Неуклюжие маневры Трумэна
        Г. ПЕТРОВ.
        Нынешнего президента США природа не наделила даром красноречия. Единственный ораторский прием, усвоенный Трумэном еще на заре политической карьеры, - это демагогия. На этом излюбленном коньке въехал он в Белый Дом, на нем восседает по сие время.
        Послание "О положении в стране", с которым Трумэн обратился ко второй сессии конгресса, было зачитало им с дежурной улыбкой на лице, с вымученным искусственным оптимизмом. В изображении Трумэна Америка - это обетованная земля, от которой ждут не дождутся всевозможных благ все материки и части света. Добрые американские наставники готовы расточать мир и благоденствие всему заблуждающемуся человечеству. Внешняя политика США - это сплошная вереница громких побед...
        По определению английских дипломатов, ложь есть не соответствующее истине заявление, сделанное лицу, которое имеет право знать истину. И вот когда политиканы из республиканской партии прослушали первую часть елейного послания президента-демократа, взорвалось хваленое двухпартийное согласие, в зале поднялось такое улюлюканье, которого еще не знал американский конгресс. Раздраженные конгрессмены-республиканцы требовали истины, а Трумэн старательно уходил от нее. Охваченные предвыборным ажиотажем, республиканцы хотели, чтобы избиратели услышали унылый отчет президента о провалах его политики, но Трумэн продолжал обманывая увиливать.
        Известно, что и республиканцы и демократы - одного поля ягоды. По существу, эта филиалы одной и той же партии американских воинствующих монополистов, партии войны. Однако в предвыборной пикировке (а в ноябре предстоят выборы палаты представителей и одной трети сената) претенденты на доходные кресла конгрессменов иногда не стесняются в выражениях, чтобы представить своих конкурентов в истинном свете. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать заявление лидера республиканцев в палате представителей Мартина, который без стеснения назвал послание Трумэна "политической дешевкой, к которой прибегли в надежде ввести в заблуждение народ".
        Во внешнеполитической части послания Трумэн прежде всего умолчал о крупнейших провалах спесивой американской дипломатии в 1949 году. Сейчас не лишне вспомнить, как несколько месяцев назад, выступая на пресс-конференции, Трумэн, в пылу хвастовства, сболтнул о том, что "война нервов окончится капитуляцией", имея в виду капитуляцию лагеря мира и демократии.
        Теперь уже ясно для всех, что капитулирует не кто иной, как сам мистер Трумэн с его авантюристической политикой "холодной войны".
        Не случайно президент США старательно избегал говорить о Китае. Если послушать Трумэна, то получается, что Китайской народной республики как бы вовсе не существует в природе. А ведь еще совсем недавно американская газета, выходившая в Китае, "Чайна уикли ревью", призывая к безграничному расширению "границ безопасности" США, истерически кликушествовала: "Завтра эти границы будут проходить по Волге и реке Хуанхэ (?!)...
        Нет нужды доказывать, что американские границы по Волге могут "проводить" только стратеги форрестоловского типа перед тем, как выброситься из окна шестого этажа. Что касается Хуанхэ, то и она стала навечно великой рекой китайского народа. Народы Азии сами решают свою судьбу.
        Трумэн не счел уместным сказать о создании Германской демократической республики. Он также обошел на сей раз мнимые победы США в "атомной дипломатии". Да, очень трудно представить безнадежный крах атомного шантажа в виде очередного триумфа госдепартамента...
        Обойдя, таким образом, все, мягко выражаясь, "узкие места" внешней политики США, Трумэн вновь разыграл шаблонную роль "миротворца".
        Он лицемерно заявил, что будто бы "укрепление основ мира" составляло главную заботу правительства США. "Мы усилили нашу поддержку Организации объединенных наций", - утверждал Трумэн. Однако, если напомнить о том, что именно американские представители в ООН яростно отвергали миролюбивые предложения СССР о сокращении вооружений, о запрещении атомного оружия, о заключении Пакта по укреплению мира, - станет ясной цена фальшивых деклараций Трумэна.
        О какой мирной политике США может итти речь, если, по признанию президента, более 70 процентов правительственного бюджета расходуется на военные нужды?
        Как показывает послание президента конгрессу, США намерены продолжать все ту же пагубную политику лихорадочной гонки вооружений и в том числе атомного вооружения, вести политику подготовки новых военных авантюр. "План Маршалла" и Северо-атлантический пакт, которые преподносятся Трумэном под маркой "благотворительности" и "обороны", являются в действительности зловещим заговором против мира и безопасности народов.
        Поддержка Соединенными Штатами жалких остатков гоминдановского режима, обосновавшихся на Формозе, политика возрождения милитаризма и фашизма в Западной Германии и в Японии также отнюдь не свидетельствуют о миролюбивых намерениях американского правительства.
        С планами насильственного осуществления мирового господства связана и та форма империалистической экспансии Уоллстрита, которая обозначена невинным названием: "Техническая помощь отсталым районам". Эта так называемая "помощь" особенно усердно рекламируется в президентском послании, как "бескорыстная" забота о народах колоний.
        Но вот журнал "Нейшнс бизнес" пишет об этих "благотворительных" планах применительно к Африке: "Мы должны специально развивать Африку как нашу потенциальную тактическую базу. Усилия, прилагаемые американской промышленностью, согласно четвертому пункту программы Трумэна, следует координировать с военным планированием..." Так журнал "Нейшнс бизнес" невольно расшифровал эзоповский язык Трумэна.
        Как бы ни пытался президент США замести следы и завуалировать агрессивные планы американских империалистов, это ему не удастся. Фабриканты оружия и не скрывают удовлетворения по поводу того, что послание Трумэна оказалось "именно тем, чего они ожидали". На бирже поднялись курсы акций. Уолл-стрит уверен, что правительство будет и впредь проводить баснословно выгодную для монополий политику "холодной войны", политику подготовки новой кровавой бойни.

* * *

"В наших внутренних делах мы сумели добиться значительных успехов, - вещает Трумэн. - Положение остается хорошим..."
        Общеизвестны "успехи" внутренней политики американских правящих кругов, которые президент США безуспешно пытался изобразить в розовом свете.
        Неумолимо и грозно нарастает экономический кризис. С октября 1948 года по октябрь 1949 года объем промышленного производства в стране сократился почти на четверть - на 22 процента. Экспорт товаров, несмотря на насильственное подчинение западноевропейских рынков, значительно снизился.
        Вместе с тем, происходит дальнейшее обнищание трудящихся, на плечи которых взваливаются все тяготы экономических затруднений и раздутого военного бюджета. В 1948 году прибыли капиталистов достигли рекордной цифры - 20 миллиардов. Одновременно 80 процентов трудящихся страны не имеют минимума, достаточного для поддержания сколько-нибудь нормального уровня жизни. В послании по экономическим вопросам Трумэн вынужден сказать, что экономический спад "принес с собой тревогу и страдания для миллионов людей, которые стали безработными, и для их семей. Он принес банкротство для многих мелких предпринимателей".
        Свыше 14 миллионов безработных и полубезработных бродят по Америке в поисках работы и куска хлеба. Население страдает от острого жилищного кризиса. Миллионы людей живут в ужасных трущобах. "Миллионы наших граждан, - признает Трумэн, - лишены медицинского обслуживания, так как они не могут платить за систематическое и удовлетворительное лечение". Двадцать миллионов человек из числа взрослого населения США - неграмотны. Шесть миллионов детей не посещают школы.
        И вот в этой обстановке президент ханжески утешает американцев изречениями вроде того, что "положение остается хорошим" и что "люди должны любить друг друга"!..
        Трумэн пытается увести американский народ от печальной действительности в туманное будущее, обещая, что к 2000 году доходы американских семей вырастут... В настоящее же время... В настоящее время, заявила, комментируя послание президента, газета "Пиплс войс", нечего надеяться на обещания Трумэна, так как лозунг "пушки вместо масла" будет стоять на первом месте.
        Американский президент без тени смущения уверяет: "Сейчас мы пользуемся большей личной свободой в США, чем когда-либо раньше..." Ну, как не вспомнить героя одного из романов Ч. Диккенса - Чоллопа, который тоже слыл в Соединенных Штатах за блюстителя свободы, "для лучшего распространения которой он носил в карманах два семизарядных револьвера..."!
        Именно при Трумэне стала особенно свирепствовать комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, которая вкупе с Федеральным бюро расследований преследует все демократическое и прогрессивное в стране. Именно при Трумэне подготовлен провокационный процесс против руководителей коммунистической партии США. Слово "мир" является в США крамольным, сторонники мира и истинной демократии подвергаются безнаказанному террору. Здесь действует рабовладельческий закон Тафта-Хартли, "противником" которого лицемерно называет себя Трумэн в послании конгрессу.
        Совершенно очевидно, что послание Трумэна носит демагогический предвыборный характер. Оно предназначено для того, чтобы пустить пыль в глаза миллионам американских избирателей. Но сама жизнь, реальная действительность показывают простым людям Америки, чего стоят пустые заклинания президента об "американском рае".
        Что касается демократических кругов всех стран, то они еще раз убедятся в необходимости повышать бдительность, крепить дело мира, которому угрожают бесноватые американские последователи германо-японских претендентов на мировое господство. Только неустанная, активная борьба за мир может сорвать коварные замыслы агрессоров.

Размер: 20,7kB, 420x450x100dpi

Соединенные Штаты навязывают странам-участникам Атлантического пакта так называемые двухсторонние договоры, окончательно прибирая к рукам эти страны и в политическом и в военном отношениях.
(Из газет).
ПОДПИСЬ С НАЖИМОМ. Рис. Д. Циновского.

Перед юбилеем М. Эминеску
        БУХАРЕСТ. 15 января румынский народ отмечает 100-летие со дня рождения великого национального поэта Михаила Эминеску.
        Характеризуя творчество классика румынской поэзии, журнал "Контемпоранул" указывает, что только в новой Румынии по-настоящему оценили Михаила Эминеску, чьи произведения звали к уничтожению несправедливого, жестокого порядка и полны ненависти к буржуазии. Эминеску мечтал об уничтожении эксплуатации. "Народные массы, - пишет журнал, - должны знать того Эминеску, который воспевал идеалы революционеров 1848 года, знать первого великого поэта нашего народа, который надеялся на более счастливое будущее трудящихся".
        Созданный по решению правительства Румынской народной республики Национальный юбилейный комитет под председательством писателя-академика Михаила Садовяну развернул широкую подготовительную работу. Знаменательная дата будет отмечена массовыми манифестациями, торжественными собраниями и фестивалями на предприятиях, в школах, домах культуры, сельских клубах. К юбилейному дню выйдут новые издания сочинений М. Эминеску, собрание музыкальных произведений на темы его стихов, книги о жизни и деятельности классика румынской литературы. В Бухаресте открывается выставка, которая превратится в постоянный музей. Здесь будут собраны документы о жизни Эминеску, рукописи поэта, первые издания его произведений.
        Совет Министров РНР объявил конкурс на проект памятника поэту. Министерство искусств учредило ежегодную премию имени Эминеску за лучшее поэтическое произведение.

Финский поджигатель войны
        Аитти ТИМОНЕН
        Каждый день, кроме понедельника, неизменно на одном и том же месте, в главном органе финляндской социал-демократической партии - газете "Суомен сосиалидемокраатти" появляется политический фельетон всегда с одной и той же подписью: "Яхветти".
        Эта неутомимая личность не остается безучастной ни к одному мало-мальски приметному событию в современной Финляндии и за ее пределами. Между строк Яхветти не забывает два-три раза в неделю напомнить читателям, что он - друг Советского Союза, сторонник дружественных отношений между Финляндией и нашей страной.
        Кто же этот столь пылкий "друг" Советского Союза? И каково содержание его обильного "творчества"? Под личиной друга скрывается ярый враг демократии, старый ненавистник, Советской страны, присяжный глашатай реакционной таннеровской клики. Что касается его "творчества", то в своих фельетонах Яхветти пропагандирует такие мысли, которые не всякий таннеровец решился бы высказать открыто.
        Яхветти - это псевдоним. Настоящее его имя - Кильпеляйнен. Свою "деятельность" Яхветти начал скромно. Первое его произведение не предназначалось для опубликования. Кильпеляйнен, активный член фашистской организации "Академический карельский союз", однажды присутствовал на студенческом собрании. Как только собрание окончилось, он уединился и... написал донос на своих однокурсников: они, дескать, не совсем равнодушны к идеям коммунизма.
        Это было в 1932 году, во время разгула самой черной реакции в Финляндии.
        Спустя несколько дней, Кильпеляйнен написал донос на молодого прогрессивного деятеля Ярно Пеннанена. Перу Яхветти принадлежат доносы и на известную артистку Томпури и на многих других.
        В годы второй мировой войны этот шпик, к тому времени уже известный реакционный борзописец, работал главным пропагандистом финского радио.
        Осенью 1941 года Яхветти, опьяненный первыми успехами немецких захватчиков, истошно вопил: "Теперь русские разбиты и съедены". В 1942 году Яхветти усердно запугивал своих соотечественников: если русские победят, все финны будут истреблены или сосланы в Сибирь и т.д., и т.п.
        Война окончилась полным разгромом гитлеровцев и их сателлитов, а северный ученик колченого Геббельса не только уцелел, но и с прилежанием снова принялся за любимое дело - лгать, клеветать, поносить все передовое.
        Главный удар Яхветти направляет против демократического движения в Финляндии и против демократических стран. Программа коммунистической партии Финляндии приводит его в бешенство.
        Хотя Яхветти подвизается в газете, название которой содержит слово "демократия", он тем не менее чрезвычайно встревожен тем обстоятельством, что существуют и процветают страны народной демократии. В июле 1949 года Яхветти ополчился против порядков, принятых в высших учебных заведениях Чехословакии. Финского разбойника пера разъярил тот факт, что чешские и словацкие студенты готовят дипломные работы на та-кие, например, темы: "О борьбе за мир вместе с Советским Союзом". О борьбе за мир Яхветти спокойно слышать не может.
        Зато тот же Яхветти был просто вне себя от восторга, когда главного военного преступника Рюти, ввергнувшего Финляндию в войну на стороне фашистской Германии и лично виновного в гибели многих десятков тысяч людей, правительство Фагерхольма выпустило на свободу. Яхветти расценил это решение как акт "проявления высшего гуманизма". Так и следовало поступить, рассуждает этот последыш Геббельса. Ведь Рюти в поте лица трудился "во имя блага Финляндии"; а закон о наказании виновников войны является "нарушением правовых норм", и поэтому всякий судебный процесс над военными преступниками - мероприятие незаконное.
        Яхветти идет еще дальше: в желтом листе "Суомен сосиалидемокраатти" он открыто пропагандирует мысль о войне против Советского Союза. Один из его фельетонов озаглавлен откровенно и цинично: "Нужна еще одна война".
        Не случайно Яхветти распинается на страницах газеты именно финских социал-демократов. Этой партии полностью доверял Гитлер. Деятельность финской социал-демократической партии в свое время получила полное одобрение и благословение "фюрера".
        Сейчас финские социал-демократы, очутившись у кормила власти, делают все от них зависящее, чтобы возвратить Финляндию на гибельный путь вражды к Советскому Союзу. В нарушение мирного договора и советско-финского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, финляндское правительство не передало до сих пор Советскому Союзу свыше 300 военных преступников из числа советских граждан, находящихся на территории Финляндии.
        Внутри страны правительство Фагерхольма ведет "генеральное наступление" на конституционные права трудящихся.
        Из Финляндии доносится трупный запах геббельсовской пропаганды. Но напрасны старания господ Таннера, Лескинена и кадровых трубадуров их политики, вроде шпика Яхветти. Финскому народу чужды попытки посеять вражду к Советскому Союзу. Финский народ хочет жить в мире со своим великим соседом. Нет сомнения в том, что прогрессивные силы Финляндии не допустят, чтобы чреватый опасностями реакционный культ таннеровской клики поджигателей войны восторжествовал.

17 дней в Чехословакии
        Олесь ГОНЧАР.

2 Братские мосты
        См. "Литературную газету" № 2 от 4 января.
        В пасмурный день поехали мы в небольшое селение Конопиште. Оно знаменито своим древним замком, последний владельцем которого был австрийский принц Фердинанд, убитый в Сараево в 1914 году, и своей молодой машинно-тракторной станцией. Замок стоит с тринадцатого века, машинно-тракторная станция организована в 1948 году. В Конопиште мрачное феодальное прошлое как бы встретилось с глазу на глаз с новой жизнью, торжествующей, расцветающей.
        Замок огромен, сер, с тюремными щелями окон, с традиционными башнями. Мирные крестьянские поля, красивый обширный парк и нежное озеро, на берегу которого расположен замок, еще более подчеркивают угрюмую чужеродность этой холодной каменной громады.
        Внизу, в нескольких десятках метров от замка, краснеет черепичными крышами усадьба одной из первых чехословацких Статни стройни станице (обычно ее называют МТС). Весело визжат станки, стучат молотки в мастерской. Во дворе - несколько тракторов, пришедших с полей на ремонт.
        Руководит машинно-тракторной станцией содружка (товарищ) Шимова. Ее сейчас нет, уехала по делам в Прагу.
        Нас встречает агроном Зденек Крисл, плечистый, смуглый мужчина, в черном берете и брюках "гольф". Двенадцать лет Зденек провел в Аргентине. Ушел за океан, спасаясь от безработицы, и только недавно возвратился на родину. О своих американских мытарствах агроном вспоминает неохотно.
        - Рубил лес, батрачил на фермах. Климат для рабочего человека там неподходящий: много москитов и всяких гадов, в том числе - двуногих удавов-эксплоататоров .
        В приглушенном голосе агронома появляются иные, теплые нотки, когда он начинает рассказывать о своей МТС.
        Конопиштенская государственная МТС обслуживает восемь единых земледельческих кооперативов, несколько госхозов и, частично, индивидуальные крестьянские хозяйства.
        "На вооружении" МТС состоят тракторы с плугами, сноповязалки, сеялки, дисковые бороны. Имеется один комбайн.
        - Вашим, советским комбайнерам, конечно, есть где развернуться... А нам еще тесновато. Можете представить: в этом году пришлось убирать комбайном пшеницу одному крестьянину на площади... в 1/3 гектара! На таких участках, конечно, не размахнешься. Но, между тем, план перевыполнили: убрали комбайном 120 га.
        Да, немного тесновато... Встает перед глазами украинская колхозная степь... Привольно колышется безбрежное золотое море хлебов. В полях, там и сям, до самого горизонта движутся окруженные облачками пыли могучие степные корабли. Подойдите ближе: сбоку на комбайне вы увидите нарисованный, по фронтовому обычаю, ряд красных звезд. Каждая звезда обозначает сто тонн намолоченного зерна... Сверху у штурвала, словно на капитанской мостике судна, стоит хозяин этих просторов, всматривается вперед, прищурив глаза: так далеко еще до конца пшеничного массива! Предложите ему убирать на одной трети гектара, он примет это за шутку, рассмеется.
        Зденек Крисл и его друзья пока находятся еще только в начале трудного и славного пути. Но труд их значителен, воля выйти со своей техникой на широкие просторы сильна и вдохновенна.
        Тракторы, в основном, отечественных марок: "Шкодовка" и "Зетор". Маленький, ярко-красного цвета, на резиновом ходу красавец "Зетор" нам уже знаком. Мы видели машину в самой ее колыбели - в городе Брно, на заводе "Зброевка", что означает "Арсенал", о котором шла речь в предыдущем очерке. Завод с таким воинственным названием, унаследованным от бывших хозяев, при новом народном режиме выпускает сугубо мирную продукцию: тракторы, пишущие машинки, механические кухни-роботы.
        Коллектив "Зброевки" в послевоенные годы выпустил на поля страны уже тысячи тракторов.
        На стене в мастерской висит диаграмма, показывающая выполнение производственного плана конопиштенскими трактористами. Агроном называет имена лучших ударников: Збират, Повольны, Рендек... Штефан Рендек - по национальности мадьяр, Франтишек Гондек - поляк, приехал из Польши на практику.
        - У нас тут целый интернационал... Живем дружно, понимаем друг друга отлично...
        Живут трактористы пока что в бараках, по-холостяцки. В быту еще не все налажено как следует, явно видна беззаботная юношеская неустроенность. Холодно, отопление "не отрегулировано". Вспоминаются наши уютные вагончики-"палубы" трактористов с библиотечкой, радиоприемником, с гармошкой, с голубыми шторками на окнах, с заботливой тетей-кухаркой в белом фартуке...
        - Освоимся, наладим и мы... К вам, в Советский Союз, поехала наша делегация - посланцы чехословацких крестьян. Они все там смотрят, мотают на ус... С нетерпением ждем их возвращения...
        Чехословацким крестьянам, несомненно, будет что рассказать по возвращении домой. Огромный практический опыт советских колхозников, создавших под руководством большевистской партии самое передовое в мире социалистическое сельское хозяйство, служит наглядным живым примером для трудового крестьянства стран народной демократии. За последнее время в Советском Союзе побывали крестьянские делегации - польская, румынская, чехословацкая. Мы знаем, какое потрясающее впечатление произвели на них колхозы-миллионеры, вооруженные новейшей советской техникой МТС, и особенно - выросшие в условиях колхозного строя новые люди, хлеборобы-мичуринцы, мастера высоких сталинских урожаев, такие, как Марк Озерный, Елена Хобта, Паша Ангелина...
        - Паша Ангелина! - лица трактористов и механиков светлеют. - Передайте ей, что у нас есть ее последовательница, ее младшая сестра. Вот она заснята...
        Ясный солнечный день, колосистая нива, "Зетор" с лобогрейкой. За рулем трактора сидит веселая девушка в майке. Это Гелена Совдна - лучшая ударница Конопиштенской МТС, одна из первых девушек-трактористок республики. Кажется, что здесь удивительного - девушка за рулем? Но в условиях Чехословакии это - знаменательное, многообещающее событие. Массы женщин включаются в производство, идут учиться в университеты, ведут первые борозды на полях. Движимые патриотическим чувством, они выходят из домашнего узкого мирка, тянутся к большой деятельности, желая активно участвовать в укреплении народно-демократического строя.
        Новые веяния, новые черты все выразительнее проступают в жизни деревень - дединок, весей и весниц. Наряду с сыновьями и дочерьми рабочих, крестьянские дети двинулись на рабфаки. Отныне вместо барчуков трудовая молодежь будет заполнять аудитории высших учебных заведений. Перед ней открыты вое пути к овладению знаниями, наукой. Из всех наук, которыми овладевает молодежь, самой благотворной, самой мудрой является наука наук - марксизм-ленинизм.
        - Жаль, что нет сейчас нашей Гелены... Она в поле, работает... Все мечтает к вам съездить, посмотреть знаменитую Старо-Бешевскую МТС на Украине.
        Уезжая из Конопиште, еще раз оглядываемся на угрюмый замок, белогрудую, плотно припавшую к земле МТС. И перед глазами встают два мира - мир навечно ушедших бездельников-принцев, их чахлого рода, и мир подлинных хозяев вселенной - трудящихся. Будущее принадлежит Гелене, Штефану, Зденеку, Франтишеку - созидающим, сильным, живущим плодотворной, полноценной человеческой жизнью.
        Эту жизнь они отстояли в борьбе. Когда в напряженные дни февральских событий 1948 года реакция посягнула на демократические завоевания народа, крестьянство, не колеблясь, пошло за рабочим классом, за коммунистической партией.
        Кинорепортерами удачно запечатлен на пленке горячий накал, высокое напряжение тех дней. В ответ на козни реакционеров, рабочий класс по призыву компартии повсеместно создает боевые комитеты действия. Входя в цех, сосредоточенные рабочие, перед тем как разойтись к своим станкам, молчаливо ставят оружие в пирамиды. Тысячи трудящихся крестьян прибыли в столицу, заполнили площади, сказали свое могучее: нет!
        - Не бывать реакционерам у власти!
        - Хотим правительство Клемента Готвальда!
        Они, люди труда, отстояли эту власть, отстояли этот строй, и он всецело принадлежит им.
        ...Шоссе бежит меж холмистых полей. Через каждые несколько минут вдоль дороги вырастают густо расположенные села, городки. На стенах домов нередко еще можно увидеть надписи-указатели, оставленные нашими бойцами: "Хозяйство такого-то проследовало вперед". Говорят, что крестьяне, производя побелку домов, специально прикрывают эти надписи, чтобы не закрасить их, не повредить. Надпись, начертанная рукой сталинского воина-освободителя, оберегается здесь, как святыня.
        Реки, мосты... И снова лаконическая, волнующая надпись: "Мост сооружен частями Советской Армии..." Сделанный прочно, навсегда. Смотришь на него и думаешь словами, так хорошо найденными поэтом Максимом Рыльским.

Це ж туляки, костромичi, кияни,
        Рязанськi теслi, ковалi з Уралу,
        Азербайджанець, бiлорус, таджик,
        Тримаючи напоготовi зброю,
        Цей мiст мостили...
        Так, ми мости будуемо у свiтi -
        Ми, Сталiна бiйцi i теслярi,
        Каменярi грядущої комуни!

Движутся по этим мостам новые, в свежей краске тракторы на чехословацкие поля. Шумной гурьбой проходят здесь юноши и девушки, направляясь на рабфаки, в университеты, в академии. С чувством вечной благодарности к советскому воину-освободителю идут по этим братским мостам народы новой Чехословакии, уверенно шагая навстречу своему светлому будущему.

НОВЫЕ КНИГИ
        "Советский писатель"
        Васильев Н. Америка с черного хода. Очерки и зарисовки. 339 стр. Цена 9 р. 50 к.
        Волошин А. Земля Кузнецкая. Роман. 323 стр. Цена 9 р. 50 к.
        Гулиа Г. Добрый город. Повесть. 147 стр. Цена 4 р.
        Катаев В. За власть Советов. Роман. 644 стр. Цена 17 р. 50 к.
        Лагин Л. Патент "АВ" Фантастический роман. 2-е издание. 240 стр. Цена 10 р. 50 к.
        Латышские рассказы. Сборник. Составитель Л.Блюменфельд. Предисловие И.Муйжниек. 520 стр. Цена 15 р.
        Мутуев X. Две повести. 243 стр. Цена 8 р. Содержание. Астраханские дни - Степной ветер.
        Саксе А. В гору. Роман. Перевод с латышского. 552 стр. Цена 16 р.
        Сирге Р. Шаг за шагом. Повести и рассказы. Перевод с эстонского Н. Кооля. 180 стр. Цена 6 р. 50 к. Содержание: Лат.-Мастер Маттиас-Шаг за шагом.-Вторая весна.-Винтик.
        Сыдыкбеков Т. Люди наших дней. Роман. Авторизованный перевод с киргизского. 363 стр. Цена 12 р.
        Федин К. Первые радости Роман. 360 стр. Цена 9 р.
        Федоров Е. У горы Магнитной. Повесть. 171 стр. Цена 6 р.
        Фоменко В. Человек в степи. Очерки. 186 стр. Цена 6 р.

Вся Литературная газета

Главлит: Б-01006