ВО ИМЯ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА

Заседание Президиума Верховного Совета СССР
        Окончание. Начало на 1-й стр.
дружбу, углублять сотрудничество в политической, экономической, оборонной и других областях, расширять связи между политическими и общественными организациями трудящихся.
        В соответствии с договором Советский Союз, как социалистическое государство, и ОАР, поставившая своей целью социалистическое переустройство общества, взяли на себя обязательство тесно и всесторонне сотрудничать в обеспечении условий для сохранения и дальнейшего развития социально-экономических завоеваний их народов.
        Б.Н. Пономарев отметил, что договор имеет большое международное значение. Обе стороны, подписавшие его, подтвердили свою верность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и будут отныне действовать еще более сплоченно и согласованно для претворения этих целей в жизнь.
        Значение советско-египетского договора возрастает в связи с тем, что на Ближнем Востоке все еще сохраняется опасный очаг напряженности вследствие израильской. агрессии против ОАР и других арабских стран, развязанной и осуществляемой при поддержке американского империализма. Совместными усилиями Советского Союза и ОАР при активной поддержке других прогрессивных и миролюбивых сил были сорваны попытки международного империализма опрокинуть прогрессивные режимы в арабских странах, подорвать арабское национально-освободительное движение. СССР и ОАР настойчиво добиваются урегулирования ближневосточного конфликта на основе осуществления резолюции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года. Эта справедливая позиция пользуется все возрастающей поддержкой всех миролюбивых сил. В соответствии с договором наши страны и впредь будут продолжать усилия, направленные на достижение и обеспечение прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке, отвечающего коренным интересам всех государств и народов этого района.
        Советско-египетский договор, отметил Б.Н. Пономарев, явился большим вкладом в борьбу народов за мир, свободу и социальный прогресс. В то же время договор воздвигает преграду перед происками империалистов и их пособников, направленными на разобщение прогрессивных сил, на изоляцию борющихся арабских народов от их друзей.
        Подписание и ратификация советско-египетского договора явятся наглядным выражением крепнущего боевого союза сил мирового социализма с национально-освободительным движением, свидетельством растущего сплочения антиимпериалистического фронта.
        Договор свидетельствует о последовательном и активном осуществлении Советским Союзом внешнеполитического курса, определенного XXIV съездом КПСС и программой мира, выдвинутой в докладе товарища Л.И. Брежнева. Съезд поставил задачи расширения сотрудничества со странами социалистической ориентации, всемерной поддержки арабских народов, подвергшихся агрессии Израиля, поощряемой американским империализмом, развития тесного сотрудничества с прогрессивными арабскими государствами.
        Договор укрепляет позиции прогрессивных антиимпериалистических сил на Ближнем Востоке и благоприятствует успешной борьбе народов этого района в защиту своих законных прав, за упрочение национальной независимости, полную ликвидацию остатков империалистического и неоколониалистского влияния.
        Таким образом, благодаря договору открывается новый плодотворный этап в отношениях Страны Советов с арабскими государствами и народами. Они вступают на путь светлой, свободной жизни в союзе с социалистическим содружеством, мощь и международный авторитет которого растут с каждым днем.
        Представленный Советским правительством на ратификацию Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и ОАР является важной исторической вехой в отношениях наших государств, сказал, открывая прения, член Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин. Он отметил, что внешняя политика Советского государства с первых дней его существования основывается на незыблемых ленинских принципах. Это - политика мира и дружбы между народами, решительного противодействия агрессивным проискам империализма.
        Отметив, что арабские народы дают решительный отпор подрывной деятельности империалистов, В.В. Гришин подчеркнул, что они выступают за укрепление советско-арабской дружбы, углубление сотрудничества в политической, экономической, оборонной и других областях. В этом - залог упрочения их национальной независимости, дальнейшего социально-экономического развития.
        В.В. Гришин внес предложение ратифицировать договор.
        Член Президиума Верховного Совета СССР, старший мастер Среднеуральского медеплавильного завода В.И. Большухин сказал:
        - В соответствии с договором СССР и ОАР взяли обязательство сотрудничать в обеспечении условий для сохранения и развития социально-экономических завоеваний их народов. По-моему, это имеет большое значение. Советский рабочий класс стоял и стоит на позициях интернациональной поддержки народов, борющихся с империализмом и неоколониализмом. Он вносит посильный вклад в развитие экономики стран, сбросивших ярмо угнетения. С помощью рабочего класса нашей страны в ОАР построены и строятся многие промышленные и другие предприятия и объекты. Такая помощь является проявлением интернационального долга советских трудящихся.
        Выступает член Президиума Верховного Совета СССР, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш.Р. Рашидов. Он подчеркнул, что в представленном на ратификацию договоре большое внимание уделено одному из важнейших вопросов современности - борьбе против империализма и колониализма. Этому вопросу посвящена статья четвертая договора.
        Эта статья находится в полном соответствии с ленинскими принципами поддержки национально-освободительной борьбы народов. В.И. Ленин всесторонне разработал внешнюю политику Советского государства в отношении народов, борющихся против империализма, за свое национальное освобождение, доказал неизбежность краха колониальной системы.
        Принципы внешней политики Советского государства, провозглашенные В.И. Лениным в отношении народов, борющихся за свое национальное освобождение, нашли подтверждение и дальнейшее развитие в документах XXIV съезда КПСС.
        Заместители Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета Грузинской ССР Г.С. Дзоценидзе подчеркнул, что договор юридически закрепляет фактически существующие
        дружественные отношения между СССР и ОАР, отношения, которые не являются конъюнктурными, а проверены временем. Твердая позиция Советского Союза в ближневосточном конфликт, решительное осуждение агрессора способствовали некоторому смягчению кризиса и созданию мирового общественного мнения в пользу справедливого разрешения вопроса мирным путем. Итоги обсуждения подвел Н.В. Подгорный. Он сказал:
        - Завершая обсуждение вопроса о ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Советским Союзом и Объединенной Арабской Республикой, подписанного 27 мая с.г. в Каире, видимо, нет необходимости подробно останавливаться на его содержании и значении. Об этом весьма обстоятельно говорилось на совместном заседании комиссий по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей и сегодня, на заседании Президиума Верховного Совета СССР.
        Выступавшие товарищи совершенно справедливо отмечали, что договор подводит прочную юридическую базу под связывающие наши государства традиционные отношения искренней дружбы и сотрудничества, которые полностью соответствуют коренным интересам народов обеих стран, обусловлены общностью их целей в борьбе против империализма и колониализма, за социальный прогресс. Договор как бы венчает ту большую работу по развитию всесторонних советско-египетских отношений, которая последовательно проводилась с обеих сторон в течение многих предыдущих лет и принесла плодотворные результаты. Вместе с тем мы не рассматриваем этот договор только как своего рода итоговый документ. С заключением договора отношения между Советским Союзом и Объединенной Арабской Республикой поднимаются на более высокую ступень, вступают в качественно новый этап.
        Договор нацелен в будущее, четко определяет широкие перспективы развития отношений между нашими странами. Он создает долговременную основу для их дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, позволяет теснее координировать и тем самым умножать совместные усилия, направленные против агрессивных происков империалистов и их пособников.
        С полным основанием можно сказать, что договор уже начинает претворяться в жизнь, начинает практически действовать!
        Не приходится удивляться, говорит Н.В. Подгорный, что договор между Советским Союзом и ОАР стал объектом враждебных нападок со стороны империалистических кругов и их пропагандистских органов. Они твердят о том, что договор может якобы привести к какому-то "ограничению" суверенитета ОАР, "ущемлению" ее независимости.
        По поводу таких клеветнических утверждений злопыхателей можно прямо сказать: они мерят международно-правовые документы на свой аршин, оценивают их исходя из собственной практики. Ведь не секрет, что империалистические государства, заключая договоры с другими странами, особенно развивающимися, стремятся навязать им неравноправные, кабальные условия, добиться для себя односторонних политических, экономических и прочих выгод.
        Совсем по-другому обстоит дело с советско-египетским договором. Он, как подчеркивают и руководители Объединенной Арабской Республики, служит дальнейшему упрочению ее суверенитета и независимости, является хорошим образцом закрепления подлинно равноправных отношений между государствами. Этот договор помогает народу ОАР преодолевать трудности, оставшиеся в наследство от колониального прошлого, строить современное государство, успешно продвигаться по пути осуществления крупных социально-экономических преобразований и строительства новой жизни, по пути социалистической ориентации.
        Иначе и быть не может. Ведь Советский Союз заключил договор с Объединенной Арабской Республикой, руководствуясь ленинскими принципами поддержки народов, борющихся за свою свободу и независимость, укрепления дружественных связей с развивающимися государствами. Курс на все более тесное сближение и сотрудничество с силами национально-освободительного движения в общей антиимпериалистической борьбе составляет неотъемлемую часть динамичной внешней политики Советского Союза, нашедшей свое выражение и подтверждение в Отчетном докладе ЦК КПСС, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК Л.И. Брежнев на XXIV съезде нашей Коммунистической партии, в его решениях и документах.
        Важно отметить, что заключение советско-египетского договора означает новый серьезный удар по планам международного империализма, который всячески пытается ослабить дружественные отношения Советского Союза, братских социалистических государств с арабскими странами, нарушить их сплоченность, разобщить прогрессивные силы. Договор содействует укреплению позиций ОАР, других арабских государств, наращиванию их возможностей в борьбе за ликвидацию последствий агрессия Израиля, за вывод его войск с оккупированных арабских территорий.
        Благоприятствуя справедливому мирному урегулированию конфликта на Ближнем Востоке с учетом интересов всех народов этого района, способствуя устранению опасного военного очага, договор между Советским Союзом и ОАР служит тем самым делу смягчения международной напряженности, укрепления мира и безопасности на нашей планете. Поэтому договор горячо приветствуется не только советским и египетским народами, но и всей прогрессивной мировой общественностью.
        Народное собрание Объединенной Арабской Республики единогласно одобрило Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. Как здесь было доложено, комиссии по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР также единодушно одобрили этот договор и приняли решение рекомендовать его ратифицировать, что нашло поддержку со стороны выступавших членов Президиума.
        Н.В. Подгорный оглашает проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о ратификации Договора о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Объединенной Арабской Республикой.
        Указ принимается единодушно.
        Н.В. Подгорный подписывает Указ и ратификационную грамоту.
        Президиум переходит к рассмотрению вопроса о ратификации Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, подписанного от имени правительства СССР в Москве, Лондоне и Вашингтоне 11 февраля 1971 года.
        От имени Советского правительства выступил министр иностранных дел СССР А.А. Громыко. Он отметил, что договор представляет собой еще одну важную меру в области ограничения вооружений. Достижение этого соглашения не было легким делом. Договор является результатом длительной борьбы Советского Союза и других социалистических стран, в основе которой лежала инициатива нашей страны.
        Мы, сказал министр, ставили задачей - в интересах обеспечения безопасности нашего государства, социалистического содружества, всех государств и народов воздвигнуть барьер распространению гонки вооружений на ту область нашей планеты, где военная деятельность различных стран еще не развита в широком масштабе, - на дно морей, океанов и его недра.
        При этом, конечно, учитывалось и то, что по мере развития науки и техники, способности человека активно проникать в глубины океанов и морей гонка вооружений может захватить и эту область. Это, разумеется, было бы не на пользу делу мира и международной безопасности, а лишь во вред ему.
        Исходя из этих соображений, Советский Союз предложил заключить соглашение, которое полностью, повторяю, - полностью - запретило бы военную деятельность государств на дне морей и океанов. Нами, как известно, был предложен в Женевском комитете по разоружению соответствующий проект договора. Заключение этого соглашения натолкнулось на трудности ввиду позиции некоторых западных держав.
        Стремясь найти выход из этого положения и сдвинуть дело с мертвой точки, Советский Союз согласился, поскольку это было важной частью нашего предложения, - в качестве первого шага заключить договор, запрещающий размещение на дне морей, океанов и в его недрах оружия массового уничтожения. Рассматриваемый договор является результатом переговоров на такой основе.
        Хотя это первый, но в то же время существенный шаг в направлении демилитаризации морского дна, поскольку речь идет об исключении возможности использовать его в целях размещения там наиболее опасных видов оружия.
        А.А. Громыко подчеркнул в заключение, что представленный на ратификацию договор является соглашением, направленным на оздоровление международной обстановки. Его подписание и ратификация Советским Союзом отвечает интересам неизменной ленинской линии миролюбивой внешней политики Советского государства.
        С сообщением от имени комиссий по иностранным делам палат Верховного Совета СССР выступил заместитель председателя Комиссии по иностранным делам Совета Союза, секретарь ЦК КПСС К.Ф. Катушев. Он сказал, что комиссии по иностранным, делам обеих палат рассмотрел Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия, массового уничтожения и пришли к единодушному решению рекомендовать Президиуму Верховного Совета СССР ратифицировать его.
        Принимая такую рекомендацию, члены комиссий исходили из того, что договор отвечает ленинским принципам и целям миролюбивой внешней политики Советского Союза, отвечает задачам, поставленным XXIV съездом КПСС в деле разрядки международной напряженности, укрепления мира и безопасности на нашей планете, в достижении ядерного и всеобщего разоружения.
        Борьба за разоружение является неотъемлемой частью миролюбивой внешней политики, проводимой Советским государством с момента его возникновения. Она вытекает из ленинских принципов мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Советский Союз выступает как за всеобщее и полное разоружение, так и за осуществление отдельных, частичных мер в области разоружения и ограничения гонки вооружений.
        Выступая на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа столицы, Леонид Ильич Брежнев говорил, что борьба за разоружение - дело сложное. Здесь, как и во многих других вопросах внешней политики, приходится сталкиваться с упорным сопротивлением империалистических сил. Тем не менее выдвинутые XXIV съездом КПСС предложения мы считаем не лозунгами пропаганды, а лозунгами действия, отражающими политические цели, которые в нашу эпоху становятся все более достижимыми.
        Договор, который мы обсуждаем, продолжал К.Ф. Катушев, является результатом этой сложной борьбы, результатом преодоления упорного сопротивления агрессивных кругов империализма. Он является воплощением наших политических идей, нашей победой. Ратификация этого международного соглашения явится вкладом в практическое осуществление поставленных XXIV съездом нашей партии задач в области внешней политики.
        Заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета Украинской ССР А.П. Ляшко подчеркнул, что сделан еще один шаг по пути решения проблемы ограничения гонки вооружений, проблемы - одной из самых актуальных в современном мире. Предлагаемый для ратификации договор является одним из таких конкретных результатов работы нашей партии и правительства по одной из серьезнейших проблем.
        Важным условием договора является то, что он не только запрещает размещение на морском дне наиболее опасных видов оружия, но в устанавливает обязанность его участников продолжать переговоры в отношении дальнейших мер в области разоружения в целях предотвращения гонки вооружений на дне морей и океанов.
        А.П. Ляшко поддержал предложение комиссий ратифицировать договор.
        Запрещение использования дна морей и океанов и его недр в военных целях является одной из актуальных проблем современности, заявил член Президиума Верховного Совета СССР, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик И.Г. Петровский.
        Он подчеркнул, что именно Советский Союз, активно выступающий за всеобщее и полное разоружение, за прекращение гонки вооружений и особенно ядерных вооружений, с которой прежде всего связано беспокойство народов, их тревога за свое будущее, выдвинул идею заключения договора и внес на рассмотрение Комитета по разоружению в Женеве проект этого договора.
        Эта благородная инициатива нашего государства, сказал И.Г. Петровский, была поддержана, как известно, XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН.
        Член Президиума Верховного Совета СССР, первый секретарь Московского обкома КПСС В.И. Конотоп сказал:
        Советский Союз, как известно, выступал и выступает за полную демилитаризацию морского дна, считая, что это создало бы благоприятные условия для плодотворного и всеобъемлющего международного сотрудничества в области освоения дна морей и океанов.
        Хотелось бы надеяться, что подписавшие договор государства не только в скором времени ратифицируют его и тем самым обеспечат вступление договора в силу, но будут прилагать активные усилия в поисках новых средств в направлении укрепления мира.
        В этом плане большое значение имело бы осуществление внесенного недавно Советским Союзом предложения о созыве конференции ядерных держав, ибо именно они могут и должны выработать и провести в жизнь практическую программу ядерного разоружения.
        С заключительным словом выступает Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Он говорит:
        Обсуждая сегодня вопрос о ратификации Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, нельзя не согласиться с выступавшими здесь товарищами, которые справедливо указывали на важное значение этого договора.
        Его главная задача состоит в том, чтобы предотвратить распространение гонки вооружений на дно морей и океанов. Это становится весьма актуальным сейчас, когда в результате бурного развития науки и техники стало практически возможным активное освоение, человеком глубин океана. Развертывание военной деятельности на морском дне - в этой обширной зоне нашей планеты - не только осложнило бы мирное использование ресурсов Мирового океана, но и опасным образом расширило бы масштабы гонки вооружений.
        Борьба за разоружение во всех его аспектах является неотъемлемой частью миролюбивой ленинской внешней политики, которую Советское государство последовательно проводит с момента своего возникновения. За последние годы Президиум Верховного Совета СССР не раз рассматривал вопросы о ратификации соглашений, касающихся сдерживания гонки вооружений. Как известно, Советский Союз является участником московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, Договора о принципах деятельности государств в космосе, Договора о нераспространении ядерного оружия.
        Заключение этих соглашений наглядно свидетельствует о том, что сложные международные проблемы, несмотря па существование глубоких расхождений между государствами с различными социальными системами, при определенных условиях и при взаимном желании могут успешно решаться. В свою очередь заключенные соглашения подготавливают почву для новых мер в области ограничения гонки вооружений и разоружения.
        Договор о неразмещении оружия массового уничтожения на морском дне не запрещает, к сожалению, всю и всякую военную деятельность на дне морей и океанов. Советский Союз, несомненно, предпочел бы именно такое всеобъемлющее запрещение и выдвигал в свое время проект соответствующего договора. Однако радикальное решение проблемы оказалось невозможным из-за негативной позиции некоторых западных держав.
        Диалектика борьбы, как и в ряде других случаев, подсказала целесообразность испробовать такой путь: не отказываясь от продолжения усилий, направленных на достижение конечной цели - демилитаризация морского дна, добиться сначала максимально возможной на данном этапе договоренности.
        Советский Союз, консультируясь с другими социалистическими государствами, пошел на постепенное решение вопроса путем запрещения сейчас размещения на морском две наиболее опасных видов оружия - средств массового уничтожения. В последующем мы вместе с братскими странами будем продолжать борьбу за дальнейшую демилитаризацию морского дна. К этому, надо отметить, обязывают всех участников договора и соответствующие его положения.
        Товарищи! Заключение Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения представляет собой один из крупных положительных актов современной мировой политики. Под договором за сравнительно короткий срок наряду с Советским Союзом поставили свои подписи около 80 государств, что убедительно свидетельствует о широком международном признании договора. Он с удовлетворением воспринят советским народом, всей мировой общественностью.
        Интересам народов, интересам мира соответствовало бы, чтобы в скором времени по возможности наибольшее число государств ратифицировало договор и он смог бы вступить в силу.
        Как было уже здесь доложено, комиссии по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР единодушно приняли рекомендацию ратифицировать указанный договор. Эта рекомендация была поддержана всеми выступавшими сегодня членами Президиума Верховного Совета СССР.
        Н.В. Подгорный предлагает принять Указ Президиума Верховного Совета СССР о ратификации Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
        Члены Президиума Верховного Совета СССР единогласно утверждают Указ. Н.В. Подгорный подписывает Указ и ратификационные грамоты.
        В этом году делегации Верховного Совета СССР с официальными визитами побывали в ряде стран. Делегацию в Люксембург возглавлял заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР Н.X. Арутюнян; в Замбию - заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР С. Ниязбеков; в Сирийскую Арабскую Республику- заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Н.М. Матчанов.
        По приглашению комиссии по иностранным делам Национального собрания Франции эту страну посетила делегация комиссий по иностранным делам палат Верховного Совета СССР, возглавляемая председателем Комиссии по иностранным делам Совета Национальностей Б.Н. Пономаревым.
        Президиум одобрил деятельность делегаций Верховного Совета СССР.
        Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе проинформировал членов Президиума об итогах выборов в Верховные Советы союзных, автономных республик и в местные Советы депутатов трудящихся. Он отметил, что избирательная кампания повсеместно проходила в обстановке высокого политического и трудового подъема, вызванного решениями XXIV съезда КПСС. Решения партии явились основой предвыборной платформы единого блока коммунистов и беспартийных.
        Приняв к сведению сообщение М.П. Георгадзе, Президиум Верховного Совета СССР отметил в своем постановлении, что выборы в Советы были проведены в полном соответствии с Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик.

* * *

Президиум рассмотрел также записку Комиссии по народному образованию, науке и культуре Совета Союза о состоянии и улучшении работы средних специальных учебных заведений и сообщения председателей палат Верховного Совета СССР А.П. Шитикова и Я.С. Насриддиновой о рассмотрении министерствами и ведомствами СССР и союзных республик рекомендаций планово-бюджетных и отраслевых комиссий палат и предложений депутатов, внесенных на второй сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва. Приняты соответствующие постановления.
        На основании пункта "д" статьи 14 Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР утвердил частичное изменение границы между Узбекской и Казахской ССР, предложенное верховными органами власти этих республик. Указ по данному вопросу будет внесен на утверждение Верховного Совета СССР.
        На заседании были рассмотрены вопросы о приеме в гражданство СССР, о помиловании осужденных и другие вопросы. (ТАСС).

Высокая награда рабочему городу
        Окончание. Начало на 1-й стр.
сорвав попытку контрреволюции помешать установлению власти трудящихся в самом сердце России - Москве.
        Сегодня город Орехово-Зуево представляет собой крупный промышленный и культурный центр Московской области. Здесь находятся 33 предприятия, три института, семь техникумов, 24 школы, одно профессионально-техническое училище. В городе трудятся 10 тысяч коммунистов. 60 процентов взрослого населения- это люди с высшим и средним образованием.
        На примере Орехово-Зуева наглядно виден неуклонный рост благосостояния советских людей. Средняя заработная плата за минувшее пятилетие здесь увеличилась в 1,3 раза. Выросло много жилых домов, возведено три новых микрорайона. Только за последние пять лет каждый четвертый житель въехал в новую квартиру. Полностью обеспечивается потребность в детских учреждениях. В городе трудятся 400 врачей, 1.200 человек среднемедицинского персонала, действуют три кинотеатра, семь клубов и дворцов культуры, 69 библиотек.
        Достижения трудящихся города в выполнении заданий пятилетнего плана стали возможными благодаря самоотверженному труду рабочих, инженерно-технических работников и служащих, большой организаторской и политической работе партийных, профсоюзных и комсомольских организаций.
        В.В. Гришин называет имена многих замечательных тружеников, чьими усилиями, знаниями, инициативой завоевана высокая награда. Он говорит о ткачихе Ореховского хлопчатобумажного комбината Герое Социалистического Труда М.И. Шаровой, которая работает с наивысшей в стране производительностью труда. Она - инициатор соревнования за скорейшее освоение проектных мощностей нового оборудования. Оратор называет имя бригадира монтажников домостроительного комбината Героя Социалистического Труда В.З. Фокина, чья бригада первой в Московской области овладела скоростным методом монтажа домов по технологическим картам. За пять лет бригада построила 125 тысяч квадратных метров жилой площади. Эти и многие другие славные представители советского рабочего класса - достойные преемники и продолжатели революционных традиций русского пролетариата.
        Рабочий класс занимает ведущее положенное нашем обществе, являясь самым многочисленным отрядом трудящихся, отметил В.В. Гришин. Он был и остается основной производительной силой, его отличают революционность, дисциплинированность, организованность и коллективизм. Постоянно растут общая культура, образованность, политическая активность советских рабочих. Все это определяет усиление влияния рабочего класса в жизни нашего общества, усиление его ведущей роли в строительстве коммунизма. Сейчас рабочий класс, тесно сплоченный вокруг своего авангарда - Коммунистической партии, вместе со всем советским народом настойчиво трудится над выполнением решений XXIV съезда КПСС. В.В. Гришин в своей речи остановился на задачах, стоящих перед партией и народом по претворению в жизнь решений XXIV съезда КПСС. Особое внимание он уделил вопросам ускорения научно-технического прогресса, эффективности производства.
        Новый подъем народного хозяйства, сказал он, обеспечит осуществление намеченных съездом социальных мероприятий. У нашей партии нет и никогда не было другой цели, кроме блага народа, непрерывного подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся, подчеркнул оратор. Выдвинув в качестве главной задачи девятой пятилетки существенное повышение благосостояния трудящихся, говорил в Отчетном докладе XXIV съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев, Центральный Комитет имеет в виду, что этот курс будет определять нашу деятельность не только в предстоящие пять лет, но и общую ориентацию хозяйственного развития страны на длительную перспективу. Намечая такой курс, партия исходит прежде всего из того, что наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей - это высшая цель общественного производства при социализме. Для претворения в жизнь планов партии надо много поработать. Дружный созидательный труд всех советских людей - вот в чем залог успешного решения задач девятой пятилетки.
        В.В. Гришин говорит далее о внешней политике Советского Союза, направленной на создание мирных условий для строительства социализма и коммунизма, на укрепление системы социализма, на поддержку сил национального освобождения, на укрепление всеобщего мира.
        Трудом и только трудом, подчеркнул он, создается могущество нашей Родины, обеспечивается ее процветание.' Миллионы советских людей на недавних выборах в Верховные Советы союзных республик и в местные Советы депутатов трудящихся, отдав свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, еще раз заявили о своей тесной сплоченности вокруг Коммунистической партии, ее Центрального Комитета и Советского правительства, вновь продемонстрировали свою готовность активно бороться за дальнейший подъем экономики и культуры страны, за рост народного благосостояния, за прочный мир во всем мире.
        В.В. Гришин зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении города Орехово-Зуево орденом Октябрьской Революции и под бурные аплодисменты собравшихся прикрепил орден к знамени города.
        Горячую благодарность партии и Советскому правительству за высокую оценку вклада трудящихся города в коммунистическое строительство выразили в своих выступлениях ткачиха Ореховского хлопчатобумажного комбината Герой Социалистического Труда М.И. Шарова, директор завода "Карболит" А.М. Кайдалов, бригадир монтажников местного домостроительного комбината, Герой Социалистического Труда В.З. Фокин, персональный пенсионер, ветеран Орехово-Зуевской городской партийной организации А.К. Савельева, ректор педагогического института С.В. Назарьев.
        Они говорили об огромном энтузиазме рабочих Орехово-Зуева, вызванном решениями XXIV съезда КПСС, горячем стремлении воплотить в жизнь предначертания партии, преумножить революционные и трудовые традиции, которыми с давних пор славится город.
        Трудящихся Орехово-Зуева с высокой наградой тепло поздравили директор Дулевского красочного завода Г.П. Морозова, первый секретарь Подольского городского комитета Партии В.С. Пестов, первый секретарь Павлово-Посадского ГК КПСС З.С. Карманова.
        В заключение выступил первый секретарь Орехово-Зуевского горкома КПСС П.Д. Гордеев. От имени коммунистов, всех трудящихся города он заверил ЦК КПСС, Советское правительство в том, что текстильщики, химики, машиностроители, строители Орехово-Зуева не пожалеют сил и энергии для претворения в жизнь решений XXIV съезда КПСС.
        Участники торжественного собрания с большим подъемом приняли приветственное письмо Центральному Комитету КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР.

* * *

Во время пребывания в Орехово-Зуеве В.В. Гришин посетил Ореховский хлопчатобумажный комбинат. Он беседовал с руководителями предприятия, знакомился с продукцией орехово-зуевских текстильщиков, интересовался ходом реконструкции старейшего текстильного комбината страны.
        Вместе с тов. В.В. Гришиным был первый секретарь МК КПСС В.И. Конотоп.

А.Н. Косыгин принял посла Замбии
        28 июня Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин принял в Кремле посла Республики Замбия П.Д.Ф. Лусаку и имел с ним беседу, прошедшую в дружественной обстановке.
        На беседе присутствовал заведующий 3-м африканским отделом МИД СССР Д.Ф. Сафонов.

Адрес - вся страна
        ВОЛГОГРАД, 28. (Корр. "Правды" В. Покровов). Коллектив четырежды орденоносного тракторного завода успешно справляется с заданиями первого года пятилетки. Каждый день отсюда уходят эшелоны с новенькими, поблескивающими краской тракторами. Адрес у них - вся страна. С начала года отправлено на 889 машин больше, чем предусмотрено планом поставок.

Призер конкурсов
        ВИЛЬНЮС, 28. (Корр. "Правды" А. Рудзинскас). Сейчас в Литве машинным способом доятся 72 процента коров. Из года в год растет мастерство доярок, а вместе с тем повышаются требования к тем, кто в ежегодных конкурсах оспаривает почетное звание лучшей доярки республики.
        В конкурсе 1971 года участвовало 17 тысяч доярок. К финалу пришли шесть самых опытных. И вот после трехдневных состязаний в Раудондварисе под Каунасом на высшую ступень пьедестала славы поднялась Броне Дауелене из колхоза "Пяргале" Плунгеского района.

Вся Правда

Главлит: Б 02554