К оглавлению...
          Гениальное произведение творческого марксизма
          (11-е издание книги товарища Сталина "Вопросы ленинизма")
          Полковой комиссар Н. Федоров.

Госполитиздат выпустил в свет 11-е издание книги товарища Сталина "Вопросы ленинизма".
        Новое издание этой книги отличается от предыдущего прежде всего тем, что в него включен ряд произведений товарища Сталина, появившихся за последние пять лет. Сюда относятся: "Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии", "Речь на Первом Всесоюзном совещании стахановцев", "О проекте Конституции Союза ССР", "О диалектическом и историческом материализме" (работа, написанная товарищем Сталиным для "Краткого курса истории ВКП(б) и "Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)". В целях сохранения прежнего объема книги с согласия товарища Сталина в новое издание "Вопросов ленинизма" не включены помещенные в 10-м издании "Беседа с первой американской рабочей делегацией", "Отчетный доклад Центрального комитета на XVI съезде ВКП(б)" и "Беседа с английским писателем Г.Д. Уэллсом".
        Новое издание "Вопросов ленинизма" сыграет, так же как и "Краткий курс истории ВКП(б)", выдающуюся роль в деле пропаганды марксистско-ленинской теории.
        "Вопросы ленинизма" - боевое идейное оружие большевизма, нанесшее сокрушительный удар всем враждебным ленинизму теориям. Это - гениальное теоретическое обобщение всего опыта нашей партии вообще и опыта строительства социалистического общества в СССР в особенности.
        Произведения товарища Сталина, включенные в "Вопросы ленинизма", - классический образец творческого марксизма. В них блестяще разрешена первостепенная задача большевистской партии - развивать, двигать дальше вперед, совершенствовать и обогащать марксистско-ленинскую науку во всех ее областях. В этих произведениях товарищ Сталин самостоятельно разработал ряд новых теоретических проблем, поставленных в порядок дня мировой историей за последние 15 лет. Он обогатил марксистско-ленинскую теорию рядом новых выводов и положений о законах развития буржуазного общества в эпоху империализма и победы социализма в СССР, о законах пролетарской революции и социалистического общества, о построении социализма в одной стране, об индустриализации страны, о коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса, о путях перехода от социализма к коммунизму, о государстве и классах социалистического общества, о создании великого содружества народов СССР, о роли и задачах пролетарской партии в период социализма и перехода к коммунизму, о создании и воспитании кадров социалистического общества и т.д.
        Как и предыдущие издания "Вопросов ленинизма", новое издание открывается одним из замечательнейших произведений товарища Сталина - "Об основах ленинизма". Это произведение написано в 1924 году, вскоре после смерти В.И. Ленина. Это был трудный и ответственный период в жизни большевистской партии. Страна наша была тогда еще слабой и немощной в технико-экономическом отношении. У нас не было еще той элементарной технической базы, без которой немыслимо социалистическое преобразование страны. Задача же, стоявшая тогда перед нами, была поистине грандиозной. Надо было перевести нашу страну "...с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства... Вопрос стоял так: либо мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, либо мы ее не разрешим и тогда наша страна - слабая технически и темная в культурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав" ("Вопросы ленинизма", изд. 11-е, стр. 487).
        Чтобы успешно решить эту задачу, надо было преодолеть огромные трудности как внутреннего, так и внешнего порядка. Требовалось величайшее напряжение сил и энергии всего советского народа. Необходима была прежде всего твердая уверенность партии и рабочего класса в возможности победы социализма.
        Между тем многочисленные враги пролетарской революции - троцкисты, бухаринцы, националисты и прочая нечисть - пытались использовать трудности социалистического строительства, чтобы разложить большевистскую партию изнутри. Путем создания различных фракций и оппозиций, путем дискредитации ленинизма и подмены его троцкизмом они хотели посеять в партии неверие в свои силы, неверие в возможность победы социализма в нашей стране. Они думали, что со смертью Ленина им удастся достигнуть своей коварной цели: вернуть прежнее капиталистическое рабство и снова обречь народы Советского Союза на голод, нищету и разорение.
        Необходимо было дать сокрушительный отпор всем этим врагам ленинизма, разоблачить их происки и показать партии и народу их подлые цели. Надо было также вооружить партию, рабочий класс и всех трудящихся ясной перспективой победы социализма, укрепить и развить в них уверенность в этой победе. Это и было сделано товарищем Сталиным и его выступлениях в тот период и особенно в его творческой работе "Об основах ленинизма".
        В этой работе товарищ Сталин прежде всего отстоял марксистско-ленинскую теорию от фальсификации ее открытыми и скрытыми врагами. Со всей силой гениального теоретика пролетариата он показал всему миру фальшь и гнилость, идейное убожество и предательский характер так называемых "теорий" II Интернационала, меньшевиков, троцкистов и прочей агентуры буржуазии в рабочем классе. Он показал марксизм-ленинизм, как стройное и беспрерывно развивающееся научное мировоззрение пролетарской партии. Он дал классическое определение ленинизма. "Ленинизм, - писал товарищ Сталин, - есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности".
        С гениальной простотой и предельной ясностью, доходящей до сознания каждого коммуниста, каждого сознательного борца за социализм, товарищ Сталин обобщил и показал все то новое, что внес великий Ленин в сокровищницу марксизма.
        Вместе с тем товарищ Сталин поднял и осветил ярким светом марксистско-ленинской науки все тогдашние злободневные вопросы коммунистического движения. Он конкретизировал и двинул дальше вперед марксистско-ленинскую науку, дав в руки большевистской партии и Коммунистического Интернационала ценнейшее оружие. Работа товарища Сталина "Об основах ленинизма" "...вооружила тогда и вооружает теперь большевиков во всем мире острым оружием марксистско-ленинской теории" ("Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 255).
        В самой непосредственной связи с работой "Об основах ленинизма" находятся далее такие выдающиеся произведения товарища Сталина, как "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов", " К вопросам ленинизма", "О трех основных лозунгах партии по крестьянскому вопросу", "О лозунге диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в период подготовки Октября", "Международный характер Октябрьской революции", "На хлебном фронте", "Ленин и вопрос о союзе с середняком", "О правой опасности в ВКП(б) и "О правом уклоне в ВКП(б)".
        Все эти работы товарища Сталина, как и ряд других работ, относящихся к периоду 1924-1929 гг., но не помещенных в "Вопросах ленинизма", объединены общей линией борьбы за дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории.
        Нет никакой возможности в одной статье хотя бы кратко изложить огромное теоретическое богатство перечисленных трудов товарища Сталина. Достаточно лишь указать, что важнейшее место во всех этих работах занимают такие коренные вопросы пролетарской революции, как вопрос о победе социализма в одной стране, вопрос о развитии государства пролетарской диктатуры, о союзе пролетариата и крестьянства на различных этапах социалистического строительства, вопрос о путях и темпах развития народного хозяйства в период индустриализации, вопрос о роли партии в этот период.
        Разбивая враждебные "теории" о "затухании классовой борьбы", об ослаблении государства пролетарской диктатуры, конкретизируя и развивая дальше марксистско-ленинское учение о государстве, товарищ Сталин постоянно подчеркивал, что, только укрепляя свое социалистическое государство, рабочий класс сможет до конца выполнить свою историческую миссию. Думать иначе - "...значит либо сойти с ума и растерять нормальные человеческие понятия, либо отречься грубо и открыто от пролетарской революции.
        Это положение должно быть подчеркнуто с тем большей силой и категоричностью, что мы имеем дело с пролетарской революцией, победившей пока что в одной стране, которая окружена враждебными капиталистическими странами и буржуазию которой не может не поддерживать международный капитал" ("Вопросы ленинизма", изд. 11-е, стр. 113).
        Исключительное значение имеет указание товарища Сталина, сделанное им еще в 1926 году о том, что диктатура пролетариата, как и все на свете, живет и развивается, имеет "свои периоды, свои особые формы, разнообразные методы работы" и что, следовательно, и в теории и в практике надо подходить к вопросу о пролетарском государстве диалектически. Развивая это положение, товарищ Сталин писал тогда, что в различные периоды истории выступают на передний план различные стороны и функции пролетарского государства.
        "В период гражданской войны особенно бьет в глаза насильственная сторона диктатуры. Но из этого вовсе не следует, что в период гражданской войны не происходит никакой строительной работы. Без строительной работы вести гражданскую войну невозможно. В период строительства социализма, наоборот, особенно бьет в глаза мирная, организаторская, культурная работа диктатуры, революционная законность и т.д. Но из этого опять-таки вовсе не следует, что насильственная сторона диктатуры отпала или может отпасть в период строительства. Органы подавления, армия и другие организации, необходимы теперь, в момент строительства, так же, как в период гражданской воины. Без наличия этих органов невозможна сколько-нибудь обеспеченная строительная работа диктатуры. Не следует забывать, что революция победила пока что всего лишь в одной стране Не следует забывать, что, пока есть капиталистическое окружение, будет и опасность интервенции со всеми вытекающими из этой опасности последствиями" ("Вопросы ленинизма", изд. 11-е, стр. 117-118).
        Это было написано еще в январе 1926 года, то-есть почти 14 лет назад. Товарищ Сталин уже тогда ярко определил перспективы развития нашего государства, вооружив, таким образом, партию и рабочий класс ясным пониманием того, что дальнейшее развитие пролетарского государства должно пойти и пойдет по пути не ослабления, а неуклонного укрепления его, по пути дальнейшего развития функций этого государства в зависимости от конкретных исторических условий.
        Нетрудно понять, какое огромное научное и практическое значение имеет это указание товарища Сталина для победы социализма в нашей стране и для дальнейшего перехода к коммунизму. В нем нет еще выводов о том, как изменятся функции пролетарского государства в эпоху социализма и сохранится ли оно в период коммунизма. Но в этом указании уже даны все элементы для того, чтобы сделать этот вывод. И товарищ Сталин сделал такой вывод на XVIII съезде ВКП(б).
        Большое место в перечисленных выше работах товарища Сталина занимает также вопрос о союзе пролетариата с крестьянством, о политике партии по отношению к крестьянству, о путях перехода крестьянства к социализму. Это вполне понятно, так как в этот период крестьянский вопрос приобрел огромное значение. Вместе с тем это был один из самых сложных и самых трудных вопросов пролетарской революции. Ибо, как неоднократно указывал Ленин, здесь речь идет о том, чтобы перевести на путь крупного социалистического хозяйства массу мелких хозяйчиков, которые на протяжении сотен лет привыкали и привыкли к буржуазным хозяйственным порядкам и которые лишь с большим трудом, и притом не сразу, а в результате долгой и упорной работы партии и советской власти, могут отказаться от ведения своего мелкого хозяйства. Это была задача, от которой зависела судьба самой диктатуры пролетариата. Недаром все враги большевизма так усердно старалась подорвать и разрушить в нашей стране союз рабочего класса с крестьянством.
        Товарищ Сталин в своих работах, относящихся к периоду индустриализации нашей страны, разгромил попытки врагов социализма оторвать крестьянство от пролетариата и сделать его опорой реставрация капитализма. Товарищ Сталин с исчерпывающей ясностью показал, что "...союз рабочих и крестьян в условиях диктатуры пролетариата не есть простой союз. Это есть особая форма классового союза рабочего класса и трудящихся масс крестьянства, ставящая своей целью: а) усиление позиций рабочего класса, б) обеспечение руководящей роли рабочего класса внутри этого союза, в) уничтожение классов и классового общества. Всякое иное понимание союза рабочих и крестьян есть оппортунизм, меньшевизм, эсерство, - все что угодно, только не марксизм, только не ленинизм" (там же, стр. 192).
        Конкретизируя и развивая дальше ленинский кооперативный план, товарищ Сталин разработал вопрос о путях и конкретных формах осуществления этого плана. Путь крестьянства к социализму, писал товарищ Сталин в 1926 году, - "Это есть путь массового кооперирования миллионов крестьянских хозяйств по всем линиям кооперации, путь объединения распыленных крестьянских хозяйств вокруг социалистической индустрии, путь насаждения начал коллективизма среди крестьянства сначала по линии сбыта продуктов земледелия и снабжения крестьянских хозяйств городскими изделиями, а потом по линии сельскохозяйственного производства" (там же, стр. 149).
        Это указание товарища Сталина сыграло огромную роль в борьбе за победу социализма в сельском хозяйстве. Именно производственное кооперирование крестьянства на основе новой техники явилось тем рычагом, при помощи которого партия сумела постепенно перевести раздробленные крестьянские хозяйства на суть сплошной коллективизации. Исключительное значение имеют помещенные в "Вопросах ленинизма" дальнейшие работы товарища Сталина. Сюда относятся: "Год великого перелома", "К вопросам аграрной политики в СССР", "К вопросу о ликвидации кулачества как класса", "Головокружение от успехов", "Ответ товарищам колхозникам", "О задачах хозяйственников", "Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства", "О некоторых вопросах истории большевизма", "Итоги первой пятилетки", "О работе в деревне", "Речь на Первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников", "Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)", "Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной Армии", "Речь на Первом Всесоюзном совещании стахановцев", "О проекте Конституции Союза ССР", "О диалектическом и историческом материализме", "Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)".
        В этих произведениях - произведениях эпохи победившего в СССР социализма - товарищ Сталин гениально обобщил опыт построения социалистического общества, разработал законы и пути развития этого общества, законы и пути постепенного перехода от социализма к коммунизму.
        В своем выдающемся труде "О диалектическом и историческом материализме" товарищ Сталин, развивая дальше марксистско-ленинскую философию, показал со всей четкостью, что только диалектический метод познания природы и общества, только материалистическое объяснение природных и общественных явлений дает возможность научно вскрыть и познать основную линию исторического развития человеческого общества. Товарищ Сталин показал, что, только овладев марксистским диалектическим методом и марксистским философским материализмом, люди могут рассчитывать на безусловный успех своей борьбы за окончательное торжество коммунизма. Блестящим доказательством этого является вся гениальная деятельность товарища Сталина. Именно благодаря этому наша партия, наш многомиллионный советский народ сумели одержать всемирно-исторические победы и показать всему пролетариату и всем трудящимся, как и каким путем должны они итти, чтобы достигнуть заветной цели - коммунизма.
        На XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин говорил, что главный итог всей нашей работы "...состоит в том, что рабочий класс нашей страны, уничтожив эксплоатацию человека человеком и утвердив социалистический строй, доказал всему миру правоту своего дела. В этом главный итог, так как он укрепляет веру в силы рабочего класса и в неизбежность его окончательной победы.
        ...Если успехи рабочего класса нашей страны, если его борьба и победа послужат к тому, чтобы поднять дух рабочего класса капиталистических стран и укрепить в нем веру в свои силы, веру в свою победу, то наша партия может сказать, что она работает недаром. Можно не сомневаться, что так оно и будет" ("Вопросы ленинизма", изд. 11-е, стр. 610-611).
        Да, так оно и будет! Вооруженная мудрым учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, наша партия приведет наш народ к победе коммунизма.
        Решающую роль в этом должно сыграть коммунистическое воспитание наших людей, овладение ими творческой теорией марксизма-ленинизма. В этом деле книга товарища Сталина имеет и будет иметь первостепенное значение.

Дальше: Ленинско-сталинская "Правда" накануне Октябрьской революции 1917 года.