СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА О КНИГАХ 1948 ГОДА

* * *
        1948 год принес нам десятки замечательных книг, в которых ярко отразились жизнь Советской страны, вдохновенный труд строителей коммунизма. "Далеко от Москвы" Ажаева, "Необыкновенное лето" Федина, "Весна в Сакене" Гулиа, "От всего сердца" Малышева, "Зеленая улица" Сурова, "Московский характер" Софронова, "Друзья и враги" Симонова, "Весна в "Победе" Грибачева. "Новое русло" Кулешова, "Рабочий день" Луконина и многие другие произведения нашли самый горячий отзыв в сердцах наших читателей.
        Мы публикуем на этой странице отзывы студентов Московского университета о лучших книгах, написанных советскими писателями и поэтами в 1948 году.

"Весна в Победе"
        Н.МИРОВА.
        Давно я не испытывала такого хорошего чувства, которое овладело мною при чтении поэмы Николая Грибачева "Весна в "Победе". Главное в поэме - ощущение близости коммунизма. Произведение, в котором рассказывается о смерти героя, глубоко оптимистично, жизнеутверждающе. Поэт продолжает лучшие традиции нашей литературы. Его поэма по своему характеру близка к таким произведениям, как "Смерть пионерки" - Багрицкого, "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского и др. Герой погибает, но дело его живет и побеждает.
        Не случайно через всю поэму проходит мотив дороги в будущее, проложенной парторгом Зерновым. Это - "зерновский большак".
        Николай Грибачев создал поэму о новой деревне, новых людях. Кроме парторга 3ернова в поэме живет и работает много советских людей: председатель колхоза, дед-шорник, кузнецы, Ниловна, новый парторг Солов. Грибачев показал подлинно социалистическое отношение к труду. .Колхозники "Победы" воспринимают свой труд не только как дело одного колхоза. Автору удалось передать пафос коллективного труда. Это выводит поэму за рамки литературы о деревне. За каждым будничным делом здесь встает великая идея борьбы за коммунизм. Посевная в колхозе "Победа" сливается с могучим под'емом во всей стране:

"Не охватишь и мыслью даже
        Атакующих сил страны,
        Не окинешь, как ни стараться, -
        В поле вышла Россия вся,
        И скликаются в небе раций
        Соловьиные голоса..."

Люди, которые работают в колхозе, сознают значение своего труда. Они чувствуют, как

"В рассвет коммунизма земля
        Всплывает громадой всей".

Труд простых советских колхозников неотделим от борьбы коммунистов во всем мире. Поэтому так естественно, так органично входит в поэму мотив интернационализма. В перерыве между работой колхозники слушают парторга, и

"Костер исчезает рыж
        И тает дым, а за ним
        Смятенный шумит Париж,
        На митинг выходит Рим,
        Сражения дым и пыль
        Окутывает Эпир;
        У желтой реки Янцзы,
        Отражены в воде
        Шагают Чжу Дэ бойцы,
        Проходят полки Чжу Дэ.."

Прекрасно говорит Грибачев о борьбе за новое сознание людей, о главном деле парторга Зернова. Это дело продолжает своей поэмой и сам Грибачев. Дело,

Что всех известных потрудней
        Гранить сознание людей,
        Чтоб засверкало, как алмаз,
        Величьем ленинских идей.

Тема природы, как и тема творчества, сознания, противостоит мотиву смерти. Вся поэма пронизана солнечным светом. Тема коммунизма - весны человечества - сливается с весной в природе.
        Заканчивается поэма смертью героя, но последняя строфа ее звучит гимном весне, утверждением зерновского дела:

"А солнце вставало ало,
        Ломилось в поля и в сад,
        А солнце во всю пылало
        По листьям, по окнам хат.
        И скоростью версты рвущей -
        Пой, ветер пути, в ушах!...
        В просторы, как в даль грядущий,
        Зерновский летел большак!".

Центральным местом поэмы является картина будущего колхоза "Победа", - мечта умирающего Зернова. Пафос поэмы - ее устремленность в будущее, в коммунизм. Поэтому она так перекликается со строками из последнего стихотворения Грибачева "Делегаты", посвященного XI с'езду комсомола:

"Мне кажется, будто,
        Прорвавшись на годы вперед
        Я вижу грядущее утро,
        Что при коммунизме встает!".

Гимн свободному труду
        А.ЛЯПКАЛО.
        Хорошая книга, подобно песне, вызывает множество различных чувств, раздумий, подчас решений и, воспринятая по-разному людьми, помогает им жить и творить.
        Многочисленные обсуждения романа Ажаева "Далеко от Москвы" как нельзя лучше убеждают нас в справедливости сказанного. Книга нашла отклик в самых широких кругах читателей, не говоря уже о специалистах в области литературы.
        Что же она дала?
        Послушаем несколько выступлений на встрече с писателем в редакции газеты "Московский комсомолец".
        - Когда мы читали книгу в цехе, - говорил рабочий завода имени Сталина, - нам казалось, что это мы работаем на строительстве, что она написана об одном из нас, что речь идет о нашем заводе.
        Инженер того же завода сказал:
        "Каждый руководитель производства, каждый инженер рядом с техническим справочником обязан иметь на столе книгу тов. Ажаева, если он желает быть настоящим руководителем, каким является Батманов".
        - Я думаю, что эта книга, - говорил, волнуясь, ученик ремесленного училища, - учит нас, как нужно относиться к советской женщине, как нужно любить ее, жалко только, что эта книга не окончена. Его голос утонул в дружном смехе присутствующих, однако выступившая затем учительница поддержала мнение ремесленника. "Кроме этого, - отметила она, - эта книга о партии и о комсомоле".
        Что же это за произведение, которое нашло такой широкий отклик среди людей совершенно различных профессий? Почему, наконец, многие из них утверждали, что эта книга написана для них и о них? Послушаем писателя: "Я стремился, - сказал он в своем выступлении, - написать книгу о труде во время войны".
        Художник, овеявший нас свежей прелестью дальневосточной природы, намеревавшийся показать героический труд советских людей во время войны, вышел далеко за рамки своих намерений.
        Пафос коллективного труда потребовал талантливого раскрытия образов его организаторов - (Батманов, Залкинд, Беридзе и др.), он потребовал показать интеллигенцию, выращенную партией - специалистов-творцов, которые давно превзошли достижения заграничных "авторитетов", наших рабочих-новаторов, к которым прислушиваются и на опыте которых учатся даже инженеры. Он потребовал замечательного и глубокого раскрытия образов советских женщин, личное счастье которых возможно только на фоне большого счастья строителей коммунизма.
        Книга учит нас правильно организовать и направить свой труд, чтобы он принес максимально большие результаты. Она показывает каждому из нас, что лишь подлинные знания, воля и настойчивость рождают героев, что подлинными героями являются только дети сплоченного коллектива и только в нем, в коллективе, наиболее полноценно раскрываются замечательные качества людей.
        Роман своей жизнеутверждающей силой бьет по отщепенству и гнилому индивидуализму ущемленных самолюбий, открывая неисчислимые возможности коммунистического отношения к труду и семье, к любви и дружбе. Он воспитывает в нас безграничную любовь к Родине, на бескрайних просторах которой народ, руководимый партией, создает будущее человечества.
        Герой романа - это свободный труд. В этом сила влияния и успеха романа. Советский человек - труженик, советских людей роднит единство нашей цели и пути к ней. Поэтому, как никогда прежде, им стало дорого и близко все, что совершается в самых отдаленных уголках его необ'ятной Родины.
        Не случайно поэтому, что народ так настойчиво требует от писателя такого глубокого раскрытия советского человека, чтобы произведения о его трудовых подвигах, о его любви и преданности своей Отчизне и партии, подобно лучшим песням, выдержали испытания лет.

Поэма о труде и любви
        Н.КОЗЛОВ.
        Теме обновления и расцвета советской деревни посвящает белорусский поэт Аркадий Кулешов свою поэму "Новое русло".
        Новая поэма Кулешова естественно вытекает из предыдущих и является их тематическим продолжением. Герой "Нового русла" раскрыт в творческом труде.
        Молодой практикант приезжает в село, чтобы строить на реке Петлянке гидростанцию для колхоза по проекту коммуниста прораба Шайпака. Герой поэмы предлагает свой проект, увеличивающий мощность гидростанции. Собрание колхозников поддержало его. Шайпак отказывается от своего проекта, гидростанция построена по плану молодого инженера.
        Вот и весь сюжет. Но как ярко он раскрыт! Какой силой и свежестью веет от поэмы! Отличительной чертой Аркадия Кулешова является его умение в небольшом факте раскрыть то значительное, чем живет страна.
        Как и в "Знамени бригады", в этой поэме повествование ведется от лица самого героя. Эпическое и лирическое повествование тесно переплетаются между собой, чем достигается исключительна" правдивость и поэтичность описания.
        В маленьком эпизоде создания проекта поэт раскрывает силу и творческую устремленность советского человека. Не довольствоваться настоящим, постоянно и настойчиво искать новых путей - таков девиз передового советского человека, девиз коммуниста. Аркадий Кулешов нашел для раскрытия (внутреннего облика коммуниста яркие и простые слова.

Коммунист - он покоя
        не ищет нигде,
        Он в кипении боя,
        в борьбе и труде.
        И ведет его цель,
        Что сияет вдали, -
        Коммунистами станут
        Все люди земли...
        Созидатель работает
        Ночи и дни,
        Чтоб скорее зажечь
        Коммунизма огни.
        Не напрасно творит он,
        мечтою согрет.
        Ведь у сердца хранит он
        Партийный билет.
        Партбилет - это паспорт его.
        По нему
        Он прописаи в грядущем,
        Как в светлом дому.

Яркий и цельный характер героя поэмы воплощает в себе лучшие черты наших молодых людей.
        В торжественные Октябрьские дни засветились лампочки, золотом заблестели окна в колхозных избах. На открытие гидростанции приехал из столицы Шайпак, прислала молодому строителю привет и просьбу писать его любимая. Будущее, яркое и манящее, открылось перед героями поэмы.

"НЕОБЫКНОВЕННОЕ ЛЕТО"
        П.НИКОЛАЕВ.
        МАКСИМ ГОРЬКИЙ писал о социалистическом реализме и о революционной романтике как его составной части, что это - "литература верующих в счастье завтрашнего дня, литература способных видеть... чистое сияние будущего".
        Роман К. Федина "Необыкновенное лето", вышедший в 1948 году, может быть вполне отнесен к такой литературе. Мечта о будущем и борьба за него составляют идейный пафос героев романа. "Ты умей найти такого человека, в котором немножко будущего есть. В труде его, в службе народу, еще в чем. И на нем учись". Эти слова старого большевика Рагозина, обращенные к молодому коммунисту Кириллу Извекову, главному герою романа, являются лейтмотивом книги. Сам Кирилл Извеков олицетворяет стремление к будущему. Его образ - большая удача Федина. Глубоко реалистические образы большевиков, поставленные в произведении на первый план и выражающие его основное идейное содержание, делают "Необыкновенное лето" лучшим произведением автора.
        В ранних своих книгах ("Города и годы" и др.) К.Федин пытался зарисовать образ большевика, но это ему не удавалось. В те годы Федин еще не создал произведения социалистического реализма.
        Роман "Первые радости" - первая часть "Необыкновенного лета" был создан Фединым много лет спустя после романа "Города и годы" и представлял собой огромный шаг вперед в творческом пути писателя. В "Первых радостях" показано становление нового человека - революционера, формирование коммунистического сознания. Здесь .был нарисован предреволюционный период, рассказано о росте сил, совершивших революцию.
        Во второй части развертываются события лета 1919 года. Мы снова встречаемся с Кириллом Извековым, теперь уже прошедшим школу подпольной партийной работы. Первые радости революционной борьбы во имя наступления революции стали для Кирилла счастьем его жизни.
        В "Необыкновенном лете" широким полотном представлены картины боев молодой советской республики с армиями интервентов и белогвардейцев летом 1919 года. В этой борьбе Кирилл Извеков со своим "крестным отцом" по революционной деятельности Петром Рагозиным принимает непосредственное участие.
        Перед нами встают волнующие образы героев, чье сознание было слито в одно целое с судьбой революции, с судьбой народа. Все силы своего большого ума и страстного сердца они отдают для создания новой России. Гордое сознание участников-преобразователей жизни на земле сочетается в Извекове и Рагозине с большевистской скромностью. Они показывают образец большевистской дисциплины.
        Тема творчества, искусства - одна из важнейших и интереснейших в книге. "У меня будут все радости художника, - говорит Кирилл Извеков, - если я научусь строить новое общество. Я буду радоваться, как художник, когда увижу, что кусок прошлого в тяжелой жизни народа отвалился и счастливый, здоровый, сильный уклад, который я хочу ввести, начинает завоевывать себе место в отношениях между людьми".
        Так встает и находит ^художественное разрешение в образах Извекова, Рагозина и их соратников тема революционного воспитания новых людей, тема .преображения и создания новой жизни и ее творцов - революционеров-марксистов.
        К. Федин искусно показывает, как под влиянием большевика Извекова бывший офицер царской армии Дибич, возвратившийся из немецкого плена, приходит к революции, становится командиром Красной Армии.
        Пафос революции становится источником и содержанием нового подлинного искусства. Революция рождает новые народные таланты. Любовно и правдиво автор рисует путь талантливой актрисы Анночки Парабукиной. И каким бледным, пустым и убогим стоит рядом с ней актер Цветухин и как напрасно старается он прикрыть свой эгоизм и духовную нищету цветистой фразой!.. Бесплодным было и творчество драматурга Пастухова, пока он не понял всю идейную пустоту своего творчества и не осознал, что не должно быть искусства, оторванного от народа.
        Историческая правда, художественно воплощенная в романе, делает его подлинно реалистическим и в то же время насыщает его революционной романтикой, тем устремлением к коммунистическому будущему, которое свойственно людям социалистического общества и характерно для содержания литературы социалистического реализма.
        Автор показывает в романе роль товарища Сталина и его плана разгрома Деникина. В конце показана встреча Кирилла Извекова с товарищем Сталиным. Эти страницы знаменуют тесную органическую связь лучших представителей народа, партии и ее вождей в победоносном движении к коммунизму.
        Роман написан прекрасным русским слогом в лучших традициях русской прозы, обогащенных новаторством художника советской действительности. Поэтичны и милы сердцу картины русской природы.
        Наша партийная печать справедливо отметила глубоко народный характер этого нового романа Константина Федина.
        Молодые советские читатели глубоко признательны автору. Его книга вместе с другими лучшими произведениями советской литературы обогащает нас опытом революционной борьбы в жизни и искусстве, показывает образы тех людей, чья "жизнь и все силы отданы борьбе за освобождение человечества".

Весь М.Университет

Главлит: № Л142630
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова