ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

На первенство ДСО "Наука" по гимнастике
        В.ШУЛЬГИН.
        В воскресенье 3 апреля начались городские соревнования на лично-командное первенство ДСО "Наука" по гимнастике. В соревнованиях принимают участие спортсмены ряда высших учебных заведений и учреждений Москвы, в том числе сильные коллективы МЭИ, МАИ, Нефтяного института и т.д.
        Московский университет выставил команду из 119 человек.
        В течение первого дня соревнований выступали гимнасты III разряда. Спортсмены университета заняли первое место. обогнав их ближайшего соперника - коллектив Энергетического института - на 800 баллов.
        Однако в последующие дни в соревнованиях должны были выступить гимнасты II, I разрядов и мастера. К стыду спортсменов университета, они не смогли выставить на соревнования ни одного мастера и перворазрядника. Шансы гимнастов МГУ на первое место сильно понизились и в результате плохой явки членов команды. Так, например, из 91 гимнаста III разряда на соревнования не явились 25 человек.

Размер: 42,8kb,450x307x100dpi

На снимке: студентка III курса механико-математического факультета Л. Павлова выполняет упражнение на брусьях.
Фото В.ГЕРНИКА.

Спортивная хроника
        Успешно прошли четыре первых игры второго круга на первенство вузов Москвы по баскетболу. Все игры выиграли команды университета. Наши баскетболисты встретились с командами института легкой промышленности, химико-технологического института, электро-механического института и технологического института пищевой промышленности.
        Заканчивается XI традиционная спартакиада МГУ. По отдельным видам спорта первое место заняли спортсмены следующих факультетов:

баскетбол - биологический факультет;
        легкая атлетика (зимняя) - химический факультет;
        легкая атлетика (летняя) - юридический факультет;
        стрельба - химический факультет;
        коньки - физический факультет;
        лыжи - химический факультет;
        лыжная эстафета - химический факультет.

Впереди пока спортсмены химического факультета.

По университету

Готовятся к лесонасаждениям
        Н.ЧЕБОТАРЕВА.
        Географический факультет и НИИ географии включились в осуществление постановления Правительства и ЦК ВКП(б) о "Плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов".
        Работы ученых факультета и института будут проводиться на междуречье Дона и Волги. Главное внимание должно быть уделено пространству между государственными полезащитными лесными полосами Воронеж - Вешенская и Пенза - Вешенская. Основная задача, стоящая перед экспедицией, которая должна выехать в этот район в текущем году, - составление полного физико-географического описания для проектирования колхозных лесных полос, прудов, водоемов, а также для установления прогноза тех изменений, которые повлекут за собой лесные полосы. Этот район интересен и с научной точки зрения. Во время днепровского оледенения он представлял собой так называемый "донской язык". Каково строение четвертичных отложений, каков рельеф этой территории, какие следы оставил здесь ледник? - вот вопросы, разрешением которых будут заниматься участники экспедиции.
        Наша экспедиция, возглавляемая деканом географического факультета проф. К. К. Марковым, в качестве одного из отрядов войдет в состав общей экспедиции Академии наук СССР. В отряд будут входить специалисты - геоморфологи, геоботаники, почвоведы, гидрологи, палеографы, картографы и т.д. Их работу будут консультировать академик В. И. Сукачев, проф. Б. П. Алисов и другие крупнейшие ученые.
        В помощь участникам экспедиции библиотекой НИИ географии подготовлена библиография по району работ. Составлены программы работ по всем специальностям. Участники экспедиции занимаются изучением литературы и выбором "ключей" - наиболее типичных участков, на которых будут выясняться основные особенности территории. Лучшие студенты факультета - Г. Лисицына, В. Николаев, Ю. Цесельчук и другие активно включились в подготовительную работу экспедиции.
        Кроме экспедиционных работ, в окрестностях г.Борисоглебска будут проводиться стационарные наблюдения. В этом году на стационаре главное внимание будет уделено геоморфологическим и ландшафтным наблюдениям.
        В работе экспедиции примут участие около 50 человек.

Встреча с редколлегией журнала "Октябрь"
        И.ХУРТИН.
        31 марта в клубе Стромынского общежития студенты университета встретились с редколлегией журнала "Октябрь".
        Заместитель редактора Г. Савинков рассказал о творчестве молодых советских поэтов и прозаиков, об организации работы редакции. В журнале работают секция прозаиков и секция поэтов. Вновь создана секция критиков, преимущественно из представителей творческой молодежи.
        Поэты Н. Грибачев, Г. Санников прочли свои стихи, Б. Полевой,Т. Семушкин, Е. Мальцев, М. Шкерин рассказали о своих творческих планах.
        Студенты филологического факультета Звонилкин, Перфильевская и другие отметили как достоинство журнала опубликование поэмы М. Луконина "Рабочий день", романа В. Ильенкова "Большая дорога", стихов Н. Грибачева.
        Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.

На строительстве нового здания МГУ
        П.ТИТОВ.
        Строители нового здания Московского университета заканчивают выемку грунта и очистку котлована под высотную часть главного здания.
        На-днях будут заложены первые кубометры бетона в фундамент.
        На стройке химического факультета работают три экскаватора, в середине апреля намечено приступить к сооружению фундамента здания факультета. На строительство завезен бутовый камень.
        Полным ходом идет сооружение железнодорожной ветки.

"На стройке МГУ"
         Вышел очередной 6-й номер фото-бюллетеня "На стройке МГУ". Бюллетень выпускается с ноября 1948 года заведующим фотолабораторией НИИ географии В. Шпанауэр. В последнем, шестом номере подводятся итоги строительства за год.

Лекция о расовой дискриминации в США
        Доцент М.НЕСТРУХ, студентка Е.ХРИСАНФОВА.
        При кафедре антропологии биологического факультета МГУ уже свыше 25 лет работает студенческий антропологический кружок. На занятиях кружка студенты знакомятся с новейшими научными данными о человеческих расах. Эти данные неопровержимо вскрывают реакционную сущность всякого рода расистских теорий, которые являются идеологическим оружием англо-американских империалистов, средством, маскирующим их экспансионистские замыслы.
        Недавно в музее антропология МГУ состоялась встреча членов кружка с киноартистом Вейландом Родд. Он хорошо известен советским кинозрителям по игре в фильмах "Том Сойер", "Пятнадцатилетний капитан", "Миклухо-Маклай".
        В своей лекции В. Родд рассказал о расовой дискриминация негров в Соединенных Штатах Америки. Сам Родд испытал на себе всю тяжесть этой дискриминации. Только после приезда в Советский Союз он почувствовал себя, наконец, полноправным свободным человеком. Советский Союз стал для него второй родиной.
        В. Родд вместе с артисткой И. Ивановой-Мелеховой сопровождал лекцию исполнением отрывков из пьесы Гоу и Д'Юссо "Глубокие корни".

По следам наших выступлений

"ТОЛЬКО СО СВОИМ МАТЕРИАЛОМ"
        Под таким заголовком 5 марта с. г. в нашей газете № 13-14 была опубликована заметка председателя бытовой комиссии студсовета Стромынского общежития К. Питьевой о плохой работе сапожной мастерской.
        Начальник ОРСа МГУ тов. Тяпкин сообщил в редакцию газеты, что в результате проверки факты, указанные в заметке, подтвердились. За прием обуви в ремонт без квитанций мастерам Александровичу и Мееру объявлен строгий выговор с предупреждением. За недостаточный контроль заведующему мастерской Игнатюку и приемщику Карамышеву об'явлен выговор.
        В студгородке проведено собрание работников ОРСа, обсудившее вопрос об улучшении обслуживания студентов МГУ.

НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА КАФЕДРЕ НАУЧНОГО И УЧЕБНОГО КИНО
        Доцент Ю.БЕРНИКОВ.
        Четыре года назад по специальному постановлению Совета Министров СССР в Московском университете был создан кабинет научного и учебного кино, преобразованный в настоящее время в кафедру. Для производства научной кинодокументации, различных фрагментов, помогающих средствами кинотехники раскрыть значение ведущейся в университете научной работы, для создания кинолетописи истории МГУ и других работ, связанных с жизнью университета, при кинокабинете (ныне кафедре научного и учебного кино) организована научно-исследовательская кинолаборатория.
        Значительные денежные средства были отпущены для приобретения киноаппаратуры и техники, число штатных работников было увеличено. Все это позволяло надеяться на плодотворную деятельность коллектива киноработников, возглавляемого проф. А. Н. Тягай. К сожалению, работники кафедры и лаборатории не оправдали доверия, оказанного им коллективом Московского университета.
        За четыре года студенты каждого из факультетов МГУ просмотрели 8-10 фильмов. В текущем учебном году лишь два из двенадцати факультетов были удостоены внимания работников кафедры: географический и геолого-почвенный. Здесь показали 18 картин. А на биологическом, физическом, химическом, историческом и других факультетах почти не имеют понятия о существовании кафедры кино. Тысячи научных картин, созданных советской кинопромышленностью, лежат на складах кинопроката, их ждут студенты, профессора, научные работники.
        Не чем иным, как разгильдяйством, полным непониманием значения этой работы, можно об'яснить равнодушное отношение к важному делу кинофикации учебного процесса.
        Большое беспокойство вызывает производственная деятельность кафедры и кинолаборатории МГУ. Сценарии фильмов нередко заказываются частным лицам. Вопреки соответствующему постановлению, утверждение сценариев и их приемка происходят на самой кафедре. Сами пишем - сами утверждаем. Так, например, был утвержден сценарий ассистента Полонского о летней практике студентов в Болшеве. Десять кинодокументаций, из которых только две полностью сделаны силами работников кинолаборатории, и несколько фрагментов составляют всю ее продукцию. Если добавить, что половина этой продукции не представляет никакой научной ценности, то станет очевидной вопиющая бездеятельность работников кафедры и кинолаборатории. Только отсутствием надлежащего руководства кинолабораторией можно об'яснить развал ее работы. Лаборатория доверена человеку, работающему в университете... по совместительству. Заведующий лабораторией тов. Кандырин является на службу в 4-5 часов вечера, то-есть в часы ухода сотрудников.
        Свыше полумиллиона рублей затрачено в прошлом году на содержание кинолаборатории и кафедры. Более десяти тысяч рублей выплатила кафедра первому таксомоторному парку за раз'езды по городу и окрестностям. Не одна сотня тысяч рублей в 1948 году израсходована на приобретение оборудования; но до сих пор бездействуют и портятся синхрофоны, звукомонтажный стол. Совершенно недостаточно используется осветительная аппаратура. Оборудование валяется по университету без присмотра.
        Свыше двух десятков лет подвизается на кинопоприще руководитель кафедры кино проф. Тягай. За 20 лет "творческий диапазон" А. Н. Тягай необычно вырос и охватил все области науки и техники, начиная от "обезболиваяия родов" и кончая "работой электросверлом в забое".
        Вот уже пятый год не имеющий специального кинообразования А. Н. Тягай усердно трудится над диссертацией, пытаясь оправдать присвоенное ему авансом звание профессора.
        С февраля с. г. по программе, утвержденной в июле прошлого года, проф. Тягай приступил, наконец, к чтению курса лекций по научной и учебной кинематографии (характерно, что учебная часть ректората до последнего времени не имела об этих лекциях ни малейшего представления, так же, как и о программах). По составленному плану "процесс обучения студентов" организован солидно, на широкую ногу - с семинарами и практическими занятиями. Несолидным является только число присутствующих на семинарах студентов, которое изменяется от... 4 до 8 человек.
        15 сотрудников кафедры и лаборатории работают не с полной нагрузкой. Здесь совершенно отсутствует самое примитивное представление о трудовой дисциплине. Ассистент кафедры Полонский является на работу в 3 часа дня, старший лаборант Винниченко "аккуратно" опаздывает на три-четыре часа. Рекорд неявки на работу побил недавно уволенный администратор Китаин. В течение недели он появился на работе всего на... один час. С ведома и по ходатайству руководителя кафедры А. Н. Тягая та же Винниченко, находясь на полной ставке в МГУ, за счет рабочего времени вела педагогическую работу в 598-й средней школе. Лаборантка Винниченко - по специальности преподаватель естествознания и химии и лаборантка Бэер, имеющая высшее литературное образование, привлечены с легкой руки Тягая в кинематографию. Только безответственностью руководства кафедры можно объяснить то, что Китаин, получая полную ставку в. университете, получал сполна и в киностудии, где он работал в качестве директора картины.
        Руководители кафедры и кинолаборатории не только не выполнили постановления Совета Министров СССР и приказа Министра высшего образования, но на протяжения нескольких лет занимались очковтирательством, подменяя дутой рекламой о своих мнимых заслугах государственное дело воспитания студенчества, партийную пропаганду средствами кино, направленную на воспитание чувства патриотической гордости за нашу советскую, русскую науку. Ректорату необходимо принять срочные меры к созданию здоровой обстановки на кафедре и в кинолаборатории.

Весь М.Университет

Главлит: № Л142630
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова