К оглавлению...
          О некоторых вопросах воспитания молодых бойцов
          Полковой комиссар Н. Миронов.

Могучая и тесно сплоченная семья воинов Красной Армии принимает в свои боевые ряды молодых патриотов призыва 1939 года.
        Ежегодные призывы в Красную Армию превращаются в нашей стране во всенародные праздники. Вступить в Красную Армию, стать снайпером, танкистом, летчиком, командиром - об этом мечтает каждый молодой человек Советской страны.
        А всего 23-24 года тому назад, при призыве в царскую армию, в нашей стране проливались реки слез. Все знали, что царская казарма - это тюрьма, в которой за годы службы придется хлебнуть много горя, перенести немало издевательств, зуботычин и унижений.
        И в настоящее время в армиях капиталистических стран положение солдата немногим отличается от положения солдат царской армии. Вот как польский писатель З. Униловский описывает третий день своего пребывания в бывшей польской армии:
        "Капитан Гулька говорил тихо и спокойно, стоял неподвижно и выглядел препротивно:
        - Что у вас в руках, покажите!
        - Это невероятно! Таскаетесь по плацу, пялитесь на солнце и хотите заниматься гигиеной. Послушайте, из каких вы мест?
        - Я родился и постоянно живу в Варшаве.
        - Значит, мещанин, недотепа и интеллигент? А я родом из Познани и поэтому хороший солдат; вам же, избалованному столичному жителю, никогда таким не быть. Знаете ли вы, что во время войны я во сто раз больше стою, нежели теперь? Можете итти . Ступайте к капралу Сончку и скажите ему, что я вам приказал подмести этой зубной щеткой конюшню. Ну, живо!
        ...Я вышел из темной, душной конюшни на морозный воздух. Все, что я ни делал поражало меня своей бессмысленностью.
        Склонившись над работой, я тоскливо размышлял о своем положении. С тех пор, как я попал в полк, мне не перестают говорить о моем скотстве, идиотизме, хамстве или легкомысленном поведении моей матери".
        Результаты такого "воспитания" солдатской массы сказались в наши дни. При первом же серьезном военном столкновении польская армия, брошенная на произвол судьбы своими незадачливыми руководителями, развалилась и перестала существовать как военный организм. Многие военные специалисты Запада удивляются столь быстрому поражению и развалу польской армии. Однако в этом нет ничего удивительного, если учесть ту "систему воспитания", какая применялась в бывшей польской армии, если принять во внимание, что польским солдатам не за что было сражаться, а у польского командования всех рангов ничего, кроме хвастливости и панского гонора, за душой не было. Война Польши с Германией показала действительную цену польского капитана Гульки и всех его собратьев.
        С первых же дней создания вооруженных сил социалистического государства звание воина Красной Армии для гражданина Советского Союза стало самым высоким и почетным званием.
        Каждый молодой человек нашей страны понимает, как велика честь быть воином РККА, разбившей хваленые армии иностранных интервентов и белогвардейцев, воином армии, которая и впредь сокрушит всякого, кто попытается нарушить священные границы нашей родины.
        В нашей стране нет и не может быть отрыва армии от народа. Красная Армия, Военно-Морской Флот, рабочие, крестьяне, интеллигенция составляют единую, крепко спаянную семью.
        "Нигде в мире нет таких любовных и заботливых отношений со стороны народа к армии, как у нас. У нас армию любят, ее уважают, о ней заботятся" (Сталин).
        Поэтому молодые советские патриоты с любовью и радостью идут в армию. Поэтому они с энтузиазмом и огромной охотой берутся за изучение военного дела, за овладение военной техникой.
        Уже двадцать два года в нашей стране власть принадлежит трудящимся. За это время наша родина стала неузнаваемой У нас построено в основном социалистическое общество. У нас нет больше эксплоататоров. Рабочие, крестьяне и интеллигенция нашей Советской страны составляют единую и дружную семью активных строителей социализма. Весь наш советский народ ведет гигантскую работу по завершению строительства бесклассового социалистического общества, осуществляя постепенный переход от социализма к коммунизму.
        Коренные изменения, происшедшие в социально-экономическом облике нашей страны, подняли на большую высоту политический и культурный уровень всех советских людей.
        Молодые советские граждане 18-19 лет, вступающие сейчас под боевые знамена Красной Армии, в большинстве своем политически развиты, в значительной своей массе имеют среднее или неполное среднее образование, обладают той или иной технической подготовкой, хорошо физически развиты и владеют основными навыками в области военной подготовки.
        Полтора года назад народный комиссар обороны товарищ Ворошилов сказал:
        "Не боясь впасть в преувеличение, прямо скажу - лучших людей, чем наши красноармейцы и краснофлотцы, трудно выдумать".
        Эти слова наркома целиком и полностью можно отнести и к призывникам. Нигде в мире никакая другая армия не получает такого прекрасного пополнения, какое шлет в свою армию великий советский народ.
        С таким пополнением радостно работать, таких молодых людей приятно учить военному делу, готовить из них сознательных воинов страны социализма, хорошо знающих свое дело.
        С первых же дней пребывания молодых бойцов в части командиры, комиссары и политработники должны окружить их заботой, вниманием и, не снижая требовательности, терпеливо и настойчиво помогать им стать полноценными бойцами.
        С первых же дней нужно воспитывать у молодых бойцов все те высокие моральные качества, которые изложены в нашей военной присяге.
        Великие слова присяги - защищать Союз советских социалистических республик "мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами" - должны стать нерушимым законом каждого воина Красной Армии.
        Основная задача всей политико-воспитательной работы с молодыми красноармейцами заключается в том, чтобы в кратчайший срок подготовить из них полноценных бойцов.
        Воспитание каждого бойца в духе беззаветной преданности нашей социалистической родине, делу партии Ленина-Сталина - ответственная и благородная задача, возложенная на наших командиров и политработников.
        Для того чтобы воспитание в молодых бойцах высоких и благородных качеств, требуемых присягой, шло успешно, командиру и политработнику необходимо знать каждого бойца.
        "Каждый начальник обязан всесторонне знать своих подчиненных, постоянно воспитывать в них чувство революционной гордости высоким званием бойца Рабоче-Крестьянской Красной Армии и готовность отдать жизнь за социалистическую родину" (Устав внутренней службы РККА, ст. 40).
        Политрук и командир обязаны знать каждого бойца не только по фамилии, но и познакомиться с его работой до армии, знать его профессию, семейное положение, характер, запросы, общее развитие. Надо учесть разнородный состав молодых бойцов по образованию, национальности, привычкам. Индивидуальный, внимательный подход к каждому молодому бойцу должен быть правилом в воспитательной работе. В этом лежит залог успеха и в обучении молодых бойцов военному делу.
        Чтобы руководить, надо сначала объяснить, научить, воспитать. Только при этом условии политработник, командир успешно решат задачу и в кратчайший срок подготовят из молодого пополнения полноценных бойцов РККА.
        Организованность, точность, дисциплина во всех стадиях работы должны стать системой воспитания, постоянным правилом каждого командира и политработника.
        "Каждый начальник должен быть всегда примером высокой революционной бдительности, политической сознательности, организованности, дисциплинированности, выдержки, культурности и вежливости и быть образцом точного соблюдения всех требований законов, уставов и приказов. Этим он укрепляет товарищескую спайку личного состава, доверие и уважение подчиненных к своим начальникам и боевую готовность части" (Устав внутренней службы РККА, ст. 42).
        Придя в армию, молодые красноармейцы попадают в иную обстановку, чем на заводе, в колхозе или в учебном заведении. С первых дней пребывания молодых красноармейцев в части надо внимательно разъяснить им значение внутреннего распорядка и необходимость его неуклонного и точного выполнения. Всякие нарушения распорядка, даже самые незначительные, должны учитываться. Небрежность заправки постели, неряшливый внешний вид, грязные руки - все это не должно проходить мимо внимания командиров. Если нарушение является результатом не злого умысла, а простого незнания, то командиру нет необходимости применять к такому бойцу меры дисциплинарного воздействия. Но нужно обязательно разъяснить молодому красноармейцу его ошибку и указать, что в дальнейшем он не должен делать никаких нарушений.
        С первых же дней в обращении с красноармейцами необходимо установить твердый командирский язык, как этого требует устав.
        Не должно быть окриков, не должно быть и панибратства. И то и другое не поднимает авторитета командира и не воспитывает бойца.
        Наши уставы дают исчерпывающие указания о том, каким должно быть обращение начальника к подчиненному и наоборот. Поэтому твердое выполнение устава должно стать законом для каждого военнослужащего.
        Иногда на улице можно видеть красноармейцев в небрежно надетой или расстегнутой шинели с засунутыми в карманы руками, в грязных сапогах. Подобные случаи есть прежде всего результат недостаточного воспитания и требовательности к ним со стороны командиров.
        Неряшливость и неточность в соблюдении внутреннего распорядка влекут за собой подобное же отношение молодых бойцов и к учебе. Опрятный же внешний вид бойца, дисциплинированность, вежливость в обращении, подтянутость и подобранность, наоборот, содействуют успешной учебе.
        Одновременно с привитием молодому красноармейцу необходимых навыков точного соблюдения правил внутреннего распорядка надо воспитывать в нем и высокие моральные качества воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
        Без преувеличения можно сказать, что успех всей боевой подготовки молодых бойцов будет зависеть прежде всего от того, насколько правильно и умело будет организована воспитательная работа.
        Можно хорошо организовать занятие по изучению материальной части винтовки, хорошо построить и провести политическое занятие, но одним этим не может ограничиться вся сумма мероприятий по воспитанию бойца.
        Успешное овладение военной техникой и высокая политическая грамотность молодых бойцов будут всегда зависеть от того, насколько командир и политработник сумеют воспитать бойца, разъяснить ему необходимость в совершенстве знать военное дело и те цели и задачи, которые стоят перед РККА.
        У молодых бойцов надо воспитывать любовь к оружию, к боевой технике, бережное, заботливое отношение к народному имуществу. Надо воспитывать любовь к своей части, к ее традициям, к ее боевой истории.
        Воспитательная сторона на первом этапе обучения бойцов выступает как главная часть в работе каждого командира и политработника. Основой ее является постоянное общение командира и политработника с красноармейцами. Такие формы воспитательной работы, как беседы, вечера вопросов и ответов, лекции по вопросам международной жизни, коллективные читки книги "Бой у Хасана", читка и обсуждение корреспонденции о фактах боевой отваги и мужества бойцов, командиров и политработников Красной Армии - все это изо дня в день будет воспитывать в бойцах необходимые высокие моральные качества воинов РККА.
        Изучение на политических занятиях "Закона о всеобщей воинской обязанности", доклада товарища Ворошилова о законе о всеобщей воинской обязанности, изучение военной присяги, закона о каре за измену родине, сообщения товарища Молотова о ратификации договора о ненападении с Германией, речи товарища Молотова по радио от 17 сентября, изучение уставов и наставлений - все это прекрасный и благодарный материал для воспитательной работы.
        Воспитание из молодых красноармейцев полноценных бойцов великой армии социалистического государства - высокая и почетная задача командиров и политработников.
        Политический аппарат Красной Армии должен использовать весь богатейший опыт партийно-политической работы, чтобы с честью выполнить высокую задачу воспитания молодого пополнения.

Дальше: По страницам фронтовых газет.