слово сказать. Мы, конечно, за то, чтобы семилетку в пять лет выполнить. Но сейчас ведь могут нас подвести наши поставщики - Ленинградский инструментальный завод. Просишь у них шкалы соточные, шлют микронные. Призмы для миниметров совсем не присылают. Идет неразбериха с нашими заявками. Надо их крепко предупредить.
        - Хорошо, - говорит Сафронов, - ваши предложения учтем.
        По инициативе шлифовщицы комсомолки Фай Мазитовой был введен личный план, куда сам рабочий вносит свои предложения, свои пожелания по улучшению условий труда, по. борьбе за экономию и бережливость.
        В план записывается еще один пункт:
        Создать каждому рабочему личный фонд экономии. Экономить во всем - в расходовании топлива, основных и вспомогательных материалов, электроэнергии. Внести в семилетний фонд экономии 25 миллионов рублей.
        Активисты расходились по цехам. И уже в этот день план, который они только что обсуждали, начал претворяться в жизнь. Леонид Рабинович отправился в цех вместе с Ниной Крюковой, чтобы прямо там, у станка, рассказать ей о блочной наладке. В бригаде Рудольфа Шебалдова в этот день были использованы два станка, которые раньше считались "резервными". На них поочередно работали наладчики и сам бригадир.
        Секретарь комитета комсомола Сергей Сафронов вечером был у директора завода Николая Васильевича Баенкова и главного инженера Игоря Константиновича Ховрина. Вместе с ними еще и еще раз проверял цифры, записанные в плане комсомольской семилетки.
        - Добро, комсомольцы, - сказали директор и главный инженер, - план трудный, но выполнимый.

* * *

А на следующий день проект плана уже горячо обсуждался на цеховых комсомольских собраниях. Молодые подшипниковцы, горячо одобряя идею плана, вносили конкретные предложения, направленные на то, как лучше выполнить эти высокие обязательства.
        В эти дни в цехах Саратовского подшипникового завода то там, то здесь собирались рабочие, читали напечатанный в газетах доклад Никиты Сергеевича Хрущева на XXI съезде КПСС. Еще и еще раз вдумывались подшипниковцы в величественные цифры семилетнего плана, видели реальные пути нашего победного шествия.
        "Осуществление планов развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта, выполнение строительной программы в предстоящем семилетии, - читали они в докладе, - возможны при условии значительного роста уровня техники и повышения ПРОИЗ-ВОДИТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА - главного источника расширенного социалистического воспроизводства и накопления, основы подъема жизненного уровня трудящихся".
        Эти мысли полностью совпадали с их собственными думами о родном заводе, о его месте в предстоящей семилетке.
        Позавчера состоялось собрание заводского комсомольского актива. Собрание единодушно одобрило план комсомольской семилетки. Так план стал законом,

Наша цель - изобилие
        Э. ГРАВА, председатель колхоза "Спилва". Латвийская ССР.
        Читая доклад товарища Н.С. Хрущева на XXI съезде КПСС, отчетливо видишь перед собой не только задачи, стоящие перед всем народом, но определяешь первоочередные дела для себя лично.
        Сейчас партия ставит перед колхозниками Латвии задачу еще больше дать народу мяса и молока. Колхозники думают над тем, как быстрее повысить урожайность зерновых, как снизить их себестоимость. В прошлом году урожайность пшеницы в среднем составляла 16 центнеров. Это не так уж плохо. Но вот себестоимость одного центнера зерна еще высока - около 56 рублей. Сейчас мы проводим мелиоративные работы на некоторых полях. После их окончания урожайность зерновых значительно повысится, а себестоимость одного килограмма зерна снизится примерно вдвое.
        С каждым годом жизнь становится краше, богаче. Семилетний план открывает перед колхозниками новые возможности для подъема общественного хозяйства, роста материального благосостояния людей. И мы приложим все силы, чтобы достигнуть цели, поставленной XXI съездом КПСС.

ПОДАРКИ СЪЕЗДУ
        ТЫСЯЧИ ТОНН сверхпланового металла дали в январе электросталеплавильщики "Днепроспецстали". На митинге, посвященном XXI съезду КПСС они взяли повышенное обязательство в соревновании - завершить план первого годе семилетки по производству специальных сталей на месяц раньше сроке.
        РЕКОРДНОЙ ВЫРАБОТКИ добились кузнецкие шахтеры. В последние дни они выдали на-гора по нескольку десятков эшелонов угля сверх задания.
        НА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКОМ свинцово-цинковом комбинате в дни соревнования в честь XXI съезда КПСС освоено производство новой марки высококачественного металле для полупроводниковой промышленности.
        ЛОКОМОТИВНЫЕ БРИГАДЫ Ровенского отделения Львовской железнодорожной магистрали провели в текущем месяце свыше 1500 тяжеловесных маршрутов и перевезли сверх нормативе более 800 тысяч тонн народнохозяйственных грузов, сэкономив при этом около тысячи тони топлива.
        НА РИЖСКОМ вагоностроительном заводе прошел пробную обкатку и предъявлен приемщикам Министерстве путей сообщения СССР десятивагонный электропоезд "ЭР-1". Он изготовлен сверх январского задания в подарок XXI съезду КПСС.

ИНТЕРНАТ В КОЛХОЗЕ
        С. ИЛЛАРИОНОВ. (Наш корр.). Колхоз "Кзыл Узбекистан", Узбекская ССР.
        БОГАТ И СЛАВЕН колхоз "Кзыл Узбекисган", которым руководит Герой Социалистического Труда Абдужамиль Маткабулов. Славен колхоз своими высокими урожаями хлопка, виноградниками, образцовыми фермами. Богат тружениками-людьми и высокими доходами. Только за 1957 год колхоз получил около тридцати миллионов рублей дохода. И еще славен этот колхоз своей большой любовью к детям.
        ...За узорной оградой из бетона стоит светлый, с большими окнами трехэтажный дом. Издалека видны на его фасаде лепные надписи на русском и узбекском языках: "Школа-интернат имени В.И. Ленина колхоза "Кзыл Узбекистан", 1958 год". И тут же, под барельефом великого вождя, его бессмертная заповедь: "Учиться, учиться и учиться".
        Главный учебный корпус поразил нас прямо-таки санаторной чистотой просторных вестибюлей. Все триста детей первых - пятых узбекских и первых - четвертых русских классов учатся здесь только в первую смену. И пока идут занятия, пусто и тихо в столярной мастерской, в гимнастическом зале; в пионерской комнате молчит до поры приемник "Минск-58", ждут своих хозяев шашки, шахматы, домино. На отдельном столе - первые самостоятельные работы ребят: лепка, вышивки, резные полочки из фанеры...
        На свежем паркете просторного двусветного актового зала ровные ряды новеньких стульев. На сцене установлены два телеприемника "Знамя". Тут же еще не смонтированный проекционный клубный телевизор "Москва". Здесь воспитанники интерната дважды в неделю смотрят детские передачи и фильмы, которые транслирует Ташкентский телецентр.
        Справа и слева от учебного корпуса расположились двухэтажные жилые дома. Здесь тоже бросаются в глаза чистота и продуманная до мелочей забота о том, чтобы ребятам было удобно и уютно. В просторных спальнях - сверкающие никелем кроватки. Белоснежное белье, красивые шерстяные одеяла, коврики на стенах. Здесь есть свои комнаты отдыха, уютные холлы.
        В глубине двора, окруженный верандой, стоит еще один дом. В нем кухня и столовая, где сразу могут обедать сто шестьдесят детей. Вправо от дома тянется молодой фруктовый сад, а влево до дальней рощи легло ровное вспаханное поле. Все это тоже принадлежит школе-интернату. Колхоз выделил ей семнадцать гектаров земли.
        Пока мы осматривали хозяйство школы, приехал директор Абдулла Алиматов. Он только что вернулся от председателя колхоза А. Маткабулова и привез очень интересные новости.
        - Вам у нас понравилось? Мы очень рады, - говорит он. - А вот приезжайте к нам через год. то ли еще увидите! У нашей школы большое будущее - ведь она будет готовить культурных, квалифицированных специалистов сельского хозяйства. Все, что вы видели, построено на средства колхоза. Правление артели решило уже в этом году построить еще три спальных корпуса по двести мест, отдельное здание столярно-механических мастерских стадион с беговой дорожкой, волейбольными и баскетбольными площадками, игротекой для малышей и летним плавательным бассейном, здание прачечной. Для того чтобы снабдить все хозяйство школы горячей водой, наметено пробурить скважину к горячим источникам. Ведь в колхозном доме отдыха такая скважина уже действует. Неподалеку отсюда, в ореховой роще будет начато строительство пионерского лагеря. Большую заботу проявляет колхоз о воспитателях своих детей. Уже в этом году для преподавателей будут построены четыре домика-коттеджа.
        Одним словом, перспективы самые широкие. Сейчас у нас восемнадцать педагогов, шестнадцать из них с высшим образованием. Когда дети подрастут, в нашей школе будут созданы производственно-ученические бригады хлопкоробов, садоводов и овощеводов. Земля для этого уже есть, а необходимые машины и инвентарь предоставит колхоз. Всего в школе-интернате будут жить около семисот ребят.
        Наши колхозники хотят и имеют все возможности помочь государству создать наилучшие условия для воспитания детей. Им же полноправными хозяевами входить в коммунистическое общество!
        ...Занятия в школе шли своим чередом, когда мы собрались уезжать. Навстречу нам выбежал стриженый мальчуган. Заметив нас, он сменил галоп на степенный шаг. Поздоровался он сразу по-русски и по-узбекски: "Здравствуйте, салам!" Оказалось, что ученик третьего класса Хамидулла Юлдашев бегал к доктору.
        - Показалось, что голова заболела, - пояснил он.
        - Что же сказал доктор?
        - Он сказал, что болезни никакой нет и я могу продолжать занятия, - хитро блеснул черными бусинками глаз мальчуган.
        - А о папе с мамой ты очень скучаешь? Тебе нравится в школе?
        Каждую субботу я езжу домой. А здесь мне очень нравится... Тут хорошо, джюда якши!.. - Больше Хамидулла не выдержал серьезного, взрослого тона и, подарив нам на прощание ослепительную улыбку, вприпрыжку пустился к учебному корпусу.

Размер: 32,7kB, 450x281x100dpi

Вот она, школа-интернат, построенная колхозом "Кзыл-Узбекистан".

Размер: 52,2kB, 700x370x100dpi

Этот снимок сделан в тот момент, когда мы спросили ребят, не скучают ли они в интернате. Надо ли пересказывать, что они ответили!..

Размер: 45,4kB, 450x371x100dpi

Бектара ТАЛТАБАЕВ выполняет просьбу одноклассниц - "ищет" веселую музыку.

Размер: 38,6kB, 325x450x100dpi

Норхон БАХРАМОВА, дежурная по кухне, несет ребятам что-то вкусное...
Фото Р. АЛЬБЕКОВА.

Вся Комсомольская правда

Главлит: Б 01645