К оглавлению...
          Красная Армия с честью и славой выполнила свой долг
          Ф. Леонтьев, Н. Крутовский.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия - достойное детище Великой Октябрьской социалистической революции - является армией освобожденных рабочих и крестьян, армией диктатуры рабочего класса. В истории человеческого общества еще не было подобной армии. Такая армия могла возникнуть лишь в результате свержения власти помещиков и капиталистов и решительного слома всей буржуазно-помещичьей государственной машины царской России. Только народ, освобожденный от гнета и эксплоатации , мог создать такую армию.
        Товарищ Сталин, характеризуя существо буржуазных армий, указывал: "Все до сих пор существовавшие армии, какой бы они не имели состав, являются армиями утверждения власти капитала. Они были и остались армиями господства капитала".
        Буржуазные политики и их подпевалы из так называемого социалистического лагеря, с пеной у рта кричат о том, что армии капиталистических государств политически нейтральны, что они якобы защищают интересы народа. Эта болтовня является гнуснейшей ложью, рассчитанной на обман трудящихся. Армии капиталистических стран были и есть армиями диктатуры буржуазии. Они служат для защиты интересов буржуазии, для подавления и угнетения трудящихся своих стран, для завоевания и порабощения других народов. Карательными экспедициями, военно-полевыми судами, виселицами и расстрелами буржуазия расправляется с выступлениями рабочих и крестьян. Огнем и кровью она подавляет недовольство трудящихся. Ясно, что армии, которые по приказу господствующих классов выполняют все это, не пользовались и не будут пользоваться доверием народа. Больше того, трудящиеся ненавидят такие армии. А без поддержки народа, без крепкого и вполне надежного тыла ни одна армия не сможет выдержать сколько-нибудь серьезной борьбы - она неминуемо обречена на гибель. Ярким подтверждением этого является поражение и полный развал польской армии и польского государства в войне с Германией.
        Красная Армия по своему назначению, задачам, составу и т.д. в корне отличается от всех ныне существующих армий. Красная Армия является армией освобожденного народа. Она призвана защищать самый передовой и самый прогрессивный строй - социализм, открывший новую эру в развитии человечества. Народы нашей родины, освобожденные от капиталистического рабства, под надежной защитой Красной Армии строят свою радостную и счастливую жизнь. Сталинская Конституция - самая демократическая Конституция в мире - ярким факелом освещает им дальнейший путь развития. Что может быть выше, почетнее и благороднее, чем защита и укрепление великого Советского Союза - отечества трудящихся всех стран?
        Именно поэтому молодежь Советского Союза с такой радостью и гордостью идет в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот. Именно поэтому бойцы, командиры и политработники проявляют исключительное мужество и массовый героизм в боях с врагами. Об этом ярко свидетельствуют отпорные бои Красной Армии с японскими самураями в районе озера Хасан и при защите границ МНР. Об этом же говорят героические действия частей Красной Армии в борьбе за освобождение трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии от ига польских панов - помещиков, эксплоататоров и угнетателей.
        Так, например, изумительное мужество и выдержку проявил танковый экипаж лейтенанта т. Пыльнова в боях за город Львов. В предместье города танк лейтенанта Пыльнова неожиданно остановился. Произошла серьезная поломка. Лейтенант решил исправить поломку в ближайшей кузнице. В это время на танк напал большой отряд поляков. Храбрый экипаж не растерялся и взял в плен 47 офицеров и 500 польских солдат. Коммисар т. Жабенко с тремя бойцами, прибегнув к военной хитрости, принудили сдаться в плен 7 офицеров и 55 солдат польской армии. При этом было захвачено 3 повозки винтовок, 4 пулемета, 6 лошадей, 2 велосипеда и 5 000 патронов.
        Как истинный патриот своей родины, боролся против польских панов пулеметчик т. Челноков. Он без промаха разил польских шляхтичей, оказавших сопротивление на улицах города Гродно. Когда раскалившийся пулемет отказал в стрельбе, Челноков стал бить поляков гранатами.
        Таких примеров можно было бы привести огромное количество.
        За годы сталинских пятилеток неизмеримо выросло могущество вооруженных сил Советского Союза. Красная Армия стала самой сильной и самой могучей армией в мире. Сила и крепость Красной Армии состоят не только в том, что она оснащена первоклассной техникой, снабжена самыми современными орудиями войны и имеет в достаточном количестве прекрасные командные и политические кадры. Сила ее состоит прежде всего в том, что она неразрывно связана со своим народом, является плотью от плоти и кровью от крови его. И нет для Красной Армии выше интересов, чем интересы нашей любимой матери-родины. Сила ее состоит также в том, что она является армией дружбы и братства между народами СССР, что "она воспитывается с первого же дня своего рождения в духе интернационализма, в духе уважения к другим народам, в духе любви и уважения к рабочим всех стран, в духе сохранения и утверждения мира между странами" (Сталин). Вот почему трудящиеся СССР и всего мира так беспредельно любят Красную Армию. Вот почему ее с таким ликованием встретили народы Западной Украины и Западной Белоруссии.
        Рабоче-Крестьянская Красная Армия неоднократно оказывала помощь народам, борющимся за свою независимость.
        В 1920 году такая помощь была оказана трудящимся Азербайджана и Армении в их борьбе против агентов буржуазии - муссаватистов и дашнаков. В 1921 году Красная Армия оказала помощь трудящимся Грузии, выступившим против произвола и насилий меньшевиков, стоявших в то время у власти в Грузии.
        В том же 1921 году Красная Армия оказала помощь Народно-революционной армии Монголии в ее героической борьбе против японских захватчиков и русских белогвардейцев.
        В 1939 году Советский Союз снова пришел на помощь народу свободной Монголии в его борьбе против японской военщины, нарушившей границу МНР. В районе реки Халхын-Гол японские войска были разбиты и выброшены за пределы Монгольской Народной Республики.
        В последнее время советское правительство поставило перед Красной Армией великую освободительную задачу - оказать помощь единокровным братьям-украинцам и братьям-белоруссам в их борьбе против польского ига.
        В войне с Германией польское государство и его незадачливые руководители потерпели полное банкротство. Через десять-пятнадцать дней после начала войны польское государство развалилось, а так называемое правительство Польши, бросив свой народ на произвол судьбы, бежало в Румынию. Территория Польши стала удобным полем для всякого рода случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для нашего государства. В этих условиях Советский Союз не мог остаться безразличным к судьбе единокровных братьев, населяющих Польшу.
        Советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Рабоче-Крестьянской Красной Армии перейти границу Польши и взять под свою защиту жизнь и имущество трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии. Выполняя приказ Главного командования, части победоносной Красной Армии 17 сентября утром перешли границу, чтобы навсегда освободить народы Западной Украины и Западной Белоруссии от гнета и произвола польских помещиков и капиталистов.
        Трудно описать ту огромную радость, с какой трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии встретили части Красной Армии. На улицах городов, сел и деревень стихийно возникали летучие митинги и демонстрации. Всюду раздавались радостные приветствия в честь доблестной Красной Армии, в честь великого и мудрого вождя и учителя товарища Сталина. Со слезами радости на глазах старики, женщины, юноши и дети обнимали и целовали своих избавителей - красноармейцев, командиров и политработников. Обращаясь к красноармейцам, они говорили: "Мы двадцать лет вас ждали. Вы пришли оттуда, откуда восходит солнце, где жить хорошо. Мы теперь счастливы". Жители Западной Украины и Западной Белоруссии старались, чем могли, помочь непобедимым красным воинам, принесшим им счастье и свободу.
        Крестьянка деревни Супорницо Фекла Шевченко следующими словами выразила свою радость: "Темной, как осенняя ночь, горькой, как полынь, была наша жизнь. Ни счастья, ни радости не знали мы. Никто нас не считал за людей. Мы были бесправными. Теперь начинается новая, счастливая жизнь".
        Бойцы Красной Армии пришли не как завоеватели, а как освободители. Трудящиеся освобожденных районов с помощью Красной Армии создают свою собственную власть в лице временных управлений городов, рабочей гвардии, крестьянских комитетов и т.д.
        Польские паны владели лучшими землями, лугами, лесами, угодьями. Они обрекали крестьян Западной Украины и Западной Белоруссии на голод и разорение. Непосильные налоги, деспотизм помещиков и военных колонистов, бесправие, побои, отработки - вот картина беспросветной жизни крестьян.
        Об этой тяжелой жизни со слезами на глазах рассказала крестьянка Акулич из села Кривичане: "Мы, - говорила она, - отрабатывали пану даже за питьевую воду из колодца. Хлеб и вода - вот наша пища. Соль, керосин, спички у нас считаются большой роскошью".
        Когда крестьянина местечка Красное спросили о количестве у него земли, он ответил: "Моим кожухом можно накрыть весь мой участок".
        Более 80 проц. земель в Западной Украине и две трети в Западной Белоруссии принадлежали помещикам и кулакам. Крупный земельный магнат князь Радзивилл владел 90 тысячами гектаров пахотной земли и лесных угодий. Только в Новогрудском воеводстве у него было 12 имений. Доходы этого сиятельного бездельника были так велики, что даже его управляющий затруднялся определить их точную сумму.
        Польское правительство отнимало землю у белоруссов и украинцев и передавало ее военным поселенцам-полякам, так называемым "осадникам", бывшим солдатам и унтер-офицерам легионов Пилсудского.
        Подавляющее большинство крестьян Западной Украины и Западной Белоруссии владели жалкими клочками земли менее двух га, а многие десятки тысяч крестьян земли не имели совершенно и были вечными батраками у помещиков и кулаков. Каторжный труд еле-еле обеспечивал голодное существование.
        Украинец Яков Синица на поденной работе у помещика за шестнадцатичасовой рабочий день получал 1 1/2-2 злотых. За год жена Синицы купила только пять фунтов сахару. Настоящий чай Яков Синица не пил с 1914 года, когда он работал на шахтах в Донбассе.
        - Мой трехлетний ребенок, - рассказывал пленный польский солдат Иосиф Иванчик, - ни разу не ел сахара и не знает его вкуса.
        В Западной Украине многие юноши стыдились днем выходить на улицу, так как им не во что было одеться. Вечером деревни погружались в темноту: крестьяне не могли позволить себе такую роскошь, как покупка керосина.
        Крестьяне страдали от бесконечных штрафов. Каждый приезд в деревню коменданта полиции стоил крестьянам многих десятков злотых. Идут вечером по улице парни и поют песни - штраф 5 злотых; собака выбежала со двора - штраф 5 злотых; труба на крыше покривилась - штраф 5 злотых,
        Не лучше было и положение рабочих. Вот что рассказал о своей жизни белорусс Виктор Рыбаченок, житель г. Столбцы, сезонный рабочий:
        - Мне 27 лет. Я работал на общественных работах 3-4 месяца в году. Когда работа кончалась, я приходил в магистрат и просил пособия. Пособие давали 2-3 месяца в году. Составляло оно в день 250 граммов хлеба, 3 грамма сала и 250 граммов картошки. На зиму давали три четверти кубометра дров. Можно ли прожить на такое "пособие", имея на руках, как я, двух детей? Моему старшему ребенку пора учиться, но определить его в школу очень дорого. Надо было платить 2 злотых вписовых , 5 злотых за метрическую выпись, 1 злотый и 10 грошей за штемпель, 70 грошей за пересылку метрики.
        Польские паны кичились своей армией. Но в этой хваленой армии, которая развалилась при первом же военном столкновении, солдаты жили в скотских условиях. Когда наши бойцы заняли г. Волковыск (Западная Белоруссия), они увидели там казармы "3-го полка конных стрельцов". В казармах затхлый, прокисший воздух. Стены почернели от копоти и грязи. Постелью для солдат служила солома. Для непокорных солдат при казарме имелся одиночный карцер.
        Польский солдат не имел, конечно, никаких политических прав. Кроме наказаний, предусмотренных по уставу, в польской армии практиковались разнообразные издевательства, придуманные офицерами. Битье солдата было обычным явлением.
        Не удивительно, что польские солдаты не проявили особой охоты сражаться и с первых же дней войны массами начали дезертировать.
        Так в течение долгих лет страдали наши братья в Западной Украине и Западной Белоруссии,
        Молодому поколению нашей страны, родившемуся и выросшему при советской власти, многое в этой жизни кажется невероятным. Но 23-24 года назад в таких же условиях жили десятки миллионов трудящихся царской России. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила народы нашей страны от гнета капиталистов и помещиков, вывела их на дорогу свободной, счастливой и радостной жизни.
        В новую жизнь, в жизнь без панов-помещиков, в жизнь без гнета и насилия вступили теперь и трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии.
        В городах открылись магазины, приступили к работе школы, почтовые учреждения, заработали фабрики и заводы. На предприятиях организованы рабочие комитеты. Увеличивается заработная плата рабочих. Открываются рабочие клубы. Многие рабочие переселяются из подвалов в дома, принадлежавшие убежавшей буржуазии.
        В деревнях идет раздел помещичьей земли. Бескоровные снабжаются коровами из помещичьих имений. Крестьянские комитеты заботятся об обеспечении населения дровами, улучшают дороги, приводят в порядок мосты и т.д.
        Двадцать лет ждали этой новой жизни трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии. Теперь они ее дождались и знают, что старая жизнь с ее гнетом, нищетой и бесправием не вернется больше никогда! Освобожденные от гнета польских панов украинцы и белоруссы добьются такой же счастливой и радостной жизни, какой уже давно живет весь советский народ.
        В день XXII годовщины Великой Октябрьской социалистической революции радостные победоносные песни трудящихся Советского Союза сольются в едином хоре с песнями освобожденных единокровных братьев Западной Украины и Западной Белоруссии.
        В золотую книгу побед Великой Октябрьской социалистической революции ныне записана новая всемирно-историческая победа.
        Посланцы великого Советского Союза в лице Рабоче-Крестъянской Красной Армии выполнили свою великую историческую задачу. Освобожденные от панского ига трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии вошли в единую братскую семью народов СССР и вместе с ними радостно встретят великую годовщину Октябрьской социалистической революции.

Дальше: Мужество, героизм, великая преданность родине.