ТЕАТР
"П Е Р Е К О П"
Новая постановка Киевского театра оперы и балета

МИКОЛА БАЖАН. Проф. А.ЛАУФЕР.
        Незабываемы эпизоды гражданской войны. Образы любимейших народных героев еще ожидают своего достойного и широкого отражения на нашей оперной сцене. Эта ответственная и необычайно благодарная задача волнует многих советских музыкантов. Легендарному Перекопу посвятили свою первую оперу три молодых украинских композитора - Ю.Мейтус, М.Тиц и В.Рыбальченко (либретто В.Бычко и Шелонцева).
        Заботливый и по-товарищески внимательный к бойцам, решительный и смелый полководец, - таким рисуется в опере образ героя Перекопа Михаила Васильевича Фрунзе. Верный ученик Ленина и Сталина, он двигает полки на решительный штурм и приводит их к победе.
        Простота и правдивость этого образа не заслоняются условностью оперного искусства. Однако, увлекшись показом чуткого, глубоко-человеческого отношения Фрунзе к бойцам, авторы и постановщики спектакля не дали почувствовать размах стратегической мысли командарма, не обрисовали его, как одного из творцов большевистского военного искусства. Одним из лучших мест оперы является ария командарма (седьмая картина), раскрывающая образ большевика, необычайно чуткого к товарищам и непримиримого к врагам.
        С большой теплотой обрисован в опере образ старого деда Калинчука, который помогает командарму выполнить план переправы красных войск через Сиваш. До большого искреннего пафоса поднимается музыкальный монолог деда Калинчука. В этом монологе - отзвуки героической истории украинского народа, его стремление к свободе, завоеванной под знаменем Ленина-Сталина.
        Широко задуман авторами образ Оксаны - жены партизана-большевика Павла, вступившей вслед за мужем в ряды бойцов Красной Армии. Оксану, любящую жену и мать, толкнуло в ряды Красной Армии чувство личной мести за поруганную белогвардейцами семью. Затем она вырастает в отважного бойца, беспощадного к врагам, зоркого и бдительного. В теплой, лирической арии Оксаны - ее песне, обращенной к сыну, - раскрывается глубокое чувство советской матери. К сожалению, менее убедительно звучит ее призыв к бойцам (пятая картина).
        Удачны в опере массовые сцены и хоры, хорошо разрешенные и в музыкальном и в постановочном плане (хор девушек в первой картине, встреча красноармейцев с делегатами рабочих в третьей картине). В этих сценах особенно ярко проявилось стремление композиторов обогатить оперу элементами народного музыкального творчества. Хор и музыка плясок в той же третьей картине, где использованы русские, украинские и грузинские мелодии, подчеркивают интернационализм и братское единение советских народов.
        Бледным получился в опере образ мужа Оксаны - партизана-большевика Павла. Он показан схематично, в его обрисовке чувствуется штамп. Музыкальная характеристика Павла не производит цельного впечатления. Также недоработана сценическая линия Ахмета - руководителя партизанского отряда крымских татар. Вначале он выведен как героическая фигура, а затем, по ходу действия, почему-то обрекается почти на полную бездеятельность.
        Следует отметить весьма существенную ошибку композиторов и авторов либретто. Показав руководителя партизанского отряда, они не дали ни одного образа командира регулярной Красной Армии, подменив его фигурой комиссара, к тому же весьма бледно очерченного.
        К сожалению, музыка оперы не везде находится на одинаковом художественном уровне. Наблюдается некоторая разорванность музыкальной линии, слабое развитие симфонизма, иллюстративность, граничащая иногда с натурализмом. Композиторы не смогли подняться до истинных высот героической музыки. Следует также отметить, что действие оперы зачастую перегружается не разработанными эпизодическими персонажами. Здесь сказывается, прежде всего, слабость драматургического построения.
        Но несмотря на все эти существенные недостатки оперы, авторы "Перекопа" создали ценное произведение. Они насыщают свое творчество богатством народной музыки, плодотворно учатся у лучших представителей музыкальной культуры великого русского народа.
        В новом спектакле Киевской орденоносной оперы чувствуется большая работа, проделанная режиссером Н.Смоличем и дирижером В.Дранишниковым. театр начинает изживать искусственную усложненность, наложившую свой отпечаток на прежние его постановки. Вдумчиво работая над созданием живых реалистических образов в этом спектакле, артисты М.Донец, А.Иванов, А.Ропская, О.Петрусенко, М.Гришко, В.Пекарский и другие показали, что рост культуры советского оперного актера неразрывно связан с ростом выразительности его драматических средств.

В союзе писателей
        Вчера в союзе советских писателей состоялось расширенное заседание президиума правления союза с участием актива. После доклада тов. А.Фадеева был утвержден новый состав президиума правления в 15 человек: В.Герасимова, А.Караваева,В.Катаев, К.Федин, П.Павленко, Л.Соболев, А.Фадеев, А.Толстой, Вс.Вишневский, В.Лебедев-Кумач, Н.Асеев, М.Шолохов, А.Корнейчук, Алио Машашвили, Янка Купала. Выборы постоянного президиума будут проведены на предстоящем пленуме правления.
        Далее решено было созвать в марте 1939г. в Киеве пленум правления союза советских писателей, посвященный 125-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко. в повестке дня пленума - "Жизнь и творчество Шевченко". С докладами выступят: А.Корнейчук (УССР), Н.Асеев (РСФСР), Якуб Колас (народный поэт Белорусской ССР), Алио Машашвили (Грузинская ССР), В.Лебедев-Кумач (РСФСР).
        На время пленума в Киев выедет из Москвы редакция "Литературной газеты" для выпуска специальных номеров газеты.
        Президиуму правления поручено связаться с украинскими организациями для уточнения срока созыва пленума, заслушать не позднее 10 февраля доклад Шевченковского юбилейного комитета о подготовке к юбилею и обеспечить всестороннее участие союза советских писателей в юбилее, который состоится 8 марта.

ВОЕННО МОРСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
        ЛЕНИНГРАД, 28 января. (Корр. "Правды"). В первом медицинском институте имени академика И.П.Павлова создан специальный факультет, который будет готовить врачей для Военно-Морского Флота. Комплектование факультета заканчивается. На каждое вакантное место подано по нескольку заявлений. Целиком подобран преподавательский состав.
        Занятия начнутся 7 февраля.

Размер: 27,6Kb 382x450x100dpi Курсанты-выпускники Чкаловского училища зенитной артиллерии им. Серго Орджоникидзе (слева направо): Е.М.Лившиц, А.Г.Терентьев и В.С.Михалев
Фото Н.Гришиной.

Жизнь Красной Армии

ПОДГОТОВКА К ПРИНЯТИЮ ВОЕННОЙ ПРИСЯГИ
        В частях Московского гарнизона ведется деятельная подготовка к принятию военной присяги.
        Ежедневно в части, которой командует тов. Морозов, поводятся беседы о военной присяге и статьях Сталинской Конституции, гласящих о защите социалистического отечества - священном долге гражданина СССР. Беседы и политинформации проводятся на темы: "Воинская служба - почетная обязанность граждан СССР", "Честность, храбрость, дисциплинированность, бдительность, беспредельная преданность социалистической родине - основные черты бойца РККА", "Высокая воинская сознательная дисциплина - основа боеготовности Красной Армии" и др.
        Большое внимание пропагандисты уделяют раз'яснению особенности новой присяги, заключающейся в том, что каждый военнослужащий лично своей подписью скрепляет великую клятву служить верой и правдой своему народу.
        Заместители политруков тт. Абрамов, Кичигин и Смирнов подали на днях командованию части докладные записки следующего содержания:
        "Ходатайствуем перед вами об оставлении нас в кадрах РККА. Мы не находим более почетной обязанности, чем быть воином Рабоче-Крестьянской Красной Армии работать на благо нашей любимой родины". Десятки красноармейцев и младших командиров ходатайствуют об оставлении их на сверхсрочную службу в РККА.
        Пропаганда военной части присяги вызвала новую волну социалистического соревнования. Молодые советские патриоты досрочно выполняют обязательства, взятые в день опубликования указов Верховного Совета СССР о военной присяге.

НАКАНУНЕ XXI ГОДОВЩИНЫ РККА
        КИЕВ, 28 января. (Корр. "Правды"). На Украине началась подготовка к XXI годовщине Красной Армии и Военно-Морского Флота. ЦК КП(б)У в специальном решении определил мероприятия, которые будут проведены в городах и селах республики в связи со славной годовщиной.
        Широковещательные радиостанции приступают к передаче серии докладов о Красной Армии и о значении военной присяги. Управление по делам искусств при Совнаркоме УССР выделяет лучшие силы для оказания шефской помощи красноармейским коллективам художественной самодеятельности. В кинотеатрах республики с 10 февраля будут демонстрироваться фильмы оборонного содержания. ЦК ЛКСМУ и Центральный совет Осоавиахима Украины организуют военизированные походы, стрелковые соревнования, сдачу норм на оборонные значки.
        Накануне XXI годовщины Красной Армии намечено провести во всех городах и районах республики торжественные пленумы городских, районных и сельских советов с участием представителей партийных, советских, комсомольских и других общественных организаций и представителей воинских частей.

* * *

ГОРЬКИЙ, 28 января. ("Корр. "Правды"). На предприятиях, в колхозах горьковской области началась подготовка к XXI годовщине Красной Армии и Флота. На заводе им. М.М.Кагановича занимаются 100 ворошиловских стрелков. Многие студенты Института инженеров водного транспорта решили к 23 февраля сдать нормы на один оборонный значок.
        Осоавиахимовцы сельхозартели "Новая жизнь", Теплостанского района, обсудили письмо Героев Советского Союза об оборонных подарках к годовщине РККА и решили подготовить колхозников-значкистов. Сейчас проводятся тренировочные стрельбы и теоретические занятия по противовоздушной и противохимической обороне. Многие колхозники вступают в Осоавиахим.

Франц Меринг
К 20-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ

Георг ЛУКАЧ.
        Франц Меринг является одной из крупнейших и интереснейших фигур периода II Интернационала. Вместе с тем он - один из тех немногих западных социалистов, кто остался верен знамени революционного интернационализма и в годы империалистической войны, кто с воодушевлением приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и защищал ее против буржуазно-меньшевистской клеветы.
        Меринг прошел долгий и трудный путь, раньше чем стал на сторону революционного пролетариата. Как публицист, он в начале 70-х годов присоединился к немногим оставшимся в ту пору представителям радикальной демократии. Он вступил в близкие отношения с Якоби, Вейсом и другими, которые сохранили еще со времен революции 48-го года традиции левого крыла буржуазной демократии, симпатизировали рабочему движению и защищали его от нападок реакции. Эти традиции оказали решающее влияние на весь дальнейший путь Меринга, глубоко сказались и на его положительных, и на его отрицательных качествах.
        Установление закона против социалистов вызвало решительный поворот во взглядах Меринга. Начиная с середины 80-х годов, он выступает как последовательный защитник рабочего движения. Революционизирование взглядов Меринга, его идейное сближение с марксизмом приводят ко все более острым конфликтам с буржуазной политикой и прессой. На собственном опыте он изучает классовую ограниченность буржуазной демократии. В начале 90-х годов Меринг открыто переходит в лагерь пролетариата.
        Как член германской социал-демократии, Меринг постоянно принадлежал к левому крылу. Он был одним из наиболее решительных борцов против Бернштейна и ревизионизма. Газета "Лейпцигер фольксцейтунг", которую он редактировал, стала идейным и пропагандистским центром борьбы против бернштейнианства.
        После начала империалистической войны Меринг вместе с Розой Люксембург стал издавать журнал "Интернационал". Легально удалось, однако, выпустить лишь один номер. Журнал выступал не только против империалистической войны и поддерживавшего ее большинства германской социал-демократии. Он пытался, хотя и весьма непоследовательно, бороться против каутскианского центризма. Меринг был в ту пору одним из основателей "союза Спартака". Он принял участие в героической борьбе спартаковцев, но вместе с тем разделял и те ошибки левых в Германии, которые подверглись столь острой критике со стороны Ленина и Сталина. "Ленин критиковал ошибки непоследовательных интернационалистов из левых социал-демократов, таких, как Роза Люксембург, Карл Либкнехт, но в то же время помогал им занять правильную позицию" ("История ВКП(б)", стр.160).
        В своем письме в редакцию журнала "Пролетарская Революция" товарищ Сталин отмечал, что левые в Германии "имеют за собой также большие и серьезные революционные дела... Но это не уничтожает и не может уничтожить того факта, что левые с.-д. в Германии вместе с тем имели за собой целый ряд серьезнейших политических и теоретических ошибок, что они не освободились еще от меньшевистского груза и нуждались ввиду этого в серьезнейшей критике со стороны большевиков".
        Германский милитаризм бросил Меринга в тюрьму. Когда Меринг вышел на свободу, он был старым, больным человеком. Но он мог еще с воодушевлением приветствовать начало Великой Октябрьской социалистической революции в России и основание германской коммунистической партии. На V Всероссийском с'езде Советов Ленин говорил: "От германских социалистов и других людей, имена которых знает всякий сознательный рабочий и крестьянин, как Клара Цеткин и Франц Меринг, большевистское правительство получает выражение признательности и выражение сочувствия и поддержки".

* * *

В центре литературной деятельности Меринга стоит издание малоизвестных в ту пору, преданных забвению оппортунистами II Интернационала, произведений Маркса и Энгельса, составление истории германской социал-демократии, а позже - и биографии Карла Маркса.
        Именно благодаря Мерингу ранние произведения Маркса и Энгельса, относящиеся к периоду 40-х и 50-х годов, стали достоянием пролетарской общественности.
        В своих комментариях Меринг осветил германскую историю 40-х годов, период подготовки революции 1848 года, обрисовал возникновение пролетарского движения и оживил в памяти те моменты, которые буржуазная историография умышленно стремилась утаить. Эти работы послужили основанием для главного труда Меринга - "История германской социал-демократии".
        В этой работе с наибольшей ясностью выступают идеологические слабости Меринга. Основа его ошибок заключалась в том, что он не понимал всего исторического значения, всей неизбежности значения борьбы с оппортунизмом в развитии рабочего движения.
        Историческая концепция Меринга вырабатывалась под влиянием "теории стихийности" Розы Люксембург. Он полагал, что теоретические разногласия в рабочем движении суть явления вторичного порядка, которые будут выправлены движением "самотека". Он не видел, что оппортунизм является агентурой буржуазного влияния в рабочем классе, и потому слишком поздно и с большими колебаниями шел на решительный разрыв с оппортунистами, хотя в ряде публицистических выступлений он оспаривал и страстно боролся с отдельными проявлениями оппортунизма.
        Эта слабость политической позиции Меринга обнаруживается и в его исторических работах. Он часто скатывался к прямой защите таких людей, как Лассаль, Швейцер, Бакунин, против меткой и уничтожающей критики этих лиц со стороны Маркса и Энгельса.
        Хотя Меринг стремился, зачастую не без успеха, писать историю германской с.-д. партии в органической связи с общим развитием жизни страны, он все же не выполнил важнейшей задачи историка рабочего движения: дать историю идей. Меринг не видел даже самой этой проблемы.

* * *

Деятельность Меринга в области философии, эстетики, истории и истории литературы обнаруживает противоречивое смешение положительных и отрицательных качеств. Меринг, как историк, исполнен пламенной ненависти к угнетателям германского народа и одухотворенной любви к гуманизму германских классиков. Он ясно видит связь гуманизма с тенденциями демократического освобождения и об'единения Германии. Из плодотворного сочетания этой ненависти и этой любви возникла его "Легенда о Лессинге". Здесь мы находим блестящее изобличение деспотии Фридриха, умную и глубокую оценку германских классиков и одновременно с этим уничтожающую критику германской буржуазной истории литературы этого периода.
        В области философии Меринг всегда защищал материализм против идеализма. Он боролся также и против неокантианства. Ленин в своей работе "Империализм и эмпириокритицизм" признавал эти заслуги Меринга. Но колебания Меринга, многократно подвергнутые Лениным критике, проявились и в области философии. Меринг, например, признавал энгельсовскую критику Канта, но утверждал, что это относится только ко второму изданию "Критики чистого разума", а что первое издание якобы соответствует требованиям Энгельса и т.д.
        Несмотря на свои слабости и ошибки, Меринг остается крупной фигурой революционного рабочего движения - честным революционером, который в течении долгой своей жизни боролся за коммунизм.

ОБЗОР ПЕЧАТИ

ЗАПОЗДАЛАЯ И РОБКАЯ КРИТИКА

Орган столичной партийной организации "Рабочая Москва" уделяет значительное место освещению партийной жизни. В многочисленных статьях, корреспонденциях, заметках редакция знакомит читателей с положительным опытом первичных партийных организаций, с деятельностью молодых руководящих партийных кадров, опытом проверки исполнения партийных решений, деятельностью инструкторов райкомов и т.д.
        В популяризации положительного опыта "Рабочая Москва" пошла и дальше: она интересно рассказала об опыте тбилисской партийной организации.
        Все это похвально. Однако одной только популяризацией положительных явлений функции большевистской газеты не ограничиваются. На ее обязанности лежит также и разоблачительная работа, развертывание большевистской критики и самокритики, своевременная борьба с гнилыми, негодными методами руководства в отдельных партийных организациях.
        Вот этих-то критических материалов "Рабочей Москве" и нехватает.
        На протяжении длительного периода редактор газеты тов. Марковин помещал в газете лишь очень прилизанные, причесанные статейки, которые никак не содействовали поднятию боеспособности московской партийной организации. Газете не способствовала развертыванию критики и самокритики, разоблачению врагов народа и их прихвостней. Иногда, правда, можно было встретить в ней заметку, критикующую какую-нибудь первичную партийную организацию. Но работа райкомов города и области, а тем более работа руководителей райкомов от критики тщательно оберегалась.
        Когда замалчивать некоторые крупные провалы в работе некоторых районных партийных организаций стало уже совсем невозможно, тов. Марковин вынужден был несколько "приоткрыть клапан" для самокритики. Однако делается это крайне осторожно, с оглядкой.
        Редакция "Рабочей Москвы", в частности, ничем не помогла Московскому комитету партии в разоблачении негодных методов работы руководителей некоторых райкомов ВКП(б) Московской области. Эта гнилая позиция газеты слишком бросается в глаза, и для того, чтобы ее завуалировать, чтобы создать видимость непримиримости и боевитости, редактор газеты прибегает к испытанному приему. Точно зная, что Московский комитет партии на основе имеющихся у него материалов намерен поставить перед той или иной районной партийной организацией вопрос об отстранении ее руководителей, газете срочно организует необходимый материал и за день, за два до пленума райкома печатает "сокрушительную" статью. Так было с Подольским горкомом, с Загорским райкомом, так было и с некоторыми райкомами Москвы.
        Такой, с позволения сказать, линии газета придерживается не только по отношению к партийным организациям. "Рабочая Москва" не критикует по-настоящему ни одной московской советской или хозяйственной организации.
        Редакция обладала и ныне обладает большим количеством сигналов о крупных недостатках в организации городского хозяйства, транспорта, в снабжении топливом, торговле и т.д. В свое время редактор газеты тов. Марковин получил немало острейших сигналов о срыве завоза в Москву овощей, о плохой подготовке к зиме. Но он не смог набраться духу по-настоящему, по-большевистски, невзирая на лица, поднять все эти вопросы в газете.
        21 декабря минувшего года в редакционной заметке "Зима застала врасплох" сообщалось, что такие-то 6 домов общежитий и производственных предприятий не отапливаются. В этой связи "Рабочая Москва" осмелилась, наконец-то, заявить:

"Все эти сигналы свидетельствуют о том, что многих руководителей зима застала врасплох. Нужно немедленно принять меры..." и пр. (часть заметки не сохранилась вблизи перегиба страницы. S.N.Morozoff).

Через два дня - 23 декабря в аналогичной заметке "Рабочая Москва" писала:

"Руководители топливно-энергетического управления Моссовета проявляют политическую беспечность..." и т.д.

Каких руководителей зима застала врасплох, кто именно из топливно-энергетического управления Моссовета проявляет политическую беспечность, редакция предоставила догадываться самим читателям.
        В напечатанном 28 декабря редакционном обзоре, касавшемся вопросов торговли, газета, сообщая о возмутительных фактах, делает весьма "смелый" вывод:

"Такие безобразия происходят исключительно из-за недопустимой халатности и пренебрежения к нуждам населения ОТДЕЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (подчеркнуто нами) торговых организаций...
        К сожалению, НЕКОТОРЫЕ (подчеркнуто нами) партийные и советские организации проходят мимо подобных фактов, не интересуются..." и т.д.

Много острых сигналов трудящихся редакция адресует "вообще" Мособлисполкому, "вообще" Моссовету и его отделам, не разоблачая конкретных виновников. Критика ее, таким образом, и труслива, и неконкретна.
        Характерный пример: за все время работы тов. Марковина в качестве редактора в "Рабочей Москве" не было напечатано ни одной острой корреспонденции о ликвидации последствий вредительства в осоавиахимовских организациях. Не происходит ли это потому, что тов. Марковин был долгое время руководителем газеты "На страже", органа Центрального Совета Осоавиахима?
        ... Недавно в "Рабочей Москве" был перепечатан обзор загорской районной газеты "Вперед". Он содержал, между прочим, такое, совершенно правильное обвинение:
        "Не желая критиковать смело и остро, когда речь идет о районных руководителях, газета "Вперед" отделывается общими фразами. Это ее "стиль".
        Редактор "Рабочей Москвы" тов. Марковин, видимо и не предполагает, что в этом абзаце изложена характеристика руководимой им газеты.

ПОЛОЖЕНИЕ НА КАТАЛОНСКОМ ФРОНТЕ
        Г.ГРАЧЕВ.
        Захват Барселоны германо-итальянскими интервентами - прямой результат недостатка вооружений у республиканской армии. Военная техника интервентов во много раз превосходит технику республиканцев.
        К 23 декабря, перед началом наступления фашистов, соотношение сил на каталонском фронте складывалось следующим образом: фашисты располагали 23-24 пехотными дивизиями (240 тысяч человек), не считая других видов войск, численность которых составляла 40-50 тысяч человек. Примерно половину войск фашистов составляли войска германо-итальянских интервентов.
        Этим силам республиканцы смогли противопоставить 100-тысячную армию, которая была недостаточно вооружена. республиканские бойцы не имели даже в достаточном количестве винтовок, не говоря уже о другой военной технике. Это говорит о том, в каких тяжелых условиях для республиканцев началось уже с первых дней наступление на каталонском фронте.
        Располагая армией, в три раза превосходящей республиканскую, фашисты смогли начать наступление сразу в трех направлениях: из сектора Трэмп, из сектора Балагер и из сектора Фрага. В главном направлении-сектор Фрага- действовал итальянский экспедиционный корпус, а также марроканские и наваррские части. С первого же дня боев республиканцы вынуждены были ввести в действие все свои резервы. Это дало возможность фашистам взять инициативу в свои руки. При наличии такого превосходства людских сил и военных средств фашисты выбрали простой, но вместе с тем чрезвычайно выгодный для них метод наступления: на главном направлении после суточного боя они отводили действовавшие на первой линии дивизии на вторую линию, а со второй линии - переводили на первую. Это давало возможность фашистам предоставлять своим частям ежедневно отдых, приводить их в порядок и пополнять как убыль в людях, так и в технических средствах.
        Иное положение складывалось у республиканцев: из-за отсутствия резервов они вынуждены были держать свои части растянутыми на широком фронте без всякой смены. И все же, несмотря на явное превосходство и в людских силах и в военной технике, фашисты в первые две недели своего наступления продвигались на главном направлении со скоростью трех километров в сутки, а на второстепенных направлениях со скоростью полутора-двух километров.
        Такое медленное наступление интервентов об'ясняется исключительно геройским сопротивлением республиканских бойцов. В эти дни фашистские войска несли огромные потери. Но немалые потери несли и республиканские части, находившиеся в беспрерывных боях. Некоторые лучшие дивизии республиканцев после двухнедельных боев насчитывали в своем составе 500 - 1.500 бойцов. К этому надо добавить, что фашисты непрерывно получали свежие боеприпасы, тогда как республиканцы не имели этой возможности.
        Через две недели соотношение сил республиканцев и фашистов на том же каталонском фронте определялось примерно в среднем как 1:5. Это позволило интервентам продвигаться по линии от Сервера-Таррагона в направлении к Манреса-Барселона со средней скоростью 10-15 километров в сутки. Перед республиканским правительством встала огромной важности задача - создать в самом срочном порядке резервы. И правительство призвало семь старших возрастов. Испанский народ шел на новые жертвы. Он горячо откликнулся на призыв правительства сопротивляться до конца. Но люди, пришедшие в армию, не могли быть полностью использованы на фронтах. Причиной этого было отсутствие вооружения. Поэтому неизбежен был дальнейший отход республиканских частей, несмотря на весь героизм бойцов. 26 января республиканские части вынуждены были оставить Манресу, Таррасу, Сабадель и, наконец, Барселону.
        О героизме республиканских бойцов, сражавшихся на линии Манреса-Сабадель-Барселона, говорят многочисленные факты. О них рассказывают буржуазные корреспонденты, вся мировая печать. Многие республиканские дивизии, уже находясь в окружении, продолжали драться буквально до последнего патрона, после чего при помощи ручных гранат и штыков пробивались через окружение и выходили на соединение со своими частями.
        В настоящее время республиканцы действуют на небольшом участке каталонской территории в 6 тысяч квадратных километров. Людские резервы, которыми они располагают, дают им возможность удержаться на этой территории. Весь вопрос попрежнему заключается в том, будут ли иметь они в достаточном количестве вооружение.
        Уже два с половиной года борется испанский народ против чужеземных захватчиков. В этой кровавой войне на пиренейских подступах он защищает не только свою независимость, но и свободу всех западноевропейских народов, находящихся под угрозой фашистской агрессии. Народные массы Англии и Франции понимают, что на фронтах Каталонии, на полях сражения Испании решается в сущности судьба их собственных стран. Вот почему все выше поднимается волна народного недовольства политикой их правительств, непрерывно капитулирующих перед фашистскими агрессорами. Народные массы Англии и Франции, передовая общественность всего мира требуют оказания немедленной помощи героической республиканской Испании. Республиканские бойцы должны получить оружие! - таков лозунг всех народных демонстраций.

Вся Правда

Главлит:
Полоса подготовлена: Е.В.Морозова