К оглавлению...
          Ленинско-сталинская "Правда"
          накануне Октябрьской революции 1917 года.
          Батальонный комиссар Г. Серебряный.

I
        В борьбе российского пролетариата под руководством партии Ленина-Сталина за завоевание власти и установление диктатуры пролетариата в России исключительно важную роль сыграла большевистская газета "Правда".
        Созданная товарищем Сталиным в апреле 1912 года, с первых дней своего существования была тесно связана с рабочими массами и являлась ярким выразителем их интересов. Рабочие любили свою "Правду". Со всех концов страны в фонд "Правды" текли рабочие копейки. В условиях самых диких преследований со стороны царизма и клеветы со стороны меньшевиков и троцкистов, большевистская "Правда" высоко держала знамя марксизма-ленинизма, стояла в центре борьбы за большевистскую партийность.
        Подводя итоги деятельности "Правды" за 1912-1914 гг., товарищ Сталин писал: "В центре... борьбы за партийность, за создание массовой рабочей партии стояла "Правда". Она была не просто газетой, подводящей итог успехам большевиков... она была вместе с тем организующим центром, сплачивающим... направляющим рабочее движение к одной определенной цели".
        Накануне империалистической войны, 8 июля 1914 года, царские опричники закрыли "Правду", арестовав большинство сотрудников этой газеты. Но никакая сила уже не могла вырвать из рабочего класса то, что было в нем посеяно ленинско-сталинской "Правдой". "Правда" в эти годы воспитала значительные кадры рабочих-"правдистов", которые в 1917 году повели рабочих и крестьян на свержение царизма и капитализма.
        Как только грянул гром Февральской буржуазно-демократической революции, большевистская партия восстановила свой боевой орган - ленинско-сталинскую "Правду". После трехлетнего перерыва, 18(5) марта 1917 года, вышел ее первый номер. Это был подлинный праздник нашей партии, огромная победа русского пролетариата.
        Первые номера "Правды" в 1917 году выходили под редакцией товарища Молотова, который твердо и последовательно отстаивал ленинскую линию в революции. Со второго номера "Правда" стала органом Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП (большевиков). От Петроградского Комитета в редакцию был введен М.И. Калинин.
        12 марта 1917 года из далекой ссылки возвратился товарищ Сталин. И в этот же день на расширенном заседании ЦК ему было поручено руководство центральным органом партии - газетой "Правда".
        Весной 1917 года большевистская партия не располагала значительными денежными средствами для издания газеты. Большевики не имели даже своей типографии. Но большевики располагали неиссякаемым источником глубочайшей симпатии и поддержки со стороны миллионных масс рабочих и солдат. И первый же номер "Правды" призвал рабочих образовать "железный фонд рабочей печати".
        "Товарищи! - призывал Петроградский Комитет. - ...Рабочая газета не может зависеть от капризов и алчности господ капиталистов. Рабочая газета должна иметь собственную типографию. Приобретение типографии требует крупных средств. Пусть каждый рабочий пожертвует в железный фонд "Правды" весь заработок первого дня работы после забастовки. Типография рабочей с.-д. газеты "Правда" может быть приобретена только на средства самих рабочих".
        В течение ближайших дней нужные средства были собраны и типография куплена. Письма рабочих и солдат говорят о том, как дорога им была "Правда". Вот два примера:
        "Солдаты саперной команды 484 пехотного полка приветствуют газету "Правду", как единственную защитницу интересов солдат и трудящегося класса. Шлем на "Правду" что можем: 7 георгиевских медалей, 2 рубля серебром и 1 рубль - кредитку".
        Команда мастеровых 348 полка писала:
        "...Многоуважаемые товарищи большевики интернационалисты! Прочтя в вашей, нами обожаемой, газете ваше воззвание о посильной помощи для поддержания вашей и нашей вместе газеты, мы, мастеровые 348-го полка команды, в числе 15 человек, собрали небольшую сумму трудовых грошей, которые и посылаем вам. Вместе с тем шлем вам наше сочувствие в вашей борьбе с контрреволюцией.
        Стойте же, товарищи, стойко: за вами стоит всегда сильный и мужественный арьергард, на битву и на смерть готовый".

II
        После Февральской революции большевистская партия восстановила свои организации, вышла из подполья и выступила во главе масс.
        Уже в своем первом номере большевистская "Правда" указывала рабочим и солдатам:
        "Еще не исчезла опасность реванша со стороны старого порядка... буржуазные партии уже теперь стремятся ввести революцию в умеренное русло - организуют офицеров, призывают солдат к подчинению им, высказываются за монархическую форму правления. Пролетариат должен помнить, что только с оружием в руках он может упрочить свои завоевания и довести дело революции до конца..."
        "Гидра реакции может еще поднять свою голову. Задача народа и его революционного правительства - подавить всякие противонародные контрреволюционные замыслы".
        "Правда" сыграла важнейшую роль в деле восстановления партийных организаций и установления связи местных организаций с ЦК. Со всех концов страны неслись приветствия "Правде".
        В восьмом номере газеты появилась первая статья товарища Сталина "О Советах Рабочих и Солдатских Депутатов". В этой статье товарищ Сталин поставил задачу дальнейшего развития революций, указав на необходимость крепить союз рабочих и крестьян.
        "Органами этого союза, - писал товарищ Сталин, - и являются Советы Рабочих и Солдатских Депутатов.
        И чем теснее сплочены эти Советы, чем крепче они организованы, тем действительнее выраженная в них революционная власть революционного народа, тем реальнее гарантии против контр-революции .
        Укрепить эти Советы, сделать их повсеместными, связать их между собой во главе с Центральным Советом Рабочих и Солдатских Депутатов, как органом революционной власти народа, - вот в каком направлении должны работать революционные социал-демократы" (Ленин-Сталин. Избр. произв. 1917г., изд 1937г., стр. 11).
        В четырнадцатом и пятнадцатом номерах "Правды" появилось первое письмо Ленина из числа его знаменитых "Писем из далека", в котором Ленин дает глубоко-научный марксистский анализ политическому положению России.
        19 (6) апреля редакция "Правды" известила о прибытии Ленина из-за границы и о том, что Ленин приступил к работе в редакции. В адрес "Правды" со всех концов страны потекли приветствия вождю большевистской партии.
        В двадцать шестом номере газеты были помещены исторические "Апрельские тезисы", в которых В.И. Ленин дал исчерпывающую программу действий партии в новых условиях. "Апрельские тезисы завершили новую ориентировку партии. Они помогли партии "одним взмахом, - как говорит товарищ Сталин, - выйти на новую дорогу". Партия с величайшим энтузиазмом встретила ленинские тезисы. "Правда" опубликовала много резолюций местных партийных организаций и партийных конференций, приветствовавших ленинские тезисы.
        В том, что партия так быстро восприняла ленинские "Апрельские тезисы", огромная историческая заслуга принадлежит "Правде", которая под руководством товарища Сталина вела партию в правильном направлении, на переход от первого этапа революции ко второму, к этапу социалистической революции. В руках Ленина и Сталина газета "Правда" была мощным орудием в деле новой ориентировки партии, когда она брала курс на социалистический переворот.

III
        После Апрельской конференции большевистской партии "Правда" провела большую работу по революционной мобилизации масс вокруг "Апрельских тезисов" и решений конференции.
        Ленин в своих речах на Апрельской конференции указывал на то, что революция переживает мирный этап своего развития. Партия большевиков должна терпеливо объяснять солдатам и крестьянам необходимость совместных действий с рабочими. Большевики должны терпеливо объяснять трудящимся, что без замены власти буржуазного Временного правительства правительством Советов трудящиеся не получат ни мира, ни земли.
        В тридцать девятом номере "Правды", в статье "Уроки кризиса", Ленин писал: "Время не ждет. За первым кризисом последуют другие. Все силы отдайте делу просвещения отсталых... Лозунг дня: разъясняйте точнее, яснее, шире линию пролетариата, его путь к окончанию войны. Стройтесь крепче, шире, повсеместно в пролетарские ряды и колонны! Сплачивайтесь вокруг своих Советов, внутри их товарищеским убеждением и перевыбором отдельных членов старайтесь сплотить вокруг себя большинство!" (Соч., т. XX, стр. 228).
        В статье товарища Сталина "Землю - крестьянам" и в статье В.И. Ленина "Съезд крестьянских депутатов" "Правда" звала крестьян организоваться в Советы и по-революционному решать вопросы земли и государственного управления.
        Исключительное значение в деле мобилизации масс вокруг большевистских лозунгов имели речи Ленина об отношении к Временному правительству и о войне, помещенные в "Правде". Ленин доказал, что война носит империалистический характер, поскольку она ведется в интересах буржуазии. "Класс, который господствует, определяет политику и в войне", - говорил Ленин. Выход из воины - только в революции.
        Накануне июньской демонстрации большевистская "Правда" проявила замечательные образцы боевой агитации и мобилизации рабочих под большевистскими лозунгами. "Правда" вышла под аншлагом "Завтра демонстрация". От имени большевистской партии "Правда" звала на улицу рабочих и солдат. "Приложите все усилия к тому, - призывала "Правда", - чтобы наши требования громко прозвучали на всю страну. Нам нужна не просто прогулка. Нам нужен смотр сил. Нам нужна демонстрация, которая помогала бы практическому проведению наших требований в жизнь. Берите дело в собственные руки" ("Правда" № 84).
        В том же номере "Правды" было помещено воззвание большевиков "Ко всем трудящимся, ко всем рабочим и солдатам Петрограда". Это воззвание, написанное товарищем Сталиным, является замечательным образцом большевистской агитационной литературы. В короткой, но выразительной форме товарищ Сталин дал уничтожающую критику политики Временного правительства, меньшевистско-эсеровского совета и ВЦИК. В этой же статье были даны лозунги для демонстрантов.
        Сталинские лозунги господствовали на демонстрации.
        Оценку значения июньской демонстрации Ленин дал в статье "Восемнадцатое июня". "...18 июня, - писал он, - было первой политической демонстрацией действия, разъяснением - не в книжке или в газете, а на улице, не через вождей, а через массы, - разъяснением того, как разные классы действуют, хотят и будут действовать, чтобы вести революцию дальше" (Ленин-Сталин. Избр. произв., стр. 188).
        Июньская демонстрация разбила заговор, имевший целью разгромить большевистскую партию; она показала жизненность большевистских лозунгов. Большевики выступили как партия, тесно связанная с массами рабочих и солдат. Это приводило в бешенство буржуазию и их меньшевистско-эсеровских прихвостней. Они стали подготавливать провокацию, чтобы разгромить большевистскую партию и уничтожить ее боевой орган "Правду".
        18(5) июля контрреволюционными частями была разгромлена редакция "Правды". Временное правительство считало, что с большевистской печатью покончено. Но уже на следующий день, 19 июля, вышел "Листок Правды", по существу являющийся очередным номером "Правды".
        Рискуя жизнью, рабочие большевики-"правдисты" распространяли свою родную газету. Рабочий Воинов был зверски убит на улице лишь за то, что распространял "Листок Правды". Такие убийства имели место и в других городах. Но победа реакции была временной.
        В первом номере газеты "Рабочий и Солдат", которая стала выходить вместо "Правды", товарищ Сталин в статье "В чем наша сила?" писал: "Мы - партия борющегося за свое освобождение пролетариата. Не сможет не пойти с нами и солдат, измучившийся, истерзанный, которого снова лишают добытых свобод, которому снова грозят каторга и смерть. Пойдет с нами и крестьянин, до сих пор земли не получивший, до сих пор облегчения не почувствовавший.
        И так всегда. Каждое наше "поражение" превращается в нашу победу, каждая победа наших противников - в их поражение.
        Так было всегда, так будет и теперь".
        Разгром "Правды" вызвал возмущение среди рабочих и солдат. Так, солдаты одной из инженерных частей Северного фронта в своем "некрологе" разгромленной "Правде" писали: "В буре и грозе родилась ты, первая рабочая газета. На обломках самодержавия первым раздался твой мощный голос в защиту самого обездоленного класса. Пламенные призывы твои будили революционный энтузиазм широких масс и звали их вперед. И голос твой рождал отклик. Вся Россия покрылась твоими собратиями по оружию. Ты стала вождем многочисленной армии... Ты будешь жить, наша рабочая "Правда"! Пока будет существовать пролетариат, нет силы, которая могла бы уничтожить его душу, его мозг" ("Рабочий и Солдат" № 1).

IV
        В дни VI съезда партии "Рабочий и Солдат" поместил выдержки из отчета товарища Сталина о политической деятельности ЦК и о политическом положении, а также резолюции VI съезда партии. Эти материалы имели огромное значение для мобилизации партии и широких масс вокруг лозунга свержения Временного правительства.
        С 26(13) августа вместо закрытой газеты "Рабочий и Солдат" стала выходить газета "Пролетарий". Передовая статья первого номера "Куда ведет Московское совещание?" была написана, товарищем Сталиным; статья разоблачает контрреволюционную сущность "Московского совещания". Товарищ Сталин предупреждает рабочих и солдат о возможности контрреволюционного заговора. В этом же номере газеты опубликовано обращение ЦК к рабочим и солдатам, в котором революционные массы призываются устраивать митинги и собрания протеста против "Московского совещания".
        10 сентября (28 августа) в передовой статье "Мы требуем" товарищ Сталин предъявил требования большевистской партии к совету и ВЦИК. Эти требования мобилизовали рабочих на борьбу с корниловщиной. "Рабочие и солдаты Петрограда! - звала газета. - Генерал Корнилов, главнокомандующий русской армией, идет брать с бою крепость русской революции. Предательство и измена помещиков и капиталистов доказаны. Докажем и мы свою беззаветную верность делу революции, общему делу рабочих, солдат и крестьян" ("Рабочий" № 4).
        Следующий номер газеты "Рабочий" вышел с большим подзаголовком на первой странице: "Заговор против революции". Передовая статья, написанная товарищем Сталиным "Заговор продолжается", звала к бдительности. В газете приводилось много сообщений о готовности рабочих и солдат разных заводов и воинских частей к борьбе с Корниловым.
        Корниловский мятеж был разгромлен. Широкие массы рабочих и солдат отходили от меньшевиков и эсеров, становясь на сторону большевиков. Переход Петроградского и Московского советов был наиболее ярким выражением этого факта. Назревали условия для победоносного вооруженного восстания. Большевистская партия, сплоченная вокруг Ленина и Сталина, готовила массы к революции. Начался период организации штурма капитализма (сентябрь-октябрь 1917 года).
        После получения писем Ленина "Большевики должны взять власть", "Марксизм и восстание", а также после решения Центрального Комитета от 15 сентября приступить к немедленной подготовке восстания, "Правда", под руководством товарища Сталина, взялась за эту сложную и трудную задачу. Нужно было, агитируя за вооруженное восстание, не выражать этого прямо, не говорить слова "восстание". Эту задачу блестяще выполнил товарищ Сталин. Через день после заседания ЦК товарищ Сталин в статье "Вся власть Советам!" писал:
        "Революция идет. Обстрелянная в июльские дни и "похороненная" на Московском совещании, она вновь подымает голову, ломая старые преграды, творя новую власть. Первая линия окопов контр-революции взята. Вслед за Корниловым отступает Каледин. В огне борьбы оживают умершие было Советы. Они вновь становятся у руля, ведя революционные массы.
        Вся власть Советам - таков лозунг нового движения..." (Ленин-Сталин. Избр. произв. 1917г., стр. 460).
        В следующем номере "Рабочего Пути" (выходил вместо закрытой газеты "Рабочий") товарищ Сталин продолжает призывать к восстанию:
        "...В России, - писал он в статье "О революционном фронте", - происходит решающий процесс вырастания новой власти, действительно народной, действительно революционной, ведущей отчаянную борьбу за существование. С одной стороны - Советы, стоящие во главе революции, во главе борьбы с контр-революцией, которая еще не разбита, которая только отступила, благоразумно спрятавшись за спиной правительства. С другой стороны - правительство Керенского, которое покрывает контр-революционеров, которое сговаривается с корниловцами (кадеты!), которое объявило войну Советам, стараясь их разбить, чтобы самому не быть разбитым.
        Кто победит в этой борьбе - в этом теперь вся суть" (Ленин-Сталин. Избр. произв. 1917г., стр. 462).
        Когда было принято историческое решение на пленуме ЦК большевистской партии о вооруженном восстании 23(10) октября 1917 года, товарищ Сталин в очень тонкой форме через "Правду" поставил в известность большевистские организации. В передовой статье тридцать пятого номера "Рабочего Пути" "Власть Советов" товарищ Сталин писал: "Настал момент, когда лозунг "вся власть Советам" должен быть, наконец, претворен в жизнь".
        Статьи товарища Сталина не говорили прямо о восстании. Но они вплотную подводили массы к решению вопроса о власти. Товарищ Сталин блестяще выполнил директиву Ленина об агитации за восстание, в легальной печати. Все большевистские партийные организации воспринимали передовые статьи товарища Сталина в "Правде", как боевые директивы, исходящие от Ленина.
        В.И. Ленин дал очень высокую оценку деятельности товарища Сталина на посту редактора центрального органа партии. Ленин писал: "Сейчас не будем останавливаться на фактах, свидетельствующих о нарастании новой революции, ибо, судя по статьям нашего центрального органа "Рабочего Пути", партия уже выяснила свои взгляды по этому пункту. Нарастание новой революции представляет из себя явление, кажется, общепризнанное партией" (Соч., т. XXI, стр. 215).
        Таким путем проникали в широкие массы через "Правду" директивы большевистской партии. Из номера в номер "Правда" организовывала силы революции. Рабочие заводов, солдаты воинских частей, Советы разных городов, затем и съезды Советов переходили на сторону большевиков. Страницы "Правды" заполнены яркими красочными документами, рисующими этот переход. Создавались ревкомы, организовывались отряды Красной гвардии, вооружались рабочие, приводились в боевую готовность большевистские полки и флот.
        "Правда" под руководством товарища Сталина мобилизовывала партию, рабочий класс, солдат на вооруженное свержение буржуазного правительства, беспощадно разоблачая различные махинации меньшевиков и эсеров, которые стремились закрепить в России строй буржуазного парламентаризма (демократическое совещание, предпарламент и т.п.).
        Одновременно большевистская "Правда" вела беспощадную борьбу с предателями рабочего класса и штрейкбрехерами революции Каменевым и Зиновьевым. В газете "Рабочий Путь" от 1, 2 и 3 ноября (нового стиля) Ленин не оставил камня на камне от капитулянтской контрреволюционной платформы Каменева и Зиновьева.
        По мере того как приближался момент восстания, "Правда" все больше внимания уделяла организации вооруженных сил революции и борьбе с провокациями правительства. Особый интерес в этом отношении представляет статья товарища Сталина "Ждать вам - не дождаться", напечатанная в двадцать третьем номере газеты "Рабочий Путь". Товарищ Сталин пишет:
        "Сознательно и организованно идет к победе революционный пролетариат. Дружно и уверенно сплачиваются вокруг него крестьяне и солдаты. Все громче и громче раздается возглас: вся власть Советам! Бумажная коалиция в Зимнем дворце... выдержит ли она напор?
        Вы хотите разрозненных и преждевременных выступлений большевиков?
        Ждать вам - не дождаться, г.г. корниловцы..." (Ленин-Сталин. Избр. произв. 1917г., стр. 486).
        Большевистская партия твердо и уверенно вела пролетариат и солдат к победе.
        Гигантскую борьбу провела "Правда" за созыв II Всероссийского съезда Советов, который хотели сорвать меньшевики и эсеры. Особенно боевыми были номера "Рабочего Пути" накануне Октябрьского восстания. В этот момент газета была действительным идейным организатором масс. Она была наполнена многочисленными резолюциями рабочих и солдат о захвате власти. Недаром правительство Керенского обрушило свой первый удар по типографиям большевистских газет "Рабочий Путь" и "Солдат". Попытки Керенского разгромить большевистские газеты потерпели полный крах. Товарищ Сталин распорядился выслать для охраны газет отряды вооруженных красногвардейцев и солдат с броневиками. Запрещенный сорок четвертый номер "Рабочего Пути" вышел с передовой статьей товарища Сталина "Что нам нужно?", в которой он писал:
        "Нужно нынешнее самозванное правительство, народом не избранное и перед народом не ответственное, заменить народом признанным правительством, избранным представителями рабочих, солдат и крестьян и ответственным перед этими представителями.
        Нужно правительство Кишкина-Коновалова заменить правительством Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.
        То, что не было сделано в феврале, должно быть сделано теперь.
        Таким и только таким путем могут быть завоеваны мир, хлеб, земля, свобода".
        7 ноября (25 октября) сорок пятый номер газеты "Рабочий Путь" вышел под лозунгом "Вся власть - Советам рабочих, солдат и крестьян!"
        Передовая газеты звала в бой за власть Советов. "Станем все, как один человек, за свободу, мир, хлеб и землю!"
        Это были лозунги, под которыми сражались бойцы Красной гвардии, рабочие и революционные солдаты.
        В этот день Великая Октябрьская социалистическая революция победила.
        В этот же день, на заседании Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов выступил Ленин с докладом о задачах власти Советов.
        "Товарищи! - говорил Ленин - Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась... Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма".
        8 ноября (26 октября) "Рабочий Путь" опубликовал знаменитое обращение Ленина "К гражданам России", в котором провозглашается низложение Временного правительства.
        "Правда" на весь мир возвестила об организации советского правительства и победе революции. С 9 ноября 1917 года "Правда" стала выходить под своим старым историческим названием.

Дальше: Красная Армия с честью и славой выполнила свой долг.