Казакстанская правда - шеф Бурлю-Тюбе

ДЕКАДА, ОСТАВШАЯСЯ ДО НАВИГАЦИИ,
ДОЛЖНА БЫТЬ УДАРНОЙ
По-большевистски овладеть шестью условиями тов. Сталина
шире массовую работу и интернациональное воспитание

Размер: 34,5kB, 450x275x100dpi

БУРЛЮ-ТЮБЕ. Груз прибыл - детали механизмов для буксирных пароходов и барж.

Крепко ударить по шовинистической вылазке
        Усилить интернациональное воспитание
        ТУРЧЕВ.
        12 апреля, группа рабочих из состава бригад, приехавших из Центральной России, в лице котельщика Гребешева, Ульянова, Робшешова, тяжело избили казаков Игисинова Сейтидазы, Чалчимбаева Тегизбая, Артыкбаеву Каранштай - в очередях хлебных ларьков. В некоторых бараках казаков явно игнорировали, были попытки выделить казаков в особые бригады.
        Созвано срочно партийно-комсомольское собрание, которое осудило шовинистов. На собрании присутствовало 140 человек. Заслушав доклад о великодержавном шовинизме, собрание передало дело на шовинистов судебным органам для привлечения их к ответственности. Одновременно развертываются мероприятия по интернациональному воспитанию.
        Есть и "коммунисты", которые пытались выступить в защиту шовинизма. Так, кандидат партии Любченко - котельщик, выступил в защиту шовинистов утверждая "невозможность совместной работы" и выучки казаков. Это - результат чрезвычайно слабой массовой работы.

Балхашстрой забыт
        Балхашский.
        В бухте Бурли работает более 2000 человек, а с открытием навигации количество рабочих утроится. Несмотря на это, мобилизация средств здесь не развернута. Отделения сберкассы нет. Имеется агентство, но оно не может выдавать и принимать аккредитивы, слабо снабжается облигациями займов и фотообязательствами, не обслуживает вкладчиков и займодержателей, не ведет никакой кассовой работы. Многие хотели бы выкупить облигации досрочно, но облигаций на месте нет. Среди сезонников, работающих на вывозке материалов для строительства, работы по привлечению вкладов и реализации займов не ведется.
        С открытием навигации через бухту Бурли будет двигаться масса рабочих, изыскательских партий, экскурсий и туристов. На Балхаше развернется рыболовство. Все это обязывает к немедленной организации на Балхаше сберегательной кассы.

ПОМЕНЬШЕ ЗАВЕРЕНИЙ - ПОБОЛЬШЕ ДЕЛА
        Навигация по Балхашу начинается 1 мая. К этому времени и порт, и канал, и флот должны быть готовы. Рабочие и инженерно-технический персонал бухты Бурлю-Тюбе заверили партию в том, что они выполнят все мероприятия в срок и своевременно откроют путь Прибалхашстрою, слово большевиков - серьезное слово.
        Обязательства должны быть выполнены. Но они на сегодняшний день выполняются неудовлетворительно.
        Обратимся к фактам. 18 апреля нам сообщили:
        - "Судоремонт пароходов и барж закончен. Имеющееся два парохода и три баржи к навигации готовы".
        Что на деле? - 20 апреля, т. е. через два дня после вышеуказанного сообщения, бригада крайкома, проверившая степень действительной готовноности к навигации, установила:
        - Пароход "Дунганин" не имеет водонагревателей, центробежного насоса, медных труб. В котлах обнаружены щели. Обмазка котлов не проведена. Опреснителей воды для котлов нет. Нет посуды для горючего. А без этих деталей пароход не может отправиться в плавание. Другой пароход "10 лет Казакстана" также не готов полностью к навигации, у него также нет многих деталей. Не дооборудованы и баржи. Прорытие канала идет явно не удовлетворительными темпами.
        Значит первое сообщение было неверно. Значит районное управление Госречпароходства занимается очковтирательством.
        "Казакстанская правда" уже предупреждала о том, что на самом строительстве не все благополучно, что "нельзя сидеть у моря и ждать погоды", что нельзя сваливать все на транспорт. Нужна большевистская ударная борьба за выполнение боевого задания партии. Нужна широкая мобилизация масс для выполнения этого задания.
        Этого по существу еще нет. Шесть условий тов. Сталина, которые должны быть основным стержнем работы, внедряются чрезвычайно медленно, о чем свидетельствует тот факт, что хозрасчет на строительстве не введен, в ремонте обезличка, а значит и безответственность. Массовая работа не развернута, об этом говорит вомутительнейший случай избиения европейцами казаков. Партийная организация не развернула интернационального воспитания.
        Что сейчас нужно?
        Нужно развернуть полную реализацию шести условий тов. Сталина, положить их в основу всех работ. Добиться четкой расстановки сил и четкой ответственной работы каждого. Правильно также расставить партийные силы, комсомольские, профсоюзные. Партийное руководство поднять на должную высоту, добившись того, чтобы каждый коммунист давал образцы большевистской работы и был организатором победы строительства. Таким коммунистам, как Любченко, - объявить беспощадную борьбу. Развернуть широкую партийно-массовую работу, и особенно интернациональную работу по великодержавному шовинизму, создать товарищеские взаимоотношения между рабочими коренными и приезжими товарищами. Развить социалистическое соревнование и ударничество. Руководство сделать конкретным, оперативным, большевистским, покончить с подходцем "вообще".
        Работы должны быть кончены полностью и в срок.

Ударить по очковтирательству
        (От нашего спецкора бригадира "Казправды")
        Федор СТЕПНЯК.
        До открытия навигации по озеру Балхаш остается полмесяца. С этой точки зрения строительство бухты Бурлю-Тюбе находится в глубоком прорыве. Между тем некоторые руководители строительства бухты еще в начале апреля заверяли краевые и центральные организации о готовности бухты почти "на 100 проц". Действительное положение дела - иное.

Судоремонт
        Флот бухты на сегодня - 2 пароходы, 3 баржи и один катер. Пароход "10 лет Казакстана" - 250 сил зимовал в заливе "Карачаган" во льду, в 70 километрах от Бурлю-Тюбе, и ремонт этому пароходу производится на месте в Карачагане. Точных данных о готовности судна нет. Инженер САУРТ Булаев, начальник РЭТУ - Толстых, заверяют, что ремонт судна окончен, но... но многое на судне недоделано. Нет надлежащего оборудования и неизвестно
        Булаеву и Толстых, какие колеса даны пароходу, а это дело принимает два различных оборота. Пароходу посланы колеса Моргана и простые, при этом дано распоряжение: "если не те, так поставьте другие", - что с точки зрения технического надзора подготовки судов не выдерживает ни малейшей критики. При постановке простых колес, судно может выйти в плавание с открытием навигации, а постановка колес Моргана и подгонка валов потребует много времени и к тому же, при малейшей неточности подгонки валов без проверки колес "на шаг" выход судна может задержаться месяц, полтора. Колеса Моргана посланы с опозданием и получены пароходом только 14 апреля.
        Пароход "Дунганин" - 250 сил "к плаванию готов, - а как пароход не готов", - утверждают руководители РЭТУ. В процентах это составляет "98 процентов". Между тем "Дунганин" не имеет некоторых "мелочей" от Сормовского завода: водонагревателей, центробежного насоса, медных труб и проч. 13 апреля на "Дунганинне" произведено гидравлическое испытание котла котла и труб при 19 атмосферах. При подъеме ларов обнаружились дефекты. Машина "Дунганин" в течение полуторых лет разными мёханиками, одно это обязывало критически относиться к заверениям о готовности судна. Результат обезлички в ремонте и слабого технического контроля дали свои результаты при подъеме паров: обнаружены щели в котлах. Сейчас на судне идет закрепление пггуртоосной проводки и штурвальной балки. Одновременно проходит внутреннее оборудование.
        Инженер Булаев и начальник РЭТУ Толстых настолько самоуверены, что даже на техническом совещании, крывшем целый ряд моментов, характеризующих неподготовленность флота, упорно не снимают розовых очков и продолжают повторять о "готовности" флота - о чем они сообщали краю и Москве.
        Обмазка котлов на судах не произведена. От Сормово не получен свисток, что по техническим правилам не допустит выхода "Дунганина" в плавание. Опреснителей для котлов нет. Вместо 2 цистерн под мазут имеется одна и одна под пресную воду, - что тоже недостаточно. Таковы по крайней мере мелочи, которых нехватает "Дунганину".
        Обстановочный пароход "Балхаш", осенью выброшенный на мель, зимовал в 470 километрах от бухты. С открытием навигации "Балхаш" к работе не годен. С первым пароходом он будет доставлен в бухту для ремонта, между тем приближается время ставить обстановку для проходки судов.
        Силовая тяга "Дунганина" и "10 лет Казакстана" - 4 баржи по 250 тонн каждая. Барж имеется только на один пароход. Второй должен возить плоты леса, но леса в бухте - ни бревна, и второй пароход должен будет стоять на приколе. Между тем руководители РЭТУ заявляют: "наша хата с краю", "Казмедьстрой не приготовил лесу - не наше дело", "так и так, по договору мы денежки получим".

Топливо.
        Госпароходство должно получить топливо через САУРТ из Красноводска. Заявки даны, но на месте пока-что всего лишь два вагона нефти, прибывшей 14 апреля. Кроме нефтехранилища Казнефти - на 36 тонн, ямы на 8 цистерн и 2 небольшие цистерны. Тары под горючее и смазочное нет. Имеющаяся тара далеко не удовлетворяет потребности. Заботы о приобретении тары не чувствуется.
        Баржи "Кзыл-Орда", "Казалинск", и "Лихтер" - с общим тоннажом 620 тонн, будут готовы 18-20 апреля. Железным баржам "Кзыл-Орда" и "Казалинск" дается дополнительное крепление в силу того, что баржи речного типа и к тому же в прошлом навигационном сезоне по причине бесхозяйственного отношения к ним - попорчены и без дополнительного крепления быть в эксплоатации не могут.
        Обеспеченность пароходства цепями - 70 процентов, спецовки для команды нет (есть часть зимней), электроосвещение, за неимением динамо-машин, отсутствует, нет нужных водоотсосов, нет компасов, нет манометров и вакуметров, нет такелажей и заботы о них, лесопристань отсутствует, дровами пароходство не обеспечено (между тем при поступлении леса и формировании каравана плотов потребуются стальные тросы, иначе при штормах лес будет растерян по озеру Балхаш). Таковы дополнительные "мелочи".
        Преступным отношением САУРТ и главное - РЭТУ к подготовке к навигации - своевременность выхода судов поставлена под вопрос. Испытание судов по директивам должно быть произведено 5-10 апреля, сейчас оно оттягивается на неопределенное время в зависимости от результатов технического обследования "Десятилетия Казакстана", "Дунганина" и барж.
        Суда на хозрасчет не переведены и даже не велось к этому подготовки. Командным составом они полностью не обеспечены. Полученный госпароходством лес - 50 вагонов - на постройку барж, истрачен не по назначению. Рассчитывать на скорое получение новых железных барж, строящихся в бухте, в начале навигации не приходится. Трансфинпланы пароходов "есть вчерне". Планы находятся в Ташкенте, в ЗАУРТЕ и неизвестно когда будут присланы на пароходы. Фактическая стоимость судов превышает проектировки Наркомвода. Но и при этом положении размера затрат на ремонт никто не знает по причине того, что "бухгалтерия в ажур не идет".

Подготовка канала
        От готовности каналов зависит выход судов из бухты Бурлю в Бертыс. Несмотря на решающее значение этого мероприятия, работы по прорытию канала были предоставлены полнейшему самотеку и обезличены. Весну встречали каждый по своему. Бухта знает продолжительные споры между водстроем, судостроем, РЭТУ и другими "нянями" Бурлю-Тюбе по вопросу, кто должен строить канал. Создалось безответственное отнашени к каналу и обезличка этого дела.
        12 марта партийная конференция предложила РЭТУ прорытие канала взять на себя и к началу навигации обеспечить выход из бухты. Несмотря на это решение, канал продолжал оставаться беспризорным. Подготовкой и работой землесосов всерьез никто не занимался. Фактически много было начальствующих, по существу - никого. Если бы за полтора месяца безначалия, каждый "начальствующий" при своем посещении землесоса, по две лопаты вручную выбрасывали бы песку - канал досрочно был бы готов, - говорят рабочие. На деле получилось иное. Вместо трех работал один землесос и тот обезличенный, без норм выработки, без срока окончания работы. На сегодня остается прорыть более полуторасот метров.
        Форсированная подготовка к пуску второго землесоса с расчетом начать работу 15 апреля с 12 часов, еще лишний раз подтвердила зло обезлички. Технического контроля за подготовкой землесоса не было установлено ни РЭТУ, ни водостроем и при пуске машины оказалось, что электросварка труб произведена с дефектами, и землесос до сих пор не вышел на работу. Ударная работа бригады без технической помощи пошла на смарку. Землесос №1 12 апреля расплавил подшипники трактора по причине "плохого масла" и "прогулял" около 2 суток. В ночь на 16, при движении льдов (от сильного ветра) к бухте землесос вновь не работал. Проходка канала идет на глубину полутарых метров, а по твердому грунту 1.30 метра и в ширину 15 метров. Нужно же для свободного хода судов два метра. Для безопасности судов во время штормов с южной стороны канала нужен волнолом иначе аварии судов неизбежны. К постройке волнолома подготовки нет. Все данные по госпароходству свидетельствуют о том, что существующее руководство РЭТУ с задачами не справляется, если не сказать большего. Розовые очки и неспособность руководить стройкой по-новому тормозят разрешение грандиозной задачи постройки флота бухты Бурлю-Тюбе в системе Прибалхашстроя.

Размер: 37,1kB, 450x296x100dpi

БУРЛЮ-ТЮБЕ. Груз прибыл - 300 сил пароход с Киевского судостроительного завода им. Сталина. Киевские котельщики за выгрузкой.

ВЫРАЩИВАЙТЕ СОВЕТСКИЙ КАУЧУК
КОМСОМОЛ - НА ШТУРМ ДИКОРАСТУЩИХ ЗАРОСЛЕЙ ТАУ-САГЫЗА
Ни один грамм семян не должен пропасть!

Сбор семян тау-сагыза - боевой фронт
        В.МЕЙЕР.
        Тау-сагыз на плантациях впервые зацветет через год или два не раньше. Единственный источник семян -дикие заросли в горах Кара-тау и во взгорьях Джувалинского района. Этими семенами Казакстан должен снабдить промхозы Казакстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Украины и Поволжья. За Казакстаном в течение ближайших лет остается ведущая роль в разрешении каучуковой проблемы в качестве единственной семенной базы важнейшего из каучуконосов - тау-сагыза. От успеха семясборочной будет зависеть выполнение посевного плана всем Союзом.
        Ни одного семени тау-сагыза мы не имеем права терять!
        Сбор семян в прошлом году был настолько не организован, что вызвал значительные потери семенного материала. Не были учтены особенности этой кампании, делающие ее не похожей ни на какую другую. Тау-сагыз растет исключительно в каменистых горах, далеко от культурных и административных центров. Самые ближние участки (Джувалинский) находятся в 30 километрах от железной дороги. В Туркестанском районе некоторые участки в 200 километрах от их организационного центра. Требуется везти с собой все, начиная от палаток и одежды и кончая питанием, на весь срок пребывания в горах. Это не было предусмотрено. Комсомольцев, мобилизованных на семясборочную, нередко отвозили в горы с обещанием "впоследствии" подвезти продукты, подвезти обувь.
        Нужна была исключительная комсомольская выдержка и настойчивость, чтобы не сдаться перед трудностями и продолжать работу. Надо отдать должное семясборщикам прошлого года: в основной своей массе они блестяще справились со сбором.
        В этом году надо добиться, чтобы энтузиазм и энергия сборщиков были направлены не на преодоление бытовых трудностей, а на производственную работу.
        - "Ни один грамм семян не должен пропасть"- боевой лозунг сборщиков.
        Этот лозунг накладывает огромные обязательства на организаторов семясборочной - на Бурненский и Туркестанский промхозы, на трест "Каучуконос" и на краевую комсомольскую организацию. Людей должен дать комсомол. 900 комсомольцев надо мобилизовать в Южно-Казакстанской и Актюбинской областях. Остальные 600 мобилизуются из работников промхозов, учащихся техникума "Каучуконос", промхозуча и местного населения.
        Стало быть комсомол должен дать основной костяк сборщиков семян.
        Второй участок подготовки - снабжение. Этим участком руководит казакстанский уполномоченный треста "Каучуконос". На сегодняшний день на основные материалы и продукты питания наряды не даны, а те немногие наряды, которые выданы - еще не реализованы. Опоздание прибытия в промхозы продуктов и материалов, хотя бы на несколько дней, может привести к тому, что будут просрочены те считанные дни, во время которых семена можно собирать.
        Третий участок-административное и агротехническое руководство. Прошлый год многие бригады работала без руководства, собирали перезрелые или недозрелые цветочные корзинки, упускали тот короткий период, во время которого их необходимо срывать. В этом году надо в каждую бригаду бросить агросилу которая обязана четко поставить агротехнический инструктаж.
        Большой трудностью для промхозов будет переброска рабочей силы и оборудования на участки к моменту начала сбора. Потребуется напряженнейшая работа всего гужевого транспорта План этой переброски необходимо составить заранее, ясно предусмотрев все возможности и строго рассчитав их по дням.
        15 мая сборщики семян должны выступить в горы. Все звенья подготовительной кампании уже к 10 мая должны быть завершены!

Создать Казакстанский комитет содействия новым культурам
        В Москве уже несколько месяцев работает под председательством акад. Вавилова всесоюзный комитет содействия внедрению новых культур. Этот общественный комитет, созданный по инициативе "Крестьянской газеты" с согласия наркомзема СССР тов. Яковлева, уже сыграл значительную роль в технической пропаганде и практической оперативной помощи внедрению каучуконосных новолубяных, эфироносных и новомасличных культур. Комитетом создана специальная газета, издание "Крестьянской газеты", - "За новые культуры", которая фактически является единственной газетой, систематически работающей над внедрением новых культур. Комитет добился большого внимания общественности к проблеме пересмотра всей флоры Союза на каучуконосность, к продвижению хлопка в новые районы-Кавказ, Украину и т д.
        Казакстан является одной из основных республик по развитию новых, культур. Огромные площади Казакстана отведены под кенаф и кендырь, под клещевину и эфироносы.
        Более того, Казакстан является единственной в мире семенной базой ведущих каучуконосов-тау-сагыза и новооткрытого, еще не имеющего названия.
        Опираясь на эту семенную базу, будут развиваться плантации каучуконосов в Казакстане и всем Союзе.
        Становится остро необходимым при влечь внимание общественности как научных сил, так и работников социалистического земледелия Казакстана к активному участию по внедрению новых культур. При редакции "Казакстанской правды" в скором времени начнет работать комитет содействия внедрению новых культур, который явится казакстанским филиалом комитета, возглавленного акад. Вавиловым.
        Практические задачи казакстанского комитета -общественный контроль над ходом работ по расширению площадей, занятых новыми культурами, оперативная помощь хозяйственным организациям, борьба за создание семенных фондов новых культур, за отвод наиболее соответствующих им земельных массивов - короче, оперативная помощь по выполнению пятилетки новых культур.
        Комитет должен стать боевым органом общественности в борьбе за новые источники промышленного сырья, за полную экономическую независимость СССР.

Предохранить тау-сагыз от вредителей
        М.
        Наш полуторагодовой опыт работы по разведению каучуконосов показал, что они подвергаются нападению огромного количества всевозможных вредителей. Прошлым летом естественные заросли тау-сагыза были значительно поражены грибными болезнями и подвергались нападению бесчисленного количества насекомых и грызунов, особенно тушканчиков. В целом ряде случаев вредители - муха "галлица" и другие - уничтожили семена тау-сагыза на огромных площадях.
        Совещание по каучуконосам, состоявшееся в Москве, предложило институту каучука и гутаперчи заключить генеральный договор с ОБВ. Договор уже заключен. Заключены также локальные договоры Туркестанским и Чимкентским промхозами треста. Пытался заключить договор и Бурненский промхоз с чимкентской машиноистребительной станцией (МИС), но она отказалась под тем предлогом, что в Джувалинском районе, где находится промхоз, будет открыта своя станция.
        Когда именно будет открыта станция - неизвестно, а на каучуконосах уже сейчас появляются вредители. Краевое управление ОБВ должно немедленно заставить Чимкентскую МИС заключить договор с Бурненским промхозом.
        Время не ждет!

ЗА КУЛЬТУРНУЮ СОВЕТСКУЮ СБЕРКАССУ
        От качества работы сберегательных касс, от качества обслуживания интересов займодержателей и вкладчика, от полноты использования общественных сил зависит выполнение финансовых заданий сберкассой.
        В этом отношении, однако, имеется ряд провалов. Выполнив задачу по реализации займа "третьего, решающего", сберкассы не сумели закрепитъ внимание масс на последующих этапах займовой работы, не подняли обслуживания займодержателя на должную высоту.
        Выпущенный советским правительством заем 1932 года, с огромным воодушевлением встреченный общественностью, несмотря на приближающийся срок первого тиража, реализуется с недопустимой медленностью.
        Выполнение плана по добровольным платежам возможно только на основе широкой мобилизации активности масс, широкой массовой работы. Это условие большинством сберкасс не выполняется. Самотек и администрирование нередко заменяют массовую работу.
        В результате план по системе сберкасс не выполнен ни одной областью.
        Объявленный два месяца назад поход за культурную советскую сберкассу в огромном большинстве районов не состоялся. Не состоялся главным образом потому, что культурных культурных сберкасс в этих районах нет, что имеющиеся в этих районах сберкассы не связаны в своей повседневной работе с местными организациями, с общественностью, что надеясь на помощь извне, которую сберкассы не организуют, они по существу надеются на самотек, проявляя оппортунизм на практике.
        Срок, назначенный для похода, кончился 16 апреля. Это, однако, не должно являться поводом для демобилизации. Районы, развернувшие поход, мобилизовавшие массы на создание культурной сберегательной кассы, должны закрепить достигнутые результаты, предупредить возможность рецидива, довести дело до конца.

КОЛХОЗНУЮ ТОРГОВЛЮ НАДО ОРГАНИЗОВАТЬ
Крайколхозсоюз не организовал торговли колхозов.
Директивы Крайкома не выполняются.

РАЗВЕРНУТЬ ТОРГОВУЮ СЕТЬ КОЛХОЗОВ
        Ф. ВОЛЖСКИЙ.
        "Развертывание товарооборота - прежде всего розницы -... является важнейшим стимулом для выявления имеющихся в нашем хозяйстве огромных и далеко еще не использованных внутренних резервов, способствующих ускорению роста социалистического накопления, и тем самым укрепляет базу всего социалистического строительства". Так определена роль советской торговли 17 партконференцией.
        Это решение, а также указания октябрьского пленума ЦК партий, обязывало выявить и включить в организованный товарооборот дополнительные товарные ресурсы, имеющееся в отдельных отраслях хозяйства, и в особенности в совхозах и колхозах, содействовать созданию новых товарных масс. Реализация решений октябрьского пленума о развертывании совхозной и в особенности колхозной торговли не только улучшает рабочее снабжение, но и обеспечивает рост товарности и доходности самого колхоза, организационно и хозяйственно укрепляет его.
        Несмотря, однако, на все значение этого мероприятия, колхозная торговля в крае не развертывается. Директивы крайкома ВКП(б) об организации колхозной торговли до сих пор не реализуются.
        По плану крайколхоза, в первом квартале колхозная система должна была открыть на советских базарах 150 лавок и ларьков. Кроме того, для усиления снабжения рабочих важнейших производств, предполагалось организовать по линии специальных колхозцентров не менее 33 продовольственных магазина.
        В течение января и февраля было открыто: колхозами 14 ларьков (9, проц. плана), колхозцентрами -14 магазинов (менее 50 проц.) Мясомолоколколхозцентр из 20 магазинов открыл 9, овцеводколхозцентр - 3 (из 4 намеченных), свиноводколхозцентр - 2 из 3, плодоовощколхозцентр из 6 намеченных не открыл ни одного.
        С февраля до средины апреля колхозная система не открыла ни одного магазина и ларька. Наоборот, часть открытых ларьков колхозов и магазинов колхозцентров закрылась.
        Основными причинами такого положения являются: недооценка значения колхозной торговли рядом райколхозсоюзов (джаркентский, талды-курганский, джувалинский, пахта-аральский, не открывшие ни одного магазина), руководящими районными организациями, и отсутствие какой бы то ни было разъяснительной работы среди колхозников; запрещение колхозной торговли рядом районных организаций (Талды-Курганский, Кзыл-Ордынский и др.) до полного выполнения планов заготовок и контрактационных договоров.
        Запрещение торговли в ряде районов распространялось даже на те колхозы которые свои обязательства перевыполнили, на том основании, что общерайонный план выполнен не был.
        Сопротивление выходу колхозов на базар, противопоставление колхозной торговли выполнению планов общегосударственных заготовок усугублялось тем, что Наркомснаб и крайколхозсоюз до сих пор не дали четких, не допускающих кривотолков указаний о том, как организовать торговлю.
        Директивы краевого колхозного центра трактуют этот вопрос сбивчиво или совершенно не касаются его.
        О том, в какое время колхоз может выехать на базар, колхозсоюз высказался так: "Колхозная розничная торговля на советских базарах должна быть развернута... при безусловном выполнение в сроки, установленные колхозам, своих обязательств по контрактации и продаже продукции государству. Колхозы, выполнившие свои обязательства по сдаче продукции, при выезде на советские базары должны иметь справки о выполнении ими своих обязательств от сельсовета и райснаба. (Подчеркнуто нами. Ред.). (выделений в тексте не обнаружено! - S.N.Morozoff)
        Октябрьский пленум указал, что "торговля колхозов и совхозов должна развертываться лишь при непременном условии аккуратного выполнения сдачи (продажи) продукции государству".
        Это значит, что право на организацию своей торговли имеет тот совхоз и колхоз, который аккуратно выполняет свои обязательства перед государством, который аккуратно выполняет свои месячные и квартальные планы.
        Директивы крайколхозсоюза об этом ничего не говорят. Этот момент широко использовали бюрократы, запрещая торговлю до полного выполнения планов заготовок колхозами и даже районами.
        Борьба с извращениями - основное, что требовалось прежде всего от крайколхозсоюза. Однако это требование им не выполнено.
        В своих директивах крайколхозсоюз неизменно требовал расширения сети колхозных ларьков и магазинов, добиваясь выполнения плана организации колхозной торговли, приведения количества открытых торговых точек в соответствие с планом.
        Но для полного осуществления решений партии о советской торговле необходимо кроме количества магазинов и ларьков обеспечить качество торговли.
        Между тем, о качестве торговых предприятий, об ассортименте товаров, бесперебойном снабжении открытых на советских базарах ларьков (в частности в Алма-Ата) в директивах края колхозсоюза не говорится ни слова. План товарооборота, составленный в начале квартала, ни разу не сопоставлялся с фактическим товарооборотом. Как торгуют колхозные ларьки, как выполняется план магазинами колхозцентров -крайколхозсоюз не знает.
        Организация колхозной торговли предоставлена самотеку. Самотек и извращения решений октябрьского пленума на местах сводят колхозную торговлю на нет, ограничивают борьбу за товарность колхозов, стимулируют спекулятивную торговлю отдельных колхозников.
        Руководство колхозной системой колхозной торговли надо резко улучшить. По извращениям, самотеку в развертывании торговли сети необходимо крепко ударить.

Вся Казахстанская правда

Упол. казглавлито: №3-133
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова