ДЕЛО ЛЕНИНА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ

Доклад товарища Л.И. БРЕЖНЕВА
на совместном торжественно заседании ЦК КПСС,
Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР
21 апреля 1970 года, посвященном столетию со дня рождения
Владимира Ильича ЛЕНИНА

Дорогие товарищи! Уважаемые зарубежные гости!
        Исполняется сто лет со дня рождения основателя Коммунистической партии Советского Союза, создателя первого в мире социалистического государства, вождя трудящихся России и международного рабочего класса, гениального мыслителя и революционера - Владимира Ильича Ленина. (Аплодисменты). Жизнь Ленина - вся без остатка, его борьба, его деятельность были отданы одному делу - делу освобождения труда от гнета капитала. С именем Ленина, вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалистической революции, связан коренной поворот в истории человечества - поворот от капитализма к социализму.
        Настолько громаден был масштаб мысли и деяний Ленина, настолько глубоко сумел он понять и выразить назревшие потребности своей эпохи, что и ныне ленинские идеи представляют собою могучее оружие в руках борцов за счастье народов. Нет такого уголка на земном шаре, где имя Ленина не звучало бы как пламенный призыв к борьбе с гнетом, бесправием, эксплуатацией, как символ боевого единства, как залог победы в исторической битве за торжество коммунистических идеалов. (Аплодисменты).
        Столетие со дня рождения Ленина с любовью и уважением отмечают народы Советского Союза, братских стран социализма, коммунистическое и рабочее движение, все прогрессивное человечество.
        В этот торжественный день Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета и правительство Союза Советских Социалистических Республик обращаются
        - ко всем вашим соотечественникам - советским людям,
        - к нашим братьям в странах социализма, к друзьям и единомышленникам во всех государствах мира,
        - к тем, кто строит новое, свободное общество, и к тем, кто борется за освобождение от социального и национального гнета,
        - ко всем, кому дорого дело мира и прогресса,
со словами сердечного приветствия по случаю великого ленинского юбилея! (Аплодисменты).
        С самыми теплыми словами благодарности обращаемся мы сегодня к ветеранам нашей партии, к тем, кого справедливо называют ленинской гвардией. Ваш опыт, дорогие товарищи, ваша энергия, вся ваша отданная революции жизнь служат и будут служить примером для новых и новых поколений строителей коммунизма. (Аплодисменты).
        Мы приветствуем находящихся в этом зале наших боевых товарищей, прибывших из социалистических стран и молодых прогрессивных государств, представителей коммунистических и рабочих партий, левых социалистических партии, национально-демократических партий и движений со всех континентов. Ваше присутствие здесь, друзья, уже само по себе есть показатель того, как изменился мир, как обновляется он под воздействием революционных сил, вооруженных марксизмом-ленинизмом. Желаем всем вам новых больших успехов в ваших славных делах, в борьбе за претворение в жизнь непобедимого учения Маркса-Энгельса-Ленина! (Продолжительные аплодисменты).

I. В.И. Ленин - мыслитель и революционер

Товарищи! Перенесемся мысленно в прошлый, девятнадцатый век. В ту пору капитализм господствовал безраздельно. Эксплуатация масс, грабеж колоний, захватнические войны приносили владыкам капиталистического мира баснословные прибыли. Идеологи буржуазии наперебой предрекали наступление "золотого века" капитализма.
        Но под поверхностью буржуазною процветания уже вызревали могучие общественные силы, призванные опрокинуть эксплуататорский строй. В 1848 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс в бессмертном "Манифесте Коммунистической партии" обосновали неизбежность революционной замены капитализма социализмом и дали рабочему движению боевой лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". (Аплодисменты). В 1871 году горизонты планеты озарила первая молния пролетарской революции: было поднято красное знамя Парижской Коммуны. Коммунары потерпели поражение. Но дело, за которое они сражались, не могло быть побеждено. Множились ряды пролетариата, росли его организованность и сознательность, обострялась классовая ненависть к угнетателям. Все шире распространялись в рабочем движения идеи марксизма.
        На рубеже XIX и XX столетий капиталистическое общество вступало в последнюю - империалистическую стадию развития. Приближалась эпоха революционных бурь и социальных потрясений.
        Особенно быстро назревали предпосылки революции в России. Гнет помещиков и буржуазия как российской, так и иностранной, бесправие десятков угнетенных национальностей, чиновничий произвол и полицейское насилие, застарелая, - по выражению В.И. Ленина, - самодержавная мерзость - все это вызывало растущее возмущение народных масс, превращало Россию в узел социально-политических противоречий и конфликтов наступавшей эпохи империализма. Именно российскому пролетариату предстояло взять на себя выполнение самой революционной из всех задач международного рабочего движения того времени - проложить человечеству путь к социализму.
        Нужен был человек, который смог бы продолжить подвиг Маркса и Энгельса, глубоко осознать сущность назревающего революционного перелома и возглавить общественные силы, призванные этот перелом осуществить. Этим человеком стал Владимир Ильич Ульянов-Ленин. (Продолжительные аплодисменты).
        Трагедия революционеров-одиночек, поколение за поколением шедших на штурм самодержавия и погибавших в неравном бою, - вот с чем столкнулся Ленин, когда ему надо было выбирать свой жизненный путь. Но для Ленина этот выбор зависел от того, каков путь всей России, где выход из тупика, в который ее завело длительное господство самой черной реакции. Ответ на эти вопросы Ленин нашел у Маркса.
        Опираясь на теорию марксизма, Ленин доказывает, что Россия развивается по тем же законам, как и любая другая капиталистическая страна. Этот вывод Ленин обосновывает в ряде фундаментальных исследований, в том числе в таких работах, как "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" и "Развитие капитализма в России".
        Да, Россия идет по капиталистическому пути, главной революционной силой становится рабочий класс. Поэтому - бой с народниками, проповедниками "самобытного", то есть мелкобуржуазного социализма. Но, нанося удары по народничеству, Ленин уже видит новую опасность: попытки использовать марксизм для приукрашивания капитализма в России. И снова - бой, - на этот раз против "легальных марксистов", пытающихся превратить Маркса в дюжинного либерала, против "экономистов", стремящихся политически ослепить молодое рабочее движение.
        Так в борьбе за революционное учение Маркса-Энгельса начиналось становление ленинизма. Так начиналась подготовка революции в России - подготовка, которой Ленин отдал три десятилетия своей жизни.
        Ленин неуклонно следовал призыву Маркса не только объяснять мир, но и изменять его. Решать теоретические проблемы в неразрывной связи с практикой, с классовой борьбой _ это свойство ленинского гения отвечало коренной потребности революционного движения в XX веке, когда пролетарская революция стала в порядок дня.
        Ленину были свойственны и высокий полет революционной мысли, и непревзойденное мастерство организатора классовой борьбы пролетариата. Как никто другой, он понимал, что для победы революции, для построения нового общества необходима боевая партия рабочего класса, вооруженная теорией марксизма. "...Дайте нам организацию революционеров, - писал Ленин в своей известной работе "Что делать?", - и мы перевернем Россию!".
        Создание и закалка такой партии - партии большевиков - стали делом его жизни. Речь шла о партии, способной возглавить массы и повести их на бой с царизмом, партии, готовой не только отвоевать Россию у помещиков я буржуазии, но и управлять Россией, обеспечить торжество диктатуры пролетариата. За такую партию Ленин непримиримо боролся с меньшевиками, с троцкистами, с различного рода оппортунистами. Партия нового типа - это, товарищи, высшее воплощение неразрывного единства революционной теории и революционной практики. Это величайшее наследие, оставленное Лениным всемирному революционному движению, строителям социализма и коммунизма. (Аплодисменты).
        Когда Ленин начал свою деятельность революционера, в России было лишь несколько десятков марксистов. Когда партия Ленина пришла к власти, в ее рядах было 350 тысяч человек, за которыми шли миллионы. Это была победа Ленина и ленинцев, победа, которая позволила России, - а с ней и всему миру, - шагнуть в новую историческую эпоху. (Аплодисменты).
        В сражениях трех русских революций рождались и проходили проверку новые теоретические выводы и обобщения, новые стратегические и тактические установки, составившие основу ленинской теории социалистической революции.
        Первой проверкой была революция 1905-1907 годов. Произведения, написанные Лениным в этот период, занимают восемь объемистых томов. Здесь и такие капитальные работы, как "Две тактики социал-демократии в демократической революции" и "Аграрная программа социал-демократии в первой русской революция 1905-1907 годов", и выступления на III, IV и V съездах РСДРП, и сотни статей, охватывающих все без исключения аспекты революционной борьбы.
        Обобщая опыт борющихся масс, в противовес догматическим схемам меньшевиков, Ленин указал на реальную возможность перерастания в условиях империализма буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленинское учение о гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции, о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, об отношении к другим классам и партиям, о тактике пролетарской партии в периоды подъема и спада революции - все это и сейчас составляет большевистский "образец тактики для всех", кому еще предстоит свергать эксплуататорский строй.
        Сила и глубина ленинской теоретической мысли, ее общезначимость для мирового революционного движения объясняются тем, что мысль эта формировалась на прочной базе диалектического и исторического материализма и сама всегда служила его творческому развитию. Партийный, классовый подход к общественным явлениям Ленин рассматривал как неотъемлемый принцип марксистской идеологии. Он учил коммунистов за любыми политическими течениями, программами и заявлениями, за любыми социальными и нравственными учениями видеть интересы определенных классов, определять свое отношение к ним с позиций пролетариата.
        Связь теории и практики, философии и политики Ленин считал законом деятельности всей партии. Вот почему после поражения революции 1905 года, когда засилье реакции в стране, разброд и шатания в партии создали угрозу для теоретической основы пролетарского движения, Ленин обратит всю мощь своего гения на защиту и дальнейшее развитие философского наследия Маркса и Энгельса.
        В научных открытиях своего времени Ленин увидел начало глубокой революции в естествознании, получившей столь бурное развитие в наши дни. Сформулированные в книге "Материализм и эмпириокритицизм" идеи и выводы блестяще подтверждены всем дальнейшим развитием науки. До конца жизни Ленин уделяет неослабное внимание теоретическому обоснованию деятельности партии, постоянно обогащая и развивая марксистскую философию.
        Великолепно владеющий всем арсеналом марксистской теории, блестящий стратег и тактик, человек, свободный от какого бы то ни было подобия догматизма, Ленин был готов к любому повороту исторических событий. Он ясно видел, что мировая империалистическая война положила начало общему кризису капиталистической системы, чреватому революционным взрывом огромной силы. И с этого времени вся деятельность Ленина подчинена тому, чтобы показать близость революции и подготовить ее.
        С первых дней войны большевики во главе с Лениным бросают открытый вызов силам шовинизма и оппортунизма. Подумайте, товарищи, какая нужна была сила духа, мужество, убежденность в своей правоте, в победе революционного дела, чтобы в обстановке доведенного до предела шовинистического угара провозгласить лозунг поражения "своего" правительства, призвать к превращению войны империалистической в войну гражданскую! Ленин, большевики сделали это. Они объявили беспощадную борьбу лидерам II Интернационала, предавшим рабочее дело. Они начали собирать здоровые, интернационалистские силы в мировом рабочем движении, силы, которым предстояло стать основой нового, Коммунистического Интернационала.
        К периоду империалистической войны, больше чем к какому-либо другому периоду жизни Ленина, можно отнести его собственные слова: "Вот она, судьба моя. Одна боевая кампания за другой - против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т.д.
        Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на "мир" с пошляками" (т. 49, стр. 340). (Аплодисменты).
        Страстный боец революции Ленин был и ее глубочайшим мыслителем. В годы войны он ведет громадную научную работу по анализу сущности монополистического капитализма, развязавшего мировую бойню. Результатом многолетних экономических исследований Ленина было создание целостной теории империализма, как высшей и последней стадии капитализма. Экономическое учение Маркса было поднято на новую ступень.
        Теоретики оппортунизма искали в новых явлениях империалистической эпохи обоснование для своих утверждений, что капитализм якобы стал "организованным", "упорядоченным", искали оправдания для отказа от революции. Ленин вступил в непримиримую борьбу с этими апологетами империализма. Он доказал, что новые черты капитализма как раз открывают новые возможности, новые перспективы для победоносной борьбы пролетариата против буржуазии, требуют усиления этой борьбы, что империализм - это канун социалистической революции. Одним из гениальных открытий Ленина в этой связи является вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких странах или даже в одной стране.
        Все это вошло в золотой фонд ленинизма, стало победоносным оружием в руках нашей партии и других марксистско-ленинских партий.
        Февральская революция 1917 года поставила перед партией большевиков, перед российским пролетариатом массу совершенно новых проблем. Сегодня всем нам ясно, что эта буржуазно-демократическая революция должна была перерасти в социалистическую. Но нужно учитывать, насколько запутанной, противоречивой была обстановка того времени, насколько различными были существовавшие тогда взгляды относительно дальнейших путей революции, чтобы вновь и вновь оценить ум, проницательность и волю Ленина, ощутить подлинный масштаб его подвига. "Апрельские тезисы", ясно наметившие перспективу перехода к социалистической революции, - это не только событие переломного значения для политической истории вашей страны, это и новый шаг в развитии марксистской теории революции в целом.
        Вернувшись в Россию, Ленин весь уходит в практическую работу по подготовке социалистической революции. Он - признанный пролетарский вождь, к нему сходятся все нити многообразной, насыщенной неожиданностями и опасностями деятельности партии. Сформулированные Лениным принципы стратегии и тактики, благодаря которым большевистская партия с таким непревзойденным мастерством ведет массы от Февраля к Октябрю, перерастают в ленинских работах в обобщения более широкого плана. Ленин ясно показывает, что в России созрели экономические и политические предпосылки социалистической революции, готовит партию к самым разнообразным формам политической и вооруженной борьбы за свержение капитализма. В таких работах, как "Марксизм и восстание", "Советы постороннего" и других, он излагает стройное учение о вооруженном восстании, как искусстве.
        Вместе с тем в развитии российской революции Ленин находит и указывает партии крайне редкую в истории, но, по его словам, крайне ценную возможность мирного перехода власти в руки рабочего класса. События сложились так, что русская революция пошла иным - немирным путем. Но уже сама принципиальная постановка вопроса о возможности двух путей развития революций есть актуальное и поныне завоевание ленинской мысли.
        В самый канун Октября, во время последнего подполья мысль Ленина устремлена на разработку таких решающих для победы социализма проблем, как диктатура пролетариата, социалистическая демократия, две фазы коммунистического общества. Так рождается одно из выдающихся ленинских произведений - "Государство и революция".
        Опираясь на творчество революционных масс, Ленин создал теорию Советского государства, как одной из форм диктатуры пролетариата. Основные принципы Советской власти, разработанные Лениным, сохраняют свое значение для всякого государства трудящихся, приходящего на смену государству буржуазии. Это доказано теперь опытом социалистических революций в других странах.
        Победа Великой Октябрьской социалистической революции, одержанная под руководством партии большевиков во главе с Лениным, явилась всемирно-историческим событием. Она положила начало революционному преобразованию мира. Вместе с тем это был кульминационный пункт всей предшествовавшей теоретической и практической деятельности Ленина. В жизни людей бывают дни и даже часы, которые стоят десятилетий. Таким был для Ленина период Октября. Все свои знания, весь колоссальный политический опыт, всю волю и энергию он сконцентрировал на подготовке восстания.
        В эти дни Ленин не раз вспоминает знаменитый призыв революционеров прошлого: "Смелость, смелость и еще раз смелость!". (Аплодисменты). Последовательный противник всякого авантюризма, гибкий и осмотрительный политик, Ленин был образном революционной смелости, решительности, целеустремленности, и этому он учил партию. И когда стало ясно, что обстановка созрела, что восстание неизбежно и необходимо, - на чашу весов истории надо было бросить все. По призыву Ленина и руководимого им Центрального Комитета партия пошла на это - и победила. Великий Октябрь - это подлинный триумф ленинской стратегии и тактики классовой борьбы, ленинской теории революции. (Аплодисменты).
        Завершен штурм Зимнего. Пало последнее буржуазное правительство России. Владимир Ильич Ленин - глава первого в мире правительства рабочих и крестьян. Неутомимый борец за победу социалистических идей - Ленин стал архитектором и строителем величественного здания социализма. (Аплодисменты).
        Ленин руководит обороной Республики Советов, формированием Красной Армии. Он находит решения сложнейших вопросов развития социалистической экономики, закладывает основы политической экономии социализма. Его идеи легли в основу первой Конституции РСФСР и образования Союза Советских Социалистических Республик. Культура и просвещение, наука и техника, судьбы классов и судьбы наций - все было в поле его зрения. За шесть с небольшим лет после победы Октября вождь нашей революции проделал исполинскую работу, содержание и результаты которой будут еще долго оказывать воздействие на ход мировой истории.
        Но чем бы ни занимался Ленин, какие бы вопросы он ни решал, в центре его внимания всегда оставалась партия - ее закалка, укрепление ее рядов. Фракционность, групповщину в партии он рассматривал как величайшее зло, с которым надо бороться решительно и беспощадно. Яркие, пронизанные дыханием революции, выступления Ленина на послеоктябрьских партийных съездах и поныне служат образцом принципиального политического анализа, непримиримости к идейно-политическим шатаниям. Единство партии, за которое с такой страстностью боролся Ленин, было, есть и будет одним из важнейших источников всех наших побед. (Продолжительные аплодисменты).
        Много сил Ленин отдал развитию мирового коммунистического движения, подготовке политической армии мировой социалистической революции. По его инициативе был создан Коммунистический Интернационал. Это стало поворотным пунктом в истории мирового коммунизма. Ленин оставил нам целостную концепцию мирового революционного процесса в новую эпоху, стержнем которой является борьба двух социальных систем. Он развил положения марксизма о пролетарском, социалистическом интернационализме. Подлинной энциклопедией стратегии и тактики мирового коммунистического движения и поныне остаются выступления Ленина на конгрессах Коминтерна, его классический труд "Детская болезнь "левизны" в коммунизме".
        Марксизм-ленинизм - это единое интернациональное учение, это теоретическое достояние и руководство к действию для всех коммунистов, для всех революционеров.
        Исторический опыт камня на камне не оставил от попыток буржуазных и ревизионистских идеологов противопоставить Ленина Марксу, ленинизм - марксизму, изобразить ленинизм, как специфически русское, национальное явление. Да, Ленин родился в России, боролся за социалистическую Россию. Но российскую революцию он никогда не представлял себе иначе, как составную часть и фактор революции мировой. (Аплодисменты). Учение Ленина впитало в себя все, что было создано лучшими умами человечества, в нем обобщен и слит в единое целое всемирный опыт классовой борьбы трудящихся.
        С громадным вниманием следил Ленин за развитием экономической и политической борьбы рабочего класса Европы

ВЧЕРА В КРЕМЛЕ
        (Окончание. Начало на 1-й стр.).
        Коммунистической партии Индии во главе с Председателем Национального совета партии товарищем Шрипадом Амритом Данге (аплодисменты);
        Иорданской коммунистической партии во главе с Первым секретарем ЦК партии товарищем Фуадом Нассаром (аплодисменты);
        Иракской коммунистической партии во главе с Первым секретарем ЦК партии товарищем Азизом Мухаммедом (аплодисменты);
        Народной партии Ирана во главе с Первым секретарем ЦК партии товарищем Реза Радманешем (аплодисменты);
        Коммунистической партии Ирландии во главе с секретарем Исполкома партии товарищем Майклом О'Риорданом (аплодисменты);
        Коммунистической партии Испании во главе с Председателем партии товарищем Долорес Ибаррури (аплодисменты);
        Итальянской коммунистической партии во главе с членом Политбюро ЦК партии товарищем Джан Карло Пайетта (аплодисменты);
        Коммунистической партии Канады во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Уильямом Каштаном (аплодисменты);
        Прогрессивной партии трудового народа Кипра во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Эзекиасом Папаиоанну (аплодисменты);
        Коммунистической партии Колумбии во главе с Генеральным секретарем ЦК партии товарищем Хильберто Вией-ра (аплодисменты);
        партии Народный авангард Коста-Рики во главе с Генеральным секретарем ЦК партии товарищем Мануэлем Мора (аплодисменты);
        Ливанской коммунистической партии во главе с Генеральным секретарем ЦК партии товарищем Николой Шауи (аплодисменты);
        Коммунистической партии Люксембурга во главе с Председателем партии товарищем Домиником Урбани (аплодис-менты);
        Мартиникской коммунистической партии во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Арманом Николя (аплодисменты);
        Мексиканской коммунистической партии во главе с членом Президиума и секретарем ЦК партии товарищем Мануэлем Террасасом (аплодисменты);
        Партии социалистического единства Новой Зеландии во главе с Национальным председателем партии товарищем Александром Дреннаном (аплодисменты);
        Коммунистической партии Норвегии во главе с членом Секретариата ЦК партии товарищем Иваром Ли (аплодисменты);
        Народной партии Панамы во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Рубеном Дарио Соуса (аплодисменты);
        Парагвайской коммунистической партии во главе с секретарем ЦК партии товарищем Эфраином Морелем (аплодисменты);
        Перуанской коммунистической партии во главе с Генеральным секретарем ЦК партии товарищем Хорхе дель Прадо (аплодисменты);
        Португальской коммунистической партии во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Алваро Куньялом (аплодисменты);
        Пуэрториканской коммунистической партии во главе с членом ЦК партии товарищем Хуаном Пересом (аплодисменты);
        Реюньонской коммунистической партии во главе с членом Политбюро ЦК партии товарищем Жаном Батистом Понама (аплодисменты);
        Сан-Маринской коммунистической партии во главе с членом Политбюро партии товарищем Гастоном Пазолини (аплодисменты);
        Сирийской коммунистической партии во главе с Генеральным секретарем ЦК партии товарищем Халедом Багдашем (аплодисменты);
        Коммунистической партии Соединенных Штатов Америки в составе Генерального секретаря партии товарища Гэса Холла и Национального председателя партии товарища Генри Уинстона (аплодисменты);
        Суданской коммунистической партии во главе с членом ЦК партии товарищем Муавия Ибрагимом Суриджем (аплодисменты);
        Тунисской коммунистической партии во главе с членом Политбюро и секретарем ЦК партии товарищем Мухаммедом Хармелем (аплодисменты);
        Коммунистической партии Уругвая во главе с Первым секретарем ЦК партии товарищем Роднеем Арисменди (аплодисменты );
        Коммунистической партии Финляндии во главе с членом Политбюро ЦК партии товарищем Вилле Песси (аплодисменты);
        Французской коммуниста ческой партии во главе с членом Политбюро ЦК партии товарищем Жаком Дюкло (аплодисменты);
        Коммунистической партии Цейлона во главе с членом Политбюро ЦК партии товарищем Хиккадуве Ратнавира (аплодисменты);
        Коммунистической партии Чили во главе с членом Политической комиссии ЦК партии товарищем Орландо Мильясом (аплодисменты);
        Швейцарской партии труда во главе с членом Руководящего комитета и Политического секретариата ЦК партии товарищем Якобом Лех-ляйтером (аплодисменты);
        Левой партии - коммунисты Швеции во главе с членом Исполкома правления партии товарищем Йостой Юханссоном (аплодисменты);
        Коммунистической партии Эквадора во главе с Генеральным секретарем партии товарищем Педро Антонио Саадом (аплодисменты);
        Южно-Африканской коммунистической партии во главе с Председателем партии товарищем Джоном Б. Марксом (аплодисменты);
        Коммунистической партии Японии во главе с членом ЦК партии товарищем Сукэтика Цуганэ (аплодисменты).
        Мы горячо приветствуем также делегации братских партий Боливии, Бразилии, Гаити, Гватемалы, Никарагуа, Сальвадора, Турции и представителей ряда других партий. (Аплодисменты).
        Мы рады от всей души передать дружеские чувства советских людей представителям национально-демократических партий и организаций, прибывшим в Москву. Позвольте приветствовать делегации:
        Народного движения за освобождение Анголы во главе с председателем Агостиньо Нето (аплодисменты);
        Арабского социалистического союза ОАР во главе с членом Высшего исполнительного комитета Али Сабри (аплодисменты);
        Африканского национального конгресса Южной Африки во главе с Президентом партии Оливером Тамбо (аплодисменты);
        Демократической партии Гвинеи во главе с членом национального Политбюро партии, министром Лансана Диане (аплодисменты);
        Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса во главе с Генеральным секретарем партии Амилкаром Кабралем (аплодисменты);
        Партии Афро-Ширази (Занзибар) во главе с ответственным работником партии Адамом Тайбом Абдулой (аплодисменты);
        Партии арабского социалистического возрождения (Ирак) во главе с членом регионального Руководства партии, членом Совета революционного командования, министром Иззатом Мустафой (аплодисменты);
        Национального фронта Народной Республики Южного Йемена во главе с Генеральным секретарем Абдель Фаттахом Исмаилом (аплодисменты);
        Конголезской партии труда (Народная Республика Конго) во главе с членом ЦК Альфонсом Фунги (аплодисменты);
        Демократической партии Курдистана во главе с Генеральным секретарем ЦК Хабибом Абдель Керимом (аплодисменты);
        Партии мавританского народа во главе с ответственным работником партии, депутатом парламента Баккаром Кулибали (аплодисменты);
        Партии конгресс независимости Мадагаскара во главе с Генеральным секретарем Жизель Рабесахала (аплодисменты);
        Военного комитета национального освобождения Республики Мали во главе со вторым заместителем Председателя Баба Диарра (аплодисменты);
        Фронта Освобождения Мозамбика во главе с членом ЦК и исполкома Армандо Габуза (аплодисменты);
        Партии арабского социалистического возрождения (Сирия) во главе с членом Политбюро и регионального руководства Рабахом Тауилем (аплодисменты);
        Верховного революционного совета Сомалийской Демократической Республики во главе с вице-президентом верховного Революционного совета, генералом Мухамедом Айнанше Гуледом (аплодисменты);
        Революционного совета Демократической Республики Судан во главе с членом Революционного совета, министром Фаруком Хамадалла (аплодисменты);
        Африканского национального союза Танганьики во главе с членом ЦК и членом Национального исполкома Томасом Муса (аплодисменты).
        Мы горячо приветствуем делегации:
        Итальянской социалистической партии пролетарского единства во главе с членом Политбюро, заместителем секретаря партии товарищем Дарио Валори (аплодисменты);
        Организации исландских социалистов во главе с членом правления Рейкьявикской организации социалистов товарищем Ионом Стейнссоном (аплодисменты);
        Сан-Маринской социалистической партии во главе с секретарем партии товарищем Реми Джакомини (аплодисменты);
        Социал-демократического союза рабочих и мелких земледельцев Финляндии во главе с вице-председателем товарищем Ууно Нокелайненом (аплодисменты);
        Социалистической партии Чили во главе с заместителем Генерального секретаря товарищем Адонисом Сепульведа (аплодисменты);
        Социалистической партии Японии во главе с руководителем парламентской фракции в верхней палате товарищем Кэндзин Мацудзава. (Аплодисменты).
        В этом зале присутствуют делегации международных демократических организаций, объединяющих в своих рядах десятки миллионов трудящихся, видные профсоюзные деятели из большинства стран мира. Позвольте от души приветствовать их. (Аплодисменты).
        Мы также рады приветствовать всех наших зарубежных друзей, прибывших в эти дни в Москву и другие города Советского Союза, чтобы вместе с нами отметить великий ленинский юбилей. (Аплодисменты).
        Дорогие товарищи и друзья! Ленин бессмертен. Он всегда с нами. С именем Ленина, с ленинизмом неразрывно связаны все победы трудящихся, которых они добились под руководством марксистско-ленинских партий. Идеи Ленина, его дела - в замечательном сегодня и прекрасном завтра советских людей, в успехах трудящихся стран социализма, в грядущих свершениях всего прогрессивного человечества. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Совместное торжественное заседание Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, посвященное 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, объявляю открытым.
        В зале вспыхивает овация. Под сводами Кремлевского Дворца съездов величественно звучит Государственный гимн Советского Союза.
        Товарищ Н.В. Подгорный предоставляет слово для доклада "Дело Ленина живет и побеждает" Генеральному секретарю ЦК КПСС товарищу Л.И. Брежневу. Участники заседания встречают его бурными аплодисментами.
        Доклад товарища Л.И. Брежнева был выслушан с огромным вниманием. Заключительные слова доклада участники заседания встречают бурной продолжительной овацией. Все встают.
        После перерыва начались выступления участников торжественного заседания, тексты которых публикуются в сегодняшнем номере "Правды".
        22 апреля торжественное заседание будет продолжено.

Вся Правда

Главлит: Б 01679