Больше внимания шефской работе в школе
        XI с'езд ВЛКСМ подчеркнул важность работы комсомола в школе. С'езд указал на необходимость систематической помощи педагогическим коллективам школ в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим возрастает ответственность, которая ложится на комсомольцев-шефов. Студент-комсомолец, приходящий в школу, должен интересоваться всеми сторонами ее жизни, помогать комсомольцам-школьникам в их работе и учебе.
        Работа в школе имеет большое значение и для воспитания наших студентов. Она дает возможность будущему педагогу хорошо узнать работу школы, глубоко изучить формы и методы внеклассной работы, получить необходимые педагогические навыки.
        Шефство комсомольской организации МГУ над рядом школ Москвы приносит большую помощь учащимся. Студенты проводят интересные пионерские сборы, диспуты, тематические вечера, литературные конференции. Организуется чтение лекций на общественно-политические и естественнонаучные темы. Комсомольцы университета ведут многочисленные мичуринские, географические, литературные кружки. Они способствуют более глубокому усвоению программного материала. Большая помощь оказывается отстающим.
        Однако в шефской работе комсомольцев некоторых факультетов университета имеются существенные недостатки. Мало занимается подшефными школами физический факультет (ответственный за шефский сектор факультетского бюро ВЛКСМ А. Орданович). Не помогает школьным комсомольским организациям бюро ВЛКСМ биологического факультета. Некоторые вожатые не учитывают возрастных особенностей, интересов пионеров, не интересуются их успеваемостью, сборы проводят скучно и неинтересно.
        Факультетским комсомольским организациям необходимо больше заниматься вопросами работы в школах. Нужно организовать систематическую учебу пионервожатых, обмен опытом. Работа в отрядах должна стать живой и интересной. Необходимо воспитывать школьников в духе беззаветной любви и преданности социалистической Родине, в духе советского патриотизма.
        Уже сейчас нужно начать подготовку к летним походам по родному краю. Комсомольцы университета должны обратить больше внимания на организацию олимпиад школьников на факультетах МГУ. Прошедшие в последнее время олимпиады на физическом, химическом, механико-математическом факультетах привлекли значительное количество учащихся старших классов московских школ. В их организации был допущен ряд недостатков. Этого можно было бы избежать при соответствующей помощи комсомольских факультетских организаций.
        В период подготовки школьников к выпускным экзаменам и переводным испытаниям студенты МГУ должны оказать учащимся серьезную помощь. Необходимо устраивать обзорные лекции, консультации, помочь школьникам правильно распределить свое время.
        Долг комсомольцев Московского университета - усилить и улучшить качество работы в школах Москвы, воспитывать молодое поколение советских людей, беззаветно преданных своей Родине, большевистской партии, товарищу Сталину.

ВСТРЕЧА С ПОДШЕФНЫМИ
        В.КОКАШИНСКИЙ.
        Уже три года шефствует геолого-почвенный факультет университета над шкалой ФЗО при швейной фабрике № 14.
        Недавно в Стромынском студгородке состоялась встреча студентов со своими подшефными: Заместитель директора школы по политработе тов. А. С. Сазонова рассказала о большой помощи, которую оказывают студенты школе и поблагодарила шефов за внимание и заботу. Коллектив художественной самодеятельности школы ФЗО исполнил песни советских композиторов, танцы народов СССР, показал акробатические номера.
        Студенты тепло встретили выступления учащихся школы.

Навстречу X с'езду профсоюзов
        К.ЗАРЖЕЦКИЙ. Председатель профцехкома кафедры физического воспитания.
        26 марта состоялось общее профсоюзное собрание сотрудников военной кафедры и кафедры физического воспитания МГУ.
        Собрание приняло решение включиться в соцсоревнование, развернувшееся по всей стране в честь Х с'езда профсоюзов.
        Преподаватели и сотрудники кафедр взяли на себя конкретные обязательства по повышению своего идейно-политического уровня, по подготовке спортсменов-разрядников и улучшению качества учебного процесса.
        Старший преподаватель В. Зигберман .взяла обязательство сдать в этом году экзамен по кандидатскому минимуму и вызвала на соревнование преподавателей Чижову и Хорош. Л. Сапожникова дала обязательство закончить в этом году аспирантуру в институте физической культуры имени Сталина. Старший преподаватель В. Князев обязался подготовить четырех гимнастов второго разряда и восемь гимнастов третьего разряда. Лаборант Эммануилов взял на себя обязательство по лучшей подготовке спортивных помещений к занятиям.

Смотр стенной печати университета
        Партийный комитет МГУ принял решение провести ко Дню печати - 5 мая 1949 года - смотр стенной печати факультетов.
        Сделать газеты подлинными помощниками партийной, комсомольской, профсоюзной организаций и ректората в борьбе за партийность в науке, в деле коммунистического воспитания студентов, в подготовке высококвалифицированных советских специалистов, поднять организующую роль печати во всей многообразной жизни университета - такова цель смотра.
        80 лучших работников университетских газет в составе 16 бригад всесторонне и тщательно проверят газеты, вышедшие в 1948/49 учебном году на факультетах и кафедрах, в научно-исследовательских институтах и отделах, проверят работу редколлегий, состояние редакционного хозяйства и т.д.
         Но бригады придут на факультеты не только для проверки газет. Обменяться опытом, посмотреть удачные приемы работы товарищей, рассказать о своих достижениях - в этом вторая сторона смотра.
        В своей работе бригады будут руководствоваться положением о смотре, утвержденным ректоратом, парткомом, комитетом комсомола и профкомом МГУ.
        С 20 по 25 апреля жюри подведет итоги смотра, которые будут об'явлены на собрании газетных работников и читательского актива, посвященном Дню печати.
        96 стенных газет регулярно выходят в МГУ. Свыше 500 лучших людей - коммунистов, комсомольцев и беспартийных - работает в этих газетах. Смотр поможет им еще энергичнее, еще эффективнее выполнять порученное им важнейшее дело коммунистического воспитания советского студенчества.

Размер: 25,6kb,196x400x100dpi

НИНА БОРОДАВИНА
        Б.ПАНКИН
        Когда Нине Бородавиной, студентке III курса философского факультета МГУ, предложили прочитать на одном из заводов Москвы лекцию о советском патриотизме и национальной гордости, она с гордостью согласилась, так понятна, близка и дорога была для нее эта тема.
        И действительно, жизнь Нины может служить замечательным примером того, как чувство советского патриотизма органически сливается со всей духовной жизнью нашей молодежи, становится основной движущей силой на ее пути.
        ...Вот Нина - маленькая школьница в красном галстуке. География раскрывает перед ней необ'ятные просторы Родины, на уроках литературы она знакомится с произведениями великих русских писателей и поэтов. На сборах пионерской дружины ей рассказывают о Великой Октябрьской социалистической революции, о сталинских пятилетках. С увлечением изучает девочка Сталинскую Конституцию...
        С детства Нина полюбила общественную работу. Она делает доклады на самые различные темы, выступает на читательских конференциях, пишет статьи в стенную газету. Еще в школе она впервые познакомилась с основами марксизма-ленинизма. С волнением брала в руки томики сочинений Ленина. В школе Нина вступила в комсомол, работала в комитете ВЛКСМ. И все время она стремилась быть в самой гуще жизни коллектива.
        Так уже в юности личное стало для Нины общественным, а общественное - личным. Самые ее сокровенные мечты всегда были связаны с желанием работать для народа, для Родины.
        Десятый класс Нина окончила с золотой медалью. Она поступила на философский факультет Московского университета. Сейчас она - студентка III курса. Много передумано, пережито за эти три студенческих года. Это время показало ей всю важность изучаемых ею наук. Умение по-марксистски подойти к каждому вопросу помогло студентке блестяще построить свою работу агитатора. Уже три избирательных кампании работает Нина среди рабочих Московских заводов, и они всегда встречают ее с большой радостью.
        Своей специальностью Нина решила избрать историю русской философии.
        - Первое же знакомство с историей русской философии показало мне всю важность изучения этой науки, - говорит она. - Ломоносов, Радищев, Белинский, Чернышевский, - какое богатство, какая оригинальность мысли! Рассказать своему народу, всему миру об огромных достижениях русских философов, - что может быть важнее и увлекательнее этого! Но для этого надо много знать, много учиться...
        Вот короткий рассказ о том, как Нина Бородавина готовилась к лекции на тему "О советском патриотизме и национальной гордости" и почему эта тема была ей так близка и понятна.

УСИЛИТЬ ПОЛИТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СРЕДИ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА
        А.МАЙОРОВ. Отв. секретарь профкома МГУ.
        Задача коммунистического воспитания членов профсоюза - студентов, преподавателей и работников университета является важнейшей в работе профсоюзной организации МГУ.
        V Московская областная конференция профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, состоявшаяся в январе этого года, и IV с'езд ЦК нашего союза в феврале с. г. подчеркнули огромное значение политического воспитания студенчества и профессорско-преподавательского состава в профсоюзных организациях высших учебных заведений. .
        В последнее время политико-воспитательная работа в (профсоюзной организации Московского университета заметно улучшилась. Значительно усилилась учеба членов профсоюза в политшколах и в вечернем университете марксизма-ленинизма. Больше 900 человек занимается в 86 политшколах, в том числе в 14 кружках по изучению истории ВКП(б). Хорошо работают девять политшкол на химическом факультете (председатель профкома Лапицкий, ответственная за идейно-политическую работу Кукина), три политшколы на физическом факультете (председатель профкома Шведковский, ответственный за идейно-политическую работу Карасев), две политшколы на философском факультете (председатель профкома Никитина, ответственный за идейно-политическую работу Степинский). В профорганизациях других факультетов работает ряд политшкол и кружков, руководители которых завоевали всеобщее уважение. В их числе можно назвать, например, кружок, где руководителем тов. Аскеров, на юридическом факультете, две политшколы под руководством тов. Волкова при Стромынском студгородке и другие.
        К сожалению, так работают еще далеко не все кружки. Там, где профком факультета уделял политико-воспитательной работе среди членов профсоюза недостаточно внимания, кружки и политшколы работают неудовлетворительно. Это полностью относится к биологическому факультету (председатель профкома Кириллова, ответственный за идейно-политическую работу Кадан). Занятия семи политкружков на факультете проводились нерегулярно. В кружке тов. Березницкого наблюдались срывы занятий по вине руководителя, ряд руководителей политшкол (например тов. Гвоздовер) не считали нужным посещать консультации при парткабинете МГУ. Эти и ряд других недостатков имели своим следствием весьма слабую постановку политического воспитания членов профсоюза на факультете.
        Из 9 политшкол при ректорате, к стыду председателя месткома Дементьева и ответственного за идейно-политическую работу Лярх, фактически работала .лишь одна школа.
        Наряду с занятиями в политшколах и кружках, основным методом повышения политического уровня профессорско-преподавательского состава МГУ является самостоятельное изучение трудов классиков марксизма-ленинизма. Больше 800 преподавателей и профессоров всех факультетов сейчас занимаются изучением истории большевистской партии, вопросов философии, политэкономии, международных отношений. Многие из них достигли заметных успехов. Профессор химического факультета А. П. Терентьев работает над "Философскими тетрадями" Ленина. Научный сотрудник Богодский, старшие лаборанта Ульященко и Бродовская глубоко изучают историю ВКП(б). К этому нужно добавить, что 68 профессоров и преподавателей МГУ успешно занимаются в вечернем университете марксизма-ленинизма.
        В постановке самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава, как и в работе политшкол и кружков, еще много недостатков.
        На большинстве факультетов еще не организован постоянный контроль за самостоятельно изучающими марксистско-ленинскую теорию. На историческом и некоторых других факультетах до сих пор не выделены консультанты.
        Перед профсоюзным активом Московского университета стоит ответственная задача - прийти к Х с'езду профсоюзов под знаком дальнейшего усиления политико-воспитательной работы среди членов .профсоюзной организации МГУ.

Весь М.Университет

Главлит: № Л142630
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова