ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ
Коммунистической партии Советского Союза

означать большой шаг назад в ходе исторического развития. Серьезным уроком в этом отношении служит перерождение социального строя в Югославии.
        19. Ленинизм учит, что в социалистической стране вместе с диктатурой пролетариата должна существовать и пролетарская партия. На протяжении всего исторического периода диктатуры пролетариата нельзя обойтись без пролетарской партии. Ибо без руководства пролетарской партии диктатура пролетариата не в состоянии вести борьбу против врагов пролетариата и врагов народа, перевоспитать крестьян и других мелких производителей, вести систематическую работу по упорядочению рядов пролетариата, осуществить строительство социализма и переход к коммунизму.
        Может ли вообще существовать какая-то "партия всего народа"? Можно ли подменять партию пролетариата - его авангард - какой-то "партией всего народа"? Это опять-таки не внутренний вопрос партии какой-либо одной страны, это - один из коренных вопросов, касающихся всеобщей истины марксизма-ленинизма. С точки зрения марксистов-ленинцев, неклассовых или надклассовых партий не существует. Все политические партии носят классовый характер. Партийность есть концентрированное выражение классовости.
        Пролетарская партия - это единственная партия, которая может представлять интересы всего народа. Она может представлять интересы всего народа именно в силу того, что представляет интересы пролетариата, воплощает в себе идеи и волю пролетариата. Она в состоянии руководить всем народом потому, что пролетариат может окончательно освободить себя, только освободив все человечество, потому, что она подходит к вопросам, действуя в соответствии со своей классовой природой и исходя из текущих и перспективных интересов пролетариата, безгранично предана народу и проявляет самоотверженность, потому, что благодаря всему этому в партии создается демократический централизм и железная дисциплина. Без такой партии невозможно сохранить диктатуру пролетариата, не может быть и речи о выражении интересов всего народа.
        Если до вступления в высшую фазу коммунистического общества объявить на полпути о превращении пролетарской партии в какую-то "партию всего народа", отрицать характер партии как партии пролетариата, то что же из этого получается?
        Разве это не противоречит в корне учению Маркса и Ленина о пролетарской партии?
        Разве это не означает организационное и моральное разоружение пролетариата и всех трудящихся? Разве это не равносильно оказанию услуги реставрации капитализма?
        Если в таком случае говорить о каком-то переходе в коммунистическое общество, то не означает ли это брать курс на юг, а двигаться на север?
        20. В последние годы некоторые люди, нарушив цельное учение Ленина о взаимоотношениях между вождями, партией, классом и массами, выдвинули вопрос о так называемой "борьбе против культа личности", что является ошибочным и вредным.
        Цельное учение Ленина таково:
        а) массы делятся на классы;
        б) классами руководят обычно политические партии;
        в) политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями.
        В.И. Ленин говорил: "Все это азбука".
        Пролетарская партия есть революционный и боевой штаб пролетариата. Любая пролетарская партия должна осуществлять централизм, основанный на демократии, должна создать крепкое марксистско-ленинское руководство; только тогда она сможет стать организованным и боеспособным авангардом. Выдвигать вопрос о так называемой "борьбе против культа личности" - значит фактически противопоставлять вождей массам, нарушать единое руководство партии, построенное на демократическом централизме, ослаблять боеспособность партии, разлагать партийные ряды.
        В.И. Ленин критиковал ошибочные взгляды, противопоставляющие вождей массам. Он говорил, что это "есть смехотворная нелепость и глупость".
        Коммунистическая партия Китая всегда отрицательно относится к преувеличению роли личности, отстаивает и неуклонно осуществляет демократический централизм в партии, стоит за связь руководства с массами, считая, что для правильного руководства необходимо умело концентрировать мнение масс.
        Некоторые люди усиленно ведут так называемую "борьбу против культа личности", а фактически всячески порочат пролетарскую партию и диктатуру пролетариата; в то же время они на все лады афишируют роль некоторых личностей, сваливая все ошибки на других и приписывая себе все заслуги.
        И - что более серьезно - некоторые люди под предлогом так называемой "борьбы против культа личности" грубо вмешиваются во внутренние дела других братских партий и братских стран, насильно сменяют руководство в других братских партиях, чтобы навязать им свою ошибочную линию. Если это не великодержавный шовинизм, сектантство, раскольничество и подрывная деятельность, то что же это такое?
        Пора по-серьезному и всесторонне развернуть пропаганду цельного учения Ленина о взаимоотношениях между вождями, партией, классом и массами.
        21. Взаимоотношения между социалистическими странами представляют собой межгосударственные отношения нового типа. Социалистические страны, будь то большие или малые, экономически более развитые или менее развитые, должны строить свои взаимоотношения на принципах полного равноправия, уважения территориальной целостности, уважения государственного суверенитета и независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга должны строить свои взаимоотношения на принципе взаимной поддержки и взаимной помощи, в духе пролетарского интернационализма. В деле строительства любая социалистическая страна должна главным образом опираться на свои собственные силы. Каждая социалистическая страна прежде всего должна в соответствии со своими конкретными условиями, опираясь на упорный труд и творческие способности народа, полностью и планомерно использовать все свои ресурсы, которые можно использовать, выявлять все резервы в социалистическом строительстве своей страны. Лишь таким образом она сможет эффективно и плодотворно строить социализм, сможет быстро развивать свою экономику. Только таким образом каждая социалистическая страна может укреплять мощь всего социалистического лагеря и у нее будет больше сил для оказания помощи и поддержки революционному делу международного пролетариата. Следовательно, проведение курса на осуществление строительства главным образом своими собственными силами есть конкретное воплощение пролетарского интернационализма. Если какая-нибудь социалистическая страна, исходя лишь из своих частных интересов, односторонне требует от других братских стран подчиняться ее нуждам и под предлогом борьбы против так называемых "обособленного строительства" и "национализма" выступает против того, чтобы другие братские страны проводили курс на осуществление строительства главным образом своими собственными силами, выступает против развития экономики других братских стран на основе независимости и самостоятельности и даже оказывает на них экономическое давление, то это есть проявление чистейшего национального эгоизма.
        Социалистическим странам совершенно необходимо осуществлять взаимную помощь, сотрудничество и взаимный обмен в области экономики. Такое экономическое сотрудничество должно строиться на принципах полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
        Если отрицать эти основные принципы и под предлогом "международного разделения труда" и "специализации" навязывать свою волю другим, ущемлять независимость и суверенитет других братских стран, нарушать интересы их народов, то это есть великодержавный шовинизм.
        Тем более было бы крайне абсурдным переносить существующую во взаимоотношениях между капиталистическими странами практику - извлекать выгоду для себя, действуя в ущерб другим, - на взаимоотношения между социалистическими странами и даже считать, что так называемые "экономическая интеграция" и "общий рынок", созданные монополистическими объединениями в целях захвата рынков и дележа прибылей, могут служить образцом экономической взаимопомощи и сотрудничества для социалистических стран.
        22. В Декларации 1957 года и Заявлении 1960 года установлены нормы взаимоотношений между братскими партиями. Этими нормами являются основанные на марксизме-ленинизме и пролетарском интернационализме принцип объединения, принцип взаимной поддержки и взаимной помощи, принцип независимости, самостоятельности и равноправия, принцип достижения единых взглядов путем консультаций.
        Мы обратили внимание на то, что в письме ЦК КПСС от 30 марта говорится, что в коммунистическом движении нет партий "вышестоящих" и "подчиненных", что все коммунистические партии самостоятельны и равноправны, что они должны строить свои отношения на основе пролетарского интернационализма и взаимопомощи.
        Одно из ценных качеств коммуниста состоит в том, что у него слова не расходятся с делом. Единственно правильный путь к сохранению и укреплению сплоченности братских партий - это не только на словах, но и, что более важно, на деле действительно отстаивать принципы пролетарского интернационализма, а не отходить от них, действительно соблюдать нормы взаимоотношений между братскими партиями, а не нарушать их.
        Если признавать принцип самостоятельности и равноправия во взаимоотношениях между братскими партиями, то недопустимо ставить себя над другими братскими партиями, недопустимо вмешиваться во внутренние дела братских партий, недопустимы патриархальные замашки в отношениях с братскими партиями.
        Если признавать, что во взаимоотношениях между братскими партиями нет партий "вышестоящих" и "подчиненных", то недопустимо навязывать другим братским партиям программу, решения и линию своей партии как "общую программу" международного коммунистического движения.
        Если признавать во взаимоотношениях между братскими партиями принцип выработки единых взглядов путем консультаций, то не следует твердить, что кто-то находится в большинстве, а кто-то - в меньшинстве; не следует, опираясь на так называемое большинство, насильно проводить свою ошибочную линию и осуществлять сектантскую и раскольническую политику.
        Если соглашаться с тем, что разногласия между братскими партиями должны разрешаться путем внутренних консультаций, то не следует выступать с открытыми и прямыми нападками на другие братские партии, используя для этого съезды, своей и других партий, выступления руководителей, решения, заявления и т.д.; тем более не следует распространять идеологические разногласия между братскими партиями на межгосударственные отношения.
        Мы считаем, что в настоящее время, когда существуют разногласия в рядах международного коммунистического движения, особенно важно подчеркивать необходимость строгого соблюдения норм а взаимоотношений между братскими партиями, предусмотренных Декларацией и Заявлением.
        Ныне в отношениях между братскими партиями, братскими странами особо выделяется вопрос о советско-албанских отношениях. Вопрос об отношениях между КПСС и АПТ, между Советским Союзом и Албанией является вопросом о том, как правильно относиться к братским партиям и братским странам, вопросом о том, нужно ли соблюдать предусмотренные Декларацией и Заявлением нормы взаимоотношений между братскими партиями и между братскими странами. Правильное разрешение этого вопроса имеет принципиальное значение для сохранения сплоченности социалистического лагеря и сплоченности международного коммунистического движения.
        Подход к братской марксистско-ленинской партии, Албанской партии труда, - это одно дело. Подход же к ренегатам марксизма-ленинизма, югославской ревизионистской клике, - это другое дело. Эти два в корне различных по своему характеру вопроса никак нельзя ставить на одну доску.
        В своем письме вы, с одной стороны, заявляете, что не отказываетесь от мысли, что "отношения между КПСС и АПТ могут быть улучшены", а с другой стороны, продолжаете нападать на албанских товарищей, обвиняя их в "раскольнических действиях". Это представляет собой явное противоречие и не помогает разрешению вопроса о советско-албанских отношениях.
        Кто же предпринял раскольнические действия в области советско-албанских отношений?
        Кто же распространил идеологические разногласия между КПСС и АПТ на межгосударственные отношения? Кто же предал гласности перед лицом врагов разногласия между КПСС и АПТ, между Советским Союзом и Албанией?
        Кто же открыто призывал к изменению состава партийного и государственного руководства Албании? Все это ясно всему миру. Неужели руководящие товарищи из КПСС действительно не чувствуют своей ответственности за столь серьезное ухудшение советско-албанских отношений?
        Мы еще раз выражаем искреннюю надежду, что руководящие товарищи из КПСС будут придерживаться норм взаимоотношений между братскими партиями и между братскими странами и проявят инициативу в поисках эффективных путей к улучшению советско-албанских отношений.
        Одним словом, к разрешению вопроса о взаимоотношениях между братскими партиями и между братскими странами нужно подходить со всей серьезностью. Лишь строгое соблюдение норм взаимоотношений между братскими партиями и между братскими странами будет наиболее эффективным отпором клевете, такой, как "рука Москвы", которую распространяют империалисты и реакционеры.
        Требования пролетарского интернационализма не делают исключений ни для каких партий, будь то большие или малые, правящие или не стоящие у власти, однако особенно большую ответственность несут в этой области большие партии и правящие партии. Целый ряд событий, которые имели место за прошедший период в социалистическом лагере и вызвали глубокое огорчение, наносит ущерб не только интересам соответствующих братских партий, но и интересам широких народных масс соответствующих братских стран. Этот факт со всей убедительностью показывает, что большие страны и большие партии должны крепко помнить заветы Ленина и ни в коем случае не допускать таких ошибок, как великодержавный шовинизм.
        В своем письме товарищи из КПСС заявили: "КПСС никогда не делала и не сделает ни одного шага, который мог бы посеять у народов нашей страны неприязнь по отношению к братскому китайскому народу, другим народам". Мы не хотим напоминать здесь о тех многочисленных неприятностях, которые имели место в прошлом. Нам хотелось бы надеяться, что товарищи из КПСС будут строго придерживаться этого заявления в своих действиях.
        За последние годы, хотя мы и столкнулись с целым рядом серьезных нарушений норм взаимоотношений между братскими партиями и между братскими странами, хотя нам создали много трудностей и причинили большой ущерб, тем не менее члены нашей партии и наш народ проявили исключительную сдержанность. Пролетарский интернационализм китайских коммунистов и китайского народа выдержал суровое испытание.
        Коммунистическая партия Китая неизменно верна пролетарскому интернационализму, строго соблюдает и отстаивает нормы взаимоотношений между братскими партиями и между братскими странами, предусмотренные Декларацией 1957 годя и Заявлением 1960 года, отстаивает и укрепляет сплоченность социалистического лагеря и сплоченность международного коммунистического движения.
        23. Для осуществления общей программы международного коммунистического движения, согласованной всеми братскими партиями, необходимо вести непримиримую борьбу со всякого рода оппортунизмом, который идет вразрез с марксизмом-ленинизмом.
        В Декларации и Заявлении указывается, что главной опасностью в международном коммунистическом движении является ревизионизм, или правый оппортунизм. Югославские ревизионисты - это представители современного ревизионизма.
        В Заявлении особо отмечается:
        "Коммунистические партии единодушно осудили югославскую разновидность международного оппортунизма, являющуюся концентрированным выражением "теорий" современных ревизионистов".
        Вслед за этим в Заявлении указывается:
        "Изменив марксизму-ленинизму, объявляя его устаревшим, руководители СКЮ противопоставили Декларации 1957 г. свою антиленинскую ревизионистскую программу, противопоставили СКЮ всему международному коммунистическому движению, оторвали свою страну от социалистического лагеря, поставили ее в зависимость от так называемой "помощи" американских и других империалистов".
        Далее в Заявлении говорится:
        "Югославские ревизионисты ведут подрывную работу против социалистического лагеря и мирового коммунистического движения. Под предлогом внеблоковой политики они развертывают деятельность, наносящую ущерб делу единства всех миролюбивых сил и государств".
        Поэтому в Заявлении делается следующий вывод:
        "Дальнейшее разоблачение руководителей югославских ревизионистов и активная борьба за то, чтобы оградить коммунистическое движение, а также рабочее движение от антиленинских идей югославских ревизионистов, продолжают оставаться необходимой задачей марксистско-ленинских партий".
        Выдвинутый здесь вопрос является важным принципиальным вопросом в международном коммунистическом движении. Вплоть до последнего времени титовская клика все еще открыто заявляет о том, что она настаивает на своей ревизионистской программе, настаивает на своей антимарксистской, антиленинской позиции, противостоящей Декларации и Заявлению.
        В течение длительного времени американский империализм и его партнеры по НАТО расходуют на подкармливание титовской клики миллиарды долларов. Титовская клика, рядясь в тогу "марксизма-ленинизма" и выступая под флагом "социалистической страны", ведет подрывную деятельность против международного коммунистического движения и революционного дела народов мира, действует в качестве отряда особого назначения американского империализма. Утверждения о том, что в Югославии наблюдаются "известные положительные тенденции", что Югославия является "социалистической страной" и что титовская клика представляет собой "антиимпериалистическую силу", совершенно не соответствуют действительности и не имеют под собой никаких оснований.
        Теперь есть люди, которые пытаются протащить югославскую ревизионистскую клику в большую социалистическую семью и в ряды международного коммунистического движения, явно нарушая таким образом соглашение, единогласно принятое на совещании братских партий в 1960 году. Это абсолютно недопустимо. Широкое распространение за последние годы ревизионизма, как идейного, течения, в международном рабочем движении, а также богатый опыт и многочисленные уроки, полученные международным коммунистическим движением, полностью подтвердили правильность положения Декларации и Заявления о том, что в современных условиях главной опасностью в международном коммунистическом движении является ревизионизм.
        Однако некоторые люди вопреки всему утверждают, будто главной опасностью является не ревизионизм, а догматизм, либо твердят, будто догматизм является не менее опасным, чем ревизионизм, и т. п. Какая же тут, спрашивается, принципиальность?
        Стойкие марксисты-ленинцы, настоящие марксистско-ленинские партии должны ставить принципы на первое место. Нельзя торговать принципами, одобрять то одно, то другое, выступать то за это, то за другое.
        Для того, чтобы защитить чистоту марксизма-ленинизма и отстоять принципиальные позиции Декларации и Заявления, китайские коммунисты будучи впредь вместе со всеми марксистами-ленинцами вести непримиримую борьбу против современного ревизионизма.
        Ведя борьбу против ревизионизма, как главной опасности в международном коммунистическом движении, коммунисты должны бороться и против догматизма.
        Как говорится в Декларации 1957 года, пролетарские партии "должны твердо придерживаться принципов сочетания всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции и строительства в своих странах".
        Это значит:
        С одной стороны, необходимо всегда и твердо придерживаться всеобщей истины марксизма-ленинизма. Если поступать иначе, то будут допущены правооппортунистические, или ревизионистские ошибки.
        С другой стороны, необходимо всегда исходить из реальной жизни, держать тесную связь с массами, систематически обобщать опыт борьбы масс, самостоятельно вырабатывать и проводить в жизнь политику и тактику, отвечающие конкретным условиям своей страны, если поступать иначе, механически копировать политику и тактику компартии другой страны, слепо подчиняться воле, навязываемой другими, без всякого разбора рассматривать программу и решения компартий другой страны как свою линию, то это приведет к догматическим ошибкам.
        В настоящее время есть люди, которые как раз нарушают этот основной принцип, давно подтвержденный в Декларации. Под предлогом "творческого развития марксизма-ленинизма" они отказываются от всеобщей истины марксизма-ленинизма. Они выдают рецепт, выдуманный ими в отрыве от действительности и от масс, за какую-то "всеобщую истину марксизма-ленинизма" и заставляют других безоговорочно принять его.
        Именно этим и были вызваны многие серьезные явления, имеющие ныне место в международном коммунистическом движении.
        24. Самый важный опыт международного коммунистического движения заключается в следующем: развитие и победа революции зависят от того, имеется ли пролетарская революционная партия.
        Необходимо иметь революционную партию, созданную на основе революционной теории марксизма-ленинизма и в его революционном стиле.
        Необходимо иметь революционную партию, которая умеет сочетать всеобщую истину марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции в своей стране.
        Необходимо иметь революционную партию, которая умеет осуществлять тесную связь руководства с широкими народными массами.
        Необходимо иметь революционную партию, которая способна отстаивать истину и исправлять ошибки, умело владеет оружием критики и самокритики.
        Лишь такая революционная партия в состоянии руководить пролетариатом и широкими народными массами в деле завоевания победы над империализмом и его приспешниками, в состоянии одержать окончательную победу в национально-демократической революции, в состоянии одержать победу в социалистической революции.
        Если партия представляет собой не пролетарскую, не революционную, а буржуазную реформистскую партию; если она является не марксистско-ленинской, а ревизионистской партией; если она выступает не как авангард пролетариата, а плетется в хвосте у буржуазии;
        если она представляет интересы не пролетариата и широких масс трудящихся, а интересы рабочей аристократии; если она является не интернационалистической, а националистической партией;
        если она не способна самостоятельно мыслить и рассуждать, не может путем тщательного изучения и обследования дать себе ясный отчет в классовых сдвигах, происходящих в стране, не умеет применять всеобщую истину марксизма-ленинизма и сочетать ее с конкретной практикой в своей стране, а лишь повторяет чужие слова, без всякого разбора копирует опыт другой страны, вертится по указке жезла отдельных лиц из-за границы, словом, представляет собой партию, у которой сплошной винегрет, где есть все, что угодно - и ревизионизм, и догматизм, но нет лишь одного - марксистско-ленинской принципиальности, - то такая партия совершенно не в состоянии ни руководить революционной борьбой пролетариата и широких народных масс, ни одержать победу в революции, ни выполнить великую историческую миссию пролетариата.
        Об этом следовало бы серьезно подумать марксистам-ленинцам, сознательным рабочим и всем передовым людям различных стран.
        25. В вопросе о разногласиях, возникших в международном коммунистическом движении, марксисты-ленинцы обязаны отличать правду от неправды. Руководствуясь общими интересами сплочения и борьбы против врагов, мы всегда выступали и выступаем за разрешение вопросов путем внутренних консультаций, против предания гласности разногласий перед лицом врагов.
        Товарищи из КПСС знают, что нынешняя открытая полемика в международном коммунистическом движении вызвана руководителями некоторых братских партий и навязана нам.
        Раз открытая дискуссия уже вызвана, она может вестись лишь на основе равноправия всех братских партий, лишь на демократических началах, лишь путем приведения фактов и выяснения истины.
        Мы считаем, что, поскольку руководители некоторых партий, выступив с открытыми нападками на другие братские партии, вызвали открытую дискуссию, у них нет оснований и нет права запретить братским партиям, на которые они нападают, дать им открытый ответ.
        Поскольку руководители некоторых партий выступили с многочисленными статьями, содержащими нападки на другие братские партии, то почему же, спрашивается, они не публикуют в своей печати ответные статьи этих братских партий?
        За последний период Коммунистическая партия Китая подверглась самым нелепым нападкам. Авторы нападок, подняв большой шум и не считаясь с фактами, обрушились на нас с многочисленными сфабрикованными ими обвинениями. Эти статьи и выступления, содержащие нападки в наш адрес, мы опубликовали в своей печати.
        В нашей печати были опубликованы также и полные тексты доклада руководителя Советского Союза на сессии Верховного Совета СССР от 12 декабря 1962 года, редакционной статьи советской газеты "Правда" от 7 января 1963 года, выступления главы делегации КПСС от 16 января 1963 года на VI съезде Социалистической единой партии Германии, редакционной статьи советской газеты "Правда" от 10 февраля 1963 года.
        Мы также опубликовали полные тексты писем ЦК КПСС от 21 февраля и 30 марта 1963 года.
        На некоторые статьи и выступления ряда братских партий, содержащие нападки в наш адрес, мы уже дали ответ, а на некоторые еще не дали. Так, например, мы еще не отвечали непосредственно на многочисленные статьи и выступления товарищей из КПСС.
        За период с 15 декабря 1962 года по 8 марта 1963 года нами было опубликовано семь статей в ответ тем, кто выступал с нападками на нас. Вот перечень этих статей:
        "Пролетарии всех стран, соединяйтесь, боритесь против нашего общего врага",
        "Разногласия товарища Тольятти с нами",
        "Ленинизм и современный ревизионизм",
        "Сплотимся на основе Московской Декларации и Московского Заявления",
        "Чем вызваны разногласия? Ответ М. Торезу и другим товарищам",
        "Еще раз о разногласиях товарища Тольятти с нами. К некоторым важнейшим вопросам ленинизма в нашу эпоху",
        "О заявлении Коммунистической партий США".
        Утверждая в заключительной части своего письма от 30 марта, будто в статьях, опубликованных в китайской печати, содержатся "необоснованные нападки" на КПСС, вы, должно быть, имеете в виду вышеперечисленные статьи. Называть "нападками" наши статьи, написанные в ответ авторам нападок, - это значит полностью извращать истинное положение вещей.
        Раз вы изображаете наши статьи "необоснованными" и такими скверными, то почему же вы не делаете того, что сделали мы, не публикуете в свою очередь все наши семь статей с так называемыми "необоснованными нападками" и не даете тем самым всем советским товарищам и всему советскому народу возможность подумать и определить, кто прав и кто не прав? Разумеется, вы вправе пункт за пунктом опровергать эти статьи, в которых, как вы считаете, содержатся "необоснованные нападки".
        Вы утверждаете, что наши статьи "необоснованны", что наши взгляды ошибочны, в то же время вы не даете советскому народу правдивой информации о наших подлинных взглядах. Такую практику едва ли можно назвать серьезным подходом к обсуждению вопросов между братскими партиями, серьезным подходом к истине, серьезным подходом к народным массам.
        Мы выражаем надежду, что открытая дискуссия между братскими партиями будет прекращена. К разрешению этого вопроса следует подходить, исходя из принципов независимости, равноправия и выработки единых взглядов путем консультаций между братскими партиями. В международном коммунистическом движении никто не вправе, действуя исключительно по своему усмотрению, выступать с нападками, когда вздумается, и отдавать приказ "прекратить открытую полемику", когда захочется воспретить другой стороне давать ответ.
        Товарищам из КПСС известно, что в целях создания благоприятной атмосферы для созыва Совещания братских партий мы решили начиная с 9 марта 1963 года временно прекратить давать открытый ответ на открытые прямые нападки товарищей из братских партий в наш адрес. Но мы оставляем за собой право на открытый ответ.
        В нашем письме к вам от 9 марта говорится: относительно прекращения открытой дискуссии "необходимо, чтобы наши две партии и соответствующие братские партии провели обсуждение и пришли к приемлемому для всех справедливому соглашению".

* * *

Таковы наши соображения относительно генеральной линии международного коммунистического движения и некоторых связанных с ней принципиальных вопросов. Как уже говорилось в самом начале данного письма, мы надеемся, что такое откровенное изложение нами своих взглядов будет способствовать взаимному пониманию. Конечно, товарищи могут согласиться или не согласиться с этими взглядами. Но вопросы, на которых мы здесь остановились, - это, по нашему мнению, есть те центральные вопросы, на которые международное коммунистическое движение должно обратить внимание и которые оно должно разрешить. Мы надеемся, что все эти вопросы и вопросы, выдвинутые в вашем письме, будут обстоятельно обсуждены во время встречи представителей двух партий и на Совещании представителей братских партий всего мира.
        Кроме того, есть еще ряд представляющих общий интерес вопросов, например, вопрос о критике И.В. Сталина, некоторые важнейшие принципиальные вопросы международного коммунистического движения, выдвинутые на XX и XXII съездах КПСС, и т.д. По этим вопросам мы также надеемся откровенно обменяться мнениями во время встречи.
        Относительно встречи представителей двух партий мы в письме от 9 марта предлагали, чтобы товарищ Хрущев приехал в Пекин; если же это представится неудобным, то ЦК КПСС мог бы направить в Пекин делегацию, возглавляемую другим ответственным товарищем, либо мы могли бы послать свою делегацию в Москву.
        В своем письме от 30 марта вы заявили, что товарищ Хрущев не может приехать в Китай, и не изъявили желания направить к нам свою делегацию. В связи с этим ЦК КПК решил послать свою делегацию в Москву.
        В письме от 30 марта вы приглашаете товарища Мао Цзэ-дуна посетить Советский Союз. Еще 23 февраля товарищ Мао Цзэ-дун в беседе с послом СССР в Китае ясно изложил причины, в силу которых он в настоящее время не собирается посетить Советский Союз. Об этом вам хорошо известно.
        9 мая ответственный товарищ из ЦК КПК принял посла СССР в Китае и через него сообщил вам, что ЦК КПК пошлет свою делегацию, которая направится в Москву в середине июня. Затем, идя навстречу пожеланию ЦК КПСС, мы согласились также и с тем, чтобы перенести встречу представителей двух партий на 5 июля.
        Мы искренне надеемся, что встреча представителей КПК и КПСС сможет привести к положительным результатам и внести вклад в дело подготовки Совещания представителей коммунистических и рабочих партий всех стран.
        Теперь, как никогда, необходимо сплочение коммунистов всех стран на основе марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, на основе единогласно принятых братскими партиями Декларации и Заявления.
        Коммунистическая партия Китая готова вместе со всеми марксистско-ленинскими партиями, вместе с революционными народами всего мира прилагать и впредь неослабные усилия во имя отстаивания интересов социалистического лагеря и международного коммунистического движения, во имя отстаивания интересов дела освобождения угнетенных народов и наций, во имя отстаивания интересов дела борьбы против империализма, за мир во всем мире.
        Мы надеемся, что в рядах международного коммунистического движения не будут больше повторяться такие явления, которые могут лишь огорчать друзей и радовать недругов.
        Китайские коммунисты твердо уверены в том, что марксисты-ленинцы, пролетариат и революционные народы всего мира еще теснее сплотятся воедино, преодолеют всевозможные трудности и препятствия и одержат еще более великие победы в борьбе против империализма, в защиту мира во всем мире, в борьбе за содействие революционному делу народов всего мира и делу международного коммунизма.
        Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Пролетарии всех стран, угнетенные народы и нации, соединяйтесь! Боритесь против нашего общего врага!
        С коммунистическим приветом!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ
        14 июня 1963 года.

Вся Правда

Главлит: Б 02342