ДЕЛО КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЬШЕВИКОВ.
(п р о д о л ж е н и е).
ОСНОВНАЯ УСТАНОВКА НА РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Показания подсудимого Залкинда.

Подсудимый Залкинд. подробно рассказывает о своей вредительской работе в области планирования товарооборота.
        Рогинский. Обвиняемый Залкинд, основная установка, которую вы проводили, которая диктовалась "Союзным бюро", - это была установка на развертывание капиталистических отношений как в городе, так и в деревне? Отсюда всемерное противодействие тем мероприятиям советского правительства, которые носили плановое начало и вытеснение капиталистических отношений?
        Подсудимый Залкинд. Правильно.
        Рогинский. С какими организациями вы были связаны по этой работе?
        Подсудимый Залкинд. В этой работе я был связан главным образом с торговой секцией Госплана.
        Рогинский. Там у вас была опорная точка вредительского характера?
        Подсудимый Залкинд. Да, была. Там были Виноградский, Крон и Туровский.
        Рогинский. Еще с какими организациями?
        Подсудимый Залкинд. Отдел торговой политики ВСНХ.
        Рогинский. Кто там сидел?
        Подсудимый Залкинд. Соколовский.
        Рогинский. Финансирование вредительской ячейки в Наркомторге на ком лежало?
        Подсудимый Залкинд. Начиная с 1928г. на мне.
        Рогинский. Какие суммы прошли через ваши руки для финансирования этой ячейки?
        Подсудимый Залкинд. 80.000 рублей.
        Рогинский. Как они бли распределены?
        Подсудимый Залкинд. В самом начале мне пришлось по линии связи с Центросоюзом часть полученных мною денег передать Некрасову - 15.000 руб. Остальные 65.000 рублей были распределены следующим образом: примерно около 40.000 рублей пошло на оплату вредительской работы в области снабжения промтоварами, большую часть этой суммы я передал Машкову для дальнейшего распределения и некоторую часть - Якубовичу. Остальные 20.000 рублей были распределены для оплаты за вредительскую работу в области планирования товарооборота.
        Рогинский. 80.000 рублей вами были получены в 1928г.?
        Подсудимый Залкинд. Да.
        Рогинский. А до 1928 года?
        Подсудимый Залкинд. Якубович здесь показывал, что в первый период, когда не было организовано финансирование, он получил 15.000 рублей от Штерна, который в свою очередь получил их от Шейна.
        Рогинский. Общая сумма, полученная на вредительскую ячейку, достигает примерно 95-100 тысяч рублей?
        Подсудимый Залкинд. Да.
        Председатель. Вы распределили эти средства среди членов вредительской организации?
        Подсудимый Залкинд. Да, среди членов вредительской организации.
        Рогинский. Какой принцип вознаграждения был?
        Подсудимый Залкинд. Разница оплаты зависела от значимости вредительского акта, количества работы, которую должен был вкладывать член вредительского акта.

ВРЕДИТЕЛЬСТВО ПО ЛИНИИ ЦЕНТРОСОЮЗА.
Показания подсудимого Петунина.

Рогинский. Какой отраслью работы непосредственно вы ведали в Центросоюзе?
        Подсудимый Петунин. Финансовым хозяйством.
        Рогинский. По какой линии шла ваша вредительская работа в финансовом хозяйстве?
        Подсудимый Петунин. Она шла по линии преуменьшения ресурсов Центросоюза и системы потребкооперации, затем по линии мобилизации внутренних ресурсов кооперации и средств населения, и по линии распределения кредитов внутри системы потребкооперации.
        Рогинский. А по линии кредитной реформы?
        Подсудимый Петунин. Работа шла по линии противодействия проведению кредитной реформы.
        Рогинский. А по линии мобилизации и из'ятия средств из системы Центросоюза?
        Подсудимый Петунин. Совершенно ... (одно слово неразборчиво из-за перегиба страницы! S.N.Morozoff) ...противодействие из'ятию государственных средств, находившихся в обороте потребкооперации, на дело индустриализации страны.
        Рогинский. Пожалуйста, скажите, в чем здесь конкретно выражалась вредительская работа?
        Подсудимый Петунин. Для 1928-1929 года я во всех своих расчетах и докладах исходил из того, что прибыль была 250 миллионов, а впоследствии, по отчетным данным за этот же год, оказалось, что реальная прибыль была 250 миллионов рублей. Следовательно, разница в моих исчислениях составляла тут 100 миллионов рублей.
        Председатель. И до выявления прибыли вы пользовались кредитом от государства, поскольку доказали, что будет убыток или снижение прибыли?
        Подсудимый Петунин. И на этом основании истребовал повышенные кредиты.
        Рогинский. Следующий вопрос - это противодействие мобилизации средств внутри самой системы и мобилизации средств населения?
        Подсудимый Петунин. Если память мне не изменяет, то для 1920-1930 года эта статья дала недопоступление против плановых предположений - миллионов 50.
        Рогинский. Общая сумма выразится в 150 миллионов?
        Подсудимый Петунин. Совершенно правильно.
        Рогинский. Третий канал - это противодействие из'ятию необходимых средств из системы Центросоюза непосредственно на индустриализацию страны?
        Подсудимый Петунин. По отношению к этому мы проводили саботаж.
        Председатель. Поскольку вы эту директиву саботировали, сколько же Центросоюз получил кредитов вместо того, чтобы дать средства государству?
        Подсудимый Петунин. Мы не выполнили программы в общей сложности на 150 млн. руб. и на такую же сумму задержали передачу средств государству.
        Рогинский. Пятый вопрос - о противодействии проведению кредитной реформы. В чем это противодействие состояло?
        Подсудимый Петунин. Это противодействие состояло в том, что я проводил такую позицию, чтобы потребкооперация была из'ята из общей сферы кредитной реформы, чтобы в системе потребкооперации осталась своя кредитная система кооперативного кредитования.
        Рогинский. Иначе говоря, чтобы освободить ее...
        Подсудимый Петунин. От регулирующего воздействия правительства, это - первое; второе - я отстаивал сохранение старой формы кредитования, а именно товарной формы.
        Рогинский. Это целиком соответствовало директивам, которые вы получали от "Союзного бюро"?
        Подсудимый Петунин. Это соответствовало целиком и полностью директивам, которые я получал от "Союзного бюро".
        Рогинский. Вы получали деньги от Шурыгина от заграничной делегации. Сколько еще вы получили денег и от кого?
        Подсудимый Петунин.Еще было получено в общей сложности 80.000 рублей от Громана.

Заседание прерывается до 6 час. вечера.

ВЧЕРА НА ПРОЦЕССЕ.

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ: допрашивались и давали показания подсудимые: Тейтельбаум, Якубович, Залкинд и Петунин и свидетель Иоффе.
        ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ: допрашивались и давали показания подсудимые: Якубович, Гинзбург, Волков, Сокловский, Шер, Берлацкий и Громан.
        В качестве свидетеля давали показания: Некрасов и Гвоздев.

Утреннее заседание.
        В утреннем заседании суда продолжались начатые вчера вечером показания подсудимого Тейтельбаума.Он долго и подробно рассказывает историю своей предательской работы со времени возвращения (в 1925г.) в лоно меньшевизма. Показания Тейтельбаума интересны тем, что они разоблачают формы и методы меньшевистской работы в советских учреждениях за границей и - что еще важнее - антисоветские мероприятия ЦК меньшевиков и II интернационала.
        При содействии Югова и Берлина Тейтельбаум в 1925г., будучи на службе в советском торговом представительстве в Берлине, вступил в меньшевистскую ячейку и поддерживал связи с лидерами меньшевистского заграничного центра.
        Весной 1927г. у меня была, - говорит подсудимый, - встреча с Гарви. Беседа эта носила чисто информационный характер. Она состоялась как раз после того, как Гарви возвратился после заседания какого-то органа (очевидно, одной из многочисленных комиссий) II интернационала.
        - Гарви рассказал мне, показывает Тейтельбаум, - что в комиссии, где он присутствовал, стоял вопрос о военной опасности и об отношении к интервенции против Советского союза. С циничной откровенностью поведал Гарви о выступлении на этой комиссии своему единомышленнику. Циник и шантажист Гарви, теперь старательно заметающий следы своих гнусных преступлений перед пролетарским государством, предлагал социал-предательскому интернационалу "во имя демократии" организовать военную интервенцию и свергнуть советскую власть. Гарви убеждал, что партии II интернационала достаточно сильны. Им нужно сговориться, чтобы сообща воздействовать на буржуазные правительства своих государств и заставить их путем вооруженного вторжения свергнуть советское правительство и восстановить "народоправие" и "демократический строй". Антисоветский план Гарви, сформулированный им в его речи в комиссии II интернационала, был поддержан представителями Франции и Бельгии.
        Ровно через год, т.-е. весной 1928 года, Тейтельбаум в Стокгольме встретился с Даном. Дан ему сообщил, что точка зрения Гарви теперь имеет ее больше сторонников. Позиция Далина и Абрамовича также приблизилась к позиции Гарви.
        Вторая встреча Тейтельбаума с Даном состоялась в Берлине в том же году. При этой встрече Дан передал письмо-директиву заграничного центра для Шера и Якубовича. В своей директиве меньшевистский центр предложил "Союзному бюро" готовиться к интервенции путем широко поставленной дезорганизации народохозяйственной жизни Советской страны, вызывая тем самым недовольство советским режимом в широких слоях трудового населения.
        Итак, установки ясны, директивы переданы. Как их выполняли члены "Союзного бюро"?
        У микрофона один из самых активных вредителей, усердный исполнитель контрреволюционных директив - Якубович. Он пространно рассказывает суду о формах и содержании вредительства, проводившегося меньшевиками. Меньшевики из Наркомторга вредили главным образом в области плана завоза промтоваров.
        Выполнение плана вредительства шло по линии вредительских ячеек Наркомторга СССР, Наркомторга РСФСР, Госплана, Центросоюза, Текстильсиндиката и Кожсиндиката.
        - Была ли координация вредительских действий? - спрашивает прокурор тов.Рогинский.
        Якубович. Нет. Это было неконспиративно. Никогда не было таких совещаний по вредительским вопросам, где присутствовало бы больше трех человек. Все оперативное руководство вредительством было сосредоточено у меня.
        Заслуженный вредитель жестикулирует. Он развязно заявляет суду:
        - Я должен взять на свою ответственность выработку приемов и методов вредительства.
        Якубовича сменяет свидетель Иоффе, старый меньшевик, по директиве "Союзного бюро" проводивший вредительство по линии Текстильного синдиката. Иоффе говорит о дезорганизации меньшевиками снабжения рынка текстильными товарами. Здесь в основу вредительства был положен ассортимент текстильных товаров.
        После Иоффе показания дает подсудимый Залкинд. Конкретную вредительскую работу Залкинд проводил в области проводил в области планирования товарооборота. Будучи сторонником теории рыночного равновесия, Залкинд и его соратники принимали все меры к тому, чтобы задержать социалистическое наступление. Они всячески старались задержать развитие тяжелой промышленности.
        - Существо моего вредительства, - поясняет Залкинд, - заключалось в том, что я замалчивал другие пути изжития сырьевого и товарного дефицита.
        Залкинд рассказывает о вредительстве в области политики цен. Здесь меньшевики делали ставку на всемерно поощрение индивидуального сельского хозяйства, на развязывание сил кулацких и спекулятивных элементов. В заключение своего показания Залкинд сообщает, что на вредительство по линии Наркомторга они получили от "Союзного бюро" 95 тыс. руб.
        Последним в утреннем заседании дает показания Петунин. Выясняется, что вредительство в Центросоюзе проводилось главным образом по линии сокрытия ресурсов потребительской кооперации (преуменьшение доходов и преувеличение расходов), по линии саботажа правительственной директивы о мобилизации внутренних ресурсов и средств населения (недопоступило около 500 млн. руб.), по линии противодействия кредитной реформе )(меньшевики стремились сделать потребительскую кооперацию независимой от государственного контроля), по линии саботажа директивы правительства о возвращении кооперацией государству 500 млн. руб. на индустриализацию страны. Выяснилось также, что на финансирование всей этой вредительской контрреволюционной работы меньшевистская ячейка Центросоюза получила от "Союзного бюро" 100 тыс. рублей.

Вечернее заседание.
        Два министра правительства Керенского - Некрасов и Гвоздев - ныне вредители, давали свидетельские показания в это вечернее заседание. Вместе со всеми обвиняемыми они облегчали "муки родов истории", работали на интервенцию. Некрасов работал и вредительствовал в Центросоюзе. Начало своей вредительской работы он относит к 1928г.
        Он спокойно излагает план и методику своей вредительской работы в Центросоюзе. На его долю выпало вредительствовать в области распределения промтоваров. Маститый вредитель срывал классовую политику в распределении промтоваров, засорял товаропроводящую сеть, старался вызвать кризисное состояние в стране. В своей вредительской работе Некрасов выполнял директивы членов меньшевистского "Союзного бюро".
        Крыленко. Ощутительные результаты вредительства получались?
        Некрасов. Да.
        Он хочет представить дело таким образом, что вредительствовал только в стенах Центросоюза, а за пределами был чист. Он говорит: "Среди студентов я не позволял себе проводить вредительскую тактику".
        Крыленко. Почему?
        Некрасов. Мне не позволяли остатки совести!..
        Но этот же "остаток совести" позволял ему срывать капитальное строительство кооперации, пытаться создавать кризисы в стране, работать на интервенцию.
        Прокурор задает ему вопрос:
        - Вам известна была конечная цель вредительства?
        Некрасов бормочет о том, что все их надежды возлагались на перерождение советской власти.
        Крыленко. Ну, а если советская власть никак не захочет перерождаться?
        Некрасов. Тогда насильственным путем, - уже без скромности заявляет Некрасов о прежней своей позиции.

Это было судебное заседание, на котором обвиняемые подробно излагали свои вредительские акты. Каждый из них в своей области старался разрушать и срывать социалистическое строительство. Меньшевистские установки были разбиты жизнью.
        Подсудимый Гинзбург, работал в ВСНХ, подготавливал планы минимальных темпов развития промышленности, составлял ложные кон'юнктурные обзоры. Он выступает на суде с таким видом, словно докладывает на кон'юнктурном совете, фундаментально и точно говорит о своих вредительских актах. Приводит примеры: план развития промышленности, который был им составлен на пять лет, осуществлен в три года. В 1929-30г. им был запроектирован об'ем капитальных работ в 1 млрд. руб., фактически же выполнено на 3 с лишним миллиарда. С помощью кон'юнктурных обзоров Гинзбург доказывал невозможность высоких темпов развития индустриализации. Этот вредитель, окопавшийся в ВСНХ, задерживалсуживал проекты строительства Сталинградского и Магнитогорского заводов.
        Крыленко. Это была сознательная политика?
        Гинзбург. Да, это была сознательная политика, которая диктовалась меньшевистскими установками.
        Подсудимый Волков вредил в области финансирования машиностроительной промышленности. Он провел недофинансирование Сельмашстроя, Сталинградстроя, Котлотурбины.
        - У меня было сознательное противопоставление одной линии другой.

Свидетель Гвоздев, бывший председатель оборонческой рабочей группы Военно-промышленного комитета и бывший министр труда в правительстве Керенского, осуществлял задачи меньшевистской организации, вредил в Парвагдизе. Составляя генеральный план реконструкции заводов треста, он добивался омертвления капиталов, строительства не тех заводов, какие сейчас необходимы стране. Когда Гвоздев входил в меньшевистскую организацию, об интервенции, как он уверяет, не было еще и речи. Но надежды на эволюцию соцвласти развеялись, и тактика соответственно сменилась. В порядке дня - интервенция. Ее активным проводником в своих вредительских действиях был Гвоздев.
        Подсудимый Шер, бывший член правления Госбанка, вредил в области потребительской и промысловой кооперации. В Госбанке он был "кооператором". Со спокойной наглостью он показывает, что кредитование потребительской кооперации находилось между "Понтием и Пилатом", т.е. между Шером и Петуниным.
        - Я был автором кредитной реформы в промысловой кооперации.
        Но эту реформу он постарался провести в жизнь так, чтобы она вызвала колебание и путаницу на местах.
        Знаменитый циркуляр №22, предлагавший перейти на новые формы кредитования, был дан на места по телеграфу. Никто к этому не был готов, и реформа спутала работу кооперации.
        - Путали все, - говорит Шер, - и наши управляющие, и кооперация...
        Эту путаницу, т.-е. вредительство, нарушавшую деятельность народного хозяйства, создал и проводил меньшевик Шер.
        Подсудимые Берлацкий и Громан подробно давали показания о своей вредительской работе по заданиям "Союзного бюро" в Госбанке и Госплане.

* * *

Перед закрытием судебного заседания тов.Крыленко ходатайствует о разрешении государственному обвинителю в своей речи ссылаться на целый ряд докладов, статей и книг лидеров II интернационала, заграничной делегации меньшевиков и др. Суд удовлетворяет ходатайство Крыленко.
        Далее тов.Крыленко останавливает внимание суда на клятвенном заявлении Абрамовича о его неприезде в Москву в 1928г., заверенное германским судом со ссылкой на лиц, связанных с заграничной делегацией. Как обличалось уже на предыдущем судебном заседании, Абрамович тщетно и нагло открещивается от явных фактов своего пребывания в Москве в 1928г. подсудимые - Громан, Шер, Гинзбург, Залкинд и Финн-Енотаевский - снова подтверждают всю лживость и наглость заявления Абрамовича.

ГРОМАН.
        - К тому, что я сказал прошлый раз, мне добавить нечего. Меня заявление Абрамовича ни в коей мере не может убедить и поселить во мне сомнение в самом том факте, о котором я доложил суду. Если я не лишен умственных способностей и нахожусь не в доме умалишенных, то как бы живое лицо, мне известное, ни доказывало, что я его не видел, если я его видел, то я этого отрицать не могу. А что касается характера заявления Абрамовича (заверенного какими-то свидетелями), то можно найти десятки людей, по тем или иным причинам, по тем или иным политическим мотивам, для определенных политических целей, готовых подтвердить тот факт, который можно использовать в партийном отношении.

ШЕР.
        Я подтверждаю свои прежние показания, и этот документ (заявление Абрамовича), если его можно назвать документом, так как действительное его юридическое значение ничтожно, - этот документ является плохим и очень плохим элементарным, конспиративным приемом. Ясное дело, что если кто-либо переходит на нелегальное положение (в прежнее время это тоже приходилось делать), то легальное его существо как-то должно сохраняться. Мне приходилось жить в России, числясь нелегально за границей, и если бы мне было заявлено, что я нахожусь за границей, я, вероятно, нашел бы не одно, а много лиц, которые у нотариуса удостоверили бы мое пребывание в России.
        Я Абрамовича видел, я с ним разговаривал и этот факт утверждаю твердо и определенно.

ГИНЗБУРГ.
        - Я также подтверждаю те показания, которые я давал в смысле двух встреч, которые я имел с Абрамовичем в Москве. Я могу понять то заявление, которое сделал Абрамович, может быть, только как совершенно ложное понимание великодушия в отношении нас, бывших единомышленников. Может быть, он думает нас, до известной степени оправдать: дескать, что не было его посещения, что он не убеждал нас в интервенции, во вредительстве и т.д. Я заявляю, что нам это великодушие совершенно не нужно. Единственно правильный шаг, - это сделать разоружение, совершенно открыто, - здесь перед пролетарским судом.

ЗАЛКИНД.
        - Я полагаю, что сейчас нет особой надобности вновь пространно повторять суду мою оценку всего поведения Абрамовича в связи с настоящим процессом.
        Я сейчас вышел для того, чтобы подтвердить суду еще раз факт моей встречи с Абрамовичем именно в те даты, в тех местах, которые мною были указаны суду. Никакие подтасованные документы, которые Абрамович, может быть десятками, будет присылать, не могут устраниить из моего существа того факта, что Абрамович был в Москве.

ФИНН-ЕНОТАЕВСКИЙ.
        Абрамович здесь был в 1928г. Я присоединяюсь к 13 моим товарищам по процессу в том, что отрицание заграничной делегацией того, что они являются истинными вдохновителями преступления, ЯВЛЯЕТСЯ ЛОЖЬЮ.

* * *

Показания и допрос подсудимых закончены. Судебное следствие считается законченным. Следующее заседание суда состоится сегодня в 6 час. вечера, и откроется прением сторон.

Это не факт, а присяга.
        Д.Заславский.
        Когда Пуанкаре отрицал, что он принимал делегацию "Торгпрома" по вопросу об интервенции, он не присягал. Но "Социалистический вестник" ему поверил.
        Когда Третьяков, Федоров и другие русские капиталисты отрицали свою встречу в Париже с Рамзиным и Ларичевым, они не присягали. Но заграничная делегация меньшевиков им поверила.
        Когда Милюков категорически отрицал свою встречу с Юровским и даже знакомство с ним, он не присягал. Но Абрамович ему поверил.
        Когда разбойники буржуазии... Но таких случаев можно привести сотни! - они не присягали, но плуты и жулики им верили на слово.
        Почему же, когда Абрамович отрицает свою поездку в Советский союз, ему надо присягать? Разве Пуанкаре, Третьяков, Рябушинский, Милюков не поверят ему на его честное, благородное, меньшевистское слово?
        Неужели даже до того дошли меньшевики за границей, что ни одного слова им сказать нельзя, чтобы не побожиться?

* * *

В деле подтверждения лжи присягой в буржуазном суде не Абрамовичу принадлежит первое слово. Не он это выдумал. И тем, что он принес присягу, он лишний раз подтвердил теснейшую связь меньшевиков с интервенционистской буржуазией.
        Показания, данные под присягой, это новейший метод, применяемый капиталом в антисоветской политике. Для того, чтобы оправдать ограничение или запрещение ввоза советского леса, американские капиталисты раздобыли какого-то мерзавца из белогвардейцев, который присягнул в суде, что на лесозаготовках применяется принудительный труд. Это была ложь заведомая, но американским черносотенцам не требуется истина, основанная на фактах и строгой проверке фактов. Им нужна истина, основанная на присяге.
        Когда английские твердолобые решили начать и у себя кампанию за разрыв с Советским союзом и за прямую подготовку блокады и интервенции, они тоже раздобыли прохвоста, который присягнул в суде, что на лесозаготовках работают "рабы". Существует весьма основательное предположение, что торжественную присягу перед важными судьями в париках и средневековых мантиях принес не кто иной, как сбежавший из тюрьмы растлитель малолетних девочек Федор Чайко. Недаром твердолобые скрывают имя этого мужественного борца за истину.
        Абрамович пошел по новой, но уже проторенной дороге. Он стал на то же место, на котором до него стояли белогвардеец и уголовный преступник, и так же, как они поднял благоговейно руку, и так же, как они, честно сверкнул очами, и так же, как они, принес присягу.
        И теперь у него в руках - истина! Истина за подписью и печатью. И если факты противоречат этой истине - тем хуже для фактов.
        Сотни тысяч лесорубов в советских лесах могут заявить, что гнусная это ложь - рассказы о принудительном труде в СССР. Сотни иностранных специалистов в СССР могут приводить факты, им известные, в опровержение антисоветской брехни. Всему этому буржуазное правительство, затеявшее подготовку интервенции, противопоставляет бумажку: присягу заведомого негодяя.
        И уже формируются кадры профессиональных присягателей. Они готовы под присягой в буржуазном суде засвидетельствовать все, что угодно.
        - В СССР ежедневно сжигают живьем по епископу? Присягаю и клянусь.
        - В СССР проведена социализация женщин? Присягаю и клянусь.
        - В СССР большевики едят кулаков и закусывают меньшевиками? Присягаю и клянусь.
        - Я ездил в СССР для контрреволюционной работы? Да боже меня сохрани! Присягаю и клянусь.

* * *

Если Абрамович присягает, что никогда не был в СССР после 1920г., хотя его видел, говорил с ним целый ряд его товарищей по партии, хотя о приезде его было известно еще в более широком меньшевистском кругу, то почему бы Дану не присягнуть, что он никогда не встречался в Берлине с Громаном? С Петуниным?
        Почему бы Далину не присягнуть, что он не разговаривал с Тейтельбаумом?
        Почему бы им всем не присягнуть, что они не встречались и не беседовали с Гинзбургом?
        Почему бы Валькирии "Соцвестника", Ольге Доманевской, не присягнуть, что она никогда не состояла в нежно-химической переписке с Зигфридом - Иковым?
        Сделайте одолжение, господа, не стесняйтесь, присягайте оптом! Это выйдет внушительнее, и, может быть, германский буржуазный суд вам сделает скидку на присяге, как оптовым потребителям.
        Присягайте хором. И даже непременно присягайте, потому что присяга Абрамовича в одиночку кладет тень на ваше отрицание фактов без присяги. Почему именно поездка Абрамовича, одна и не самая существенная деталь процесса требует присяги?
        Почему буржуазия готова удовлетвориться, как и прежде бывало, во всех вопросах прямым меньшевистским отрицанием фактов, а в деле поездки Абрамовича требует бумажки за подписью?
        Кому нужна эта бумажка? Кого она должна выгородить и спасти?
        Господин Абрамович, ваша присяга ужасно подозрительна! Свой собственный след от поездки вы замели бы простой ложью. Чей след от вашей поездки вам надо замести ложью документированной?
        Какое учреждение Абрамович боится скомпрометировать своей поездкой? Кто выдавал ему паспорт на чужое имя? Кто содействовал ему? "К" или "Р" или какая-либо другая буква из шпионской азбуки некоторых государств?

* * *

Беру определение присяги из первого попавшегося под руку буржуазного руководства:
         "Так как доказательность присяги не есть нечто об'ективное, а лишь суб'ективное, зависящего от доверия, питаемого одной стороной к другой, от известного миросозерцания тяжущихся и т.д., закон, с одной стороны, предоставив это доказательство вполне лишь обоюдному соглашению сторон и воспретив суду принуждать кого-либо к принятию присяги, с другой стороны, постарался оградить действие присяги точно определенными границами".
        Социал-демократ Абрамович и прочие, вкупе с ним, как звучат для вас эти слова буржуазного юриста?
        - Доверие, питаемое одной стороной к другой....
        - Известное миросозерцание сторон...
        Если эти слова не звучат для вас полновесной пощечиной по меньшевистским томным ланитам, то вы потеряли, стало быть, в эмиграции всякий музыкальный слух.
        Доказательность присяги, говорит буржуазный юрист, зависит от доверия, которое одна сторона питает к другой. Рабочий класс, господин Абрамович, не питает никакого доверия к той стороне, на которой вы находитесь. Милюков был умнее вас и не бегал за доверием против пролетариата к буржуазному суду. Впрочем, меньшевик и не пытается заручиться доверием рабочего класса. Он знает, что это безнадежно. Он хлопочет в буржуазном суде о доверии буржуазии и буржуазия охотно выдаст своему слуге свидетельство о политической благонадежности.
        Доказательность присяги, говорит буржуазный юрист, зависит от миросозерцания тяжущихся. У рабочего класса, господин социал-демократ Абрамович, совсем иное миросозерцание, чем у буржуазии. Это даже вы когда-то знали.

* * *

Абрамовичу остается только пожалеть, что он всего лишь благочестивый еврей, а не правоверный католик. Если бы он был католиком, римский папа за присягу отпустил бы ему не только ложь в прошлом, но и разрешил бы лгать в будущем. Папа выдавал такие бумажки за подписью и печатью, - они назывались индульгенциями и разрешали человеку на законном основании брехать, сколько влезет. Антисоветскую брехню папа римский удостоверил бы с особым удовольствием.
        Индульгенции недействительны в пролетарском суде, социал-демократ господин Абрамович: ни индульгенции папы римского на пергаменте с печатью из воска, ни индульгенции герр рейхерата из берлинского крайсгерихта на простой мягкой бумажке с оттиском каучукового штемпеля.

Колхозное строительство в Московской области.
        (Окончание. См. "Правду", №62).
        Г.Каминский.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА - РЕШАЮЩЕЕ ЗВЕНО.
        Основное - это помощь колхозам организовать труд, организовать производство. В массе своей те люди, которые сейчас ведут это дело в колхозах, имеют совершенно недостаточный опыт организации крупного производства.
        Возьмите такой вопрос, как переход на сдельщину. У нас во многих местах, вопреки всем директивам, распределяли расход не по труду, а по единому, уравнительному принципу. И вот от этих упрощенных методов хозяйничанья нам надо не только перейти к распределению по трудодням, но и к еще более сложной форме - к сдельщине. Если сдельщину проводить не формально, то эффект она даст огромный. Мы имеем опыт совхозов, где переход на сдельщину сразу повышает производительность труда на 30-40 проц., а иногда и еще больше.
        Возьмем вопрос о трудовой дисциплине в колхозах. Разве нам всем не известны факты, когда в самые горячие дни уборки во многих колхозах не выходила на работу под разными предлогами значительная часть колхозников? Тут каждый день, каждый час промедления грозит потерей десятков тонн овощей, а колхоз не может справиться с кучкой лодырей, срывающих работу и деморализующих весь колхоз.
        Чтобы ликвидировать бесхозяйственность, добиться бережного отношения к скоту и ко всему имуществу, поднять дисциплину, обеспечить высокое качество работы плугаря, полольщицы, скотника, доильщиц и т.д., - для этого мало давать директивы "вообще". Тут надо знать каждый колхоз до деталей, знать людей, знать, чего и как добились лучшие колхозы, и этот их опыт, деловой, практический опыт, перенести во все остальные колхозы.
        Надо создать непосредственную материальную заинтересованность каждого работника и на этой основе двигать дело соцсоревнования и ударничества. Ты ухаживаешь за коровами - получаешь тем больше, чем выше удой. Вскармливаешь свиней - получишь тем больше, чем больше свиньи веса нагуляли. И это стимулирование, тщательно продуманное в отношении каждой работы, должно пронизать всю систему организации труда в колхозах.
        Мы боремся за артель - это главная наша задача. Мы строим и коммуны. Но мы не должны пренебрегать и товариществами по общественной обработке земли. Если взять, например, процент товариществ по обработке земли в ЦЧО и у нас, то мы получим такое соотношение: в ЦЧО - 17 проц., у нас - 5 проц. на Сев.Кавказе товариществ по обработке земли тоже больше, чем у нас. Это не значит, конечно, что мы должны сейчас броситься в сторону развертывания тозов. Тозы - это такая организация, в которой хозяйство по-настоящему не может быть поставлено, это довольно текучая организация. Но пренебрегать вовсе тозами отнюдь не следует. Если, скажем, с артелью никак не выходит, то что же, - разве мы должны отказаться от тозов? Мы должны в таком случае двинуть организацию тозов с тем, чтобы потом подымать их к артели. Борьба за артель, но не в коем случае не игнорирование тозов.

МТО И МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОБЛАСТИ.
        Впервые в Московской области мы строим сеть МТС. Этот факт имеет огромное значение для ускорения под'ема колхозного движения в нашей области и коренной реконструкции сельскохозяйственного производства.
        Мы ставим задачу так развернуть МТС, чтобы разрешить в первую очередь самые важные, узловые вопросы нашей работы. А такими узловыми задачами является развертывание колхозов в льноводной зоне, самой отстающей, и развертывание работы по овощам и молочному животноводству. Наконец, огромное значение имеют МТС и для наших зерновых районов. В соответствии с этим мы распределяем наши МТС. Сейчас мы имеем 26 МТС, а к осени будем иметь 38 с 13 тыс. лошадиных сил.
        В льняных районах МТС будут производить под'ем и обработку новых земель под лен за половину обычной стоимости этих работ. МТС должны будут провести там ряд мелиоративных работ, раскорчевку земли, распашку кустарников. Таким образом, МТС в районах льна, создав опорную базу коллективизации и максимально расширив площадь подо льном в следующем году, вооруженные гусеничными тракторами со специальным оборудованием для мелиорации и раскорчевки, перейдут в наступление на болота, кочки и кустарники.
        МТС в условиях Московской области должны будут форсировать дальнейшее обобществление не только полеводства, но и животноводства прежде всего путем механизации производства кормов.
        Задачей исключительной важности для сельского хозяйства области является механизация обработки и уборки льна и огородных культур. Иначе неизбежно, что, добившись роста посевов и повышения урожайности, мы будем сводить на-нет успехи, не справляясь с уборкой.
        Механизация - единственный путь коренного разрешения проблемы овощей. Высокотрудоемкие культуры огородничества требуют в среднем больше 200 рабочих дней на один гектар, в то время как механизация уменьшает эту потребность в 6-10 раз.
        Специальные тракторы для пропашных культур (формолы), фрезы, картофелесажалки, картофелекопалки, льнотеребилки - вот машины, которых ждет сельское хозяйство области и к производству которых мы должны со всей силой и настойчивостью повернуть внимание нашей промышленности.
        Ход договорной кампании МТС показывает, что значение этой кампании не понято как следует нашими организациями. Есть районы, в которых МТС прямо находятся под угрозой. И мы должны договориться, - лучше заранее, чем потом, - что районы, которые эту работу не сумеют провести, которые думают, что МТС даст им колхозы в готовом виде, а они будут спать и галушки будут прямо с неба попадать им в рот, - такие районы мы лишим машинно-тракторных станций. Люди думают, что раз есть МТС, то все остальное приложится само собой.
        Мы должны сейчас же обеспечить, чтобы в районах МТС было поставлено серьезно капитальное строительство, чтобы мастерские и нефтехранилища были оборудованы, чтобы были подготовлены трактористы и т.д. Без этого МТС своей задачи не выполнят.
        Наряду с МТС мы строим сейчас в льноводческих районах 36 льнозаводов и 125 мочильных ям. Эта та техническая база, на основе которой мы сможем развернуть всю работу в районах льна. Сочетание МТС и льнозаводов и есть важнейший материально-технический рычаг коллективизации в этих районах.
        В огородной зоне самое важное - это МТС, парниковое дело, развертывание огородного семеноводства, перерабатывающие предприятия и транспорт.
        В животноводстве важнейшими мероприятиями являются развертывание молочно-товарных ферм и организация кормовой базы и, в частности, силос.
        Чтобы получить наиболее сильный эффект в деле коллективизации, мы должны сочетать ряд рычагов: МТС, льнозавод и силос; МТС, молочная ферма и силос; МТС и парники, и т.д.
        Мы взяли такую линию: выбрали 38 ведущих районов по всем зонам с тем, чтобы эти ведущие районы, в которых мы будем концентрировать основные средства (технические и финансовые), дали значительный толчок всему делу коллективизации в области и подняли товарность сельского хозяйства. Само собой разумеется, товарищи, что выделение этих 38 районов ни в коей мере не должно ослабить работу во всех остальных районах. Больше того: именно это обстоятельство должно вызвать на соревнование с ними другие районы.

БОРЬБА ЗА МОЛОКО И КОРМОВУЮ БАЗУ.
        Мы ставим задачей в текущем году развернуть в Московской области 500 молочно-товарных ферм в колхозам, со стадом коров в 58 тыс. голов. Эти 500 опорных колхозных молочно-товарных ферм должны произвести 60 проц. всего товарного молока в колхозном секторе. План 1931 года предусматривает также сооружение 106 молочных заводов и 76 сливных пунктов. В итоге такого развития социалистического сектора молочного животноводства в 1931г. совхозы и колхозы должны дать 630 тыс. тонн из общей суммы товарного молока в 750 тыс. тонн.
        Но это все по плану. На деле же, надо сказать, мы очень плохо ведем борьбу за товарное молоко, так как товарность товарность этих колхозных ферм пока что совершенно недостаточна.
        Мы не поставим животноводство в Московской области, если не разрешим кормовую проблему. Тот факт, что из 90 совхозов Молочно-овощного треста только небольшая часть совхозов живет на собственных кормах, а остальные - на привозном корме, тот факт, что подавляющее большинство колхозов (за крайне редким исключением) испытывает острейший недостаток в кормах, указывает на совершенно недопустимое отставание в решении кормового вопроса области.
        Мы каленым железом должны вытравить остатки вредительства и осуществить организационно, научно и технически продуманную развернутую программу мероприятий по организации прочной кормовой базы в нашей области.
        Развитие собственной кормовой базы в нашей области должно итти в направлении развития посевов кормовых трав и корнеплодов, развитие посевов культур на силос и силосование кормов, широкого проведения работ по улучшению лугов и пастбищ и организации широкого использования отходов промышленности и городов.
        Посевная площадь трав в текущем году должна быть нами доведена до 868 тыс. га (увеличение на 35 проц. против прошлого года). Площадь полд сеяными травами в совхозах должна возрасти на 184 проц. по сравнению с прошлым годом, а посевы трав в колхозах должны быть увеличены в 4 раза (с 45 тыс. га до 190 тыс. га).
        В 1931 году мы должны выполнить программу силосования кормов в колхозах в количестве не менее 600 тыс. тонн.
        Мы должны к началу уборочной кампании закончить постройку в колхозах 500 силосных башен. Мы должны завести силосорезки, обеспечив инструктаж и подготовку кадров для этой цели. Мы должны по-боевому выполнять силосный план на 100 проц., а не на 15-20 проц., как это было в прошлом году.
        Богатейшие луговые массивы по Оке и Москве-реке могут дать огромный прирост сена при небольших затратах на их улучшение.
        Эти ресурсы у нас почти не использованы, в то время как они должны сыграть крупнейшую роль, в частности для откорма свиней.

БОРЬБА ЗА ОВОЩИ И ЛЕН.
        В прошлые годы основная масса товарных овощей была сосредоточена в руках подмосковных кулаков-огородников. В истекшем году наши совхозы и колхозы уже в значительной степени заменили кулацкое производство овощей.
        В этом году колхозы и совхозы должны не только полностью заменить кулака в производстве овощей, но и так развернуть свое производство, чтобы в основном обеспечить полностью потребности в них Москвы и пролетарских центров области.
        Посевная площадь под овощами должна в этом году вырасти с 74 тыс. га до 130 тыс. га. В колхозах площади под огородами должны будут увеличиться почтив 3 раза и в совхозах в 4 раза с тем, чтобы общая площадь под овощами в колхозах и совхозах области достигла в 1931 году 83 тыс. га.
        Рабочие фабрик и заводов, заинтересованные в снабжении овощами, должны установить непосредственную связь с колхозами и совхозами, оказывая им всемерную хозяйственную и организационную помощь в части производства и снабжения машинами для огородных культур, выделки рам для парников, организации транспорта, овощехранилищ и т.д.
        Мы запроектировали увеличение посевов льна по области на 38 проц., а это осуществимо только при пятикратном увеличении площадей под льном как в совхозах (с 2 тыс. до 10 тыс. га), так и в колхозах (с 9 тыс. до 44 тыс. га). Мы решим эту задачу, если повысим удельный вес льна в посевах колхозов. Тот факт, что отдельные колхозы уже в прошлом году сумели довести посев льна до 30-35 проц. их площади, указывает на полную возможность организации специализированных высокотоварных льняных колхозов.

ВЕСЕННЮЮ КАМПАНИЮ ПРОВЕСТИ ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ.
        Мы разбили правых и "левых" оппортунистов и примиренцев, мы разбили наголову организационно и идеологически уклонистов от генеральной линии партии. Сейчас дело сводится к тому, чтобы эту линию партии, которую мы отстояли, практически провести на деле.
        Мы должны покончить с такими навыками, когда люди ждут, пока телеграмму пришлют, а без нее - сделает шажок вперед, потом заснет, проснется - еще раз шажок сделает. Разве это организатор? Такой человек склонен обычно бросаться в другую крайность: проценты распишет - и пойдет игра в "коллективизацию". Этого нам не нужно. Никакой игры в проценты коллективизации мы не допустим. Мы должны в корне пресекать всякого рода загибы, которые в какой бы то ни было степени повторили бы прошлогодние ошибки и извращения.
        В подготовке к весенней кампании мы по многим показателям стоим на последнем или на предпоследнем месте в Союзе. Надо положить конец отставанию, надо повернуть всю организацию к борьбе за большевистскую весну, за полное выполнение планов и в колхозах и по единоличному сектору.
        Руководить конкретно - это значит прежде всего знать дело, которым ты руководишь. Нашим товарищам на местах придется стать льноводами, овощеводами, свиноводами, придется изучать детально опыт организации труда и производства в совхозах и колхозах. Им надо будет основательно изучить, экономически и технически продумать пути разрешения кормовой проблемы, направление специализации отдельных крупных колхозов и т.д.
        Мы имеем огромную армию строителей социализма. Мы создали в деревне новую прочную опору в лице колхозников. Если конкретно подойти к работе каждого бойца этой армии, если поставить дело так, чтобы его труд был правильно организован и чтобы его производственная энергия и инициатива могли полностью проявиться в практической работе, тогда мы получим огромную добавочную силу для решения наших задач. Но для этого надо дойти до таких сугубо конкретных вопросов, как вопрос о веревках, о колесной мази, о сбруе, о подкорме скота к весенним работам. Для этого надо дойти до работы скотника, до работы землеустроителя и т.д. и не гнушаться "мелочами".
        Весна 1931г. будет решающим этапом в создании в Московской области крупного социалистического сектора в деревне, опираясь на который мы сможем дальше двигаться в борьбе за сплошную коллективизацию области, в борьбе за условия для ликвидации кулачества, как класса. чтобы сделать эту весну в нашей области подлинно большевистской, мало мобилизации сил одних наших сельских организаций. Мы должны поднять на борьбу за социалистическую базу в деревне, прочную продовольственную базу в Московской области всех пролетариев, все партийные и профессиональные организации наших пролетарских центров. Можем ли мы увлечь массу рабочих на борьбу за совхозы и колхозы? Как мы увлекаем их борьбой за промфинплан? Можем, если откроем перед ними перспективу гигантского строительства в социалистическом секторе деревни, перспективу решения на этой основе продовольственной проблемы, перспективу победы бедноты и середняков над нищетой и отсталостью и их выхода на широкую дорогу социалистического строительства в сельском хозяйстве.
        Московская организация, которая идет в передовых рядах в отношении промышленного строительства, должна выйти на передовую линию также и в социалистической перестройке сельского хозяйства. Задания Центрального комитета партии должны быть полностью и целиком нами выполнены.

Вся Правда

Главлит:
Полоса подготовлена: S.N.Morozoff