Низовые газеты - коллективные рабкоры:
они не только разоблачители, но и организаторы

Перестройка рабселькоровского движения
        (ИЗ ПЕРЕДОВОЙ "ПРАВДЫ" ПО ТЕЛЕГРАФУ)
        Опубликованное на-днях постановление ЦК ВКП(б) о перестройке рабселькоровского движения является важнейшим этапом развития последнего. Рабселькоры, могучая сеть низовых газет, их огромная положительная творческая работа в строительстве являются широчайшим, проявлением большевистской самокритики и пролетарской демократии.         Далеко за пределы круга прежних задач выводит рабселькоров постановление ЦК партии. Новые, более сложные, задачи ставит перед ними партия. Ставит их потому, что неизмеримо усложнились задачи в условиях социалистического строительства в эпоху развернутого наступления на капиталистические элементы по всему фронту. Ставит их потому, что всем предшествующим ходом paзвития рабселькоровского движения все большие и большие массы рабселькоров становятся передовыми ударниками в борьбе за промфинплан, за совхозно-колхозное строительство, становятся организаторами масс. Задача теперь состоит в том, чтобы всем рабселькорам, как одному, стать "командирами пролетарского общественного мнения, старающимися направить неисчерпываемые силы этого величайшего фактора на помощь партии и соввласти в трудном деле социалистического строительства" (Сталин).
        Рабселькоры должны приковать серьезное внимание к указаниям ЦК партии, к тому что, "если в первый период развития рабселькоровского движения главная задача рабселькоров сводилась к разоблачению, вскрытию "мелких" недостатков механизма, то в нынешний период рабселькоры должны гораздо глубже вникать во все важнейшие вопросы социалистического строительства, всесторонне выявляя недостатки, а также освещая наиболее яркие, положительные стороны достижений социалистического строительства на всех его, участках, начиная с аггрегатов, отделений, цехов заводов, трестов и так далее". Вопреки правооппортунистическим установкам на сведение роли рабселькоров к пассивным информаторам, ЦК подчеркивает организаторскую роль рабселькоров.
        Для того, чтобы стать лучшими знатоками причин недостатков и путей достижения соцстроительства, для того, чтобы подавать конкретный пример отстающим, для того, чтобы переносить опыт, чтобы лучше развивать соцсоревнование, выявлять внутренние ресурсы предприятий и так далее, рабселькоры должны крепко и по-большевистски овладеть техникой того производства, на котором они работают.
        Рабселькоры должны свою работу "конкретизировать применительно к различным участкам социалистического строительства, на которых они работают" (из постановления ЦК). ЦК в исчерпывающей форме в своем постановлении сам конкретизирует это свое указание. Не замыкаться, не противопоставлять себя остальным отрядам рабселькоров, а, упорно борясь за вовлечение в коллективную работу новых кадров передовиков из рабочих и колхозников, переводить все рабселькоровское движение на рельсы коллективной работы, на рельсы работы ударных бригад печати, которые должны стать "ведущим звеном всего рабселькоровского движения", так поставил ЦК задачу.
        Парторганизации и редакции газет в своей работе руководства рабселькоровским движением должны диференцировать задачи отдельных отрядов рабселькоров, применительно к той или другой отрасли промышленности, сельского хозяйства. Необходимо систематически ставить перед отдельными отрядами рабселькоров их специфические задачи. Нужно более решительно и смело осуществлять новые формы конкретного руководства путей, например, созыва слетов и совещаний рабселькоров однородных предприятий, цехов, от-раслей хозяйства, профессий, подобного же типа, организаций выставок, инструктажа и так далее.
        Указание ЦК "низовые газеты должны стать коллективным рабкором центральных, краевых, областных и районных газет" является актуальнейшей формулой задач и действий "большой" печати в отношении низовой. Оно определяет боевое место низовых газет в системе всей советской печати. Оно обязывает редакции газет вплотную подойти к помощи печатным и стенным газетам на предприятиях путем обзоров, критики их конкретных ошибок и недостатков, подхвата, показа их достижений и инициативы вплоть до помещения наиболее ценного материала низовых газет на страницах общей печати. Таковы боевые задачи в перестройке рабселькоровского движения, указанные ЦК партии.

Против параллелизма, формализма и
        политической недооценки низовой печати и рабкоров

Андерсон, Бойко, Перепонов.
        Параллелизму в работе газет "Красное знамя" и "Тихоокеанский транспортник" должен быть положен конец. Надо, наконец, понять, что у нашей большевистской печати одни задачи и цели - борьба за генеральную линию партии, и эти задачи должны выполняться совместно - единым фронтом. Об этом совсем недавно писалось в краевой рабселькоровской газете.
        В ней писалось еще о том, что "Красное знамя" не оказывает никакой помощи низовой печати, и что вместо помощи "Красное знамя" на суднах наряду с существующими сознает свои параллельные контрольные посты.
        Что сделано газетой "Красное знамя" для устранения этого параллелизма в работе? Какую помощь "Красное знамя" после этого оказало "Тихоокеанскому транспортнику"? Ничего не сделано. Никакой помощи "Тихоокеанский транспортник" не получил.
        "Красное знамя" продолжает создавать свои контрольные посты, не увязывая своей работы с портовой газетой "Тихоокеанский транспортник". К созданию контрольных постов "Красное знамя" подходит формально и невнимательно, против чего категорически предупреждало 3-е краевое и всесоюзное совещание рабселькоров.
        "Красное знамя" создает посты из оппортунистов, которые берут на себя обязательства, но с "оговоркой" ничего не делать. Приводим документ - обязательство контрольного поста перед газетой "Красное знамя". Он яр-КО говорит об оппортунистической боязни трудностей в работе. Вот он:

"Обязательство".
        -Мы, контрольная бригада и треугольник п/х. "Сясьстрой", даем обязательство в том, что мы приложим все усилия к тому, чтобы выполнить и перевыполнить транфинплан по пунктам, зависящим от экипажа п-х. "Сясьстрой". Мы не берем на себя обязательство за успешное проведение погрузки во Владивостоке, которая тормозится бюрократическим отношением к работе хозяйственных организаций, как ПРО СТФ и транспортным отделом АКО (подчеркнуто нами), но мы обязуемся о всех ненормальностях в работе сообщать в контролирующие организации.
        Обязуемся оказать посильную помощь при погрузо-разгрузочных работах на побережьи. Обязуемся выполнять текущий ремонт по судну своими силами.
        Обязуемся создать ударные бригады и провести соцсоревнование среди экипажа. Обязуемся о всех задержках сообщать в редакцию "Красное знамя".
        Контрольная бригада - Касперович, Галкин.
        Треугольник - Николаев.

Вместо того, чтобы взять на буксир тех, кто задерживает погрузку во Владивостоке, вместо того, чтобы взять на себя обязательство разоблачить бюрократов и вредителей, эта контрольная бригада заявляет: "Мы не берем на себя обязательство...", "обязуемся только сообщать..."
        Ничего себе "контрольная" (!).
        А кто в этой бригаде?
        В ней оппортунист Галкин, который разоблачен газетой "Тихоокеанский транспортник". Судя по содержанию обязательства, в ней все оппортунисты и примиренцы. И этих людей "Красное знамя" ввело в состав своей контрольной бригады!
        Низовой печатью и рабкорами "Красное знамя" не руководит. Мы, выдвиженны-кочегары Советского торгового флота, работая только 3-4 мес. в редакции "Тихоокеанский транспортник", благодарим "ТОЗ" за ее указания в обзорах. Ничего хорошего сказать не можем мы в этом отношении по адресу "Красного знамени".
        Хочется вспомнить еще об одном факте. Рабкорами Владивостока давно уже вынесено решение о соревновании с рабкорами Хабаровска, но "Красное знамя" об этом решении молчит. Об этом решении Хабаровские рабкоры не знают, а должны знать.
        Поступок газеты "Красное знамя" рассматриваем, как недооценку полилитического значения рабкоровского движения, как грубую ошибку.
        Нам кажется, что "Красное знамя" поймет наконец вред тех упущений, которые имеют место в его работе и примет необходимые меры к их уст ранению.

НАЛЕТЧИКОВ ВЫЯВИТЬ
        Н.Давыдов. Короков.
        Редколлегия стенной газеты "Молот" была избрана общим собранием транспортников станции в составе 9 человек.
        Старый состав редколлегии никаких дел и связей с рабкорами не оставил. Газета до этого не выходила месяца 4 или 5, а до совершенного прекращения выходила раз в 2-3 месяца.
        Первый номер газеты "Молот" вышел при участии 3 членов редколлегии и одного рабкора. Статьи и заметки были написаны ими самими и наклеены прямо на доску. Газета взяла жесткую линию на самокритику, не взирая на лица.
        Второй номер газеты вышел уже при участи ряда рабкоров, работников бюро партколлектива (секретарь бюро Ситаров). С выпуском второго номера был обнаружен разбитый ящик для заметок. В фойе клуба через некоторое время была обнаружена изорванная газета. 19 января не известными лицами совершенно нападение на секретаря редколлегии.
        Нами был поставлен вопрос перед MК (базового), райпрокурором (Архара) и "ТОЗ". Прокурор передал дело в милицию, где оно и до сих пор маринуется. После этого были попытки выставить редколлегию из помещения, в котором она работала
        Вмешательство прокуратуры на некоторое время охладило пыл налетчиков. Принятые меры партколлективом несколько облегчили условия работы.
        Но борьба против газеты не прекращена: 9 апреля ящик для заметок снова был разбит, а заметки изорваны.
        Об этом было заявлено старшему милиционеру. Последний иронически сказал, что ставить охрану он не может к ящику.
        Третий номер появился дней через 6-7, так как к этому времени число рабкоров прибавилось. Освещались вопросы поднятия производительности труда, дорожного конкурса и т.д.
        В чем мы нуждаемся? Мы нуждаемся в руководстве со стороны работников печати, в обмене опытом работы, в руководящей литературе, как для стенной, так и для живой газеты, в средствах для покупки бумаги и красок.

Весь Рабселькор-Ударник

Крайлит: №74