"БОЛЬШЕВИКИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ТЕХНИКОЙ"
Смотр овладения техникой

Размер: 34,1kb,368x450x100dpi

СВЯЗЬ - опора управления

ГИБКОЕ и бесперебойное управление в условиях современного боя и операции в значительной степени будут зависеть от правильной организации связи и искусного маневрирования ее средствами при непременном условии умелой и четкой работы личного состава войск связи.
        Моторизация и механизация армии, в свою очередь, пред'являя повышенные требования к частям свя-зи, ставят их в новые условия работы в условия моторизации самих войск связи.
        С ростом технического оснащения армии и сами средства связи увеличиваются количественно и совершенствуются качественно.
        Все это вместе взятое требует от всего личного состава войск связи высокой подготовленности и, в первую очередь, отличного овладения средствами связи и умелого применения их в бою. В частности, необходимо полностью овладеть техникой радиосвязи, радиослужбой в целом и светосигнальной связью.
        Только отличное освоение своей техники, полное овладение ею может служить основой для умелого использования средств связи в условиях боя.
        Особенность работы частей связи заключается в том, что она проводится мелкими подразделениями. Отсюда - важнейшей задачей является высокая техническая и тактическая подготовка отделения и взвода.
        Нам нужен высококвалифицированный специалист, отлично знающий технику своего дела, умеющий полноценно использовать порученные ему аппараты и обеспечить безотказность их работы. Такое требование мы должны пред'явить к каждому бойцу войск связи.
        Помещаемый сегодня материал, передавая опыт частей, говорит о том, что успешность подготовки личного состава частей связи зависит от того, насколько умело части связи сумели переключиться в своей учебной работе на практические методы обучения. Там, где это переключение проводится в жизнь, имеются достижения.
        В практической работе частей связи огромное значение приобретает также рационализация самой работы связистов, ускоряющая темпы и вносящая больше четкости в нее, что особенно важно в боевой обстановке. По этому пути - пути рационализации - частям связи необходимо направлять всю свою работу и неустанно изыскивать все то новое, что значительно сможет облегчить их работу и поднять ее качество. Широкое освещение опыта в этом отношении явится одним из важнейших рычагов для дальнейшего совершенствования службы связи.
        На ряду с этим необходимо шире и полнее освещать свой опыт в работе с новыми средствами связи и, в частности, с мотосредствами.
        Богатый практический опыт частей связи должен получать на смотру полное и всестороннее свое отражение.

ПРИБОР ДТМ

ПРИМЕНЕНИЕ ВСТРЕЧНОГО ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЯ
        В.А.КРЕЙЧМАН. Ленинград.
        Аппарат Морзе, благодаря простоте своей конструкции, схемы, устойчивости в работе и весьма несложной форме эксплоатации до настоящего времени является одним из наиболее удобных аппаратов для применения в полевых условиях. В то же время важнейший его недостаток - малая производительность при обычном недостатке проводов делает этот аппарат мало пригодным для крупного обмена. Поэтому замена морзевских проводов является одной из актуальнейших задач для линий связи.
        Еще в 1924 году на страницах журнала "Техника и снабжение Красной армии" был поднят и достаточно ясно освещен вопрос о необходимости введения в полевую практику встречного (дуплексного) телеграфирования. Из нескольких способов, позволяющих осуществить этот дуплекс, наиболее распространенными являются два - способ диференциальный и способ моста Уитстона.
        Первый из них - наиболее простой и удобный и широко распространенный в практике НКПиТ - оказался для РККА трудно осуществимым, так как требовал переделки имеющегося запаса аппаратов Морзе. Массовая же заготовка новых аппаратов-дуплекс, с диференциальными электромагнитами, как требующая значительных расходов, была признана нерациональной, а потому и был выбран способ моста Уитстона.
        Задача, поставленная при решении этого вопроса, заключалась в следующем: мост должен быть собран компактно, составляя одно целое, не требующее разборки и сборки при установке; манипуляции на нем, т.-е. подбор балансовых плеч и регулировка должны быть просты, весь мост должен подключаться к обычному аппарату Морзе простым присоединением проводников, не требуя изменения ни конструкции, ни схемы самого аппарата.
        Задача эта была выполнена, и в настоящее время партия таких приборов, под названием ДТМ, поступила в войска связи.
        Прибор содержит: балансовые плечи, каждое по 300 ом, искусственную линию из 190 ом, постоянно включенную в цепь, две катушки по 1000 ом, включаемые по мере надобности особым переключателем, и два переменных сопротивления на 100 и 1000 ом, включенных последовательно. Таким образом, искуственная линия содержит 3290 ом.
        Подобрать ее можно с точностью до 10 ом. Кроме того, в случае применения, в качестве источников тока, элементов, обладающих довольно большим внутренним сопротивлением, и необходимости, вследствие этого, уравнения цепей приема и передачи, в прибор включен второй комплект сопротивлений (компенсация батареи), состоящий из катушки в 1000 ом, включаемой по мере надобности особым переключателем, и двух переменных сопротивлений в 100 и 1000 ом. Для устранения искажающего действия емкости провода и уравнивания в этом отношении свойств внешней и местной цепей в прибор введен магазин емкостей в общей сложности в 2,2 м.ф. Для правильности действия прибора в сочетании с аппаратом Морзе необходимо точное соблюдение инструкции, наклеенной на внутренней крышке прибора. Большим недостатком всей этой установки следует признать отсутствие указаний по подсчету батарей и определению величины искусственной линии. Метод вычислений весьма сложен и не всем доступен. В настоящее время разработан весьма удобный и простой способ определения того и другого (по кривым). В ближайшее время эти графики вероятно будут разосланы в войска связи, и тогда никаких осложнений с применением этого способа не будет.
        Ниже приводится таблица определения напряжений батарей и искусственных линий.

Таблица определения напряжений батарей и искусственных линий

Данные, приведенные в таблице, дают наилучшую форму распределения токов, но работа вполне возможна и при отклонениях от этих величин в ту или другую сторону до 20 проц. Необходима только соответствующая регулировка аппаратов.
        Применением этих приборов решается задача уплотнения провода почти вдвое. Присоединив же к этому проводу через фильтр (антииндуктор) и телефон, можно получить по одному и тому же проводу две телеграфные работы и одну телефонную. Таким образом сделан еще один шаг вперед. Остается проверить этот способ на практике, внеся туда те или иные коррективы, окончательно закрепить этот прибор.
        *) 190 - число ом, постоянно включенное в цепь, переменные сопротивления должны стоять на нуле, далее цифры, указанные в графе "величина искусственных линий", показывают то, что нужно добавить на магазинах переменного сопротивления.

МАССОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧСОСТАВА РАЗГОВОРУ НА РАЦИЯХ
(Опыт Владимирского ДКА)

В.ХУДЯКОВ. МВО.
        Обучение начсостава умению пользоваться радиосвязью по управлению войсками становится все в большей степени необходимым, поскольку этот вид техники связи является более усовершенствованным для применения его в боевой обстановке (ультра-короткие волны).
        Владимирский ДКА организовал массовое обучение среднего и старшего начсостава гарнизона разговору на рациях, предварительно широко популяризировав это начинание среди начсостава. Горячее участие в этом деле приняли командиры частей гарнизона, первыми подавшие мысль об организации такого обучения и аккуратно в назначенное время являвшиеся во главе своего начсостава.
        Занятия были организованы вечерами (всего три) по 3 часа (каждый вечер для разных групп начсостава). Инструкторами предварительно давались (40-50 минут) об'яснения свойств радио-коротких и ультра-коротких волн и о применении их в боевой обстановке. Затем каждый командир тренировался под руководством и наблюдением радиста, обучаясь вызову, переговорам, передаче и приему радиограмм. В итоге пропущено 113 человек среднего и старшего начсостава. Оказалось, что подавляющее большинство из них имело слабое представление о том, как вести разговоры на рации. Многие потом заявляли, что это "не хитрая штука, но не видев, не знаешь, с какого бока подойти, теряешься". Почти все высказывали мнение, что ультра-коротковолновая станция гораздо удобнее коротко-волновой для пользования, так как в ней нет надобности манипуляций перехода от приема на передачу и обратно.

ОПЫТ N ПОЛКА СВЯЗИ

75 ПРОЦ. БОЙЦОВ ОХВАЧЕНЫ ТЕХКРУЖКАМИ
        А.В.АНДРЕЕВ.
        Включение N полка связи во всеармейской смотр овладения техникой вылилось в массовую организацию технических кружков, поставивших целью охватить техпропагандой всех бойцов-. связистов. На сегодняшний день в полку регулярно работает 25 технических кружков, охвативших 75 проц. красноармейцев и младших командиров полка. Многие кружки существуют давно и уже успели провести по 4 и 5 занятий.
        Командование и политическое руководство полка связи со всей серьезностью и продуманностью отнеслись к организации и налаживанию работы технических кружков. Партбюро по докладу комвоенкома приняло конкретное решение о постановке технической пропаганды в полку, где главное внимание уделено развертыванию сети технических кружков и организации их деятельности.
        Работа кружков точно регламентирована в сроках. Занятия проводятся раз в декаду. Характерно отметить факт высокой посещаемости кружковых занятий всеми бойцами и младшим начсоставом. Не зафиксировано ни одного случая отсутствия члена кружка по неуважительным причинам. Однако, в ряде кружков установлена слабая посещаемость исключительно по причинам несогласованности и бесконтрольного расходования людей на различные работы. Не единичны случаи, когда с кружковых занятий снимаются группы красноармейцев на те работы, которые с успехом могут быть выполнены позже. Это крайне нежелательное явление, ибо пропуск слушателем одного занятия по технике неизбежно влечет за собой понижение интереса к следующему занятию, а затем и отсев, так как успешное прохождение и усвоение технических дисциплин по связи может быть достигнуто лишь при бесперебойном посещении занятий. Нельзя же детали "Юза" или телефона изучить в 1-2 занятия, если на это требуется больше.
        Руководителями все кружки обеспечены за счет начсостава, хорошо подготовленного по технике связи и могущего руководить кружком. В основном руководят командиры рот и комвзводов.
        Программы занятий кружков рассчитаны на бойцов первого года обучения и второго. Техкружки для первогодников имеют задачей быстрее подготовить этот контингент бойцов для совершенного овладения техникой своей специальности. Программа для бойцов второго года службы построена в диференцированном разрезе. Развернута специальная сеть кружков для тех бойцов, которые слабо освоились со своей боевой техникой. Для бойцов, хорошо знающих свою специальность, созданы кружки с повышенными требованиями в расчете на подготовку связистов с более высокой квалификацией: телефониста на морзиста, телеграфиста-морзиста - на станционного надсмотрщика и т.д. Командование и партячейка одной из рот, например, решили из морзистов подготовить станционных надсмотрщиков.
        В полку сейчас уже имеется ряд руководителей, образцово поставивших работу своих кружков. Вот образцы таких командиров.
        Комроты 5 т.Туркин, который руководит техническим кружком своей роты. Он много работает над повышением технической грамотности своих бойцов и командиров. Тов. Туркин по своей инициативе оборудовал у себя в роте лабораторию, которая наглядно отображает все этапы первоначального и последующего периодов военно-технического обучения бойцов. С помощью наглядных материалов, имеющихся в лаборатории, бойцы смогут самостоятельно собирать аппаратуру и работать с ней. Тов. Туркин широко использует лабораторный материал для технического кружка, чем полностью заинтересовал всех слушателей.
        Хорошо работают технические кружки под руководством начшколы тов. Приходая и комроты 1 тов. Макарова.
        Но не только в сухих цифрах кружков и охваченных ими людей выражаются достижения командования и парторганизации полка.
        Широко развернутая техническая пропаганда в подразделениях полка подкрепляется новыми конкретными достижениями на фронте большевистского овладения техникой. В результате широко развернувшейся кружковой работы мы сейчас имеем бурный рост творческой инициативы и активности бойцов в целом ряде подразделений и полку в целом.
        Застывшая на длительный период рационализаторская и изобретательская работа в прошлом сейчас снова оживилась. Поток рационализаторских и изобретательских предложений идет из технических кружков. За последнее время их подано более 30.
        В полигонной роте силами технического кружка собран, отремонтирован и пущен в действие совершенно испорченный аппарат "Юза".
        Во 2 роте кружковцы собрали 5 телефонных аппаратов и аппарат "Морзе".
        Аналогичные примеры имеются и в других ротах. По всему полку есть резкий перелом к лучшему в области бережного отношения к дорогостоящему техническому имуществу.

Создан кабинет связи
        ХОРОШИЙ ПОЧИН КОМСОМОЛЬСКОЙ ЯЧЕЙКИ
        Н.ЧЕРНЯ.
        Умение навести линию, разговаривать по телефону в полевых условиях еще не решает целиком задачи овладения техникой для каждого связиста. Надо добиваться такого положения, чтобы связист настолько знал свою технику, с которой ему придется работать в бою, чтобы в случае отказа в работе того или иного аппарата, боец, обслуживающий этот аппарат, мог определить немедленно причины этого отказа, умел бы устранить мелкую ненормальность в работе. Следовательно, задача овладения материальной частью, механизмами аппаратов связи (телефон, радио и т.п.) в зимний период должна быть разрешена полностью. Эту задачу поставила перед собой и успешно разрешает одна из рот связи N части.
        Овладение техникой связи в этой роте поставлено так: помимо учебных часов, отведенных на это планом боевой подготовки, организована работа во внеучебное время над отстающими и каждодневная работа в специально организованной лаборатории связи. После каждого учебного занятия младшие командиры учитывают слабо усвоивших пройденную тему и прикрепляют их к более сильным товарищам, ставя им задачу к определенному сроку подтянуть слабого на "удовлетворительно". По истечении срока младший командир поверяет, насколько это задание усвоено. Дальнейшая работа с отстающими идет в лаборатории.
        Особого внимания заслуживает лаборатория связи. Она организована трудами комсомольской ячейки по чертежам под руководством командира взвода тов. Эгештрама. Лаборатория служит не только для работы по овладению техникой во внеучебное время, но она является хорошим классом по телефонии, радиоделу и т.д. Вот что она из себя представляет: большая комната - класс. Вдоль всей стены размещены схемы аппаратов, центральных станций, радиостанции и проч. Ниже во всю стену на специальной витрине написан плакат. Это раздел о магнетизме, под этим плакатом указано, что нужно сделать для изучения магнетизма.
        Ниже этого плаката на узком столе лежат два подковообразных магнита, прикрепленная к столу медная, железная, стальная, деревянная пластинка, бумага. Боец, прочитав, что ему рекомендуется проделать по части опытов, делает их и здесь же отвечает на поставленные вопросы.
        Рядом второй такой же плакат со схемой наверху и столиком, на котором прикреплена батарея, вазочка с железными опилками и другие вещи. На плакате написано: электромагнетизм.
        В таком же виде расположены и другие плакаты, схемы и столики. Дальше идут: электромагнитная индукция, электродинамика, схема телефона, электрифицированная центральная станция, электрифицированная доска с частями телефона и т.д. Здесь же в классе устроена полевая центральная станция.
        Эта лаборатория, как ее называют в роте, конечно, не совершенна, она только первый шаг в деле организации такого класса связи, который давал бы возможность каждому бойцу работать при минимуме средств и помощи со стороны.
        В заключение об инициаторе этого мероприятия - комсомольской ячейке роты. Несколько цифр: большинство комсомольцев усвоило специальное дело на "хорошо". Больше двух месяцев ни один комсомолец не имеет дисциплинарного взыскания. Комсомольцы первыми откликнулись на смотр боевой техники, были инициаторами в организации кружков по изучению радиосвязи, телефонии, винтовки. Ячейка в целом во главе со своим секретарем тов. Брыковым является ведущей в роте.

УПОР НА ПРАКТИКУ
        Бригада "Красной звезды": КОНДАКОВ, РОГОВ, ЛЕОНТЬЕВ, РУДНИЦКИЙ. СКВО.
        В настоящее время основным методом боевой подготовки радиста является выход в поле с радиостанциями для практической работы в сетях.
        Раньше зимняя учеба молодых красноармейцев начиналась с изучения теории электротехники и радиотехники. Здесь красноармеец встречался с большим количеством всевозможных терминов и названий, о которых он не имел никакого представления: отсутствие практики не давало ему возможности усвоить эту теорию.
        Только в лагерный период приступали уже к практической работе на радиостанции. Фактически учеба начиналась сызнова, потому что зимняя учеба проходила впустую.
        Практическая работа требовала от радиста уменья быстро развертывать радиостанции, иметь хороший навык и сноровку настраивать приемник и передатчик, вести аппараты, журнал, соблюдать правила корреспонденции. Во всем этом радист при работе терялся. Даже достигнутые за зиму результаты по приему на слух 10-12 групп понижались до 5-8 групп, не говоря уже об определении неисправностей и их устранении, которые даются только практикой при знянии основных законов электротехники.
        В этом году мы начали учебу с практического ознакомления с радиостанцией, с изучения ее материальной части. Достигнув 5 групп приема передачи в классе, сразу перешли на практическую работу на радиостанции. И сейчас 50 процентов времени спецдисциплины уходит на практическую работу при выходах со станциями, где радист получает необходимые ему навыки и сноровку по управлению аппаратурой еще в зимнее время.
        Сейчас нашего молодого радиста по работе можно сравнить с радистом прошлого года, который давал такие результаты только осенью. Это достигнуто благодаря тому, что мы перестроили свою работу согласно требований, пред'являемых к нам, и нового метода подготовки радиста. На каждый выход подразделения в поле дается оперативная обстановка и организуется радиосеть по самой простой схеме и только по усвоении этого допускается переход к более сложным сетям.
        Теперь наш радист может самостоятельно работать на станции со скоростью 8 групп текста, а в классе 12-13 групп. На ряду с этим, здесь же на станции, он практически усваивает правила корреспонденции, получает навыки в выборе главного корреспондента в бою, получает навыки в маскировке матчасти, в маскировке ее работы и в работе на радиостанции уменьшенной мощностью. Таким образом радисты сразу получают навыки работы в действительной боевой обстановке.
        Когда радист хорошо освоил материальную часть и умеет практически с ней работать, мы начинаем подводить теоретические обоснования под процессы и явления, происходящие на станции при работе, не снижая практической работы на станции, выходами в поле. Практика показала, что, работая на неподвижном зимнем полигоне, радист получал недостаточную практику, так как умел только настроить передатчик и в спокойной обстановке передать и принять радиограмму, а когда приходилось обслуживать отрядные учения, где нужно дать связь накоротке (по времени), в напряженной обстановке, он терялся, порою путал включение и настройку, не говоря уже об устранении возможных повреждений.
        Как бы станция ни была исправна, все равно всегда могут быть незначительные повреждения (от сотрясения при движении могут ослабнуть те или другие винты, контакты), могущие нарушить работу станций. Радист должен уметь быстро их отыскать и устранить, а в нашей действительности это дается только практикой. Поэтому на выходах делается упор на то, чтобы радист и механик умели практически устранять повреждения, давать связь накоротке и приобретали выносливость в походе.
        После каждого выхода делается короткий разбор, выпячиваются допущенные ошибки для предупреждения повторения их на другом выходе; но на ряду с этим отмечается хорошая работа отдельных лиц и целых подразделений, с отражением всего этого в ильичевках.
        В наших условиях классы являются одним из важнейших мест в учебе, в особенности для таких дисциплин, как прием на слух и теоретическая часть по радиоделу. Подводя итоги за минувший учебный год, нужно отметить неудовлетворенность радистов классами по их построению, применительно к убывшим установкам.
        Реорганизация классов началась с лета, при чем, особое внимание было уделено классам по приему и передаче. Исходя из определенного числа красноармейского состава, было создано 4 класса, которые, правда, при настоящем составе обслуживаются с натяжкой. Схема классов построена так, что в них можно проходить прием и передачу в группах, начиная с двух по 5-10 человек, и работать по организации боевых сетей. Но им нужно, хотя бы некоторым, дать систему настройки при работе в сетях.
        Новой основной (второй) дисциплиной является теоретическое знание радиодела для того, чтобы после практического изучения радиостанции лучше разобраться с ее работой. Поэтому три класса приспособлены к тому, чтобы была возможность демонстрировать все явления, необходимые по ходу учебы, и проработать отдельные вопросы группами с практическим уклоном.
        Мотокласс имеет достаточное оборудование для практики в разборке и сборке двигателя (правда, на двигателях, снятых со снабжения, что безусловно, при практической разборке настоящих двигателей тормозит до некоторой степени быстрое усвоение работы).
        Последние установки - брать в основу изучение материальной части, строя на этом изучении теоретическую часть, - требуют особого приспособления классов по приемникам в передатчикам.
        В дальнейшем нужно изменить в классах систему питания, т.-е. сделать так, чтобы демонстрация опытов была возможна не только в трех классах, но и во всех остальных, где происходит изучение радиостанции. При упоре на изучение радиостанции необходимо иметь больше развернутых макетов с деталей радиостанций, подлежащих изучению.
        В настоящее время имеется план-программа занятий на круглый год, который, в связи с установкой на изучение материальной части станции составлен так, что прохождение теоретической части не отрывается от станции, для чего введен инструктаж преподавательского состава, позволяющий установить методику однообразного преподавания.

НАШИ УСПЕХИ
        Ударная бригада "Красной звезды". СКВО.
        Основное в успешном выполнении поставленных перед частью задач - правильное, четкое и методически продуманное руководство со стороны командования части. Следуя по этому пути, учеба в нашей части с первых дней носила устойчивый и целеустремленный характер.
        В этом году одиночную подготовку бойца мы провели одновременно со сколачиванием взвода. В напористой полевой работе мы, отрабатывая свою тактическую единицу войск связи - линейный взвод, одновременно отшлифовали и нужного отделению линейного рабочего. Сейчас, в результате четырех тактико-специальных выходов, мы даем 4 км телеграфно-кабельной линии в час в условиях снежного поля. Морзисты в полевой работе, имея самую примитивную оборудованность узла связи, дают 130 слов обмена в час, что установлено на инспекторской работе.
        Показателем общей подготовленности части является главным образом организация обучения среднего начальствующего состава. От целеустремленности учебного командирского года зависят его исход и содержание учебы части в целом.
        Это положение отлично осознано командованием нашей части. В обучении взят исключительно практический уклон, теория же только подкрепляет практику. Широко применяется индивидуальная оценка командира с указанием его недочетов и положительных сторон. Умелая оценка командирских качеств является огромным стимулом к личному совершенствованию командного состава. Узловыми вопросами командирской учебы командование поставило совершенствование в знании материальной части технического вооружения и полное освоение задач ННС в сложных условиях современного боя.
        Эти два основных вопроса для командира-связиста являются ключом к разбиению всего комплекса обучения бойца-связиста. Сейчас мы уверенно можем говорить о том, что сложную телеграфную аппаратуру (аппараты системы Шорина, Юза, не говоря о Морзе) начсостав освоил не плохо. Хуже обстоит дело с оборудованием телеграфно-телефонных станций, но надеемся, что и эту задолженность мы в ближайшее время ликвидируем.
        Конкретно говоря, принцип обучения технике основан на том, что командир в процессе своих занятий проделывает все то, чему он обучает или будет обучать (касается начсостава, не имеющего в зимний период подразделения) своих красноармейцев. На последних выходах в сложных полевых условиях (мороз, снег и т.п.) начсостав начал работать как телеграфист, как посредник на узле связи и при начальниках направлений связи. Такая тренировка дает ему возможность при инструктировании младшего начсостава или на разборе рассуждать не с точки зрения наблюдателя со стороны, а с точки зрения непосредственного исполнителя, т. е. дает ему возможность делать неоспоримые, конкретные выводы. Благодаря такой постановке мы сейчас жестоко деремся за каждый метр кабеля, за каждую плохо зачищенную или неправильно заделанную землю.
        Начсостав лично испытал все недочеты повышенного омического сопротивления, вследствие наличия ржавых сростков, небрежной заделки контактов или плохих земель. Этим врагам телеграфной связи он об'явил жесточайшую борьбу и успешно их начинает ликвидировать, передавая свой опыт младшему начальствующему и рядовому составу.
        Если в прошлом начсостав иногда терялся при нарушении электрической цепи, то сейчас прежние сложные вещи оказываются простыми и для младших специалистов. Так, например, на последнем выходе в мороз Морзе отказался работать. Командир отделения тов. Радин устранил повреждение за две минуты. Неисправность была в громоотводе, в который проникла капля воды.
        Освоение задач ННС в сложных условиях боя проводится также исключительно практическим путем. Лабораторией являются, главным образом выходы в поле, подкрепляемые систематическими играми на картах, а в последнее время играми на ящике с песком. Как будто несложные, с первого взгляда обязанности начальника направления связи в процессе практических игр, вместе с насыщением фона тактической обстановки тактическими и специальными вводными, выдвигают задачи, над которыми приходится ломать голову, которые заставляют изворачиваться, накопляя у командиров солидный "боевой" опыт. Этот способ заставляет крепко запоминать и основные тактические положения, и необходимые специальные варианты, заставляет в процессе самоподготовки искать в пособиях ответа на возникающие вопросы, чтобы избежать промахов на игре или выходе в поле. При проведения выходов в поле всем частям связи необходимо иметь при каждом подразделении посредником. Это дает возможность командованию при разборе занятия охватить подробнейшую картину его динамики, а, следовательно, делать недопускающие никакого сомнения выводы и давать жизненные установки в дальнейшем обучечении.
        Серьезное место в подготовке командного состава в прошедший период заняло освоение радиодела. Если в прошлом часть начсостава имела недостаточное представление о работе раций, то теперь при решении задач по службе связи начсостав начинает вполне сознательно организовывать радиосети, решая задачи по распределению позывных и рабочих волн, правильно применяя особенности сетей в различных формах боя. Усвоен мотор внутреннего сгорания и приступаем к практической работе дежурного радиста. Таблицы позывных и коды для переговоров по проволочной связи уже сделались нашей прочной привычкой.
        Вот основные вопросы освоения техники, над разрешением которых небезуспешно работали командование и парторганизация. В результате на прошедшем в конце января инспекторском смотре часть получила следующий отзыв: "состояние и боевая подготовка части вполне удовлетворительны, все данные говорят за то, что к XIV годовщине часть может выйти в первые ряды ударных РККА".
        Значительную роль в работе связи играет рационализация. Сейчас у нас осуществляется устройство механического "дырокола" для просверливания ям при постройке шестовых линий в мерзлом и каменистом грунте и устройство приспособления для механической размотки и смотки кабеля в двуколки и автомашины.
        Отмеченные отдельные товарищи и подразделения на сегодняшний день не являются исключением для части. Они выдвинуты как типичные на данный период. Конечно, это не говорит о, том, что у нас везде и всюду только успехи и полнейшее благополучие. Много еще нужно работать над исполнением поставленных задач, но уже сейчас можно сказать, что мы стоим на правильном пути, пропитаны готовностью и решимостью по-большевистски бороться с помехами и препятствиями на пути к успешному завершению текущего зимнего учебного периода.

В порядке предложения

ПРАКТИКА ДИКТУЕТ
        И.ЧЕБАНЮК.
        Практика работа выдвигает ряд новых моментов, облегчающих и рационализирующих работу связи, в частности по телеграфно-телефонному делу. На этих моментах мы и остановимся, исходя из опыта работы нашей части связи.
        Прежде всего для наводки шестовой линии необходимо ввести шест нового образца, потребность в котором велика. Этот контрольный или промежуточный шест, уже применяемый у нас в части, заменяет два применяемых в настоящее время шеста и необходим при установке контрольных станций, когда требуется разрезать шестовой провод на две части для установки аппаратов Морзе. Толщина контрольного шеста - 5 см., длина - 380 см. Верхний конец шеста должен иметь стержень-двойник или траверс из двух стержней с расстоянием между ними в 20 см (черт 1).

Размер: 4,8kb,223x350x100dpi

Контрольный шест закрепляется с двух сторон оттяжными веревками, а внизу тремя клинышками: двумя по направлению линий и одним - по направлению контрольной или промежуточной станции. Для установки контрольного шеста требуется 35-40 сек., тогда как для установки шестов старого образца требуется от одной до двух минут.
        Необходимо также ввести чехлы для эбонитовых изоляторов во избежание потери последних при движении. В нашей части такие чехлы применяются, давая стопроцентное сохранение изоляторов. Чехлы устраиваются двух видов: для двуколки и для парной повозки (черт. 2, 3).

Размер: 13,6kb,413x450x100dpi

Для пошивки чехла для парной повозки требуется 3 м. ткани. Можно взять также простой мешок, зашить его верх, а бок распороть. При укладке шестов на парную повозку чехол кладется на нее стяжным шнурком вверх так, чтобы все изоляторы были погружены в чехол, после чего чехол затягивается шнурками. Для шестовой двуколки требуется два чехла, а ткани на каждый - 1,75 м. Дно чехла должно быть круглое, диаметром в 0,65 см. Чехол по форме должен напоминать цилиндр; края его также стягиваются шнурком.

Размер: 15,2kb,421x450x100dpi

При устройстве полевой шестовой линии имеется возможность замены оттяжных веревок подпорочными шестами. Практика показывает, что такой шест более пригоден, чем оттяжная веревка. Его положительные стороны - быстрота устройства угла и установка углового шеста, устранение хищений оттяжных веревок (при линии в 20- 30 км предотвратить это хищение чрезвычайно трудно). Процесс работы при пользовании этим шестом не замедляется.
        Для подпорочного шеста можно использовать старые негодные шесты. На рабочий взвод полагается 47 шестов, которыми на 75 проц. можно заменить веревки. Для укрепления подпорочного шеста требуется 30 см. бечевки, а для укрепления и установки угла - от 1/2 до 1 минуты, тогда как при применяемом сейчас способе - 3-5 мин. Такой шест показан на черт 4.

Размер: 19,9kb,411x450x100dpi

Для ускорения постройки полевой шестовой линии надо придать шестовому взводу телеграфно-кабельную двуколку и, сняв с оси телеграфную катушку, надеть на нее шестовую катушку. Катушка надевается на квадратное утолщение оси, которое расположено ближе к рукоятке. Так как телеграфная катушка вдвое длиннее шестовой, надо на свободную часть оси надеть деревянные цилиндры, которые не позволяют катушке болтаться на оси.
Лучше, конечно, сделать специальную ось по типу телеграфной с некоторыми изменениями (черт.5).

Размер: 6,7kb,450x153x100dpi

Утолщение, находящееся в противоположной от рукоятки стороне, должно быть неподвижным, находиться посредине оси и иметь сквозное отверстие для шпонки, которая служит для закрепления катушки на оси совместно с
утолщением. При введении такой двуколки состав рабочего взвода не изменяется, изменяется лишь состав 4 отделения, которому придается двуколка.
        При разматывании провода с катушки двуколка должна двигаться на расстоянии шага от разбросанных шестов. Первый рабочий сидит на двуколке и придерживает разматывающийся провод, не давая ему закручиваться в барашки. Второй рабочий идет около двуколки, с той ее стороны, где лежат разбросанные шесты, и оттягивает провод. В этом ему помогает третий рабочий, который одновременно сращивает концы; у него должна быть линейная сумка. Четвертый, пятый и шестой номера заготовляют следующую катушку. Номера меняются следующим порядком: № 4 сменяет № 1, 5-й - 2-й, 6-й - 3-й.
        При сматывании провода двуколка двигается так же, как и при разматывании. Первый номер надевает рукавицы, садится на двуколку, направляет провод и регулирует правильность, наматывания его на катушку. Второй номер идет сбоку двуколки и следит, чтобы провод не скручивался. Третий и четвертый номера вращают посменно за корбу. Пятый номер следит, чтобы провод не цеплялся за кочки, кустарник и пр., шестой готовит следующую катушку. При сматывании линейная сумка должна находиться у второго номера. Номера меняются так же как и при разматывании провода.
        На двуколке должна иметься переносная рама на случай, если катушку надо будет перенести вручную, две катушки: с проводом, а при сматывания - две пустых. Скорость работы с такой двуколкой удваивается, доходя до 4-7 км. при разматывании и до 3,5-6 км при сматывании.
        И, наконец, последнее пожелание - нужно изменить форму шестового лома. Утолщенная его часть должна быть четырехугольной и заостренной. т.-е. лом должен иметь вид пирамиды. Длина его остается прежней. Выбивка ямы таким ломом производится за 10-20 сек., вместо 30-50 сек. принятым сейчас. В нашей части новый образец лома уже применяется и значительно облегчает и убыстряет работу.
        В соответствии с выдвинутыми нами предложениями встает необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в "Наставление по телеграфно-телефонному делу".

Вся К.Звезда

Главлит: В 18.870