Доклад товарища Л.И. БРЕЖНЕВА

периализма как монополистической стадии капитализма, но и то, в каком направлении пойдет его развитие. Буржуазное общество, указывал Ленин, идет "от монополий к огосударствлению", то есть к государственно-монополистическому капитализму. Он четко определил историческое место империализма как последней стадии капитализма, как "преддверия к социализму".
        Империализм движется именно в том направлении, как предвидел Ленин. Общий кризис капитализма как мировой системы продолжает углубляться. Империализм наших дней - это более чем когда-либо мир всевластия гигантских монополий, масштабы которых продолжают расти. Главным орудием сохранения классового господства буржуазии стало ныне соединение силы монополий с властью государства в единый механизм борьбы против мира социализма, против рабочего класса и общедемократического движения народных масс. Подтвердилась и ленинская характеристика политической сущности империализма, которую он выразил в лаконичной, но емкой формуле - "реакция по всей линии".
        Народы мира все лучше понимают: империализм, уже обрушивший на человечество две мировые войны, неотделим и в наши дни от таких преступлений, как агрессивные войны, бесцеремонное вмешательство в жизнь других стран и народов, зверства расистов и колонизаторов. В различных концах мира он поддерживает давно отжившие свой век ненавистные народам политические режимы. Империализм породил фашизм - это чудовищное воплощение мракобесия и реакции. Невиданные до сих пор размеры приобрел милитаризм, который проник во все поры общественной жизни буржуазных государств.
        Народы мира все яснее видят: империализм создал громадную производственную машину, но она служит лишь увеличению богатства и власти кучки магнатов капитала. В сфере господства мирового капитала страдают от голода и нищеты десятки и сотни миллионов людей. Величайшие достижения техники используются империализмом для усиления эксплуатации миллионов трудящихся, для подготовки грабительских войн. Сотнями тысяч жизней - жертв этих войн, жертв беспощадной эксплуатации - расплачивается человечество за существование империализма.
        И наконец - какие перспективы сулит простому человеку этот антигуманный строй? Только одно: еще больше крови и пота, еще больше брошенных в тюрьмы, искалеченных и убитых, еще большая угроза самому существованию целых народов... Современный капитализм - это общество без идеалов, общество без будущего. А отсюда - моральный распад, духовная опустошенность, отупляющее мещанство, поощряемое специально для этой цели созданной мещанской псевдокультурой. Отсюда чудовищная волна преступности в странах Запада, черные потоки наркомании в порнографии, море извращенных чувств и искалеченных душ.
        С новой силой звучат сегодня гневные слови. Ленина, обличающие империализм: "Куда ни кинь, - писал он в 1913 году, - на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм. Он накопил груды богатства - и сделал людей рабами этого богатства... Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо в не дает жить тому, что молодо" (т. 24, стр. 17). Весь облик современного капиталистического общества, товарищи, служит самым убедительным свидетельством того, насколько справедлива эта ленинская характеристика.
        Все это, конечно, ее значит, что можно забывать об опасности, которую представляет собою империализм, или преуменьшать ее. Империализм не рухнет сам собой, автоматически. Нет, он еще силен. Для его низвержения еще понадобятся активные и решительные действия всех революционных сил.
        Такие силы есть. Фронт их борьбы становится все более широким.
        Совещание коммунистических и рабочих партий, следуя заветам Левина, выдвинуло развернутую боевую программу борьбы против империализма в современных условиях. В эту борьбу включилось ныне большинство трудящихся несоциалистического мира. В первых рядах - революционный авангард рабочего класса, сознательные борцы за социализм. Но далеко не все так ясно видят общий смысл и конечные пели борьбы. Миллионы поднимаются потому, что они не в силах вынести жестокую эксплуатацию. Миллионы других идут в бой за элементарные человеческие права, за свободу и независимость своего порабощенного народа. Третьи - их становится все больше и больше во всех концах земли - с тревогой и гневом требуют положить конец кровавым авантюрам империалистических агрессоров, их безумной политике накопления оружия, уже сейчас способного принести смерть сотням миллионов людей. Империализму наносятся все более чувствительные удары и в основных центрах его господства, и с флангов - со стороны угнетенных и эксплуатируемых им народов.
        Борьба трудящихся масс в странах капитала приобрела за последние годы такой размах, такую интенсивность, что можно с полным основанием сказать: там складывается новая политическая обстановка. Мощная волна забастовок и политических боев миллионов трудящихся во Франции летом 1968 года; беспримерная всеобщая стачка двадцати миллионов рабочих Италии в ноябре прошлого года, ежегодные боевые походы миллионов японских рабочих - вот они, яркие показатели социальной бури, надвинувшейся на мир империализма. Да разве только это? Испания и Аргентина, Чили и Уругвай, США, Западная Германия, Швеция - всюду буржуазия испытывает на себе нарастающие удары рабочего движения. Всюду активизируются и расширяют масштаб своей деятельности профсоюзы. И очень важно, что борьба эта идет в наши дни отнюдь не только под экономическими лозунгами. Она все больше становится политической борьбой рабочего класса, борьбой за социальные права, демократические свободы, против всевластия монополий.
        Эти боевые выступления десятков миллионов пролетариев - лучший ответ на лживые выдумки противников ленинизма, утверждающих, будто рабочий класс капиталистических стран "утратил" в наше время свой революционный дух. Нет, боевой дух международного пролетариата не угас! (Бурные, продолжительные аплодисменты). И буржуазия ощущает это на себе самым реальным образом.
        Удары народных масс по империализму нарастают. Это - бесспорный факт. Но коммунисты трезво оценивают обстановку. Они знают, что буржуазии все еще удается удерживать значительную часть масс, в том числе и рабочего класса, в плену реакционной или реформистской идеологии. Однако сознание нетерпимости нынешних порядков растет - не только среди передовой части пролетариата, но и в других слоях народа.
        Ленин учил коммунистов, что на крутых изломах общественного развития исключительно важно найти, правильно определить конкретный путь или "особый поворот событий", который может привести массы к пониманию главного: необходимости решительной революционной борьбы за свержение капиталистического строя.
        В наше время ключевое значение имеет ленинский вывод о том, что в эпоху империализма все более сближаются, соединяются в общий поток задачи борьбы за демократию и борьбы за социализм. Именно с учетом этого компартии буржуазных стран выдвигают ныне такие программы борьбы за демократию, на основе которых можно сплотить народные массы вокруг рабочего класса, подвести их к следующему этапу: к борьбе за социализм. Такая стратегия полностью отвечает соображениям, которые сформулировал в свое время В.И. Ленин. В 1917 году в работе "Грозящая катастрофа и как с ней бороться" он указывал, что борьба за глубокие демократические преобразования может привести к созданию революционно-демократического государства, в котором были бы коренным образом подорваны основы господства крупного капитала. "...Это еще не социализм, - писал В. И. Ленин, - но это уже не капитализм. Это - громадный шаг к социализму..." (т. 34, стр. 194).
        Но какие бы переходные этапы ни предстояло пройти революционным массам, какие бы промежуточные программы и лозунги ни выдвигали коммунисты, сплачивая эти массы, они всегда помнят о том, что впереди - последний, решительный бой - бой за свержение капитализма, бой за социализм. (Аплодисменты). Коммунисты потому и являются коммунистами, что всю свою борьбу они подчиняют этой главной, конечной цели. Во имя этой цели они объединяют вокруг рабочего класса все новые и новые отряды бойцов. Во имя этой цели они неустанно борются за единство рядов самого рабочего класса, против всех и всяческих раскольников - от правых лидеров социал-демократии до проповедников "левого" авантюризма.
        Разумеется, жизнь может внести свои поправки в составленные заранее планы борьбы, в намеченные этапы ее развития. Это тем более верно в наши дни, когда в политическую борьбу вовлекаются все новые и новые слои населения, действия которых носят подчас стихийный характер. Возможны неожиданные повороты в развитии событий. Поэтому сегодня для коммунистов особенно актуален призыв В.И. Ленина - быть готовыми к любым сменам обстановки, к применению любых форм борьбы - и мирных и немирных, легальных и нелегальных. Коммунисты стран капитала, вооруженные всепобеждающим учением Маркса-Энгельса-Ленина, помнят об этом. Верные сыны народа, надежный его авангард, они формируют народные массы в армию революции. И нет никакого сомнения в том, что грядущие годы явятся свидетелем новых мощных ударов этой армии по все еще опасной, но уже обреченной историей крепости империализма. (Аплодисменты).
        Громадная часть мира в наши дни - это бывшие колонии империалистических держав, народы которых за последние десятилетия отвоевали свою государственную независимость в результате долгой упорной и героической борьбы. Бурные, сложные новые процессы происходят в этих странах. И единственно верный ключ к пониманию этих процессов дает великое ленинское учение.
        Выступая на III конгрессе Коминтерна в 1921 году, В.И. Ленин произнес замечательные слова. "...Совершенно ясно,- сказал он,- что в грядущих решающих сражениях мировой революции движение большинства населения земного шара, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против капитализма и империализма и, может быть, сыграет гораздо большую революционную роль, чем мы ожидаем" (т. 44, стр. 38).
        Именно это сейчас и происходит в жизни.
        Ликвидация колониальных империй была сильнейшим ударом по империализму. Однако империалисты не сложили оружия. Теперь они стремятся содействовать тому, чтобы в бывших колониальных странах развивались капиталистические порядки: так будет сподручнее грабить их в современных условиях, применяя более "гибкие", более хитрые методы. В этом состоит смысл неоколониализма. Но было бы ошибкой думать, что политика современных колониалистов стала безобидной, а их руки - более чистыми, чем прежде. Отнюдь нет! Там, где они считают нужным, империалисты по-прежнему без всякого стеснения проливают кровь свободолюбивых народов, нагло вмешиваются во внутренние дела молодых государств, плетут интриги против прогрессивных деятелей, организуют заговоры и перевороты в целях устранения неугодных им правительств.
        Примеров такой политики в наши дни более чем достаточно. Агрессия в Юго-Восточной Азии, интриги на Кипре, происки в Индии, в странах Африки - всюду видны кровавые следы империалистов, их враждебной народам деятельности.
        Эту же линию мы видим и на Ближнем Востоке. Истинная цель, которую преследуют агрессия Израиля и политика стоящих за этим империалистических кругов США, состоит в том, чтобы ликвидировать прогрессивные режимы в ОАР, Сирии и ряде других арабских стран, обеспечить условия для беспрепятственной эксплуатации иностранными монополиями нефти и других богатств Арабского Востока.
        Но против козней империалистов выступают теперь мощные народные силы. Активно и стойко защищают свое справедливое дело арабские народы. На их стороне Советский Союз, другие социалистические страны, коммунистическое и демократическое движение всего мира. (Аплодисменты). И можно сказать с уверенностью: дело империалистов обречено, дело свободы народов непобедимо! (Аплодисменты).
        Таким образом, жизнь ясно показывает, что дальнейшее развитие освободившихся стран по пути национальной независимости с неизбежностью приходит в столкновение с политикой империализма и может происходить только в борьбе против империалистической политики.
        Теперь, когда в основном закончено разрушение колониальной империи капиталистов, бывший колониальный мир вступил в новую полосу: на первый план все отчетливее выступает борьба уже не только за национальное, но также, - и это теперь главное, - за социальное освобождение. Молодые страны ищут пути развития без капиталистов, без эксплуатации человека человеком.
        Ленин наметил четкую перспективу возможного развития экономически отсталых стран по некапиталистическому пути, то есть в направлении социализма, минуя стадию капитализма. Этот прогноз Ленина подтвердился. За последние годы уже немалая группа освободившихся стран приступила к серьезным и глубоким преобразованиям во всех сферах общественной жизни, провозгласив своей конечной целью построение социализма. Разумеется, это дело нелегкое для молодых государств, чье развитие было на века задержано колонизаторами. Ведь нужно создать производительные силы такого уровня, которого требует социализм, установить совершенно новые производственные отношения, перестроить психологию людей, создать новый аппарат управления, опирающийся на народные массы. Такой путь развития обязательно будет включать в себя, как говорил Ленин, целый ряд "постепенных предварительных ступеней", "особых переходных мер".
        Для того, чтобы решить все эти задачи, потребуется большой, напряженный труд всего народа - рабочих, крестьян, интеллигенции, под руководством авангарда, который ясно видит социалистические цели и пути к ним. Здесь особенно важно единство всех без исключения прогрессивных, демократических сил. Народы стран, избравших некапиталистический путь развития, с энтузиазмом взялись за эту большую работу, так как знают, что она делается во имя блага всех трудящихся, во имя подлинной независимости и расцвета любимой Родины. И задача их в наше время, конечно, облегчается тем, что есть возможность опереться на поддержку искренних друзей - как социалистических государств, так и других прогрессивных, антиимпериалистических стран, а также международного коммунистического и рабочего движения.
        Ленин придавал огромное значение формированию союза социалистического мира с пробудившимися к активной политической борьбе народами колониальных стран. Сегодня этот союз стал реальностью.
        Что касается Советского Союза, его Коммунистической партии, то они свято выполняют завет Ленина - оказывать всемерную поддержку освободительному движению народов. (Аплодисменты).
        Конкретным воплощением этого курса нашей политики являются те подлинно дружеские, проникнутые духом взаимного доверия и уважения отношения, которые сложились у нас со многими государствами бывшего колониального мира. Позвольте, товарищи, обратиться с этой трибуны от имени всех советских людей к народам и руководителям освободившихся стран и передать им самые горячие, самые искренние пожелания успехов в их нелегкой, но славной борьбе! (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Важная черта современного этапа мирового развития состоит в том, что ныне в огромной мере возросла роль международного коммунистического движения в жизни народов, в борьбе за решение коренных проблем, волнующих все человечество.
        Мы, коммунисты, горды тем, что у колыбели нашего движения стоял великий Ленин. За прошедшие с тех пор полвека оно превратилось в самую влиятельную политическую силу на мировой арене. Успехи коммунистического движения бесспорны. Но мы не забываем, что высоты, которых оно сегодня достигло, были взяты огромным трудом, непрестанной борьбой, ценой многих и многих жертв. Нет и не было более самоотверженных борцов за счастье трудового народа, чем представители славной когорты марксистов-ленинцев! (Аплодисменты). Из поколения в поколение их имена будут передавать как образец подлинного героизма, как символ непоколебимой веры в светлое будущее человечества. Честь и слава героям коммунистического движения, Прометеям нашей эпохи! (Бурные аплодисменты).
        Товарищи! Всем нам ясно, что коммунисты могут успешно решать стоящие перед ними задачи лишь в том случае, если сами они будут выступать как единая, сплоченная интернациональная сила. Мы хорошо помним завет великого Ленина, который учил, что залог победы освободительного движения рабочего класса - это прочный международный союз революционных интернационалистов. Важной вехой в борьбе за укрепление этого союза стало прошлогоднее международное Совещание коммунистических и рабочих партий.
        На пути осуществления интернационалистской линии на сплочение братских партий существует еще немало препятствий.
        "Долг коммунистов, - писал В.И. Ленин, - не замалчивать слабостей своего движения, а открыто критиковать их, чтобы скорее и радикальнее от них избавиться" (т. 41, стр. 184). Храня верность завету вождя, нельзя не сказать сегодня, что за последние годы в коммунистическом движении проявились известные слабости и трудности, которые привели к нарушению его единства в ряде звеньев и мешают коммунистам полностью использовать имеющиеся возможности революционной борьбы. Речь идет о политике "левых" оппортунистов, в том числе троцкистов, пытающихся подменить авантюризмом научно обоснованную марксистскую линию революционного движения. Речь идет также о проявлениях правого уклона, который пытается выхолостить ленинское учение, перечеркнуть его революционное существо. Особенность современного этапа революционной борьбы состоит в том, что и правый, и "левый" оппортунизм во многих случаях сливаются, сплетаются с националистическими тенденциями.
        В нашу эпоху, когда международная классовая борьба достигла большой остроты, опасность правого и "левого" уклонов, национализма в коммунистическом движении стала более ощутимой, чем когда-либо ранее. Поэтому борьба против правого и "левого" оппортунизма и национализма не может вестись как кампания, рассчитанная лишь на какой-то определенный отрезок времени. Отпор оппортунизму всех видов был и остается незыблемым законом для всех марксистско-ленинских партий. (Аплодисменты). "...Борьба с империализмом, - подчеркивал Ленин, - если она не связана неразрывно с борьбой против оппортунизма, есть пустая и лживая фраза" (т. 27, стр. 424).
        Идеологи и политики империализма развернули против коммунистов интенсивную подрывную работу. Они используют все приемы и методы, чтобы ослабить единство коммунистического фронта, вогнать клинья туда, где намечаются малейшие трещины. Все это требует усиления активной наступательной борьбы коммунистов против буржуазной идеологии и еще более активного их сотрудничества в мировом масштабе. Все это требует сплочения рядов рабочего и национально-освободительного движения с народами социалистических стран, строящих новое общество.
        Весь опыт, накопленный нашим движением, говорит, что если коммунисты проводят правильную политику, то никакие объективные обстоятельства и причины сами по себе, автоматически не ведут к нарушению нашего единства. В этом смысле на всех марксистах-ленинцах лежит огромная, поистине историческая ответственность.
        Мировой революционный процесс развивается неудержимо. Успехи его будут тем большими, чем крепче и влиятельнее будут марксистско-ленинские партии. Новые победы революции придут тем скорее, чем глубже войдут в сознание масс .великие идеи марксизма-ленинизма. (Аплодисменты). Под знаменем ленинизма добьемся мы полной победы нашего справедливого дела. (Бурные аплодисменты).

Товарищи! В наши дни, когда весь ход общественного развития неумолимо приближает крушение капитализма, с особой силой звучат слова Ленина о том, что марксизм ставит вопросы "не в смысле одного только объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности, направленной к его осуществлению" (т. 26, стр. 75). Занимаясь сегодняшним днем, решая насущные проблемы современности, мы сопоставляем наши действия с нашими идеалами, с ближайшими и отдаленными перспективами социального развития. Мы думаем о будущем и созидаем его.
        Наши представления о будущем исходят из научных принципов марксизма-ленинизма. Знание этих принципов, безграничная вера в революционные, творческие возможности людей труда наполняют нас оптимизмом.
        Конечно, никто не может в деталях предсказать ход событий в тот или иной момент грядущего развития. Но если подойти к вопросу не с точки зрения деталей или всегда возможных случайностей, если, как говорил Ленин, "взять дело в громадном масштабе, то частности и мелочи отпадают, и основные движущие силы, которые определяют всемирную историю, становятся очевидными" (т. 40, стр. 167). А если известны основные движущие силы всемирной истории, если выявлены главные тенденции исторического развития, то становится очевидным и конечный итог борьбы двух мировых систем - победа коммунизма во всемирном масштабе. (Аплодисменты).
        Выдвигая перед народами мира величественную перспективу коммунистического будущего, - единственно реальную и отвечающую коренным интересам всех народов, марксисты-ленинцы не склонны упрощать возникающие в связи с этим задачи. Путь к коммунизму - это путь длительной и упорной борьбы. Народам придется преодолеть ожесточенное сопротивление старого, отживающего мира.
        Но дело не только в этом. Построить коммунизм - это значит переделать всю общественную жизнь на иной, принципиально отличной от капитализма основе. Это значит выкорчевать привычки и традиции, порожденные тысячелетиями эксплуататорского общества, - частнособственническую психологию и мораль, недоверие между людьми разных наций и рас.
        Наша уверенность в том, что все эти трудные задачи будут успешно решены, - не только результат теоретического анализа. Она базируется на неопровержимых фактах истории XX века, в течение которого более трети человечества освободилось от ига капитала. Она базируется на опыте поистине грандиозных перемен, которые произошли а происходят в странах социализма. Она базируется на нашем собственном опыте - опыте страны, которая впервые в мире практически приступила к строительству коммунизма. Выполняя намеченную партией программу, советские люди своим неустанным трудом, своими героическими усилиями прокладывают путь, по которому рано или поздно пойдут трудящиеся всех стран. (Аплодисменты). И каждый наш успех, каждая победа наша приближают тот час, когда все человечество разорвет социальные и нравственные путы прошлого и войдет в новый мир - мир коммунизма. (Продолжительные аплодисменты).
        Но каковы бы ни были высоты, на которые поднимется человечество, оно всегда будет помнить, что у истоков коммунистической цивилизации стоит исполинская фигура Ленина - мыслителя и революционера. (Продолжительные аплодисменты). Нет ничего более святого для коммуниста, для ленинца, чем отдать всю свою энергию, весь ум и волю для того, чтобы приблизить будущее, за которое боролся Ленин.
        Товарищи, мне хочется закончить свое выступление мудрыми словами Владимира Ильича: "Все дело в том, чтобы не довольствоваться тем уменьем, которое выработал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить непременно от более легких задач к более трудным. Без этого, - учил Ленин, - никакой прогресс вообще невозможен, невозможен и прогресс в социалистическом строительстве" (т. 37, стр. 196). И мы, коммунисты, пойдем дальше. (Аплодисменты). Мы будем добиваться большего. (Аплодисменты). И сколь бы трудными ни были задачи, которые встают и будут вставать перед нами, мы решим их. (Аплодисменты). Мир, о котором мечтал Ленин, будет построен! (Бурные, продолжительные аплодисменты).
        Да здравствует советский народ - строитель коммунизма! (Бурные аплодисменты).
        Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза - партия Ленина! (Бурные аплодисменты).
        Пусть ширится и идет от победы к победе мировое революционное движение! (Бурные аплодисменты).
        Да здравствует всепобеждающая сила идей марксизма-ленинизма! (Бурные аплодисменты).
        Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают).

Совместное заседание Центрального Комитета КПСС,
Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР

Речь товарища К.В. ГОВОРУШИНА
        Бригадир сборки турбин Ленинградского Кировского завода

Размер: 52,0kB, 358x450x96dpi

Дорогие товарищи!
        Дорогие зарубежные гости!
        Многомиллионная армия рабочего класса нашей страны вместе со всем советским народом, народами стран мировой социалистической системы, братьями по классу во всех других странах и на всех континентах торжественно отмечает 100-летие со дня рождения гениального вождя и учителя всех трудящихся Владимира Ильича Ленина. (Аплодисменты).
        В этот знаменательный день всенародного торжества разрешите мне передать вам сердечный привет и поздравления от имени рабочих и всех трудящихся колыбели Великой Октябрьской социалистической революции, города-героя Ленинграда! (Аплодисменты).
        С именем Ленина, с его учением неразрывно связаны революционные свершения нашего времени, воплощение в жизнь вековых чаяний народов. Во всех победах и радостях, в заботах и суровых испытаниях Ленин был, есть и будет в наших сердцах. (Аплодисменты). Он постоянно находится в мыслях, чувствах и делах благодарного ему трудящегося человечества.
        Имя Ленина особенно близко и дорого рабочему классу. Всю свою жизнь Владимир Ильич отдал великому делу освобождения пролетариата. На рабочих окраинах Петербурга он организовывал первые марксистские кружки, учил наших отцов и дедов науке социализма, искусству революционной борьбы. Под руководством Ленина и созданной им партии большевиков рабочие шли на штурм царского самодержавия и в союзе с беднейшим крестьянством победили в Великой Октябрьской социалистической революции. По ленинскому плану под руководством партии советский народ построил социализм и сейчас успешно борется за создание материально-технической базы коммунизма.
        С глубоким волнением все мы слушали сегодня доклад Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС товарища Брежнева Леонида Ильича. В нем ярко и всесторонне раскрыты величие Ленина, торжество ленинского учения, гигантская работа Коммунистической партии и всего советского народа по претворению в жизнь ленинских заветов. Неизгладимое впечатление оставляет величественная картина коренных революционных преобразований, охвативших весь мир под благотворным воздействием марксизма-ленинизма.
        Мы, рабочие города Ленина, гордимся тем, что являемся одним из отрядов героического рабочего класса нашей социалистической Родины. Социализм возвеличил рабочего человека, высоко поднял его авторитет, роль и значение во всех областях общественной жизни, создал условия для вдохновенного, созидательного труда. За это мы от всего сердца благодарим созданную великим Лениным нашу родную Коммунистическую партию и ее ленинский Центральный Комитет! (Аплодисменты).
        Тридцать восемь лет я тружусь на Кировском заводе. Здесь, на бывшем Путиловском, работал и мой отец. На глазах одного поколения коренным образом преобразились наш завод и его люди. Моему товарищу слесарю Михаилу Милентьевичу Смирнову довелось собирать первые советские тракторы. Сейчас Смирнов - мастер, он руководит сборкой степных богатырей "Кировец", мощность которых в 12 с лишним раз больше, чем у заводского первенца. И дело не только в мощности. Свои первые тракторы наши старшие товарищи собирали вручную, а сейчас "Кировец" создается на поточных линиях, с помощью самой современной техники. В то время рабочий чаще всего имел 3-4 класса образования. А теперь большинство ленинградских рабочих имеют восьмилетнее и среднее образование.
        Рабочие вместе с учеными, инженерами и техниками активно и увлеченно решают сложные задачи научно-технического прогресса. Вдохновенный труд, техническое творчество стали нормой жизни советского рабочего человека. У нас на заводе, например, каждый пятый является рационализатором или изобретателем, а всего их в стране насчитывается 3,5 миллиона человек.
        Огромные изменения, которые произошли и происходят в рабочем классе, позволяют нам, рабочим, успешно осуществлять ленинский завет - активно и плодотворно участвовать в управлении государственными, производственными и общественными делами.
        Как депутат Верховного Совета Российской Федерации, я принимаю участие в работе постоянной комиссии по транспорту и связи. Членами комиссии по строительству и благоустройству являются мои земляки - депутаты слесарь Петр Николаевич Иванов, арматурщик Борис Александрович Журавлев. Среди депутатов Верховного Совета Российской Федерации и Верховных Советов других союзных республик рабочих более четверти, а в местных Советах - свыше одной трети.
        Как уважаемых государственных деятелей знают в стране моих товарищей - депутатов Верховного Совета СССР Николая Николаевича Русакова, токаря Алексея Васильевича Чуева, кандидата в члены ЦК КПСС судосборщика Василия Александровича Смирнова и многих, многих других. Какую бы область государственной, партийной, общественной жизни мы ни взяли - рабочие всюду занимают ведущее положение.
        Везде и всюду рабочие выступают с новыми починами, проявляют свое высокое чувство ответственности за общее дело, свою хозяйскую заботу о заводе, городе, стране. Иначе и быть не может: ведь хозяева нашей страны мы - рабочие, колхозники, трудовая советская интеллигенция.
        Все, о чем я рассказываю, - это наша повседневная рабочая жизнь. Такие примеры может привести любой рабочий из Москвы и Киева, Ташкента и Минска, Баку и Владивостока, из любого уголка нашей Родины. Они являются лучшим свидетельством того, что собой представляет советский рабочий класс! (Аплодисменты).
        Выступая в 1917 году на Путиловском заводе, Владимир Ильич призывал рабочих смело идти на штурм старого мира во имя созидания нового социалистического общества. Эти ленинские заветы живут в наших сердцах. Рабочий класс, все трудящиеся нашей страны с большим энтузиазмом трудятся во имя осуществления ленинских идей, во имя торжества коммунизма. (Аплодисменты).
        Мы рады рапортовать партии, Родине, что трудящиеся города Ленина с честью выполнили свои социалистические обязательства, взятые к ленинскому юбилею.
        На предприятиях Ленинграда достигнут уровень производительности труда, запланированный на конец пятилетки, выработано дополнительно продукции на миллионы рублей. В первом квартале этого года весь прирост промышленной продукции достигнут за счет роста производительности труда. Такова сила рабочего энтузиазма, всенародной любви к Ильичу!
        Товарищи! В канун ленинского юбилея работа лучших коллективов, доблестный труд тысяч и тысяч рабочих, колхозников, ученых и инженеров отмечен Ленинскими почетными грамотами и юбилейными медалями. Рабочие коллективы, удостоенные юбилейных наград, рассматривают их как признание трудовых заслуг, творческой активности всего рабочего класса нашей страны.
        С этой высокой трибуны мне хочется сказать, что в ответ на почетные награды Родины рабочие будут еще самоотверженнее трудиться, повышать эффективность производства, производительность труда, экономить сырье и материалы, всемерно крепить трудовую дисциплину.
        Рабочие Ленинграда, как и все трудящиеся нашей Родины, с глубоким пониманием и единодушным одобрением восприняли решения декабрьского Пленума Центрального Комитета нашей партии, положения и задачи, высказанные в речи Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС товарища Брежнева Леонида Ильича на этом Пленуме.
        Я думаю, что выскажу наше общее мнение, что Центральный Комитет КПСС, как и всегда, может смело положиться на наш героический рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовую интеллигенцию (аплодисменты) в том, что они своим сознательным, высокопроизводительным трудом будут и дальше неустанно повышать экономическое могущество и обороноспособность своей любимой Родины, быть на высоте поставленных партией задач! (Аплодисменты).
        Товарищи! Строя коммунистическое общество, советский народ настойчиво и последовательно борется за мир, против империалистических поджигателей войны. Как член Всемирного Совета Мира, я знаю, каким огромным уважением пользуется у трудящихся всех стран наша миролюбивая внешняя политика.
        Верные заветам Ленина рабочий класс, трудящиеся нашей страны всегда были и будут на стороне тех, кто борется за социализм, социальный прогресс, за свою национальную независимость и мир. (Аплодисменты).
        Мы вместе с героическим народом Вьетнама, мужественно сражающимся с американскими интервентами и их пособниками. Мы вместе с арабскими народами, противостоящими израильским агрессорам и их покровителям. Мы вместе с рабочими капиталистических стран, самоотверженно борющимися против засилья монополий, за свои социальные права. Мы вместе со всеми, кто выступает против империализма, за свободу и независимость народов, за мир во всем мире. (Аплодисменты).
        Мы полностью поддерживаем деятельность нашей партии, ее Центрального Комитета по сплочению мировой социалистической системы, международного коммунистического и рабочего движения. В укреплении единства всех этих сил кровно заинтересован рабочий класс нашей страны, трудящиеся всего мира.
        Товарищи!
        В канун столетнего юбилея нашего вождя и учителя, нашего родного Ильича мы вновь и вновь обращаем свои мысли и чувства к созданной им Коммунистической партии.
        Все то, чего мы достигли и чем по праву гордимся, все, что мы создаем и строим сейчас, - все это добыто и завоевано под руководством нашей ленинской партии. (Аплодисменты). Коммунистическая партия Советского Союза - наш испытанный рулевой, боевой авангард рабочего класса и всего советского народа. Мы полностью поддерживаем ее внутреннюю и внешнюю политику, безгранично верим партии и всегда готовы бороться за торжество ее генеральной линии! (Аплодисменты).
        Разрешите заверить нашу Коммунистическую партию, ее ленинский Центральный Комитет, что мы, рабочие Ленинграда, как и весь рабочий класс Страны Советов, будем и впредь без устали, как завещал Владимир Ильич Ленин, творить свою революционную работу, не пожалеем сил, труда и энергии для торжества великих ленинских идей, торжества коммунизма! (Продолжительные аплодисменты).

Вся Правда

Главлит: Б 01679