К оглавлению...
          Мужество, героизм, великая преданность родине

"Что касается бойцов нашей славной Красной Армии,
то я не сомневаюсь, что они выполнят свой долг
перед Родиной - с честью и со славой".
МОЛОТОВ

Выполняя великую освободительную задачу по оказанию помощи трудящимся Западной Украины и Западной Белоруссии, бойцы, командиры и политработники Красной Армии показали много ярких образцов мужества, героизма и великой преданности своей родине.
        Воины Красной Армии шли в бой с лозунгами "За родину!", "За Сталина!"
        Приводим несколько фактов мужества и героизма бойцов, командиров и политработников.

Одной из наших пограничных застав был дан боевой приказ перейти на рассеете границу и завладеть польской стражницей (пограничной заставой).
        В серой предутренней мгле пограничники тихо форсировали пограничную речку и бесшумно стали пробираться к смутно обозначавшемуся в тумане высокому частоколу. Начальник заставы лейтенант т. Шенряев шел с разведкой впереди, а политрук т. Кокорин, который всего несколько часов назад прибыл на заставу, во главе подразделения двинулся за ним.
        Польский часовой, заметив движение, скрылся в стражнице. Из окон загремели выстрелы. Одной из пуль был сражен лейтенант Шенряев. Руководство операцией перешло к молодому политруку Кокорину.
        - Гранатами по окнам! - скомандовал Кокорин и первый метнул гранату. Из стражницы ответили тем же.
        В пылу боя политрук был ранен. Превозмогая боль, Кокорин бросился вперед, увлекая за собой бойцов. Навстречу загремели ружейные выстрелы поляков. Граната политрука полетела в дверь. Выстрелы смолкли. Пограничники ворвались в коридор.
        Польский отряд, занимавший стражницу, был взят в плен.
        Покончив с эвакуацией пленных, Кокорин почувствовал, что силы совсем оставляют его. Скинув сапоги, он выплеснул из них кровь, которой пропиталась и одежда. На теле политрука бойцы насчитали шестнадцать больших и малых рад от осколков польской гранаты. После перевязки Кокорин не смог уже встать на ноги. Бойцы бережно отнесли его на руках к телефонному аппарату. Доклад Кокорина был немногословен:
        - Приказ выполнен. Стражница против нашей заставы ликвидирована.

Один из польских пограничных постов мешал продвижению частей Красной Армии. Поляки засели в железобетонной будке и, как только кто-нибудь из наших бойцов поднимался, вели уничтожающий огонь.
        - Товарищ капитан, - обратился к командиру отряда младший лейтенант т. Головковский, - разрешите мне уничтожить пост.
        Разрешение было дано. Взяв с собой гранаты, Головковский скрылся в лощине. Все неослабно следили за смельчаком. Он полз вперед, прижимаясь к земле. Метрах в 15 от будки Головковский остановился. Гулкий взрыв разнесся по полю. Как только развеялся дым от первой гранаты, Головковский метнул вторую. В тот же миг будка была окружена бойцами. Пост взят. "Карманная артиллерия" помогла.

Разведка наших войск подходила к одному из сел Западной Украины.
        Отделившийся от группы бойцов разведчик-красноармеец т. Шенкурюк заметил у одного из домов необычайное оживление. Четыре польских офицера накладывали в машину документы штаба польской дивизии, машина была заведена и стояла наготове.
        Отважный красноармеец подбежал к дому и в упор направил оружие на офицера, только что севшего за руль машины. Тот испуганно поднял кверху руки. Остальные польские офицеры попытались было обезоружить красноармейца, но Шенкурюк действовал уверенно и быстро. Он не дал им опомниться и выбил браунинг из рук подскочившего к нему офицера.
        Все четыре польских офицера были обезоружены. Красноармеец доставил их в штаб соединения.
        Тов. Шенкурюк - один из лучших отличников части, кандидат в члены ВКП(б). Командование наградило отважного бойца браунингом, отобранным им у офицера.

Во время жаркого боя с поляками один из наших танков был охвачен огнем.
        Экипажу угрожала гибель. Оставаться в танке было нельзя, выйти из него под смертоносным огнем противника - также.
        На помощь бросился старший лейтенант коммунист т. Абрамкин. Обстреливаемый пулеметным и ружейным огнем, он на своем танке приблизился к охваченной пламенем машине, открыл люк и оказал необходимую помощь экипажу.
        Во время этой операции т. Абрамкин был ранен, но оставался на поле боя до тех пор, пока враг не был уничтожен.

Экипаж одного из танков, действовавших против поляков, в бою расстрелял значительную часть боеприпасов. Командир комсомольского экипажа т. Мухин решил использовать не только огневую, но и ходовую мощь своей машины. По его приказанию водитель - Ефимов направил танк на колонну неприятельских автомашин с приготовившимися к побегу офицерами и жандармами. Смяв до двух десятков машин, танк внезапно остановился. Связка неприятельских гранат, брошенных под него, сбила гусеницу. Поляки стали окружать танк и требовать от экипажа немедленной сдачи. Вместо ответа башенный стрелок Ладовский послал в сторону противника последнюю очередь из пулемета.
        На выручку товарищам устремился танк заместителя политрука Толстопятова. Его также забросали гранатами. От разрыва одной из них смертью храбрых погибли командир машины Толстопятов и башенный стрелок Бараровский. Водителя Рыжкова ранило. Напрягая последние силы, он сумел все же вывести машину из окружения.
        Вокруг неподвижного танка Мухина сконцентрировались остатки двух польских эшелонов. Местные жители слышали, как польский офицер шесть раз предлагал экипажу сдаться, но из танка неизменно слышался один и тог же ответ:
        - Большевики не сдаются!
        Потеряв надежду захватить танкистов живыми, офицер приказал сломать забор, завалить танк досками, облить бензином и поджечь. Пламя охватило машину со всех сторон. Поляки стояли и ждали, что будет дальше. Они надеялись услышать мольбы о пощаде, но услышали совсем иное: экипаж запел "Интернационал".
        Весть о героической гибели комсомольского экипажа Мухина быстро распространилась по всем городам, местечкам и селам Западной Белоруссии, по всем находящимся здесь частям Красной Армии. Подвиг молодых патриотов Мухина, Ефимова и Ладовского стал символом красноармейской отваги, мужества, доблести.

Командир саперного взвода младший лейтенант т. Ховрин получил задание уничтожить мины, заложенные поляками под мостом, и предотвратить взрыв моста.
        Через лесок, доходивший до самой реки, Ховрин вышел на берег Немана, а затем, используя для маскировки возвышенности и кустарники, ползком пробрался к мосту.
        Нужно было найти мины. Пришлось карабкаться по чугунным плитам, повиснув в воздухе, на другую сторону моста и прилагать все усилия, чтобы остаться незамеченным патрулями, скрытыми в ближайших домах. У самой середины моста соскользнула рука, и Ховрин чуть было не сорвался в воду.
        В это время раздались выстрелы. Укрывавшийся в небольшом домике по ту сторону реки польский дозорный заметил храбреца. Ховрин решил перехитрить дозорного. С трудом держась за чугунную плиту, он расстегнул шинель, снял ее и свернул. Затем, дождавшись второго выстрела, бросил шинель в реку. Быстрым течением ее подхватило и потащило ко дну. Польский дозорный, видимо, решил, что он попал в цель, и выстрелы прекратились.
        Добравшись до конца моста, Ховрин нашел мины, уничтожил опасность и спокойно вернулся. Взрыв моста был предотвращен. Через пять минут по нему пошли броневики.

Броневик, которым командует воентехник 2-го ранга т. Акукин, следовал в авангарде части. В лесу он наткнулся на вооруженную винтовками, гранатами и пулеметами группу поляков.
        - Ворочай башню, а я пойду разоружать их, - сказал командир находившемуся с ним вместе в машине т. Зайцеву.
        Акукин выскочил из люка навстречу полякам и, угрожая пулеметом, крикнул им:
        - Сдавайтесь!
        Поляки покосились на угрожающие пулеметы броневика. Акукин не терял ни секунды. Приставив дуло пистолета к груди капитана польской армии, возглавлявшего отряд, он заставил его бросить оружие и стать под пулемет броневика. Затем отважный командир разоружил одного за другим всех 70 человек. Было отобрано 60 винювок, 3 пулемета и более сотни гранат.

Дальше: О некоторых вопросах воспитания молодых бойцов.