Рост печати и рабселькоров -
показатель культурно-политического роста масс

В СССР МЫ ИМЕЕМ: двести шестьдесят центральных и областных, тысячу сто районных, две тысячи пятьсот фабрично-заводских, совхозных и колхозных газет

В КРАЕ МЫ ИМЕЕМ: тридцать семь печатных и тысячу сто пятнадцать стенных газет. В крае мы имеем пять тысяч семьсот р а б с е л ь к о р о в.

ПЕЧАТЬ НАШЕГО СОЮЗА
        Нет еще ни одной другой такой страны в мире, где бы была настоящая свобода печати, как в СССР. Об этом свидетельствует рост большевистской печати.
        Возьмем 1913 год. Это канун империалистической войны, это период власти помещиков и капиталистов в стране.
        В этом году разовый тираж газет в России равен; был 2,7 миллиона экземпляров.
        В 1917 году царская корона слетела. Власть в стране взяли рабочие и крестьяне. Только Октябрьская революция открыла путь к настоящей, действительной свободе печати.
        Против 1913 года разовый тираж нашей печати вырос в десять раз.
        В 1913 году разовый тираж газет равен был 2,7 миллиона экземпляров, Сегодня, в период социализма, разовый тираж равен 24 с половиной миллионов экземпляров.
        Растет сеть газет. Сегодня по Союзу насчитывается 267 центральных, областных и краевых газет, 1100 районных и 2600 фабрично-заводских, совхозных и колхозных. Растет национальная печать. К 16 с'езду по Союзу насчитывалось 169 национальных газет на 58 языках. Сейчас их имеется уже 500, на 67 языках.
        Наша печать не орудие обмана широких рабочих масс, а водитель и организатор этих масс. Наша печать борется на передовых позициях великой социалистической стройки.
        Факты роста печати вообще и национальной в частности отвергают всякую ложь буржуазии на счет того, что у нас в СССР нет свободы печати.

НАША КРАЕВАЯ ПЕЧАТЬ.
        А наш край, а наша печать? Сеть газет в нашем крае также неуклонно из года в год растет. Вот цифры, вот факты:
        1927 год. В крае 12 печатных газет.
        1929 год. Сеть печатных газет достигает 16.
        Сегодня, в 1931 году, в крае уже не 12 и не 16, а 37 печатных газет. В числе их до 6 национальных.
        Это цифры роста не только газет, но и культурно-политического роста масс, роста запросов на печатное слово.

КРЕПНЕТ СВЯЗЬ ПЕЧАТИ С МАССАМИ.
        Рост печати сопровождается усилением ее связи с широкими рабочими массами. Эта связь осуществляется через многомиллионную армию рабселькоров и непосредственно.
        О все возрастающей связи печати с массами свидетельствуют живые факты.
        В 1928 году по Советскому Союзу насчитывалось 500 тысяч рабселькоров. В 1931 году их больше 2700 тысяч.
        Рост армии рабселькоров налицо и в нашем крае. Если в 1929 году их было 5 тысяч, считая вместе с Читинским и Сретенским округами, которые отошли от нас, - теперь их 5 тыс. 764 без этих округов.
        Увеличилась за это время и сеть низовых стенных газет. Возьмем для примера 1929 год. В этом году в крае было 1000 стенных газет. Сейчас, после отхода двух крупных округов, их насчитывается уже 1115. Цифра не маленькая.
        Но рост армии рабселькоров и низовой печати в нашем крае, в сравнении с общим ростом, недостаточный.
        У нас еще много недостатков и прорех. Мы еще не смогли перестроить нашу работу в соответствии с теми требованиями, которые пред'являет к нам период эпохи социализма.
        В чем причины наших слабостей?
        В первую очередь в слабом руководстве рабселькоровским движением. Многие газеты не усвоили еще решений партии о печати и рабселькорах. "Журналистам чистой воды", выступающим против новых массовых форм рабселькоровского движения (ударные рабселькоровские бригады), не дается нужного большевистского отпора.
        В среде "чистых журналистов" есть группа таких, которые не выступают против новых форм, но на практике тормозят переход на эти новые формы.
        Добыча газетного материала, организация его с помощью массы рабселькоров-ударников не стала еще основным и постоянным методом работы наших газет. Редакции все еще питаются самотеком и пользуются больше материалом непосредственных аппаратных работников газет. Рабселькоры используются нередко еще, как информаторы.

МНОГИЕ ЯЧЕЙКИ НЕ РУКОВОДЯТ РАБСЕЛЬКОРАМИ.
        Наконец, слабость работы низовой печати и рабселькоровского движения кроются в невнимании многих низовых партийных организаций к этому делу, в политической недооценке этого движения со стороны отдельных ячеек.
        "Тихоокеанская звезда" издает руководящую рабселькоровскую газету: "За рабселькора-ударника". Эту газету пачками получают все редакции районных и городских газет, но эта газета не доходит до своего читателя. Газеты идут на завертки. Редакции районных газет не пишут в нее, не показывают опыт своей работы, так же как не показывают его, на страницах своих газет.
        Почтовые отделения отказываются принимать подписку рабселькоров на их газету (Биро-Биджан). Руководители краевой конторы связи заявляют, что "рабселькоровское движение имеет, безусловно, политическое значение, но значение второстепенное, поэтому рабселькоровскую газету и не распространяем".
        Фактов игнорирования работа низовой печати уйма. На ст. Облучье против газеты рабкоров организовано настоящее преследование. Газету и ящики для заметок срывают систематически. Рабкорам угрожают. Со стороны прокурора, милиции и других организаций не принято до сих пор никаких мер.
        В Хабаровске при краевых организациях (Союзтранс, крайфо, край-исполком. Дворец Труда, контора связи, крайсоюз, колхозсоюз и др.) стенные азеты слабо работают по тому, что ячейкам "некогда заниматься такими мелкими делами".
        На предприятиях Хабаровска работа редколлегий ведется по старинке потому, оказывается, что профработники и ячейки жалеют в состав их выделять лучших активных работников.
        Приведенных фактов достаточно, (чтобы разбить оппортунистическую клевету о кризисе. Эти факты показывают, что дело не в кризисе, а в слабом руководстве.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ НИЗОВОЙ ПЕЧАТИ.
        Стенгазеты не перестроили еще своей работы. Решения рабселькоровских совещаний в жизнь не проводятся. Газеты не повернулись еще лицом к производству, к задачам борьбы за овладение наукой и техникой. Так, ячейка крайпрокуратуры удовлетворена тем, что газета выходит раз в 2 месяца и успешно отмечает юбилеи. Стенгазеты часто делаются небольшими горсточками людей. Нет массовости в работе. Нет ударных бригад. Есть газеты, которые совсем обходят вопросы борьбы на два фронта, не борются с шовинистами, не разоблачают классового врага. От дельные стенные газеты делают крупные политические ошибки (госшвейфабрика), заявляя, что "в этом году мы должны в СССР за вершить сплошную коллективизацию". Партийные организации иногда их не замечают.

НО НЕ ВСЕ ПЛОХО.
        Было бы, однако, неверным все представлять в плохом свете. У нас в крае сеть газет, которые имеют большие достижения в массовой работе. Таких газет пока мало, но они есть. В частности, можно указать на Тамбовскую газету "Знамя коллективизации". Эта газета провела и проводит с рабселькорами большую работу. Редакцией проведено ряд селькоровских слетов в колхозах. Газетой организовалась рабселькоровская тревога. Проведено широкое раз'снение решений краевого совещания рабселькоров. В колхозах созданы сторожевые посты.
        Большую массовую работу проводит газета "Тихоокеанский транспортник" (Владивосток). Редакцией этой газеты на пароходах созданы моркоровахты. Рабкоры завязали тесную связь с за граничными, немецкими рабкорами-моряками.
        Есть и еще такие газеты. Но их, повторяю, мало.
        В крае на крупных предприятиях "Тихоокеанская звезда" имеет до 25 сторожевых рабкоровских постов. На госшвейфабрике, на станции Хабаровск созданы рабкоровские ударные бригады. Такие бригады создаются и на других предприятиях.

НАШИ ЗАДАЧИ.
        Крупный положительный опыт, который имется в работе отдельных газет, сейчас надо обобщить и сделать его достоянием рабселькоров и печати всего края. Надо решительно взяться за перестройку всей работы нашей низовой печати и рабселькоров. Методы и новые формы этой работы, сущность перестройки работы ясна из решений 3-го краевого и всесоюзного совещания рабселькоров и последних решений партии о печати.
        Нужно взяться за выполнение этих решений.
        С особой остротой стоит сейчас вопрос о кадрах печати. Многие районные газеты отсутствие массовой работы об'ясняют тем, что у них-де нет работников-массовиков. Это чепуха. Это просто ссылка На объективные причины и только. Газеты не используют имеющиеся у них возможности пополнения редакций работниками из среды активных ударников рабселькоров. Газеты боятся выдвигать. Хозяйственники откладывают. Районные комитеты не помогают в этом деле газетам (Завитая, Архара),
        Основная задача наших газет сейчас состоит в том, чтобы претворить лозунг "Рабселькор - ударник, ударник - рабселькор". Если газеты поймут суть этого лозунга, если они сумеют претворить его в жизнь, если организация газетного материала и организационно-массовая работа с помощью массы рабселькоров станет основным методом работы наших газет, тогда те недостатки, которые мы в рабселькоровском движении имеем сегодня, будут ликвидированы.
        День печати должен стать переломным пунктом в перестройке работы нашей печати.

Размер: 38,1kb,450x342x100dpi

Рабкоровская бригада Госшвейфабрики, организованная 1 мая.
        СЛЕВА НАПРАВО: Ли Мария, Зыкова, Кудрявцева, Саяпина, Радаева, Милевич и Монаева.

Газета выходит по праздникам
        Очевидец.
        Стенная газета коллектива крайколхозсоюза издается не регулярно - выходит только "по праздникам". Содержание газеты не отвечает задачам, которые поставлены перед коллективом крайколхозсоюза. Газета освещает кампании. Но эти кампании не увязываются с полной работой коллектива. Как сотрудники борятся за выполнение промфинплана, как проходит соцсоревнование и ударничество в коллективе, ведется ли борьбы с бюрократизмом и тому подобными язвами в работе аппарата - об этом газета упорно молчит.
        Партийная и профсоюзная организация колхозсоюза не уделяют никакого внимания своей стенной газете. Редколлегия предоставлена сама себе. Без систематического руководства работой газеты невозможно сделать ее большевистским организатором масс. Для того, чтобы газета стала организатором, надо перестроить ее работу, об'единить вокруг нее стенкоров. Надо газету сделать массовой.

Размер: 45,1kb,450x375x100dpi

Стенгазета Далькрайсоюза, выпущенная к 1 мая:
        сбоку - ударница рабкор Монаева.

ОРГАНИЗОВАНЫ ПЕРВЫЕ БРИГАДЫ
        Шапиро.
        В работе бригады по смотру стенгазеты госшвейфабрики имеются уже результаты. Вот они.
        Проведено совещание редколлегии совместно с рабкорами и профактивом, где был заслушан доклад бригады о роли низовой печати в третьем, решающем, году пятилетки. Прения вылились в форму суждения, какой должна быть газета-cтенновка или ильичевка.
        На фабрике организованы ударные рабкоровские бригады. Секторы редколлегии соревнуются между собой за лучшее выполнение плана работы газеты.
        Совещание выразило пожелание провести обмен опытом работы стенных газет путем постановки отчетного доклада редколлегии госшвейфабрики на собрании рабочих типографии "Книжное дело"
        Сдвиг в работе стенгазеты госшвейфабрики есть. Партячейке и фабзавкому необходимо помочь работе стенной газеты. Только при этих условиях стенная газета сумеет наладить свою работу.

На станции Облучье создан сторожевой пост
        М.
        Выездной редакцией "Тихоокеанской звезды на рельсах" на станции Облучье проведено" об'единенное заседание трех редколлегий стенных газета "Молот", "Морзист" и "Устповец". Обсуждался вопрос о создании сторожевого поста.
        Заседание решило создать сторожевой пост "Тихоокеанской Звезды". В организованный пост на добровольных началах вошло 17 рабкоров-ударников. Выделен бригадир поста.
        Сторожевой пост будет вести работу по заданиям редакции газеты "Тихоокеанская звезда" и постоянно с ней поддерживать тесную связь.

Новый пост
        М.
        Выездной редакцией "Тихоокеанской звезды на рельсах" на станции Ин организован контрольный пост. В состав его вошло 6 рабкоров. Выделен бригадир поста.
        Контрольный пост получил задание и проинструктирован. Пост будет работать по заданиям редакции "Тихоокеанской звезды" и с ней поддерживать постоянную связь.

Включились в поход за технику
        "Тихоокеанская звезда на рельсах".
        Рабкоры-ударники и инж.-тех.-работники ст. Облучье приняли вызов инских рабкоров-ударников, на социалистическое соревнование по лучшему проведению похода за технику. Инженерно-технические . работники берут на себя шефство над кружками, школами и курсами и обязуются оказать самую широкую поддержку и помощь пролетариям транспортникам Облучья.

Размер: 42,3kb,450x388x100dpi

Пять районных газет нашего края. В ЦЕНТРЕ рабкор Анищук - ударник восточной типографии и Мущеико - редактор стенгазеты кирпичного завода.

АРМИЯ РАБСЕЛЬКОРОВ-УДАРНИКОВ-ВОСТОЧНИКОВ РАСТЕТ
        Сидермеева.
        Уже с прошлого года в работе среди китайских рабселькоров наметился явный перелом и произошел заметный сдвиг. Если еще в прошлом году значительную массу китайских рабселькоров представляли инструкторы да учащиеся разных курсов, то в настоящем году подлинные рабселькоры стали бысто увеличиваться и в количественном и в качественном отношении. Если еще в прошлом году ко дню печати редакция газеты "Рабочий путь" не имела массового актива китайских рабселькоров, они существовали каждый индивидуально и жили самостоятельной жизнью, то в настоящем году редакция уже имеет полный учет рабселькоровских бригад г. Хабаровска, и в недалеком будущем будет иметь эти бригады по всему краю. Если еще в прошлом году редакция "Рабочего пути" не имела никакой связи с рабселькорами своей газеты, кроме получения заметок и помещения их в печати, то в настоящем году редакция целиком слилась со всем рабселькоровским движением города, втянув в эту работу широкий актив Хабаровска.
        В настоящее время имеются бригады китайских рабселькоров на всех предприятиях. Эти рабселькоры начинают по-настоящему понимать свои подлинные задачи, они же становятся не только обличителями недостатков производства, но они также начинают становиться и организаторами производства, активными строителями социализма.
        Помимо того, что все рабселькоры работают сами в ударных бригадах на производстве, они еще и втягивают в социалистическое соревнование остальных китайских рабочих, воспитывают их в социалистическом духе.
        В настоящее время бригады рабселькоров не только выявляют недостатки производства, но они сами проверяют действенность заметок, организуют кружки, читки газет, ликпункты, выпускают стенгазеты, проводят беседы на различные темы соцстроительства.
        Китайские рабселькоры проявили большой энтузиазм В защите своего социалистического отечества. На вечере, посвященном итогам проведения месячной кампании по расширению рабселькоровского движения, в фонд построения самолета "Китайский рабочий" было собрано более 11.000 тысяч рублей и этот фонд с каждым днем все увеличивается.
        Для организации этой работы в районах края посланы специальные уполномоченные, которые ведут работу среди рабселькоров по примеру Хабаровска.
        Основное дело уже сделано, массы китайских рабочих на это дело подняты. Но китайскому активу рабселькоров нельзя почить на лаврах, нельзя останавливаться на завоеванных достижениях. В работе имеются еще недостатки.
        До сих пор отдельные рабселькоровские бригады слабо работают, слабо организуют массы вокруг всей работы. Некоторые стенгазеты не стали еще подлинными организаторами, работают слабо. Нет еще оперативности и действенности. Некоторые стенгазеты занимаются вопросами, совсем не касающимися их производства, слабо отражают его жизнь, социалистическое строительство..
        Наши задачи - в самое ближайшее время устранить эти недостатки, повести самую решительную борьбу со всеми отклонениями от генеральной линии партии в рабселькоровском движении.

"Борьба" не руководит движением рабселькоров-нацменов
        Вик.
        Районная газета "Борьба" (Калининский р.) 1 марта созывала районное совещание рабселькоров-корейцев. Совещание заслушало отчет редакции газеты "Борьба" о национальной политике партии и о задачах рабселькоров-ударников на лесозаготовках и в весеннем севе.
        Выступавшие делегаты с мест рассказывали о плохом состоянии рабселькоровской работы среди нацменов. Сплошь и рядом корейские стенные газеты влачат жалкое существование. Но мощи в работе нет. Нет и руководства.
        В принятой резолюции говорится о необходимости укрепления руководства рабселькоровским движением среди корейских рабочих, колхозников, совхозников и единоличников.
        Прошло два с лишним месяца. Просматривая газету "Борьба" за март и апрель месяцы, мы не могли найти ни одной строчки, в которой видно было бы отражение рабселькоровской работы среда нацменов. Как выполняются на местах решения районного совещания, какую работу ведут рабселькоры - в газете нет ни одного слова.
        Одной из главных задач районной газеты являются непосредственно живое руководство рабселькоровским движением и низовой печати. Газета "Борьба" не возглавляет этого руководства. Втягиванием новых ударников в работу нашей печати газета не занимается. От районного совещания на сегодня не осталось и следа. "Борьба" не справилась со своей задачей - возглавить рабселькоровское движение среди нацменов. "Борьба" должна немедленно исправить свою ошибку и взяться за перестройку рабселькоровской работы.

Десятки газет, сотни рабкоров - вот чего добились студенты комвуза
        Столповский.
        На бюро партийной ячейки комвуза решили увеличить количественно и качественно выпуск стенных газет, с наибольшим охватом студенчества в эту работу.
        Партсобрание по этому вопросу внесло решение, чтобы в каждой группе выпускалась своя стенновка.
        До этого работа, находилась весьма в плохом состоянии. На 300 с лишним человек выпускалось две стенгазеты: студенческая и коллектива с участием нескольких рабкоров.
        Вскоре на стенах коридора комвуза одна за другой стали появляться газеты: "За боевые темпы", "На штурм", "За колхозы", "Газетчик", "Комсомолец" и ряд других. К средине апреля их было 12, а к концу апреля 15. Теперь не осталось ни одного отделения, ни одной группы, ни одного курса, которые не имели бы своей стенной газеты.
        При входе в коридор комвуза сразу бросается в глаза пестрота красок по стенам - это галлерея стенновок. Около них ежедневно толпятся группы студентов, обсуждают, смеются, критикуют. Вот список, стенных газет комвуза: "Совпартшколец", "Сигнал", "Буксир", "Тихоокеанская звезда" (корейская), "Перелом" (китайская), "За темпы", "На штурм", "Курсант", "Ударник", "Газетчик", "Ударные темпы", "За боевые темпы", "Комсомолец", "За колхозы", и "Кузница кадров" (общестуденческая).
        Директивы ЦК о доведении низовой печати до цеха комвуз выполнил на 100 процентов. Но этого еще недостаточно. Качественная сторона газет требует большого улучшения, требует коллективного труда,, чтобы изжить все недостатки, требует соответствующего навыка.
        В этом отношении "Кузница кадров" (общестуденческая) должна взять на себя роль руководящей газеты, но к великому сожалению она сама нисколько не отличается от групповых газет. На ошибки последних она совершенно не реагирует. А ошибки есть и серьезные. Например, в газете "Совпартшколец" №1 описывается Ленский расстрел и делается вывод:
        "19 лет прошло со времени Ленского расстрела, а методы борьбы остались те же". Где это? У нас в СССР или за границей? Об этом газета ничего не сказала. В результате статью можно толковать по всякому.
        Стенные газеты не развернули еще самокритики, отсутствует критика учебы, не отражается быт, односторонний уклон освещения соревнования, причем даются не конткретные показатели итогов соревнования, а только разговоры.
        Неряшливый вид. Отсутствуют карикатуры, вместо них - журнальные вырезки. Правда, майские номера по наружному виду выглядят гораздо лучше старых, но тоже требуют поправок. И еще один общий недостаток - это звон об одном, а ведь "рабселькоры не должны во всей работе ограничиваться общими, однородными для всех отраслей задачами, они должны конкретизировать применительно к различным участкам социалистического строительства, на которых они работают". Этого рабкоры комвуза не придерживаются и в этом их большая ошибка.
        В комвузе имеются отделения: партийное; советское, газетное, колхозное, китайское, корейское, комсомольское, профсоюзное, совпартшкола и т.п., каждое имеет свой уклон, но в стенных газетах этот специальный уклон совершенно не отражается.
        Надо полагать, что студенты комвуза, давшие отпор разговорам о невозможности выпуска стенновок в группах, победят и эти препятствия. Нужно только правильное и постоянное руководство.
        Итак, наш успех ко дню пролетарской печати - пятнадцать стенных газет, сотни новых рабкоров вовлечены в работу печати. Этот опыт студенчество комвуза сейчас пытается перенести в вузы и техникумы г.Хабаровска, в этом направлении работают несколько рабкоровских бригад. Указания партии довести низовую печать до цеха будут выполнены.
        Рабселькоры, следуйте примеру рабкоров комвуза!

Размер: 33,5kb,400x299x100dpi

ДЕМИНА - ударница-рабкор Госшвейфабрики.

Размер: 38,4kb,450x310x100dpi

РЕДКОЛЛЕГИЯ ЗАВОДА ДАЛЬСЕЛЬМАШ.

Весь Рабселькор-Ударник

Крайлит: №74