Народ славит товарища Сталина
М. ШКИРЯТОВ.

День двадцать первого декабря 1949 года отмечается нашим советским народом, всем прогрессивным человечеством, всеми, кто борется за освобождение трудящихся от капиталистического рабства, за мир, дружбу и счастье народов. День этот останется навсегда в жизни и памяти людей как боевой призыв к об'единению всего передового в мире Вокруг великого знамени, вокруг великих дел товарища Сталина.
        Исполнилось семьдесят лет жизни Иосифа Виссарионовича Сталина, более пятидесяти лет его неустанной революционной деятельности на благо трудящихся. Во всем величии встает перед нами путь, пройденный нашим народом, героические дела, которые им совершены под руководством товарища Сталина. Все дальше вперед идем мы по пути победоносного строительства коммунизма, все любимей и дороже для нашего народа имя великого вождя и учителя.
        В день семидесятилетия товарища Сталина его приветствует все трудовое человечество. Люди труда несут ему слова привета и любви, обязательства трудиться сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. И все вместе, как своему отцу, учителю и Другу, шлют пожелания долгих лет жизни и здоровья.
        Вспоминая вместе со всем нашим народом все то, что сделано товарищем Сталиным для трудящихся, в своем кратком слове я хочу сказать о ряде его великих дел, обеспечивших победу социализма в нашей стране, создание новой, счастливой жизни.
        Народ приветствует Сталина, создавшего вместе с Владимиром Ильичем Лениным нашу большевистскую партию, благодаря которой одержаны все наши победы.
        Создавая великую партию, Ленин и Сталин придали ей нерушимую силу, наполнили ее деятельность великой правдой коммунистических идей, вооружили ее великим учением марксизма-ленинизма, воспитали в ней твердость и последовательность в претворении этого учения в жизнь, спаяли партию крепкой большевистской дисциплиной. И выращенная ими партия, являющаяся учителем, руководителем, вождем трудящихся, на всем пути своего развития и борьбы никогда ни на йоту не отходила от великих принципов учения Ленина-Сталина, всегда была верна народу.
        Товарищ Сталин сплотил нашу партию незыблемыми организационными принципами, единством воли и единством действия всех членов партии, умножил могущество партии мастерством единственно правильной стратегии и тактики, непревзойденным искусством ленинско-сталинского руководства миллионными массами, научил партию быть непримиримой в борьбе с врагами социализма. Он постоянно воспитывает в партии эти черты. Своим учением он прививал и прививает членам партии и всем трудящимся веру в силу и правду победоносной революции, любовь к своему народу.
        В годы, когда большевистская партия была нелегальной, в эти трудные времена появлялись люди, которые хотели своими лжеучениями свернуть партию с большевистского, ленинского пути. Товарищ Сталин, где бы он ни находился, преследуемый самодержавным правительством - в тюрьме, в ссылке или на "свободе", большую часть времени работая нелегально, - учил партийные организации быть верными во всем знамени Ленина, давать сокрушительный отпор всяческим уклонам от линии партии. Он указал:
        "Если нашей партии удалось создать в себе внутреннее единство и небывалую сплоченность своих рядов, то это, прежде всего, потому, что она сумела во-время очиститься от скверны оппортунизма, она сумела изгнать вон из партии ликвидаторов и меньшевиков".
        В годы, когда наша партия вышла на широкую арену деятельности для завоевания диктатуры пролетариата, для укрепления и расширения ее в интересах полной победы социализма, когда партия стала могучей, (направляющей силой советского государства, - нашлись люди, которые изменили партии и народу, хотели свернуть партию с ленинского пути и тем самым привести к гибели советскую власть.
        Товарищ Сталин после смерти Ленина тесно сплотил партийные ряды вокруг ленинского знамени, повел партию и народ на борьбу с врагами, отстоял и двинул вперед учение и великое дело Ленина. Страна была спасена от грозившей ей опасности, а враги - троцкисты, правые уклонисты и прочие иные, каким бы обличьем они ни прикрывались, - оказались развеянными в прах.
        Товарищ Сталин, Вы создали и воспитали такую коммунистическую партию, которой в мире нет равной. Это - партия народа, и Вы - ее вождь и учитель!
        Народ приветствует товарища Сталина как создателя, вместе с Владимиром Ильичем Лениным, первой в мире Советской власти, власти Народной. Как в этот день не вспомнить знаменательную историческую дату, когда товарищ Сталин вместе с Лениным привели партию и страну к победе Великой Октябрьской социалистической революции и впервые в мире создали правительство рабочих и крестьян.
        Тогда, в те давно прошедшие годы, на еще неокрепшую власть рабочих и крестьян обрушилась международная реакция. Вместе с Лениным Сталин организовал наш народ, отстоял власть Советов от иностранных интервентов и внутренних врагов, впервые в мире создал армию рабочих и крестьян - Красную Армию, равной которой нет. Защищая нашу страну, Сталин был на самых передовых позициях, осуществлял руководство армией на решающих участках боевых фронтов.
        В первые годы советской власти товарищ Сталин учил кадры нашей молодой армии и народного хозяйства овладению знаниями и новым опытом для успешного управления государством, учил твердости и настойчивости, учил, как нужно отстаивать дело своего народного государства на боевых, хозяйственных и трудовых фронтах. Это было время, когда требовалось "вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно итти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах" (И. Сталин).
        Товарищ Сталин учил и учит нашу партию и народ революционной бдительности, умению беспощадно бороться с саботажниками, со всеми тайными и явными врагами, со всеми, кто вредит советской власти; бережно относиться к людям, своим трудом и знаниями помогающим советской власти строить и укреплять новое государство.
        Под сталинским руководством растет и крепнет советская власть, страна великого Ленина, великого Сталина. Народ любит и славит свою страну, любит и славит Вас, товарищ Сталин, как организатора и руководителя советского государства!
        Народ приветствует товарища Сталина как организатора, творца братства и дружбы народов Союза Советских Социалистических Республик. Ленин и Сталин - два великих человека - создали независимые национальные советские республики, об'единившиеся добровольно, по-братски в великий нерушимый и могучий Советский Союз.
        В какой буржуазной стране так дружно, по-братски живут все национальности? Нет такой страны. Только в СССР впервые в истории народы живут в тесном согласии и дружбе и готовы отдать все свои силы для защиты Родины.
        Народы нашей страны растут и крепнут как одна дружная семья и славят товарища Сталина - отца и друга всех народов СССР.
        Народ приветствует товарища Сталина как создателя, великого индустриального государства, как создателя тяжелой промышленности страны Советов. Партия и советское государство под его руководством из года в год создавали эту основу основ нашего народного хозяйства.
        Товарищ Сталин, разработавший руководящие положения о социалистической индустриализации страны, предвидел, что без тяжелой индустрии защитить наше государство от врагов невозможно. В нашей партии тогда были люди, не верившие в победу социалистического строя, - троцкисты, зиновьевцы, правые уклонисты, предавшие дело Ленина. Мудрый вождь повел нашу партию, а вместе с ней и всю страну, по правильному пути к победе социализма, дал жестокий отпор всем изменникам и ренегатам, подготовил страну к активной обороне и тем самым предрешил победу над германским фашизмом.
        И вот теперь, глядя на могучий расцвет нашего государства, мы видим, как растет и ширится советская индустрия, оснащается новейшей техникой. Ее создатель и вдохновитель учит нас ценить, поощрять и внедрять в науку, технику и изобретательство все новое, прогрессивное, учит нас неустанно двигаться вперед, учит, как лучше управлять промышленностью, овладевать новой техникой, создавать и воспитывать кадры рабочих, инженеров и техников, командиров производства.
        Результаты этой огромной работы по техническому перевооружению народного хозяйства налицо: "Основу нашей промышленности и земледелия составляет теперь новая, современная техника. Можно сказать без преувеличения, что с точки зрения техники производства, с точки зрения насыщенности промышленности и земледелия новой техникой, наша страна является наиболее передовой в сравнении с любой другой страной" (И. Сталин).
        По инициативе товарища Сталина созданы новые отрасли промышленности, выросли новые промышленные города. Давно и в помине нет в Советской стране безработицы, этого бича рабочего класса в капиталистических странах.
        Слава Вам, товарищ Сталин, от всего нашего народа!
        Народ приветствует великого Сталина за то, что важнейшим делом его революционного творчества явилась великая перестройка сельского хозяйства, создании в нашей стране колхозов - новой организации, какой никогда не было в мире. Его учению и неустанным трудам наша страна обязана созданием колхозного строя: из разрозненных, мелких, отсталых крестьянских хозяйств созданы коллективные хозяйства, вооруженные через МТС тракторами и комбайнами, вооруженные агрономической наукой, из года в год увеличивающие урожайность социалистических полей. Колхозный строй - незыблемая крепость нашего советского государства.
        Нет у нас крестьянской нищеты, что веками угнетала народ. О прежней горькой доле крестьянского труда много скорбных, печальных стихов и песен слагал народ, народные поэты. Нет теперь этой старой доли, вольно живет освобожденное от нищеты и отсталости колхозное крестьянство и прославляет мудрого Сталина.
        Вспомним, что происходило в нашей стране в годы империалистической войны. Какое горе терпел наш народ от недоедания! Голод гулял по нашим селам и городам. Мелкое, разрозненное крестьянское хозяйство было разорено. И вот теперь была другая война - всенародная Отечественная война. Тяжелая война! Но разве наши солдаты страдали от нехватки продовольствия? Разве наши рабочие падали от недоедания, голода, как, это было в прошлые времена? Разве наш колхозник чувствовал себя обездоленным, разве грозил ему завтрашний день смертью от голода? Ничего подобного не было в нашей жизни, и этому помог колхозный строй.
        Победа колхозного строя - "это такое достижение, какого не знал еще мир и какого не достигало еще ни одно государство в мире", - сказал товарищ Сталин на Первом с'езде колхозников-ударников.
        Народ приветствует товарища Сталина за заботу о росте социалистической культуры, о повышении знаний, об идейно-политическом воспитании трудящихся.
        Чем выше культура народа, его сознательность и умение, тем больших результатов он достигает в управлении страной, в защите ее от врагов, в непрерывном под'еме материального и культурного уровня жизни трудящихся.
        В нашей стране нет неграмотных, народ живет сознательной жизнью и знает, за что он борется. Государством создана такая сеть школ, какой нет ни в одной другой стране. Дан широкий простор мысли, науке. Кто бы ты ни был - сын колхозника, сын рабочего, сын профессора или советского служащего, - тебе открыта широкая дорога к знанию, к творческому труду.
        Советские люди горячо любят товарища Сталина за великую его заботу о народе.
        Любовь, преданность нашего народа принадлежат ему по праву, потому что он всегда с народом. Всегда он с ним - на передовых позициях нашей борьбы и труда, и в особенности - когда народу грозит какая-либо опасность.
        Всегда товарищ Сталин говорит народу правду, какова бы она ни была, показывает народу наши недостатки и дает указания, намечающие верные пути борьбы с непорядками, способы их преодоления; учит народ не скрывать недостатки, подвергать их большевистской критике и исправлять вовремя, не зазнаваться от успехов, а постоянно находить новые и новые пути и средства для движения вперед. В этом наша сила.
        Учение Сталина, его труды и заботы, великие государственные мероприятия и "малые" дела - его ответы трудящимся и общение с советскими людьми, - все направлено на благо народа, к тому, чтобы люди жили хорошо. Отеческая любовь его к народу видна во всем: в малом и в большом деле, в его заботе о советских людях - "от мала до стара", как говорят в народе.
        Вся деятельность великого Сталина есть наглядное, постоянное подтверждение тех слов, какие двадцать лет тому назад он сказал о себе: "Можете не сомневаться, товарищи, что я готов и впредь отдать делу рабочего класса, делу пролетарской революции и мирового коммунизма все свои силы, все свои способности и, если понадобится, всю свою кровь, каплю за каплей".
        В этой любви к народу - Ваша сила, и за это Вас, товарищ Сталин, любит наш народ. А мирская слава сильна!
        Приветствует народ товарища Сталина за то, что он учит советских людей быть гордыми, самостоятельными, за то, что он воспитывает нас в духе светлого, чистого и высокого чувства советского патриотизма - любви к своей великой Родине, которая дала миру первое социалистическое государство, любви к советским людям, гордым сознанием славы и мощи своего, советского отечества.
        Сталин, наш отец и друг, растит в нас любовь ко всему нашему, отечественному - в науке, в культуре, в производстве, воспитывает в советских людях горячую преданность своей Родине, и поэтому народ наш стал непобедим.
        Привет Вам, товарищ Сталин! Вы защитили нашу Родину от врага. Вы спасли мир от нашествия вандалов. В годы Отечественной войны, когда над Родиной нависла грозная опасность, Вы собрали вокруг себя наш народ и повели его на борьбу против вражеских сил.
        Когда германский фашизм хотел уничтожить нашу свободную страну и поработить наше отечество, товарищ Сталин призвал народы СССР на защиту своей Родины:
        "Народы Советского Союза должны подняться на защиту своих прав, своей земли против врага.
        Красная Армия, Красный Флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу".
        Голос вождя был услышан везде - в самых отдаленных уголках Советского Союза, его призывы, вдохновляющие слова, не раз поднимали наш народ, когда угрожала опасность. Этим призывам, основанным на предвидении событий, народ верил и шел за Сталиным, убежденный в его мудрости, великом полководческом таланте. Народ знал мощь своего государства и был уверен, что победа будет за нами.
        Сила непоколебимой веры в свою правоту, в свою победу была заложена в народе учением Ленина-Сталина. Под ленинским знаменем и благодаря мудрому руководству Сталина была спасена наша Родина, спасен мир от фашистского зверя.
        И за это прославляет Вас, товарищ Сталин, наш великий, могучий и добрый народ. Дата победы над врагом, дата освобождения вечно будет жить в сердце народа.
        В день семидесятилетия Вашей жизни народ не только славит Ваше имя, но советские люди - каждый на своем посту - отмечают великую дату новыми славными делами в труде и в учебе, чтобы, следуя Вашему учению, приумножить славу и могущество Родины, чтобы народу лучше жилось и страна была бы еще сильней и богаче.
        Совместно с нашим народом отмечают этот день трудящиеся стран народной демократии и стран, находящихся под гнетом империализма. Они присоединяются к единому, мощному интернациональному движению, выражающему любовь и признательность Вам, товарищ Сталин, и руководимому Вами великому Советскому Союзу.
        Все прогрессивные люди мира, все свободолюбивые народы об'единяются вокруг Вашего имени, вокруг великого победоносного знамени свободы. И в наши дни, когда империалисты - враги мира, насаждающие новый фашизм, - бряцают оружием, угрожая народам империалистическим рабством, трудящиеся всех стран в борьбе за мир, против поджигателей войны идут вперед уверенно и твердо, ибо они познали испытанную в боях непобедимую силу великой страны социализма, верят великому учению Ленина-Сталина, знают: где Сталин - там победа.
        Вот почему нынешняя славная дата отмечается не только нашей социалистической страной и демократическими республиками, идущими к социализму, но и всем прогрессивным человечеством, всеми, кто желает счастья народу. Передовые люди мира об'единяются вокруг коммунистических партий, вокруг Сталина - учителя и вождя угнетенных.
        Под руководством товарища Сталина проделана большая работа по созданию социалистического общества, но впереди предстоит еще много работ, - борьба за коммунизм.
        Народ наш построен в боевые колонны тружеников промышленности, земледелия, культуры; для дальнейшего победоносного движения вперед. Ведите же его, товарищ Сталин, и дальше по пути, указанному великим учением Ленина-Сталина, к окончательной победе коммунизма. Народ наш предан Вам безгранично.
        Слава великому и родному товарищу Сталину!

Любимый отец и великий учитель
А. ПОСКРЕБЫШЕВ.

От берегов Тихого океана до Эльбы сотни миллионов людей - свыше одной трети всего населения земного шара - уже строят новую жизнь, руководствуясь великим учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. И сегодня взоры и сердца неисчислимого множества простых людей во всех странах мира устремлены к товарищу Сталину - великому вождю лагеря мира, демократии и социализма, учителю и другу трудящегося человечества. Каждое его выступление, каждое его слово имеет особый вес. Его труды, его произведения, как и труды Ленина, переведены на многие десятки языков, их читают и изучают миллионы коммунистов и беспартийных во всех странах мира, черпая в них вдохновение и силу для неустанной борьбы за счастье человечества.
        Товарищ Сталин так же, как и его учитель - великий Ленин, сочетает гениальную способность теоретически предвидеть и научно обобщать ход исторических событий с гигантским практически-организационным опытом руководства рабочим движением, строительством социалистического государства. "...Теоретик опережает класс и раньше него подмечает зародыш будущего", - писал товарищ Сталин почти полвека назад в своей работе "Коротко о партийных разногласиях" (Соч., т. 1, стр. 117).
        Эти слова товарища Сталина целиком и полностью применимы к нему самому. Он поднял на огромную высоту роль передовой, революционной теории, показал ее великую мобилизующую, преобразующую силу. Товарищ Сталин поднял высоко над миром знамя ленинизма - марксизма эпохи империализма и пролетарских революций, гениально развил ленинское учение и вооружил этим учением коммунистов всех стран.

I.

Вся жизнь товарища Сталина - с самых юных лет, более полувека, - посвящена неустанной, самоотверженной борьбе за дело рабочего класса, за счастье трудящихся. Преодоление неимоверных трудностей и лишений, презрение к опасностям, незнание страха в борьбе с врагами трудящихся, непримиримость в борьбе со всеми врагами марксизма-ленинизма, горячая любовь к, народу, к трудящимся - этими чертами характеризуется облик И. В. Сталина, как великого революционера, мудрого вождя и друга трудящихся.
        "Трудности для того и существуют, чтобы побороться с ними и преодолеть их. Большевики погибли бы наверняка в своей борьбе против капитализма, если бы они не научились преодолевать трудности". "Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять", - учит товарищ Сталин.
        В своем вдохновенном ответе всем организациям и товарищам, приславшим приветствия в связи с его 50-летием, товарищ Сталин писал:
        "Можете не сомневаться, товарищи, что я готов и впредь отдать делу рабочего класса, делу пролетарской революции и мирового коммунизма все свои силы, все свои способности и, если понадобится, всю свою кровь, каплю за каплей".
        Товарищ Сталин дал глубокое и яркое определение величественных задач, которым он посвятил свою благородную жизнь: эти задачи - возвышение рабочего класса, укрепление и возвышение многонационального социалистического государства трудящихся, "причем всякое укрепление этого государства содействует укреплению всего международного рабочего класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной", - говорил товарищ Сталин.
        Товарищ Сталин показал, что постоянная забота о систематическом под'еме материального и культурного благосостояния трудящихся является основной задачей партии в правительства.
        Ликвидация эксплоататорских, паразитических классов, отсутствие кризисов и безработицы создали условия для быстрого под'ема материального и культурного уровня масс, для непрерывного роста народного дохода в СССР.
        За годы предвоенных пятилеток об'ем народного дохода увеличился с 25 миллиардов рублей (1928г.) до 128 миллиардов рублей (1940г.), - более чем в пять раз. В социалистическом обществе весь народный доход распределяется в интересах трудящихся. В Советском Союзе примерно три четверти народного дохода поступает в фонд индивидуального и общественного потребления трудящихся и около одной четверти - в фонд расширенного социалистического воспроизводства.
        На основе успешного выполнения послевоенной пятилетки повысился материальный и культурный уровень жизни трудящихся. Фонд заработной платы возрос в 1948 году против 1940 года почти в два раза. Осуществляется широкая программа строительства жилищ, школ, больниц, культурных учреждений. В результате денежной реформы и снижения розничных цен покупательная способность рубля повысилась в два раза. В результате повышения покупательной способности рубля и роста денежной заработной платы реальная заработная плата рабочих и служащих увеличилась более чем в два раза.
        Новое снижение розничных цен, проведенное с 1 марта 1949 г., сопровождается дальнейшим ростом покупательной силы рубля, означает новое серьезное повышение реальной заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников.

II.

В своих воспоминаниях о Ленине на вечере кремлевских курсантов товарищ Сталин с горячей любовью, незабываемыми чертами обрисовал образ своего великого учителя и друга, своего любимого старшего товарища - Ильича.
        Еще с самого начала борьбы за создание большевистской партии товарищ Сталин видел в Ленине руководителя высшего типа, горного орла нашей партии, создателя партии, гения революции, не знающего страха в борьбе, смело ведущего партию по неизведанным путям русского революционного движения. Товарищ Сталин показывает великую простоту и скромность Ленина, как "нового вождя новых масс, простых и обыкновенных масс глубочайших "низов" человечества" (Соч., т. 6, стр. 55).
        Товарищ Сталин сам является образцом простоты и скромности, тому же он учит всех руководящих партийных и советских работников.
        "Гениальная прозорливость, способность быстро схватывать и разгадывать внутренний смысл надвигающихся событий - это то самое свойство Ленина, которое помогало ему намечать правильную стратегию и ясную линию поведения на поворотах революционного движения", - так характеризовал товарищ Сталин великого Ленина, как гения революции. Таким знают наша партия и советский народ и самого товарища Сталина, гениального продолжателя дела Ленина, вдохновителя и организатора всех наших побед.
        В своем историческом выступлении перед избирателями в декабре 1937 года товарищ Сталин указал, что избиратели должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа. Быть бесстрашными в бою и беспощадными к врагам народа, свободными от всякого подобия паники, когда дело начинает осложняться, мудрыми и неторопливыми при решении сложных вопросов, быть правдивыми и честными, любить свой народ, как любил его Ленин, - такими вдохновенными чертами показал товарищ Сталин облик политического деятеля ленинского типа. Великим, лучшим примером деятеля ленинского типа является сам товарищ Сталин.
        Он гениально развил ленинские положения об искусстве политического руководства миллионными массами, мастерски претворяя эта положения в жизнь, особенно на крутых поворотах истории. Товарищ Сталин учит, что искусство большевистского руководства заключается не только в том, чтобы партия всегда шла вперед, всегда и везде была во главе движения, выполняя свою авангардную роль, но и в том, чтобы партия вела за собой миллионные массы, не отрывалась от масс.
        Товарищ Сталин, так же, как Ленин, учит, что настоящими руководителями-большевиками могут быть только такие руководители, которые умеют не только учить рабочих и крестьян, но и учиться у них.
        Так же, как Ленин, товарищ Сталин показывает высокий пример уменья учиться у масс, уменья обобщать революционный и практический опыт масс, уменья поддерживать творческую инициативу масс.
        Революционный размах сталинских планов и предначертаний сочетается со строгой большевистской деловитостью, непревзойденным умением организовать кадры для практического выполнения принятых планов, с деловитой настойчивостью, с постоянной проверкой исполнения.
        Исключительное значение придает товарищ Сталин развертыванию критики и самокритики, как могучей движущей силы развития советского общества, как надежного средства, дающего возможность своевременно вскрывать и исправлять паши недостатки, чтобы избежать зазнайства, застоя, бюрократизма и отрыва от масс. Товарищ Сталин учит внимательно относиться к заявлениям и жалобам как членов партии, так и беспартийных и требует особого внимания к заявлениям тех товарищей, которые борются за то, чтобы дело шло лучше.

III.

Исключительно велико разнообразие идеологических вопросов, по которым товарищ Сталин повседневно дает направление всей идеологической работе партии.
        Товарищ Сталин разработал основные положения политической экономии социализма. Он дал марксистский анализ социалистического способа производства, указал, как видоизменяется в условиях социалистического хозяйства закон стоимости, разработал проблемы расширенного социалистического воспроизводства, разбив правооппортунистические теории "равновесия", "самотека" в социалистическом строительстве.
        Товарищ Сталин конкретизировал пути и методы построения социалистического общества - разработал положение о социалистической индустриализации, теорию коллективизации сельского хозяйства, положение о советской торговле, о роли советских денег. Он указал основные задачи социалистического планирования. Первая, важнейшая задача социалистического планирования - обеспечить самостоятельность и независимость социалистического хозяйства от капиталистического окружения, обеспечить советский метод индустриализации, преимущественное развитие тяжелой индустрии, машиностроения. Вторая задача планирования - закрепить безраздельное господство социалистической системы хозяйства и закрыть источники роста капиталистических элементов. Третья задача - не допускать диспропорций, обеспечить резервы материальных фондов и рабочей силы.
        Товарищ Сталин - создатель научной истории большевистской партии, автор "Краткого курса истории ВКП(б)", ставшего настольной книгой десятков миллионов людей. Он является гениальным мастером марксистской диалектики, его научные труды представляют собой вершину философской мысли; его произведения, его указания по философским вопросам направляют наших философов. Товарищ Сталин является вдохновителем всех решений партии по идеологическим вопросам - о литературе, театре, кино, музыке. Его глубоко интересует все, что двигает вперед науку и культуру нашей страны, что служит воспитанию нового человека в духе благородного социалистического гуманизма, в духе животворного, действенного советского патриотизма.
        Забота о чистоте марксистско-ленинской теории проходит красной нитью во всей деятельности товарища Сталина. Он неустанно подчеркивает значение и роль теории для нашей партии. Оберегая чистоту марксистско-ленинской теории, товарищ Сталин сурово обличает авторов неряшливых и небрежных формулировок и указывает на опасность беззаботного отношения к вопросам теории.
        Много внимания уделяет товарищ Сталин вопросам истории, особенно вопросам истории большевизма. Историческая правда, является основным моментом всякой истории. Историю нельзя ни улучшать, ни ухудшать, - неоднократно указывал товарищ Сталин. Историю надо излагать такой, какой она есть, ничего не прибавляя.
        Непревзойденным образцом научного, большевистского изложения истории партии является работа товарища Сталина - "Краткий курс истории ВКП(б)".
        Бережно и внимательно относится товарищ Сталин к людям передовой, советской науки, к практикам - новаторам производства, прокладывающим новые пути в науке. Товарищ Сталин вдохновил советских ученых великой задачей - "не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижений науки за пределами нашей страны". В программе строительства коммунизма советская передовая наука играет важнейшую роль. Товарищ Сталин учит работников советской науки быть ближе к жизни, опираться на практику и обращать ее данные, быстрее внедрять в практику результаты научных работ.
        Прогрессивное, материалистическое направление советской науки, опирающееся на марксистско-ленинское учение двигает науку вперед. Но это движение происходит в упорной борьбе со старым, реакционным, идеалистическим направлением в науке. Ярким примером неоценимой помощи, которую постоянно получает от товарища Сталина передовая советская наука, является его помощь биологической науке.
        Здесь шла борьба двух направлений: передового, мичуринского учения и реакционного учения вейсманизма-морганизма. Решающую роль в этой борьбе сыграла поддержка товарищем Сталиным мичуринского направления в биологии. Внимательно наблюдая за работой передовиков-мичуринцев, возглавляемых т. Лысенко, товарищ Сталин повседневно помогает им своими советами и указаниями. Замечание товарища Сталина о том, что мичуринская установка в биологии является единственно научной установкой и что будущее принадлежит Мичурину, вдохновило советских биологов-мичуринцев. Борьба двух направлений в биологии завершилась в нашей стране победой передового мичуринского учения.
        Товарищ Сталин известен всем как политический вождь и государственный деятель мирового масштаба, как верный и последовательный ученик Ленина и великий продолжатель его дела, разрабатывающий и развивающий дальше бессмертное марксистско-ленинское учение. Но товарищ Сталин должен быть отмечен и как ученый-новатор в специальных отраслях науки.
        Здесь уместно будет привести один пример.
        Среди старых специалистов сельского хозяйства считалось твердо установленным, что, например, цитрусовые культуры не могут найти широкого распространения в районе Черноморского побережья СССР, ввиду того, что они, эти культуры, не выдерживают заморозков и что имеющиеся в этом районе незначительные цитрусовые насаждения следует рассматривать как опытно-показательные.
        И в этой узкоспециальной области науки товарищ Сталин показал себя ученым-новатором, ломающим предрассудки, традиции и "незыблемые" шаблонные нормы старых специалистов.
        Товарищ Сталин, занимаясь в течение многих лет разведением и изучением цитрусовых культур в районе Черноморского побережья, доказал на практике, что можно вывести морозоустойчивые сорта цитрусовых, приспособленные к климатическим условиям Черноморского побережья, и что цитрусовые культуры могут и должны найти широкое распространение не только в южных районах Черноморского побережья, но и в районе Сочи и севернее.
        Благодаря инициативе и настойчивости товарища Сталина цитрусовые культуры получили широкое развитие, и сбор цитрусовых плодов на Черноморском побережье исчисляется в настоящее время сотнями миллионов штук.
        Но возможности разведения цитрусовых культур не исчерпываются районом Черноморского побережья Кавказа. По инициативе товарища Сталина уже начата работа по разведению цитрусовых культур в районах Крыма и Средней Азии. Нет сомнения, что и в этих районах цитрусовые культуры получат в ближайшие годы самое широкое распространение.
        Можно привести и другие примеры новаторской деятельности товарища Сталина в области сельского хозяйства. Известна, например, решающая роль товарища Сталина в деле насаждения эвкалиптовых деревьев на побережье Черного моря; в деле разведения бахчевых культур в Подмосковье и в распространении культуры ветвистой пшеницы.
        На этих примерах ярко вырисовывается облик товарища Сталина как ученого-новатора, прокладывающего новые пути передовой советской науке.

IV.

Стратегический гений товарища Сталина, его бесстрашие в борьбе, уменье при крутых поворотах истории найти - на основе хладнокровного учета всех обстоятельств - основное звено в чрезвычайно сложной и быстро меняющейся обстановке, уменье ковать победу над врагом и воодушевлять массы - эти качества товарища Сталина особенно ярко проявились в период Великой Отечественной войны.
        Вспоминается один из наиболее волнующих и острых эпизодов войны.
        Осень 1941 года. Середина октября. Озверелый враг рвется к Москве. Сложившаяся военная обстановка вызывает необходимость эвакуации нашего правительства из Москвы.

Вся Правда

Главлит: Б 03551