Совместное заседание Центрального Комитета КПСС,
Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР

Речь товарища ЖАКА ДЮКЛО
        (Окончание. Начало на 6-й стр.).
своими трудами и указаниями по линии Коминтерна Ленин оказал неоценимую помощь молодой Французской коммунистической партии в решении стоявших перед ней целей и задач. (Аплодисменты).
        На протяжении всей своей истории. Французская коммунистическая партия, которая 30 декабря этого года будет отмечать свое 50-летие, вдохновлялась примером Ленина. (Аплодисменты).
        Следуя его заветам, французские коммунисты не переставали бороться против любых проявлений оппортунизма.
        Отправляясь от ленинских идей, Французская коммунистическая партия пришла к убеждению, которое постоянно укреплялось по мере накопления собственного опыта, что для выполнения партией ее авангардной роли решающее значение имеет ее организация на основе принципов демократического централизма.
        Всестороннее ленинское учение имело исключительное значение для формирования и укрепления рядов Французской коммунистической партии. Марксистская теория, обогащенная ленинским учением об империализме, как последней стадии в развитии капитализма, со свойственными этой стадии паразитизмом и загниванием, является неоценимым оружием для рабочего класса всех стран.
        Коммунисты ни в коей мере не рассматривают марксистско-ленинскую теорию, как догму. Следуя примеру Ленина, вдохновлявшегося учением Маркса и Энгельса, они видят в ней руководство к действию, которое необходимо постоянно обогащать новым опытом.
        Современный мир, на который идеи Ленина наложили столь глубокий отпечаток, характеризуется неуклонным ростом могущества и международного влияния мировой социалистической системы, быстрым распадом колониальной системы под ударами национально-освободительного движения, усилением классовых битв в капиталистическом мире, внутренним распадом и разложением мировой капиталистической системы.
        Преобладание сил социализма над силами империализма, сил мира над силами войны проявляется на мировой арене во все большей и большей степени.
        В главных капиталистических странах, достигших стадии государственно-монополистического капитализма, усиливаются противоречия между горсткой эксплуататоров-монополистов и рабочим классом. Для обеспечения своей победы пролетариат должен вовлечь в борьбу широкие социальные слои, испытывающие гнет политики монополий, слои, среди которых зреет стремление к политическим переменам.
        В этих условиях рабочий класс капиталистических стран в своей революционной борьбе более чем когда-либо ранее выступает выразителем интересов всей нации, приносимых в жертву ради прибыли монополий. (Аплодисменты).
        В духе ленинских идей Французская коммунистическая партия борется за создание союза рабочих и демократических сил, против капиталистических монополий и их реакционной политики.
        Отмечая столетие со дня рождения Ленина, мы радуемся успехам Советского Союза, который, идя неизведанными путями, построил социализм и теперь наглядно демонстрирует трудящимся всего мира возможность покончить с господством капитализма и его системой угнетения.
        Сыграв решающую роль в разгроме фашизма, который угрожал всем народам, великая страна Ленина противостоит империализму как могучий оплот мира и в то же время неуклонно проводит в жизнь ленинский лозунг: "Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!" (Аплодисменты).
        Верные ленинским принципам пролетарского интернационализма, мы поддерживаем вьетнамский народ в его героической борьбе против американских империалистов. Помня об уроках второй мировой войны, мы выступаем за политику европейской безопасности.
        На основе выводов Московского совещания коммунистических и рабочих партий Французская коммунистическая партия всемерно укрепляет свое сотрудничество с Коммунистической партией Советского Союза - великой партией Ленина (аплодисменты), со всеми другими коммунистическими и рабочими партиями. В этом сотрудничестве - залог успехов каждой партии и всего международного коммунистического и рабочего движения.
        В то время, когда проявляются пагубные последствия власти монополий, Французская коммунистическая партия, вдохновляясь идеями Ленина, открывает перед народом Франции перспективу свободной и счастливой жизни. Воодушевленная этими идеями, наша партия стремится показывать народу Франции правдивый облик социализма и коммунизма.
        Именно в этом духе французские коммунисты отмечают 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, чьи вечно живые идеи направляют действия всех, кто стремится к освобождению человека от цепей капиталистической эксплуатации и угнетения, строя новое, социалистическое общество.
        Да здравствует столетняя годовщина со дня рождения великого Ленина! (Аплодисменты).
        Да здравствует КПСС! (Аплодисменты).
        Да здравствует ленинизм! (Аплодисменты).
        Да здравствует коммунизм! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают).

Речь товарища Г. ГУСАКА
        (Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии)

Размер: 45,6kB, 341x450x96dpi

Дорогие товарищи! Всех нас глубоко волнует сегодняшнее торжественное собрание, посвященное 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
        Мы встречаемся в столице родины Ленина, на исторической земле древнего Кремля, чтобы вновь перед всем миром продемонстрировать свою верность Ленину и ленинизму, выразить единую волю и стремление продолжать борьбу за социалистическое и коммунистическое преобразование общества. (Аплодисменты).
        Судьбы чехов и словаков, равно как и судьбы всех народов, в той или иной степени предопределены и связаны с революционными заветами и делом Ленина. Однако судьбы наших народов связаны с Ленивым особенно тесно и непосредственно.
        С Лениным наши народы переступили порог своей новейшей истории. С именем Ленина связаны самые славные страницы в их современном развитии. К Ленину они обращались за советом, в нем видели свою силу в годы тяжелых испытаний в период буржуазной республики, во время подпольной борьбы против нацистских оккупантов, в самые драматические моменты Словацкого национального восстания, в феврале 1948 года и в годы строительства социализма.
        Чехословацкий народ отмечает сотую годовщину со дня рождения Ленина особенно торжественно потому, что она совпадает с годовщиной освобождения нашей родины Советской Армией, которая 25 лет назад выполнила свою историческую миссию, разгромив фашизм и открыв нашему рабочему классу путь к строительству нового общественного строя в Чехословакии. (Аплодисменты).
        Разрешите мне в связи с этим от имени Коммунистической партии Чехословакии и наших трудящихся передать от всего сердца искренние поздравления всему советскому народу, братской Коммунистической партии Советского Союза, ее ленинскому Центральному Комитету, партии, которая является наследницей и хранительницей заветов Ленина и своей интернациональной политикой на протяжении всего времени после смерти Ленина вновь и вновь подтверждает, что она не только надежно хранит заветы Ленина, но и неустанно развивает его дело в своей повседневной деятельности. (Аплодисменты).
        Разрешите мне передать также товарищеский привет всем участникам этого торжественного заседания. (Аплодисменты).
        С идеями и деятельностью Владимира Ильича Ленина и советских коммунистов непосредственно связано само возникновение Коммунистической партии Чехословакии в 1921 году. Чехословацкие коммунисты делали свои первые шаги при непосредственной помощи Ленина, в советской действительности они видели свое будущее. Один из основателей Коммунистической партии Чехословакии Богумир Шмераль, возвратившись из своей первой поездки в Советский Союз в 1920 году, писал: "Я возвращаюсь из другого мира, я возвращаюсь другим человеком. То, что происходит в России, колоссально, головокружительно, благородно, разумно, неодолимо". (Аплодисменты). В этих словах выражена основная ориентация, определяющая характер деятельности Коммунистической партии Чехословакии на протяжении всей ее истории. Ленинское учение формировало партию чехословацкого пролетариата как партию нового типа и служило ей компасом в революционной борьбе. Примечательно, что Коммунистическая партия Чехословакии в самые трудные моменты обращалась к Ленину и ленинизму, получала товарищеские советы от советских коммунистов и от Коммунистического Интернационала. Так было в период перехода к большевизации партии, во время преодоления кризисных явлений, особенно в 1928- 1929 гг. Новое руководство во главе с Клементом Готвальдом, опираясь на интернациональную помощь и поддержку в первую очередь советских коммунистов, нашло правильное решение сложившейся обстановки и под лозунгом "От оппортунистической пассивности к большевистской активности" способствовало превращению Коммунистической партии Чехословакии в самую решительную и влиятельную силу в борьбе против чехословацкой буржуазии, против фашизма, в силу, способную творчески применять и отстаивать ленинские идеи в борьбе за демократию и социализм.
        С учением Ленина, со всесторонней материальной помощью Советского Союза тесно связаны послевоенный этап в развитии Чехословакии, революционные экономические и общественные преобразования в нашей стране, успешное строительство социализма.
        Коммунистическая партия Чехословакии, руководствуясь ленинским теоретическим наследием, выражала и выражает тем самым свою верность общим закономерностям социалистической революции и социалистического строительства, вытекающим из исторического опыта Коммунистической партии Советского Союза, отвергает любые попытки в какой бы то ни было форме принижать значение и действенность ленинизма.
        С того времени, когда жил и работал Владимир Ильич Ленин, очень многое изменилось. Изменилось соотношение классовых сил в мире, их структура. В самом развитии капитализма также многое изменилось. Но неизменной осталась классовая сущность современного империализма, а значит, и классовая сущность происходящих в мире конфликтов. В этих условиях ленинские заветы являются для нас не только свидетельством величия ленинского гения, но и непреходящим, актуальным учением о революционном преобразовании мира. Классовый, интернационалистический подход, коммунистическая принципиальность и борьба против оппортунизма в политике, творческое развитие вашей революционной теории и непримиримость в идеологии - таковы принципы, которые сохраняют свою силу как для отдельных коммунистических партий, так и для всего международного коммунистического движения. (Аплодисменты). Любое отступление от ленинизма всегда наносило и наносит вред делу социализма, ведет к возникновению кризисных ситуаций, к хаосу, разложению, к развитию контрреволюции, в чем мы могли наглядно убедиться на примере событий у нас после января 1968 года. Слабость и недостаток коммунистической принципиальности тогдашнего руководства партии, компромиссы и непоследовательность в области идеологии и политики привели нашу страну на грань катастрофы. Отход от марксизма-ленинизма поощрил ревизионистов, буржуазных идеологов и всевозможных ренегатов рабочего движения к протаскиванию своих взглядов и политических концепций, способствовал идейной дезориентации сначала коммунистов, а затем постепенно и всего общества.
        Пример Чехословакии вновь подтвердил, что и сегодня не утратили своей актуальности указания Ленина о классовом подходе к решению вопросов внутренней и внешней политики, о необходимости укреплять руководящую роль рабочего класса в ходе социалистического строительства и строить коммунистическую партию так, чтобы она была последовательным марксистско-ленинским руководителем трудящихся. (Аплодисменты).
        Канули в прошлое времена, когда наши враги могли пренебрежительно относиться к коммунистическим партиям. Сегодня - об этом говорил товарищ Брежнев - они волей-неволей должны считаться с коммунистическим движением, как с решающей международной силой. Из этого вытекает тактика наших врагов, и поэтому они выбирают соответствующее оружие: антисоветизм, разложение коммунистического движения изнутри, попытки противопоставить коммунистические партии капиталистических стран коммунистическим и рабочим партиям стран социалистического содружества и Советского Союза, расшатывание социалистического содружества. Буржуазно-националистическая пропаганда в настоящее время отличается сильно выраженной антисоветской направленностью, поэтому борьба против нее, против всех форм антисоветизма является составной частью классовой борьбы в сегодняшнем разделенном на классы мире, составной частью последовательно интернационалистической политики коммунистических партий. (Аплодисменты).
        В этих условиях больше, чем когда бы то ни было, приобретают значение слова Ленина об интернациональном долге защищать страну, в которой пролетариат уже победил. Именно Владимир Ильич Ленин характеризовал равнодушие в деле защиты социалистической родины "как предательство интересов борьбы против международного империализма", как нарушение "связи с международным социализмом".
        Защита социализма и его завоеваний в отдельных странах является не только национальным делом, но и делом интернациональной ответственности и долга. Капиталисты в своем стремлении ликвидировать или хотя бы ослабить социализм объединяются друг с другом, невзирая на границы стран и наций. Почему же тогда мы, коммунисты, в интересах укрепления социализма должны поступать иначе? (Аплодисменты).
        Характерной чертой процесса консолидации, проходящего в Чехословакии, является и то, что чешский и словацкий народы осознают эту принципиальную ленинскую идею и приходят к пониманию того, что ввод союзнических войск на нашу территорию в августе 1968 года был актом интернациональной помощи нашей партии и нашему народу в деле защиты социалистических завоеваний. (Аплодисменты).
        Быть верным ленинизму означает для нас защищать и укреплять единство стран социалистического содружества, развивать взаимное сотрудничество, укреплять идейную сплоченность, экономическую и военную мощь.
        В настоящее время мы боремся за углубление идейного и боевого единства Коммунистической партии Чехословакии на принципах марксизма-ленинизма, за укрепление ее руководящей роли в обществе. Мы укрепляем государственную власть рабочего класса и социалистический характер нашего государства. Особое внимание мы уделяем ленинским положениям о взаимосвязи экономики и политики; мы прилагаем усилия к достижению консолидации и обеспечению дальнейшего развития народного хозяйства, что является предпосылкой всестороннего развития нашего социалистического общества. Мы стремимся к тому, чтобы наша родина стала для всех трудящихся страной счастья, прочным звеном мирового социалистического содружества и международного коммунистического движения. (Аплодисменты).
        Ленинские заветы обязывают нас своевременно выявлять и творчески разрабатывать назревшие теоретические проблемы на научной основе, определять пути своего развития, делая это с известным опережением. Чехословацкий опыт истекших лет показывает, что несоблюдение этого ленинского принципа наносит ущерб интересам партии и народа, делу строительства социализма.
        Дорогие товарищи! Мы приехали сюда, чтобы воздать дань уважения Владимиру Ильичу Ленину и стране, в которой родился этот великий человек - революционер, мыслитель и политический деятель. Мы собрались здесь, чтобы выразить единство идей, взглядов и интересов с ленинской Коммунистической партией Советского Союза, которая первой в мире сумела мобилизовать революционную энергию рабочего класса, наполнить ленинскими идеями умы и сердца советских людей и воплотить эти идеи в жизнь. Мы заявляем о своей верности ленинизму, выражая тем самым решимость чехословацких коммунистов и в дальнейшем претворять ленинские идеи в конкретные дела, которые в едином потоке с усилиями других марксистско-ленинских партий стран социалистического содружества и всего мира помогут преобразовать сегодняшний мир в мир будущего, мир коммунистического общества. (Аплодисменты).
        Да здравствует марксизм-ленинизм, преобразующая и сплачивающая сила всего прекрасного, благородного и передового, что существует в этом мире! (Аплодисменты).
        Да здравствует советский народ, который, вдохновляемый ленинскими идеями, прокладывает путь к новому счастливому будущему человечества! (Аплодисменты).
        Да здравствует славная Коммунистическая партия Советского Союза, хранительница завете в великого Ленина! (Аплодисменты).
        Да здравствует пролетарский интернационализм! (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают).

Речь товарища Я. КАДАРА
        (Первый секретарь Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии)

Размер: 48,0kB, 341x450x96dpi

Уважаемые участники торжественного заседания! Дорогие товарищи! Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня рождения великого сына русского народа, вождя международного рабочего класса, величайшего человека нашего века - Ленина. В эти дни память его чтут трудящиеся Москвы и Ленинграда, народы всех республик великой Страны Советов. Вместе с советскими людьми отмечают этот праздник и народы социалистических стран, коммунистические и рабочие партии пяти континентов, все прогрессивные люди мира. В день этого великого всеобщего торжества Вен-
герская социалистическая рабочая партия, венгерский народ шлют горячий привет Коммунистической партии Советского Союза, великому советскому народу. По этому случаю мы приветствуем международный рабочий класс, прогрессивные страны и народы, всех, кто следует бессмертному учению Ленина, кто воздает должное его памяти. (Аплодисменты).
        В лице Владимира Ильича Ленина венгерские коммунисты чтут создателя большевистской партии, вождя Великой Октябрьской социалистической революции, основателя Советского государства, теоретика и организатора социалистического строительства, пламенного революционера. В Ленине мы чтим выдающегося деятеля, вскрывшего суть и исторические закономерности нашей эпохи, выразителя жизненных интересов русского и международного пролетариата, который увидел назревавшую революцию, помог массам осознать ее и посвятил этому делу всю свою жизнь, свое исключительное дарование.
        Говоря о Ленине, мы говорим о рабочих и крестьянах, о сотнях миллионов трудящихся, с которыми он составлял единое целое, чьи запросы и чаяния он сумел сформулировать лучше, чем кто-либо другой.
        Любой отвлеченной теории Ленин предпочитал реальную действительность, революционное действие. Он никогда не требовал повторения привычных формул, а всегда прислушивался к требованиям жизни, практики. Его вечно живое учение сегодня, так же, как и в момент своего возникновения, продолжает оказывать огромное влияние, будит мысль, ибо ленинская теория это не догма, а руководство к действию.
        Ленина-человека уже нет с нами, но его дух, его немеркнущее идейное наследие и сегодня является источником знания. Оно требует от нас твердого пролетарского классового сознания, воспитывает в духе интернационализма, требует учета национальных особенностей и своеобразия отдельных стран, проведения принципиальной, бескомпромиссной политики, гибкости в практике. Ленин видел не только цель, но и пути, ведущие к ней. Изучать ленинизм, являющийся марксизмом нашей эпохи, - революционный долг коммунистов. Отойти от ленинского учения - значит зайти в тупик, потерпеть поражение. Сохранять верность идеям Ленина, действовать в духе его учения - вот источник победы и для нынешнего поколения коммунистов.
        Дорогие товарищи! Венгерский рабочий класс глубоко благодарен Ленину за поддержку, оказанную им венгерской пролетарской революции, чтит в нем великого друга венгерского народа. Думая о Ленине, о победе Октябрьской революции в России в 1917 году, мы вспоминаем и о героях Венгерской Советской Республики 1919 года, о Бела Куне, о когорте венгерских последователей Ленина, о наших революционных предшественниках, В своем знаменитом приветствии венгерским рабочим Ленин коснулся многих и ныне не утративших своей актуальности вопросов пролетарской революции. Для целых поколений его указания были и продолжают оставаться важнейшим идейным оружием.
        Две недели тому назад мы отмечали 25-легие освобождения от фашистского ига нашей родины, Венгрии. Ленин, Советский Союз, освобождение, наше социалистическое настоящее и наше будущее - все это для нас неразделимые понятия.
        Свободу нашему народу принесла героическая армия Советского Союза. Под руководством нашей партии, верной ленинским идеям, венгерский народ завоевал власть и построил свое новое социалистическое отечество - Венгерскую Народную Республику. Идя ленинским курсом, мы продолжаем строительство социалистического общества. Мы неустанно крепим нашу дружбу, братское сотрудничество с Коммунистической партией Советского Союза, с советским народом. (Аплодисменты). Это вытекает из наших принципов, и именно в этом видим мы самую надежную гарантию безопасности нашего народа, его успешного развития, расцвета венгерской нации.
        Дорогие товарищи! Венгерские коммунисты считают, что воздать должное памяти Ленина - это, прежде всего, следовать его учению, принципам марксизма-ленинизма, трудиться на благо рабочего класса, на благо народа, бороться за построение социализма, бороться за коммунизм.
        Действовать по Ленину в социалистической стране - это, в нашем понимании, значит: крепить руководящую роль партии и ее связь с массами, развивать организаторскую роль рабочего государства в строительстве социализма; находить, опираясь на марксистско-ленинское учение, правильные ответы на новые вопросы, выдвигаемые обстановкой; решать вопросы хозяйственно-культурного строительства; полностью построить социализм, добиться торжества коммунизма, создания бесклассового общества.
        Участвовать в идейной борьбе, действовать по-ленински на идеологическом фронте - это, по нашему убеждению, значит решительно отстаивать чистоту наших идей, бороться с искажениями марксизма-ленинизма, с любыми разновидностями как правого, так и "левого" оппортунизма. В борьбе двух социальных систем нельзя оставаться нейтральными, в борьбе идей мы, коммунисты, открыто провозглашаем свои принципы.
        Наши классовые враги нападают на наше мировоззрение. Однако эти нападки разбиваются о силу и правду марксизма-ленинизма, силу и правду социализма. Отстаивая свои идеи, мы боремся против любых проявлений буржуазной идеологии, против национализма и антисоветизма, непоколебимо стоим на позициях пролетарского интернационализма.
        Выступая против враждебных нам взглядов, мы, коммунисты, провозглашаем и отстаиваем принцип интернационализма, идеи социализма. Тем самым мы защищаем интересы рабочего класса, трудового народа собственной страны, а также подлинные интересы международного рабочего класса, всех народов мира. (Аплодисменты).
        Дорогие товарищи! Следовать ныне заветам Ленина в происходящей всемирной борьбе сил социализма и капитализма, в международных отношениях, во всей мировой политике - это, по нашему мнению, означает: непрестанно крепить сплоченность социалистических стран, поддерживать борьбу международного коммунистического и рабочего движения, солидаризироваться с борьбой народов, сражающихся за свою свободу и независимость. Исходя из этого, Венгерская Народная Республика осуществляет тесное сотрудничество с Советским Союзом, с социалистическими государствами, с другими прогрессивными странами и силами в интересах разрядки международной напряженности. Мы работаем во имя урегулирования спорных вопросов путем переговоров, добиваемся осуществления принципа мирного сосуществования в межгосударственных отношениях стран с различным общественным устройством. Этим мы руководствуемся и в нашей деятельности, направленной на создание системы коллективной безопасности в Европе.
        Совершенно очевидно, что империализм по-прежнему серьезно угрожает народам новыми актами агрессии, новыми авантюрами. Ныне от сил прогресса, от всех честных людей требуются серьезные усилия для помощи народам, ведущим освободительную борьбу, для отпора империалистической агрессии во Вьетнаме, Индокитае и на Ближнем Востоке.
        Империалисты пытаются скрыть свои истинные цели, но они и по сей день не отказались от намерения повернуть вспять колесо истории, свергнуть путем открытого насилия или путем подрывной деятельности власть трудового народа в социалистических странах. Советский Союз, социалистические страны располагают, однако, достаточной мощью, чтобы надлежащим образом отразить покушение любого агрессора на их завоевания, на социалистический строй. (Аплодисменты). Венгрия считает необходимым укреплять организацию Варшавского Договора, являющуюся мощным и надежным щитом для всех социалистических стран, для всего человечества. Социалистические страны, не ослабляя своей бдительности, борются за прекращение гонки вооружения, за сохранение мира. Наша конечная цель - торжество дела прогресса, завоевание народами свободы и национальной независимости, достижение прочного мира.
        Дорогие товарищи! Друзья! На значительной части нашей планеты уже строится новое, социалистическое общество. Подлинный выход всем угнетенным и эксплуатируемым в остальных частях света, измученным жертвам империализма, человечеству, встревоженному угрозой военной катастрофы, ныне могут указать лишь наследники Ленина - Советский Союз. народы, строящие социализм, коммунистические и рабочие партии мира.
        Для того, чтобы силы прогресса смогли выполнить свою историческую миссию, необходимо всемерно развивать сотрудничество социалистических стран, международного коммунистического движения, всех антиимпериалистических сил.
        Ленин указал путь. Своей жизнью и деятельностью он открыл новую эру в истории человечества. Влияние его учения безгранично, ленинские идеи бессмертны. Полное торжество его идей приведет человечество к еще более счастливому будущему, к безраздельному торжеству общественного прогресса, социализма и мира. ( Аплодисменты ).
        В день великой годовщины мы приветствуем ленинскую Коммунистическую партию и народ Советского Союза. Мы приветствуем народ, давший человечеству Ленина, народ, который всегда бережно хранил и ныне высоко несет знамя Ленина. (Аплодисменты).
        Вечная слава Ленину! (Бурные, продолжительные аплодисменты, все встают).

Речь товарища Т. ЖИВКОВА
        (Первый секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии,
        Председатель Совета Министров Народной Республики Болгарии)

Размер: 46,7kB, 344x450x96dpi

Уважаемые товарищи! Дорогие наши советские братья и сестры! После победы Великой Октябрьской социалистической революции столица Союза Советских Социалистических Республик стала естественным центром мирового коммунизма.
        Было время, когда посланцы международного коммунистического движения ехали в Москву нелегально, подвергаясь опасности, рискуя жизнью, и сегодня эта опасность висит над головой многих наших товарищей. И сейчас буржуазия безжалостно расправляется с посланцами некоторых братских партий. Но сегодня многие из нас прибывают в Москву как представители руководящих партий социалистических стран, а все мы вместе представляем собой могучую революционную силу нашего времени, не имеющую ни равной, ни подобной себе во всей истории человечества. (Аплодисменты).
        Ярким проявлением этой силы было и прошлогоднее Совещание в Москве, которое, вопреки некоторым временным трудностям в отдельных отрядах, продемонстрировало непоколебимую верность международного коммунистического и рабочего движения идеям марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. (Аплодисменты).
        Оглядываясь назад, мы видим гигантские фигуры Карла Маркса и Фридриха Энгельса, мыслителей, открывших и сформулировавших законы общественного развития, создавших стройную систему нашего революционного учения, заложивших основы международного коммунистического движения.
        Когда мы окидываем взглядом пройденный нами путь, перед нашими глазами вырастает во весь свой величественный рост Владимир Ильич Ленин, титан, столетие со дня рождения которого празднует сегодня все прогрессивное человечество. (Аплодисменты). Не трудно представить себе, как выглядел бы мир, если бы революционная Россия не родила Ленина и ленинизм. Достаточно лишь попытаться представить себе этот мир без Советского Союза. Достаточно на миг допустить, что наши коммунистические партии не существуют, что единственными "борцами" за дело мирового рабочего класса являются "марксисты" и "социалисты" того толка, которые не раз - и до Октябрьской революции, и после нее - участвовали в подрыве революционной борьбы пролетариата в своих странах и в подавлении национально-освободительного движения в колониях.
        К счастью, мир не таков. Главное, что характеризует наше время, - это существование мировой социалистической системы; это международное коммунистическое и рабочее движение; это сбывающееся предвидение Ленина, что тогдашние колониальные народы неминуемо будут превращаться из резерва империализма в резерв и союзника социализма.
        И ныне поединок между новым и старым миром труден и жесток. Отступая, империализм все еще в состоянии наносить тяжелые удары и одерживать временные победы в отдельных сражениях.
        Но историческая инициатива находится в наших руках, социализм наступает на всех стратегических направлениях. Законы общественного развития и организованная борьба трудящихся неуклонно и неудержимо вытесняют империализм и открывают пути человечества к коммунизму. (Аплодисменты).
        В этом грандиозном поединке наше главное идейное, политическое и организационное оружие - идеи марксизма-ленинизма, гениальная революционная мысль и гениальная революционная деятельность, Владимира Ильича Ленина, человека, мыслителя, вождя, который и сегодня, почти полвека после своей физической смерти, шагает с нами - живой среди живых - и ведет нас от победы к победе. (Аплодисменты).
        Старый мир мобилизовал все свои силы на борьбу против наступления коммунистических идей. Заодно с откровенными апологетами капитализма против нас воюют и оппортунисты. Шеренги контратакующих пестрят боевыми знаменами и мундирами. Одни силятся доказать, что Ленин извратил Маркса, и берут на себя "защиту" марксизма от ленинизма. Другие не отказывают ленинизму в праве на существование в качестве чисто "русского" явления, хорошего, быть может, для России, но непригодного для других стран. Третьи склонны допустить, что ленинизм подходит для неразвитых стран, но ни в коем случае не может быть применен в развитых капиталистических государствах. Четвертые идут еще дальше - говорят, что ленинизм был хорош в свое время, но теперь якобы иные времена, а потому и ленинизм, дескать, нуждается в "модернизации". Пятым не нравится диктатура пролетариата и руководящая роль коммунистических партий, они требуют "демократического" и "гуманного" социализма. Шестые не отвергают социализм, но не отвергают и капитализм, они теоретизируют о постепенной "конвергенции капитализма и социализма", рассуждают о "деидеологизации" современного общества.
        И среди правых, и среди "левых" особой популярностью пользуются жалкие попытки внушить миру, что Коммунистическая партия Советского Союза чуть ли не "изменила" Ленину и ленинизму. Сколь же безнадежна миссия всех этих людей, раз им приходится делать ставку, на такие "аргументы"!
        Коммунистическая партия Советского Союза, ее ленинский Центральный Комитет, свято хранят заветы Ленина. (Аплодисменты). Советский Союз добился всемирно-исторических успехов, превратился в такую силу, вопреки которой и без которой ныне не может быть решен ни одна важный вопрос развития современного мира. КПСС ведет неутомимую борьбу за чистоту марксизма-ленинизма, за единство и сплоченность международного коммунистического и рабочего движения, за единство действий всех антиимпериалистических сил в мире. КПСС - знаменосец человечества в его борьбе против империализма, против войны, за мир, за прогресс, за социализм.
        На протяжении всего своего существования Советский Союз неуклонно и с честью выполнял и выполняет указания Ленина - делать "...максимум осуществимого в одной стране, для развития, поддержки, пробуждения революции во всех странах".
        Перед делом и подвигом Советского Союза ныне преклоняются сотни и сотни миллионов людей во всем мире, а завтра с любовью и благодарностью преклонится все человечество! (Аплодисменты).
        Несмотря на все атаки - фронтальные и обходные, правые и "левые", идеи Маркса, Энгельса, Ленина шествуют по миру; они овладевают умами и сердцами новых миллионов

Вся Правда

Главлит: Б 01679