Доклад товарища Л.И. БРЕЖНЕВА

Размер: 35,7kB, 346x450x96dpi

и Америки, тщательно сопоставлял и оценивал различные формы этой борьбы. Его живо интересовали проблемы национально-освободительного движения. Он глубоко вникал в вопросы жизни и борьбы всех трудящихся, извлекал из практики классовой борьбы в разных странах уроки для революционной теории и тактики мирового освободительного движения.
        И естественно, что к Ленину, к богатейшей сокровищнице званий и опыта великого теоретика в вождя, обращались за советом представители революционных рабочих всего мира.
        И ныне к Ленину, к его учению обращаются все, кто борется за победу социализма и коммунизма. (Аплодисменты). "Ленинизм, - как отмечается в юбилейных Тезисах Центрального Комитета нашей партии, - это марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушения колониализма я победы национально-освободительных движений, эпохи перехода человечества от капитализма к социализму и "строительства коммунистического общества". (Аплодисменты).
        Ленинизм - это самая передовая и влиятельная идеология в современном мире, непобедимая идеология тех, кому принадлежит будущее. (Аплодисменты). На свете не было и нет человека, труды которого имели бы такое распространение, какое имеют произведения В.И. Ленина. Они изданы на 117 языках народов мира. Тиражи ленинских книг исчисляются сотнями миллионов экземпляров. Их читают, по ним учатся жить и бороться люди во всех странах, на всех континентах.
        Раскрывая причины успехов научного коммунизма, В.И. Ленин писал: Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Эти слова в полной мере относятся и к учению самого Ленина. Верность ленинского учения подтверждена жизнью, всем опытом политического развития XX века. (Аплодисменты).
        Прогрессивное человечество отдает дань глубочайшего уважения Ленину, как гениальному теоретику, великому зодчему социализма. Вместе с тем Владимир Ильич Ленин дорог и близок всем нам, будет дорог и близок многим поколениям после нас, и как человек, - человек, обладавший самыми высокими качествами бойца-революционера, человек кристальной чистоты, исключительного личного обаяния. (Продолжительные аплодисменты).
        Ленин любил людей, боролся за их счастье, и во имя этого он был беспощаден к угнетателям и эксплуататорам, к их наемным слугам в любых обличьях, к предателям и изменникам дела революции.
        Отличительными чертами ленинского стиля работы были принципиальность, прямота и правдивость во всем. Он был непримиримым противником фразерства, "революционного пустозвонства", комчванства. В любой обстановке, при любых обстоятельствах Ленин сохранял ясный и реалистический подход к фактам и событиям, способность вовремя распознать и вскрыть допущенные ошибки, решимость добиться их исправления.
        Максим Горький писал, что Ленин "половиною великой души своей жил в будущем". И это глубоко верно. Ленин обладал редким даром видеть в настоящем грядущие судьбы человечества. Никогда не отрываясь от жизни, от практики, от реальных условий и возможностей данного исторического периода, мысль Ленина устремлялась далеко вперед, в будущее. Светом научного предвидения он озарял рабочему; классу предстоящий путь на многие десятилетия.
        Ленин решительно воевал против принижения революционной теории, выхолащивания ее творческого характера, сведения ее к сумме готовых рецептов. Вся жизнь Ленина была непрерывным творчеством - творчеством в теории, в политике, в организации классовой борьбы, в партийном и государственном строительстве. Качества творца-созидателя он воспитал и в великой партии, которая продолжает с честью нести ленинское знамя, знамя коммунизма. (Аплодисменты).
        Как никто другой, Ленин умел создавать дух истинной коллективности в работе. Страстно, убежденно, настойчиво отстаивая свою точку зрения, Ленин ценил мнение своих товарищей, чутко прислушивался к ним. Он воспитал и сплотил вокруг себя целую плеяду выдающихся революционеров, политических и государственных руководителей, вышедших из народа. Под руководством Ленина съезды партии, заседания Центрального Комитета и Политбюро ЦК, Совета Народных Комиссаров являли собой образцы коллективной выработки политики, выражающей интересы рабочего класса, всего трудового народа.
        Порою кажется почти непостижимым, выходящим за рамки человеческих возможностей, что один человек, - пусть даже гениальный, - мог проделать всю ту гигантскую работу, которую проделал Ленин. Это был великий, неутомимый труженик, человек поразительной работоспособности. Чтобы стать коммунистом, - говорил Ленин, - надо усвоить то, что накоплено человеческим знанием. И этому правилу Ленин следовал всю жизнь. В сибирском селе Шушенском и в Британском музее, в царской тюрьме, в Мюнхене и Поронино, в библиотеках Парижа и Женевы он учился, штудировал работы по философии и естествознанию, экономике и социологии, по истории, по военным вопросам и международным отношениям. И все это богатство человеческого знания Ленин обратил на пользу революционному делу. Десятки книг и брошюр, тысячи статей, докладов и речей, писем и заметок - таково необъятное литературное наследие Ленина, вобравшее в себя его политический, революционный опыт, его мысли и наблюдения.
        Ленин жил для людей и среди людей. Он был неразрывно связан с революционным рабочим движением Петрограда, Москвы и других пролетарских центров России. Куда бы ни забрасывала Ленина судьба, где бы он ни был и что бы он ни делал, - тысячи нитей связывали его с народом. Встречи и беседы с рабочими и крестьянами, с солдатами, с деятелями науки и культуры были для Ленина органической необходимостью. Это была потребность политика сопоставить свои выводы с опытом масс, проверить широкие обобщения на, казалось бы, частных случаях, на личных судьбах тех, кто делает революцию и строит социализм. В конце декабря 1921 года, набрасывая планы тезисов о роли и задачах профсоюзов, Ленин пишет: Жить в гуще, знать настроения, знать все, понимать массу, уметь подойти к ней. В этих словах как нельзя лучше отражен стиль Ленина, ставший образцом для созданной им партии, для коммунистов всего мира. (Аплодисменты).
        Скромность и простота, подлинная человечность, уважение и доверие к людям, личное участие в их судьбах соединялись в Ленине с твердой принципиальностью, с требовательностью к себе и к другим; мудрость и дальновидность - с неутомимой деловитостью, непреклонной волей; эрудиция и острота ума великого ученого - с искренней любовью к жизни, к ее подлинным ценностям и радостям.
        Таким был Владимир Ильич Ленин - мыслитель, революционер, человек. Его учение всегда будет призывом и руководством к действию, его жизненный подвиг - вдохновляющим примером для коммунистов, для миллионов людей. (Продолжительные аплодисменты).

II. Ленинизм - знамя коммунистического строительства

Товарищи! В пролетарском гимне "Интернационал" есть замечательные строки: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем - мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем". (Аплодисменты). Рабочий класс нашей страны стал первым отрядом международной армии труда, который до основания разрушил старый, капиталистический мир и создал мир, новый, социалистический. (Аплодисменты).

1. Победа социализма в Советском Союзе - триумф ленинизма
        Созидательную деятельность Ленин считал главной задачей победившего пролетариата. Но чтобы приступить к созиданию, надо было отбить объединенную атаку вооруженной иностранной интервенции и внутренней контрреволюции. Рабочие и крестьяне Советской России, сплотившись вокруг ленинской партии, опираясь на мощную интернациональную поддержку трудящихся других стран, сумели одержать победу. Империализм потерпел крупнейшее военно-политическое и моральное поражение.
        Рожденное революцией молодое Советское государство - государство диктатуры пролетариата - выстояло. Миллионы людей, воодушевленные ленинской идеей социалистического переустройства общества, приступили к строительству новой жизни.
        Ленин предупреждал, что дорога к социализму "никогда прямой не будет, она будет невероятно сложной..." (т. 36, стр. 47). Но даже в самых трудных условиях Ленина не покидала вера в исполинские возможности трудового народа, революционного рабочего класса, партии коммунистов.
        Нужны были всепроникающая глубина ума, широта кругозора и смелость мысли, чтобы в развороченной, перепаханной войной и революцией России, в сложнейшем переплетении социально-экономических тенденций, политических сил, противоречивых взглядов и настроений сохранить ясность ориентировки, найти и представить в теоретически безупречной форме главные, основные направления движения к социализму. И Ленин сделал это.
        Нэп, индустриализация, коллективизация, культурная революция... Как привычны, как знакомы эти слова, за которыми целая полоса в истории нашей Родины, судьбы классов и биографии людей. Теперь понятия эти вошли в учебники. Они стали азбукой научного коммунизма. Глубокие идеи Ленина о путях создания нового общества и сегодня служат надежным руководством для строителей нового мира.
        Ленинский план строительства социализма - образец научного, комплексного и реалистического подхода к решению задачи всемирно-исторического значения. Этот план охватывал все этажи социального здания - и развитие производительных сил, и преобразование общественных отношений, и перестройку духовного мира людей. И он, разумеется, исходил из огромного творческого потенциала партии, миллионов строителей социализма, из того, что в практике, в живом деле будут открываться новые возможности, изыскиваться новые методы и средства для продвижения к намеченным целям. В единстве марксистской науки, определяющей программные установки партии, с инициативой, историческим творчеством масс Ленин видел необоримую силу нового общественного строя.
        Не все поняли и приняли идею Ленина о возможности построения социализма в экономически отсталой, крестьянской по преимуществу стране, находящейся в условиях капиталистического окружения. Правые и "левые" оппозиционеры пытались навязать капитулянтские или авантюристические установки, сбить страну с ленинского курса. Политическая борьба, ставшая особенно острой после смерти Ленина, была длительной и напряженной. Но ленинские идеи победили. (Аплодисменты).
        Дело строительства социализма подняло такую волну революционного энтузиазма, вдохновенного самоотверженного труда, которая буквально смела все преграды на пути к социализму. То, что было планом, стало явью, реальностью. Это была всемирно-историческая победа советского народа, победа ленинизма. (Аплодисменты).
        В 30-е годы социализм прочно утвердился во всех сферах жизни нашей страны. Перед миром предстала полная энергии, в могучем порыве устремленная вперед социалистическая индустриально-колхозная держава. Создавались условия для следующего крупного шага по пути, начертанному Лениным.
        Помешала война. Страна подверглась разбойничьему нападению фашистских захватчиков. Над Родиной нависла смертельная опасность. И в эти дни с невиданной силой проявилось мужество советского народа, его стойкость и непреклонная воля к победе, сплоченность вокруг ленинской партии. (Продолжительные аплодисменты). Советский общественный и государственный строй в ходе тяжелого испытания продемонстрировал свою нерушимую прочность. В те суровые годы подтвердилась глубокая правота ленинских слов о том, что никогда не победить народа, защищающего свою народную власть, отстаивающего свое правое дело, свое будущее. Ценой жизни миллионов своих сынов и дочерей советский народ отстоял завоевания социализма. (Аплодисменты).
        Скоро мы будем отмечать двадцатипятилетие победы над фашистской Германией. В канун этой знаменательной даты мы еще и еще раз отдаем должное великому подвигу советского народа, его Вооруженных Сил. (Аплодисменты). Вечно - из поколения в поколение - будет ваш народ хранить память о тех, кто отдал свои жизни ради свободы и счастья советских людей, ради родной Отчизны. (Аплодисменты).
        Следуя заветам Ленина, мы и дальше будем укреплять оборону Родины, оснащать армию самым совершенным оружием. Наша армия была, есть и будет армией мира, надежным оплотом безопасности всех народов. (Аплодисменты).
        Все знают, как тяжелы были для нас потери и разрушения, вызванные, войной. Надо было заново построить многие города и села, заводы и электростанции, школы и больницы. Перечеркнув коварные расчеты врагов на длительное ослабление нашего государства, в кратчайшие сроки залечив раны войны, советский народ сделал огромный бросок вперед. Материальные и духовные завоевания, достигнутые в послевоенные годы, поражают воображение своей грандиозностью. Социализм вновь продемонстрировал свою силу и жизненность. (Аплодисменты).
        Нашей партией, советским народом накоплен огромный опыт классовой борьбы и социальных преобразований. Новаторский характер этих преобразований потребовал от партии политической и теоретической зрелости, организованности и выдержки, последовательности, тщательной проверки путей и методов созидания нового общества. И, говоря словами Ленина, "что бы ни было, как бы тяжелы ни были перипетии русской революции и международной социалистической революции, этого опыта отнять нельзя. Он вошел в историю, как завоевание социализма, и на этом опыте будущая международная революция будет строить свое социалистическое здание" (т. 36, стр. 383). (Продолжительные аплодисменты).
        Новизна, необычность, ни с чем не сравнимые масштабы социальных преобразований и хозяйственного строительства, отсутствие опыта, бешеное сопротивление буржуазии - все это делало борьбу за социализм особенно трудной, но бесконечно благородной и героической. Пусть буржуазия осыпает нас "кучами проклятий, ругательств, насмешек за неудачи и ошибки в постройке нами нашего советского строя, - писал Ленин. - Мы ни на минуту не забываем того, что неудач и ошибок у нас действительно было много и делается много. Еще бы обойтись без неудач и ошибок в таком новом, для всей мировой истории новом деле, как создание невиданного еще типа государственного устройства! Мы будем неуклонно бороться за исправление наших неудач и ошибок, за улучшение нашего, весьма и весьма далекого от совершенства, применения к жизни советских принципов. Но мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории..." (т. 44, стр. 147-148). (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Оглядываясь на пройденный путь, можно сказать: да, нашему народу, нашей партии есть чем гордиться. На долю советского народа выпало много трудностей и невзгод. На его плечи легла огромная историческая ответственность. Но он мужественно и стойко преодолел все испытания, достойно выполнил свою высокую миссию. Всегда и везде, в часы суровых жизненных испытаний и жестоких битв, в часы радостных побед и горестных неудач, наш народ оставался верен ленинскому знамени, верен своей партии, делу революции. (Бурные аплодисменты). Нам есть, товарищи, чем отчитаться перед памятью Ленина в этот знаменательный день. Впервые в истории мировой цивилизации социализм победил полностью и окончательно, построено развитое социалистическое общество и созданы условия для успешного строительства коммунизма. (Продолжительные аплодисменты).
        Советское общество сегодня - это могучая социалистическая индустрия и развитое сельское хозяйство. Современные масштабы экономики лучше всего познаются в сравнении. Наша промышленность производит теперь за пять дней больше продукции, чем промышленность царской России производила за год. Национальное богатство Советского Союза достигло огромных размеров - оно больше дореволюционного в 15 раз. Для его оценки миллиарды уже не подходят, его стоимость превысила триллион рублей. За этими цифрами - героический труд советских людей, строительство тысяч предприятий, освоение новых природных ресурсов и экономических районов.
        Советское общество сегодня - это дружба и сотрудничество всех классов и социальных групп, всех наций и народностей, всех поколений; это - социалистическая, демократия, которая реально обеспечивает участие трудящихся в управлении всеми государственными и общественными делами; это - передовая социалистическая наука и культура, ставшие достоянием широчайших народных масс.
        Советское общество сегодня - реальное воплощение идей пролетарского, социалистического гуманизма. Производство материальных благ и достижения духовной культуры, всю систему общественных отношений оно поставило на службу человеку труда. Советские люди уже привыкли, что рост производства, развитие культуры в нашей стране ведут к улучшению условий жизни трудящихся, всего народа. Это кажется естественным, над этим особенно не задумываются, об этом даже забывают. А ведь по существу в этом - одно из коренных отличий нашего строя от капитализма, где производство расширяется ради обогащения владельца, а не ради улучшения жизни работников.
        Одно из величайших завоеваний социализма состоит в том, что каждый советский человек уверен в своем будущем. Он знает, что его работа, его способности, его энергия всегда найдут достойное применение и оценку. Он уверен, что его дети получат бесплатное образование и возможности развития своих талантов. Он знает, что общество никогда не оставит его в беде, что в случае болезни он получит бесплатное лечение, в случае инвалидности - пенсию, что старость его будет обеспечена.
        Все, что мы имеем, чем живем и чем гордимся, - все это результат борьбы и труда нашего рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всего советского народа. (Продолжительные аплодисменты).
        Вся история нашего общества подтверждает величайшую правоту марксистско-ленинского учения о рабочем классе как ведущей революционной и созидательной силе. Советский рабочий класс блестяще продемонстрировал свою способность руководить обществом, строить социализм, коммунизм. (Бурные аплодисменты). Это прежде всего его руками создано индустриальное и оборонное могущество страны, техническая база для преобразования сельского хозяйства и других отраслей экономики. Он выдвинул из своей среды тысячи государственных и общественных деятелей и командиров производства, ученых и полководцев, писателей и художников. Самый многочисленный, наиболее организованный класс - рабочий класс и поныне осуществляет в нашем обществе руководящую роль. (Аплодисменты).
        Его цель - коммунизм - стала всенародной целью.
        Его идеология - марксизм-ленинизм - стала господствующей идеологией.
        Его партия - партия коммунистов - стала партией всего народа. (Продолжительные аплодисменты).
        Надежным союзником рабочего класса и в борьбе, и в труде является колхозное крестьянство. Социализм навсегда покончил с нищетой, бесправием и забитостью крестьян, вырвал их из тесного мирка индивидуализма. Коллективный труд на общественной земле преобразовал и быт, и духовную жизнь деревни. На селе работает более трех миллионов механизаторов, сотни тысяч агрономов, зоотехников, инженеров, учителей, врачей. Наше колхозное крестьянство - новый социалистический класс, активный строитель коммунистического общества. (Продолжительные аплодисменты).
        На всех этапах социалистической революции, в ходе строительства социализма и ныне, когда советский народ строит коммунизм, союз рабочего класса и крестьянства был и остается незыблемой основой вашего строя, залогом новых побед на пути к коммунизму! (Аплодисменты).
        Подтвердилось ленинское предсказание о грядущем союзе рабочего класса с представителями науки и техники, перед которым, как говорил Ленин, "не устоит никакая темная сила". Дань большого уважения и благодарности мы отдаем советским ученым, роль которых в век глубочайших социальных и научно-технических преобразований особенно велика. В рядах славной советской интеллигенции - миллионы инженеров, техников, работников народного просвещения и здравоохранения, деятелей искусств и работников аппарата управления. Огромный интеллектуальный потенциал, который накопила страна, - важный источник прогресса советского общества.
        В рядах строителей коммунизма под единым ленинским стягом плечом к плечу идут люди разных поколений. И те, кто закладывал первые камни в фундамент социалистического здания, и те, кто с оружием в руках бесстрашно защищал завоевания социализма, и те, кто из руин и пепла поднимал наши города и села, и те, кто совсем еще молод, кто только вступает в большую жизнь.
        Ставшее поколение борцов за социализм воспитало достойную смену, передало ей свой опыт, свои знания, победную ленинскую эстафету. Партия глубоко уверена, что советская молодежь и ее передовой отряд - Ленинский комсомол, в рядах которого уже прошли политическую школу более ста миллионов советских людей, прославят Родину новыми замечательными делами. (Продолжительные аплодисменты).
        За плечами советских людей большой и славный путь. На нашей земле впервые прозвучало революционное слово Ленина. На нашей земле началось и с успехом продолжается его революционное дело. Идеалы Ленина - во всех наших свершениях и планах. Создав социалистическое общество, советский народ воздвиг величественный памятник своему учителю и вождю. (Аплодисменты).

2. Ленинизм и вопросы строительства коммунизма
        Товарищи! Вся наша партия, весь советский народ живут одним делом. Это дело - построение коммунистического общества. Пути, ведущие к этой великой цели, определены в Программе КПСС, в решениях съездов партии и Пленумов ЦК, встретивших всенародное одобрение. И чем более крупные задачи ставит перед собой советский народ, тем ответственнее становится работа партии, тем больше потребность советоваться с Лениным. В решении важнейших проблем современного развития Советской страны нам оказывают неоценимую помощь мысли Ленина, его богатейший практический опыт борца и созидателя.
        За время, прошедшее после смерти Ленина, жизнь ушла далеко вперед, многое изменилось, возникло множество новых явлений и проблем, о которых тогда трудно было даже догадываться. Но открытые Лениным закономерности развития социализма дают и сегодня ключ к их пониманию и разрешению. Вот почему Ленин остается живым участником наших дел, нашим надежным и мудрым учителем. (Бурные аплодисменты).
        Подобно тому, как всякое здание начинают строить с фундамента, так и в гигантском, многоплановом деле строительства коммунизма на первое место выдвигается создание его материально-технической базы.
        Более чем полувековой опыт социалистического хозяйствования убедительно подтверждает, что руководство экономикой представляет собой, пожалуй, самую сложную и самую творческую задачу из всех, которые встают после революции. Здесь, как!, впрочем, и в других областях общественной жизни, практически нет окончательных решений, которые бы раз и навсегда избавили от забот. Экономика - это сложный и динамичный организм, развитие которого само по себе постоянно рождает новые проблемы.
        Справедливость этой истины особенно очевидна сейчас, когда советская экономика вступает в новый важный этап. Гигантски выросло наше социалистическое производство, усложнились народнохозяйственные связи, бурными темпами развивается научно-техническая революция. Учитывая все это, ЦК партии и правительство пришли к выводу, что необходимо выработать такую экономическую политику, такие методы хозяйствования, формы организации и управления, которые отвечали бы нынешнему этапу развития нашей страны. Оглядываясь назад, мы можем сказать, что XXIII съезд КПСС, Пленумы Центрального Комитета, начиная с мартовского и сентябрьского в 1965 году и кончая декабрьским в прошлом году, позволили серьезно продвинуться в этом направлении.
        Сейчас близится XXIV съезд партии. Завершается подготовка плана на следующее пятилетие. Другими словами, предстоит принять новые крупные решения, которые определят пути развития советской экономики на значительный период времени.
        К этому большому делу мы стремимся подойти по-ленински, выделив из всего многообразия, из всей цепи экономических задач главное, основное звено. Таким звеном являются повышение эффективности общественного производства, значив тельное и повсеместное увеличение производительности труда. На решающее значение этой стороны дела указывал еще в первые годы Советской власти Ленин. Теперь, при том уровне развития социалистической экономики, которого мы достигли, у нас есть реальные возможности обеспечивать быстрый рост экономики преимущественно за счет интенсификации всех ее отраслей.
        Главное, что для этого нужно, - это ускорение научно-технического прогресса. Так учил нас Ленин. Вся его деятельность в области руководства хозяйственным строительством была пронизана ориентацией на самый высокий уровень науки и техники.
        Всему миру известно, каких выдающихся успехов добилась наша страна, следуя по этому пути, но развитие науки и техники не останавливается. Оно диктует необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности научных исследований, быстрого использования научно-технических достижений в народном хозяйстве.
        Весьма актуальной стала и задача совершенствования организации труда и стиля работы всех участников общественного производства. Главное здесь - повышение требовательности к себе.
        Исключительно важную роль приобретает теперь правильная постановка планирования. Бесспорно, товарищи, что многие из сложностей, с которыми нам приходится сталкиваться в области экономики, имеют свои корни в тех или иных недочетах планирования, в несовершенстве планов, а также в недостаточно четком их выполнении. Поэтому одна из важнейших задач состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать методы планирования, увеличивать научно-техническую и экономическую обоснованность планов как текущих, так и перспективных.
        Позвольте напомнить призыв Ленина: "Не бойтесь планов, рассчитываемых на долгий ряд лет" (т. 42, стр. 154). Классический пример такого подхода к планированию дал он сам, своей работой над планом ГОЭЛРО, в котором все расчету и технические обоснования подчинены единой цели - созданию передовой энергетической и технической базы для хозяйственного возрождения и социалистического преобразования страны.
        Улучшение перспективного планирования, в рамках которого учитываются как наличные ресурсы, так и предвидимые потребности, приобретает сейчас особенно большое значение. Наши перспективные планы, рассчитанные на решение коренных экономических и социальных задач, должны включать в себя и наши цели, и наметки наиболее выгодных путей их достижения, выработанные в результате оценки разных вариантов. Именно на такой основе можно правильно определить и конкретные задачи, которые будут решаться в следующем году и следующем пятилетии.
        Важной задачей является также планирование размещения производительных сил в нашей стране, которому Ленин придавал огромное значение. Речь идет о наиболее рациональном, экономически эффективном развитии каждого района с учетом его конкретных условий.
        Сведенные вместе долгосрочные планы по отдельным отраслям нашего народного хозяйства, планы решения крупных социально-экономических проблем составят общую программу развития страны на длительную перспективу. И нет сомнения, что такой подход к планированию даст значительный эффект, поможет ускорить наше движение к коммунизму. (Аплодисменты).
        Товарищи! В строительстве коммунистической экономики Ленин видел дело не только хозяйственных руководителей, организаторов и командиров производства. "Живое творчество масс, - говорил он, - вот основной фактор новой общественности... Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (т. 35, стр. 57). В соответствии с этим курс партии нацелен на то, чтобы обеспечить дальнейшее расширение участия трудящихся в управлении промышленными предприятиями, совхозами и колхозами, в борьбе за повышение эффективности производства и производительности труда, за наиболее полное использование имеющихся мощностей, повышение трудовой дисциплины.
        Ленинский лозунг режима экономии - не временный призыв, а постоянное требование ко всем членам нашего социалистического общества. Наша страна станет еще сильнее и богаче, наше движение к коммунизму ускорится, если мы научимся беречь каждую минуту рабочего времени, каждый грамм сырья и топлива, каждую деталь машины, каждую трудовую копейку.
        По всей стране в ответ на призыв партии при активном участии профсоюзов и других общественных организаций развернулось сейчас всенародное движение за улучшение использования резервов, производства и усиление режима экономии в народном хозяйстве. Инициатива, проявляемая рабочими, колхозниками, инженерно-техническим, управленческим персоналом, многочисленные предложения и конкретные обязательства трудящихся - это яркое свидетельство того, что труженики города и деревни, весь советский народ действительно сознают себя хозяевами страны, кровно заботятся об интересах производства, о сохранении и умножении народного добра. (Аплодисменты). Это значит, что мы держим правильный курс, товарищи. Это значит, что советский народ уверена но идет по пути, указанному Лениным! (Аплодисменты).
        Хорошо известно, что решение хозяйственных задач для нашего общества - не самоцель, а средство. Создать трудящемуся человеку самые благоприятные условия для работы, учения, отдыха, для развития и наилучшего применения своих способностей - вот главная цель и главный смысл политики, которую последовательно проводит в жизнь наша партия.
        За последние годы мы многого добились в этой области, решили ряд крупных социальных проблем. Особое внимание было обращено в этот период на повышение уровня жизни низко- и среднеоплачиваемых категорий трудящихся как в городе, так и на селе. Но мы понимаем, что впереди - новые большие задачи. Потребности людей все время растут по мере развития общества и роста культуры. Очень хорошо сказал об этом В.И. Ленин. "... Когда со всех сторон мы видим новые требования, - подчеркивал он, - мы говорим: это так должно быть, это и есть социализм, когда каждый желает улучшить свое положение, когда все хотят пользоваться благами жизни" (т. 36, стр. 501).
        Сегодня задача состоит не только в дальнейшем повышения оплаты труда, но и в расширении производства необходимых населению товаров, в улучшении качества обслуживания, в дальнейшем широком строительстве жилищ, в новых мерах, направленных на охрану здоровья трудящихся. Понятно, что все эти задачи одним махом, принятием даже самого хорошего постановления, не решишь. Здесь нужны настойчивые усилия всей партии, всего народа.
        Главное, товарищи, в том, сколько и как мы производим, как относимся к труду - основному источнику нашего общественного богатства. Думаю, нет нужды доказывать, что потребить, использовать можно только то, что произведено, что создано руками и разумом человека. Уровень жизни советских людей - в их собственных руках. Сегодня мы живем так, как поработали вчера, завтра будем жить так, как работаем сегодня.
        Уделяя максимум внимания экономическим проблемам, партия в то же время направляет энергию народа на решение, всего комплекса задач коммунистического строительства.
        Мы идем к тому, чтобы постепенно преодолеть различий между классами и социальными группами, для чего, как подчеркивал Ленин, "надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда" (т. 39, стр. 15). Разумеется, полностью эти задачи будут решены лишь в коммунистическом обществе. Но уже сейчас многое делается, чтобы продвинуться вперед в этом направлении.
        Социальная политика партии, Советского государства состоит в том, чтобы на базе современной техники и науки все больше сближать характер труда крестьянина и труда рабочего, благоустраивать быт деревни, повышать культуру сельской жизни. Все это практически ведет к постепенному устранению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней, между рабочим классом и крестьянством.
        Одновременно мы держим курс на то, чтобы постепенно преодолеть различия между людьми физического и умственного труда. Для этого нужен еще не один шаг в развитии экономики и культуры, улучшении условий и изменении характера труда, в дальнейшем повышении культурного и профессионально-технического уровня всего народа.
        В.И. Ленин говорил, что всякий, кто взялся за великое дело строительства коммунизма, должен понять: "... Только на основе современного образования он может это создать, и, если он не будет обладать этим образованием, коммунизм останется только пожеланием" (т. 41, стр. 307). У нас в области народного образования сделано уже многое. Около 80 миллионов человек, то есть третья часть всего населения нашей страны, учится.
        Жизнь, однако, не стоит на месте. Нам нужно идти дальше, всесторонне улучшать всю систему образования. Пройдет не так, уж много лет, и те, кто сегодня сидит за партой, или на

Вся Правда

Главлит: Б 01679