Самая яркая демократия земли
        В тяжелые годы борьбы с царским самодержавием один из героев горьковской повести "Мать" воскликнул: "Россия будет самой яркой демократией земли!"
        Сбылось предвидение великого пролетарского писателя, воплощена в жизнь мечта Горького.
        Самая яркая демократия земли - это наша советская, социалистическая демократия. Впервые в истории человечества у нас, в стране социализма, к сознательной политической жизни, к строительству нового коммунистического общества поднялись многомиллионные массы, поднялся весь народ. Впервые в истории человечества к управлению государством не на словах, а на деле привлечено все население. Такова наша демократия - демократия высшего типа. - Государство - это мы! - говорят советские люди. - Жизнь наша неотделима от жизни государства, интересы Родины - превыше всего!
        Миллионы мужчин и женщин, партийных и беспартийных, участвуют в управлении государством. Избранники народа заседают в светлых залах Кремлевского дворца, обсуждая законы могучей Советской державы. Избранники народа собираются и на сессию сельского совета, обсуждая насущные дела своего села. В великом и малом, в грандиозном и повседневном проявляется живое творчество масс. Ленин называл его основным фактором новой общественности.
        В Стране Советов выборы органов власти - от Верховного Совета СССР до местных Советов депутатов трудящихся - это незабываемый праздник всего народа, тесно сплоченного вокруг большевистской партии, вокруг мудрого вождя и гениального организатора всех наших побед - Иосифа Виссарионовича Сталина.
        День 12 марта 1950 года войдет в историю, как день нового торжества советской демократии.
        С именем Сталина, великого друга народа, вступаем мы в новую избирательную кампанию.
        Хорошо сказал Михаил Исаковский:

Готовясь к славной всенародной дате,
        Друзья мои, я думаю не раз
        О Сталине, о первом депутате,
        Чье имя стало знаменем для нас.
        Он - правда наша, наш оплот и сила,
        Он - совесть наша, разум и закон.

Во всех уголках необъятной советской земли - от Дуная до Курильской гряды - начинается подготовка к выборам нового состава Верховного Совета СССР. Выборы эти будут, как и все выборы в нашей стране, происходить на основе Конституции СССР, самой демократической в мире Конституции, которой народ дал имя Сталинской. Вся система организации наших выборов пронизана сталинской заботой о народе, вниманием к его нуждам и интересам, стремлением создать все условия для подлинно свободного волеизъявления миллионов.
        Большевистская партия, руководящая и направляющая сила советского народа, будет выступать на выборах в блоке, в тесном союзе с беспартийными. Этому блоку народ дал имя сталинского.
        Безграничным доверием пользуется партия Ленина-Сталина; за время, истекшее со дня последних выборов, каждый гражданин Страны Советов имел возможность воочию убедиться в том, сколь правильна и мудра политика партии, ведущей нас по сталинскому компасу вперед, к коммунизму.
        Накануне предыдущих выборов в Верховный Совет СССР, 9 февраля 1946 года, товарищ Сталин произнес свою историческую речь на собрании избирателей. В этой речи - вождь назвал ее кратким отчетом о деятельности коммунистической партии нашей страны в недавнем прошлом и о планах ее работы на будущее время - была намечена величественная программа могучего подъема народного хозяйства СССР, программа построения коммунизма в нашей стране.
        Прошло около четырех лет. Под руководством партии Ленина-Сталина советский народ добился новых замечательных успехов.
        Могучей волной разлилось социалистическое соревнование, - наш народ-созидатель являет всему миру чудеса трудового героизма. Досрочно выполняется послевоенный сталинский пятилетний план. Промышленность не только превзошла довоенный уровень, она работает ныне на уровне более высоком, чем это намечалось по пятилетке на 1950 год. Идет в гору сельское хозяйство; богатый урожай, собранный в истекшем году, превышает урожай 1940 года. Быстро вырастает техническая вооруженность колхозов и совхозов. Претворяются в жизнь сталинские планы преобразования природы.
        Растет материальное благосостояние трудящихся. Дважды проведено снижение цен на товары массового потребления. Подсчитано, что население выиграло от этого около 157 миллиардов рублей. Каждодневно улучшается жизнь нашего народа.
        Радостно жить в великой Стране Советов. Посмотрите вокруг - повсюду, в городах и селах, растут новые дома, строятся школы, больницы, детские сады. Зримыми чертами входит коммунизм в нашу экономику, в наш быт, в сознание миллионов. Расцветает наша жизнь, счастливая, зажиточная и культурная, заполненная творческим трудом и вдохновением.
        За четыре года советская культура, наука и искусство прошли замечательный путь своего развития. Наша интеллигенция, слившаяся с народом и составляющая его активную, передовую силу, смело идет по пути прогресса и новаторства во всех областях техники и культуры. Наша наука завоевывает все новые и новые высоты. Наша литература из года в год обогащается замечательными произведениями, достойными сталинской эпохи.
        Радостью и гордостью за свою великую страну - оплот мира, прогресса и демократии - наполнены сердца советских людей. Международный авторитет Советского Союза вырос неизмеримо. Наша Родина находится в авангарде всего передового человечества, возглавляя крепнущий лагерь мира, демократии и социализма.
        Полной противоположностью нашей яркой советской демократии является демократия буржуазная, которой бесстыдно кичатся всевозможные политики и "идеологи" капитализма. В недавнем послании Трумэна конгрессу, послании, полном всяких демагогических утверждений и посулов, президент все же не смог не признать, что США - страна "для немногих избранных". Да, американская "демократия" есть поистине демократия для избранных и застенок для миллионов трудящихся.
        Кто же эти "избранные"? Морганы и форрестолы, дюпоны и брэдли, меллоны и аль-капоне, магнаты индустрии, главари оголтелой военщины, разнузданные гангстеры. Своей "демократией", фальшивой и лицемерной, пытаются они прикрыть истинную сущность своей политики - безудержную эксплоатацию трудящихся, человеконенавистничество, подготовку новой войны. Их выборы - парламентские или муниципальные - это всегда фальсификация, насилие, шантаж, разгул политического бандитизма и полицейской дубинки.
        У нас, в Стране Советов, - выборы поистине всенародны. Подготовка к ним - кровное дело миллионов. Напомним только одну цифру - в состав избирательных комиссий при выборах в местные Советы депутатов трудящихся было выдвинуто 8 миллионов человек. А доверенные лица, а агитаторы? Еще сотни тысяч, миллионы.
        Выборы у нас всегда становятся большой школой политической деятельности, формой участия всего народа в обсуждении государственных дел, в решении важнейших государственных вопросов. Для этого предоставлены все возможности, все средства. Подводя итоги всем нашим успехам и достижениям, избиратели в то же время подвергают критике недостатки тех или иных звеньев государственного аппарата. Задача состоит в том, чтобы критику эту сделать действенным оружием в борьбе за улучшение работы советских органов, в борьбе за укрепление могущества страны.
        В подготовке к выборам, по примеру прошлых лет, примут участие советские писатели в качестве активистов избирательной кампании, членов комиссий, агитаторов. Ответственна и почетна их задача - пламенным словом своим содействовать новой победе сталинского блока коммунистов и беспартийных.
        Два месяца отделяют нас от дня 12 марта. Эти месяцы ознаменуются новым мощным подъемом политической и трудовой активности советского народа. Эти месяцы завершатся праздником всенародных выборов.
        "...Не ошибется тот, кто и впредь будет итти за Сталиным, кто и дальше будет смело поддерживать политику большевистской партии и бороться за ее проведение в жизнь, ибо эта политика направлена на дальнейшее укрепление мощи нашей страны, на то, чтобы наша страна была сильной, могущественной, недоступной врагам державой" (Г. Маленков). Единой семьей, сплоченной и могучей, идет советский народ за товарищем Сталиным. Партия, Сталин ведут нас к коммунизму!

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В.Г. БЕЛИНСКОГО
        ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Институт русской литературы Академии наук СССР приступает к изданию первого полного академического собрания сочинений великого русского критика, революционного демократа Виссариона Григорьевича Белинского.
        Как известно, из богатого литературного наследия Белинского при его жизни были выпущены отдельными изданиями лишь "Грамматика", статья о Полевом и "Стихотворения Кольцова". В период "цензурного террора", то-есть с момента смерти Белинского и до конца царствования Николая I, даже имя критика находилось под запретом. Только в 1859-1862 гг. вышли в свет "Сочинения Белинского" в 12 частях, подготовленные его друзьями. Следующее издание, предпринятое С. Венгеровым уже в 1898 году, было закончено спустя 50 лет - в 1948 году.
        Академическое собрание сочинений Белинского будет состоять из 12 томов, причем два заключительных займут письма.
        - Общеизвестно, - сказал в беседе с вашим корреспондентом редактор издания профессор В. Спиридонов, - что подавляющее большинство трудов гениального критика печаталось анонимно. Это объясняется тем, что А. Краевский, редактор "Отечественных записок", где обычно печатался критик, требовал от сотрудников журнала, чтобы они не подписывали своих статей.
        Из 1.157 сочинений Белинского, входивших в предшествующие издания, только 108 были подписные, остальные печатались под инициалами и псевдонимами. Четыре раза великий критик ставил под своими статьями инициал "Б", 37 раз - "В.Г.", 41 раз - "он инский" (окончания имени и фамилии). В двух случаях Белинский прибег к псевдонимам. Памфлет "Педант" на профессора Московского университета С. Шевырева он подписал "Петр Бульдогов", а театральное обозрение - "Московский наблюдатель".
        На протяжении почти целого столетия исследователи творчества Белинского занимаются установлением его авторства в отношении множества статей, рецензий, заметок и театральных обозрений, рассеянных по страницам журналов и газет.
        В новое издание включается не менее двухсот работ Белинского, выявленных в советское время. Значительное число статей найдено за последний год, например, резко полемическая статья о работе Н. Греча "Учебная книга русской словесности". В то же время в академическое издание не войдет ряд рецензий, которые ранее ошибочно приписывались Белинскому.
        Все издание рассчитано на два года. В начале текущего года сдаются в печать первый и седьмой томы . В первый вошли произведения Белинского за 1834-1835 гг. и в виде приложения его художественные опыты - драмы "Дмитрий Калинин" и "Пятидесятилетний дядюшка", стихотворение "Русская быль". Седьмой том содержит все одиннадцать знаменитых статей о Пушкине, а также статьи и рецензии второй половины 1843 года.

Рядовой советский город
        Владимир ЮРЕЗАНСКИЙ. КОНОТОП.
        Еще в поезде мой сосед по вагону, торжествующе блестя глазами, не без зависти сказал:
        - Вы едете в прекрасный город. В город, где делают большие дела!
        Я ехал в Конотоп...
        Знал я о нем очень немногое. Знал, что в гоголевские времена писатель Квитка-Основьяненко, высмеивая косные суеверия, написал любопытную повесть "Конотопская ведьма", что тут бывал Шевченко, что в Конотопе родился и похоронен известный военный писатель генерал Драгомиров. Знал, что под Конотопом было имение художника Николая Ге, куда приезжал Лев Толстой.
        Помнил еще, что свое странное название Конотоп получил из-за непроезжих окрестных болот, в которых буквально "кони топли". Читал где-то, что до революции в городе были: один мыловаренный завод, две воскобойни, две винокурни, три маслобойни, пять церквей, три синагоги, четыре дома терпимости и двадцать кабаков.
        Этим, в сущности, исчерпывались мои представления о городе - провинция из провинций, заштатная, заброшенная полудеревня.
        И вдруг говорят:
        - Нет, там делаются большие дела. Там кипит увлекательная, полная творчества жизнь!
        На рассвете ясного дня открылся передо мной советский город Конотоп. С некоторым волнением выходил я на привокзальную площадь. Дул нерезкий влажный ветер, будто где-то, совсем недалеко, за обнаженными ветвями яблонь простиралось море. Чистые дома, выкрашенные в нежнозеленый цвет, стояли вдоль широкого проспекта Сталина, утопая в облетевших нынче садах.
        Прекрасный энтузиазм, любовь к своему родному городу, неиссякаемая общественная инициатива - вот что характерно для сегодняшнего Конотопа.
        Еще продолжалась война, когда началось восстановление города. Надо было возвести большую пристройку к поврежденному зданию четвертой средней школы. Молодежь была на фронте. К работе призвали стариков-инвалидов, пенсионеров.
        Секретарь горкома партии тов. И. Хижняк пришел к старикам.
        - Товарищи, потрудитесь, - попросил он. - Мы вам заплатим, сколько будет возможно.
        Ему ответил седоусый каменщик.
        - Слушайте наше слово, Иван Антонович, я скажу от сердца: совесть не позволит нам денег взять. Разве ж мы не понимаем, для кого эта работа? Для детей наших!
        Школа была отстроена с примерной старательностью.
        И шестую школу население построило своими руками из материалов, собранных на руинах или привезенных из леса во время воскресников. Прорабом был директор школы Данько.
        Таким же способом были восстановлены физиотерапевтическая лечебница, оздоровительный санаторий-пятидневка для школьников, обширный хлебозавод около мельницы.
        Город идет от одного большого дела к другому. Между заводом "Красный металлист" и вокзалом не было прежде удобного сообщения: потоки рычащих грузовиков с утра до ночи наводняли шоссе. Секретарь горкома, по специальности транспортник, подал мысль о прокладке железнодорожной ветки.
        - Вы же в большие люди выходите, товарищи, - говорил он рабочим завода. - Ваше шахтное оборудование нужно всему Донбассу, всему Подмосковному угольному бассейну. Вам нельзя на автомобилях сидеть.
        Предложение встретило живейший отклик. Вопрос обсуждался населением на квартальных собраниях. Вскоре люди вышли на работу. В короткий срок линия была построена, и паровозы с грузами вошли на заводской двор. Освободились десятки грузовиков. Ветка, прошедшая мимо нескольких предприятий, разрешила ряд острых транспортных вопросов.
        - Теперь мы должны протянуть руку нашему пригороду - Загребелью, - заговорили в горкоме.
        Между центральной частью города и Загребельем лежало топкое болото, одно из тех, в котором "кони топли". Народ предложил соединить разобщенные части города дамбой. И снова в выходные дни выходили на работу сотни людей с тачками, подводами, лопатами. Земля, шлак, битый кирпич разрушенных фашистами зданий - все пошло в дело. Освободившиеся заводские грузовики вереницей потянулись в новому месту народной стройки. Свыше двадцати тысяч кубометров земли было уложено в дамбу. Она сократила путь между центральной частью города и Загребельем на восемь километров.
        - Вот так шагнули! - радовались загребельчане. - Теперь уж мы не на отшибе, а плечом к плечу с городом!
        Необходимо подчеркнуть: все, о чем я рассказываю, это - сверхбюджетные, сверхплановые работы. Это - инициатива тысяч жителей Конотопа.
        Познакомился я в Конотопе с подполковником в отставке Андреем Степановичем Онищенко. Один из энтузиастов украшения родного города, он взял шефство над сооружением знаменитой Ленинской горки на проспекте Сталина.
        Об этом надо бы писать особо. Дикие груды кирпича и покареженных железных конструкций загромождали после изгнания фашистов земляной вал, сохранившийся еще со старинных казацких времен. Жители города решили превратить это место в цветущий сад.
        Школьники, девушки-комсомолки, домашние хозяйки, ученики фельдшерской школы, врачи под руководством Онищенко вынесли кирпич, мусор, щебень. Затем был разбит сквер с фонтаном - первым фонтаном в городе. В центре сквера соорудили холм с широкой лестницей в два марша. Вдоль высокой белой стены посадили вьющийся дикий виноград. Весной, к празднику Первого мая, здесь будет установлен памятник Ленину, видный со всех концов города.
        И так в Конотопе всюду. Инициатива идет от самого населения.
        Есть в городе большая швейная фабрика, на которой работает по преимуществу молодежь. Нынешним летом девушки-швейницы во внеурочное время сами построили для себя клуб. Испытываешь невольное волнение, когда входишь в здание, созданное девичьими руками, - столько заботливости, стремления к уюту вложено в каждый уголок!
        - А сколько песен мы перепели во время стройки! - говорит мне девушка, показывающая клуб.
        Большой зрительный зал, просторная сцена, широкое, длинное фойе. Одну из стен украшает большая, неплохо сделанная копия с картины Васнецова "Богатыри". Это придает всему фойе праздничный, даже несколько торжественный вид.
        Прекрасный клуб построили рабочие паровозо-вагоноремонтного завода. Они сделали его из материального склада, в сущности, из сарая. А теперь здесь демонстрируются кинокартины, читаются лекции, выступают кружки самодеятельности, летом выступали артисты Московского Художественного театра.
        Заведующий городским коммунальным отделом тов. Сергиенко с увлечением говорит:
        - Лет через десять-пятнадцать вы Конотоп не узнаете! Мне пришлось нынешней весной, ранним утром, верхом возвращаться из лесничества в город. Так вот, представьте, еду и глазам своим не верю: огромное радостное белое облако сияет на земле - весь Конотоп утопает в цветущих садах.
        Жители Конотопа с трогательной теплотой говорят о молодых садах. Сады создаются здесь непрерывно, ширятся, растут, обогащаются отборными сортами деревьев и, как неотъемлемое достояние коммунистического завтра, дороги всем.
        Как на захватывающее дело, как на праздник, выходят горожане копать ямы, высаживать деревья, разбивать аллеи. В этом году высажено уже двадцать тысяч кленов, двадцать пять тысяч белой акации, пятнадцать тысяч каштанов, двенадцать тысяч яблонь. С северной стороны создана широкая полезащитная полоса.
        Вечером у меня неожиданная встреча с двумя учениками-десятиклассниками. Один из них говорит восторженно:
        - Вы не были еще в нашем Мичуринском саду? Обязательно приезжайте!
        История Мичуринского сада весьма характерна для стиля жизни Конотопа.
        После знаменательной сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина педагоги конотопских средних школ решили коренным образом перестроить преподавание биологии. Был поднят вопрос о создании опытного сада и поля, где ученики всех семнадцати средних школ города могли бы вести практические занятия.
        Работники горкома и горисполкома тут же выехали искать в окрестностях подходящий участок. И вот в двух километрах от города открылась перед ними обширная пойма трех речек - Конотопа, Липки и Езуча. Река Конотоп давно пересохла, зато осталась неоглядная пойма, растянувшаяся до горизонта. Тут росли развесистые дуплистые груши, помнившие, вероятно, еще времена Богдана Хмельницкого, а по берегам Езуча тянулись непролазные чащи кустарников. Недалеко от реки укрылся за кустами маленький четырехугольный искусственный прудик ("копанка", как говорят на Украине), весь подернутый ряской и заросший осокой. По соседству с копанкой находилось обмелевшее озеро.
        Здесь, на живописном берегу, размечтались конотопские руководители. Надо плотину соорудить - поднять и расширить озеро. Потом можно будет большое рыбное хозяйство организовать. А по берегам пустить белых пекинских уток. При плотине построить учебную гидростанцию для школьников. Ребята посадят сад, какого нет ни у кого, пасеку заведут в саду...
        Самое прекрасное в этих мечтах - их полная реальность, их удивительное свершение.
        Обширный участок стал школьным. Ученики разбили аллеи, клумбы, насадили множество цветов, возделали учебные грядки с посевами ржи, пшеницы, ячменя, овса, гречихи, проса, устроили метеорологическую станцию. Участок превращен в учебно-опытную лабораторию для школьников.
        Не оставляла педагогов мысль о пасеке. Но не было ни ульев ни пчел. Решили, как всегда, обратиться к населению. И вот, в один прекрасный день, в городе объявляется лекция на тему "Медосбор и роение". Приходят почти все пчеловоды Конотопа. Приезжего лектора слушают с увлечением, задают множество вопросов.
        А после лекции слово берет директор одной из школ:
        - Я смотрю в зал и вижу, что наши конотопские пасечники - люди почтенные, убеленные сединами. А где ваша смена, товарищи? Кому вы передадите ваш богатый опыт, ваши наблюдения, вашу любовь к делу? Ведь Конотоп исстари медом славился. Давайте создадим в молодом мичуринском саду образцовую учебно-опытную пасеку для учеников средних школ.
        Это предложение было встречено с воодушевлением.
        - Если каждый из нас даст по одной рамке, мы соберем несколько ульев, - сказал один из пасечников.
        - Зачем же по одной? - пылко возразил старый пасечник Федоренко. - Я даю целый улей. Принимайте хоть завтра.
        - Правильно, - посыпалось по рядам. - В добрый час!
        - У меня лишней посуды нет. Даю семью пчел.
        - И я дам семью!
        - Вощину могу дать.
        - Даю пять рамок.
        - Шесть.
        Это был чудесный вечер, вечер большого общественного подъема. Собрано было тринадцать ульев с пчелами. Четырнадцатый и пятнадцатый ученики сделали сами. Молодой агроном Устименко начал с ними занятия.
        К осени был сделан центральный въезд в сад. Сейчас по обе стороны от него идут фигурные посадки молодых деревьев, а в перспективе открывается большой круг, приготовленный для памятника Мичурина. За памятником намечено соорудить дом с лабораторией и библиотекой. Построен омшаник для зимовки пчел, начата кирпичная кладка огромной оранжереи. Ученики посадили множество груш, слив, яблонь, длинные аллеи вишни-шпанки, абрикосов, сладкой мичуринской рябины и целые проспекты великолепных штамбовых роз.
        ...И последнее дело, о котором все говорят, главная гордость Конотопа - трамвай.
        Трамвай не значился ни в одной бюджетной графе. О нем только мечтали, мечтали упорно и давно.
        И вот весной 1949 года мечта, стала принимать реальные формы народной стройки. По инициативе начальника электростанции Жарикова и инженера путей сообщения Шкляренко, вопрос вынесли на квартальные собрания населения. Народ встретил предложение о постройке трамвая с горячим воодушевлением. Решено было, не откладывая, приступить к делу.
        - Ну, знаете, это не смелость, а просто дерзость! - удивлялись скептики.
        - Ошибаетесь! - пылко возражали им. - Дерзновенность мечтаний - одно из свойств истинных большевиков.
        - Невыполнимых работ нет, - решили в горкоме. - Народ взялся, - значит, сделает. Будем строить!
        Первый выход на земляные работы состоялся 24 апреля. Вышло сразу свыше трех тысяч человек. Вышли рабочие, служащие, студенты, ученики старших классов, домашние хозяйки. Молодежь выезжала в лес, на рубку и распиловку деревьев для шпал. По вечерам, когда расходились после работы, в городе гремели песни...
        Конотоп - крупный железнодорожный узел, в нем много специалистов-путейцев. Инженеры с живейшим интересом включились в народную стройку. Рельсы для трамвая собирали по всем предприятиям. За лето и осень люди перевернули свыше двухсот тысяч кубометров земли.
        И уже 19 июля городские организации могли обратиться в Москву с просьбой помочь пустить трамвай. А в августе конотопский горисполком получил ответ, который взволновал всех жителей города. Это была выписка из постановления Совета Министров СССР.
        "Разрешить Мосгорисполкому передать Совету Министров Украинской ССР для г. Конотопа два моторных пассажирских трамвайных вагона серии "Ф"..."
        Весть об этом письме облетела учреждения, квартальные комитеты, дома рабочих. Поддержка правительства вызвала всеобщий подъем. Откликнулись другие города. Харьков, Киев, Днепродзержинск оказали помощь материалами.
        21 декабря, в день семидесятилетия товарища Сталина, в пять часов утра, у трамвайной линии собрались сотни людей. Яркие электрические фонари освещали два новеньких вагона, присланных из Москвы. Сердца и мысли людей были обращены к великому вдохновителю нашей жизни.
        Председатель горисполкома тов. Рябенко перерезал натянутую над рельсами ленту. Прозвенел мелодичный звонок, и вагоны, переполненные лучшими тружениками города, тронулись в путь...
        Проспект Сталина, на котором проложены трамвайные рельсы, широк и необыкновенно красив. По обеим сторонам он обсажен тополями и кленами, а летом украшается сплошными цветниками. Каждый дом имеет свои клумбы, каждый житель поливает сделанные им насаждения, подстригает газоны, ухаживает за землей, заботится о том, чтобы его цветы были самыми яркими и прекрасными. И можно даже сейчас представить, какие свежие, благоухающие ковры, какое щедрое сияние красок возникнет здесь под летним солнцем!
        Проспект Сталина простирается почти на пять километров. Проспект Сталина так величав, что кажется, - он уходит в радостную бесконечность, в наше светлое коммунистическое завтра.

Восстановление книжных палат
        Закончилось восстановление фондов книжных палат, пострадавших во время Великой Отечественной войны. А пострадали они сильно. Украинская книжная палата, например, потеряла все свои годами создававшиеся фонды и картотеки, которые были увезены в Германию. Об огромной работе, проделанной для восстановления этих книжных богатств, говорилось на состоявшемся недавно в Москве совещании директоров 19 книжных палат союзных и автономных республик.
        Книжные палаты ведут многообразную работу. Ежедневно во Всесоюзную палату поступают обязательные экземпляры книг, газет, журналов, нот, карт, плакатов. Собрать, зарегистрировать, сохранить все эти выходящие в нашей стране произведения печати - такова задача книжных палат. СССР - первая в мире страна, где заведена такая государственная библиографическая регистрация.
        За советские годы работники палат зарегистрировали около одного миллиона названий различных книг. Их тираж достигает 12 миллиардов экземпляров. Зарегистрированы также десятки и сотни миллионов экземпляров журналов, газет, нот, карт, изографики. Одних названий журналов, выпущенных за годы советской власти, насчитывается более 20 тысяч. Восстановление фондов и картотек, уничтоженных гитлеровцами, - большой успех книжных палат.
        На совещании было рассказано и о многих других интересных работах. Так, Книжная палата Грузинской ССР издала прекрасно оформленный первый том "Грузинской книги", в котором описаны все печатные издания, вышедшие в Грузии с 1629 по 1920 г. Второй том будет содержать литературу советского периода; по количеству названий она почти в два раза превышает все издания за триста дореволюционных лет. Фундаментальную библиографию выпустила Книжная палата Армянской ССР, охватывающая периодические издания с 1794 по 1934 г.

В юбилейные дни
        ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Советский Узбекистан празднует свое двадцатипятилетие. В Ташкенте началась декада узбекской музыки и драматургии.
        Шестьдесят новых книг почти полумиллионным тиражом выпускает к юбилею республиканское государственное издательство. Значительное место среди новых изданий занимают романы, повести и стихи узбекских писателей, воспевающих счастливую жизнь своего народа, его борьбу за расцвет культуры. Авторы новых произведений разъехались по колхозам, где они познакомят хлопкоробов с этими книгами.
        Поэт Гафур Гулям прочитает написанную им оду "Иосиф Сталин"; драматург Яшен - пьесу "Генерал Рахимов", рассказывающую о первом узбекском генерале; драматург Н. Сафронов - пьесу "Заря Востока", повествующую о 1917 годе в Туркестане (пьеса поставлена на-днях в Ташкентском театре им. Горького).
        Выходят из печати: новый роман Айбека "Ветер с Золотой долины", повесть Парда Турсуна "Путь учителя", Сайда Ахмата "Родные поля", узбекский народный эпос "Алпамыш", переведенный на русский язык Л. Пеньковским, каракалпакский эпос "Кырк-Кыз" в переводе поэтессы С. Сомовой, а также сборники новых стихотворений Р. Бабаджанова, А. Мухтара и других.

ФИЛЬМ О РАБОЧИХ КИТАЯ
        Киностудия Дун Бэй недавно выпустила на экраны Китая художественный фильм "Мост". Это одна из первых попыток средствами кино отобразить героику трудовых будней рабочих сражающегося Китая.
        Темой фильма послужил эпизод из гражданской войны. Для бесперебойного снабжения наступающих частей Народно-освободительной армии был необходим мост через реку. Рабочие одного из сталелитейных заводов в Маньчжурии, преодолевая бесчисленные трудности при острой нехватке материала, в рекордно короткий срок изготовили стальные конструкции для моста. Мост был построен в срок.
        Зрители тепло встретили новый фильм. Шанхайская газета "Дагунбао", отмечая художественные достоинства и недостатки фильма, пишет, что его постановщикам удалось главное - убедительно донести до зрителей мысль, что нет таких препятствий, которые народ под руководством компартии не мог бы преодолеть.

По Советскому Союзу
Хроника культурной жизни

Ленинград. В Пушкинском доме была предпринята проверка книг библиотеки А.С. Пушкина, нуждающихся в реставрации и реконструкции для длительного их хранения. Часть книг уже полностью восстановлена. Закреплено специальным химическим раствором более тридцати карандашных пометок поэта. Составлена специальная картотека с подробной характеристикой состояния каждого отдельного тома.
        Киев. На украинском языке издан календарь-записная книжка председателя колхоза на 1950 год. В ней - перечень сельскохозяйственных работ на каждый месяц, записи о производственных и агротехнических планах колхозов, о посевных площадях и составе бригад, нормы высева, глубина заделки семян и много других необходимых сведений. Объем календаря - десять печатных листов.
        Ереван. Городские и сельские педагоги - внештатные сотрудники Армянского научно-исследовательского института школ - написали свыше 200 научных трудов о преподавании различных школьных дисциплин.
        Курганная (Краснодарский край). Сюда после поездки с лекциями по колхозам вернулись инициатор соревнования за отличное качество полевых работ Иван Шацкий и зачинатель движения трехсот-пудовиков Никита Бухалов. Их лекции прошли с большим успехом. Лекторам было задано около тысячи вопросов.
        Таганрог. К девяностолетию со дня рождения А.П. Чехова - 29 января - в литературном музее его имени организуются два новых отдела. Драматический театр имени писателя в этот день покажет премьеру "Вишневый сад". Коллектив завода "Красный котельщик" изготовил и передал школе №2, носящей имя Чехова, бронзовый бюст писателя. Бюст будет установлен перед фасадом школы.
        Кишинев. Колхоз "Красный пограничник" славится на всю Молдавию. Только в минувшем году его доходы составили два миллиона рублей. Сейчас колхозники пишут историю своей артели. Ее авторы - бригадиры, звеньевые, сельские учителя, агрономы, комсомольцы. Возглавляет авторский коллектив председатель колхоза Евдоким Фиошин.

Вся Литературная газета

Главлит: Б-01006