СОВЕТСКИЙ ПАВИЛЬОН - ГОРДОСТЬ НАРОДОВ СССР
        Советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке попрежнему привлекает внимание десятков тысяч посетителей.
        Один из видных американских политических деятелей заявил, что советское правительство может гордиться своим павильоном, что он отражает силу и мощь народов СССР.

ИСПАНСКИЙ НАРОД НЕ ПОКОРИТСЯ ФАШИСТАМ
        Испанский народ враждебно относится к генералу Франко и его фашистской банде. Это вынуждены признать даже фашистские газеты Испании.
        Несмотря на жестокие преследования, которым подвергаются трудящиеся, в рабочих кварталах часто слышатся "Интернационал" и революционные песни республиканских бойцов.

КИТАЙЦЫ УНИЧТОЖИЛИ ОТРЯД ЯПОНСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ
        Недавно 17 китайцев незаметно проникли в Юхе (провинция Шаньси) в дом, где помещалась японская разведка. Они убили 11 японских разведчиков во главе с начальником Накамура. Все это китайцы проделали так осторожно, что им удалось скрыться незамеченными, не вызвав тревоги японских часовых.

ЯЗЫК ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
        Когда Гитлер двинул свои войска в Чехо-Словакию, солдатам были розданы карманные немецко-чешские словари. Вот содержание этих словарей.
        Первая фраза в словаре: "Доброе утро". Но к этому приветствию добавлены такие слова: "Если ты солжешь, ты будешь расстрелян".
        Дальше идут такие образчики "мирной беседы" захватчиков с местными властями и жителями: "Население мирно настроено? Вы отвечаете своей головой". "Карается смертью: 1) приближение к железнодорожным путям; 2) употребление телефона".
        Затем следуют такие фразы: "У нас есть ордер реквизировать все имеющиеся у вас запасы продовольствия. Если жители вашей деревни спрятали продовольствие, то вся деревня будет оштрафована на 10.000 крон". "Мне нужно 10 телег с лошадьми и возчиками, чтобы увезти продукты. Если возчики ослушаются нас, они будут расстреляны".
        "Вы здесь мэр? Откройте все шкафы! Где сейф? Сколько в нем денег? Запишите сумму. Больше денег нет? Я конфискую эти деньги".
        Излишне говорить о том, что фашистские разбойники не только угрожали мирным жителям чешских городов, но зачастую и учиняли над ними дикую кровавую расправу.

Размер: 10,9kb,168x250x100dpi

Китайские девушки раздают подарки раненым бойцам.
Фотохроника ТАСС.

ПОКОРЕННЫЙ ПОЛЮС
        Два года назад, 21 мая 1937 года, самолет, пилотируемый Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым, сел на льдину в районе Северного полюса. Следом за ним прилетели туда еще три советских самолета.
        Советские летчики изумили весь мир. И понятно. Ученые до этого считали, что посадка самолета на полюсе невозможна, как невозможна в этой ледяной пустыне и жизнь каких-либо живых существ.
        Но изумление это было еще большим, когда самолеты улетели, а четверо советских людей - Папанин, Кренкель, Федоров и Ширшов - остались жить на льдине.
        Это были самые северные жители в мире. Папанинцы были первыми людьми, которые в течение многих месяцев внимательно и пристально изучали жизнь сначала на Северном полюсе, а затем в Центральном полярном бассейне. Они измеряли глубину океана под своей льдиной, вели наблюдения за погодой, небом.
        Живя на льдине, папанинцы убедились, что у многих ученых были неправильные представления о полюсе, например, известный полярный исследователь Нансен считал, что на полюсе нет никакой жизни.
        Это опровергла первая же сетка, поднятая папанинцами с глубины 1.000 метров. Она кишела моллюсками, личинками, медузами, рачками, окрашенными в характерный для обитателей морских глубин яркокрасный цвет. В высоких широтах папанинцам встречались белые медведи, морские зайцы. Над льдиной нередко пролетали чайки и пуночки.
        274 дня отважные советские исследователи вели научную работу на дрейфующей льдине, вызывая восхищение всего мира. Они работали смело и спокойно, зная, что за жизнью их любовно и пристально следят великая родина и вождь народов товарищ Сталин.
        Сведения, собранные папанинцами о полюсе, огромны. Папанинцы исписали 52 килограмма тетрадей. Их наблюдения обогатили человечество достоверными сведениями о Центральной Арктике.
        Мужеством и отвагой четверых советских людей гордится не только наша страна, но и весь мир. Товарищам Папанину, Кренкелю, Федорову и Ширшову присвоено звание Героев Советского Союза.

Размер: 39,8kb,700x249x100dpi

Лагерь папанинцев на Северном полюсе.
Фотохроника ТАСС.

ЮНЫЕ ГЕОЛОГИ - УЧАСТНИКИ ЭКСПЕДИЦИИ
        А.Л. (Ленинград).
        Летом этого года ребята, члены кружка при Центральном геологоразведочном музее имени Чернышева, поедут на Урал, Кавказ, в Крым и в Карелию.
        Вместе со взрослыми участниками экспедиций они будут производить раскопки и исследования новых полезных ископаемых.

БОЛЬШОЙ ПИОНЕРСКИЙ КОСТЕР
        В честь 15-летия принятия пионерской организацией имени В.И. Ленина в Нальчике в городском парке устраивается 23 мая большой костер.
        Один из организаторов первого пионерского отряда в Кабардино-Балкарии Мария Киневич расскажет ребятам о тогдашних пионерах, о жизни ребят в лагерях.
        На костер приглашено много родителей.

Размер: 20,6kb,316x300x100dpi

В Амурском заливе.
Фотоэтюд В.МЯСНИКОВА (Фотохроника ТАСС)

Орденоносная шахта

А.КРАСЮК. Донбасс, город Калининск
        Когда Филипп Тормозов приехал из Смоленской губернии на шахту, ему было девятнадцать лет. Нужда заставила его покинуть родную деревню и искать счастья на чужой стороне.
        Вокруг шахты "Байрак", куда приехал Тормозов, стояли почерневшие землянки.
        Невесело встретили новичка старые горняки.
        - Везде одинаково, везде будешь гнуть спину до смерти, - говорили ему старики. Филипп решил стать забойщиком.
        - Поставишь водку - обучим, - сказал артельщик.
        Пришлось на последние гроши поставить угощение.
        Сыростью и холодом дышала шахта. Вокруг темень. Только тусклые огоньки шахтерских лампочек мерцают в этой тьме.
        Утром по гудку спускались в шахту, ночью поднимались на-гора. Не видали солнца, света.
        Забой и землянка, землянка и забой - такой была жизнь шахтера. Многие погибали в обвалах. В поселке распевали печальную песню:
        "А молодого коногона
        С разбитой головой несут..."
        ...Около двадцати лет трудились забойщик Тормозов и его товарищи - шахтеры на хозяйской шахте. Работали, как каторжные, а жили впроголодь. Лишь в мечтах представлялась другая, человеческая жизнь.
        И она пришла, эта лучшая жизнь.
        Сменив обушек на винтовку, шахтеры пошли в бой с врагами революции.
        Хозяева-французы, удирая, затопили нижние горизонты "Байрака". Шахта опустела. В поселке осталось только несколько десятков человек - шахтеры, их жены и дети, и они спасли шахту от разрушения.
        Страна требовала уголь для паровозов, для заводов. Филипп Иванович Тормозов с оставшимися шахтерами давал этот уголь. Сами рубили, сами подвозили к стволу, сами подавали на-гора.
        Забойщик Тормозов впервые начал работать не на хозяев, а на себя.

***

Не узнать теперь старой шахты "Байрак". За годы советской власти она стала крупнейшей шахтой в Донбассе. Она носит имя товарища Калинина. За хорошую работу правительство наградило коллектив шахты орденом Трудового Красного Знамени.
        630-650 тысяч тонн угля дает теперь шахта в год - в десять раз больше, чем до революции. Недавно на шахте был праздник. Шахтеры отмечали сорокалетний юбилей беспрерывной работы Филиппа Ивановича Тормозова. 150 человек обучил Филипп Иванович мастерству забойщика. Не отставали от него и старые его товарищи - другие шахтеры-кадровики.
        Инженеры высчитали, что за 40 трудовых лет Филипп Иванович сам нарубил две тысячи вагонов угля.

***

На месте прежних землянок вокруг шахты вырос новый, социалистический город Калининск: большие, светлые дома, ровные улицы, школы, клуб, цветники; строится Дворец культуры, а для ребят открывается пионерский клуб.
        Жители гордятся своим городом, своей родной орденоносной шахтой.

НОВЫЕ УСПЕХИ АВИАМОДЕЛИСТОВ
        Н.БАБАЕВ.
        12 мая в Ташкенте стартовала модель планера конструкции Александра Чебанова. Модель была видна со старта в течение 1 часа 1 минуты 15 секунд и затем на высоте 700 метров скрылась ИЗ ВИДУ.
        Всесоюзный рекорд продолжительности полета для моделей этого класса равнялся 18 минутам 47 секундам, а международный рекорд - 1 часу 6 минутам 15 секундам.

* * *

15 мая в Уфе авиамоделист Володя Бойков запустил модель самолета с бензиновым моторчиком. Модель была видна в полете в течение 1 часа 51 минуты 40 секунд. Как известно, рекорд по этому виду моделей принадлежит московскому авиамоделисту. Леониду Воробьеву. Его модель продержалась в воздухе 1 час 31 минуту 24 секунды.
        В ближайшее время результаты этих полетов будут рассмотрены спортивной комиссией Центрального аэроклуба имени Чкалова для утверждения их как всесоюзных рекордов.

Детский порт в Баку
        А.ЛЬВОВ.
        Три года существует в Баку детский морской порт. И зимой и летом ребята овладевают здесь морским делом. В кабинете судостроения они знакомятся с различными видами кораблей и сами строят модели судов. В радио-кабинете они обучаются радиосвязи и сигнализации, в штурманском кабинете - вождению судов по морям.
        Многие уже сдали нормы на значок "Юный моряк" и получили звание старшин шверботов, старшин по гребле.
        В порту есть школа плавания, комнаты волейбола и водного поло, читальня; выпускается стенгазета, работают музыкальный и фотографический кружки.
        В порту много весельных лодок и учебное паровое судно. Правда, судно это старое, и. в море оно не ходит, но на нем кипит настоящая морская жизнь. Ребята несут вахту у штурвалов, в радиорубке, на капитанском мостике.
        На легких судах ребята часто совершают прогулки по морю. Они уже плавали под руководством опытных моряков на Зых, на Песчаный остров, на остров Артема.

Размер: 24,7kb,213x400x100dpi

Утром 15 мая москвичи наблюдали за полетом летчика-высотника. На снимке: след, оставленный самолетом в виде замысловатых колец
Фото Д.ЧЕРНОВА. Фотохроника ТАСС.

Вся Пионерка

Уполномоченный Главлита: Б-2842
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff