В боях и в походах. Ока Городовиков.         Литературная обработка И.ВСЕВОЛОЖСКОГО.
        Рисунки Л.Смехова.
        Окончание. Начало смотри "Пионерскую правду" от 24, 25, 28 августа, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 и 26 сентября.
        Однажды, выслав разведывательный отряд, я услышал короткую ружейную перестрелку. Потом ввязались в бой пулеметы, загрохотали орудия. Мы выскочили вперед. Сильный конный отряд поляков бросился на разведчиков. Из лощины на выручку разведчикам вырвались наши подоспевшие эскадроны. Они сокрушающей атакой смяли польскую кавалерию.
        Взятый нами в плен молодой офицер прекрасно говорил по-русски. Он с нескрываемым удивлением и растерянностью наблюдал за нашими командирами.
        При допросе он говорил: - Давно знали мы, что Конная армия прибудет на Украину. Но этому мы не придавали никакого значения. Ходили упорные слухи, что у русских плохая конница.
        - Плохая? - переспросил я. - Ну, а как сегодня работала эта конница?
        Офицер ничего не ответил.

ПРОРЫВ ПОЛЬСКОГО ФРОНТА
        3 июня Буденный получил приказ Реввоенсовета юго-западного фронта за подписью товарища Сталина.
        Реввоенсовет приказывал: "...Главными силами армии прорвать фронт противника".
        ...Вечером 4 июня Буденный назначил наступление на утро 5 июня.
        Едва забрезжил рассвет, части одна за другой вышли на исходное положение для атаки. Густой лес прикрывал нас и позволял незаметно подойти к польской проволоке...
        Было тихо. Пели птицы. Изредка по ветру доносилась польская речь...
        Тишина была обманчивой.
        Лишь только показались первые цепи конников 14-й дивизии, шедших в пешем строю, загремела польская артиллерия, и начали "скороговорку" пулеметы противника.
        Моя кавдивизия готовились идти в атаку. Среди бойцов пронеслась радостная весть: "Будённый и Ворошилов приехали!"
        Приезд Ворошилова и Буденного необычайно воодушевил бойцов. Присутствие любимых командиров внушало уверенность в победе.
        -- Что ж, пора? - улыбнулся, здороваясь, Семен Михайлович.
        - Готовы хоть сейчас, товарищ командарм!
        Ворошилов и Буденный поторопились на участок 14-й дивизии.
        Бойцы подошли вплотную к линиям польских проволочных заграждений. Они готовы были зубами рвать проклятую проволоку. Их не смущал ни артиллерийский, ни пулеметный огонь. Наконец, с проволочными заграждениями было покончено! Тысячи бойцов сели на коней и ринулись в атаку... Кони топтали копытами остатки укреплений.
        Конники ринулись на польские окопы и на полном скаку стали рубить панов.
        Поляки не выдержали. Оставшиеся в живых дрогнули и стали отступать в густые, болотистые леса.
        Польский фронт был прорван.

ГИБЕЛЬ ДУНДИЧА
        В одном из боев с поляками погиб храбрый Дундич, "лев с сердцем милого ребенка", как прозвал его Ворошилов.
        Дундич командовал 35-м полком. Конная армия лавиной катилась вперед, далеко отгоняя к Варшаве поляков.
        Наконец, Конная армия: дошла до города Ровно. Поляки собрали все свои силы. Завязался жестокий бой. 35-й и Зб-й полки шли в обход города с юга.
        Зб-й полк под страшным обстрелом пошел на проволочные заграждения поляков. Командира полка Долгополова поляки смертельно ранили. Он приподнялся и крикнул своим бойцам:
        - Вперед! За родину! Крой их до конца, до последнего!
        Дундич решил отомстить за друга. Его конь несся вперед. Иван еле
поспевал за своим командиром. Полк остался далеко позади. Золотые лампасы сверкали на солнце, выглянувшем из-за облаков. Дундич, размахивая шашкой, кричал:
        - За мною! За революцию! Бей панов!
        Он ворвался в самую гущу растерявшихся поляков. Они расступились, и Дундич зарубил офицера. Но тут сомкнулось кольцо. Дундича окружили поляки. Ивана не было. Полк был далеко. Поляки - их было больше двадцати - кинулись на Дундича со всех сторон.
        Полк спешил к нему на помощь. Как бешеные, летели кони. Уже видели бойцы, как под меткими ударами Дундича падают один, другой, третий, четвертый... Упало свыше десяти врагов. Вдруг кто-то из поляков выстрелил из револьвера.
        Слетела на землю черная бурка. Бездыханным упал храбрый Дундич у ног верного друга-коня. Когда полк пробрался, наконец, к командиру, было уже поздно.
        Похоронили красные конники Антона Ивановича с воинскими почестями в городе Ровно, взятом в тот же день у поляков. О смерти храброго Дундича мне рассказали товарищи.
         Из Житомира я уехал в Харьков.
        В Житомире получил телеграмму:
        "Немедленно прибыть в Харьков. Явиться лично к Сталину".
        Через несколько дней я был в Харькове. С помощью прохожего добрался до Скобелевской площади. На дверях большого дома увидел вывеску: "Штаб юго-западного фронта". Миновав часовых и расспрашивая, где помещается товарищ Сталин, открыл дверь:
        - Имею честь явиться по вашему вызову!
        Сталин поднялся из-за стола и протянул мне руку. Он сильно похудел с того времени, как я видел его в последний раз.
        Сталин спросил:
        - Почему так долго задержались?
        Я невнятно сослался на скверное движение поездов.
        - Вам нужно немедленно выехать на станцию Волноваху, в Северной Таврической губернии, и сформировать Вторую Конную армию.
        Сталин немного подумал и добавил:
        - Надо быстро разгромить Врангеля.
        И дальше коротко и понятно товарищ Сталин рассказал мне о создавшейся обстановке на Крымском полуострове...
        Вечером я уехал из Харькова.
        В вагоне тускло горела свеча. За окном стояла темная ночь. "Где-то мои товарищи ночуют сегодня? - подумал я. - Наверное, в каком-нибудь старинном и мрачном панском замке".
        Похрапывают кони, дневальные бродят по двору... В одном окне горит свет. Ворошилов и Буденный не спят.
        Лишь рассветет, заиграет труба, бойцы оседлают коней. Ворошилов и Буденный, как и раньше, появятся в самых опасных местах...
        Несокрушимая лавина Красной конницы покатится к воротам Варшавы, гоня перед собой вооруженную до зубов, снабженную всеми средствами военной техники польскую армию...
        Конец. В боях и в походах. Ока Городовиков.

На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
        Это было в 1914 году. В одном вагоне с лошадьми 45 дней добирался ГАВРИИЛ ПАВЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ в Москву. Он служил тогда конюхом у помещика. Теперь Гавриил Павлович снова в Москве. Ехал он только 7 дней. За отличную работу колхоз послал его на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Гавриилу Павловичу 75 лет, он здоров, бодр и работает старшим конюхом в колхозе "Стахановец" Высокоярского сельсовета, Нарымского округа. Фото Е.ТИХАНОВА

После уроков

Кроссворд
КРОССВОРД
        В этом кроссворде слова читаются слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
        Значение слов:
        Слева направо: 2.Место, за которое не попадают лучи света. 4.Рыба. 6.Сооружение в портах.
        Справа налево: 3.Отрицание. 5.Город на юге Европы. 7.Железная палка.
        Сверху вниз: 1.Точильный камень. 2.Наречие. 3.Река в Африке.
        Снизу вверх: 6.Шахматный термин. 7.Рыба. 8.Часть экипажа.

ШАРАДЫ
        Прислал ЕГОР ГОРБАТЕНКО. Курская область, город Короча.
        Буква - с начала, буква - с конца,
        Горная цепь - в середине,
        Целое - часто встречаем в лесах,
        А иногда и на равнине.

Повторю частицу дважды,
        Звук прибавлю гласный,
        И тогда узнает каждый
        Мой цветок прекрасный

Прислал ДМИТРИЙ КОНОНИК. БССР, колхоз "Новый мир".
        Первое - половина названия высокой горы Европы,
        Второе найдешь в футбольной игре,
        Третье - союз,
        Четвертое - местоимение,
        А целое - страна в Центральной Азии.

ЗАГАДКИ
        Прислал И.ЕФРЕМЕНКО. БССР, Хотовнянская неполная средняя школа.
        За блестящей дверцей
        Бьется чье-то сердце.

Прислал ГЕОРГИЙ КРИНЧИК. Город Киров.
        Крылья имею,
        Летать не умею.
        Ног не найдешь,
        Догонять не пойдешь

Прислал Д. ВОЛОДЧЕНКОВ. Западная область, с. Княжое-Почин.
        Какая река пересекает дважды экватор?

Шахматная головоломка
ШАХМАТНАЯ ГОЛОВОЛОМКА
        Последовательными ходами коня и слона составьте старинную пословицу.

ОТВЕТЫ.
        (Смотри "Пионерскую правду" от 26, 28 и 30 августа)
        Задача-лабиринт. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Из стихотворения А.С.Пушкина.
        Загадка. Пальцы.
        Шарада. Ми-ха-ил.
        Где живет моя родня? Томмот, Лена, Омск, Томск, Таймыр, Или.
        Народная загадка. Хлеб.

Вся Пионерка

Уполномоченный Главлита: Б-5875
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff